удк 314.15 Татьяна Николаевна Виценец,
аспирантка кафедры экономики [email protected] и управления на предприятии,
Дальневосточный федеральный университет,
г. Владивосток
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
По численности населения Приморский край занимает первое место в Дальневосточном федеральном округе (удельный вес в общей численности в ДВФО - 31,1%, в общей численности РФ - 1,4%). Уменьшение численности населения происходит вследствие влияния нескольких факторов: снижения рождаемости, повышения уровня смертности и интенсивного миграционного оттока населения края в основном в центральные, более благополучные в социально-экономическом отношении регионы страны. Вопросы демографии по сути своей отражают качество жизни, морально-нравственный климат в обществе, состояние важнейших отраслей. Проведение приоритетных мероприятий демографического развития в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения, стимулирования рождаемости и укрепления семьи, миграционного развития должно повлиять на стабилизацию численности населения Приморского края.
Ключевые слова: демографические процессы, миграционные потоки, регулирование миграционных процессов, миграция, нелегальные мигранты.
T.N. Vitsenec
PECULIARITIES OF MARKET FORMATION OF THE EXTERNAL LABOR MIGRATION IN THE FAR EAST
The population in Primorsky region is one of the largest in the Far East federal circuit (31,1% and 1,4 in Russia). Decreasing of the population is determined by a number of factors: diminishing of the birth rate, increasing mortality level, intensive migration outflow of the population to the central and developed regions of the country. Demographic issues reflect life quality, moral climate in the society, the state of important economic branches. Organizing measures for demographic development in the sphere of health care and increasing of life expectancy, strengthening of family and migration development must stabilize the number of population in Primorsky region.
Keywords: demographic processes, migration flows, regulation of migration processes, illegal migration.
Наиболее полно динамика процессов трудовой миграции в Дальневосточном федеральном округе (далее
- ДВФО) прослеживается на примере Приморского края, занимающего особое геополитическое положение в Дальневосточном регионе России и использующего наибольшее количество иностранных работников по отношению к другим субъектам ДВФО, и в целом отражает состояние трудовой миграции в приграничных регионах ДВФО, активно использующих иностранную рабочую силу (Хабаровский край, Амурская и Сахалинская области).
По количественному составу рынок внешней трудовой миграции в Приморском крае за последнее время увеличился с 14 576 человек в 2003 г. до 32 575 человек в 2012 году. В первом квартале 2013 г. этот показатель составил 24 045 человек.
Характеризуя динамику формирования рынка трудовой миграции, следует отметить существенный рост количества разрешений на работу, выданных иностранным гражданам, прибывшим в Россию по визам (в 2011 г.
- 312 390 человек, в 2012 г. - 375 168 человек), при
значительном снижении количеств выданных разрешений гражданам, прибывшим в безвизовом порядке (2011 г. - 1 858 469 человек, 2012 г. - 1 675 239 человек). Аналогичная картина наблюдается и в ДВФО. Разрешений на работу иностранным гражданам, въехавшим по визам, в 2012 г. было выдано 57 778 шт., что на 3 744 шт. (6,9%) больше, чем в 2011 году. Гражданам, въехавшим в безвизовом порядке, было выдано 48 211 разрешений на работу, что на 4 572 шт. (8,7%) меньше, чем в 2011 году. Наибольшее сокращение количества иностранных работников, въехавших в безвизовом порядке, наблюдалось в 2012 г. в Приморском крае (-2139 человек, -22,2%). Это объясняется значительным снижением квоты на выдачу разрешений на работу гражданам, въезжающим на территорию России в безвизовом порядке.
Практически все трудовые мигранты работали по трудовым договорам у российских юридических лиц. Форма гражданско-правовых договоров пока не нашла широкого применения: этот способ трудоустройства использовали всего 13 человек.
Основу рынка трудовой миграции составляют:
1) трудовые мигранты из дальнего зарубежья (Китай, Вьетнам, КНДР);
2) трудовые мигранты из стран СНГ;
3) иностранные граждане из стран СНГ, которые длительно проживают на территории края без определенного правового статуса и в отношении которых законодательство никаких мер по их легализации не предприняло. Их количество трудно определить, так как оно постоянно увеличивается за счет вновь приехавших и не определивших свое правовое положение в установленные законом сроки. Тем не менее не учитывать эту составляющую нельзя, так как она является порождением издержек миграционного законодательства и составляет ядро незаконной миграции;
4) переселенцы - участники Региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Приморский край соотечественников, проживающих за рубежом.
Как и в прежние годы, основу рынка внешней трудовой миграции составляют граждане дальнего зарубежья - 22 309 человек (68,5%), а среди них преобладают граждане КНР - 16 016 человек (71,8%). В общем количестве иностранных работников (32 575 человек) граждане Китая составляют 49,2%. Значительную долю также занимают граждане КНДР - 5 485 человек (16,8%).
Сопоставляя эти три потока внешней трудовой миграции, следует отметить, что количество работодателей, желающих использовать специалистов из КНР, растет. Вместе с тем в связи со стремительным развитием экономики в самом Китае мы сегодня уже не можем рассчитывать на массовый приток работников из этой страны, так как сам Китай начинает испытывать в них недостаток.
Тем не менее в ближайшей перспективе основной страной - донором трудовых мигрантов в Приморье по-прежнему остается территориально близкий и трудоизбыточный Китай, с которым нам следует осуществлять теснейшее взаимодействие по этим вопросам (с китайскими госструктурами, центральными и региональными). Сегодня китайская иммиграция в Приморский край носит явно выраженный экономический характер.
Подход правительства Китая к данному вопросу ясен. Россия является для Китая перспективным товарным рынком и рынком труда. Правительство Китая рассматривает трудовую эмиграцию населения как один из наиболее реальных путей решения проблемы безработицы и завоевания мирового рынка труда (до 10%). И нужно отметить, что, исходя из нынешней демографической и экономической ситуации, китайская миграция выгодна для России. Поэтому главная задача заключается в том, чтобы, исключив всякую предвзятость, детально разобраться в положительных и отрицательных ее сторонах и по возможности наметить конкретный комплекс мер, способных наиболее эффективно использовать ее на благо развития России.
Последнее время средства массовой информации, не только региональные, но и центральные, настойчиво и последовательно создавали миф о миллионах китайцев в России. Неоднократно звучала цифра китайского присутствия на Дальнем Востоке - 2 млн человек. Но, как показали исследования, эти цифры были, мягко го-
воря, сильно преувеличены. По оценкам как московских, так и местных экспертов, общая численность китайцев в пограничных регионах России на всем протяжении от Иркутской области до Приморского края в течение последних пяти лет оценивается в 200 - 300 тыс. человек. В контексте развития партнерских отношений России с Китаем необходимость подъема экономики Дальнего Востока и Восточной Сибири совершенно очевидна. Но вот то, что этот подъем может быть осуществлен только в сотрудничестве с Китаем, в том числе и за счет широкого привлечения его рабочей силы, и не на временной, а на постоянной основе, пока что не находит должного понимания.
Угроза китайской экспансии объективно существует, но также объективно существует и необходимость китайской иммиграции в Россию. Поэтому вопрос должен быть не в том, как предотвратить, а в том, как организовать китайскую иммиграцию и наладить совместное проживание переселенцев с российскими гражданами. Стратегию отношений с Китаем необходимо строить с позиций XXI века, а не вчерашнего дня, не пытаясь отгородиться от объективной реальности с помощью изоляционистской политики. К середине нового столетия китайцы в России могут стать вторым по численности народом, расселенным по всей ее территории. Их численность к этому времени может достичь 10 млн человек. Недальновидно закрывать на это глаза только потому, что нам этого не хочется. Не лучше ли трезво оценивать и ситуацию, и свои возможности? С точки зрения сохранения единства России, возможно, разумнее пошире открыть двери китайцам в западную часть страны, создавая им условия для более равномерного расселения по всей российской территории, а не концентрируя их только на Дальнем Востоке и особенно в слабозаселенной Восточной Сибири. Кроме того, чтобы избежать доминирования одной этнической группы, нужно привлекать в Россию не только китайцев, но и вьетнамцев, корейцев.
Такая, принципиально новая постановка вопроса непривычна ни для властей, ни для широкой общественности. Доминирующей остается позиция, для которой характерны, с одной стороны, растерянность перед угрозой китайской иммиграции, а с другой - упование на старые способы противодействия этой угрозе. Приверженность такой позиции бесперспективна. Нужны энергичные законодательные, организационные и экономические меры новой миграционной политики, адекватной вызовам XXI века.
В нынешних условиях, при отсутствии внятной миграционной политики, определенную угрозу представляет вторая составляющая формирующегося рынка внешней трудовой миграции. В связи с либерализацией миграционного законодательства на формирование рынка внешней трудовой миграции все большее влияние стали оказывать трудовые мигранты из стран СНГ. В 2012 г. в Приморском крае работали 10 265 трудовых мигрантов из стран СНГ. Поток рабочих из соседних государств бывшего Советского Союза увеличился по сравнению с прошлым годом более чем в 2 раза. В первом квартале 2013 г. в крае отработало 8 900 граждан СНГ, в то время как в первом полугодии 2012 г. - 6 434 человека.
Наибольшее количество трудовых мигрантов в 2012 г. прибыло из Узбекистана (7 006 человек, или 68,3%), наименьшее - из Казахстана (24 человека). Это объясняется тем, что в настоящее время развивающаяся экономика Казахстана требует значительного количества рабочих рук и существенная часть трудовых мигрантов из республик Средней Азии (далеко не худшая) остается здесь, а не востребованные там и неквалифицированные двигаются дальше - через сибирские регионы на Дальний Восток. Этот факт подтверждается тем, что в последние годы трудовая миграция значительно помолодела. Значительное количество трудовых мигрантов составляет молодежь в возрасте 18 - 29 лет (8 013 человек, или 24,6%). В 2004 г. этот показатель составлял 22,9%, в 2006 г. - 23,2%. Наибольшее количество молодежи среди граждан, приехавших из стран СНГ, - 41,5%.
Характерной чертой выходцев из стран СНГ является то, что подавляющее большинство из них владеют лишь элементарными знаниями русского языка, не знают общепринятых обычаев, правил поведения в обществе и российского законодательства, определяющего эти нормы поведения. Ведь сегодня в трудоспособный возраст вошли граждане стран СНГ, которые выросли в условиях, коренным образом отличающихся от условий советского периода. Попадая в чуждое для них общество и не ориентируясь в нем, они становятся легкой добычей криминальных структур и, как правило, потенциальным источником административных правонарушений и уголовных преступлений, пополняя третью составляющую рынка внешней трудовой миграции - круг иностранных граждан, проживающих на территории края без определенного правового статуса.
Источник пополнения трудовых ресурсов за счет переселенцев - участников Региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Приморский край соотечественников, проживающих за рубежом, кардинально отличается от перечисленных выше составляющих рынка внешней трудовой миграции.
Трудовых мигрантов из дальнего и ближнего зарубежья следует использовать лишь как армию временных работников, необходимых для реализации стратегических региональных проектов и, соответственно, создания рабочих мест. Замещение этих рабочих мест будет осуществляться добровольными переселенцами, профессиональная подготовка которых должна осуществляться в процессе строительства объектов. В то же время возможен отбор хорошо зарекомендовавших себя специалистов из числа гастарбайтеров. Этот принцип не нов и применялся при сооружении великих строек про-
шлого века (металлургические комбинаты, Красноярская, Ангарская ГЭС, БАМ и т.п.).
Основные отрасли, в которых предпочитают работать трудовые мигранты, - это: строительство - 13 907 человек (42,7%,), ЖКХ - 4 144 человека (12,7%), сельское хозяйство и обрабатывающие производства - 9 123 человека (28,0%). В целом в производственной сфере экономики было занято 27 465 человек (84,3%), что является положительным фактором (в прошлые периоды число занятых в производственной сфере не превышало 45%). Значительно снизилось в 2012 г. количество иностранных граждан, работающих в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и бытовых изделий. Всего здесь отработало 3 674 человека (3,97%): из них граждан КНР - 2 597 человек (16,2% от количества отработавших китайских граждан) и 988 граждан стран СНГ (9,6% от количества отработавших граждан СНГ).
Некоторые специальности (газоэлектросварщики, монтажники стальных конструкций, крановщики, бульдозеристы и т.п.) являются дефицитными в строительстве и других отраслях и очень редко замещаются иностранцами. Совершенно не востребованы трудовыми мигрантами виды экономической деятельности, связанные с использованием вычислительной техники и информационных технологий, научными исследованиями. Единицы работают в образовании (8 человек) и здравоохранении (8 человек).
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что в противовес оттоку из края высококвалифицированных специалистов переселяется масса неквалифицированных, маргинализированных людей, что впоследствии может стать причиной роста социальной напряженности, возникновения межнациональных конфликтов.
1. Красинец Е. Ван едет к Ивану // Миграция и гражданство. 2011. № 2.
2. Крупное Ю. Против нас ведется операция «Мигранты спасут Россию» // Русская национальная община на Святой Земле: информационный бюллетень. 2009. № 56.
3. Миронов Н.Е. Особенности миграции // Социологические исследования. 2006. № 3.
4. Назарова Е.А. Особенности современных процессов миграции // Социологические исследования. 2005. № 7.
5. Попов А.Н., Суворова Н.Н., Попова Е.А. Программно-целевое управление миграционными процессами: сущность и рациональность // Закон. 2006. № 3.
6. Рязанцев С.Р. Внутрироссийская миграция населения: тенденции и социально-экономические последствия // Экономист. 2012. № 7.