Научная статья на тему 'Эффективность управления миграционными процессами на территории Приморского края'

Эффективность управления миграционными процессами на территории Приморского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / МИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / МИГРАЦИЯ / НЕЛЕГАЛЬНЫЕ МИГРАНТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виценец Татьяна Николаевна

По численности населения Приморский край занимает 1 место в Дальневосточном федеральном округе (удельный вес в общей численности в ДВФО 31,1 %, в общей численности РФ 1,4 %). Снижение численности населения происходило вследствие влияния нескольких факторов: снижения рождаемости, повышение уровня смертности и интенсивного миграционного оттока населения края, в основном в центральные, более благополучные в социально-экономическом отношении, регионы страны. Вопросы демографии, по сути своей, отражают качество жизни, морально-нравственный климат в обществе, состояние важнейших отраслей. Выполнение приоритетных мероприятий демографического развития в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения; стимулирования рождаемости и укрепления семьи; миграционного развития должны повлиять на стабилизацию численности населения Приморского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность управления миграционными процессами на территории Приморского края»

УДК 11

Виценец Татьяна Николаевна

аспирант. Дальневосточный федеральный университет

dasman9 8 @mail .ru

Tatyana N. Vitsenets

Graduate student.

Far East federal university

[email protected]

Эффективность управления миграционными процессами на территории

Приморского края

The efficiency of management of migration processes on the territory of

Primorsky region

Аннотация. По численности населения Приморский край занимает 1 место в Дальневосточном федеральном округе (удельный вес в общей численности в ДВФО - 31.1%, в общей численности РФ - 1.4%). Снижение численности населения происходило вследствие влияния нескольких факторов: снижения рождаемости, повышение уровня смертности и интенсивного миграционного оттока населения края, в основном в центральные, более благополучные в социально-экономическом отношении, регионы страны. Вопросы демографии по сути своей отражают качество жизни, морально-нравственный климат в обществе, состояние важнейших отраслей. Выполнение приоритетных мероприятий демографического развития в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения; стимулирования рождаемости и укрепления семьи; миграционного развития должны повлиять на стабилизацию численности населения Приморского края. Ключевые слова: демографические процессы, миграционные потоки, регулирование миграционных процессов, миграция, нелегальные мигранты. Annotation: The Primorye territory ranks first by the population size in the Far Eastern Federal District (further - FEFD) (specific weight in the total population of the FEFD accounts to 31,1%, in the total population of the Russian Federation - to 1,4%). The decline in population size was caused by several factors: decline in fertility; increase in mortality and intensity of migration outflow of the population of the territory, in general, to the central, more prosperous in socio-economic relation regions of the country. Problems of demography in essence reflect the quality of life, moral environment of society, condition of the most important branches. Implementation of priority measures of the demographic development in the field of strengthening of health and increase in the life expectancy of the population; stimulation of birth rate and strengthening of the family; migration development should influence on the stabilization of the population size of Primorye territory.

Key words: Migration flows, Demography, Demographic processes, Migration policy, Migration outflow, Forecast of development of migratory processes.

Актуальной задачей настоящего времени является создание правового механизма, обеспечивающего получение субъектами федерации ДВФО и государством в целом максимальной выгоды и преимуществ от въезда, пребывания и трудовой деятельности иностранных граждан. Такой механизм должен действовать не только в условиях кризиса, но и по мере выхода из него.

Его разработка и функционирование невозможно без объединения и координации усилий государства, гражданского общества и социально ответственного бизнеса.

Эффективное функционирование механизма управления процессами трудовой миграции предлагает, наряду с государственными органами, задействовать систему неправительственных, некоммерческих и общественных организаций. Их главной задачей является обеспечение ответственности и прав трудящихся мигрантов в сопряжении с экономическими интересами органов местного самоуправления и российских работодателей с государственными службами, регулирующими миграционные процессы [1].

Это будет способствовать устранению причин межэтнической и межконфессиональной напряженности, проявлений национальной и религиозной нетерпимости, профилактики экстремизма.

В этом плане именно институты гражданского общества смогли бы взять на себя роль маятника в часовом механизме, придавая управлению миграционными процессами позитивную направленность, и уравновесить центробежные силы, связанные с нарушениями прав и отсутствием социальной защиты мигрантов.

Построение такой схемы управления можно реализовать в рамках системы государственно-частного партнерства, над созданием которой работают Международная ассоциация «Трудовая миграция» и Фонд «Миграция ХХ1 век».

Идея заключается в создании механизма управления трудовой миграцией на принципах разделения функций. Государство оставляет за собой выдачу разрешений, определение размеров квот и механизм квотирования, контроль над выдачей разрешений использованием мигрантов, за их пребыванием. А разработка механизма привлечения трудовых мигрантов, поиск, оценка уровня квалификации работника, размещение, проживание, медицинское обслуживание и т.п. возлагается на частные, некоммерческие организации [2].

Разработку такого механизма управления трудовой миграцией можно осуществлять уже сегодня в рамках действующего миграционного законодательства.

Формирование подобной схемы регулирования процессов трудовой миграции в Приморском крае ведется на протяжении последних трех лет при активном участии Азиатско-Тихоокеанского института миграционных

процессов и Приморского института государственного и муниципального управления.

Деловые контакты поддерживаются с университетскими центрами Японии, Китая и Южной Кореи, в рамках которых обсуждаются законодательные и организационные основы создания единого рынка труда стран Северо-Восточной Азии [3].

Информационно-кадровая служба (ИКС) появилась как ответ на изменившуюся ситуацию на рынке труда, вызванную массовым высвобождением российских трудовых ресурсов. В подходах к организации работы «ИКС» не имеет аналогов в регионе. Это удачный симбиоз кадровой службы и информационной справочной с единой базой данных и интернет-сайтом, которые постоянно обновляются и легкодоступны как для соискателей рабочих мест (российских и иностранных), так и для работодателей. Главный принцип работы «ИКС»: база данных соискателей предоставляется любому работодателю безвозмездно [4].

Создание Информационно-кадровой службы в предложенном формате чрезвычайно актуально на сегодняшний день, однако следует отметить, что успешное функционирование этой структуры как составной части системы государственного частного партнерства во многом зависит от организационной поддержки со стороны органов государственного управления как федерального, так и регионального уровней [5].

Именно этим в настоящее время определяются проблемы по формированию системы регулирования трудовой миграции на принципах государственного частного партнерства. Они заключаются в следующем.

С одной стороны, принципы такой системы поддерживаются в верхних эшелонах власти, а именно Государственной Думой РФ.

Так, комитет Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками разработал законопроект "Об основах деятельности по оказанию услуг в сфере трудоустройства иностранных трудящихся мигрантов". Если документ будет одобрен, частные кадровые агентства смогут на легальных основаниях сами подбирать российским работодателям иностранных сотрудников.

С другой стороны, идея государственного частного партнерства полностью отвергается руководством ФМС России.

Гораздо проще вывести посреднический бизнес из тени, приняв законопроект комитета ГД РФ, разработанный в соответствии с международными стандартами, и который действительно может стать действенным инструментом борьбы с коррупцией, позволит в полной мере задействовать потенциал неправительственных институтов [6].

Создание и поддержка негосударственных специализированных организаций, целенаправленно занимающихся оказанием комплексной гуманитарной, социальной и юридической помощи трудовым мигрантам, может стать первым этапом в налаживании эффективного миграционного регулирования в регионе, причем не за счет бюджетных средств, а путем привлечения ресурсов местных сообществ.

Их главной задачей является обеспечение прав трудящихся мигрантов в сопряжении с экономическими интересами российских работодателей и государственных органов, регулирующих миграционные процессы.

Отсутствие многоуровневой и состыкованной с российскими нормативными актами системы регулирования процессов трудовой миграции в условиях непростого состояния рынка труда представляет серьезную угрозу экономической, социальной, общественной и санитарно-эпидемиологической безопасности края.

С учетом того, что миграционная ситуация, сложившаяся в Приморском крае, характерна и для других субъектов ДВФО, напрашивается вывод о необходимости создания унифицированной системы, регулирующей процессы трудовой миграции на всей территории Дальневосточного федерального округа. В одиночку здесь работать бессмысленно.

Речь идет о комплексной целевой программе регулирования миграционных процессов, исходя из стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока России до 2015 года.

Успех в разработке и реализации комплексной программы будет определяться ясностью долгосрочных целей развития территории, точностью сформулированных задач и пониманием, за счет каких источников и с помощью каких инструментов будут решаться данные задачи. Одной из таких задач является разработка механизма и совокупности элементов инфраструктуры управления иностранной рабочей силой. Эта задача включает в себя разработку пакета законодательных актов, обеспечивающих правовой режим функционирования данной системы. На уровне правительств необходимо последовательное принятие ряда межправительственных соглашений, обеспечивающих режим селективного формирования миграционного потока. Наконец, потребуется большой набор образовательных программ, обеспечивающих социо-культурное встраивание мигрантов в среду пребывания, их адаптацию к сфере занятости, и возможности использования предоставленных правовых регламентов, защищающих права и свободы мигрантов.

Решение этих задач выходит за рамки ДВФО, так как масштабное освоение территории российского Дальнего Востока является компетенцией федерального центра, для чего потребуется разработка государственной стратегии социально-экономического развития этого региона. Одним из ключевых моментов этой стратегии, рычагом ускоренного социально-экономического развития региона является эффективное использование иностранной рабочей силы.

ЛИТЕРАТУРА

1) Красинец Е. Ван едет к Ивану // Миграция и гражданство.— 2011.— №2. — С. 87—96.

2) Крупное Ю. Против нас ведется операция «Мигранты спасут Россию» // Русская национальная община на Святой Земле: Информационный бюллетень.- 2009.-№56. - С. 76-84.

3) Миронов Н.Е. Особенности миграции // Социологические исследования.- 2006.- №3. - С. 38-46.

4) Назарова Е.А. Особенности современных процессов миграции // Социологические исследования.- 2005.- №7. - С. 72-83.

5) Попов А.Н., Суворова Н.Н., Попова Е.А. Программно-целевое управление миграционными процессами: сущность и рациональность // Закон.-2006.-№3. - С. 46-52.

6) Рязанцев С.Р. Внутрироссийская миграция населения: тенденции и социально-экономические последствия // Экономист.- 2008.- №7. - С. 76-82.

REFERENCES

1) Krasinets E. Van is coming to Ivan [Van edet k Ivanu] // Migratsia i grajdanstvo - 2011 - № 2.

2) Krupnov U. There is held operation against us "Migrations will save Russia". [Protiv nas vedetsya operatsiya "Migranty spasut Rossiyu"]. // Russian national community on the Holy Land: Information bulletin. 2009. № 56.

3) Mironov N. E. Peculiarities of migration [Osobennosti migratsii]. // Sotsiologicheskie issledovaniya. - № 3. - 2006. - p. 220.

4) Nazarova E. A. Peculiarities of modern migration processes [Osobennosti sovremennyh protcessov migratsii]. // Sotsiologicheskie issledovaniya. - № 7. - 2005. - P.116.

5) Popov A. N., Suvorova N. N., Popova E. A. Program-targeted management of migration processes: essence and rationality. [Programmno-tselevoe upravlenie migratsionnymy protsessami: susch 'nost' i ratsional 'nost']. // Zakon. № 3. - 2006. - p. 231.

6) Ryazantsev, A., 2008. Intra-Russian migration of population: trends and socio-economic consequences. [Vnutrirossiyskaya migratsiya naselenia: tendentsii i sotsial'no-ekonomicheskie posledstviya]. Economist, 7:149.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.