Научная статья на тему 'Оценка инвестиционной привлекательности российских компаний из сферы розничной торговли'

Оценка инвестиционной привлекательности российских компаний из сферы розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиции / инвестиционная привлекательность / оценка инвестиционной привлекательности / сфера розничной торговли. / investments / investment attractiveness / assessment of investment attractiveness / retail trade

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кареева Юлия Владимировна, Паштова Леля Германовна

Статья посвящена исследованию инвестиционной привлекательности российских компаний в сфере розничной торговли. В ходе работы был проведён анализ финансовых показателей, рыночной доли и конкурентных преимуществ таких компаний, как ПАО «Магнит», Х5 Retail Group и ПАО «Лента». Рассмотрены проблемы выбора и применения инструментария оценки инвестиционной привлекательности. Для решения поставленной задачи определена вся совокупность внешних и внутренних факторов, наиболее значимых и оказывающих решающее влияние на инвестиционную привлекательность. Авторы используют различные методы оценки, включая анализ финансовых показателей, оценку рыночной доли и операционных показателей, результатом которых является интегральный показатель, позволяющий выявить привлекательные объекты для инвестиций. Исследование показало низкую инвестиционную привлекательность ПАО «Лента» по сравнению с ПАО «Магнит» и X5 Retail Group. Для повышения инвестиционной привлекательности «Ленты» дана рекомендация сосредоточиться на улучшении операционных показателей деятельности компании и повышении EVA, MVA через сделки M&A с усиленным контролем над интеграцией приобретаемых активов. Результаты исследования могут быть полезны как инвесторам, так и аналитикам рынка для принятия обоснованных решений в области инвестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кареева Юлия Владимировна, Паштова Леля Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF RUSSIAN RETAIL COMPANIES

The article is devoted to the study of the investment attractiveness of Russian companies in the retail sector. In the course of the work, an analysis of financial indicators, market share and competitive advantages of companies such as PJSC Magnit, X5 Retail Group and PJSC Lenta was carried out. The problems of choosing and applying investment attractiveness assessment tools are considered. To solve this task, the whole set of external and internal factors that are the most significant and have a decisive impact on investment attractiveness has been identified. The authors use various assessment methods, including analysis of financial indicators, assessment of market share and operational indicators, the result of which is an integral indicator that allows identifying attractive objects for investment. The study showed the low investment attractiveness of PJSC Lenta compared to PJSC Magnit and X5 Retail Group. To increase the investment attractiveness of Lenta, it is recommended to focus on improving the operational performance of the company and increasing EVA, MVA through M&A transactions with enhanced control over the integration of acquired assets. The results of the study can be useful for both investors and market analysts to make informed investment decisions.

Текст научной работы на тему «Оценка инвестиционной привлекательности российских компаний из сферы розничной торговли»

Оценка инвестиционной привлекательности российских компаний из сферы розничной торговли

Кареева Юлия Владимировна,

магистрант, Департамент корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Паштова Леля Германовна

д.э.н., профессор, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья посвящена исследованию инвестиционной привлекательности российских компаний в сфере розничной торговли. В ходе работы был проведён анализ финансовых показателей, рыночной доли и конкурентных преимуществ таких компаний, как ПАО «Магнит», Х5 Retail Group и ПАО «Лента». Рассмотрены проблемы выбора и применения инструментария оценки инвестиционной привлекательности. Для решения поставленной задачи определена вся совокупность внешних и внутренних факторов, наиболее значимых и оказывающих решающее влияние на инвестиционную привлекательность. Авторы используют различные методы оценки, включая анализ финансовых показателей, оценку рыночной доли и операционных показателей, результатом которых является интегральный показатель, позволяющий выявить привлекательные объекты для инвестиций. Исследование показало низкую инвестиционную привлекательность ПАО «Лента» по сравнению с ПАО «Магнит» и X5 Retail Group. Для повышения инвестиционной привлекательности «Ленты» дана рекомендация сосредоточиться на улучшении операционных показателей деятельности компании и повышении EVA, MVA через сделки M&A с усиленным контролем над интеграцией приобретаемых активов. Результаты исследования могут быть полезны как инвесторам, так и аналитикам рынка для принятия обоснованных решений в области инвестирования.

Ключевые слова: инвестиции; инвестиционная привлекательность; оценка инвестиционной привлекательности; сфера розничной торговли.

LO S Ое

со см о см см

Введение

Современные тенденции роста неопределенности и ускорения изменений обуславливают необходимость обеспечения устойчивого развития экономических систем. На первый план для компаний выходит вопрос поиска источников финансирования инвестиционных проектов для противодействия негативным последствиям финансового кризиса. В этих условиях каждый хозяйствующий субъект должен обладать инвестиционной привлекательностью, которая позволяет ему осуществлять инновационную деятельность, усиливать свои конкурентные преимущества и совершенствовать производство.

При оценке инвестиционной привлекательности важным является учет отраслевых особенностей. Сегодня в сфере розничной торговли наблюдается очень жесткая конкуренция, в которой для сохранения лидерских позиций нужно постоянно совершенствоваться, используя лучший мировой опыт, внедряя новые технологии и расширяя область своей деятельности. А это невозможно без привлечения инвестиций, которые требуют определенного уровня инвестиционной привлекательности.

Целью данного исследования является оценка инвестиционной привлекательности компании из сферы ретейла. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- оценить сущность инвестиционной привлекательности компаний;

- проанализировать основные факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность ре-тейла и ПАО «Лента»;

- предложить методику оценки инвестиционной привлекательности компаний из сферы ретей-ла, которая учитывает отраслевые особенности;

- проанализировать финансовое состояние ведущей компании продуктового ретейла в России и дать оценку инвестиционной привлекательности, используя предложенный алгоритм.

Методы исследования

Для решения поставленной цели были применены следующие методы научного исследования:

- критический анализ, абстрактно-логический метод и обобщение научного опыта - при совершенствовании принципов оценки инвестиционной привлекательности;

- анализ, синтез и сравнение - при систематизации факторов влияния внешней и внутренней среды на инвестиционную привлекательность компании;

- финансовый анализ при оценке инвестиционной привлекательности ПАО «Лента» и ее конкурентов.

Прежде чем приступить к решению поставленной задачи и рассмотреть специфику оценки инвестиционной привлекательности компаний из сферы розничной торговли, необходимо определить, что понимается под инвестиционной привлекательностью. Каждый из авторов вкладывает разное значение в определение инвестиционной привлекательности, делая акцент на разных ключевых факторах, которые зависят от типа инвестора, объекта инвестирования, отрасли и др. Тем не менее анализ различных подходов к определению инвестиционной привлекательности позволил выделить несколько основных направлений к трактовке его сущности:

- финансовый (бухгалтерский) подход, использующий в основном показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- риск-подход, основанный на анализе соотношения риск-доходность;

- рыночный подход, основанный на анализе информации о динамике акций компании и сумме выплаченных дивидендов;

- комплексный (комбинированный) подход, систематизирующий основные значимые факторы инвестиционной привлекательности;

- затратный подход, ориентированный на рост стоимостной характеристики бизнеса [9]. Важно отметить, что высокий показатель инвестиционной привлекательности способен формировать и усиливать конкурентные преимущества компании. Также в условиях функционирования современной экономики уровень инвестиционной привлекательности компании будет важным фактором, показывающим устойчивость организации. В наше время, когда происходит активное развитие технологий, модернизация и совершенствование производства, а также внедрение инноваций в производственный процесс, весьма актуальной будет возможность изменения перспектив развития организации под влиянием инвестиций. Этот процесс еще раз показывает, что инвестиционная привлекательность будет важна для каждой компании, стремящейся к развитию.

Рассмотрев разнообразные подходы к толкованию сущности инвестиционной привлекательности компании, выделим следующее определение: инвестиционная привлекательность - интегральный показатель, характеризующий целесообразность вложения средств в данный хозяйствующий субъект [5].

Также предметом дискуссий остаются факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность, которые можно разделить на внутренние и внешние. Внешние факторы - это факторы, на которые компания не может влиять напрямую, но от них во многом будет зависеть ее развитие и в целом функционирование. Примеры внешних факторов показаны на рисунке 1 [1].

Внутренние факторы - это факторы, на которые компания может напрямую влиять. К таким факторам относятся финансовое положение организации, качество управления, рыночная устойчивость и другие факторы, представленные на рисунке 1.

Рис. 1. Факторы инвестиционной привлекательности компаний [1]

Инвестиционная привлекательность - относительно новая область исследований, и существует множество различных подходов к определению этого термина. При такой разнице подходов к определению самого термина существенно будут различаться и методы оценки инвестиционной привлекательности. Некоторые инвесторы считают необходимым анализировать только финансовые показатели компании, другие считают необходимым провести целый комплекс исследований различных факторов и показателей.

Большинство методов оценки инвестиционной привлекательности построены на определении и анализе финансовых показателей по определенным направлениям:оборачиваемости активов, рентабельности, финансовой устойчивости, ликвидности объектов инвестирования и т.д. Для всесторонней оценки инвестиционной привлекательности необходимо определить универсальный интегральный показатель, который также учитывал бы отраслевую особенность компаний.

Применение интегральной оценки при анализе деятельности компаний в экономической литературе долгое время подвергалось серьезной критике. Наиболее существенными недостатками данного метода анализа являются:

- возможные ошибки при выборе определенной совокупности показателей для расчета универсального интегрального индекса;

- возможность субъективного подхода к определению доли показателя;

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

- отсутствие четких стандартных значении интегральных показателей, что приводит к тому, что такоИ метод может быть эффективен только для сравнительной оценки определенной совокупности объектов и не может быть использован для определения привлекательности конкретного предприятия.

Перечисленные недостатки в основном свойственны при комплексном анализе предприятия. В условиях постоянного поиска новых объектов инвестирования эти недостатки частично сглаживаются за счет оценки определенного количества альтернатив с помощью принципов сравнительного анализа.

Используем следующие группы показателей, затрагивающим различные стороны привлекательности компаний из сферы розничной торговли [8]:

- финансовые показатели: ликвидность, рентабельность, оборачиваемость, финансовая устойчивость.

- специфические для отрасли операционные показатели: торговая площадь, продажи на квадратный метр торговой площади, LFL-продажи, LFL рост (падение) среднего чека, LFL рост (падение) трафика;

- качественные и количественные показатели, характеризующие текущее и прогнозное состояние рынка, такие как доля промо в продажах, доля СТМ в обороте, удовлетворенность покупателей и пр.;

- показатели, характеризующие акции объекта анализа и показатели создания стоимости для акционеров: D/P, D/E, EVA и другие.

В связи с различной сущностью анализируемых групп показателей для расчета интегрального показателя инвестиционной привлекательности предлагается приведение всех показателей в сопоставимый вид через перевод абсолютных значений в относительные. Перевод осуществляется путем расчета доли показателя каждой компании от максимального значения в группе рассматриваемых компаний, при этом каждому показателю присваивать балл от 0 до 1, где максимальному значению в группе присваивается 1 балл и 0 баллов в случае отрицательного значения при имеющихся положительных значениях у других компаний. Использование такой модели позволит оценить инвести-

ционную привлекательность компании на основе различных по природе групп внешних и внутренних факторов, приоритетных для инвестора. Дополнительным преимуществом данной методики расчета инвестиционной привлекательности является возможность разработать рекомендации по её повышению путём выявления показателей с низким значением [8].

Используя данную методику, оценим инвестиционную привлекательность топ-4 продуктового ретейлера, ПАО «Лента». Компания оперирует на рынке продуктового ретейла, на котором наблюдаются следующие тенденции:

- географическая экспансия сетевых ритейлеров в регионы с низким уровнем присутствия розничной сети;

- растущая роль магазинов у дома и дискаунте-ров;

- смещения потребительского поведения в сторону среднего и экономичного сегмента;

- развитие и увеличение доли продаж товаров розничных сетей под собственными торговыми марками;

- увеличение присутствия местных продуктов в ассортиментной матрице розничных сетей;

- повышение внимания ритейлеров к складской и транспортной логистике, повышение осведомленности о важности их собственных логистических цепочек;

- в современных условиях покупатели меньше заботятся о широте ассортимента и больше о доступности [14].

Рынок продуктовой розницы России является фрагментированным с низким уровнем насыщения, что предоставляет широкие возможности для консолидации участников рынка. Россия все еще отстает от развитых стран, в которых топ-5 игроков занимает 61% или более рынка. За последние годы крупнейшие российские ритейлеры значительно увеличили свою долю рынка благодаря активному росту продаж в магазинах «у дома» и процессу консолидации. Желание потребителей сократить свои расходы привело к изменениям в структуре продуктовых форматов. Вместо супермаркетов и гипермаркетов потребители стали выбирать магазины «у дома» и жесткие дискаунтеры, предлагающие более доступные цены (рис. 2).

Ое

см см

Рис. 2. Структура торговой площади по форматам,% [15]

Доля гипермаркетов и супермаркетов продолжает снижаться в период с января по июнь 2023 года. Это связано с закрытием магазинов рядом ре-тейлеров, медленным восстановлением трафика в торговых центрах, усилением конкуренции со стороны онлайн-ритейлеров и платформ электронной коммерции, а также с ростом популярности малых форматов магазинов.

В то же время продолжающаяся цифровиза-ция экономики стимулирует ускоренное развитие онлайн-сервисов и, в частности, электронной торговли продуктами питания. В целом сегмент розничной торговли и его ключевые участ-

ники по-прежнему демонстрируют высокие темпы роста продаж продуктов питания через интернет.

19 апреля 2022 года торги глобальными депозитарными расписками «Лента» были прекращены. С 1 декабря 2021 года минимальное значение курса обыкновенных акций составило 605 руб. (24 февраля 2022 г.), максимальное - 1301 руб. (17 декабря 2021 г.). По состоянию на 30 июня 2023 года капитализация составила 87,5 млрд руб. (увеличение на 8,7% к началу года). Среднее значение капитализации за январь-июнь 2023 года составило 84,4 млрд руб (рис. 3) [15].

Рис. 3. Динамика капитализации сети «Лента», млрд руб [15]

Анализ финансовых результатов ПАО "Лента" за 2022 год показал, что компания продолжает демонстрировать стабильный рост и развитие. Выручка компании увеличилась на 8,6% по сравнению с предыдущим годом и составила 531,9 млрд рублей. Чистая прибыль также выросла, достигнув 26,9 млрд рублей, что на 50,1% больше, чем в 2021 году. Этот рост был обусловлен несколькими факторами. Во-первых, компания успешно расширяла свою сеть магазинов, открывая новые точки (за 9 месяцев 2023 года открыла 2 гипермаркета и 27 магазинов малых форматов) и улучшая существующие. Во-вторых, ПАО «Лента» продолжает инвестировать в инновационные технологии, которые улучшают качество обслуживания клиентов и повышают эффективность работы компании. В-третьих, компания продолжает оптимизировать свои расходы, что позволяет ей сохранять конкурентоспособность на рынке.

Ожидается, что в 2023 году финансовые результаты ПАО "Лента" продолжат улучшаться. Компания планирует продолжать расширять свою сеть магазинов и улучшать качество обслуживания клиентов. Также ожидается, что инвестиции в инновационные технологии продолжат приносить свои плоды в виде повышения эффективности работы компании и улучшения качества товаров и услуг.

Посчитаем интегральный показатель для «Ленты» и сравним его с показателями топ-2 игроков на рынке продуктового ретейла, «Магнитом» и X5 Retail Group. Первая группа состоит из показателей ликвидности, долгосрочной финансовой устойчивости и рентабельности (табл. 1).

Таблица 1. Группа № 1: показатели ликвидности, долгосрочной финансовой устойчивости, рентабельности (30.06.2023 LTM) [2,3,14]

Показатель Лента Магнит X5 Retail Group

Коэффициент абсолютной ликвидности 0,3 0,6 0,2

Коэффициент текущей (общей) ликвидности 1,2 1,2 0,6

Коэффициент быстрой ликвидности 0,5 0,7 0,2

Коэффициент финансовой автономии 0,38 0,17 0,12

Коэффициент маневренности собственного капитала 0,1 0,4 (1,2)

Коэффициент финансирования 0,6 0,2 0,1

Коэффициент финансовой устойчивости 0,7 0,7 0,6

Рентабельность активов,% -0,8 2,3 3,8

Рентабельность продаж по чистой прибыли,% -0,5 1,3 1,8

Рентабельность прямых затрат,% -0,6 1,7 2,4

Интегральный показатель 0,54 0,77 0,54

Источник: составлено автором на основании анализа данных годовых отчетов и пресс-релизов ПАО «Магнит», ПАО «Лента» и X5 Retail Group [2,3,14]

Показатели ликвидности наиболее весомые у «Магнита», но в основном показатели для трех анализируемых компаний ниже или равны нормативным значениям, что говорит о низком уровне

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

ликвидности. Важно отметить, что при оценке ликвидности нужно учитывать специфику розничной торговли: высокая роль запасов, низкая абсолютная и относительная величина дебиторской задолженности, финансирование преимущественно за счёт заёмного капитала.

Коэффициент финансовой устойчивости находится в нормативных значениях на всем рассматриваемом периоде для всех компаний, что говорит о том, что большая часть активов финансирована за счет устойчивых источников, таких как собственный капитал и долгосрочные заемные средства. Показатели рентабельности снизились по сравнению с 2021 годом за счет снижения чистой прибыли у «Ленты» и «Магнита», что является отрицательным признаком для финансовой устойчивости компаний. Интегральный показатель по группе 1 имеет наибольшее значение у «Магнита», что говорит о более привлекательном финансовом положении компании.

Основными операционными показателями у ре-тейлеров являются изменение сопоставимых продаж и плотности, а также изменение среднего чека и трафика (табл. 2).

Таблица 2. Операционные показатели деятельности компаний

Показатель Лента Магнит X5 Retail Group

Изменение LFL-nродажи,% -1,9 5,4 7,2

Изменение среднего чека,% -1,4 3,2 1,9

Изменение трафика,% -0,6 2,2 5,2

Плотность продаж, тыс. руб. 306,58 253,02 295,72

Интегральный показатель 0,33 0,76 0,92

Источник: составлено автором на основании анализа данных годовых отчетов и пресс-релизов ПАО «Магнит», ПАО «Лента» и X5 Retail Group [2,3,14]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3. Показатели, характеризующие положение компаний на рынке продуктового ретейла

Показатель Лента Магнит X5 Retail Group

Доля рынка,% 2,2 12,8 13,2

Географическое покрытие (ФО, в которых присутствуют магазины компании) 7 7 8

Объем онлайн-продаж,% от продаж 8,8 2,1 3,7

Доля СТМ в общем объеме продаж,% 17,5 20 24,0

Собственное производство СТМ (качественный показатель), баллов 0,8 1,0 0,8

Интегральный показатель 0,70 0,77 0,83

со

о Источник: составлено автором на основании анализа данных годовых отчетов и пресс-релизов ПАО «Магнит», ПАО «Лента» Т| и X5 Retail Group [2,3,14]

Анализ операционных показателей показал, что у «Ленты» отрицательная динамика показателей по сравнению с «Магнитом» и X5 Retail Group, что говорит об ухудшении работы действующих торговых точек ретейлера.

Одной из наиболее важных тенденций развития отрасли является существенное увеличение онлайн-продаж, развитие СТМ и собственного производства (табл. 3), поэтому данные показатели важно учесть при расчете инвестиционной привлекательности компаний из сферы продуктового ретейла.

Итак, из показателей, характеризующих положение компаний на рынке продуктового ретейла, можно сделать вывод, что Лента имеет самую маленькую долю рынка, но при этом имеет наибольшую долю онлайн-продаж. X5 Retail Group имеет самое большое географическое покрытие, в то время как Магнит - лидер среди компаний по количеству СТМ. В целом, все три компании имеют достаточно высокие показатели, что говорит об их успешности на рынке розничной торговли.

Оценка инвестиционной привлекательности компаний с использованием показателей VBM (табл. 4) показала, что наиболее инвестиционно привлекательной компанией является X5 Retail Group. Для «Магнита» и X5 EVA > 0, что означает рост стоимости компаний с эффективным использованием капитала. Кроме того, капитал обеспечил норму возврата на вложенный капитал и принес добавленную стоимость.

Таблица 4. Показатели создания стоимости [2,3,14]

Показатель Лента Магнит X5 Retail Group

EVA (19 599) 4 819 17 582

MVA (39 142) 283223 242187

Интегральный показатель 0,0 0,6 0,9

Источник: составлено автором на основании анализа данных годовых отчетов и пресс-релизов ПАО «Магнит», ПАО «Лента» и X5 Retail Group [2,3,14]

Для «Ленты» показатель EVA < 0 в 2021-2023 гг, что говорит об уменьшении рыночной стоимости организации. Собственники теряют вложенный в организацию капитал за счет потери альтернативной доходности. Отрицательное значение MVA для «Ленты» свидетельствует о недостаточной рыночной оценке компании, так как ее рыночная капитализация ниже суммы вложенных собственных средств. Долгосрочный тренд на снижение капитализации «Ленты» связан с ростом неопределенности по поводу дальнейшего развития компании из-за снижения популярности гипермаркетов.

Предположим, что инвестор отдаст предпочтение учету показателей финансового анализа, после чего примет во внимание показатели, отражающие рыночные тенденции и положение компании на рынке, затем операционные показатели и только потом - показатели, оценивающие ценные бу-

маги (табл. 5). Можно заметить, что в случае подобного ранжирования показателей по значимости наибольшей инвестиционной привлекательностью обладает «X5 Retail Group».

Таблица 5. Расчет интегрального показателя инвестиционной привлекательности [2,3,14]

Показатель Вес Лента Магнит X5 Retail Group

Интегральный показатель по группе 1 0,375 0,54 0,77 0,54

Интегральный показатель по группе 2 0,250 0,33 0,76 0,92

Интегральный показатель по группе 3 0,250 0,70 0,77 0,83

Интегральный показатель по группе 4 0,125 0,00 0,60 0,90

Интегральный показатель 0,460 0,746 0,753

Источник: составлено автором на основании анализа данных годовых отчетов и пресс-релизов ПАО «Магнит», ПАО «Лента» и X5 Retail Group [2,3,14]

Таким образом, по результатам расчетов был выявлен высокий уровень инвестиционной привлекательности «Магнита» и X5 Retail Group, а также низкий уровень инвестиционной привлекательности «Ленты». Для повышения инвестиционной привлекательности «Ленты» необходимо сосредоточиться на улучшении операционных показателей деятельности компании и повышении EVA, MVA.

Заключение

Проведенный теоретический анализ выявил множественность трактовки инвестиционной привлекательности компаний. Анализируя различные теоретические подходы, было установлено, что концепция инвестиционной привлекательности - это развивающаяся и многогранная система, охватывающая не только деятельность предприятий, но и внешние условия региона, отрасли и страны в целом, поэтому при оценке компаний необходимо учитывать и внешние, и внутренние факторы в едином интегральном показателе.

Охарактеризуем положительные факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность «Ленты»:

- размер и рост рынка: ПАО «Лента», как и все розничные сети, работает на рынке с высоким уровнем спроса и стабильным ростом. Российский рынок розничной торговли продолжает расти, что делает его привлекательным для инвесторов.

- низкая зависимость от внешних факторов: Розничная торговля является достаточно стабильной отраслью, которая менее подвержена влиянию экономических кризисов и политических изменений.

- конкурентное преимущество: ПАО «Лента» занимает лидирующие позиции на российском рынке розничной торговли благодаря своему широкому ассортименту товаров, удобству расположения магазинов и высокому качеству обслуживания.

- диверсификация бизнеса: Компания представлена в разных регионах России и имеет множество магазинов различных форматов (гипер-маркеты, супермаркеты, мини-гипермаркеты и т.д.). Это позволяет снизить риски и обеспечивает стабильность бизнеса.

- инновации и технологии: «Лента» активно внедряет новые технологии в свои магазины, что позволяет улучшить качество обслуживания покупателей и снизить издержки. Охарактеризуем отрицательные факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность «Ленты»:

- высокая конкуренция: на рынке розничной торговли существует множество крупных игроков, таких как Магнит, X5 Retail Group и другие, которые могут составить конкуренцию компании;

- зависимость от экономической ситуации: розничная торговля сильно зависит от экономической ситуации в стране, и в периоды кризиса покупатели могут сократить свои расходы на продукты питания и другие товары;

- риск потери доли рынка: в связи с появлением новых форматов магазинов, таких как онлайн-магазины и магазины «у дома», Лента может потерять часть своей доли рынка;

- зависимость от кредитных ресурсов: Лента имеет значительную долговую нагрузку, что может ограничить ее возможности по инвестированию в новые проекты и развитию бизнеса. Для повышения инвестиционной привлекательности «Ленты» необходимо сосредоточиться на улучшении операционных показателей деятельности компании и повышении EVA, MVA через сделки M&A с усиленным контролем над интеграцией приобретаемых активов.

Таким образом, оценка инвестиционной привлекательности компании является важным этапом для любого инвестора, так как позволяет инвесторам принимать обоснованные решения о вложении своих средств. Оценка инвестиционной привлекательности также позволяет выявить слабые стороны компании и определить возможные риски, что помогает инвесторам выбрать наиболее перспективные объекты для инвестирования. Проведенный анализ и предложенный алгоритм оценки показал низкую инвестиционную привлекательность ПАО «Лента» по сравнению с «Магнитом» и X5 Retail Group.

Литература

1. Кириченко Д.А. Инвестиционная привлекательность предприятия: сущность, факторы, оценка // Экономика строительства. 2021. № 6 (72). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

investitsionnaya-privlekatelnost-predpriyatiya-suschnost-faktory-otsenka (дата обращения: 20.10.2023).

2. Лента // Финансовая отчетность - URL: https:// corp.lenta.com/ru/investors/ (дата обращения: 10.09.2023)

3. Магнит // Финансовая отчетность - URL: https:// www.magnit.com/ru/disclosure/annual-reports/ (дата обращения: 10.09.2023)

4. Мамий Е.А. Инвестиционная привлекательность компании ритейлера: ключевые факторы и методы оценки / Е.А. Мамий, О.С. Рябце-ва // Экономика: теория и практика. - 2020. -№ 2(58). - С. 68-74.

5. Макарова, О.А. Сущность и содержание понятия «инвестиционная привлекательность предприятий» / О.А. Макарова, В.С. Молчанов // Управление экономическими системами: Материалы XV Международной научно-практической конференции, Чита, 28 октября 2021 года / Ответственный редактор О.А. Баранова. - Чита: Забайкальский государственный университет, 2021. - С. 36-42.

6. Панков Н.Н. Методические подходы к классификации и оценке элементов инвестиционной деятельности: отдельные теоретические аспекты / Н.Н. Панков // Журнал Белорусского государственного университета. Экономика. -2018. - № 2. - С. 34-41. - EDN YLHEZA.

7. Соколова В.Ю. Особенности организаций сектора розничной торговли и их влияние на проведение анализа финансовой устойчивости // Вестник науки. 2023. № 5 (62). - URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsiy-sektora-roznichnoy-torgovli-i-ih-vliyanie-na-provedenie-analiza-finansovoy-ustoychivosti (дата обращения: 15.09.2023).

8. Уварова, Е.А. Инвестиционная привлекательность как условие развития предприятия / Е.А. Уварова, А.В. Сергеева // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. - 2020. -№ 1. - С. 72-74.

9. Усин Р. У., Патласов О.Ю. Моделирование интегральных показателей инвестиционной привлекательности для компаний продуктового ретейла // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2022. № 4. - URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/modelirovanie-integralnyh-pokazateley-investitsionnoy-privlekatelnosti-dlya-kompaniy-produktovogo-reteyla (дата обращения: 10.11.2023).

10. Фалеева, Е.Ю. Системный подход в оценке инвестиционной привлекательности предприятия / Е.Ю. Фалеева // Технолого-экономическое образование. - 2019. - № 11. - С. 106-113.

11. Чуб, М.В. Методы показателей оценки инвестиционной привлекательности предприятия / М.В. Чуб, Р.Р. Нуриев // Вестник современных исследований. - 2020. - № 7-5(37). - С. 41-44.

12. Шнайдер, О. В. К актуальным вопросам анализа инвестиционной привлекательности организации / О.В. Шнайдер, Е.А. Герасимова, А. Се-

бриня // Jurnalul Umanitar Modern. - 2021. -Т. 4. - № 2(8). - С. 24-26.

13. Шпакович, Д.К. Инвестиционная привлекательность предприятия и методы ее оценки / Д.К. Шпакович, Е.И. Алексашкина, В.В. Негре-ева // Modern Economy Success. - 2019. - № 3. -С.127-133.

14. X5 Retail Group // Финансовая отчетность -URL: https://www.x5.ru/ru/investors/annual-reports/ (дата обращения: 10.09.2023)

15. Infoline // База «Т0П-200 крупнейших торговых сетей FMCG России. Итоги I полугодия 2023 года» - URL: https://infoline.spb.ru/ (дата обращения: 20.10.2023)

ASSESSMENT OF THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF RUSSIAN RETAIL COMPANIES

Kareeva Yu.V., Pashtova L.G.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article is devoted to the study of the investment attractiveness of Russian companies in the retail sector. In the course of the work, an analysis of financial indicators, market share and competitive advantages of companies such as PJSC Magnit, X5 Retail Group and PJSC Lenta was carried out. The problems of choosing and applying investment attractiveness assessment tools are considered. To solve this task, the whole set of external and internal factors that are the most significant and have a decisive impact on investment attractiveness has been identified. The authors use various assessment methods, including analysis of financial indicators, assessment of market share and operational indicators, the result of which is an integral indicator that allows identifying attractive objects for investment. The study showed the low investment attractiveness of PJSC Lenta compared to PJSC Magnit and X5 Retail Group. To increase the investment attractiveness of Lenta, it is recommended to focus on improving the operational performance of the company and increasing EVA, MVA through M&A transactions with enhanced control over the integration of acquired assets. The results of the study can be useful for both investors and market analysts to make informed investment decisions.

Keywords: investments; investment attractiveness; assessment of investment attractiveness; retail trade

References

1. Kirichenko D.A. Investment attractiveness of an enterprise: essence, factors, assessment // Construction Economics. 2021. No. 6 (72). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7 investitsionnaya-privlekatelnost-predpriyatiya-suschnost-faktory-otsenka (date of access: 10/20/2023).

2. Lenta // Financial statements - URL: https://corp.lenta.com/ru/ investors/ (access date: 09/10/2023)

3. Magnit // Financial reporting - URL: https://www.magnit.com/ru/ disclosure/annual-reports/ (access date: 09.10.2023)

4. Mamiy E.A. Investment attractiveness of a retailer company: key factors and assessment methods / E.A. Mamiy, O.S. Rya-btseva // Economics: theory and practice. - 2020. - No. 2(58). -pp. 68-74.

5. Makarova, O.A. The essence and content of the concept of "investment attractiveness of enterprises" / O.A. Makarova, V.S. Molchanov // Management of economic systems: Proceedings of the XV International Scientific and Practical Conference, Chita, October 28, 2021 / Executive editor O.A. Baranova. -Chita: Transbaikal State University, 2021. - pp. 36-42.

6. Pankov N.N. Methodological approaches to the classification and assessment of elements of investment activity: individual theoretical aspects / N.N. Pankov // Journal of the Belarusian State University. Economy. - 2018. - No. 2. - P. 34-41. - EDN YLHEZA.

7. Sokolova V. Yu. Features of organizations in the retail trade sector and their influence on the analysis of financial stability // Bulletin of Science. 2023. No. 5 (62). - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-organizatsiy-sektora-roznichnoy-torgovli-

i-ih-vliyanie-na-provedenie-analiza-finansovoy-ustoychivosti (date of access: 09.15.2023).

8. Uvarova, E.A. Investment attractiveness as a condition for the development of an enterprise / E.A. Uvarova, A.V. Sergeeva // Bulletin of the Tula branch of the Financial University. - 2020. -No. 1. - P. 72-74.

9. Usin R. U., Patlasov O. Yu. Modeling of integral indicators of investment attractiveness for food retail companies // Human Science: Humanitarian Research. 2022. No. 4. - URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/modelirovanie-integralnyh-pokazateley-investitsionnoy-privlekatelnosti-dlya-kompaniy-produktovogo-reteyla (date of access: 11/10/2023).

10. Faleeva, E. Yu. Systematic approach to assessing the investment attractiveness of an enterprise / E. Yu. Faleeva // Technological and economic education. - 2019. - No. 11. - P. 106113.

11. Chub, M.V. Methods of indicators for assessing the investment attractiveness of an enterprise / M.V. Chub, R.R. Nuriev // Bulletin of modern research. - 2020. - No. 7-5(37). - pp. 41-44.

12. Schneider, O.V. On current issues in the analysis of the investment attractiveness of an organization / O.V. Schneider, E.A. Gerasimova, A. Sebrina // Jurnalul Umanitar Modern. -2021. - T. 4. - No. 2(8). - pp. 24-26.

13. Shpakovich, D. K. Investment attractiveness of an enterprise and methods of its assessment / D.K. Shpakovich, E.I. Aleksashki-na, V.V. Negreeva // Modern Economy Success. - 2019. - No. 3. - P. 127-133.

14. X5 Retail Group // Financial statements - URL: https://www.x5. ru/ru/investors/annual-reports/ (access date: 09/10/2023)

15. Infoline // Database "T0P-200 largest FMCG retail chains in Russia. Results of the first half of 2023" - URL: https://infoline. spb.ru/ (access date: 10/20/2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.