РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
В.А. Гребенникова, канд. экон. наук, доцент П.В. Калашников, студент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-6-1-60-64
Аннотация. в данной статье рассмотрена необходимость проведения анализа с помощью системы комплексных показателей для оценки инвестиционной привлекательности предприятия. В ходе работы был проведен анализ финансовой отчетности АО «Тан-дер» и X-5 Retail Group, а также прочих нефинансовых факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность. Было установлено, что использование системы комплексных показателей позволяет более точно провести оценку инвестиционной привлекательности.
Ключевые слова: инвестиции, торговые предприятия, финансовый анализ, комплексная оценка.
В современных условиях для более точной оценки инвестиционной привлекательности все более важную роль играет возможность проведения всестороннего и комплексного анализа, что непосредственно влияет на эффективность принятия инвестиционных решений.
В работах Миловановой Е.А. и Даниловой М. В рассмотрена возможность использования комплексной системы показателей, однако в данных работах сделан ак-
цент только на финансовых факторах и полностью отсутствует оценка других показателей, оказывающих влияние на инвестиционную привлекательность [1, 2].
Инвестиционная привлекательность предприятия включает в себя такие аспекты как: информационная, кадровая, экологическая, социальная, территориальная, инновационная, финансовая привлекательность, а также привлекательность продукции [3].
Рис. 1. Факторы инвестиционной привлекательности предприятия [3]
Для проведения анализа ограничимся на дем анализ финансовой устойчивости и финансовый, кадровый, территориальный платежеспособности предприятия. и продуктовый аспект. Для начала прове-
Таблица 1. Коэффициенты рентабельности, финансовой устойчивости и ликвидности АО компаний за 2018-2020 гг.
Показатель АО Тандер X-5 Retail Group Ср.значение по ритейлу
2018 г. 2019 г. 2020 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г.
Рентабельность активов 0,05 0,02 0,10 0,05 0,05 0,00 0,07
Рентабельность собственного капитала 0,20 0,09 0,32 0,07 0,06 0,01 0,24
Рентабельность продаж 0,25 0,24 0,25 1,00 1,00 1,00 0,05
Коэффициент автономии 0,22 0,26 0,30 0,68 0,83 0,68 0,45
Коэффициент капитализации 1,00 0,78 0,95 0,22 0,00 0,09 0,49
Коэффициент покрытия инвестиций 0,45 0,46 0,59 0,83 0,83 0,74 0,57
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,12 0,08 0,24 0,00 0,00 0,00 0,13
Коэффициент срочной ликвидности 0,19 0,16 0,33 0,46 0,05 0,27 0,84
Коэффициент общей ликвидности 0,82 0,89 1,20 0,47 0,05 0,27 2,02
Показатели рентабельности активов, собственного капитала в 2020 г. в АО «Тандер» превышают среднее значение по отрасли в отличие от X-5 RetailGroup. При анализе коэффициента автономии и капи-
тализации можно сделать вывод, что X-5 RetailGroup больше полагается на собственные источники финансирования чем АО «Тандер».
Таблица 2. Динамика коэффициентов рентабельности, финансовой устойчивости и ликвидности компаний за 2018-2020 гг._
Показатель АО Тандер X-5 Retail Group
19/18 г. 20/19 г. 19/18 г. 20/19 г.
Рентабельность активов -0,022 0,073 0,008 -0,050
Рентабельность собственного капитала -0,110 0,229 -0,003 -0,060
Рентабельность продаж -0,004 0,007 0,000 0,000
Коэффициент автономии 0,034 0,044 0,150 -0,144
Коэффициент капитализации -0,225 0,173 -0,223 0,092
Коэффициент покрытия инвестиций 0,010 0,131 0,000 -0,082
Коэффициент абсолютной ликвидности -0,044 0,161 0,000 0,000
Коэффициент срочной ликвидности -0,028 0,164 -0,415 0,220
Коэффициент общей ликвидности 0,066 0,312 -0,416 0,221
Так же по коэффициенту покрытия инвестиций можно отметить, что Х-5 RetailGroup финансируется за счет более устойчивых источников финансирования и обладает большей финансовой независимостью.
Однако АО «Тандер» обладает большим коэффициентом общей ликвидности
чем X-5 RetailGroup, а также лучшей рентабельностью продаж. Несмотря на большую финансовую результативность АО «Тандер», X-5 RetailGroup обладает лучшей финансовой устойчивостью. Далее проведем сравнительный анализ показателей дивидендной политики торговых компаний.
Таблица 3 Сравнительный анализ показателей дивидендной политики за 2020 г.
Компания Дивиденды, млрд. руб. Кол-во акций, млн. шт. Дивиденды на 1 акцию, руб. Чистая прибыль, млрд, руб. Прибыль на 1 акцию, руб. Цена акции, руб. Дивидендная доходность
АО Тандер 50 101,9 490,7 54,4 534,2 5315 0,092
X-5 Retail Group 50 271,6 184,1 18,7 68,9 2260 0,081
Проанализировав показатели чистой прибыли и дивидендов на 1 акцию, а также дивидендную доходность можно сделать
Проведем оценку продуктовой привлекательности: можно отметить, что в среднем число sku (уникальных наименование товарных позиций) на 4156 больше у торговой сети АО «Тандер», что говорит о лучшей широте ассортимента.
Несмотря на преобладание X-5 Retail Group в основном формате - «Магазин у дома» на 1798 магазинов, первенство по числу торговых объектов сохраняет АО «Тандер», что превышает общее число магазинов X-5 Retail Group по всем форматам на 5031.
Кроме того, АО «Тандер» в отличие от X-5 Retail Group помимо продуктовых се-
Далее проведем анализ кадровой привлекательности торговых сетей. Для этого воспользуемся рейтингом компании по ре-крутингу Head Hunter за 2020 г. Рейтинг определялся по трем независимым оценкам HR-анкета+внутренняя оценка eNPS
вывод, что АО «Тандер» ведет более привлекательную для инвесторов дивидендную политику.
тей владеет также сетью аптек и магазинов дрогери, что является конкурентным преимуществом.
Далее проанализируем территориальный охват торговых сетей. Заметно, что X-5 RetailGroup преобладает в Центральном федеральном округе, однако в остальных округах РФ торговая сеть АО «Тандер» распространена намного больше, и в целом по стране компания обладает большим количеством торговых объектов.
Можно сделать вывод АО «Тандер» обладает большей территориальной привлекательностью.
(чистый индекс лояльности сотрудников) +внешняя оценка кандидатов. Можно отметить, что АО «Тандер» обладает большей кадровой привлекательностью чем X-5 Retail Group. [9]
Таблица 4. ^ Нефинансовые показатели розничных компаний на 2020 г.
Формат Кол-во магазинов Средняя торговая площадь, кв.м. Среднее число sku
АО Тандер X-5 Retail Group АО Тандер X-5 Retail Group АО Тандер X-5 Retail Group
Магазин у дома 14 911 16 709 341 392 6 447 4 500
Супермаркет 428 933 1 360 1 087 13 900 15 000
Гипермаркет 42 56 3 560 3 966 25 550 26 000
Дрогери 6 183 231 9 758
Аптека 1 165 55 4 800
всего 22 729 17 698 322 440 7 439 3 283
Таблица 5. Распространенность торговых сетей по округам РФ на 2020 г.
Округ АО Тандер X-5 Retail Group Отклонение
Центральный 5 867 6 717 -850
Приволжский 5 711 4 627 1 084
Южный 3 556 1 702 1 854
Свеверо -Западный 2 326 1 866 460
Уральский 2 214 1 529 685
Сибирский 1 274 919 355
Северо-Кавказский 654 338 316
всего 21 602 17 698 3 904
бЗ
Таблица 6. Рейтинг работодателей в с ере розничной торговли на 2020 г.
Место Название компании Город Итоговый балл
1 ИКЕА Москва 106,45
2 ЛЕНТА Санкт-Петербург 104,74
3 Магнит Краснодар 102,06
4 ВкусВилл Москва 101,66
5 Rendez-Vous Москва 99,12
6 СПОРТМАСТЕР Москва 99,04
7 X-5 Retail Group Москва 98,32
8 Азбука вкуса Москва 98,1
9 ТС Командор Красноярск 95,68
10 Аскона Ковров 94,32
11 Hoff Москва 93,52
В целом при сравнительном анализе инвестиционной привлекательности можно сделать вывод что АО «Тандер» обладает большей продуктовой, территориальной и кадровой привлекательностью, а
также лучшими показателями рентабельности продаж и дивидендной политики.
Далее проследим как данные факторы оказывают влияние на цены акций торговых компаний. [8]
Рис. 2. Котировки акций Магнит и X5 - Retail Group за последние 12 месяцев
По динамике котировок можно увидеть, что разрыв цен увеличивается и цена акции АО «Тандер» растет значительно быстрее чем X-5 Retail Group.
Рис. 3. Динамика разрыва цен акций Магнит и X5 - Retail Group за последние 12 месяцев
Можно сделать вывод, что использова- чить более полное представление об их ние системы комплексных показателей для инвестиционной привлекательности и поз-оценки инвестиционной привлекательно- воляет принимать более эффективные ин-сти торговых компаний позволяет полу- вестиционные решения.
Библиографический список
1. Данилова М. В. Вопросы реализации комплексного подхода к оценке показателей финансового состояния организации // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2020. - №3. - С. 88-97.
2. Милованова Е.А.Методический инструментарий комплексной оценки финансового состояния торговых предприятий// Региональные проблемы преобразования экономики -2018. - №11 (334-352).
3. ВолынскаяО.А.Экономика и управление предприятиями, отраслями, комплексами // Проблемы современной экономики - 2015. - №3. - С. 107-111.
3. Официальный сайт «Магнит». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.magnit.com/ru/
4. Официальный сайт «Х-5 RetailGroup». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.x5.ru/ru/pages/investors.aspx
5. Мамий Е.А., Пышнограй А.П., Новиков А.В. Инвестиции: теория и практика: Учебное пособие - М.: Просвещение-Юг 2015. - 210 с.
6. Гребенникова В.А., Вылегжанина Е.В. Дивидендная политика корпораций: теоретические ориентиры и практические решения// Экономика: теория и практика - 2016. - №4. - С. 65-74.
7. Гребенникова В.А., Отырба М.Б. Подходы к управлению финансовыми рисками предприятия в секторе розничной торговли // Экономика и предпринимательство - 2017. -№12-3. - С. 797-800.
8. Финам//Информация о финансовых рынках - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.finam.ru/quotes
9. HeadHunter//Компания интернет-рекрутмента- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://hh.ru
DEVELOPMENT OF A SYSTEM OF COMPLEX INDICATORS FOR EVALUATING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF A TRADING ENTERPRISE
V.A. Grebennikova, Candidate of Economics Sciences, Docent P.V. Kalashnikov, Student Kuban State University (Russia, Krasnodar)
Abstract. this article considers the need for an analysis using a system of complex indicators to assess the investment attractiveness of an enterprise. In the course of the work, an analysis of the financial statements of JSC "Tander" and X-5 Retail Group, as well as other non-financial factors affecting the investment attractiveness, was carried out.
It was found that the use of a system of integrated indicators allows for a more accurate assessment of investment attractiveness.
Keywords: investments, trading enterprises, financial analysis, comprehensive assessment.