Научная статья на тему 'Оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционных затрат открытия современной пекарни в стиле «Бекерай» в городе Астана'

Оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционных затрат открытия современной пекарни в стиле «Бекерай» в городе Астана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
хлебобулочные изделия / инвестиции / пекарня / выручка / производственное оборудование / производство / затраты / bakery products / investments / bakery / revenue / production equipment / production / costs

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пак Евгения Александровна

В статье представлена оценка инвестиционной привлекательности пекарни в стиле «Бекерай» в г. Астана на основе анализа рынка хлебобулочных изделий и основных конкурентов при условии открытия пекарни в новом районе города. Более того, автор представляет подробный анализ структуры инвестиционных затрат, необходимых для реализации проекта, в стоимостном выражении. Выводы о целесообразности открытия пекарни основаны также на основе расчета предполагаемой выручки с учетом потенциального объема рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS AND INVESTMENT COSTS FOR OPENING A MODERN BAKERY IN THE STYLE OF «BEKERAI» IN ASTANA

The article presents us the assessment of the investment attractiveness of a bakery in the style of «Bekeray» in Astana based on the analysis of bakery market and main competitors in this sphere, suggesting that the the bakery will be open in a new area of the city. Moreover, the author introduces a detailed analysis of the structure of investment costs, which are necessary for the project implementation. Conclusions about the feasibility of opening a bakery are based on the calculation of estimated revenue, taking into account the potential volume of the market. The article will be of interest to students of economics and individual businessmen, who plan to open bakery.

Текст научной работы на тему «Оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционных затрат открытия современной пекарни в стиле «Бекерай» в городе Астана»

Пак Евгения Александровна

магистратура экономического факультета Казахстанского филиала МГУ им. М. В. Ломоносова адрес электронной почты - [email protected]

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ И ИНВЕСТИЦИОННЫХ ЗАТРАТ ОТКРЫТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕКАРНИ В СТИЛЕ «БЕКЕРАЙ» В ГОРОДЕ АСТАНА Аннотация. В статье представлена оценка инвестиционной привлекательности пекарни в стиле «Бекерай» в г. Астана на основе анализа рынка хлебобулочных изделий и основных конкурентов при условии открытия пекарни в новом районе города. Более того, автор представляет подробный анализ структуры инвестиционных затрат, необходимых для реализации проекта, в стоимостном выражении. Выводы о целесообразности открытия пекарни основаны также на основе расчета предполагаемой выручки с учетом потенциального объема рынка.

Ключевые слова: хлебобулочные изделия, инвестиции, пекарня, выручка, производственное оборудование, производство, затраты.

Pak E.A.

graduate of economic faculty Kazakhstan branch of Moscow state University. M. V. Lomonosov e-mail - [email protected]

ASSESSMENT OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS AND INVESTMENT COSTS FOR OPENING A MODERN BAKERY IN THE STYLE OF «BEKERAI»

IN ASTANA

Abstract. The article presents us the assessment of the investment attractiveness of a bakery in the style of «Bekeray» in Astana based on the analysis of bakery market and main competitors in this sphere, suggesting that the the bakery will be open in a new area of the city. Moreover, the author introduces a detailed analysis of the structure of investment costs, which are necessary for the project implementation. Conclusions about the feasibility of opening a bakery are based on the calculation of estimated revenue, taking into account the potential volume of the market. The article will be of interest to students of economics and individual businessmen, who plan to open bakery.

Keywords: bakery products, investments, bakery, revenue, production equipment, production, costs.

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ И ИНВЕСТИЦИОННЫХ ЗАТРАТ ОТКРЫТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕКАРНИ В СТИЛЕ «БЕКЕРАЙ» В ГОРОДЕ АСТАНА

Хлебопекарная промышленность относится к одной из важнейших отраслей пищевой промышленности, уровень развития которой затрагивает жизнь всего населения. Особенно важно развитие данной отрасли для Казахстана в рамках стремления страны обеспечить

продовольственную безопасность путем обеспечения внутреннего рынка собственной продукцией по важному ассортименту товаров, среди которых хлеб занимает первое место. Потенциал

развития данной отрасли высок в связи с низкой стоимостью основного

производственного сырья - пшеничной муки. Это связано с тем, что Казахстан является крупным экспортером пшеницы и производителем муки. Из таблицы 1, представленной ниже, видно, что производство муки достаточно для покрытия как собственного спроса, так и экспорта. Рынок муки является насыщенным, в связи с чем стоимость муки низкая.

Таблица 1

Производство, импорт и экспорт отдельных видов продукции пищевой промышленности Казахстана в 2017 г., тонн

№ Продукты Производство Импорт Экспорт

1 Мясо и мясо птицы, пищевые субпродукты 930 290,3 186 000,4 11 589,9

Рыба, ракообразные и

2 моллюски переработанные и консервированные 33 665,0 47 419,9 19 115,6

3 Соки фруктовые и овощные 168 523,9 34 166,0 1 547,4

Плоды и орехи

4 консервированные и переработанные 1 862,0 158 557,7 14,899,4

5 Масла растительные 283 218,0 160 608,5 44 035,6

6 Продукты молочные 728 492,0 155 180,9 17 055,9

7 Мука 3 462 307,0 9 628,4 1 809 427, 6

Источник: АО «Рейтинговое агентство Регионального Финансового Центра города Алматы» (РА РФЦА). Анализ основных экономических показателей пищевой промышленности РК 2017г. С 17.

На продукцию пекарни будет предъявлен спрос, о чем свидетельствует анализ потребления домашних хозяйства г. Астаны, представленной в таблице 2.

Таблица 2

Структура потребления продуктов домашними хозяйствами Астаны

кг

2017 2012 2013 2014 2015 2016

Все ДХ Астана

Хлебопродукты и крупные изделия 133,69 108,99 124,2 124,5 126,1 129,8 130,7

Мясо и мясопродукты 69,122 71,97 65,9 69,6 70,8 73,2 73,2

Рыба и морепродукты 10,698 7,98 10,4 10,8 10,8 10,8 10,8

Молочные продукты 237,74 263,84 227,6 225,6 225,6 234,0 235,2

Яйца, штук 168,478 186,64 150 156 156 164 164

*Источник: составлено автором на основе данных Официального Интернет-ресурса Министерства Национальной Экономик РК. Комитета по Статистике. Официальная статистическая информация. Оперативные данные. Уровень жизни населения. Режим доступа: Ыtp://stat.gov.kz/faces/puЫicatюnsPage/puЫicatюnsOper?_adf.ctH-state=smg4950zo_25&_afrLoop=4040191720608523&visiЫescreen=no&pageid=puЫicationsOper

Открытие кондитерского кафе именно в Астане актуально в связи с дешевизной муки в Акмолинской области

по сравнению с другими регионами страны, так как данная область характеризуется высоким уровнем развития сельского хозяйства, в частности, выращивания пшеницы. И основной производитель муки - холдинг «Цесна» располагается в г. Астана.

Пекарня нового типа в стиле «Бекерай» в Астане является перспективным вложением средств в связи с отсутствием на рынке прямых конкурентов. Стиль «Бекерай»

подразумевает мини-пекарню в сочетании с мини-кафе. Это атмосферное, уютное место, где можно насладиться свежей выпечкой, представленной широким ассортиментом.

Предлагаемое место открытия подобной пекарни -по адресу г. Астана,

Есильский район, ул.Сыгнак-Туран, коммерческое помещение площадью 282 кв. м. в новом жилом комплексе ЖК «Сеул». Для доказательства актуальности открытия пекарни в данном районе автором проведен анализ потенциального объема рынка и конкурентов.

Оценка объема рынка

осуществляется посредством модели PAM, TAM, SAM, SOM:

1. PAM (Potential Available Market) -потенциальныйобъёмрынка;

2. TAM (Total Addressable Market) -общийобъёмцелевогорынка;

3. SAM (Served/Serviceable Available Market) -доступныйобъёмрынка;

4. SOM (Serviceable & Obtainable Market) -реально достижимый объём рынка.

Таблица 3

Пояснение к модели анализа объема рынка

Показатель Пояснение Оценка

PAM Население г. Астаны, чел. 1 045 137

Население г.Астана в

TAM возрасте от 15 лет и старше, чел. 567 491

Население г.Астана

ежедневно

SAM употребляющие хлебобулочные изделия, чел. 453 992

Сам ЖК «Сеул» представлен 8 блоками, это 1302 квартиры. В

Население г. Астана, среднем в 1 квартире 2 человека. Это 2604 чел. В радиусе 0,8-1 км от

проживающие него находится ЖК «Зеленый

SOM вЕсильском районе, ул.Сыгнак-Туран, ЖК квартал», представленный 624 квартирами. Это еще

«Сеул» и в радиусе 5 км от него. приблизительно 1248 чел. В сумме с жителями ЖК «Сеул» это 3852 чел. Мы предполагаем, что них 80% человек - гарантированно наши клиенты. Это 3081 чел.

Вывод: Реально достижимый района и, как следствие, отсутствии

объем целевого рынка составляет 3081 конкурентов поблизости.

чел. Подробный анализ конкурентов

Привлекательность предлагаемого приведен ниже:

месторасположения заключается в новизне

Таблица 4

Анализ конкуренции в Есильском районе, ул.Сыгнак-Туран, г. Астана

Возможные конкуренты Детерминанты

Качество Местонахождение Уровень цены Ассортимент Репутация фирмы Атмосфера

1) «АтеНе^ bakery Высокое качество Домашние ингредиенты для выпечки Всегда свежая продукция г. Астана, Есильский район, ул.Сыгнак-Туран Средний Большой ассортимент хлебобулочных, кондитерских изделий и выпечка Новая + Атмосферное место, соответствующее статусу «пекарня», «кафе»; Качественный ремонт

2) «2 ВгоЖакегу» Низкое качество продукуции Ул.Енбекшилер 17 (непосредственный конкурент) Выше среднего Позиционируют себя как «Пекарня», «Кофейня», но в меню преобладают основные блюда, полный бар алкоголя, а Известная -

Возможные конкуренты Детерминанты

Качество Местонахождение Уровень цены Ассортимент Репутация фирмы Атмосфера

также присутствует кальян

3) «Астыкжан» (супермаркет) Свежая продукция Ул.Бейсековой, 3 (9 км.); Ул. Акжол, 31 (10 км). Средний Широкий ассортимент хлебобулочных изделий Известная недостаточная чистота самого помещения

4) «La Tartine Не всегда свежая выпечка, в частности хлебобулочные изделия ТРЦ Kernen City Forte Bank Nazarbayev University ТЦ «Евразия-3» Выше среднего Широкий ассортимент Известная В целом, атмосфера уютная, однако располагаются эти пекарни, в основном внутри ТЦ, что уже свидетельствует о «нарушении» атмосферы

5) «Астана», «Спутник» («Елизавета» Свежая продукция, высокое качество Ул.Кенесары, 37 Выше среднего В основном сладкая выпечка: торты и пирожные Известная -маленькое помещение внутри супермаркета, шумно

6) «Тэп-татл" Свежая, среднее качество Ул.Кунаева,14 Ул.Петрова,25 Валиханова,13 Иманова, 12 Мангили ел,51 Средний Торты, пирожные Известная -дешевый ремонт

* Источник: составлено автором

Таким образом, перспективность открытия пекарни в данном районе не вызывает сомнений.

Однако помимо анализа рынка важным является и анализ необходимых затрат для открытия такого рода пекарни.

Стоимость помещения по указанному ранее адресу площадью 282 кв.м. в черновой отделке составит 110 000 000 тг. Капитальный ремонт данной площади составит 7500 000 тг, а стоимость услуг

дизайнера торгового зала составит 350 000 тг.

Высокой стоимостью помимо помещения характеризуется и

производственное оборудование.

Перечень необходимого

производственного оборудования с ценами представлен ниже в Таблице 5.

Как видим, общая стоимость только производственного оборудования составит 37 048 608 тг.

Таблица 5

Перечень необходимого производственного оборудования для пекарни с ценами

на октябрь 2018 г.

Название компании,

Наименование Кол-во Цена, тг. Стоимость, тг предоставляющей услуги/промежуточные товары

Миксер настольный 2 422699 845398 ТОО Торговый дизайн

Миксер ручной 3 175000 525000 ТОО Торговый дизайн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Блендер 3 13500 40500 ТОО Торговый дизайн

Расстоечный шкаф 2 1633825 3267650 ТОО Торговый дизайн

Пароконвек-томат 2 4871000 9742000 ТОО Торговый дизайн

Тестомес 2 2638000 5276000 ТОО Торговый дизайн

Наименование Кол-во Цена, тг. Стоимость, тг Название компании, предоставляющей услуги/промежуточные товары

Тестораскаточный станок 1 1411181 1411181 ТОО Торговый дизайн

Холодильники 6 421434 2528604 ТОО Торговый дизайн

Морозильные камеры 6 429853 2579118 ТОО Торговый дизайн

Столы производственные (из нержавеющей стали) 15 25860 387900 ТОО Торговый дизайн

Шкаф пекарский 3 561405 1684215 ТОО Торговый дизайн

Листы для выпечки багетов 10 6000 60000 ТОО Торговый дизайн

Гастроемкость 20 2987 59740 ТОО Торговый дизайн

Хлебная печь 1 1350000 1350000 ТОО Торговый дизайн

Плита четырехком-форочная 1 301443 301443 ТОО Торговый дизайн

Плита индукционная 1 652488 652488 ТОО Торговый дизайн

Мойки двухсекцион-ные 1 62623 62623 ТОО Торговый дизайн

Мойки односекцион-ные 34603 173015 ТОО Торговый дизайн

Вафильницы 1 1015174 1015174 ТОО Торговый дизайн

Мукопросеи-ватель 1 683153 683153 ТОО Торговый дизайн

Приточно -вытяжная система 1 2800000 2800000 ИП Levsoft

Бактерицид-ный шкаф для ножей 1 88406 88406

Диспенсоры для спирта обработки рук 3 6000 18000

Бактерицид-ная лампа 2 6000 12000

Кофемолка 1 450000 450000

Кофемашина 1 1035000 1035000

Итого стоимость всего оборудования 37048608 Итого стоимость всего оборудования

Помимо данных расходов на непроизводственного назначения, среди

производственное оборудование которых наиболее важно следующее

понадобится закупка оборудования (таблица 6):

Таблица 6

Оборудование для торгового зала с ценами на октябрь 2018 г.

Наименование Кол-во Цена Стоимость

Витринное оборудование 1 1804379 1804379

Столы 6 25000 150000

Стулья 25 16000 400000

Кассовый аппарат 1 120000 120000

ПО для общественного питания R-keeper (Монитор, чековый принтер, касса) 1 1500000 1500000

Машина для развозки 1 1500000 1500000

Подставки под меню 8 2300 18400

Всего 5492779

Таким образом, общий объем необходимых инвестиций с учетом покупки здания помещения, его ремонта, стоимости оборудования, инвентаря производственного и непроизводственного назначения, сырья и материалов на первые 3 месяца составит 167, 5 млн. тг.

Однако несмотря на высокую стоимость проекта, риски, связанные с невозможностью сбыта продукции в связи с отсутствием спроса, отсутствуют, так как хлеб - продукт первой необходимости.

Предполагаемая выручка, исходя из потенциального объема рынка, а также

себестоимость, коммерческие и за каждый месяц первого полугодия

управленческие расходы приведены ниже проекта.

Таблица 7

Выручка, себестоимость, чистая прибыль предприятия за первые полгода

работы

янв.19 фев.19 мар.19 апр.19 май.19 июн.19

Выручка 6 535 800 6 568 479 6601321 6 634 328 6 667 500 6 700 837

Себестоимость 3 254 618 3 254 618 3 254 618 3 254 618 3 254 618 3 254 618

Валовая прибыль 3 281 182 3 313 861 3 346 703 3 379710 3 412 881 3 446 219

Коммерческие расходы 1 440 000 1 454 400 1 468 944 1 483 633 1 498 470 1 513 454

Управленческие расходы 1 246 000 1 246 000 1 246 000 1 246 000 1 246 000 1 246 000

% по кредиту 617 477 604 613 591 749 578 885 566 020 553 156

Прибыль до налогообложения 22 295 8 848 40 010 71 192 102 391 133 608

Налог на имущество, тенге (1,5%) 10 577 10 577 10 577 10 577 10 577 10 577

Налог на прибыль (20%) - 1 770 8 002 14 238 20 478 26 722

Чистая прибыль, тенге -32 872 - 3 499 21 431 46 376 71 336 96 309

*Примечание к таблице 7: налог на коммерческого помещения под проект в 110 01

В коммерческие расходы включены расходы на продавцов-консультантов, кассиров, расходы на бесплатные дегустации, проводимые в качестве рекламной акции и проч. Автором делается предположение о том, что коммерческие расходы растут на 1% каждый месяц в первый год реализации проекта, так как именно от расходов на рекламу в первый год зависит выручка.

имущество рассчитан с учетом стоимости 0 000 тг. за 282 кв.м.

В управленческие расходы включены расходы на административно-

управленческий персонал, офисные принадлежности и проч.

Вывод: несмотря на высокую стоимость проекта, он является целесообразным.

Библиографический список

1. АО «Рейтинговое агентство Регионального Финансового Центра города Алматы» (РА РФЦА). Анализ основных экономических показателей пищевой промышленности РК 2017г. С 17.

2. Официальный Интернет-ресурс Министерства Национальной Экономики РК. Комитета по Статистике. Официальная статистическая информация. Оперативные данные. Уровень жизни населения. Режим доступа: http://stat.gov.kz/faces/publicationsPage/publicationsOper7_adf.ctrl-

state=smg4950zo_25&_afrLoop=4040191720608523&visiblescreen=no&page_id=publicatio nsOper

3. Сайт ТОО «Торговый дизайн». Режим доступа: https://www.t-d.kz/

4. Сайт ИП «Levsoft». Режим доступа: https://1stroitelny.kz/catalog/list/id/4d2168759172af4201ce0000?region=4d47b952ca37ec8d2 6000292

5. Сайт «Доска объявлений OLX». Режим доступа: www.olx.kz

6. Официальный сайт компании UCS original software. Режим доступа: http://technologysolution.kz/?page_id=558&gclid=EAIaIQobChMIjOy_5Kj53QIVB7UYCh3 Umg_wEAAYAiAAEgIvIfD_BwE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.