Научная статья на тему 'Оценка инвестиционного потенциала Восточной экономической зоны Республики Саха (Якутия)'

Оценка инвестиционного потенциала Восточной экономической зоны Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ИНДЕКС / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ РАЙОНЫ / РЕГИОН / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров Николай Егорович, Ковров Григорий Сидорович, Николаева Ирина Валентиновна, Павлова Светлана Никандровна

В статье дана оценка инвестиционной среды Восточной экономической зоны Республики Саха (Якутия) на основе анализа нормативных документов, определяющих стратегическое развитие инвестиционной деятельности в регионе. Рассчитан уровень инвестиционного потенциала региона, интегрального индекса уровня инвестиционных потенциалов экономических зон за 2016 год. Сформулированы рекомендации по итогам оценки инвестиционной среды Восточной экономической зоны. Результаты работы могут быть использованы для принятия управленческих решений по корректировке и разработке нормативных актов в сфере социальноэкономического развития муниципальных образований республики. Статья подготовлена по результатам проекта «Оценка, основные тенденции изменения природного и социально-экономического состояния, человеческого потенциала Восточной экономической зоны Республики Саха (Якутия)» Программы комплексных научных исследований в Республике Саха (Якутия), направленных на развитие ее производительных сил и социальной сферы на 2016-2020 годы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Егоров Николай Егорович, Ковров Григорий Сидорович, Николаева Ирина Валентиновна, Павлова Светлана Никандровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка инвестиционного потенциала Восточной экономической зоны Республики Саха (Якутия)»

Оценка инвестиционного потенциала Восточной экономической зоны Республики Саха (Якутия)

Егоров Николай Егорович,

кандидат физико-математических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, ene01@ya.ru

Ковров Григорий Сидорович,

кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, kgs02@yandex.ru

Николаева Ирина Валентиновна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры математической экономики и прикладной информатики, Институт математики и информатики, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, umu_niv@mail.ru

Павлова Светлана Никандровна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления развитием территорий, Финансово-экономический институт, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, snuikandrovna@yandex.ru

В статье дана оценка инвестиционной среды Восточной экономической зоны Республики Саха (Якутия) на основе анализа нормативных документов, определяющих стратегическое развитие инвестиционной деятельности в регионе. Рассчитан уровень инвестиционного потенциала региона, интегрального индекса уровня инвестиционных потенциалов экономических зон за 2016 год. Сформулированы рекомендации по итогам оценки инвестиционной среды Восточной экономической зоны. Результаты работы могут быть использованы для принятия управленческих решений по корректировке и разработке нормативных актов в сфере социально-экономического развития муниципальных образований республики.

Статья подготовлена по результатам проекта «Оценка, основные тенденции изменения природного и социально-экономического состояния, человеческого потенциала Восточной экономической зоны Республики Саха (Якутия)» Программы комплексных научных исследований в Республике Саха (Якутия), направленных на развитие ее производительных сил и социальной сферы на 2016-2020 годы». Ключевые слова: инвестиционный потенциал, интегральный индекс, муниципальные районы, регион, экономическая зона.

К Восточной экономической зоне (ВЭЗ) Республики Саха (Якутия) относятся Ой-мяконский, Томпонский и Усть-Майский районы.

В настоящее время основными нормативными документами, определяющими стратегическое развитие инвестиционной деятельности в республике, являются «Инвестиционная стратегия Республики Саха (Якутия) на период до 2016 года и основные направления до 2030 года» [1] и Инвестиционная программа Республики Саха (Якутия) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [2].

В перечень особо значимых инвестиционных проектов, реализуемых (планируемых к реализации) на территории ВЭЗ РС(Я) до 2035 года вошли такие проекты, как:

■ освоение Нежданинского золоторудного месторождения в Томпонском районе;

■ строительство и эксплуатация ГОК «Тарынский» на золоторудном месторождении «Дражное» в Оймяконском районе;

■ освоение полиметаллического месторождения Верхнее Менкече в Томпонском районе;

■ освоение полиметаллического (свинцово-цинкового) месторождения Сардана (Усть-Майский район);

■ строительство моста через реку Алдан (Томпонский район);

■ строительство автодороги «Амга» (Якутск-Амга-Усть-Мая-Эльдикан-Югоренок-Аян) с выходом на Амурскую область (таблица 1).

Согласно Комплексному инвестиционному проекту «Комплексное развитие Том-понского горнопромышленного района» (первый этап комплексного освоения Яно-Колымской золоторудной провинции) [3] в ВЭЗ идут работы на общую сумму 42 815,82 млн. руб. из средств федерального бюджета и внебюджетных средств по направлениям:

1. Освоение «Верхне-Менкеченского» месторождения (2012-2016 гг.) - 2500,0 млн. руб. (внебюджетные средства).

2. Строительство ТЭС в п. Хандыга (2013-2016 гг.) - 16215,82 млн. руб. (федеральный бюджет).

3. Внеплощадочные сети и сооружения ТЭС, п. Хандыга (2014-2016 гг.) - 2200,0 млн. руб. (федеральный бюджет).

4. Строительство ВЛ-220 кВ Майя-Хандыга-Развилка-Нера Новая: I этап ВЛ-220 кВ Майя-Хандыга с ПС-220 кВ п. Хандыга (2013-2016 гг.) - 11700,0 млн. руб. (федеральный бюджет).

5. Строительство ВЛ-220 кВ Майя-Хандыга-Развилка-Нера Новая: II этап - ВЛ-220 кВ Хандыга-Развилка-Нежданинское с ПС-220 кВ Нежданинское (2014-2016 гг.) -10200,0 млн. руб. (федеральный бюджет).

В Оймяконском районе в 2016 г. по Инвестиционной программе Республики Саха (Якутия) введены следующие объекты: реконструкция линий электропередачи в Оймя-конском районе (1 очередь, 1 этап, ТП «Славка» - переход через реку Эльга (без выполнения перехода)); 4-квартирный жилой дом для молодых специалистов в с. Томтор; 4-квартирный жилой дом для молодых специалистов в с. Орто-Балаган.

Согласно Плану инвестиционной деятельности в Оймяконском районе с разбивкой по источникам финансирования, представленному в таблице 2, общая сумма инвестиций на 2017 год составляет 90662,9 тыс. руб.

В 2017 г. введены объекты: школа на 220 учащихся в с. Томтор Оймяконского района; 4-квартирный жилой дом для молодых специалистов в с. Терють; 4-квартир-ный жилой дом для молодых специалистов в с. Ючюгей.

В Томпонском районе в 2016 г. введены объекты: сельский дом культуры им. Н.И. Колодезникова в с. Мегино-Алдан (пристрой); пожарное депо в п. Хандыга. Согласно Плану инвестиционной деятельности в Томпонском районе с разбивкой по источни-

© £

Ю

5

V

2 а

7

Таблица 1

Особо значимые инвестиционные проекты, реализуемые (планируемые к реализации) на территории Восточной экономической зоны РС(Я) до 2035 года, млн. руб. Источник: По статистическим данным

Наименование проекта Инвести- объемы инвестиций по вариантам

ционный целевой базовый Консерватив-

период ный

Золотодобыча 36754 36754 36754

Освоение Нежданинского 2017-2022 16500 16500 16500

золоторудного

месторождения в

Томпонском районе

Строительство и 2016-2027 20254 20254 20254

эксплуатация ГОКа «Тарынский» на

золоторудном

месторождении «Дражное», Оймяконский район

Добыча и переработка 11625 4125 4125

прочих полезных

ископаемых

Освоение 2013-2018 4125 4125 4125

пол и м еталл и че с кош

месторождения Верхнее Менкече, Томпонский

район

Освоение 2020-2024 7500

пол и м еталл и че с кош

{сви нцо во-ци н ко во го)

месторождения С ар дан а, Усть-Майский район

Дорожное хозяйство, 34824,2 34824,2 8824,2

МО СтОСтрОител ьство

Строительство моста через реку Алдан, Томпонский 2024-2032 26000 26000

район

Строительство автодороги «Амга» (Якутск-Амга-Усть- 2011-2021 8824,2 8824,2 8824,2

М ая - Э л ь ди ка н - Юго ре но к-

Аян) с выходом на

Амурскую область с

дальнейшей передачей в

федеральную собственность

Всего 83203,2 83203,2 49703,2

Таблица 2

План инвестиционной деятельности на 2017 год (тыс. руб.)

Источник: Социально-экономическое развитие Оймяконского улуса (района) РС(Я) в 2016 г. - Якутск, 2017. - С.24.

Направления, объекты 2017 год Срок ввода

Лимит

Капитальные вложения, всего: Всего в том числе;

государственный бюджет РС(Я) федеральные средства

90662,9 90662,9 0,0

Школа на 220 учащихся в с. Томтор Оймяконского района 30000,0 30000,0 2018

Подпрограмма «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» 6885,7 6885,7

Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда 53777,2 53777,2

кам финансирования, представленному в таблице 3, общая сумма инвестиций на 2017 год составляет 463013 тыс. руб.

В Томпонском районе в 2017 году введены следующие объекты: автомобильная дорога Эльдикан-Хандыга (а/д «Алдан» на уч. Р. Тыры - км 296 (2 пусковой комплекс)); автомобильная дорога «Крест-Хальджай-Кескил, подъезд к паромной переправе»; библиотека в п. Хан-дыга (приобретение свайного поля); детский сад на 50 мест в Кескил; многофункциональный центр в с. Теплый Ключ.

Администрацией муниципального района «Усть-Майский улус (район)» совместно с организациями и учреждениями района разработан перечень приоритетных инвестиционных проектов. В связи с тем, что Усть-Майский район имеет преимущество в виде наличия большого запаса природных ресурсов (золото, свинец, нефть, лес и т.д.) планируется расширение промышленной сферы на территории района: проведение геологоразведочных работ месторождений природных ископаемых, строительство параметрической скважины.

Проекты в таких отраслях, как промышленность, транспорт, ЖКХ и энергетика представлены в таблице 4. Принципиально важным проектом, реализация которого в корне изменит социально-экономическое положение района, является строительство автомобильной дороги «Амга». Для района откроется возможность круглогодичного сообщения с другими районами республики и с другими регионами, что будет способствовать установлению новых экономических связей.

Цели, которые преследуются в ходе реализации инвестиционных проектов:

■ улучшение и развитие объектов социального значения;

■ расширение доступности жилья и улучшение жилищных условий жителей района;

■ укрепление производственной базы, внедрение новых технологий в области золотодобывающей, лесной и пищевой промышленности;

■ внедрение энергосберегающих технологий и модернизация системы жилищно-коммунального хозяйства;

■ развитие транспортной инфраструктуры района.

В целом анализ инвестиционной среды Оймяконского, Томпонского и Усть-Майского районов ВЭЗ проводился по 4 основным показателям, характеризующим инвестиционный потенциал (таблица 5).

На рис. 1а показано распределение нормированных значений инвестицион-

ных потенциалов Оймяконского, Томпон-ского и Усть-Майского районов за 2016 год.

А - Инвестиции в основной капитал за счет средств муниципального бюджета.

В - Инвестиции в основной капитал, осуществляемые организациями, находящимися на территории муниципального образования (без субъектов малого предпринимательства).

С - Инвестиции в основной капитал организаций муниципальной формы собственности.

D - Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 чел.

Преимущество уровня инвестиционного потенциала Оймяконского района обусловлено в основном за счет существенного превышения (в 5 раз) показателя «Инвестиции в основной капитал, осуществляемые организациями, находящимися на территории муниципального образования (без субъектов МП)». Среднее значение нормированных показателей по республике составляет 0,85 (рисунок 1б).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По уровню интегральных индексов инвестиционного потенциала среди 35 муниципальных образований республики Оймяконский, Томпонский и Усть-Май-ский районы в 2016 году занимают не лидирующие положения (значения 0,96, 0,25 и 0,21 соответственно), тогда как по среднему внутризонному интегральному индексу уровня инвестиционного потенциала ВЭЗ занимает третье положение среди других зон (рисунок 2). Следует отметить, что данная иллюстрация адекватно отражает современное состояние инвестиционной политики и инвестиционной деятельности в республике: первые три позиции занимают именно те экономические зоны (Южная, Западная, Восточная), в которых развита промышленность и, следовательно, вкладываются больше инвестиционных ресурсов.

Наибольшая доля в инвестиционном потенциале ВЭЗ приходится на показатель «Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 чел.». Другие составляющие интегрального индекса инвестиционного потенциала ВЭЗ находятся примерно на одном уровне (рис. 3).

А - Инвестиции в основной капитал за счет средств муниципального бюджета.

В - Инвестиции в основной капитал, осуществляемые организациями, находя-

Таблица 3

План инвестиционной деятельности на 2017 год (тыс. руб.)

Источник: Социально-экономическое развитие Томпонского улуса (района) РС(Я) в 2016 г. - Якутск, 2017. - С.31.

Направления, объекты 2017 год Срок ввода

Лимит

Капитальные вложения, несго; Всего в том числе:

го сударегвен н ы й бюджет РС(Я) федеральные средства

463013,0 456142,1 6870,9

Строительство котельной ь с. Тополиное с тепловыми сетями Томпонского района 52944,8 52944,8 2018

Библиотека 11 п. Хапдыга 79622,2 79622,2 2018

Подпрограмма «Дегп-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» 3307,9 3307,9

Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда 327138,1 320267,2 6870,9

Таблица 4

Приоритетные инвестиционные проекты в Усть-Майском районе Источник: Программа СЭР Усть-Майского района на 2013-2016 гг.

Наименование инвестиционного проекта Сроки реализации Объем инвестиций, тыс, руб. Заказчик / Инвестор

Добывающая промышленность

Геологическое изучение Ыныкчанского РУННОГО ноля 20132016 600 000,0 ОАО "Золото Ыныкчана"

Геологическое изучение и разведка на месторождении Дуэт (фланги) 20132016 39 539,0 ООО Рудник "Дуэт"

Проведение разведочных работ но месторождению россыпного золота участок ручья Ыпыкчап 20132016 190 000,0 ООО "Заря+М"

Разведка и месторождения цветных металлов Сардана и утверждение проекта Промышленного освоения месторождения 20132016 1 167 000,0 ООО "Сибирские цветные металлы"

Транспорт и дорожное хозяйство

Строительство автомобильной дороги "Амга" на участке 249269км. 20092015 532 000,0 ПСУ "Управление автодорог РС(Я)"

Строительство автомобильной дороги "Амга" на участке 269293 км. 20152017 1 369 880,0 ПСУ "Управление автодорог РС(Я)"

Строительство автомобильной дороги "Амга" на участкеЗОЗ-323км. 20122016 1 786 815,0 ПСУ "Управление автодорог РС(Я)"

Строительство автомобильной дороги "Амга" на участкс323-343 км, 20122017 1 742 432,0 ГКУ "Управление автодорог РС(Я)"

Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика

Модернизация системы теплоснабжения в с.Усть-Миль 2014 21 230,0 ОАО "Тсплознсргоссрвис"

Проектирование и строительство водоочистных сооружений в п. Усть - Мая 20132016 58 746,6 Администрация МР "Усть-Майский улус (район)"/ОАО "Теплоэнергосервис"

Проектирование водоочистных сооружений в п.Эльликан 20152016 1 300,0 Администрация МР "Усть-Майский улус (район)"

Строительство миннГЭС в с. Усть-Миль 2014 15 200,0 ОАО АК " Я кутскзнерго"

Строительство миниГЭС в с. Эжанцы 2014 15 200,0 ОАО АК " Я кутс КЭ е ссрго"

Строительство миннГЭС в с. Бслькачи 2015 15 200,0 ОАО АК "Якуте кэнерго"

С троительство миниГЭС в с. Троицк 2015 6 080,0 ОАО АК "Якутсктер го"

Таблица 5

Показатели инвестиционного потенциала ВЭЗ за 2016 год [4] Источник: По статистическим данным.

г-

сэ

сч

£

Б

а

2 о

Инвестиции в Инвестиции в Инвестиции Объем

основной основнон в основной инвестиции

капитал за капитал, капитал в основной

счет средств осуществляемые организации капитал (за

№ Муниципальный район муниципального бюджета, организациями, находящимися муниципальной формы исключением

тыс. руб. на территории муниципального образования (без субъектов МП), тыс. руб. собственности, тыс. руб. бюджетных средств)в расчете на 1 чел., руб.

1 0 имя конский 11529 4852959 27787 529349

2 Томпонский 172192 403036 173689 17184,9

3 Усть-Майский 47929 561580 226543 45490,8

а) б)

Рис. 1. Распределение нормированных средних значений инвестиционных потенциалов ВЭЗ за 2016 год

Рис. 2. Распределение среднего внутризонного интегрального индекса уровня инвестиционных потенциалов экономических зон за 2016 год

Южная Восточная Западная Арктическая Цопраяьная

Рис. 3. Распределение интегрального индекса показателей инвестиционного потенциала за 2016 год

щимися на территории муниципального образования (без субъектов малого предпринимательства).

С - Инвестиции в основной капитал организаций муниципальной формы собственности.

D - Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 чел.

В целом, для ускорения экономического роста, для решения проблем комплексного социально-экономического развития ВЭЗ Республики Саха (Якутия) необходимы меры по активизации и стимулировании инвестиционного процесса, привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов. Привлечение инвестиций в объемах, обеспечивающих диверсификацию производства и расширенное воспроизводство экономики, способствует повышению уровня и качества жизни населения.

При низкой инвестиционной активности объем производства будет идти на спад за счет физического и морального износа оборудования и сокращения спроса на продукцию. Динамичное развитие реального сектора экономики невозможно без увеличения инвестиций. Инвестиции в ВЭЗ необходимо направить, прежде всего, на обновление производства, выпуск новых видов продукции, развитие сельского хозяйства и жилищно-коммунального хозяйства. Перспективными направлениями для развития инвестиционной деятельности в ВЭЗ являются: промышленность, транспорт и дорожное хозяйство, туризм, предпринимательский сектор.

Выводы

1. В целях улучшения благоприятного инвестиционного климата на территории ВЭЗ, Министерству инвестиционного развития и предпринимательства совместно с главами муниципальных районов ВЭЗ необходимо в оперативном порядке принять неотложные меры по своевременной и успешной реализации намеченных мероприятий, предусмотренных Инвестиционным проектом «Комплексное развитие Восточной Якутии» с учетом формирования эффективной системы привлечения инвестиций для достижения целей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).

2. В рейтинге интегрального индекса инвестиционных потенциалов муниципальных образований районы ВЭЗ занимают лидирующее положение среди других экономических зон.

3. Количественные значения сводных интегральных индексов инвестиционно-

го потенциала экономических зон и динамика их изменения за 2007-2016 гг., нормированные по всем муниципальным образованиям, наглядно показывают стабильно высокие показатели Восточной и Западной экономических зон в течение анализируемого периода, что связано с развитой промышленной структурой этих зон по сравнению с другими.

4. Трендовая оценка уровня инвестиционного потенциала вЭз до 2030 года показывает прогноз его сопоставимого уровня с 2015 годом.

5. Министерству инвестиционного развития и предпринимательства, главам муниципальных районов ВЭЗ предложены рекомендации по улучшению инвестиционного климата на территории Восточной Якутии.

Литература

1. Инвестиционная стратегия Республики Саха (Якутия) на период до 2016 года и основные направления до 2030 года. Утверждена Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 11.09.2014 года № 2864.

2. Инвестиционная программа Республики Саха (Якутия) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. В редакции постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 07.07.2017 № 239.

3. Комплексный инвестиционный проект «Комплексное развитие Томпон-ского горнопромышленного района».

4. Статистический сборник Республики Саха (Якутия). Федер. служба гос. статистики, Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Респ. Саха (Якутия). - Якутск, 2015. - 704 с.

Assessment of the investment potential of the Eastern economic zone of the Republic of Sakha (Yakutia) Egorov N.E., Kovrov G.S., Nikolaeva I.V.,

Pavlova S.N. North-Eastern Federal University. M. K. Ammosov The article assesses the investment environment of the Eastern economic zone of the Republic of Sakha (Yakutia) on the basis of analysis of normative documents determining the strategic development of investment activity in the region. Calculate the level of investment potential of the region the integral index of the level of investment potential of economic zones for the year 2016. Recommendations the evaluation of the investment environment

of the Eastern economic zone. The results can be used to make management decisions on adjustments and the development of normative acts in the sphere of socio-economic development of municipalities of the Republic.

The article was prepared on the results of the project «Assessment, the main trends in change of the natural and socio-economic status, human development of the Eastern Economic Zone of the Republic of Sakha (Yakutia)» of the Program of Integrated Research in the Republic of Sakha (Yakutia) aimed at developing its productive forces and social sphere in 2016-2020 years».

Key words: investment potential, integral index, municipal districts, region, economic zone.

References

1. The investment strategy of the Sakha (Yakutia)

Republic until 2016 and the main directions till 2030. It is approved by the Decree of the Head of the Sakha (Yakutia) Republic from 9/ 11/2014 of year No. 2864.

2. The investment program of the Sakha (Yakutia)

Republic for 2017 and for planning period of 2018 and 2019. In edition of the resolution of the government of the Sakha (Yakutia) Republic from 7/7/2017 No. 239.

3. Complex investment project «Complex Development of the Tomponsky Mining Area».

4. Statistical collection of the Sakha (Yakutia)

Republic. Feeder. state service. statistics, Territor. body Feder. state services. statistics on the Republic of Sakha (Yakutia). - Yakutsk, 2015. - 704 pages.

О

3

Ю i

V

2 e

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.