Научная статья на тему 'Оценка инвестиционного фактора развития инновационной экономики Краснодарского края'

Оценка инвестиционного фактора развития инновационной экономики Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИМАТ / АКТИВНОСТЬ / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / СТРУКТУРА / ИНВЕСТИЦИЯ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ПОДДЕРЖКА / ИННОВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зелинская М. В., Перова А. Е., Ащеулов А. В.

Уровень инвестиционной привлекательности субъектов хозяйствования в современной России сильно дифференцирован. Авторы изучают характер инвестиционного воздействия на экономическую систему Краснодарского края субъектов разных уровней организации экономических отношений, отличающихся по составу объектов хозяйственного процесса, функциональным характеристикам, масштабам локализации пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка инвестиционного фактора развития инновационной экономики Краснодарского края»

9(51) - 2011

Инвестиционная политика

УДК 330.322.21

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

м. в. зелинская,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета,

анализа и аудита E-mail: [email protected] Южный институт менеджмента

А. Е. ПЕРОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected]

А. В. АЩЕУлОВ,

преподаватель кафедры финансов и кредита E-mail: asheulov. [email protected] Кубанский институт международного предпринимательства

и менеджмента

Уровень инвестиционной привлекательности субъектов хозяйствования в современной России сильно дифференцирован. Авторы изучают характер инвестиционного воздействия на экономическую систему Краснодарского края субъектов разных уровней организации экономических отношений, отличающихся по составу объектов хозяйственного процесса, функциональным характеристикам, масштабам локализации пространства.

Ключевые слова: климат, активность, Краснодарский край, структура, инвестиция, экономика знаний, поддержка, инновация.

В последнее время в российской и зарубежной экономической литературе активно обсуждаются проблемы формирования благоприятного инвестиционного климата развития макро-, мезо- и микроэкономики — экономических, политических, финансовых условий, оказывающих влияние на инвести-

ционную активность. Факторами, определяющими уровень инвестиционного климата, могут выступать качество инвестиционного законодательства, географическое расположение субъекта хозяйствования, политическая стабильность территории, финансовая инфраструктура, система государственного сопровождения инвестиционных проектов на всех этапах— от подписания протоколов о намерениях до сдачи объектов в эксплуатацию, концентрация производительных сил, уровень жизни населения и т. д.

Уровень инвестиционной привлекательности субъектов хозяйствования в современной России, относящейся к странам «экономики пространства», сильно дифференцирован даже в рамках отдельных территориальных образований — федеральных округов. Например, в Южном федеральном округе можно выделить регионы с различными уровнями объемов привлечения инвестиций (табл. 1).

финансовая аналитика

проблемы и решения

Таблица 1

Инвестиции в основной капитал Южного федерального округа в 2003—2009 гг., млрд руб.

Регион 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2009/ 2003,разы

Российская Федерация 2 186 2 865 3 611 4 730 6 716 8 764 7930,3 3,6

Южный федеральный округ 212,2 264,3 338,4 453,5 696,8 905,8 943,5 4,4

Краснодарский край 78,0 96,4 113,9 152,1 229,7 321,7 358 4,6

Республика Адыгея 2,6 2,3 3,6 4,1 11,0 11,2 13,6 5,2

Республика Дагестан 10,8 16,7 27,0 39,6 60,7 86,3 100,9 9,3

Республика Ингушетия 0,8 1,0 3,4 3,4 7,7 5,4 8 10,0

Кабардино-Балкарская Республика 5,5 5,5 5,8 6,4 12,8 13,9 12,1 2,2

Республика Калмыкия 2,4 2,3 3,1 3,8 6,2 7,8 8,8 3,7

Карачаево-Черкесская Республика 2,5 3,1 6,2 8,0 9,1 10,9 10,1 4,0

Республика Северная Осетия — Алания 3,6 3,9 6,0 6,9 14,6 16,3 16,7 4,6

Чеченская Республика 4,3 6,9 13,2 22,6 41,3 37,7 34,8 8,1

Ставропольский край 22,2 24,7 31,7 42,0 53,7 70,1 78,5 3,5

Астраханская область 18,0 19,7 21,6 29,4 50,0 65,2 63,1 3,5

Волгоградская область 22,2 29,8 42,7 39,6 65,0 82,7 72,8 3,3

Ростовская область 39,4 52,1 60,1 95,6 135,1 176,4 166,1 4,2

Источник: [3].

Как видно из анализа данных табл. 1, наибольшие объемы инвестиций на протяжении 2003—2009 гг. наблюдаются в Краснодарском крае и Ростовской области [3]. Эти регионы отличаются от других не только значительными размерами инвестиций, но и стабильным трендом их наращивания (рис. 1).

Рост инвестиционных вложений (в 4,6 раза в Краснодарском крае и в 4,2 раза в Ростовской области) обеспечен в основном притоком капитала вертикально интегрированных корпораций (табл. 2).

Таблица 2

Индекс физического объема инвестиций вертикально интегрированных корпораций в основной капитал Южного федерального округа в 2003—2009 гг., %

Регион 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2009/2003

Российская Федерация 112,5 113,7 110,9 116,7 121,1 109,8 83,8 74,4

Южный федеральный округ 99,8 108,2 114,1 119,0 130,4 111,2 95,8 95,9

Краснодарский край 91,0 106,7 104,3 117,5 125,8 117,0 106,1 116,6

Республика Адыгея 119,4 78,5 141,7 102,9 в 2,3 раза 85,5 97,7 81,8

Республика Дагестан 118,6 126,7 141,9 123,5 128,7 129,4 112,5 94,9

Республика Ингушетия 88,2 87,9 в 2,9 раза 83,4 166,3 60,7 194,1 в 2,2 раза

Кабардино-Балкарская Республика 103,2 88,1 92,9 101,1 173,0 87,7 67,8 65,7

Республика Калмыкия 43,5 76,0 120,0 111,9 147,9 112,5 95,9 в 2,2 раза

Карачаево-Черкесская Республика 104,7 113,4 165,7 117,1 102,6 104,2 88,9 84,9

Республика Северная Осетия — Алания 113,2 94,1 137,4 106,0 162,5 96,2 91,0 80,4

Чеченская Республика 79,3 143,1 169,1 152,9 в 3,9 раза 100,5 90,8 114,5

Ставропольский край 100,4 97,5 118,2 119,8 114,4 110,2 100,1 99,7

Астраханская область 118,0 97,6 98,2 120,7 134,7 105,9 89,2 75,6

Волгоградская область 101,0 118,9 128,2 82,3 134,5 106,5 80,5 79,7

Ростовская область 116,8 115,4 104,8 143,8 114,3 108,6 80,2 68,7

Источник: [3].

Рис. 1. Динамика инвестиций в основной капитал регионов- «локомотивов» ЮФО в 2003-2009 гг., млрд руб.

Рис. 2. Индекс физического объема инвестиций вертикально интегрированных корпораций в основной капитал Краснодарского края в 2003—2009 гг., %

Реализация инвестиционных программ вертикально интегрированных компаний в данных регионах является успешной, приносит выгоду населению территории (решение вопроса безработицы), предприятиям региона (получение прибыли, расширение деятельности), региональным и федеральным органам власти (доходы бюджета).

Анализируя данные табл. 2, можно заметить, что показатель индекса физического объема инвестиций в Краснодарском крае в 2009 г. стал одним из наиболее высоких среди всех мезоэкономических систем Южного федерального округа, превысив общеокружное и общероссийское значения. Эта тенденция говорит об активной политике руководства региона в части привлечения и использования инвестиционного капитала, а также об интенсивной деятельности крупных российских и зарубежных компаний в исследуемом регионе. Некоторое снижение динамики роста индекса наблюдается лишь в кризисные 2008 и 2009 гг. (рис. 2).

Анализируя данные рис. 2, можно сделать вывод о снижении темпов наращивания физического

объема инвестиций в основной капитал края в результате влияния мирового финансового кризиса, который ослабил инвестиционную активность крупных компаний [7]. Этот показатель неоднозначен в своих колебаниях, однако за анализируемый период он не опускался ниже 90 %. И даже в год атаки финансового кризиса он превышал барьер в 100 %.

Определим характер инвестиционного воздействия на экономическую систему Краснодарского края, оценив структуру вложений в экономику региона (табл. 3).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в общем объеме инвестиций в экономику края превалируют инвестиции в основной капитал. Доля этих вложений в валовой региональный продукт (ВРП) на протяжении исследуемого периода увеличивается с 30,7 % в 2004 г. до 37,7 % в 2009 г. Оживление активности инвесторов пошло с 2007 г., когда Сочи получил статус олимпийской столицы.

В динамике удельного веса инвестиций в ВРП заметен значительный спад в 2009 г., вызванный влиянием мирового финансового кризиса. В уров-невой структуре инвестиций на протяжении исследуемого периода наблюдаются серьезные сдвиги.

Во-первых, происходит увеличение доли вложений от субъектов мегауровня, т. е. ТНК, международных и иностранных фирм (с 1,9 до 7,3 %).

Во-вторых, если в 2004 г. в общем объеме вложений в экономику Кубани преобладала собственно региональная составляющая (56,5 %), то в 2009 г. больше инвестиций выделяют субъекты макроуровня (52,6 %).

В-третьих, значительно возрастает доля бюджетного финансирования края с федерального и регионального уровней (причем федеральные инвестиции не уменьшились даже в кризисном

Таблица 3

Структура инвестиций в развитие экономической системы Краснодарского края в 2004—2009 гг., %

Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009*

Доля инвестиций в основной капитал в объеме инвестиций в нефинансовые активы 99,4 99,2 99,3 98,9 98,5 98,3

Доля инвестиций в основной капитал в ВРП 30,7 30,5 31,4 35,1 47,8 37,7

Доля инвестиций мегауровня 1,9 1,4 2,4 4,2 7,8 7,3

Доля инвестиций макроуровня Из них средств федерального бюджета 41,6 6,8 42.1 10.2 50,0 12,8 48,0 14,4 50,5 15,4 52,6 17,3

Доля инвестиций мезоуровня Из них средств бюджета 56,5 4,0 56,5 3,3 47,6 4,0 ,8 7 41,7 7,4 40,1 5,8

* Прогноз департамента экономического развития Краснодарского края. Источник: [7].

финансовая аналитика

проблемы и решения ^ 47

2009 г., так как направляются в основном на проект «Сочи-2014»).

На мегауровне инвесторы активно рассматривают различные отрасли экономики Краснодарского края как объект для вложения средств. Объем поступивших в край иностранных инвестиций за последние пять лет составил 3,7 млрд долл., из них только в 2009 г. — 579,5 млн долл. США. Вклад иностранных инвесторов в кубанскую экономику в первом полугодии 2010 г. составил 254,5 млн долл. и увеличился почти на 43 % по сравнению с прошлым годом. Инвестиции поступили из 29 стран мира. По данным департамента инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края, ведущими партнерами региона во внешней торговле в 2009 г. были Турция (1,4 млрд долл.), Египет (409,7 млн долл.), Финляндия 437,7 млн долл.), Украина (410 млн долл.), Италия (375,1 млн долл.), Сирия (218,4 млн долл.), Германия (207,9 млн долл.) [3].

Итогом работы краевых властей по улучшению инвестиционного климата стал приход на Кубань инвесторов мегауровня. Среди стратегических партнеров Краснодарского края компании с мировым именем — КНАУФ, КЛААС, «Филип Моррис», «Бондюэль», «Секаб», «Метро Кэш энд Керри», «Нестле», «Рэдиссон», Тетра Пак и др. В крае работают свыше 1 000 предприятий с участием партнеров из более 70 стран, в том числе Австрии, Франции, Германии, США, Швеции, Турции.

На макроуровне в регионе присутствуют такие крупные российские вертикально интегрированные корпорации, как «ТНК ЮГ Менеджмент», «НК «Роснефть — Кубаньнефтепродукт», ООО «Газпром добыча Краснодар», «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» и др.

Однако не все предлагаемые регионом направления являются привлекательными для вложения инвестиционного капитала. Чтобы выявить наиболее перспективные виды деятельности, осуществляющиеся на территории Краснодарского края, необходимо проанализировать объем инвестиций в основные капиталы по видам основных фондов и экономической деятельности, преобладающих в портфелях крупных инвесторов (рис. 3).

Анализируя данные рис. 3, можно заметить, что в 2009 г. основной приток инвестиций в крае приходился на статью расходов — здания

(кроме жилых) и сооружения. На втором месте по притоку капитала статья расходов — жилища. Эти факты говорят о том, что инвесторы поддерживают и развивают инфраструктуру края, что также связано с предстоящей в 2014 г. Олимпиадой.

Хозяйство и инвестиционный климат Краснодарского края зависят не только от крупного, но и от малого бизнеса. Особое место на этапе становления экономики знаний принадлежит предпринимательству, которое в значительной степени способствует созданию конкурентоспособности на потребительском рынке.

Развитие экономики Кубани в определенной степени зависит от качественного взаимодействия малого и крупного бизнеса, которое осуществляется в размещении заказов на производство деталей, необходимых крупным компаниям, в реализации большей части продукции известных производителей через торговые сети малого бизнеса, в разработке программного обеспечения, совместном сервисном обслуживании и т. д.

Развитие региональной экономической системы обусловлено способом функционирования регионального хозяйственного комплекса, его элементной базой и составом хозяйствующих субъектов. Особого внимания в этом плане заслуживает оценка условий функционирования малого бизнеса в регионе. Изучим долю малого бизнеса в основных экономических показателях Краснодарского края (табл. 4).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в структуре ВРП края продукция малых предприятий составляет более 20 %. По ряду видов

Рис. 3. Структура инвестиций в основной капитал Краснодарского края

в 2009 г.

Таблица 4

Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях Краснодарского края в 2007-2009 гг., %

Показатель 2007 2008 2009*

ВРП 20,5 22,3 21,7

Общая численность работников 19,4 19,7 19,9

Численность работников организаций по видам экономической деятельности: — гостиницы и рестораны — торговля и ремонт — операции с недвижимым имуществом 56,2 52.1 40.2 57,9 53,1 41,1 54,8 55,7 42,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инвестиции в основной капитал 13,5 11,2 8,5

Оборот организаций 34,6 35,3 37,1

Оборот розничной торговли 25,7 29,9 32,5

Оборот общественного питания 35,8 44,1 44,3

* Прогнозная оценка департамента экономического развития Краснодарского края.

Источник: [4].

деятельности удельный вес сотрудников малых предприятий превышает половину занятых (туризм и отдых, торговля и ремонт) [4].

Последние три года увеличивается доля малого бизнеса в выручке организаций края как в общем показателе, так и в части розничной торговли и общественного питания. Однако по показателю инвестиций в основной капитал доля этих предприятий невелика (8,5 % в 2009 г.), а в ретроспективе с 2003 г. наблюдается тенденция к ее снижению.

Поддержка субъектов малого предпринимательства включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную составляющие, помощь в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, в области инноваций и промышленного производства и т. д. [5].

Рейтинг регионов ЮФО в 2008 г. по отдельным

Проведем исследование институциональных правил, в рамках которых протекают процессы производства и обмена предприятий малого бизнеса в Краснодарском крае, а также специальных механизмов, которые используются для оценки поведения участников рынка, разрешения возникающих споров, адаптации к неожиданным изменениям. В рамках анализа изучим факторы предпринимательского климата в регионе, которые формируются властями всех уровней и могут ими управляться, оптимизироваться и совершенствоваться (табл. 5).

Результаты исследования показали 9-е место итогового рейтинга Краснодарского края по ЮФО и общее 64-е место из 80 обследованных регионов России. Интересно, что по оценке затрат ресурсов малого бизнеса на взаимодействие с властями, в том числе коррупционных расходов, край попал в нижнюю десятку (70-е место). По самооценке финансового состояния малый бизнес края занимает в национальном рейтинге лишь 65-е место. Большинство малых предприятий региона не чувствует поддержки властей (60-е место), испытывает проблемы с доступностью производственных площадей (60-е место).

Основная проблема, с которой сталкиваются предприниматели малого и среднего бизнеса на Кубани, — административные барьеры [10]. Они заключаются в отсутствии нужных законов, поддерживающих инициативу предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, а также в создании искусственных преград со стороны государственных органов, когда те создают коммерческие структуры, которые за отдельную плату помогают «преодолеть» эти барьеры.

Таблица 5

акторам развития малого предпринимательства

Регион Фактор Итоговый рейтинг в России

Финансовое состояние Имущественные ресурсы Правовая защита Конкурентная среда Транс-акционные издержки Поддержка властями Уровень безопасности Мотивация бизнеса

Ставропольский край 39 27 8 18 34 11 12 16 3

Ростовская область 29 26 18 61 39 12 69 22 23

Республика Калмыкия 69 28 56 10 9 5 54 58 24

Республика Северная Осетия 19 79 76 2 28 6 72 5 31

Волгоградская область 34 18 16 72 69 31 71 24 34

Республика Дагестан 37 51 17 42 65 78 6 11 38

Астраханская область 14 43 12 71 75 23 64 35 53

Республика Ингушетия 76 77 59 1 12 44 1 19 59

Краснодарский край 65 60 46 28 70 60 30 56 64

Карачаево-Черкесская Республика 67 67 48 69 76 22 26 28 66

Балкарская Республика 57 64 58 26 77 36 45 66 72

Республика Адыгея 74 42 68 68 56 56 63 67 73

Источник: [10].

финансовая аналитика

проблемы и решения ^ 49

Следующая проблема состоит в том, что многие банки в нынешних экономических условиях боятся кредитовать реальный сектор, особенно если заемщики не готовы обеспечить полную финансовую прозрачность. В итоге банки закладывают дополнительные проценты под риски, что приводит к тому, что ныне процентная ставка по кредитам малым предприятиям в среднем на 3—7 процентных пункта выше, чем крупным заемщикам, и доходит до 30 % годовых [8]. Такое состояние дел не просто угнетает кредитование малого бизнеса банками, а делает его недоступным.

Третья проблема состоит в том, что с 2011 г. малому бизнесу, применяющему упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, установлена обязанность платить страховые взносы в размере 34 % фонда оплаты труда (до этого применялась ставка в размере 14 %). Для этих налогоплательщиков финансовая нагрузка единовременно увеличивается в 2,4 раза. Таким образом, малые предприятия становятся не просто в неравное положение с другими субъектами предпринимательства, а на грань банкротства.

Четвертая проблема состоит в слабо развитой инфраструктуре, так как малым предприятиям недоступны общеэкономические и специализированные консультации и присущ недостаток квалифицированных кадров.

Одним из направлений решения проблем малого бизнеса является переход к экономике, основанной на знаниях и развитии инноваций. Зачастую молодые компании, использующие уникальные маркетинговые технологии, гораздо быстрее достигают успехов в сравнении с предприятиями, идущими по традиционному пути. Очевидно, что лидерами становятся те, кто реализует инновационные проекты успешнее и быстрее конкурентов.

Основной целью создания региональной системы поддержки инноваций и технологического развития является содействие масштабному технологическому переоснащению производства на основе научно-технических разработок, создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок, обеспечивающих выход и закрепление региона на российском и мировом рынках высокотехнологической продукции [9].

Чтобы решить задачу перехода регионов России к экономике, основанной на знаниях, необходимо набрать критическую массу национального предпринимательского ресурса. Одним из средств

достижения этой цели могут выступать бизнес-инкубаторы.

Вице-губернатор Кубани Евгений Муравьев считает: «Бизнес-инкубатор может стать импульсом для развития малого бизнеса в любых направлениях, в том числе и за счет привлечения инновационных достижений. Без соответствия международным стандартам любой продукт неконкурентоспособен, особенно сейчас, когда мы стоим на пороге вступления России в ВТО. Научить, разъяснить, направить, помочь, сориентировать, предоставить новые возможности — вот те действия, благодаря которым малый бизнес может успешно развиваться в век высоких технологий. Для этого у нас есть как научная, так и производственная базы» [2].

Под бизнес-инкубатором понимается объект инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, оказывающий помощь предпринимателям на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду нежилых помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг [6].

Отличительной особенностью данной формы организации является то, что в первую очередь такая структура занимается развитием не конкретного товара, а независимого хозяйствующего субъекта.

Схема прохождения фирм-клиентов через бизнес-инкубатор предусматривает четыре основных этапа [1]:

1) отбор нового клиента из числа претендентов. Критерии отбора — новизна идеи и реальность ее воплощения в жизнь силами малой фирмы;

2) вселение и первый год работы в условиях инкубатора. Клиент получает финансовую, техническую и прочую помощь на льготных условиях. Инкубаторные структуры предоставляют высококлассные консультации по организационно-экономическим аспектам деятельности малых предприятий: ведению бухгалтерского учета, налогам, юридическим проблемам, вопросам использования всевозможных правительственных программ;

3) второй и третий год — становление и рост предприятия, увеличение числа его работников. Если начинают обычно один-два человека, то в случае удачного хода дел это число возрастает до пяти, а затем и до 10—20 чел.;

4) выход предприятия из бизнес-инкубатора. Администрация последнего помогает «созревшему» клиенту подыскать новое помещение и переехать.

Как правило, большинство (около 90 %) этих предприятий связано с использованием высоких технологий. Только 60 % учреждений на первом этапе своего существования самостоятельно покрывают свои издержки, и лишь 50 % могут представить обоснованный бизнес-план своей деятельности.

Успешная деятельность бизнес-инкубатора может быть обеспечена гибкой политикой в подборе потенциальных клиентов, наличием надежной экспертизы предлагаемых к реализации проектов и идей, дифференцированным подходом к деятельности опекаемых предприятий на различных этапах их функционирования.

Изучим опыт использования бизнес-инкубаторов для улучшения инновационного климата в Краснодарском крае.

В сентябре 2005 г. на базе Северо-Кавказского института бизнеса с применением инженерных, информационных технологий работает Армавирский бизнес-инкубатор. При нем созданы:

• бизнес-школа, где разрабатываются и внедряются программы переподготовки, а также базовые и профессиональные тренинги, проводятся семинары, деловые игры, консультации специалистов и т. д.;

• бизнес-клуб, где предприниматели могут контактировать друг с другом, обмениваться опытом, общаться и взаимодействовать с представителями власти в неформальной обстановке.

В 2009 г. в г. Кропоткине открылся второй в крае офисный бизнес-инкубатор «Развитие». Создавался он с 2005 г. за счет бюджета Краснодарского края в здании, где изначально не было даже потолка. Теперь там закончен капитальный ремонт, закуплена офисная мебель. Бизнес-инкубатор оснащен Интернетом и телефонной связью. Он предполагает более 280 рабочих мест, и в нем смогут работать около 150 новых предприятий.

В 2010 г. в Кубанском государственном университете (г. Краснодар) состоялось открытие университетского бизнес-инкубатора. В нем на площади 1 180 м2 разместилось семь лабораторий, занимающихся актуальными научными разработками.

Важнейшим фактором улучшения инвестиционного климата и успешности хозяйственной деятельности в регионе является создание эффективной инвестиционной инфраструктуры и системы привлечения материальных и финансовых ресурсов. Таким образом, и малый бизнес содержит потенциал для оптимизации путей развития инновационной экономики края.

Список литературы

1. Бизнес-инкубатор — надежный дом для начинающих бизнесменов. URL: http://www. mbkuban.ru.

2. В Краснодаре и Кропоткине появятся бизнес-инкубаторы // URL: http://www.yuga.ru.

3. Данные территориального органа федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю. URL: http://www.krsdstat.ru.

4. Малое предпринимательство Краснодарского края: стат. сборник. Краснодар: Краснодарстат, 2009.

5. О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае: закон Краснодарского края от 04.04.2008 № 1448-КЗ.

6. О развитии на территории Краснодарского края инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности через создание сети бизнес-инкубаторов: постановление главы администрации Краснодарского края от 30.01.2008 № 47.

7. Основные тенденции развития инвестиционных процессов в Краснодарском крае. Краснодар: Краснодарстат, 2009.

8. Развитие кредитования малого бизнеса. URL: http://www.kreditbusiness.ru.

9. Степанов А В. Формирование инновационного кластера Краснодарского края как условия экономического роста региона. URL: http:// www.dcorpus.ru.

10. Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ. Отчет по результатам общероссийского исследования. М.: ВЦИОМ, 2008.

внимание! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

V_У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.