Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ИНТЕНСИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ ГОРОДСКИХ УЛИЦ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ'

ОЦЕНКА ИНТЕНСИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ ГОРОДСКИХ УЛИЦ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
163
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
город / общественные пространства / интенсивность использования / активная улица / функциональный анализ / city / public space / active street / functional analysis

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Н.В. Данилина, Ю.В. Сапрыкин

В условиях стремительной урбанизации и увеличения плотности населения повышается роль городских улиц, как общественных пространств в городах. Активность использования пространства улиц измеряется в количестве функций, которое она может предложить пользователям. Городское пространство улиц выполняет роль социального обслуживания населения, линейного элемента зеленого каркаса города и центра размещения бизнеса, что соответствует трем аспектам устойчивого развития городов. Таким образом, интенсивность использования общественных пространств становится показателем, характеризующим устойчивость развития города в целом. В статье представлены результаты функционального анализ с использованием методов пространственного анализа и натурных наблюдений за общественной жизнью, проведенное на улицах Москвы. Обработка данных с использованием методов статистики позволит выделить три типа улиц с различными характеристиками функционального наполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF INTENSITY OF USE OF PUBLIC SPACES OF CITY STREETS FOR THE PURPOSE OF SUSTAINABLE URBAN DEVELOPMENT

With rapid urbanisation and increasing population density, the role of urban streets as public spaces in cities is increasing. The active use of street space is measured in the number of functions it can offer users. Urban street space fulfils the role of social services to the population, a linear element of the green frame of the city and a business location, which corresponds to the three dimensions of sustainable urban development. Thus, the intensity of the use of public spaces becomes an indicator of the sustainability of the city as a whole. The article presents the results of functional analysis using the methods of spatial analysis and field observation of public life on the streets of Moscow. Data processing using statistical methods will allow to identify three types of streets with different characteristics of functional filling.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ИНТЕНСИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ ГОРОДСКИХ УЛИЦ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ»

УДК 711 DOI: 10.24412/1816-1863-2022-4-65-69

ОЦЕНКА ИНТЕНСИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ ГОРОДСКИХ УЛИЦ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ

исследовательский московский государственный строительный университет (НИУМГСУ), youri.saprykin@gmail.com, Москва, Россия

В статье представлены результаты функционального анализ с использованием методов про-

ТЗ О ш

о

Г) -I

тз

о

-I

а>

Н. В. Данилина, д. т. н, зав. кафедрой «Градостроительство», Национальный С

исследовательский московский государственный строительный университет 0 (НИУМГСУ), grado@mgsu.ru, Москва, Россия,

Ю. В. Сапрыкин, магистр кафедры «Градостроительство», Национальный л

о

__03

В условиях стремительной урбанизации и увеличения плотности населения повышается роль го- о

родских улиц, как общественных пространств в городах. Активность использования пространс- п

тва улиц измеряется в количестве функций, которое она может предложить пользователям. Го- Л

родское пространство улиц выполняет роль социального обслуживания населения, линейного п

элемента зеленого каркаса города и центра размещения бизнеса, что соответствует трем аспек- и

там устойчивого развития городов. Таким образом, интенсивность использования общественных х

пространств становится показателем, характеризующим устойчивость развития города в целом. н

п

странственного анализа и натурных наблюдений за общественной жизнью, проведенное на ули- Л

цах Москвы. Обработка данных с использованием методов статистики позволит выделить три ш

л

03

типа улиц с различными характеристиками функционального наполнения.

With rapid urbanisation and increasing population density, the role of urban streets as public spaces x in cities is increasing. The active use of street space is measured in the number of functions it can offer п users. Urban street space fulfils the role of social services to the population, a linear element of the н green frame of the city and a business location, which corresponds to the three dimensions of sustain- т able urban development. Thus, the intensity of the use of public spaces becomes an indicator of the О sustainability of the city as a whole. The article presents the results of functional analysis using the methods of spatial analysis and field observation of public life on the streets of Moscow. Data processing using statistical methods will allow to identify three types of streets with different characteristics of functional filling.

Ключевые слова: город, общественные пространства, интенсивность использования, активная улица, функциональный анализ.

Keywords: city, public space, active street, functional analysis.

Введение

Город представляет собой сложную динамическую систему, главной цель которой является жизнеобеспечение населения. Улично-дорожная сеть — одна из его подсистем и представляет собой линейный каркас, обеспечивающий связность городских территорий. Однако, если посмотреть в средовом масштабе, городские улицы сами по себе представляют собой пространственные объекты, на территории которых размещается инфраструктура для выполнения различных функций.

Существует мнение, что городские улицы выполняют преимущественно транзитную функцию и вторично транзитную функцию движения пешеходов. Современные тенденции диктуют иной подход, в котором улица является в первую оче-

редь общественным пространством и функция транзита различных транспортных средств и пешеходов становится только частью процесса.

В статье рассматривается вопрос использования пешеходной части улиц, на которой выполняется целый спектр функций — социальных, экономических и экологических.

Актуальность темы исследования заключается в том, что современное состояние, характер и степень использования, уровень благоустройства, имеющиеся проблемы и потенциал развития общественных пространств городских улиц, способствуют устойчивому развитию города в части:

• социального обеспечения потребностей населения;

65

О

IX

X с

X

X

ф

с

ф

и о

X

X ^

и

ф

и

о ^

О ^

X

о

о

т

I-

и

Ф

IX

о

I-

и о а

о ^

• выполнения функции линейного озеленения в зеленом каркасе города;

• размещения объектов бизнеса на территории и повышения инвестиционной привлекательности городской среды. Степень научной разработанности в

мировой и отечественной практике весьма велика. В данном исследовании были рассмотрены работы Лептюховой О. Ю., Иовлева Ю. А., Блинкова О. Г., Шерст-невой И. И., Водяновой А. И., Погодиной А. Л., Чуй Л. В., Гейла Я., Дрожки-ной А. Н. В работах этих авторов рассмотрены вопросы: проблемы и тенденции развития, благоустройства и преобразования общественных пространств.

Целью работы является оценка интенсивности использования общественных пространств городских улиц и разработка предложений по улучшению их эффективного использования.

Материалы и методы

Объектом исследования выступали участки городских улиц. В качестве продольных границ использовались визуальные границы прилегающей застройки, поперечными границами являлись визуальные границы перекрестков.

Исследование проводилось в Москве, которая обладает передовым опытом в эффективном и рациональном использовании территорий городских улиц.

Порядок проведения исследования представлен на рисунке 1.

В качестве метода исследования выбран метод натурного обследования для сбора информации по интенсивности использования общественного пространст-

Определение целей, задач и границ исследования

Выбор участков улиц на примере Москвы

Проведение натурных обследований по утвержденному плану

Обработка результатов обследований с применением методов статистики

Разработка классификации улиц по степени интенсивности их использования результатов

66

Рис. 1. Алгоритм проведения натурного обследования

ва. Далее результаты исследования были обработаны с помощью статистических методов.

В исследования выделены качествен -ные параметры оценки функций общественных пространств городских улиц:

• количество и тип объектов инфраструктуры, шт.;

• количество и тип уличной мебели, шт.;

• геометрические параметры участка — ширина и длина, м;

• интенсивность потока пользователей, чел./час.

Сбор информации производился путем визуальной фиксацией параметра. В качестве метода обработки результата был выбран статистический метод обработки данных по частоте и интенсивности использования общественного пространства с конкретной функцией и соответствующим инфраструктурным объектом.

Результаты

В результате исследования функционального наполнения участков общественных пространств городских улиц был определен набор инфраструктуры объектного наполнения:

• коммерческие предприятия малого и среднего бизнеса по обслуживанию населения;

• объекты транспортной инфраструктуры — остановочные пункты, пункты шеринга, зарядные устройства;

• объекты рекреации и благоустройства — озеленение, малые архитектурные формы.

В таблице 1 представлен перечень объектов, которые наиболее часто встречаются на городских улицах.

Далее проводился анализ по интенсивности использования различных видов объектов по двум основным параметрам — численности единовременных пользователей и затраченному времени. По итогам проведенного исследования и обработки данных с помощью статистического метода были выделены три типа улиц в зависимости от существующего объектного наполнения (табл. 2).

Активная улица — тип улиц, имеющих развитое монофункциональное общественное пространство, использующее его пользователями с долговременными целями. Как правило, это улица с шириной

тротуара более 3 м, имеющая в совокупности не менее одного коммерческого предприятия с длительным нахождением человека (кафе, рестораны), коммерческого предприятия с краткосрочным пребы-

ванием человека (киоск, аптека), развитой транспортной инфраструктурой (остановки, парковки) и количеством пешеходов, использовавших данную территорию более 400 чел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Объектное наполнения общественных пространств городских улиц (наиболее часто встречаемое)

Вид объектного наполнения Объектное наполнение

Коммерческие предприятия малого и среднего бизнеса по обслуживанию населения Объекты транспортной инфраструктуры Объекты рекреации и благоустройства Кафе, ресторан, продовольственный магазин, магазин обуви, одежды, магазин бытовой техники, аптека, салон сотовой связи, ателье, цветы, ломбард, салон красоты, химчистка, киоски, торговые автоматы, бистро без посадочных мест (кофе, шаурма, выпечка) Остановочные пункты, прокаты велосипедов, самокатов, аппараты продажи билетов, пешеходные переходы, паркинг Лавочки, скамейки, озеленение, малые архитектурные формы

Таблица 2

Описание трех типов улиц, выделенных в исследовании по фактору интенсивности

их использования

Типы улиц по активности использования

АКТИВНАЯ

УМЕРЕННО АКТИВНАЯ

ТРАНЗИТНАЯ (НЕАКТИВНАЯ) УЛИЦА

Интенсивность использования, мин

Долговременное пребывание более 10 мин

Кратковременная остановка 2—10 мин

Транзитное движение без остановки

Объектное наполнение

Кафе, рестораны, продовольственные магазины, магазины обуви, одежды, магазины бытовой техники, аптеки, салон сотовой связи, ателье, цветы, ломбард, салон красоты, прокаты велосипедов, самокатов, химчистка, ломбард, скамейки, остановки

Киоски, аптека, торговые автоматы, бистро без посадочных мест, прокат велосипедов, самокатов, остановки, парковки, пешеходные переходы

Тротуары, пешеходные переходы

ТЗ

а ш

О г>

-I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

о

п

а л

X

ТЗ

О

03 ^

а п

а>

О-

Г> ^

X н

а

г> а>

а> т т

у

-I

о

03

67

О

i-^

X

X с

X X

CD С CD U О

X

X ^

и

CD U

О ^

m

О

CP

X

X

о

о

m

I-

U

CD

IX

О CP

I-

и о а о

CP

Таблица 3

Качественные и количественные параметры, определяющие тип улицы

Тип улиц Коммерч. предприятия с длительным нахождением человека Коммерч. предприятия с краткосрочным нахождением человека Малые архитектурные формы Уличная мебель Кол-во пешеходов Ширина общественного про-стран-ства,м Уни-версальная среда Зеленые на-саж-дения Парковки Пешеход-ные переходы

Активная 1—7 1—4 + + 400 < 3 < + + + +

Умеренно — 1—4 + + 150—400 1—3 + + + +

активная

Транзитная — — + — > 150 > 1 + + + +

Умеренно активная улица — тип улиц, на которых существует общественное пространство, используемое кратковременно. Как правило, это улицы с шириной тротуара в диапазоне 1—3 м, имеющие коммерческие предприятия с краткосрочным пребыванием человека (киоски, торговые аппараты), развитой транспортной инфраструктурой (остановки, парковки), и количеством пешеходов, использовавших данную территорию в диапазоне 150—400 чел.

Транзитная (неактивная) улица — тип улиц, на которых общественное пространство не сформировано. Как правило, это улицы с шириной тротуара не более 1м, с отсутствием на них каких-либо коммерческих предприятий, глухими фасада-

ми, предполагающая только транзитное движение из точки А в точку Б, и количеством пешеходов, использовавших данную территорию не более 150 чел.

В таблице 3 представлены основные количественные параметры, характеризующие каждую из групп.

Заключение

Городские улицы играют важную роль в устойчивом развитии городов за счет выполнения спектра социальных, экологических и экономических функций. Предложенная типология дает представление о том, какие улицы бывают, что является необходимым шагом к выбору и обоснованию проектных решений.

Библиографический список

68

1. Закон Московской области от 18 июля 2018 года № 127/2018-ОЗ О внесении изменений в Закон Московской области «О благоустройстве в Московской области». — URL: https://docs.cntd.ru/ document/550739640, дата доступа 15.10.2022.

2. СП 396.1325800.2018 Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования. — URL:https://docs.cntd.ru/document/552304870), дата доступа 15.10.2022.

3. Данилина Н. В., Теплова И. Д. «Устойчивая» улица — формирование общественных пространств на городских улицах // Экология урбанизированных территорий. — 2018. — № 4. — P. 74—80.

4. Батюта Е. М. Особенности формирования архитектурного облика исторических улиц Нижнего Новгорода: дис. к. арх. — Н. Новгород, 2004. — 204 с.

5. Волошинская А. А. Придут ли в Россию пешеходные торговые улицы (Complete & Living Streets)? // Государственное управление. — 2019. — № 74. С. 6—26.

6. Любова О. В. Формирование современной городской среды, имитация или реальность // Вестник евразийской науки. — 2019. — Т. 11. — № 2. — С. 35.

7. Кадыров Т. Э. Проблемы формирования общественных пространств в структуре городских агломераций (на примере Казанской агломерации) // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. — 2019. — № 1 (47). С. 101—108.

8. Вотинов М. А. Особенности формирования общественных пространств в городской среде // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. — 2014. — № 4. — С. 36—40.

ASSESSMENT OF INTENSITY OF USE OF PUBLIC SPACES OF CITY STREETS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FOR THE PURPOSE OF SUSTAINABLE URBAN DEVELOPMENT a

g

O

N. V. Danilina, Dr. Habil. (Technical sciences), department of Urban Planning, National n

research Moscow State university of civil engineering, grado@mgsu.ru, Moscow, Russia, o

Y. Saprykin, master student, department of Urban Planning, National research Moscow State n university of civil engineering, youri.saprykin@gmail.com, Moscow, Russia

Zakon Moskovskoj oblasti ot 18 iyulya 2018goda N127/2018-OZ O vnesenii izmenenij v Zakon Moskovskoj

03

References ,

n

oblasti "O blagoustrojstve v Moskovskoj oblasti"[The Law of the Moscow Region of July 18, 2018 No. 127/ i 2018-OZ On Amendments to the Law of the Moscow Region "On Landscaping in the Moscow Region"]. -p URL: https://docs.cntd.ru/document/550739640, access data 15.10.2022 [in Russian]. O

2. SP 396.1325800.2018 Ulicy i dorogi naselennyh punktov. Pravila gradostroitel'nogo proektirovaniya k [SP 396.1325800.2018 Streets and roads of settlements. Rules of urban planning design]. URL: https:// Q docs.cntd.ru/document/552304870), access data 15.10.2022 [in Russian]. e

X

Danilina N. V., Teplova I. D. "Ustojchivaya" ulica — formirovanie obshchestvennyh prostranstv na gorod-skih ulicah [A "sustainable" street — shaping public spaces on city streets] // Ekologiya urbanizirovannyh territorij. 2018. № 4. P. 74—80 [in Russian].

4. Batyuta E. M. "Osobennosti formirovaniya arhitekturnogo oblika istoricheskih ulic Nizhnego Novgoroda": x diss. k. arh. ["Features of the formation of the architectural appearance of the historical streets of Nizhny C Novgorod"]. N.Novgorod, 2004. 204 p. ®

5. Voloshinskaya A. A. Pridut li v Rossiyu peshekhodnye torgovye ulicy (Complete & Living Streets)? ["Will e pedestrian shopping streets come to Russia?"] // Gosudarstvennoe upravlenie. — 2019. — № 74, P. 6—26 H [in Russian]. X

6. Lyubova O. V. Formirovanie sovremennoj gorodskoj sredy, imitaciya ili real'nost' [The formation of a mod- ^ ern urban environment, imitation or reality"]. Vestnik evrazijskoj nauki. 2019. V. 11. № 2. P. 35 [in Rus- X sian]. n

7. Kadyrov T. E. Problemy formirovaniya obshchestvennyh prostranstv v strukture gorodskih aglomeracij (na O primere Kazanskoj aglomeracii) [Problems of formation of public spaces in the structure of urban agglomerations (on the example of the Kazan agglomeration)]. Izvestiya Kazanskogo gosudarstvennogo arhitek-turno-stroitel'nogo universiteta. 2019. № 1 (47). P. 101—108 [in Russian].

8. Votinov M. A. Osobennosti formirovaniya obshchestvennyh prostranstv v gorodskoj srede [Peculiarities of the formation of public spaces in the urban environment] // Vestnik Belgorodskogo gosudarstvennogo tekhno-logicheskogo universiteta im. V. G. Shuhova. 2014. № 4. P. 36—40 [in Russian].

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.