Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ ГОРОДСКИХ УЛИЦ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КРАСНОДАРА'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ ГОРОДСКИХ УЛИЦ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КРАСНОДАРА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
357
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
городские улицы / общественные пространства / благоустройство территории / устойчивое развитие территорий / пешеходные зоны / city streets / public spaces / street accomplishment / sustainable environment / pedestrian zones

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Н. В. Данилина, И. Д. Теплова, П. В. Тряпкин, Т. М. Смирнова

Стратегия развития современных городов включает в себя создание комфортного городского пространства, с целью улучшения качества жизни населения города. Общественные пространства являются ключевым фактором в формировании городского облика в целом, а также в социокультурном, экологическом и экономическом развитии города. Грамотное проектирование, внедрение функциональных элементов в территории общественных мест способны увеличить эффективность их использования, задать вектор развития городской среды и приумножить ее качество. Основным видом общественного пространства по занимаемой площади являются улицы. В данной статье приведен анализ современного использования общественного пространства в городских улицах, предоставлено проектное предложение по их развитию и формированию комфортной территории для жителей города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN THE CITY STREETS PUBLIC SPACES LAND USE ON THE EXAMPLE OF THE KRASNODAR CITY

The strategy for the modern cities urban development includes comfortable urban space planning and design in order to improve the quality of cities' population life. Public spaces are a key factor in the formation of the urban image as a whole, as well as in the socio-cultural, environmental and economic development of the city. Competent design, implementation of functional elements in the territory of public places can increase the efficiency of their land use, set the vector of sustainable urban development increase its quality. The most popular type of public space in cities is a linear public space on a city street. This article analyzes the modern use of public space on city streets, provides a project proposal for their territory development aimed on comfortable lifebeing of city residents.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ ГОРОДСКИХ УЛИЦ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КРАСНОДАРА»

УДК 711

DOI: 10.24412/1816-1863-2021-2-59-67

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ ГОРОДСКИХ УЛИЦ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КРАСНОДАРА

Н. В. Данилина, д. т. н.,

зав. кафедрой «Градостроительство», Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), DanilinaNV@mgsu.ru, Москва, Россия, И. Д. Теплова, аспирант кафедры «Градостроительство», Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), TeplovaID@mgsu.ru, Москва, Россия, П. В. Тряпкин, студент 4 курса направления «Градостроительство», Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), Pasha.tryapkin@mail.ru, Москва, Россия, Т. М. Смирнова, студентка 4 курса направления «Градостроительство», Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, shenanfrankly1999@gmail.com, Москва, Россия

Стратегия развития современных городов включает в себя создание комфортного городского пространства, с целью улучшения качества жизни населения города. Общественные пространства являются ключевым фактором в формировании городского облика в целом, а также в социокультурном, экологическом и экономическом развитии города. Грамотное проектирование, внедрение функциональных элементов в территории общественных мест способны увеличить эффективность их использования, задать вектор развития городской среды и приумножить ее качество. Основным видом общественного пространства по занимаемой площади являются улицы. В данной статье приведен анализ современного использования общественного пространства в городских улицах, предоставлено проектное предложение по их развитию и формированию комфортной территории для жителей города.

The strategy for the modern cities urban development includes comfortable urban space planning and design in order to improve the quality of cities' population life. Public spaces are a key factor in the formation of the urban image as a whole, as well as in the socio-cultural, environmental and economic development of the city. Competent design, implementation of functional elements in the territory of public places can increase the efficiency of their land use, set the vector of sustainable urban development increase its quality. The most popular type of public space in cities is a linear public space on a city street. This article analyzes the modern use of public space on city streets, provides a project proposal for their territory development aimed on comfortable lifebeing of city residents.

Ключевые слова: городские улицы, общественные пространства, благоустройство территории, устойчивое развитие территорий, пешеходные зоны.

ТЗ О ш

о

Г) -I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

о

0

1 X

тз

о

03

0

1 X

а>

с

а>

О-

Г> X

X н

0

Г)

а>

а>

1 i

у

i -I

О оз

Keywords: city streets, public spaces, street accomplishment, sustainable environment, pedestrian zones.

По всему миру в практике градостроительства распространяется человеко-ори-ентированных подход к формированию городской среды [1, 2]. Главной его целью является обеспечение потребностей различных групп пользователей территории и создания, комфортных и безопасных

условий жизнедеятельности, особенно на общественных пространствах [3, 4].

Под общественным пространством в мировой практике понимается любая территория со свободным доступом для ее пользователей [5, 6]. Различные подходы к архитектурной, функциональной, пла-

О

i-^

X

X с

X X

CD С CD U О

X

X ^

и

CD U

CD X X

о

m

О ^

X

о

с с

о

m I-

U

CD

I-

О

I-

и о а

о ^

нировочной организации территорий общественных пространств рассмотрены как зарубежными, так и отечественными авторами. В статье сфокусировано внимание на наиболее часто используемых общественных пространствах — городских улицах [7, 8].

Городская улица представляет собой линейный тип общественного пространства, который подразумевает несколько видов использования территории:

1. Прямолинейное транзитное движение пешеходов;

2. Длительное использование территории;

3. Кратковременное использование территории действия.

Для обеспечения комфортных и безопасных условий реализации каждого из видов использования необходимым является их территориальное разграничение — выделение отдельных функциональных зон. К каждой зоне будут предъявляться конкретные требования по комфортности, безопасности, инфраструктурному обеспечению и условиям доступа [9, 10].

Целью исследования являлся анализ существующей ситуации с организацией общественных пространств на городских улицах на примере города Краснодара, а также выявление тенденции их градостроительного развития.

Материалы и методы

В качестве метода исследования был выбран системный анализ, в рамках которого реализованы следующие задачи:

1. Градостроительный анализ существующей ситуации выбранных улиц города Краснодара с выявлением социально-эко-

Рис. 1. Карта города Краснодара (источник: Google maps)

номической и экологической составляющей. Анализ основных фокусов и объектов притяжения, а также влияния их на функционирование рассматриваемой территории.

2. Оценка существующего использование общественных пространств, территориального ресурса рассматриваемых улиц, выявление проблем и обнаружение недостатков.

3. На основе анализа и оценки рассматриваемых улиц, было разработано и предоставлено проектное предложение с учетом пространственно-планировочных и транспортно-планировочных градостроительных аспектов.

В качестве объекта исследования был выбран город Краснодар, являющийся административным центром Краснодарского края. Численность населения города составляет порядка 1 млн чел. Краснодар находится в южной ч асти Восточно-Европейской равнины на Кубано-Приазовской низменности (рис. 1) и обладает наиболее благоприятным климатом в России. Средняя температура воздуха в Краснодаре, по данным многолетних наблюдений, составляет +12,1 °С. Теплый климат способствует активной общественной жизни на открытом воздухе, что делает вопрос их формирования наиболее актуальным.

Застройка города Краснодара по большей части представляет собой индивидуальные жилые дома, хотя в центральных районах города встречаются зоны с многоэтажной и среднеэтажной жилой застройкой периметрального типа. Большинство улиц по городу ориентированы на автомобильное движение не соответствуют современным стандартам благоустройства.

Анализ городских улиц Краснодара позволит определить общее состояние общественных пространств, а также разработать проектные предложения по их градостроительному развитию в соответствии с современными тенденциями.

Результаты

На первом этапе градостроительного анализа были выбраны три улицы, связывающие значимые территории и объекты — фокусы тяготения населения. По результатам визуального осмотра общественные пространства улиц не благоустроены и нуждаются в реконструкции:

£

Условные обозначения

-Многофункциональная

общественно-деловая зона

■ Зона застройки многоэтажными жилыми домами Зона застройки индивидуальными жилыми домами

Зона специализированной застройки

-Улицы общегородского

значения

/I

п

1

/ /1

u

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

улица Октябрьская и улица им. Калинина а)

J

/ /

/I

улица Новицкого б)

Рис. 2. Градостроительный анализ улиц Краснодара, выбранных для исследования: а) улица Октябрьская и улица им. Калинина; б) улица Новицкого

ул. Октябрьская, ул. им. Калинина и ул. Новицкого (рис. 2).

Улица Октябрьская является улицей общегородского значения и имеет две проезжие части. Первая проезжая часть состоит из трех полос, одна из которых предназначена для наземного городского пассажирского транспорта. Вторая проезжая часть состоит из двух полос, одна из которых отведена под парковку. Улица активно используется населением засчет крупных точек притяжения, а также большая часть прилегающей территории относится к многофункциональной общественно-деловой зоне и зоне исторической застройки.

Улица им. Калинина является улицей районного значения. Проезжая часть состоит из четырех полос в двух направлениях, также справа расположена организованная парковка. Улица активно используется жителями засчет точек притяжения, а также большая часть прилегающей территории относится к зоне многофункциональной общественно-деловой застройки (рис. 2).

Улица Новицкого является улицей местного значения. Улица разделена двумя проезжими частями. Первая проезжая часть состоит из двух полос, по одной в каждом направлении. Вторая проезжая часть состоит из одной полосы. Улица достаточно активно используется населени-

ем, так как находится в зоне индивидуальной жилой застройки.

Основные фокусы притяжения улицы Октябрьской и им. Калинина — Краснодарский государственный цирк, Сенной рынок и Бизнес-центр. Также рядом располагается большое количество магазинов, аптеки, пекарни, кафе, салоны красоты, сервисные центры. Основные фокусы притяжения улицы Новицкого — торговый центр «Boss House» и два дошкольных образовательных учреждения (рис. 3).

Для каждой из улиц был сформирован поперечный профиль существующего положения. Профили были составлены на основании фотофиксации улиц и данных информационных систем.

На улице Октябрьская активное движение автомобилей, наземного городского пассажирского транспорта и пешеходов (рис. 4). На основании собранных данных были выявлены основные проблемные участки улицы, препятствующие эффективному использованию общественного пространства:

1. недостаточное количество озеленения;

2. нерациональное использование пешеходного пространства;

3. неудобного расположение парковоч-ных мест;

4. использование разделительной полосы, как пешеходной зоны;

тз о ш

о

Г) -I

тз

о

-I

CD

о-

Г> -I 03

о

0

1 X

тз

о

03

0

1 X

CD

с CD

О-

Г> X

X н

О

Г) CD

CD X X

У

X -I

О

03

О

i-^

X

X с

X X

CD С CD U О

X

X ^

и

CD U

CD X X

о

m

О

СР

X

X

о ^

с

о

m

I-

U

CD

IX

О СР

I-

и о а о

СР

5. расположение полосы для маршрутных транспортных средств не соответствует расположению остановок НГПТ.

Благодаря крупным точкам притяжения по улице им. Калинина проходит большое количество населения. Из-за слишком узких неорганизованных пешеходных пространств и отсутствия буферных зон су-

8

ä,

l

Л

9 Краснодарский цирк

!ЕГ

улица Октябрьская и улица им. Калинина

а)

ществующие условия не соответствуют комфортному пребыванию здесь пешеходов и велосипедистов (рис. 5).

Основные недостатки улицы им. Калинина:

1. отсутствуют организованные пешеходные пространства;

2. отсутствует озеленение;

F

Торговый центр • (В<ж Hause)

улица Новицкого б)

11

Рис. 3. Фокусы тяготения на улицах Краснодара, выбранных для исследования: а) улица Октябрьская и улица им. Калинина; б) улица Новицкого

62 Рис. 4. Поперечный профиль существующего положения ул. Октябрьская

№2, 2021

Рис. 6. Поперечный профиль существующего положения ул. Новицкого

63

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IX

X с

X

X

ф

^

ф

и о

X

X ^

и ^

Ф

и ф

X X

о

т

О

СР

X

X

о

3. отсутствуют велодорожки и велопар-ковки.

Из положительных аспектов с правой стороны проезжей части организовано парковочное пространство.

Улица Новицкого также активно используется населением, так как находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами. Общественное пространство улицы совершенно не благоустроено. Это мешает проживающему вблизи населению попадать к своим жилым зонам, как пешком, так и на автомобиле (рис. 6).

В границах улицы располагается большая зеленая зона (парк «Видный»), кото-

рая, к сожалению, абсолютно не организована и не используется.

Основные недостатки улицы Новицкого:

1. неорганизованные пешеходные тротуары;

2. Отсутствуют велодорожки и вело-парковки;

3. недостаточное количество полос для движения автомобилей;

4. нерациональное использование территории сквера «Видный».

После проведения анализа функционального наполнения рассматриваемых улиц сформирована обобщающая таблица 1.

Результаты анализ объектного наполнения улиц

Таблица 1

Точки притяжения Ул. Октябрьская Ул. им. Калинина Ул. Новицкого

Тротуар + + +

Полоса безопасности (буфер) + + +

Уличный фронт застройки + + +

Входные группы + + -

Предприятия общественного питания + + -

Предприятия торговли + + -

Объекты хоз.-бытового обслуживания + + +

Уличная мебель - - -

Место встречи + + -

Сопутствующие сервисы + + -

Остановочные пункты + + -

Пешеходные переходы + + -

Велосипедные парковки - - -

Линейное озеленение + - +

Инженерное обеспечение + + +

Цветники, ландшафтные формы - - +

Велосипедные дорожки - - -

Функциональное наполнение улиц

Таблица 2

Обознач. зоны Функциональная зона Использование территории Объект

1.1 Зона транзитного движения пешеходов Транзитное передвижение ч ерез улицу Тротуар

1.2 Зона транзитного дви- Транзитное передвижение ч ерез Велосипедные

жения велосипедистов улицу дорожки

2.2 Зона рекреации Длительное пребывание на территории улицы для участия в событии Уличная мебель

3.2 Зона объектов транс -портного назначения Кратковременная остановка для получения услуги Остановочные пункты

4.1 Буферная зона Обслуживание территорий улицы Полоса безопасности (буфер)

4.2 Зона озеленения Обслуживание территорий улицы Линейное озеленение Цветники, ландшафтные формы

64

Рис. 8. Проектный поперечный профиль ул. им. Калинина

Предложения по развитию общественных пространств на городских улицах.

На основе анализа с учетом всех недостатков созданы предложения по изменению каждой из трех улиц. Функциональное наполнение каждой из улиц представлено в таблице 2.

Проектное предложение улицы Октябрьская включает в себя:

1. увеличение линейного озеленения;

2. смещение и озеленение разделительной полосы, без возможности использования ее пешеходами;

3. расширение и благоустройство пешеходной зоны, укладка нового дорожного покрытия;

4. организация параллельной парковки по правой стороне проезжей части, что не будет препятствовать движению личных автомобилей и маршрутно-транспортных средств;

5. перемещение полосы для маршрутно-транспортных средств ближе к остановкам НГПТ (рис. 7).

Для улучшения организации общественного пространства улицы им. Калинина предлагаются следующие меры:

1. организация велосипедных дорожек и велосипедных парковок;

2. расположение линейного озеленения между проезжей частью и велосипедной полосой;

3. расширение и благоустройство пешеходной зоны, укладка нового дорожного покрытия.

Данные изменения будут производиться за счет уменьшения ширины и количества полос движения автомобилей и смещения парковочных мест, так как существующая организация проезжей части используется неэффективно (рис. 8).

О

IX

X с

X

X

ф

^

ф

и о

X

X ^

и

ф

и ф

X X

о

о

СР X X

о ^

с

о

т

I-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

ф

IX

о

СР

I-

и о а о

рклр^

6,0 м

¡,5 м

5,0 м

3,0 м 3,0 м 2,0 м

2,0 м 3,0 м 3,0 м

Рис. 9. Проектное предложение фрагмента ул. Новицкого

Для улучшения организации общественного пространства улицы Новицкого предлагается:

1. расширение и благоустройство пешеходной зоны, укладка нового дорожного покрытия;

2. организация линейного озеленения вдоль проезжей ч асти и пешеходной зоны;

3. организация велосипедных дорожек и велосипедных парковок;

4. увеличение количества полос движения автомобилей для комфортного подъезда к жилым зонам;

5. благоустройство сквера «Видный»: организация пешеходных зон и зон тихого отдыха, размещение цветников и ландшафтных форм (рис. 9).

В данной работе была проведена оценка условий использования общественных пространств улиц города Краснодара. На основе градостроительного анализа, существующего состояния улиц и их прилегающей территории было выявлено неэффективное использование, неудовлетворяющее комфортному передвижению пешеходов, велосипедистов, автомобилистов и маршрутов НГПТ. Общественное пространство улиц не благоустроено, отсутствуют зоны озеленения и рекреации.

В разработанных проектных предложениях учтены все недостатки и созданы условия для комфортного, эстетически приятного и функционально эффективного общественного пространства.

Заключение

На сегодняшний день улицы являются самым важным общественным пространством города. Поэтому данные территории должны удовлетворять большому количеству требований пешеходов, водите -лей, велосипедистов и пассажиров: быть не только безопасным и красивым местом для прогулок, но и обеспечивать бесперебойное движение и парковку различных видов транспорта.

К сожалению, территории улиц все еще продолжают использоваться неэффективно и находятся в плачевном состоянии. Изменения могут занять большое количество времени, особенно в условиях малых отечественных городов, но, несмотря на это, такие общественные пространства необходимо изучать и улучшать, что является шагом к формированию комфортного городского пространства.

7,0 м

5 м

7,0 м

м

2,0 м 2,0 м

,0 м

Библиографический список

1. Бакаева Н. В., Черняева И. В. К задачам нормирования комфортности и безопасности среды жизнедеятельности города // Строительство и реконструкция. — 2020. — № 1 (87). — С. 101—112.

2. Петрина О. А., Стадолин М. Е. Комфортная городская среда: тенденции и проблемы организации // Вестник университета. — 2018. — № 6. — С. 34—38.

3. Якушина О. И. Организация социального пространства современных городов в свете концепций «открытого» и «умного» города // Теория и практика общественного развития. — 2021. — № 4 (158). — С. 33—42.

4. Гайкова Л. В. Потребительское зонирование при формировании городских общественных пространств // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. — 2013. — № 4. — С. 33—38.

5. Chondrogianni D., Stephanedes Y. Visiting Index: Supporting decision-making on Open Urban Spaces // European Journal of Geography. — 2021. — № 12 (1). — P. 37—60.

6. Montenegro N., Beirao J., Duarte J. Describing and locating public open spaces in urban planning // International Journal of Design Sciences and Technology. — 2012. — № 19 (2). — P. 91—104.

7. Преловская Е. С. Мультифункциональное уличное пространство: формирование новых классов улиц на основе кластерного анализа // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. — 2016. — № 3 (24). — С. 129—134.

8. Данилина Н. В., Теплова И. Д. «Устойчивая» улица — формирование общественных пространств на городских улицах // Экология урбанизированных территорий. — 2018. — № 4. — С. 74—80.

9. Крашенинников А. В. Сценарное проектирование городской среды // Architecture and Modern Information Technologies — 2017. — № 4 (41). — С. 242—256.

10. Bertolini L. From "streets for traffic" to "streets for people": can street experiments transform urban mobility? // Transport Reviews. — 2020. — № 40 (6). — P. 734—753.

MODERN TRENDS IN THE CITY STREETS PUBLIC SPACES LAND USE ON THE EXAMPLE OF THE KRASNODAR CITY

N. V. Danilina, Dr. habil. (Technical Sciences), Head of the Urban Planning Department, National Research Moscow State University of Civil Engineering (NRU MGSU), DanilinaNV@mgsu.ru, Moscow, Russia,

I. D. Teplova, Phd student Urban Planning Department, National Research Moscow State University of Civil Engineering, TeplovaID@mgsu.ru, Moscow, Russia, P. V. Tryapkin, student, Urban Planning Department, National Research Moscow State University of Civil Engineering National Research Moscow State University of Civil Engineering, pasha.tryapkin@mail.ru, Moscow, Russia,

T. M. Smirnova, student, Urban Planning Department, National Research Moscow State University of Civil Engineering, shenanfrankly1999@gmail.com, Moscow, Russia

References

1. Bakaeva N. V., CHernyaeva I. V. K zadacham normirovaniya komfortnosti i bezopasnosti sredy zhiznedey-atel'nosti goroda [The problem of norming in the field of comfort and safety environment of the city] // Stroitel'stvo i rekonstrukciya. — 2020. — No. 1 (87). — P. 101—112 [in Russian].

2. Petrina O. A., Stadolin M. E. Komfortnaya gorodskaya sreda: tendencii iproblemy organizacii [Comfortable urban environment: trends and problems of the organization] // Vestnik universiteta. — 2018. — No. 6. — P. 34—38 [in Russian].

3. YAkushina O. I. Organizaciya social'nogo prostranstva sovremennyh gorodov v svete koncepcij "otkrytogo" i "umnogo" goroda [Organizing public space in the contemporary city within "open" and "smart" city framework] // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. — 2021. — No. 4 (158). — P. 33—42 [in Russian].

4. Gajkova L. V. Potrebitel'skoe zonirovanie pri formirovanii gorodskih obshchestvennyh prostranstv [Demand zoning for public spaces formation] // Akademicheskij vestnik UralNIIproekt RAASN. — 2013. — No. 4. — P. 33—38 [in Russian].

5. Chondrogianni D., Stephanedes Y. Visiting Index: Supporting decision-making on Open Urban Spaces // European Journal of Geography. — 2021. — No. 12 (1). — P. 37—60.

6. Montenegro N., Beirao J., Duarte J. Describing and locating public open spaces in urban planning // International Journal of Design Sciences and Technology. — 2012. — No. 19 (2). — P. 91—104.

7. Prelovskaya E. S. Mul'tifunkcional'noe ulichnoe prostranstvo: formirovanie novyh klassov ulic na osnove klasternogo analiza [Multifunctional street space: development of street classification based on cluster analysis] // Vestnik SGASU. Gradostroitel'stvo i arhitektura. — 2016. — No. 3 (24). — P. 129—134 [in Russian].

8. Danilina N. V., Teplova I. D. "Ustojchivaya" ulica — formirovanie obshchestvennyh prostranstv na gorodskih ulicah ["Sustainable" street — formation public spaces on city streets] // Ekologiya urban-izirovannyh territorij. — 2018. — No. 4. — P. 74—80 [in Russian].

9. Krasheninnikov A. V. Scenarnoe proektirovanie gorodskoj sredy [Scenario-based design of the built environment] // Architecture and Modern Information Technologies — 2017. — No. 4 (41). — P. 242—256 [in Russian].

10. Bertolini L. From "streets for traffic" to "streets for people": can street experiments transform urban mobility? // Transport Reviews. — 2020. — No. 40 (6). — P. 734—753.

T3 Q m О n -i T3

о

-I

CD

O-

Г) -I 03

о

Q X X

T3

О

03

Q X X

CD

с CD

O-

Г) X

X н

Q

Г) CD

CD X X

у

X -I

О

03

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.