Научная статья на тему 'Градостроительные принципы формирования городских площадей и улиц'

Градостроительные принципы формирования городских площадей и улиц Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1088
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
ПЛОЩАДИ / УЛИЦЫ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛОЩАДЕЙ И УЛИЦ / ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛОЩАДИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / SQUARES / STREETS / URBAN PLANNING FORMATION / FUNCTIONAL PLANNING ORGANIZATION OF SQUARES AND STREETS / TOOLS FOR FORMING SQUARES / PUBLIC SPACE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Бастракова Татьяна Владимировна

Целью работы является определение механизма формирования городских площадей и улиц с помощью градостроительных объемно-планировочных элементов и анализа пешеходных потоков. В качестве инструментов исследования использовались фундаментальные методические подходы: системный, инфраструктурный, а также такие общенаучные методы как анализ, синтез, моделирование. Результатом исследования является реализация применения разработанной теоретической модели организации общественных пространств. Выводом являются сформулированные основные приемы и принципы развития городских площадей и улиц.The purpose of this work is to determine the mechanism of formation of urban squares and streets using urban spatial planning elements and analysis of pedestrian flows. Fundamental methodological approaches were used as research tools: system, infrastructure, as well as General scientific methods such as analysis, synthesis, and modeling. The result of the research is the implementation of the developed theoretical model of the organization of public spaces. The conclusion is the formulated basic techniques and principles for the development of urban squares and streets.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Бастракова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Градостроительные принципы формирования городских площадей и улиц»

STUD NET

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКИХ ПЛОЩАДЕЙ И УЛИЦ

URBAN PLANNING PRINCIPLES OF FORMING CITY SQUARES AND

STREETS

УДК-69

Бастракова Татьяна Владимировна, студент, Санкт-Петербургского Государственного архитектурно-строительного университета, Россия, г. Санкт-Петербург

Bastrakova Tatyana Vladimirovna, t.bastrakova@apostol.ru

АННОТАЦИЯ

Целью работы является определение механизма формирования городских площадей и улиц с помощью градостроительных объемно-планировочных элементов и анализа пешеходных потоков. В качестве инструментов исследования использовались фундаментальные методические подходы: системный, инфраструктурный, а также такие общенаучные методы как анализ, синтез, моделирование. Результатом исследования является реализация применения разработанной теоретической модели организации общественных пространств. Выводом являются сформулированные основные приемы и принципы развития городских площадей и улиц.

ABSTRACT

The purpose of this work is to determine the mechanism of formation of urban squares and streets using urban spatial planning elements and analysis of pedestrian flows. Fundamental methodological approaches were used as research tools: system, infrastructure, as well as General scientific methods such as analysis, synthesis, and modeling. The result of the research is the implementation of the developed theoretical model of the organization of public spaces. The conclusion is the formulated basic techniques and principles for the development of urban squares and streets.

Ключевые слова: площади, улицы, градостроительное формирование, функционально-планировочная организация площадей и улиц, инструменты формирования площади, общественное пространство.

Keywords: squares, streets, urban planning formation, functional planning organization of squares and streets, tools for forming squares, public space.

Площади ограничены морфологическими градообразующими элементами: общественными, жилыми зданиями и улицами (центрального или районного значения). Формируются с целью создания основного места

общественной жизни района или города. Данное пространство является сосредоточением общественно-деловой (офисы, торговля) и досуговой инфраструктуры (библиотеки, молодежные центры, театры, концертные залы), но, как правило, имеет транзитный характер и эпизодическое использование (праздники, ярмарки, фестивали).

Алгоритм формирования функционально-планировочной структуры площадей необходим для обоснования размещения элементов благоустройства и определения структуры. Для ее формирования необходимо:

1. Определить траектории движения пешеходов к точкам притяжения, к объектам общественно-деловой инфраструктуры, формирующих периметр площади.

2. Обозначить пути передвижения велосипедистов таким образом, чтобы они в меньшей степени пересекали пешеходные пути.

3. Следует предусмотреть обслуживающие для общественно-деловых сооружений проезды автотранспорта.

4. Ориентировать парковки таким образом, чтобы они позволяли пешеходам и велосипедистам перемещаться без препятствий. Парковочные места определяются исходя из ситуации, индивидуально.

5. Предусмотреть зоны общественного транспорта, разместить их через комфортное для населения расстояние, обеспечить связность маршрутов. Остановки общественного транспорта так же не должны быть барьером для пешеходов.

6. На участке пересечения траекторий перемещения людских потоков следует проработать данную зону как многофункциональную.

7. При большом объеме площадей следует предусмотреть участки активного и пассивного отдыха.

Таким образом, формирование функционально планировочной структуры заключается в выделении основных путей передвижения горожан, разделение пешеходных маршрутов, парковок и велодорожек для оптимальных траекторий передвижения. В зоне пересечения основных потоков пешеходов следует разместить многофункциональную зону, предусмотреть второстепенные зоны: участки активного отдыха (детские, спортивные площадки), пассивного отдыха (место встречи, отдыха вдоль траекторий движения пешеходов).

Определив показатели интенсивности потоков пешеходов и транспорта, вид планировочной модели окружающей застройки, можно выделить два типа площадей: главная площадь и местная площадь. Главная площадь представляет собой участок с высокой пешеходной и транспортной

активностью 0,07-0,9 га, который является ключевым общественным пространством, на котором проходят основные городские фестивали и мероприятия. Окружающая застройка- общественно-деловая инфраструктура, культурно-досуговые мероприятия. Местная площадь - участок 0,1-0,5 га, имеющий среднюю пешеходную и транспортную активность, который имеет роль места для отдыха жителей района.

Улицы. Данный вид общественного пространства имеет транзитный характер. Интенсивность потоков пешеходов и транспорта неоднородна, она возрастает по мере приближения к центру городской жизни: увеличивается плотность застройки, наполненность функциями, повышается востребованность общественного транспорта. Определив интенсивность и характер связей, можно выделить следующие типы улиц:

Главные улицы городского значения имеют высокую интенсивность потоков людей, их фронт наполнен общественно-деловой и культурно-досуговой инфраструктурой (1 этаж фронта улицы или полноценные объекты, центры, кинотеатры, музеи и т.п.), они имеют большой трафик на проезжей части и небольшое расстояние между остановками общественного транспорта. Данный тип улиц связывает между собой городские районы. По главным улицам проходит общегородской маршрут транспорта.

Главные улицы районного значения служат для связи соседних микрорайонов. Интенсивность транспорта и пешеходных потоков высокая. Фронт улиц наполнен объектами общественно-деловой инфраструктуры повседневных потребностей- магазины, парикмахерские, сферы обслуживания. Вдоль главной улицы районного значения размещаются акценты, по такому типу улицам проходят локальные маршруты.

Второстепенные улицы обладают неоднородной средней интенсивностью потоков людей. Фронт образуют жилые здания, с чередованием общественно-деловой инфраструктуры на их первых этажах. Вдоль улицы предусмотрена парковка для местных жителей. Остановки общественного транспорта и интенсивность потоков людей увеличивается по мере приближения к центру города.

Местные улицы связывает квартал с второстепенными и главными улицами. Для данного типа улиц характерно отсутствие движения автотранспорта, отсутствует инфраструктура общественного транспорта. В основном, фронт улиц представлен жилыми зданиями и такими объектами школы и детские сады. Объекты коммерческой деятельности расположены в узле пересечения местных улиц со второстепенными.

Пешеходные улицы характеризуются высокой интенсивностью пешеходных потоков и низкой-транспортного потока. Улица используется для досуга и прогулок.

Виды улиц имеют градацию от второстепенных (с малой интенсивностью) до главных улиц центральной модели (с более насыщенным функциональным наполнением и высокой интенсивностью).

Для формирования элементов организации потоков разных групп людей необходимо выделить функционально-планировочную организацию улиц и характер ее использования. Можно выделить следующие функциональные зоны:

1. Прифасадная зона;

2. Зона общественного обслуживания (террасы кафе, торговые киоски и павильоны);

3. Зона озеленения;

4. Техническая зона тротуара (размещение дорожных знаков, элементов навигации, рекламы, информационные блоки);

5. Парковка (размещение автомобильного транспорта);

6. Остановка общественного транспорта (участок для размещения остановочных павильонов, мест отдыха, киосков продажи билетов)

Разрабатывать функционально-планировочную структуру следует индивидуально для каждой улицы разного типа. Для правильного размещения элементов организации общественных пространств необходимо следовать следующему алгоритму:

1. Определить размещение полос проезжей части.

2. Размещение пешеходных полос по обе стороны от проезжей части.

3. Следует рядом с пешеходной зоной выделить полосу для общественного транспорта.

4. При учете веломаршрута разместить велодорожку между пешеходной зоной и проезжей частью.

5. Организовать буферные полосы разных потоков с помощью озеленения, технической зоны, разметки. Техническая зона тротуара может быть совмещена с зоной общественного обслуживания.

6. Разместить парковку для автомобилей вдоль тротуара (она может входить в состав буферной зоны). Разместить остановку общественного транспорта вдоль проезжей части.

Литература

1. КБ Стрелка, Минстрой РФ, Книга 3. Стандарт освоения свободных

территорий/ КБ Стрелка, Фонд ДОМ.РФ - Москва, 2019г. 298с.

2. Нефёдов, В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды / В.А. Нефёдов. - СПб: "Полиграфист", 2002. - 295 с.

3. Архитекторы.рф. Курс «Городская среда» общественные пространства. [Электронный ресурс] https://xn--80akijuiemcz7e.xn--p1ai/courses/spaces

4. КБ Стрелка. Сборник материалов к курсу «Общественные пространства» образовательной программы архитекторы.рф [Электронный ресурс] https://cdn-arch-

strelka.gcdn.co/public store/uploads/onl ine/readingcoll ection/2/file/ori ginal -eb46a888ebd252435755f2c4d7c077f9.pdf

5. Щербина Е.В., Данилина Н.В. Градостроительные аспекты проектирования устойчивой городской среды. Статья. [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/gradostroitelnye-aspekty-proektirovaniya-ustoychivoy-gorodskoy-sredy/viewer

6. MLA+ . Жилые районы для удобных городов. Принципы планирования. 2018 г. —114 с.

7. КБ Стрелка, Минстрой РФ. Стандарт комплексного развития территорий [Электронный ресурс] https://xn--d1 aqf.xn--plai/development/urban/printsipy-kompleksnogo-razvitiya-territoriy/

Literature

1. KB Strelka, Ministry of construction of the Russian Federation, Book 3. Standard development of free territories / KB Strelka, Foundation DOM.Russia - Moscow, 2019 298c.

2. Nefedov, V. A. Landscape design and environmental stability. - Saint Petersburg: "polygraphist", 2002. - 295 p.

3. Architects. RF. Course "Urban environment" public spaces. [Electronic resource] https://xn--80akijuiemcz7e.xn--p1ai/courses/spaces

4. KB Arrow. Collection of materials for the course "Public spaces" of the educational program architects.of the Russian Federation [Electronic resource] https://cdn-arch-

strelka.gcdn.co/public_store/uploads/online/readingcollection/2/file/original-eb46a888ebd252435755f2c4d7c077f9.pdf

5. Shcherbina E. V., Danilina N. V. Urban planning aspects of designing a sustainable urban environment. Article. [Electronic resource] https://cyberleninka.ru/article/n7gradostroitelnye-aspekty-proektirovaniya-ustoychivoy-gorodskoy-sredy/viewer

6. MLA+ . Residential areas for convenient cities. The principles of planning. 2018 -114 p.

7. Strelka design Bureau, Ministry of construction of the Russian Federation. Standard of integrated development of territories [Electronic resource] https://xn--d1aqf.xn--p1ai/development/urban/printsipy-kompleksnogo-razvitiya-territoriy/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.