ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЛИЦЫ КАК ФАКТОРА КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
Р.К. Краснов, студент
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10456
Аннотация. Данная статья посвящена изучению способов и подходов к проектированию улиц как общественных пространств, формирующих городскую среду. Выявлены и изучены основные принципы организации поперечного профиля и зонирования улицы, также рассмотрены факторы, имеющие принципиальное влияние на проектирование улицы. Также, рассмотрена проблема грамотной организации улиц как общественных пространств в России. Создана обобщённая модель принципиальной организации улиц, отвечающих требованиям комфортной городской среды.
Ключевые слова: проектирование улиц, принципы проектирования тротуаров, комфортная городская среда, поперечный профиль улицы, организация улиц.
Улично-дорожная сеть является структурной основой траснпортно-планировочного каркаса города. Улицы формируют облик города, его застройку, влияют на все процессы внутри города, формируют городскую среду. Комфортная городская среда прежде всего начинается с улицы, как основного вида общественного пространства, выполняющего транзитную функцию. Хорошо спроектированная улица может значительно повысить качество жизни в городской среде, стимулировать развитие бизнеса, дать жителям место для ежедневных прогулок и занятий спортом, улучшить визуальные характеристики городской среды. Но грамотный подход к проектированию улицы основывается на понимании основных принципов организации улицы как общественного пространства и выделении основных факторов влияющих на формирование улицы.
«Будучи самыми важными в городе общественными пространствами, улицы зачастую все же используются недостаточно эффективно. Любая улица не только обеспечивает перемещение по городу, но и играет серьезную роль в жизни городов и их сообществ, поэтому в проекте общественное пространство должно сочетаться с транспортной артерией» [1]. Надо понимать, что нет единой формулы правильной планировочной структуры улицы, так как на её формирование влияет огромное ко-
личество факторов. Для понимания, от чего же вообще зависит структура улицы, рассмотрим данные факторы, выделив их по основным пунктам.
Во-первых, планировочная организация улицы и её поперечного профиля зависит от категории этой самой улицы, количества полос движения и расчётной скорости движения. Улицы бывают общегородского, районного и местного значения. Категория улицы напрямую влияет на организацию проезжей части улицы, количество полос движения, организацию прилегающей территории. Во-вторых, проектирование улиц идет строго по нормативам и правилам. Основным документом в этой области является СП 396.1325800.2018 [2], который освещает основные требования к расстояниям, уклонам, организации улиц и их обязательных составных частей: тротуаров и газонов. Довольно жёсткие рамки и определенные требования к ширине тротуаров, газонов, проездов ограничивают планировочные варианты улицы, приводят их к единому модулю и единой структуре. В-третьих, на организацию улицы влияют факторы окружающей застройки: её тип, функция, этажность, планировочное решение застройки улицы, планировочная организация района. Они, как раз, являются теми самыми факторами, которые делают улицу «уникальной», формируют её индивидуальный облик, размеры, конфигура-
цию. Таким образом, можно сказать, что проектирование улиц заключается в комбинировании внешних факторов (тип и организация окружающей застройки, этажность) и внутренних факторов (категория улицы, требования по СП).
Под комфортной городской средой понимают пространство, максимально приспособленное под нужды горожан. Что касается формирования таковой среды в рамках общественного пространства улицы, то к нуждам горожан можно отнести: выделенные велодорожки, освещение тротуаров и придомовой территории, достаточное количество парковочных мест, оборудованные остановки общественного транспорта, безбарьерная среда, современное и надёжное благоустройство. Сейчас, уже считается, что в современном, развитом городе необходимо наличие вышеперечисленных факторов. К сожалению, в России, такие требования только начинают внедряться в сферу градостроительства и благоустройства, и реализованные проекты организации «комфортных» улиц по современным требованиям являются единичными случаями. Реорганизация и благоустройство улицы является долгосрочным, но довольно выгодным вложением. «Правильным образом спроектированные
улицы повышают прибыль бизнеса и стоимость недвижимости для собственников» [1]. Одно можно сказать точно - тенденция к организации «комфортных» для пешеходов и жителей, современных улиц постепенно занимает главенствующие позиции в сфере градостроительства и урбанистики больших городов, что означает потенциальные значительные изменения в нынешней городской среде.
На данный момент, за рубежом активно идёт разработка определённых стандартов современных улиц, сводящих все улицы к набору типов организации улиц с единой структурой. Такая структура удовлетворяет нуждам горожан в функциях общественных пространств, улиц, городской среды. Разрабатываемая организация улиц зависит от категории улицы, количества полос движения, наличия маршрутов общественного транспорта, размеров пространства улицы, её значения в контексте района и города. Общими тенденциями, отличающими новый тип улиц от классических типов 20 века, являются выделенные велосипедные дорожки, выделенные полосы для общественного транспорта и минимальные размеры ширины полос автомобильного движения (рис. 1).
Рис. 1. Схема организации улицы общегородского значения (слева) и улицы районного
значения (справа)
Учитывая факторы, влияющие на организацию улицы, современные тенденции и требования к комфортной городской среде, можно сделать обобщённую схему принципиальной организации улицы, которая отвечала бы требованиям комфортной городской среды (рис. 2). Схема предполагает разделение улицы на придомовую, общественную и автомобильную зо-
ны. В придомовой зоне могут размещаться летние кафе, входные группы во встроенные помещения первых этажей, входные группы в жилые дома, островки с местами для отдыха. Общественная зона предполагает разделение на пешеходную и велосипедные дорожки, разделенные озеленением, чтобы обеспечить безопасность участников пешеходного движения. Организа-
ция зоны проезжей части напрямую зависит от категории улицы и количества полос движения. В случае двух-полосных или одно-полосных улиц районного или местного значения, она разделяется на полосы движения и парковочные полосы, буфер между полосами отсутствует. В случае улиц общегородского значения или
больших размеров пространства улицы, увеличиваются и габариты тротуаров, велосипедных дорожек, а между встречными полосами движения появляется буфер, представляющий собой озеленение или выделенные полосы общественного транспорта с пешеходной частью.
Рис. 2.Обобщённая схема принципиальной организации улицы
Такая схема организации улицы обеспечивает безопасность участников пешеходного, велосипедного и автомобильного движения, позволяет «озеленить» улицу, создать комфортную городскую среду. Размеры зон, определенных схемой, и их состав могут меняться в зависимости от факторов прилегающей застройки, требований и нормативов и типа и категории улицы, но общая структура подходит для всех типов улиц с проезжей частью. В со-
временных условиях быстрого развития крупных городов необходимо формировать и поддерживать высокий уровень качества городской среды, что, в том числе, обеспечивается за счёт грамотного проектирования улиц. На основе изученного материала и сделанных выводов, можно сделать заключение, что залогом «хорошей» улицы является её правильная организация по уже разработанным и проверенным схемам.
Библиографический список
1. 20 принципов проектирования городских улиц // speech: archspeech. интернет-издание об архитектуре, градостроительстве и дизайне. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://archspeech.com/article/20-principov-proektirovaniya-gorodskih-ulic (дата обращения: 30.05.2020).
2. СП 396.1325800.2018 Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Кодекс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/552304870 (дата обращения: 30.05.2020).
BASIC PRINCIPLES OF DESIGNING STREET AS A FACTOR OF A COMFORTABLE
CITY ENVIRONMENT
R.K. Krasnov, Student
Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (Russia, St. Petersburg)
Abstract. This article is devoted to the study of ways and approaches to designing streets as public spaces that form the urban environment. The basic principles of organizing the transverse profile and zoning of the street were identified and studied, and were also considered factors having a fundamental influence on the design of the street. Also, was considered the problem of competent organization of streets as public spaces in Russia. A total model of the fundamental organization of streets that meet the requirements of a comfortable urban environment has been created.
Keywords: street design, sidewalk design principles, comfortable urban environment, transverse street profile, street organization.