Научная статья на тему 'Концепция комфортной улицы'

Концепция комфортной улицы Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
2215
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / TOWN PLANNING / УЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / COMFORTABLE STREET / КОМФОРТНАЯ УЛИЦА / ТРАНСПОРТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / TRANSPORT PLANNING / CITY AREA

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Преловская Е. С.

Рассмотрены принципы градостроительного проектирования городских улиц с учетом зарубежных концепций развития территории. Описаны стратегии и задачи концепции livablestreets в условиях растущей автомобилизации российских городов. Представлены примеры редизайна городских улиц с учетом соблюдения комплексности проектирования для всех участников дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF A COMFORTABLE STREET

We considered the principles of town-planning of the streets, taking into consideration foreign concepts of the territory development, described the strategies and tasks of the conception “livablestreets” in the conditions of the increasing automobilization of Russian roads, presented the examples of redesign of city streets, taking into account the planning complex for all the parts of the road traffic.

Текст научной работы на тему «Концепция комфортной улицы»

[email protected], Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the authors

Pospelova I.Iu., candidate of Technical Sciences, Associate professor of the Department engineering services and life-support systems, tel.: (3952) 40-51-42, e-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Banina O.V., candidate for a master's degree, tel.: (3952) 40-51-53, e-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Pospelova M.Ia., senior teacher, Department engineering services and life-support systems, tel.: (3952) 40-51-42, e-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

УДК 711:625.712

КОНЦЕПЦИЯ КОМФОРТНОЙ УЛИЦЫ Е.С. Преловская

Рассмотрены принципы градостроительного проектирования городских улиц с учетом зарубежных концепций развития территории. Описаны стратегии и задачи концепции livablestreets в условиях растущей автомобилизации российских городов. Представлены примеры редизайна городских улиц с учетом соблюдения комплексности проектирования для всех участников дорожного движения.

Ключевые слова: градостроительство; уличное пространство; комфортная улица; транспортное планирование.

CONCEPT OF A COMFORTABLE STREET E.S. Prelovskaia

We considered the principles of town-planning of the streets, taking into consideration foreign concepts of the territory development, described the strategies and tasks of the conception "livablestreets" in the conditions of the increasing automobilization of Russian roads, presented the examples of redesign of city streets, taking into account the planning complex for all the parts of the road traffic.

Key words: town planning; city area; comfortable street; transport planning.

Улицы - это одни из наиболее важных, но недостаточно используемых публичных пространств в городе. Они являются источником жизненной силы городов и краеугольным камнем развития экономики населенного пункта. Они образуют большую часть общественных пространств города и обладают потенциалом развития деловой активности. Современный ритм городской жизни диктует новые требования к проектированию городских улиц, согласно которым новый подход должен учитывать множество функций, которые выполняют улицы.

Новый подход к проектированию исходит из принципа, что улицы одновременно являются и общественными местами, и транспортными артериями. С учетом этого уличному пространству отводится роль катализатора преобразования городской среды, в усло-

виях которой дизайн улицы должен учитывать потребности пешеходов, водителей, велосипедистов, равно как и пользователей общественного транспорта, и все это в рамках ограниченного пространства. Улицы не только предоставляют место для передвижения по городу, но и играют серьезную роль в жизни населенных пунктов и их районов. В связи с этим при проектировании наравне с транспортными каналами необходимо закладывать в планы общественные пространства и учитывать разнообразие функций, которые выполняют улицы в городской среде (рис. 1).

Экосистема

Общественное пространство

ЛИШЬ

Роль улиц в городской среде

Артерия для трафика

Финансовый актив города

Обеспечение баланса всех пользователей

Рис. 1. Роль улиц в городской среде

Следует отметить, что многие городские улицы возникали в разные эпохи и должны измениться с учетом современных требований. Пространство улиц можно использовать для различных целей, например, для организации творческих площадок, публичных пространств на месте бывших парковочных зон, обустройства зоны проката велосипедов и использование технических приемов успокоения движения с элементами дизайна архитектурной среды. Во многих зарубежных городах осознали, что улицы являются не только функциональным элементом транспортной системы, но и финансовым активом. Правильно спроектированные улицы генерируют прибыль для бизнеса и обеспечивают высокий доход для собственников недвижимости [1].

Современные тенденции проектирования позволяют более свободно подходить к созданию формы улицы, ее конфигурации, при этом можно перемещать края проезжей части и изменять их изгибы и формы, создавать буферные зоны перед пешеходными переходами и углами проезжей части, а также перенаправлять дорожное движение. Согласно новому подходу, улицы - это целые экосистемы, в которых созданные человеком элементы взаимодействуют с природными. Экологические решения могут стать основой для долгосрочной работы над созданием природно-ориентированного городского пространства, начиная с водопроницаемых тротуаров и биодренажа, регулирующих отток дождевой воды, и заканчивая уличным озеленением, которое не только создает тень, но является важнейшим элементом оздоровления городской среды.

Все вышеперечисленные идеи положены в основу термина livablestreets - «комфортные улицы». Комфортные (livable) улицы заключают в себе более глубокий смысл, нежели значение соответствующее прямому переводу «пригодные для жилья». Такие улицы комфортны и приятны для передвижения, они воспринимаются как неотъемлемая

часть самого города. Находиться на них одно удовольствие - на них удобно заниматься спортом или ходить по магазинам, совершать поездки на велосипеде или общественном транспорте. В связи многофункциональностью и благоустройством таких улиц предлагается далее по тексту употреблять перевод слова livablestreets как «комфортная улица».

Основная задача комфортных улиц заключается в обеспечении баланса интересов всех участников движения доступного, безопасного, комфортного и удобного передвижения всех пользователей уличного пространства, не зависимо от их возраста, физиологических особенностей, финансовых возможностей и выбираемого вида передвижения: ходьба, езда на велосипеде, использование общественного транспорта, путешествие на личном автомобиле или доставка товаров в магазин [2].

История появления концепции livablestreets зародилась в середине XX века в Северной Америке. Предпосылки возникновения концептуальной идеи livable были заложены в книге Дж. Джакобса «Жизнь и смерть великого американского города» в 1962 году: «Улицы и их тротуары - главные общественные пространства города, наиболее важные его части. Подумайте о городе и что первое приходит на ум? Его улицы. Если улицы полны жизни и энергии, то и город динамичен и полон энтузиазма; если они выглядят тусклыми, неинтересными, то и сам город станет подобен им» [3].

В дальнейшем эта идея нашла свое отражении в одноименной книге профессора Калифорнийского университета Д. Эплярда «LivableStreets» в 1981 году «Улицы - это места, где дети впервые узнали о мире, где соседи встретились, где образовались социальные центры городов, площади восстаний, сцены репрессий... Улица всегда была сценой для конфликта, между жилой застройкой и доступом к ней, между жильцом и путешественником, между уличной жизнью и угрозой смерти» [4].

Основным толчком к развитию концепции livable послужила государственная политика США по повышению безопасности движения пешеходов на улицах города, основой которой являлось создание непрерывной сети пешеходного пространства на улицах при одновременном использовании различных приемов проектирования, которые позволят минимизировать негативное воздействие транспортных средств на пешеходов. Технические приемы успокоения дорожного движения, непосредственное разделение его участников с помощью медиан (разделительных полос) и зеленных аллей имели первостепенное значение.

Необходимость внедрения мер государственной политики в целях повышения безопасности была обусловлена конфликтом функций, которые присущи улицам. Нельзя допускать того, чтобы улицы жилых районов (в российской практике - магистраль районного значения) рассматривались как артерии для движения транспорта. В этом случае придется жертвовать безопасностью и комфортом жителей ради повышения транспортной пропускной способности, что противоречит всем принципам рационального планирования и сбалансированного развития городской территории.

Комфортные улицы важны для повышения безопасности на улицах, но они также создают общественные места - полные жизни и энергии города. Благодаря таким элементам дизайна комфортной улицы, как пешеходный тротуар и непрерывная сеть велосипедных дорожек, жители могут использовать улицу, не опасаясь встречного движения транспорта: родители могут научить своих детей безопасно ездить на велосипедах, а семья из нескольких человек может совместно использовать один автомобиль для поездки в магазин и на работу.

Комфортная улица предоставляет своим пользователям конкурентоспособные альтернативы передвижения для обеспечения городской мобильности. На таких улицах жизнь не подчинена ограничениям использования личного автомобиля: высокая стоимость топлива и расходных материалов, финансовые и временные затраты на паркирова-ние (особенно в центральной деловой части города), загрязнение окружающей среды.

Согласно бывшим директивам проектирования городских улиц, характеризующих автомобилезависимое общество, в первую очередь определялось необходимое количество

полос для транспорта из расчета интенсивности движения. И только на следующем шаге, после подбора всех параметров для транспортного потока, оставшееся пространство распределялось по остаточному принципу между другими участниками дорожного движения - пешеходами, велосипедистами.

Рис. 2. Традиционный и новый подходы к уличному дизайну

Благодаря концепции комфортной улицы произошел переход к новым принципам проектирования (рис. 2), согласно которым изначально отводится необходимая территория в границах красных линий с двух сторон улицы, исходя из пространственных потребностей землепользования прилегающих зданий для пешеходов, велосипедистов, а также озеленения, организации парковочных мест и т.д. На следующем этапе определяются границы проезжей части и траектория движения автомобилей, что в дальнейшем позволит сбалансировать оптимальное распределение пространства улицы между ее пользователями с учетом спроса различных мест притяжения. Применение принципа «дорожная диета» (сокращение количества и ширины полос движения для автомобильного транспорта) позволяет создавать выделенную полосу для велодвижения и обеспечивать более широкий и комфортный тротуар для пешеходов.

Вместе с комфортными улицами преображается не только образ жизни человека, но и оказывается положительный эффект на экономику населенного пункта. Местные органы власти и частные предприятия могут извлечь выгоду от инвестиций в реконструкцию и преобразование улиц в неотъемлемую часть привлекательной городской среды. Комфортные улицы предлагают населению конкурентоспособную альтернативу индивидуальному транспорту, тем самым снижая физическую и экологическую нагрузку на город, поощряя и увеличивая городскую мобильность на короткие расстояния. Исследования научной группы Knight Foundation (США) выявили устойчивую взаимосвязь в желании людей жить и работать в городских районах, в которых преобладает уличное озеленение и культурный природный ландшафт [5].

Во многих зарубежных городах концепция комфортной улицы реализуется на основе государственно-частного партнерства, в которое включены администрация города, научно-исследовательские институты, городской департамент транспорта и другие общественные и некоммерческие организации, инициативные группы. Данное партнерство гарантирует то, что у каждого из сообществ есть собственная гибкая политика, но всех объединяет единая цель, благодаря которой все жители имеют доступ к стратегиям и мероприятиям по организации безопасного и комфортного движения на улицах города, вне зависимости от физических особенностей личности, возраста и уровня дохода населения.

Рис. 3. Структура «5-минутного города» для пространственного развития [6]

Улицы, которые безопасны и комфортны для всех ее пользователей, создают условия сбалансированного развития с точки зрения экономики, экологии и социологии районов города, обеспечивая устойчивое взаимодействие между объектами притяжения и населением. Комфортные улицы уравновешивают пропускную способность уличного пространства и уровень городской мобильности с существующим градостроительным контекстом землепользования и характером прилегающей застройки. Улицы становятся функциональным коридором публичного пространства, где люди живут: совершают покупки, взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой, совершают поездки, путешествуют и обеспечивают свои ежедневные потребности - это гармонично укладывается в концепцию «5-минутного города» для пространственного развития территории (рис. 3). Согласно данной концепции для всех жизненно необходимых объектов: школ, магазинов, аптек, больниц, мест отдыха и развлечения, остановочных пунктов общественного транспорта обеспечена 5-минутная доступность каждого жителя города.

Комфортные улицы образуют кварталы, обеспеченные транспортной и социальной инфраструктурой высокого уровня, общественные пространства которых приятны и интересны для любого пользователя. На таких улицах отсутствуют заборы, ограждения вдоль тротуаров, которые разделяют уличное пространство на дезагрегированные части. На комфортных улицах всегда оживленная пешеходная активность, такие улицы являются ключевым местом для познания мира и развития собственной независимости.

Социальная активность людей - неотъемлемая часть комфортной улицы, и это является ее преимуществом и повышает ее безопасность, благодаря развитию устойчивых и тесных взаимосвязей внутри сообщества в рамках концепции еуе80п1Ье81гее1 («глаза на

улице»), согласно которой все жители с удовольствием наслаждаются атмосферой безопасных районов и кварталов на улицах города. Лозунгом данной концепции служит фраза: «I don't watch my neighbors. ISEETHEM. We make our community safer together», которая дословно переводится следующим образом: «Я не смотрю на свой район из окна дома, я вижу его, с интересом и удобством гуляю по его улицам. Сделаем наш район безопасным вместе». Под этим лозунгом с 1984 года выступает инициативная группа National Night Out. Цель группы - вовлечение общественности в национальный проект по предупреждению преступности, выявлению и сообщению о возможной преступной деятельности полиции.

Данный проект основан на установление партнерских взаимоотношений между региональными, федеральными и местными органами власти, бизнеса, отделами полиции и непосредственно населением города по снижению уровня преступной деятельности. В задачи проекта входит обеспечение местного населения возможностью принять участие в сборе разведывательной информации, а также оказывать непосредственную помощь полиции, что способствует увеличению доверия общественности, позволяет укрепить дух соседства и товарищества и сделать районы города более безопасными для населения [7].

Из вышеизложенного следует, что современные концепции проектирования городских улиц направлены на улучшение качества жизни населения, создавая улицы, которые одновременно обеспечивают комфортные условия для проживания и образуют сбалансированную транспортную сеть города. Совершенно новый подход к проектированию ставит пешеходов, велосипедистов и пользователей общественного транспорта наравне с водителями автотранспорта, а также охватывает инновационные проекты и технологии по решению проблем изменения климата и развитию активного здорового общества.

Рис. 4. Концепция редизайна улицы в коммерческом центре города [8]

Данные концепции призваны установить новые стандарты проектирования городских улиц и их реконструкции, сохраняя наследие прошлого и соответствуя ценностям и потребностям современности, основываясь на принципах, перечисленных ниже [9].

Мультимодальность улицы обеспечивают безопасные и удобные корреспонденции пешеходов, велосипедистов, пользователей общественного транспорта, мотоциклистов, водителей автотранспортных средств. Зарубежные концепции оперируют параметром «мультимодальный уровень обслуживания» (ММЬОБ), с учетом которого городские улицы являются общими для всех пользователей уличного пространства, и не находятся во власти машин [10].

Экологичность улицы осуществляется посредством предоставления альтернативы личному транспорту и увеличения возможности передвижений на короткие расстояния. Конструктивные особенности улиц способствуют развитию экологически чистой и сбалансированной уличной сети города, их неотъемлемой частью являются деревья, растения, водопроницаемые поверхности для управления ливневых водостоков.

Интеллектуальность улицы обеспечивает ее оснащеность информационной инфраструктурой, необходимой для повышения эффективности работы транспортной сети города, предоставляя возможность выбора средств передвижения (вело- и автопрокат), планирования на основе данных реального времени каждой отдельной поездки, процесса паркирования и трансфера между типами передвижения.

Последние несколько лет идею комфортной улицы поддерживают и развивают многочисленные руководства европейских и североамериканских стран под названием сошр1е1ев1хее18 - «комплексные улицы», подразумевая комплексный подход к проектированию городского уличного пространства, опираясь на мультимодальный уровень обслуживания. Комплексный подход к проектированию городских улиц подчеркивает важность обеспечения безопасного доступа для всех пользователей, и возможно в дальнейшем будет не только включать функции прилегающей территории, но и будет оценивать ее качественный состав.

Рис. 5. Проект комфортной улицы при подходе к Бруклинскому мосту [11]

Следует отметить, что нет готовой формулы, гарантирующей моментальное достижение комфортности и безопасности улиц, однако, есть некоторые ключевые особенности, которые способствуют успешному проектированию и реконструкции уличного пространства, при этом конкретные элементы дизайна варьируются в зависимости от градостроительного контекста и проектных целей:

- меры успокоения движения для снижения скорости автомобилей, в том числе количество полос движения и их ширина сведены к минимуму, необходимому для выполнения функций проезжей части - «дорожная диета», нанесение разметки и проектирование центральных «медиан» (разделительных полос) по изогнутому направлению, увеличение тротуара в местах пешеходного перехода, организация угловой и параллельной уличной парковки, использование уличного озеленения, фурнитуры и различных материалов покрытия (мощение), сокращение радиуса поворота для транспорта, выделение правоповоротной полосы с помощью островка безопасности и пр. [13, 15, 16];

- инфраструктура для пешеходов, обеспечивающая комфортные условия для людей всех возвратов и особенностей, в т.ч. инвалидов, пожилых людей, детей, - оснащенные тротуары (освещение, покрытие, уличная фурнитура), традиционные и приподнятые пешеходные переходы, островки для пересечения улицы, понижение бордюрного камня в местах пересечения проезжей части, установление светофоров с вызывным устройством с учетом фазы для маломобильных граждан (удлинение фазы горения зеленого сигнала и применение звуковых сигналов оповещения для людей со слабым зрением), использование материалов, препятствующих скольжению на поверхностях в зоне тротуаров и пешеходных переходов, и пр.;

- поощрение велодвижения - выделенные полосы на тротуарах и городских улицах, применение отдельного и/или совместного с пешеходами светофорного регулирования, обустройство велопарковок возле многофункциональных объектов тяготения населения и в жилых зонах, создание сети улиц из велосипедных бульваров (на которых запрещено движения транспорта, кроме велосипедов), образующих городскую сеть веломар-шрутов, обеспечение информационной оснащенности пользователей (дальность и среднее

время поездки по направлениям), развитие бесплатной системы проката велосипедов и др. [12];

- обеспечение приоритета общественного транспорта - проектирование выделенных полос для движения автобусов, применение активного приоритета для общественного транспорта, внедрение систем BusRapidTransit (BRT), LightRailTransit (LRT), обустройство остановочных пунктов для безопасного доступа и удобства всех пользователей различных групп населения, включая маломобильных граждан, женщин с колясками и велосипедистов [14].

Все вышеперечисленные элементы успешно используются в проектах по перепроектированию улиц в европейских и североамериканских городах. Пример перспективного проекта по реконструкции уличного пространства, разработанного для департамента транспорта Нью-Йорка, представлен на рис. 5.

Преобразование улиц в современное, безопасное и комфортное уличное пространство для всех его пользователей способствует повышению безопасности движения, снижению смертности пешеходов, в частности детей, улучшению здоровья населения (за счет снижения поездок на личном автомобиле, перехода от углеродного топлива к более экологически чистым видам энергии, увеличения поездок на велосипеде и прогулок пешком), улучшению экологического состояния города и развитию экономики российских городов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Dumbaugh E. Safe Streets, Livable Streets: A Positive Approach to Urban Roadside Design: dissertationfor the Degree Doctor of Philosophy in the School of Civil and Environmental Engineering. Georgia Institute of Technology. December 2005. 235 p.

2. SFMTA - San Francisco Municipal Transportation Agency. Livable streets [Электронный ресурс]. URL: http://www.sfmta.com/.pdf (дата обращения: 19 окт. 2014 г.).

3. J. Jacobs. The Death and Life of Great American Cities. New York: Random House. 1961. p. 37.

4. Appleyard D. Livable Streets. Los Angeles: University of California. 1981. P. 83.

5.Kinght goundation reserch [Электронный ресурс]. URL: http://www.knightfoundation.org/ (дата обращения: 8 мая 2014 г.).

6. Prof. Dr. Barbara Engel. Mobility Culture towards sustainable urban transport planning. Conference «Urban Mobility In Russian Cities - Perspectives For Sustainable Urban And Transport Planning In Irkutsk» . Irkutsk. September 22nd/ 23rd. 2014.

7. City Laboratory [Электронный ресурс]. URL: http://www.citylab.com/crime/2013/07/new-way-understanding-eyes-street/6276/ (дата обращения: 20 июля 2014 г.).

8. NACTO - National Association of City Transportation Officials [Электронный ресурс]. URL: http://nacto.org/ (дата обращения: 24 нояб. 2014 г.)

9. Руководство «Complete streets» департамента транспорта Бостона [Электронный ресурс]. URL: bostoncompletestreets.org (дата обращения: 21 июля 2014 г.).

10. HCM 2010 - Highway Capacity Manual 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://hcm.trb.org/ (дата обращения: 23 нояб. 2014 г.).

11.Оффициальный блог департамента транспорта Нью-Йорка [Электронный ресурс]. URL: http://www.streetsblog.org/2011/06/28/dot-unveils-livable-streets-makeover-for-approach-to-brooklyn-bridge-park/ (дата обращения: 22 авг. 2014 г.).

12. Левашев А.Г., Михайлов А.Ю., Шаров М.И. К вопросу об оценке качества транспортного обслуживания в городах // Современные проблемы транспортного комплекса России. 2013. № 3. С. 16-23.

13. Михайлов А.Ю., Головных И.М. Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей городов. Новосибирск: Наука, 2004. 267 с.

14. Матвеева М.А., Ковалева Т.С., Шаров М.И. Градостроительные аспекты обеспечения безопасности перевозок пассажиров транспортом общего пользования // Вестник ИрГТУ. 2013. № 11 (82). С. 173-177.

15. Левашев А.Г. Измерение генерации посещений объектов массового обслуживания населения // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2014. Т. 8. № 3 (130). С. 75-78.

16. Левашев А.Г. Оценка спроса на паркирование на стоянках различных объектов массового обслуживания // Вестник ИрГТУ. 2013. № 11(82). С. 211-220.

Информация об авторе

Преловская Евгения Сергеевна, магистрант кафедры «Архитектура и градостроительство», тел.: 89500527474, e-mail: [email protected]; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the author

Prelovskaia E.S., candidate for a master's degree, Architecture and Urban Development Department, tel.: 89500527474, e-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

УДК 339.138(075)

ФУНКЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО МАРКЕТИНГА И СОДЕРЖАНИЕ

МАРКЕТИНГОВОЙ РАБОТЫ

А.В. Рябченкова

Обоснование функций градостроительного маркетинга и содержание маркетинговой работы присущи процессу управления градостроительной деятельности. Изучение электронных информационных и литературных источников показало слабую изученность и освещенность градостроительного маркетинга, и, соответственно, его функций. Это вызывает научный интерес к исследованию данной темы.

Ключевые слова: функции градостроительного маркетинга; исследование; сегментация рынка; градостроительная маркетинговая стратегия; эффективность.

FUNCTIONS OF TOWN-PLANNING MARKETING AND THE MAINTANANCE OF

THE MARKETING WORK

A.V. Riabchenkova

Explanation of functions of town-planning marketing and the maintenance of marketing work are typical of the management process in town planning activity. Studies of informational sources and literature showed the weak knowledge and exploration degree of town-planning marketing. It causes scientific interest to the research of this topic.

Key words: functions of town-planning marketing; research; market segmentation; town-planning marketing strategy; efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.