Научная статья на тему 'Оценка инноваций в практике закупок'

Оценка инноваций в практике закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1029
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКУПКИ / ТЕНДЕРНЫЙ МЕХАНИЗМ КОНКУРСНЫХ ЗАКУПОК / ИННОВАЦИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ЗАКУПКИ / ОЦЕНКА / ИНФРАСТРУКТУРА ТЕНДЕРНОГО МЕХАНИЗМА ЗАКУПОК / PROCUREMENT / TENDERING MECHANISM OF COMPETITIVE PROCUREMENT / INNOVATION / E-PROCUREMENT / ASSESSMENT / PROCUREMENT INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Касьянова Татьяна Владимировна

Целью настоящей статьи является обоснование комплексного подхода к оценке действенности тендерного механизма конкурсных закупок, учитывающего внедрение в закупочную деятельность основанных на электронных ИКТ-технологиях инноваций и характеризующего систему закупок на трех уровнях: правового регулирования, оперативного функционирования и обратной связи, разработка на этой основе рекомендаций по его совершенствованию. Автором предлагается и обосновывается методика мониторинга конкуренции и оценки действенности тендерного механизма конкурсных торгов в системе закупок на основе комбинирования статистических, эконометрических и экспертных методов, анализируются результаты ее применения на примере белорусских государственных закупок (2012-2014), а также обосновывается разработка инструментария «карта оценки внедрения инноваций» в практику закупок для организаций и модели оценки инноваций прокьюремента для инновационно-активных организаций. В отличие от существующей практики методика позволяет более эффективно проводить мониторинг конкуренции, оценивать действенность тендерного механизма в динамике и во взаимосвязи совершенствования правовых норм, практики торгов, активизации профессионального сообщества, развития электронной инфраструктуры закупок. Предлагаемая методика ориентирована на стандарты конкуренции, разработанные ОЭСР, и сравнимость соответствующих показателей стран членов ЕАЭС, что позволяет применять ее на трансграничных рынках. Результаты оценки на основе предлагаемой методики, карты внедрения инноваций и модели оценки инноваций прокьюремента были положены в основу при разработке автором практических рекомендаций по совершенствованию тендерного механизма конкурсных закупок и развитию инфраструктуры тендерных торгов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF INNOVATIONS IN PROCUREMENT PRACTICES

The purpose of this article is to justify a comprehensive approach to assessment of effectiveness of the tender mechanism of competitive procurement that takes into account innovation based on e-ICT and characterizes the procurement system at three levels: legal regulation, operational performance and feedback, and to develop on this basis recommendations for its improvement. The author proposes and justifies the methodology of monitoring the competition and assessing the effectiveness of the tender mechanism of competitive procurement system based on a combination of statistical, econometric and expert methods, analyzes the results of its testing on the base of the Belarusian public procurement data (2012-2014), and justifies the development of a Toolkit “map of innovation” in procurement practice for organizations, and the model of assessment of innovation in procurement for innovation-active organizations.Unlike current practice, the technique allows to monitor the competition in a more effective way and to assess the tender mechanism effectiveness in dynamics and in correlation with law improvement, bidding practice, the professional community’s activity, the development of procurement e-infrastructure. The technique is based on the competition standards developed by the OECD and the comparability of the relevant indicators of the EEU member countries, which allows to use it at cross-border markets. The evaluation results received by the method proposed by the author made the basis for developing practical recommendations by the author on the improvement of the competitive tendering procurement mechanism and its infrastructure.

Текст научной работы на тему «Оценка инноваций в практике закупок»

Касьянова Т. В. 2

Оценка инноваций в практике закупок ?

Касьянова Татьяна Владимировна

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет "МИТСО"> Витебский филиал (Республика Беларусь) Старший преподаватель кафедры логистики votss k@rbcmail.ru, votss k@icloud.com

к <

<

РЕФЕРАТ

Целью настоящей статьи является обоснование комплексного подхода к оценке действен- ^

ности тендерного механизма конкурсных закупок, учитывающего внедрение в закупочную ^Е

деятельность основанных на электронных ИКТ-технологиях инноваций и характеризующего к

систему закупок на трех уровнях: правового регулирования, оперативного функционирования <

и обратной связи, разработка на этой основе рекомендаций по его совершенствованию. -о

Автором предлагается и обосновывается методика мониторинга конкуренции и оцен- <

CL

ки действенности тендерного механизма конкурсных торгов в системе закупок на осно- ш ве комбинирования статистических, эконометрических и экспертных методов, анализи- ^ руются результаты ее применения на примере белорусских государственных закупок © (2012-2014), а также обосновывается разработка инструментария «карта оценки внедрения инноваций» в практику закупок для организаций и модели оценки инноваций про-кьюремента для инновационно-активных организаций.

В отличие от существующей практики методика позволяет более эффективно проводить мониторинг конкуренции, оценивать действенность тендерного механизма в динамике и во взаимосвязи совершенствования правовых норм, практики торгов, активизации профессионального сообщества, развития электронной инфраструктуры закупок. Предлагаемая методика ориентирована на стандарты конкуренции, разработанные ОЭСР, и сравнимость соответствующих показателей стран — членов ЕАЭС, что позволяет применять ее на трансграничных рынках.

Результаты оценки на основе предлагаемой методики, карты внедрения инноваций и модели оценки инноваций прокьюремента были положены в основу при разработке автором практических рекомендаций по совершенствованию тендерного механизма конкурсных закупок и развитию инфраструктуры тендерных торгов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

закупки, тендерный механизм конкурсных закупок, инновации, электронные закупки, оценка, инфраструктура тендерного механизма закупок

Kasyanova T. V.

Assessment of Innovations in Procurement Practices

Kasyanova Tatyana Vladimirovna

Education institution of Federation of Labor Unions of Belarus «international University "MiTSO"», Vitebsk branch (Republic of Belarus)

Assistant Professor of the Chair of Logistics votss_k@rbcmail.ru, votss_k@icloud.com

ABSTRACT

The purpose of this article is to justify a comprehensive approach to assessment of effectiveness of the tender mechanism of competitive procurement that takes into account innovation based on e-ICT and characterizes the procurement system at three levels: legal regulation, operational performance and feedback, and to develop on this basis recommendations for its improvement.

The author proposes and justifies the methodology of monitoring the competition and assessing the effectiveness of the tender mechanism of competitive procurement system based on a combination of statistical, econometric and expert methods, analyzes the results of its testing on the base of the Belarusian public procurement data (2012-2014), and justifies the development of a Toolkit "map of innovation" in procurement practice for organizations, and the model of assessment of innovation in procurement for innovation-active organizations.

< Unlike current practice, the technique allows to monitor the competition in a more effective

^ way and to assess the tender mechanism effectiveness in dynamics and in correlation with law

improvement, bidding practice, the professional community's activity, the development of procurement e-infrastructure. The technique is based on the competition standards developed by the OECD and the comparability of the relevant indicators of the EEU member countries, k which allows to use it at cross-border markets.

The evaluation results received by the method proposed by the author made the basis for developing practical recommendations by the author on the improvement of the competitive tendering procurement mechanism and its infrastructure.

<

<

Ш

Ö

KEYWORDS

procurement, tendering mechanism of competitive procurement, innovation, e-procurement, assessment, procurement infrastructure

Общепринятый подход к оценке экономической эффективности системы государственных закупок и размещения заказов из анализа зарубежных руководств и методических документов1 можно выразить принципом трех «Е», обеспечивающим эффективное расходование средств или «value for money» (VFM) и включающим: «economy» (минимизация затрат), «effectiveness» (степень достижения цели), «efficiency» (максимальная отдача от используемых ресурсов). Поскольку открытый конкурентный тендер признается за рубежом основным методом закупок, логично считать этот принцип применимым и к его оценке.

Вместе с тем в последнее время система закупок все более рассматривается как эффективный инструмент в реализации стратегических приоритетов устойчивого и инновационного развития общества, что должно находить отражение и в подходах к ее оценке.

В дискуссиях на конференции ОЭСР (2012)2 по проблеме измерения эффективности систем прокьюремента помимо традиционных показателей экономии предлагались индикаторы, характеризующие аспекты устойчивого развития: защиты окружающей среды и социальной ответственности. По вопросу национальной конкурентоспособности было отмечено, что три аспекта могут находиться под влиянием политики государственных закупок: институциональная среда, размер рынка и инновации. Правительства большинства стран осуществляют политику, направленную на содействие инновациям на разных уровнях и с помощью различных инструментов. С одной стороны, это так называемая стратегия «выталкивания» («market-push» approach), основанная на непосредственной поддержке «производителей инноваций»: от создания инновационной инфраструктуры до субсидирования НИОКР. С другой стороны, это стратегия «вытягивания» («market-pull» approach) или спрос-ориентированный подход к инновационной политике. По инновациям предлагались индикаторы, характеризующие: а) закупки НИОКР, б) закупки инновационных продуктов и услуг, в) закупочные процессы

1 Glossary of Public Financial Management: Version 3 [Electronic resource] / PEMPAL.2012. URL: http://www.pempal.org/data/upload/files/2012/01/pempal-glossary-of-pfm_january2012_ eng.pdf (дата обращения: 07.07.2013); UNOPS Procurement Manual: Revision 5.1, May 2014 [Electronic resource] / UNOPS. URL: https://www.unops.org/SiteCollectionDocuments/Procure-ment/UN0PS%20procurement%20manual%20EN.pdf (дата обращения: 02.02.2015); Commonwealth Procurement Rules: Achieving Value for Money [Electronic resource] / Australian Government, Department of Finance. Commonwealth of Australia, 2014. URL: http://www.finance.gov. au/sites/default/files/2014%20Commonwealth%20Procurement%20Rules.pdf (дата обращения: 01.03.2015).

2 Discussion Paper on Public Procurement Performance Measurement [Electronic resource] / OECD // OECD Meeting of Leading Practitioners on Public Procurement, 11-12 February, 2012, Paris, OECD Conference Centre. URL: http://www.oecd.org/gov/ethics/Discussion%20paper%20on%20pub-lic%20procurement%20performance%20measures%20GOV_PGC_ETH_2012_1 .pdf (дата обращения: 04.04.2013).

1 О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь: закон Респ. Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-З [Электронный ресурс].иЯ1_: http:// www.provo.by (дата обращения: 05.06.2013).

2 Приложение № 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., г. Астана [Электронный ресурс] URL: http://www.pravo.by (дата обращения: 02.07.2014).

3 Green Paper on expanding the use of e-Procurement in the EU. European Commosion, Brussels, 18.10.2010 [Electronic Resource]. URL: http://ec.europa.eu/internal_market/consultations/docs/2010/ e-procurement/green-paper_en.pdf (дата обращения: 05.11.2013).

4 E-Proccurement Golden Book of Good Practice: Final Report. Prepared for DG MARKT, 11 March, 2013 [Electronic Resource]. URL: http://www.pcw.be (дата обращения: 05.11.2013).

5 Good practices in ensuring compliance with article 9 of the United Nations Convention against Corrupton. Gyigebook on anti-corruption in public procurement and the management of public finances. UN, September, 2013. [Electronic Resource]. URL: http://www.unodc.org/documents/corruption/ Publications/2013/ Guidebook_on_anti-corruption_in_public_procurement_and_the_management_of_ public_finances.pdf (дата обращения: 05.11.2013).

6 A strategy for e-procurement. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, The European Economic and Social Commitee and the Committee of the Regions / EU,

Ш

Ö

в части ссылок на стандарты в тендерных документах, использования функциональных g

требований в контрактах на закупку. 5

В Республике Беларусь одной из форм стимулирования инновационной деятель- =J

ности согласно закону «О государственной инновационной политике и инноваци- §

онной деятельности» является осуществление государственных закупок товаров ^

(работ, услуг) в сфере инновационной деятельности. Инновация определена как <

«введенные в гражданский оборот или используемые для собственных нужд новая g

или усовершенствованная продукция, новая или усовершенствованная технология, s

новая услуга, новое организационно-техническое решение производственного, <

1 ^

административного, коммерческого или иного характера»1. о

Инновации применительно к системе закупок и размещения заказа можно рас- Ее сматривать с разных сторон. С одной стороны, это стимулирование спроса на инно- ^ вационные и высокотехнологичные продукты и услуги, инновационные проекты, раз- < мещение заказов на научно-техническую продукцию, НИР, НИОКР. Эта проблематика ^ нашла отражение в диссертационных исследованиях российских авторов: С. А. Авра- < менко, С. И. Васильева, Л. Г. Каранатовой, М. В. Ларичева, Ю. С. Новосадского, А. С. По-горельцева, А. Н. Фирова, С. С. Шувалова и других.

С другой стороны, трудно стимулировать инновации, закупая «по старинке», тендерный механизм в системе закупок должен быть сферой для внедрения новых технологий и инновационных решений.

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе «государства-члены обеспечивают проведение конкурса... только в электронном формате и стремятся к переходу на электронный формат при осуществлении других способов закупок», а «электронный формат закупок» определен как «процедура организации и проведения закупок, осуществляемая с использованием сети интернет, веб-портала и (или) электронной торговой площадки (электронной площадки), а также программно-аппаратных средств»2. Из определения видно, что на этапе перехода от традиционной «бумажной» организации процедур закупок к «электронным» технологиям внедрение электронного формата закупок обладает признаками распространения инноваций.

Зарубежные источники указывают на ожидаемые эффекты «e-Tendering» и «e-Pro-curement»: расширение доступности и прозрачности, снижение административных издержек и ускорение процедур, возможности для более эффективного администрирования, потенциал для интеграции рынка закупок3; улучшение доступа для субъектов малого предпринимательства (СМП), снижение барьеров для трансграничных тендеров, повышение удобства и эффективности, поддержка управления изменениями4, улучшение «value for money», антикоррупционный эффект5, стимулирование инноваций и рост единого рынка6.

о

к

Ö

g Реализация ожидаемых эффектов на практике может быть оценена на основе 5 научно обоснованной методики, однако, в настоящее время ни единая методика, =1 ни единый подход к такой оценке не сформированы.

В материалах зарубежных конференций1, публикациях2 предлагаются количественные модели оценки «Е-Procurement» [9]. На наш взгляд, в них более выраже-

< ны аспекты снижения затрат рабочего времени персонала, материальных затрат, g в частности бумаги («дематериализация» как экологичность, «спасение деревьев»), х сокращение времени проведения процедур. И не оценивается то, как проявляется

< комплексный эффект в функционировании тендерного механизма в системе закупок.

0 Ряд зарубежных исследований «e-Procurement» представлен в форме обзора

1 «лучших практик» стран3, однако их полезный результат носит скорее познаватель-^ ный, чем методологический характер.

< В итоге традиционно используемые методики не учитывают аспект внедрения «e-Procurement», а предлагаемые методики и модели оценки «e-Procurement» не

< включают комплексной оценки функционирования тендерного механизма в системе ^ закупок и размещения заказа.

Целью настоящей статьи является обоснование комплексного подхода к оценке действенности тендерного механизма конкурсных закупок, учитывающего фактор внедрения инноваций, основанных на электронных ИКТ-технологиях, и разработка на этой основе рекомендаций по его совершенствованию.

Для достижения цели автором обосновывается методика мониторинга конкуренции и оценки действенности тендерного механизма конкурсных торгов в системе закупок на основе комбинирования статистических, эконометрических и экспертных методов, анализируются результаты ее применения на примере белорусских государственных закупок, а также обосновывается разработка инструментария «карта внедрения инноваций в практику закупок» для организаций и модели оценки инноваций прокьюремента для инновационно-активных организаций. На основе анализа результатов применения предлагаемых методики, карты и модели оценки автором обосновываются практические рекомендации по совершенствованию тендерного механизма конкурсных закупок.

Автором настоящей статьи предлагается комплексный подход к оценке действенности тендерного механизма конкурсных закупок, в котором в развитие методологического подхода к оценке сформирован принцип пяти «Е», где три традиционные компоненты (economy, effectiveness, efficiency) дополнены двумя компонентами устойчивого и инновационного развития: четвертой «Е», характеризующей эколо-гичность и социальную ответственность (environment & social responsibility), и пятой «Е», характеризующей внедрение электронных ИКТ-технологий и основанных на них инноваций (e-procurement).

Принцип пяти «Е» реализуется через комплекс «ключевых факторов», отражающих экономическую сущность тендера и специфику его организационно-экономической

2012. [Electronic Resource]. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CE-LEX:52012DC0179 (дата обращения: 05.11.2013).

1 Study on e-Procurement Measurement and Benchmarking MARKT 2011/097/C Performance Indicators Report /IDC //Discussion at e-Procurement Conference, Brussels, December, 14, 2012: [Electronic Resource]. URL: http://www.idc-gl.com (дата обращения: 05.11.2013).

2 Prabir Panda, GP Sahu. E-Procurement Implementation: Critical Analysis of Success Factors' Impact on Project Outcome / Prabir Panda, GP Sahu, 2012 [Electronic Resource]. URL: http://ssrn.com/ abstract=2019575 (дата обращения: 05.11.2013).

3 "E-Procurement", in Government at a glance: Latin America and the Caribean 2014: Towards Innovative Public Financial Management, OECD Publishing [Electronic Resource]. URL: http:// dx.doi. org/10.1787/9789264209480-36-en (дата обращения: 01.02.2015) E-Proccurement Golden Book of Good Practice...

1 Инструкция по оценке эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг на тендерной основе: утвержд. Постановлением Совета министров Респ. Беларусь от 31 июля 2003 г. № 165 [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.by (дата обращения: 02.05.2007).

2 О методических рекомендациях по оценке эффективности проведения конкурсов на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд: письмо Минэкономразвития РФ от 27.03.2003 №АШ-815/05 [Электронный ресурс]. URL:http://www.zakonprost.ru/content/base (дата обращения: 02.05.2007).

3 Discussion Paper on Public Procurement Performance Measurement... 2012,

ö

формы, и потому определяющих действенность тендерного механизма конкурсных 2 закупок: публичность, прозрачность, конкурентность, формирование тендерной цены ^ на основе «эффективностно-критериальной» концепции. Более подробно обоснова- й ние специфики тендера и его сущностных свойств, а также «эффективностно-кри- § териальной» концепции тендерной цены было проведено автором ранее в статьях ^ [1], [2], [4]. Наиболее полное проявление сущностных признаков тендера обеспечи- < вает действенность тендерного механизма конкурсных закупок. Инновационная со- ^ ставляющая включена в модель оценки как фактор пятой «Е» по внедрению е-ИКТ ^ и основанных на них инноваций. Новые технологии закупок не изменяют экономи- < ческой сущности и специфики организационно-экономической формы тендера, но о обладают потенциалом для более полного проявления его сущностных свойств и, Ее соответственно, ключевых факторов его действенности. ^

Из белорусских документов по оценке эффективности закупок на тендерной < основе известна инструкция, рекомендующая расчет показателя абсолютной эко- ^ номии финансовых средств, который рассчитывается как разность планируемой < заказчиком стоимости закупки и стоимости заключенного договора за вычетом ^ затрат заказчика на организацию процедур закупок1. В России известна похожая методика оценки эффективности конкурсных закупок, включающая показатели сокращения расхода бюджетных средств и сравнительной эффективности2. Показатель экономии применяется и за рубежом в оценке закупок3. Все указанные методики реализуют принцип оценки по первому «Е» — экономии.

Но источником данной экономии в тендере является снижение цены от уровня начальной цены в результате конкуренции участников торгов. А величина экономии зависит от обоснованности начальной цены и интенсивности конкуренции. При этом наличие экономии не дает ответа на вопрос, были ли инвестиции заказчика в приобретение тендерного товара эффективными? Экономия сама по себе не гарантирует их эффективности. Тогда как «критериально-эффективностная» концепция тендерной цены изначально обеспечивает заказчику-инвестору приемлемый уровень экономической эффективности. Ключевой фактор формирования тендерной цены определяет и экономию в ходе торгов, и экономическую эффективность тендера в совокупности с фактором конкурентности. Эффективность конкуренции в торгах поддерживается факторами публичности и прозрачности.

В белорусских публикациях ранее рассматривались отдельные аспекты функционирования системы госзакупок: правовое регулирование, прозрачность и ее оценка по методике Всемирного банка [6], статистический анализ показателей процедур закупок [5], результативность системы госзаказа и ее оценка на основе коэффициента результативности [7]. Вместе с тем некоего единого подхода к отражению действенности тендерного механизма закупок с позиций комплексного совершенствования права, практики торгов, технологий, общественного контроля и регулирования в публикациях не просматривалось.

Методика, предлагаемая автором настоящей статьи, предполагает проводить оценку действенности тендерного механизма в системе закупок в комплексе на трех уровнях: правового регулирования, оперативного функционирования и обратной связи, что отражает взаимосвязь совершенствования правовых норм, прак-

к

g тики торгов, активности профессионального сообщества, общественности и по-5 зволяет более эффективно проводить мониторинг конкуренции. =J Для комплексной оценки автором предложено комбинирование статистических § и экспертных методов, чтобы сформировать матрицу частных индикаторов на трех уровнях, характеризующих: публичность, прозрачность, конкурентность, формиро-

< вание цены, а также степень внедрения е-ICT, чтобы получить обобщающие оцен-g ки действенности тендерного механизма закупок и выделить одинаковые выводы, х полученные по всем применяемым методам.

< Комплексная оценка по предлагаемой автором методике мониторинга конкурен-

0 ции и оценки действенности тендерного механизма конкурсных закупок была апро-

1 бирована на примере белорусских государственных закупок в 2012-2014 гг.

^ На уровне правового регулирования по сравнению с 2012 г. произошли изме-

< нения, связанные с вступлением в силу нового законодательства о государственных закупках, одной из новаций которого был перевод открытого конкурса в электрон-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

< ную форму.

^ На уровне оперативного функционирования применение методики позволило ^ провести сравнительный анализ показателей процедур торгов до и после вступления в силу нового законодательства (в 2012 г. и в 2013-2014 гг.), некоторые результаты приведены в табл. 1-3. Расчет показателей проводился на основе данных статистической отчетности.

Из табл. 1 видно, что коэффициент интенсивности конкуренции в 2014 г. увеличился в 1,59 раз к 2012 г. Увеличились: среднее число участников, подавших предложения на торги, доля СМП по количеству и стоимости заключенных договоров, в 2013 г. увеличилась доля зарубежных участников, но снизилась в 2014 г. В условиях национального режима для поставщиков из стран — членов ЕАЭС сохранялась конкурентоспособность товаров (работ, услуг) происхождения Республики Беларусь, составлявших в 2014 г. 77,13% по стоимости договоров.

Из табл. 2 видно, что в 2014 г. к уровню 2012 г. на 2,85% увеличился удельный вес несостоявшихся процедур, на 0,04% — количество жалоб на сто процедур, тогда как количество расторгнутых договоров снизилось в 10,89 раз, а их удельный вес снизился в 3 раза.

Из табл. 3 виден незначительный рост затрат заказчика на организацию процедур в части денежных расходов, связанных с размещением информации на официальном сайте в глобальной сети интернет и (или) сайте электронной торговой площадки, а также расходов, связанных с привлечением организатора процедуры закупки. При этом увеличилась средняя цена договора с СМП. К сожалению, не удалось оценить относительное снижение цены ввиду сокращения состава данных в форме 1-торг (конкурс) в 2013 г. и в 2014 г.

По результатам статистических методов видно, что усилилась интенсивность конкуренции и не ухудшились показатели действенности с позиций прозрачности и качества проведения процедур.

На уровне обратной связи были собраны и проанализированы оценки респондентов — представителей профессионального сообщества в выборке организаций (n = 433) по ключевым факторам действенности (max 1), а также оценки внедрения е-ICT на основе анализа открыто публикуемой информации и электронных сервисов, поддерживаемых электронными платформами в цикле закупки (max 1 эталон из лучших практик ОЭСР), что показано в табл. 4. Уровень индикатора e-ICT увеличивался в 2012-2014 гг., это сопровождалось увеличением оценок по прозрачности, конкурентности, обоснованности начальной цены в 2014 г. к уровню 2013 г., но не сказалось положительно на оценках публичности.

На уровне обратной связи для углубления анализа методика предполагает выявление причин, противодействующих эффективному проведению торгов. По ре-

< <

о

к <

О

х <

со О

к <

<

сг

ш ^

ш

©

Примечание: разработано автором.

Таблица 2

Частный индикатор прозрачности и показатели, характеризующие эффективность как прозрачность и качество проведения процедур открытого конкурса

Показатели, характеризующие действенность процедур тендерного механизма конкурсных закупок 2012 2013 2014

открытый конкурс открытый конкурс в электронной форме

Коэффициент прозрачного проведения процедур 0,705 0,639 0,696

Удельный вес несостоявшихся процедур, % 26,32 33,77 29,17

Количество расторгнутых договоров, ед. 207 83 19

Удельный вес расторгнутых договоров, % 2,17 1,42 0,72

Количество жалоб на сто процедур, ед. 1,15 1,08 1,19

в том числе, признанных обоснованными х 0,436 0,494

Примечание: разработано автором. Таблица 3 Показатели «затраты-эффект» по процедурам открытых конкурсов

Показатели «затраты—эффект» тендерного механизма конкурсных закупок 2012 2013 2014

открытый конкурс открытый конкурс в электронной форме

Затраты заказчика на организацию процедур на один млн. руб. договора, руб. 170 369 290

Относительное снижение начальной цены по результатам процедур, % 7,96 нет данных нет данных

Средняя стоимость договора, млн. руб. 1 615,60 1 213,40 1 254,77

— с субъектами СМП 647,24 471,06 870,20

Примечание: разработано автором.

Таблица 1

частный индикатор конкурентности и показатели конкурентной среды

Показатели, характеризующие конкуренцию в тендерном механизме государственных закупок 2012 2013 2014

открытый конкурс открытый конкурс в электронной форме

Коэффициент интенсивности конкуренции к минимально допустимому уровню 1,67 2,04 2,65

Среднее количество участников, подавших предложения на участие в процедуре 3,34 4,08 5,30

Удельный вес зарубежных участников, % 7,02 13,93 2,92

Удельный вес СМП по количеству заключенных договоров, % 4,35 11,37 21,80

Удельный вес СМП по стоимости заключенных контрактов, % 1,74 4,41 15,12

Удельный вес стоимости договоров по закупкам товаров (работ, услуг) происхождения Республики Беларусь, % 76,24 31,54 77,13

Таблица 4

Строки матрицы оценки действенности тендерного механизма конкурсных закупок на уровне обратной связи в 2012-2014 гг.

« о и Внедрение электронных технологий e-IСT Ключевые факторы действенности (сущностные признаки тендерного механизма) Обобщающие оценки

Публичность Прозрачность Конкурентность Формирование цены

Обратная связь (информация респондентов о тендерном процессе)

2012 0,373 0,745 0,745 0,724 0,583 0,699

2013 0,493 0,677 0,661 0,679 0,568 0,644

2014 0,507 0,665 0,666 0,685 0,615 0,657

Примечание: составлено автором.

зультатам опроса (п = 433) были выявлены факторы «торможения конкуренции» (противодействия) и доли каждого признака (фактора) в выборке, что показано на рис. 1. Видны лидирующие факторы, а также снижение по факторам в 2014 г. по мере действия нового законодательства.

Из «факторов ускорения», способствующих повышению действенности, наибольшую долю в выборке составили: обучение персонала тендерной торговле, в том числе на ЭТП (0,93); выход на новые рынки через участие в тендерах (0,77); необходим общественный контроль (0,68), необходим контроль общественными организациями (0,62).

Таким образом, предлагаемая автором методика показывает согласованность выводов по статистическим и экспертным методам, позволяет комплексно оценивать действенность тендерного механизма конкурсных закупок и эффект новых е-технологий, более эффективно проводить мониторинг конкуренции, применять риск-ориентированный подход (в части выявления наиболее слабых позиций и определения очередности мер во избежание неблагоприятных последствий).

Из анализа индикаторов видно, что на всех уровнях наиболее низкие оценки соответствуют обоснованности начальной тендерной цены и публичности, а динамика роста оценок по прозрачности незначительна.

По мнению автора, в механизме формирования цены нет ясности в методике определения начальной тендерной цены на уникальные инвестиционные товары, которые не производятся массово на рынке по инициативе производителей, а только по заказу, и, соответственно, цены на них не идентифицируются на рынке, что не позволяет применить рыночный метод определения средней цены на однородные товары. Автором было обосновано положение о формировании инвестором-заказчиком начальной предельно-максимальной тендерной цены товара по критерию не ниже средней рентабельности инвестиций, что избавит его от заключения контракта по критерию минимальной цены продавца, сформированной по принципу «издержки плюс», уровень которой не соответствует критерию эффективности инвестиций, а также позволит признать стратегические интересы инвестора приоритетными по сравнению с тактическими интересами

к <

<

ш

©

Рис. 1. Факторы «торможения конкуренции», снижающие действенность механизма проведения торгов в закупках в 2012-2014 гг.

Примечание: разработано автором.

о

g изготовителя-продавца и даст реальную возможность реализовать их на тендер-5 ных торгах [4].

=1 В отношении публичности, по мнению автора, нет полной ясности в формах общественного контроля со стороны институтов гражданского общества за тен-^ дерными торгами, за реализацией интересов общества, его отдельных групп, норм

< социально ответственного поведения субъектов.

g Для более значительного влияния на действенность тендерного механизма вне-х дрения электронного формата закупок, на наш взгляд, не должно ограничиваться

< введением электронных документов и их передачей по каналам связи, переводом

0 трансакций по заключению договоров на новый технологический уровень. Новые

1 электронные платформы и технологии должны дать толчок к внедрению новых ^ управленческих концепций и решений, к развитию инфраструктуры тендерного

< механизма конкурсных закупок, восприимчивой к инновациям.

^ На уровне отдельных организаций автором предлагается оценивать, какие инно-

< вационные технологии и разработки, новые управленческие концепции и решения ^ ив какой степени используются в практике закупок на основе разработанного ^ инструментария, названного «карта оценки внедрения инноваций», что подробнее

отражено в статье [3].

Суть предложения в разработке специальной карты, в которую вносятся известные на момент оценки инновации в закупочной деятельности: зарубежные, национальные, собственные разработки и проводится балльная оценка степени их использования (в полной мере, частично, не используются). Из зарубежных источников были включены в карту информационно-программная реализация логистических концепций и инновации, поддерживаемые поставщиками (Supplier Enabled Innovation): управление цепями поставок (Supply Chain Management), управление взаимоотношениями с поставщиками (Supplier Relationship Management), эффективная реакция на запросы потребителей (Efficient Consumer Respond), управление запасами поставщиком (Vendor Managed Inventory), E-Tendering, аналитика для принятия решений (Business Intelligence), аналитика на портале закупок; из отечественных — внедрение электронного формата закупок, собственные разработки вносились из данных организации. По заполнении карты рассчитывались индикаторы внедрения инноваций. Применение карты к отдельным белорусским организациям и расчет индикаторов (приведен в табл. 5), показали, что их уровни низки, а проблема внедрения инноваций в практику закупочной деятельности является весьма актуальной не только на уровне системы закупок в целом.

Для организаций, инновационно-активных в технологическом плане, интересна оценка внедрения инноваций в сфере управления закупками (прокьюремента). Автором была предложена комплексная модель оценки инноваций в сфере прокьюре-мента, которая сочетает в себе подходы, принятые за рубежом, с показателями, применимыми к практике функционирования белорусских организаций. В предлагаемой модели индикатор «на входе» характеризует возможности для внедрения инноваций в сфере прокьюремента и включает шесть под-индикаторов; индикатор «процесса» характеризует активность организации по внедрению инноваций и включает шесть под-индикаторов; индикатор «на выходе» характеризует комплексный экономический эффект внедрения инноваций в сфере прокьюремента и включает три под-индикатора. Более подробно модель оценки описана в статье автора [8].

В табл. 6 приведена оценка на примере промышленного предприятия ВКМУП «Заря», участника государственной программы инновационного развития. При высокой активности предприятия в технологических инновациях по низкому уровню индикаторов видна его инерционность к внедрению инноваций в сфере закупок.

Результаты применения карты оценки и модели оценки инноваций в сфере прокьюремента приводят к выводу о неизбежности более активного внедрения

Таблица 5

Расчет индикаторов по карте оценки внедрения инноваций в 2014 г.

Наименование организаций Индикаторы внедрения инноваций, %

зарубежн. национ. организ. сводный

ОАО «ДСТ-1 г. Витебск» 10,70 40 0 17,50

РУП «Витебское племпредприятие» 7,14 50 33,3 20,45

ОАО «ДСУ-45 г. Витебск» 7,14 10 16,7 9,09

ОАО ВКК «Витьба» 10,71 50 33,3 22,72

ОАО «Западно-Двинский МРС» 7,14 10 16,7 9,09

Примечание; разработано автором.

Результаты оценки инноваций в прокьюременте ВКМУП «Заря»

Таблица 6

Индикаторы оценки 2012 2013 Изменение

Индикатор оценки интеллектуально-технологических и финансовых ресурсов, % 2,2 6,53 +4,33

Индикатор оценки инновационной активности, % 8,44 8,21 -0,23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индикатор результативности инноваций, % 8,55 11,83 +3,28

Интегральный индекс инноваций, % 5,42 8,59 +3,18

Примечание: разработано автором.

инноваций в закупках для организаций, планирующих успешно работать в условиях современной инфраструктуры рынков закупок.

Выводы. Специфика организационно-экономической формы тендера, определенная автором в развитие теоретико-методологических основ тендерной формы торговли, нашла отражение в разработке комплексной методики мониторинга конкуренции и оценки действенности тендерного механизма конкурсных торгов, включающей оценку степени внедрения электронных ИКТ-технологий и основанных на них инноваций, на основе комбинирования статистических и экспертных методов.

Применение предлагаемого метода комплексной оценки действенности тендерного механизма закупок выявило необходимость и направления его совершенствования, что было положено в основу разработки комплекса рекомендаций:

1) авторской методики и алгоритма формирования инвестором-заказчиком начальной предельно-максимальной цены тендерного товара по критериям простой и динамической нормы рентабельности инвестиционного проекта [4];

2) развития восприимчивой к инновациям инфраструктуры тендерной торговли: формирование открытой образовательной среды по формированию инновационных компетенций у персонала на основе создания сети инновационных площадок; закрепление инновационных компетенций в требованиях профессиональных стандартов специалистов по закупкам; развитие средств информационно-аналитического сопровождения процесса принятия решений субъектами тендерного механизма; развитие интеллектуальных ресурсов и объединение усилий организаций науки, образования, власти, бизнеса и общественности в формализации и распространении знаний в сфере закупок;

3) комплекса мер по развитию публичности тендерного механизма, включающего предложения по созданию общественной организации, специализирующейся в сфере тендерной торговли, законодательного закрепления права общественного

о;

g контроля тендерных торгов, его форм и методов, обеспечивающих независимость 5 от власти и бизнеса, мер по внедрению стандартов социальной ответственности 3 в практику деятельности субъектов тендерного механизма;

4) комплекса мер по созданию условий эффективной конкуренции в рамках концепции «раннего привлечения» инновационно-активных поставщиков как по-

< тенциальных участников тендеров, позволяющих привести на торги больше отече-g ственных производителей и снизить показатели несостоявшихся торгов (государ-х ственная поддержка, совершенствование процедур торгов, тендерное сопрово-

< ждение).

со

х Литература

к

< 1. Капитула П. А., Касьянова Т. В. Тендер: сущностные признаки и их структура // Вестник _о Белорусского государственного экономического университета. 2010. № 3. С. 57-69.

< 2. Касьянова Т. В. Определение начальной цены тендера на основе оценки рисков инвести-ш ционного проекта в энергетике // Энергобезопасность и энергосбережение. 2011. № 4(40). 2 С. 43-49.

ö 3. Касьянова Т. В. Оценка внедрения инноваций в закупочно-распределительные процессы организаций // Материалы XVIII научной сессии преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов ВФ МИТСО. 2015. Минск : Междунар. ун-т «МИТСО», 2015. С. 180-184.

4. Касьянова Т. В. Тендерная цена и ее специфика в системе рыночных цен // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. 2015. № 2. C. 48-56.

5. Кирсанова Е. И. Государственные закупки в Республике Беларусь: динамика и проблемы в 2007-2009 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bsu.by/Cache/pdf/150673.pdf (дата обращения: 10.11.2010).

6. Ковалкин В. Государственные закупки: повышение прозрачности и подотчетности [Электронный ресурс]. URL: http://sympa-by.eu/sites/default/files/library/policy_drief_procurement_ bipart.pdf (дата обращения: 02.10.2014).

7. Матейчук Т. С. Совершенствование системы государственных заказов в экономике Республики Беларусь: автореф. дис... канд. экон. наук. Минск : Ин-т экономики НАН Беларуси. 2015.

8. Оценка логистических процессов закупок и распределения продукции в микрологистической системе инновационно-активной организации / Касьянова Т. В., Винидиктова Н. А., По-добед О. А. // Инновационная экономика в условиях глобализации: современные тенденции и перспективы : материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 10-11 апр. 2014 г. Минск : Междунар. ун-т «МИТСО», 2014. С. 420-422.

9. Gardenal F. A model to measure E-Procurement impacts on organizational performance // Journal of Public Procurement. 2013. Vol. 13. Is. 2. P. 215-242.

References

1. Kapitula P. A., Kasyanova T. V. Tender: intrinsic signs and their structure [Tender: sushchnostnye priznaki i ikh struktura] // Bulletin of the Belarus State Economic University [Vestnik Belorusskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta]. 2010. N 3. P. 57-69. (rus)

2. Kasyanova T. V. Determination of the initial price of the tender on the basis of an assessment of risks of the investment project in an energy [Opredelenie nachal'noi tseny tendera na osnove otsenki riskov investitsionnogo proekta v energetike] // Energy safety and energy saving [Ener-gobezopasnost' i energosberezhenie]. 2011. N 4(40). P. 43-49. (rus)

3. Kasyanova T. V. Assessment of introduction of innovations in purchasing and distributive processes of the organizations [Otsenka vnedreniya innovatsii v zakupochno-raspredelitel'nye protsessy organizatsii] // Materials XVIII of scientific session of teachers, graduate students, undergraduates, students of VB of MITSO [Materialy XVIII nauchnoi sessii prepodavatelei, aspi-rantov, magistrantov, studentov VF MITSO]. 2015. Minsk : International University «MITSO» [Mezhdunar. un-t «MITSO»], 2015. P. 180-184. (rus)

4. Kasyanova T. V. The tender price and its specifics in system of market prices [Tendernaya tsena i ee spetsifika v sisteme rynochnykh tsen] // Bulletin of the Polotsk State University [Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta]. Series D. 2015. N 2. P. 48-56. (rus)

Kirsanova E. I. Government procurements in Republic of Belarus: dynamics and problems in <

2007-2009 [Gosudarstvennye zakupki v Respublike Belarus': dinamika i problemy v 2007- ^

2009 gg.] [Electronic resource]. URL: http://www.bsu.by/Cache/pdf/150673.pdf (date of the g

address: 10.11.2010). (rus) o

Kovalkin V. Government procurements: increase of transparency and accountability [Gosu- H

darstvennye zakupki: povyshenie prozrachnosti i podotchetnosti] [Electronic resource]. URL: k

http://sympa-by.eu/sites/default/files/library/policy_drief_procurement_bipart.pdf (date of the ^

address: 02.10.2014). (rus) g

Mateychuk T. S. Improvement of system of the state orders in economy of Republic of Belarus: x

Dissertation abstract [Sovershenstvovanie sistemy gosudarstvennykh zakazov v ekonomike ^

Respubliki Belarus': avtoref. dis... kand. ekon. nauk]. Minsk : Institute of Economy of NAS of g

Belarus. 2015. (rus) □= An assessment of logistic processes of purchases and distribution of production in micrologis-

tic system of the innovation-active organization [Otsenka logisticheskikh protsessov zakupok i K

raspredeleniya produktsii v mikrologisticheskoi sisteme innovatsionno-aktivnoi organizatsii] / ^

Kasyanova T. V., Vinidiktova N. A., Podobed O. A. // Innovative economy in the conditions of g

globalization: current trends and prospects: materials of the International Scientific and Practical < Conference, Minsk, 10-11 Apr. 2014 [Innovatsionnaya ekonomika v usloviyakh globalizatsii: sovremennye tendentsii i perspektivy : materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., g. Minsk,

10-11 apr. 2014 g.]. Minsk : International University «MITSO» [Mezhdunar. un-t «MITSO»], 2014. © P. 420-422. (rus)

Gardenal F. A model to measure E-Procurement impacts on organizational performance // Journal of Public Procurement. 2013. Vol. 13. Is. 2. P. 215-242.

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.