Научная статья на тему 'Прокьюремент и государственные закупки'

Прокьюремент и государственные закупки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2372
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОКЬЮРЕМЕНТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / МИРОВАЯ ПРАКТИКА / ПЛАНИРОВАНИЕ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / PROCUREMENT / GOVERNMENT PROCUREMENT / WORLD PRACTICE / PLANNING / CONTRACT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Касянчик Павел Иванович

Рассматривается опыт зарубежных стран по организации и проведению государственных закупок. Выделяется понятие «прокьюремент» как важный этап и первоочередная стадия проведения закупочного процесса, во многом определяющая эффективность всех последующих процедур. Проанализированы наиболее эффективные способы выполнения всех принципов прокъюремента. Показана возможность внедрения прокьюремента в процесс подготовки и проведения торгов в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Касянчик Павел Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCUREMENT AND GOVERNMENT PROCUREMENT

The article allows for the experience of foreign countries on the organization and conduction of government procurement. It emphasizes the concept of procurement, as an important stage and the primary phase of the purchasing process that largely determines the effectiveness of all subsequent procedures. The most effective ways to implement all the principles of procurement are analysed. The possibility to introduce the procurement in the process of auction preparing and conducting in the Russian Federation is demonstrated.

Текст научной работы на тему «Прокьюремент и государственные закупки»

1. Зубаревич Н.В. Региональное развитие и институты // [Электронный ресурс]. 1^1.: http://opec.ru/1240639.html

2. Институциональные меры реализации стратегии регионального развития: обзор международного опыта // Регион: экономика и социол. 2007. № 3. С. 259-277.

3. Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации. М.: ТЕИС (МГУ), 2003. 526 с.

4. Калюжнова Н.Я. Институты регионального развития и конкурентоспособности как условие региональной модернизации // Экономика региона. 2011. №3 (в печати).

5. Калюжнова Н.Я. Институты регионального развития: проблема идентификации. Труды 4-го Всероссийского Симпозиума по экономической теории. Т.Ш. Екатеринбург: ИЭ УРО РАН, 2010. С. 56-57.

6. Калюжнова Н.Я. Институциональный аспект регионального развития и конкурентоспособности // Межвуз. сборник научных трудов. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. С.84-112.

7. Осипов М.А. Построение моделей результативности институтов регионального развития // Межвуз. сборник научных трудов. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. С. 367-375.

Библиографический список

8. Семенова И.В., Лачинский С.С. Научно-технологические парки и инкубаторы бизнеса научно-технологические парки в системе регионального развития США // Вестник Чувашского университета. 2010. № 2. С. 440-446.

9. Степанова В. Магнит для федеральных денег // Эксперт-Урал. №1-2 (312) 21 января 2008.

10. Сулейменова Г.К. Социально-предпринимательские корпорации: региональные институты развития в республике Казахстан. // Журнал институциональных исследований. 2010. Т. 2. № 2. С. 72-80.

11. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010. Стат. сб. / Росстат. М., 2010. 996 с.

12. Российские институты развития: региональный аспект / С. Волков, М. Доронкин, А. Горбунов и др. // Сайт РА Эксперт. Электронный ресурс. [Режим доступа]: http://www.raexpert.ru/researches/regions/ros_evolution/part3/

13. Татаркин А.И., Романова О.А. Промышленная политика и механизм ее реализации: системный подход // Экономика региона. 2007. №3. С. 19-32.

14. Романова О.А. Промышленная политика - эволюция механизма реализации // Современная конкуренция. 2008. №6. С. 32-45.

УДК 658.727

ПРОКЬЮРЕМЕНТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ П.И.Касянчик1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматривается опыт зарубежных стран по организации и проведению государственных закупок. Выделяется понятие «прокьюремент» как важный этап и первоочередная стадия проведения закупочного процесса, во многом определяющая эффективность всех последующих процедур. Проанализированы наиболее эффективные способы выполнения всех принципов прокъюремента. Показана возможность внедрения прокьюремента в процесс подготовки и проведения торгов в Российской Федерации. Ил. 1. Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: прокьюремент; государственные закупки; мировая практика; планирование; контрактная система.

PROCUREMENT AND GOVERNMENT PROCUREMENT P.I. Kasyanchik

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article allows for the experience of foreign countries on the organization and conduction of government procurement. It emphasizes the concept of "procurement", as an important stage and the primary phase of the purchasing process that largely determines the effectiveness of all subsequent procedures. The most effective ways to implement all the principles of procurement are analysed. The possibility to introduce the procurement in the process of auction preparing and conducting in the Russian Federation is demonstrated. 1 figure. 9 sources.

Key words: procurement; government procurement; world practice; planning; contract system.

В период реформирования системы государственного заказа в Российской Федерации особенный интерес представляет опыт зарубежных стран по организации и проведению государственных закупок. Функционирование в национальной экономике отлаженной и развитой системы государственных закупок считается фактором, не только способствующим экономии государственных средств и исключающим ис-

кажения в механизмах рыночной экономики, но и стимулирующим свободу международной торговли.

Мировая практика накопила почти 200-летний опыт по организации и проведению закупок для государственных нужд, объектами которых являются военное оборудование и имущество; товары и услуги, необходимые для работы систем, финансируемых из государственного бюджета; формирование запасов;

1Касянчик Павел Иванович, ассистент кафедры строительного производства, тел.: (3952) 405138, e-mail: kasyanchik-pavel@mail.ru

Kasyanchik Pavel, Assistant of the Department of Civil Engineering, tel.: (3952) 405138, e-mail: kasyanchik-pavel@mail.ru

выбор подрядчиков для жилищного и дорожного строительства. В странах западной Европы и Америки государство не рассматривается как отдельный экономический субъект, имеющий собственные нужды, отличные от потребностей общества. Закупки нужны не самому государству, а всему обществу, для защиты и обеспечения интересов которого государство и существует как система властных институтов. В результате сформировался термин «общественные закупки».

Следует отметить особенно внимательное отношение специалистов по закупкам в западных странах к самому важному этапу проведения закупочного процесса - планированию, так как именно эта стадия, являясь первоочередной, во многом определяет эффективность всех последующих процедур. Планирование является одной из составных частей системы sustainable procurement (государственные закупки в целях устойчивого развития). Под sustainable procurement (далее - прокьюремент) понимается совокупность практических методов и приемов, позволяющих в максимальной степени обеспечить интересы заказчика при проведении закупочной компании методами, основанными на конкурентной борьбе предложений по выполнению заказа.

Существует точка зрения [1], согласно которой считается ошибочным рассматривать экономию средств в качестве главной цели конкурса и конкурентного прокьюремента. Главная цель правильной организации закупочной деятельности на предприятии - достижение за счет конкурентных процедур рыночных цен на закупаемую продукцию.

В Российской Федерации в настоящий момент не существует реальных механизмов, способных оградить заказчика от недобросовестных конкурсантов. Существуют примеры, когда житель села в Тульской области выиграл конкурс на серьезную научную разработку. Он обошел профильные государственные институты, в полном соответствии с ФЗ № 94, регламентирующим порядок проведения государственных закупок, предложил невероятно низкую цену и победил. По мнению Ирины Кузнецовой, председателя гильдии специалистов по государственному и муниципальному заказам, директора института управления закупками и продажами имени А. Б. Соловьева, нужно, чтобы все, от контролера до исполнителя, отвечали именно за результат. Антимонопольная служба должна контролировать результат, а не процедуру, и ситуация изменится в лучшую сторону. [2]

Среди европейских стран наиболее комплексные и масштабные задачи в области прокьюремент сформулированы в Великобритании. В рамках реализации специальной программы закупок « План действий Правительства в сфере государственных закупок для устойчивого развития» устанавливаются приоритеты закупочной политики, призванные обеспечить развитие инновационной функции системы общественных закупок в целях экономии электроэнергии, водопо-требления, сокращения отходов, повышения эффективности использования невозобновляемых видов ресурсов. При ежегодном объеме закупок в 150 миллиардов фунтов стерлингов к 2020 году правительство

ставит задачу обеспечения только экономии электроэнергии на сумму около 1 млн фунтов стерлингов, во-допотребления на 30 тысяч тонн [3].

В мировой практике важное значение при изучении соотношения « цена - качество» имеет наличие наглядной информации о предлагаемом товаре. Поэтому для полной оценки тендерных предложений государственными заказчиками большая часть американских и европейских поставщиков сопровождают свои заявки огромным количеством наглядной информации о предлагаемых товарах, работах, услугах. Это фотографии, рисунки, планы, макеты и пр.

Результаты исследований ряда зарубежных ученых подтвердили тот факт, что заявки, содержащие наглядную информацию о товаре, оказывали положительное эмоциональное воздействие на заказчика, формируя тем самым доверие к товару, и в конечном итоге были в среднем на 16 % привлекательнее, чем аналогичные заявки без иллюстраций [4].

Мировая практика показывает, что наиболее эффективным способом выполнения всех принципов прокъюремента является проведение публичных конкурсов. Достойной альтернативы процессу размещения государственных заказов нет, ибо закрытость и субъективизм их осуществления порождают коррупцию и нерациональное расходование бюджетных средств [5]. Виды конкурсных процедур, применяемых в зарубежной практике, приведены на рисунке.

Интересным представляется опыт организации торгов в европейских странах. По-своему уникальной является система размещения и исполнения публичных контрактов в Германии, строго регламентирующая квалификационные требования к участникам публичных конкурсов и позволяющая оценить их деловую репутацию и опыт. Что касается Франции, специалисты Казначейства России отмечают, что в этой стране весьма удачно организована система контроля за законностью в области государственных закупок, включающая в себя административное, финансовое и судебное звенья. В данной системе весьма серьезно проработаны вопросы защиты конкуренции на потребительском рынке и борьбы с контрафактной продукцией в процедурах государственных закупок. Здесь основную ответственность за правильность размещения государственного заказа несет предприниматель в рамках установленных серьезных штрафных санкций. Ответственность заказчика не предусмотрена, поскольку работа государственного аппарата там безупречна.

В Швейцарии закупки регламентирует кантональное, межкантональное и местное законодательство, предусматривающее равный, недискриминационный доступ на рынок поставщиков как из Швейцарии, так из других стран, с идентичным швейцарскому режимом государственных закупок. Приняв в 1996 г. антимонопольный закон, Правительство Швейцарии не только расширило полномочия Комиссии по конкуренции, но и оставило за собой право применения санкций к картелям, несмотря на то что конституция страны позволяет создание промышленных объединений и картелей. Особое внимание законодатель акценти-

Виды конкурсных процедур, применяемых в зарубежной практике

ровал на сфере применения и субъектах государственных закупок. Так, заказчик вправе не выполнять положения швейцарского законодательства о государственных закупках, если существует угроза нанесения ущерба морали, общественному порядку и безопасности и если этого требует необходимость защиты здоровья и жизни граждан, фауны и флоры или нарушены права охраны интеллектуальной собственности [1].

В плане развития государственных закупок как института государственного регулирования экономики необходимо особо отметить опыт Федеральной контрактной системы (ФКС) США, которую в своих работах известный российский специалист в области государственных закупок в США В.А. Федорович раскрывает как один их основных механизмов государственного регулирования и программирования экономики

[6]. Современный институт государственных закупок в США, в основном, сложился к 1984г., когда был принят свод законодательных и подзаконных актов, в совокупности именуемый « Правила закупок для федеральных нужд» (FAR - Federal Acquisition Regulations)

[7], в котором определяются принципы политики в области закупок, устанавливаются обязательные для федеральных органов требования, порядок и процедуры закупок.

Американский градуалистический опыт трансформации системы государственных закупок представля-

ет собой процесс обновления и адаптации системы в условиях кризиса, стабилизации и роста экономики страны, а также для реализации крупномасштабных военных проектов. Устанавливая процедуры и организуя реализацию государственных контрактов, ФКС США обеспечивает использование бюджетных средств, выделенных на достижение заданных стратегических макроэкономических целей и решение социально-экономических проблем общества. Масштаб задач, решаемых ФКС США, может проиллюстрировать объем государственных закупок продукции на уровне федерального правительства. Так, по оценке профессора Дж.Ю. Стиглица, только расходы федерального правительства (без расходов штатов и местных органов власти) на закупки продукции (товаров, работ, услуг) достигают порядка 40% расходной части федерального бюджета, что составило в 2007 году порядка 960 млрд долларов [8].

Главной отличительной особенностью Правил закупок для федеральных нужд является положение о праве государственного заказчика проводить аудиторскую проверку поставщика и в одностороннем порядке пересматривать условия заключенных контрактов, выплачивая при этом определенную компенсацию. Подготовка, размещение, оплата и контроль за выполнением государственных заказов в США осуществляется через Федеральную контрактную систему, которая представляет собой сложный механизм, об-

ладающий большим арсеналом финансовых рычагов обеспечения экономической заинтересованности подрядчиков государства.

Стоит отметить, что роль сферы госзакупок в экономике США настолько велика, что государственный контракт на товары, услуги и выполнение работ, согласно законодательству, принимается американскими коммерческими банками в качестве залогового документа, исполнение гарантий по которому обеспечивает Федеральная резервная система США.

В зависимости от подхода к определению контрактных цен (в соответствии с планируемыми издержками и плановой прибылью или на основе фактических затрат, понесенных контрагентом на выполнение обязательств) в системе государственных закупок США различаются типы федеральных контрактов. Некоторые из них представляется возможным внедрить в процесс подготовки и проведения торгов в Российской Федерации:

- контракт, цена которого включает в себя фиксированную сумму и поощрительное вознаграждение с постоянными показателями (размер вознаграждения определяется по завершении контрактных обязательств и зависит от степени эффективности действий контрагента);

- контракт, учитывающий издержки производства и фиксированное вознаграждение. В данном случае предусматривается возмещение контрагенту всех производственных и разрешенных законом затрат, а также выплата заранее определенного и фиксированного вознаграждения;

- контракт, учитывающий издержки производства и поощрительное вознаграждение. Такой контракт предусматривает возмещение контрагенту всей суммы его фактических и допустимых законом издержек, а размер вознаграждения устанавливается после завершения исполнения контрактных обязательств, в зависимости от экономии или перерасхода контрагентом средств в ходе исполнения таких обязательств. Правительство США, применяя в сфере закупок специальную политику, разработанную для содействия трудоизбыточным округам в штатах, страдающих от безработицы, отдает предпочтение отраслям, сосредоточенным в наименее развитых районах, так как крупные государственные контракты позволяют поддержать их экономику и создать рабочие места. Аналогичным образом организованы торги в Канаде.

Следует отметить экономико-хозяйственные взаимоотношения двух участников: государства-заказчика и подрядчика (организации-исполнителя) при выполнении государственного контракта. Оба участника являются абсолютно равноправными партнерами при выполнении государственного контракта, и законодательство США четко формулирует обязанности двух сторон, а именно: « поставщик обязан продать частную собственность или услуги, включая строительство, покупатель-государство их оплатить» [9].

Анализ законодательной базы Федеральной контрактной системы США позволяет сделать следующие выводы: расходы на нужды государственного потреб-

ления не только стимулируют общегосударственный платежный спрос, но и служат генератором последующих расходов частного сектора; система становится рычагом экономического роста, способствует увеличению объемов производства и расширению национального рынка товаров и услуг; существует ограниченное количество министерств и ведомств, имеющих право заключения контрактов от имени государства, которое, в свою очередь, на законодательном уровне устанавливает их полномочия на проведение закупок.

Некоторые американские аналитики полагают, что основным недостатком механизма проведения государственных закупок в США является его жесткая регламентация, из-за которой работники Федеральной контрактной системы вынуждены уделять огромное количество времени процедурным вопросам в ущерб изучению рынка и закупаемого товара. В то же время можно отметить высокую эффективность норм Универсального торгового кодекса США, регулирующего, в частности, реализацию прав залогодержателя при обращении взыскания на залог денежных средств, используемых в качестве обеспечения исполнения контрактного обязательства, путем составления отдельного трехстороннего соглашения между должником, залогодержателем и банком. В настоящее время американцы проводят реформирование системы государственных закупок, основными направлениями которого является преобразование жестких правил в руководящие принципы и устранение излишних директивных требований.

В целом, опыт организации государственных торгов в США, основанный на отлаженном механизме работы Федеральной контрактной системы, обеспечивает частным предприятиям и фирмам, участвующим в государственных закупках, высокую прибыль, твердую гарантию сбыта товара, устойчивое финансовое положение и максимально выгодные условия для экономического роста и развития. Все это в совокупности позволяет использовать государственный заказ как эффективный инструмент регулирования рыночной экономики [10].

В большинстве восточноевропейских стран базой для законодательства о торгах являются директивы ЕС. Помимо задачи повышения эффективности закупок в общественном секторе, ключевым приоритетом для правительств стран - членов ЕС является определение не минимальной, а оптимальной стоимости проекта.

Что касается Российской Федерации, можно сказать, что в последние три года сделано многое для развития системы государственных закупок. Самым главным событием следует отметить переход страны на электронную систему проведения аукционов. Введение такой системы существенно снижает коррупцию в данных кругах, повышает конкурентную способность участников, существенно увеличивает экономию бюджетных средств. Но никак не отражается на качестве выполняемых работ, которое в некоторых случаях крайне плохое.Помимо всего вышеизложенного, государство в ряде стран, выступая в роли заказчика, ока-

зывается еще и « первым покупателем» новых видов продукции и образцов экспериментальных изделий, не ставших пока серийными. Правительство в этом случае невольно разделяет риски и выгоды технологических проектов совместно с производителями, часто участвуя в перспективных разработках с начальной их стадии и вплоть до производственного испытания опытных образцов продукции. Западная практика последнего периода показывает, что стоимость приобретенных государством инновационных разработок особенно в таких сферах, как здравоохранение, образование, энергетика и экология, транспортные услуги, составляет ежегодно около 435 млн евро в странах ЕС и 49 млрд долл. в США. Эти показатели эквивалентны 5-15% общего объема госзакупок этих стран [11].

Также главный принцип регулирования размещения государственных заказов в европейском сообществе заключается в запрещении проявления в любом виде дискриминации поставщиков.

ВТО в целях установления состязательности в рамках справедливой конкуренции, а также либерали-

зации торговых отношений на международном рынке разработала Соглашение о правительственных закупках (The Agreement on Government Procurement), вступившее в силу с 1 января 1996 г. В данном Соглашении предусмотрены меры поддержки развивающихся стран, правовое регулирование конкурсных процедур и права доступа на международный рынок товаров и фирм стран - участников указанного Соглашения.

Таким образом, исходя из анализа опыта государственных закупок в странах с развитой рыночной экономикой, можно сделать вывод, что система государственных закупок является важнейшим рычагом государственного регулирования экономики любой страны, с помощью государственных закупок правительство обеспечивает выполнение своих экономических и социальных программ, стимулирует развитие тех или иных отраслей народного хозяйства, поддерживает национальных производителей перед лицом международной конкуренции, обеспечивает проведение научных исследований, создание и внедрение новых технологий, поддерживает мелкий бизнес и т.д., а также регулирует некоторые социальные процессы.

Библиографический список

1. Кикавец В.В., Маковлев А.Ю. Особенности правового регулирования в сфере государственных закупок за рубежом // Госзаказ в вопросах и ответах 2010. №1.

2. Андреев А. Игры в конкуренцию // Российская газета -Экономика Поволжья №5144 от 30.03.2010 г.

3. UK Government Sustainable Procurement Action Plan // HM Government, London, 2006.

4. Покровская В.В., Ускова Е.А. Современный зарубежный опыт в области развития государственных закупок // Российский внешнеэкономический вестник, 2008 г. №003.

5. Кощеев В. Зарубежный опыт заказов для государственных нужд // Электронный журнал « Теория и практика государственных закупок» http://www.itcp.kz/

6. Федорович В.А., Патрон А.П., Заварухин В.П. США: Федеральная контрактная система и экономика М.: Наука, 2002;

Федорович В.А. Патрон А.П. США: государство и экономика. М.: Международные отношения, 2005.

7. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики. М.: Республика, 1996.

8. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. М.: ИНФРА-М, 1997. С.42

9. Парканский А.Б., Федорович В.А. и др. США: государство и рынок, М. Наука, 1991.

10. Пешков В.В. Потенциал развития как основа формирования стратегии управления инвестиционно-строительной сферой // Вестник ИрГТУ. 2008. № 2(34). С. 57-41.

11. Pre-commercial procurement of innovation. A missing link in the European Innovation cycle: Report of the national 1ST Directors Forum / European Commission Working group on Public Procurement. 2006. March.

УДК. 339.97 (44)

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ ФРАНЦИИ

Д.В.Колягин1

Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.

Рассмотрены особенности государственного регулирования экономики современной Франции в период мирового финансового кризиса. По итогам проведенного корреляционного анализа статистических данных сделан вывод о том, что во Франции, в отличие от Великобритании, усиление роли государства однозначного негативного влияния на основные экономические показатели не оказывает, хотя прослеживается тенденция в сторону ухудшения. Для подтверждения достоверности полученных данных аналогичный корреляционный анализ был проведен в отношении Германии, Италии и Швеции. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что резкого улучшения ситуации после усиления воздействия государства на экономику не происходит. Табл. 4. Библиогр. 1 назв.

Ключевые слова: Франция; государственная экономическая политика; роль государства; антикризисные меры; корреляционный анализ.

1Колягин Денис Владимирович, аспирант, тел.: 89501113102, e-mail: den_irk75@mail.ru Kolyagin Denis, Postgraduate Student, tel.: 89501113102, e-mail: den_irk75@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.