Научная статья на тему 'Сферы регулирования и принципы международных и российской систем государственных закупок'

Сферы регулирования и принципы международных и российской систем государственных закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
437
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ПРОКЬЮРЕМЕНТ / СФЕРА РЕГУЛИРОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ / ОТКРЫТОСТЬ / ЕДИНСТВО / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОБОСНОВАННОСТЬ / ТОРГИ / CONTRACT SYSTEM / PROCUREMENT / REGULATORY PRINCIPLES / OPENNESS / UNITY / RESPONSIBILITY / EFFICIENCY / VALIDITY / AUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Елена Рафаиловна

Представлена сравнительная характеристика сфер регулирования и принципов, лежащих в основе прокьюремента, как международной системы правительственных закупок, и контрактной системы государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации. Дано описание отличительных особенностей принципов открытости и прозрачности, обеспечения конкуренции, ответственности, эффективности, профессионализма заказчика, стимулирования инноваций и единства контрактной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulation and the principles of international and russian systems of government procurement

The article provides a comparative analysis of the spheres of regulation and the principles underlying procurement as an international system of government purchases and the contract system of state and municipal procurement in the Russian Federation. A description is given of the distinctive features of the principles of openness and transparency, competition, accountability, efficiency, professionalism of the customer, providing incentives for innovation and unity of the contract system.

Текст научной работы на тему «Сферы регулирования и принципы международных и российской систем государственных закупок»

Экономические науки

i5

реализации выработанных стратегий развития; 3) своевременно и адекватно корректировать стратегические планы вследствие воздействий меняющихся условий внутреннего и внешнего характера; 4) всесторонне проработать взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования. Предложенные рекомендации позволят создать систему стратегического планирования в Российской Федерации, способную решить актуальные задачи устойчивого социально-экономического развития.

Список литературы

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон № 172-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14, ст. 1652.

2. Борисова Е.В. Генезис развития концепций планирования в России // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 1 (23). С. 18-21.

3. Борисова Е.Р. Основные проблемы развития современной российской экономики // Вест-

ник Российского университета кооперации. 20i5. № 3 (2i). С. i6-i8.

4. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. М.: НОРМА. 200i. 528 с.

5. Крымов В.Б. Стратегия развития субъекта Российской Федерации - ключевой элемент системы стратегического планирования на региональном уровне // Стратегическое планирование в регионах и городах России: выстраивая систему. СПб.: Леонтьевский центр, 20i4. МО с.

6. Петербургский международный экономический форум // ПЭМФ^О^ г. URL: http://www. forumspb.com/ru/20i6/sections/62/materials/ 309#day82.

7. Стратегическое планирование / под ред. Э.А. Уткина. M.: ЭКМОС. i998. 440 с.

8. Чирков С.В. Стратегическое планирование // Вектор науки Тольяттинского государственного университета: экономика и управление. 20ii. № i. С. 46-49.

9. Mintzberg H. The Rise and Fall of Strategic Planning: preconceiving roles for planning, plans, planners. N.Y.: Free Press, i994. Р. 46.

БОРИСОВА Екатерина Валерьевна - аспирант. Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Россия. Санкт-Петербург. E-mail: [email protected].

BORISOVA, Ekaterina Valeryevna - Graduate. St. Petersburg State University of Economics. Russia. Saint Petersburg. E-mail: [email protected].

УДК 338.22

СФЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ И РОССИЙСКОЙ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Е.Р. Борисова

Представлена сравнительная характеристика сфер регулирования и принципов, лежащих в основе прокьюремента, как международной системы правительственных закупок, и контрактной системы государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации. Дано описание отличительных особенностей принципов открытости и прозрачности, обеспечения конкуренции, ответственности, эффективности, профессионализма заказчика, стимулирования инноваций и единства контрактной системы.

Ключевые слова: контрактная система; прокьюремент; сфера регулирования; принципы; открытость; единство; ответственность; эффективность; обоснованность; торги.

E.R. Borisova. REGULATION AND THE PRINCIPLES OF INTERNATIONAL AND RUSSIAN SYSTEMS OF GOVERNMENT PROCUREMENT

The article provides a comparative analysis of the spheres of regulation and the principles underlying procurement as an international system of government purchases and the contract system of state and municipal procurement in the Russian Federation. A description is given of the distinctive features of the principles of openness and transparency, competition, accountability, efficiency, professionalism of the customer, providing incentives for innovation and unity of the contract system.

Keywords: contract system; procurement; regulatory principles; openness; unity; responsibility; efficiency; validity; auction.

16

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 3(25)

По мере роста объема и роста стоимости государственных закупок в национальных экономиках стран растет их значимость как фактора развития, что предполагает углубление теоретических и практических исследований таких институтов, как прокьюремент и контрактная система. Основная задача системы государственных закупок - удовлетворение государственных нужд посредством приобретения необходимых товаров, работ, услуг при эффективном расходовании государственных средств.

В международной практике систему государственных закупок называют прокьюремен-том [5]. Как совокупность приемов и методов проведения процедур заказчика по отбору поставщика продукции, позволяющих удовлетворить потребности в необходимых товарах, работ, услуг, дефиниция «прокьюремент» близка к определению контрактной системы государственных закупок в Российской Федерации. Прокьюремент представляет взаимосвязанную систему, включающую планирование закупок, определение целесообразности предложенной закупки, регламентирование закупки, проведение закупочных процедур, контроль закупок.

Одним из методов прокьюремента являются конкурентные закупки, предполагающие состязательное участие нескольких поставщиков. Конкурентными закупками в международной практике признаны торги, тендеры (в российской практике к ним относятся конкурсы всех видов и аукционы). Инструментарий про-кьюремента позволяет заказчикам повышать эффективность и результативность закупок, а также осуществлять необходимый контроль на стадии исполнения контрактов.

Сфера регулирования контрактной системы гораздо шире, поскольку кроме процедур проведения торгов включает отношения, связанные с планированием, обоснованием, нормированием закупок; проведением процедур по определению поставщиков, заключения с ними контрактов; исполнения контрактов; мониторинга, аудита и контроля. Отличительной особенностью контрактной системы является ее нацеленность на удовлетворение государственных и муниципальных потребностей, которые в полном объеме реализуются на стадии исполнения контракта.

Принципы прокьюремента и контрактной системы, лежащие в основах этих институтов, представлены в таблице.

Данные принципы обозначены в таких международных нормативных актах, как Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О публичных закупках» и Директивы по закупкам в рамках займов ММВБ и кредитам МАР [6; 7]. Что касается

принципов, лежащих в основе контрактной системы государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации, то они определены Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ-44) [1].

Принципы прокьюремента и контрактной системы

Принципы прокьюремента Принципы контрактной системы

открытость и прозрачность открытость и прозрачность

конкурентность обеспечение конкуренции

равенство и справедливость профессионализм заказчика

эффективность стимулирование инноваций

обоснованность единство

подотчетность и ответственно сть ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд

Сравнивая принципы прокьюремента и контрактной системы, можно сделать вывод об их подобии в базовой части.

Так, принцип открытости и прозрачности, обозначенный в обоих институтах систем закупок, предполагает, что заинтересованные стороны имеют доступ к полной информации о проведении закупочных процедур. Это означает, что поставщики должны: 1) иметь возможность своевременно, без значительных усилий получить всю необходимую информацию и в заданные сроки подготовить и направить свои предложения; 2) представлять, какие именно требования предъявляются к участникам закупок и на основании каких критериев заказчик выбирает победителя. Для информирования поставщиков о проведении закупки заказчик использует все информационные ресурсы. В Российской Федерации такую информационную функцию выполняет Единая информационная система закупок (ЕИС), как инструмент взаимодействия всех участников контрактной системы закупок. Для привлечения потенциальных поставщиков заказчик также имеет право и возможности рассылать адресные приглашения интересующим его поставщикам, квалификация и опыт которых отвечает его требованиям. Принцип открытости и прозрачности также предполагает, что все реализуемые процедуры и принимаемые решения участников контрактной системы должны быть прозрачными для мониторинга, контроля и аудита.

Экономические науки

17

Принцип обеспечения конкуренции предполагает, что выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта на закупку продукции должен осуществляться на состязательной основе в условиях свободной конкуренции. Однако к участию в процедурах закупки должны допускаться только поставщики, отвечающие установленным требованиям заказчика, в части соблюдения требований законодательства, и отвечающие критерию надежности.

Принцип равенства и справедливости, указанный в принципах прокьюремента, но не обозначенный в российской контрактной системе, на самом деле, по сути, сформулирован в вышеназванном принципе обеспечения конкуренции. Все правила проведения закупки, требования к поставщикам должны устанавливаться заранее и быть одинаковыми для всех участников. Заказчики не могут предоставлять необоснованные преференции тем или иным поставщикам или группе поставщиков. Никакая дискриминация участников и изменение правил в ходе проведения процедур закупки не допускаются.

Принцип контрактной системы - ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, - включает в себя принципы прокьюремента: эффективность, обоснованность, подотчетность и ответственность. При проведении закупок должностные лица заказчиков, специализированных организаций, уполномоченных органов, контролирующих органов, участников должны четко соблюдать установленные правила и процедуры, неся все виды ответственности за проведение закупки (дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную). В случае нарушения правил и порядка проведения закупки виновные несут персональную ответственность [4]. Закупки должны проводиться с максимальной эффективностью, учитывающей затраты заказчиков и экономическую выгоду от приобретенной продукции. При оценке эффективности во внимание принимается как стоимость продукции, так и полные эксплуатационные расходы, а также затраты на проведение закупки. В ряде случаев необходимо учитывать и косвенные результаты от проведения закупки. Заказчики должны приобретать только ту продукцию, которая действительно необходима и наиболее полно удовлетворяет потребности в необходимых товарах, работах, услугах. Оценка целесообразности закупки должна проводиться и самим заказчиком, и контролирующими органами.

В законодательстве о контрактной системе

закупок в Российской Федерации прописаны три дополнительных принципа: профессионализм заказчика, стимулирование инноваций и единство.

Принцип профессионализма заказчика предполагает функционирование контрактной системы на профессиональной основе. Заказчики обязаны привлекать к деятельности, связанной с проведением процедур закупок продукции, лиц, обладающих соответствующими профессиональными компетенциями [3].

Принцип стимулирования инноваций обусловлен необходимостью изменения структуры российской экономики, отхода от сырьевой зависимости и перевода ее на экономику инновационного типа [2]. Заказчики на стадиях планирования и осуществления закупки должны исходить из необходимости приобретения высокотехнологичной и инновационной продукции.

И, наконец, принцип единства контрактной системы подразумевает единые принципы планирования, процедур осуществления закупок, контроля на всех стадиях закупочной деятельности. Специфика данного принципа в российской практике обусловлена федеративным устройством страны, предполагающим наличие разных уровней заказчиков (федерального, уровня субъекта федерации, муниципального), к деятельности которых предъявляются единые требования. Данный принцип предполагает наличие единого федерального органа исполнительной власти, выполняющего функции регулятора контрактной системы (Министерство экономического развития Российской Федерации), единой информационной системы, единых требований к поставщикам, единых правил планирования, обоснования и нормирования.

Таким образом, проведя сравнительную характеристику сфер регулирования и принципов системы прокьюремента, принятой в международной практике, и контрактной системы государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации, необходимо констатировать, что в целом российская система государственных закупок по сферам регулируемых отношений и принципам, лежащих в ее основе, соответствует международным. На наш взгляд, сфера и принципы регулирования контрактной системы закупок в Российской Федерации гораздо полнее описывают отношения, складывающиеся между участниками в процессе осуществления закупки продукции, и в большей степени нацелены на удовлетворение государственных нужд. Так, сфера регулирования контрактной системы включает значитель-

18

вестник Российского университета кооперации. 2016. № 3(25)

ный блок отношений по поводу планирования, обоснования и нормирования закупок, который отсутствует в системе прокьюремента. Кроме того, дополнительно в законодательстве о контрактной системе выделены и принципы, обусловленные отличительными особенностями российской экономики.

Список литературы

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14, ст. 1652.

2. Борисова Е.В. Роль государственных закупок в формировании инновационной экономики России // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2015. № 2. С. 11-15.

3. Борисова Е.Р. Профессионализм заказчика - базовый принцип контрактной системы государственных закупок // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 2 (24). С. 24-26.

4. Змиевский Д.В. Проблемные аспекты механизма гражданско-правовой ответственности сторон государственного (муниципального) контракта // Право и практика. 2015. № 2. С. 77-85.

5. Организация и проведение конкурсов на закупку продукции для федеральных государственных нужд: учебно-метод. пособие для гос. служащих / под ред. В.И. Смирнова, Н.В. Несте-ровича. М.: ГУ ВШЭ, 2002.

6. Типовой закон ЮНСИТРАЛ о публичных закупках. URL: http://base.consultant.ru.

7. Guidelines on Procurement under IBRD Loans and IDA Credits. URL: http://web.worldbank.org.

БОРИСОВА Елена Рафаиловна - доктор философских наук, кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].

BORISOVA, Elena Rafailovna - Doctor of Philosophy, Candidate of Economics, Professor of the Department of Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

УДК 330.33.01

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ КАК ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Т.В. Бутырнова, Г.Н. Егорова, С.Л. Бутырнов

В статье исследуются проблемы кризисного развития экономики России в условиях глобализации, показана необходимость их прогнозирования, охарактеризованы методы прогнозирования экономических кризисов, разработаны прогнозы динамики ВВП и объема промышленного производства в российской экономике до 2025 г. с учетом обеспечения стабилизации экономики.

Ключевые слова: экономический кризис; прогнозирование; стабилизация экономики.

T.V. Butyrnova, G.N. Egorova, S.L. Butyrnov. FORECASTING ECONOMIC CRISES AS A FACTOR OF ECONOMIC STABILIZATION

The article looks into problems of crisis development of Russia's economy in the conditions of globalization and shows the need of forecasting crises. It also describes methods of forecasting economic crises and provides forecasts for changes in GDP and industrial output in the Russian economy until 2025 taking into account stabilization of the economy.

Keywords: economic crisis; forecasting; stabilization of economy.

Динамика экономического развития носит неравномерный характер, т.е. экономика развивается циклически. Следовательно, имеет место некоторая неопределенность экономического развития, что повышает вероятность возникновения ожидаемых или неожиданных рисков.

Основу экономического цикла составляет

фаза кризиса. Кризис - это нарушение существовавшего равновесия в экономике из-за нарастания разбалансирующих его негативных тенденций. Во время кризиса растет ставка ссудного процента, увеличивается безработица и снижается жизненный уровень населения, падает курс ценных бумаг, наблюдается массовое закрытие предприятий и др. Для предприятия,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.