Список литературы
1. Амосов А. Эволюция экономического планирования // Промышленные ведомости: экспертная общероссийская газета. 2002. № 14-16.
2. Богданов А.А. Организационная наука и хозяйственная планомерность // Труды 1-ой Все-рос. инициативной конф. по науч. организации труда и производства (20-27 января 1921 г.). М., 1921. Вып. 1. С. 8-12.
3. Борисова Е.В. Развитие инновационной экономики: волны модернизации и технологиче-
ские уклады // Инновационный Вестник Регион. 2015. № 4(42). С. 71-76.
4. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. М.: Экономика, 1993. 543с.
5. Леонтьев В.В. Баланс народного хозяйства СССР. Методологический разбор ЦСУ // Плановое хозяйство. 1925. № 12. С. 254-258.
6. Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный стат. ежегодник / Госкомстат СССР. М.: Финансы и статистика, 1987. 766 с.
7. Экономическая история СССР: очерки / рук. авт. кол. Л.И. Абалкин. М.: ИНФРА-М, 2007. 496 с.
БОРИСОВА Екатерина Валерьевна - аспирант. Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Россия. Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]
BORISOVA, Ekaterina Valeryevna - Graduate Student. St. Petersburg State University of Economics. Russia. Saint Petersburg. E-mail: [email protected]
УДК 338.22
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Е.Р. Борисова
Статья посвящена исследованию вопросов повышения эффективности российской экономики посредством совершенствования контрактной системы государственных закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд. Обозначены функции контрактной системы государственных закупок, ее значение для роста экономики РФ, предложены направления ее совершенствования.
Ключевые слова: контрактная система; государственные закупки; заказчики; участники; преференции; развитие; контракт; условия допуска; ограничения.
E.R. Borisova. THE CONTRACT SYSTEM OF PUBLIC PROCUREMENTASAN INSTRUMENT OF RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT
The article is devoted to the questions of improvement of the effectiveness of Russian economy by the contract system development of public procurement of goods, works and services for state needs. The functions of the contract system of public procurement are designated, its importance for economic growth of the Russian Federation and directions of its improvement are given.
Keywords: the contract system; public procurement; customers; contributors; preferences; development; contract; eligibility conditions; limitations.
Государственные закупки продукции для удовлетворения государственных нужд являются тем инструментом государственного регулирования, который в условиях кризиса позволяет оперативно оказывать регулирующее воздействие на российскую экономику.
С методологической точки зрения, контрактная система государственных закупок, определяемая Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд» (далее - ФЗ-44), формируется теми методами и принципами, на которых строится система закупок [1; 3].
Как механизм регулирующего воздействия на экономику, контрактная система государственных закупок выполняет следующие задачи:
- во-первых, она является инструментом выполнения публичных функций государства перед населением (закупка лекарств, школьных учебников, строительство дорог, детских дошкольных учреждений, школ и т.п.).
22
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 1(23)
Именно в этой сфере крайне важна борьба с коррупцией, потому что если вместо необходимых, социально-значимых товаров, работ, услуг закупаются предметы с избыточными потребительскими свойствами, т.е. предметы роскоши, проводятся сомнительные дорогостоящие мероприятия за счет бюджетных средств, то это дискредитирует государство, государственных служащих, обязанных выполнять государственные функции. Так, по данным проекта «За честные закупки» Общероссийского народного фронта, рассчитывающего индекс расточительности государственных органов, лидером такой закупки по приобретению кресел стало ФБУ «Информационно-технический центр Федеральной службы по тарифам», приобретший в 2015 г. кресло стоимостью 254,76 тыс. руб. В декабре 2015 г Центральная базовая таможня ФТС РФ заказала приобретение 40 пар часов, мужских - за 62,1 тыс. руб., женских - за 43,1 тыс. руб. Однако планируемые 2,3 млн руб. бюджетных средств, благодаря вмешательству Общероссийского народного фронта, не были потрачены на приобретение «сувенирной продукции» [4].
- во-вторых, государственные закупки являются инструментом государственной политики, механизмом развития отечественного бизнеса, в том числе малого предпринимательства. На начало 2016 г. контрактная система государственных закупок насчитывала 330 тыс. заказчиков (юридических лиц, государственных органов, бюджетных учреждений и др., работающих по ФЗ-44), более 550 тыс. организаций-поставщиков. За 2015 г. в рамках контрактной системы государственных закупок заключено 2,5 млн контрактов на сумму около 8 трлн руб. [5]. Имея такой значительный ресурс, государство должно эффективно использовать его в условиях кризиса, воздействуя на структуру экономики как антициклический экономический инструмент;
- в-третьих, контрактная система государственных закупок устанавливает правила взаимоотношения бизнеса и государства, формирует прозрачные и справедливые обычаи делового взаимодействия. В силу большого объема заключаемых контрактов на закупку продукции для государственных нужд, всеобъемлющего характера выстраиваемых отношений между государственными заказчиками и поставщиками продукции контрактная система государственных закупок оказывает значительное влияние на развитие гражданско-правовой сферы. В лице различных органов власти государство является потре-
бителем продукции всех отраслей экономики, превращая государственный спрос на товары, работы, услуги в мощный фактор развития экономики и ее структуры. Через систему заключаемых государственных контрактов государственные заказчики устанавливают экономические и договорные отношения с частным бизнесом.
Значение контрактной системы государственных закупок проявляется в следующем. С ее помощью регулируется полный цикл закупочной деятельности: от нормирования, планирования закупок, определения поставщика, заключения и исполнения контракта до контроля, мониторинга и аудита исполняемых контрактов. Контрактная система, обладая значительным ресурсным потенциалом, является в то же время механизмом поддержки отечественных товаропроизводителей, субъектов малого предпринимательства, социально ориенированных некоммерческих организаций, учреждений уголовно-исправительной системы, организаций с участием инвалидов, содержит ряд механизмов, позволяющих государству реализовывать не только экономические функции, но и социальные. Необходимость поддержки малого бизнеса обусловлена тем, что он обеспечивает равномерность развития экономики, решение социальных задач, самозанятость населения. Соответствующие меры поддержки субъектов малого предпринимательства прописаны в ст. 30 ФЗ-44. Несмотря на кризисные явления за 2015 г. по сравнению с 2014 г. выросло количество прямых государственных контрактов, заключенных с малым бизнесом, на 41%, сумма таких контрактов возросла с 347,2 млрд руб. в 2014 г. до 488,1 млрд руб. в 2015 г.
Контрактная система государственных закупок является также эффективным инструментом политики импортозамещения, что весьма актуально в условиях введения западных санкций, что проявляется в таких механизмах, как введение запретов, ограничений, определенных условиях допуска и особенностей закупок. Положения ст. 14, 111 ФЗ-44 позволяют в условиях кризиса применять ряд мер, обеспечивающих и поддержку отдельных отраслей отечественной экономики, и реализацию отдельных крупных проектов. В отношении всей продукции государственного оборонного заказа и еще по 97 видам иностранных товаров продукции тяжелого машиностроения, легкой промышленности введены запреты на закупку, что обеспечивает, в том числе, и технологическую безопасность российской экономики [2]. Также вве-
дены ограничения на закупку 47 видов товаров - медицинские изделия и лекарственные препараты, которые предполагают мягкий механизм сдерживания допуска названных товаров на российский рынок государственных закупок. Условия допуска заключаются в установлении 15%-ной преференции к цене 287 товаров, работ, услуг, произведенных на территории Российской Федерации или Евразийского экономического союза. Реализация политики импортозамещения посредством вышеназванных трех преференций (запреты, ограничения и условия допуска) позволила заключить в 2015 г. 650 тыс. контрактов на сумму около 750 млрд руб. Еще один механизм политики импортозамещения - особенности закупок, в том числе офсетные сделки, предусмотренные ч.1 ст. 111 ФЗ-44, предоставляют право Правительству РФ для обеспечения каких-либо технологических преимуществ отечественной экономики заключать контракты со встречными условиями, такими как трансферт технологий, локализация производств на территории РФ, проведение каких-либо научных исследований в пользу РФ. В настоящее время ряд проектов прорабатывается в рамках данной нормы закона.
Второй год российская экономика находится в тяжелом положении под влиянием как геополитических факторов, так и неспособности решения структурных преобразований. В этих условиях контрактная система государственных закупок показала также и ряд недостатков ее реализации. Так, за 2015 г. почти в три раза возросло количество расторгнутых контрактов, за I квартал 2015 г. резко сократилось среднее количество заявок на торгах, ситуацию смогли нормализовать, в том числе за счет антикризисных мер поддержки отечественных товаропроизводителей, что позволило к концу 2015 г. увеличить среднее количество участников закупок на одну процедуру с 2,5 на начало 2015 г. до 3-х к концу 2015 г., т.е. повысилась конкурентность закупок. Экономия бюджетных средств увеличилась с 299 млрд руб. в 2014 г. до 321 млрд руб. в 2015 г., рост составил 7% [5]. Однако надо иметь в виду, что национальная валюта существенно упала за этот период. То, что объем закупок в целом не упал, может свидетельствовать, что государство в необходимом объеме свои функции перед населением все же выполнило: то, что планировали закупить для обеспечения своих публично-правовых функций, купили.
Таким образом, как инструмент эффективного воздействия на экономику, контрактная система закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных потребностей нуждается в дальнейшем развитии. Направлениями ее совершенствования, на наш взгляд, могут быть:
1) повышение прозрачности, открытости, в том числе за счет введения в полном объеме электронных процедур всех закупок продукции, предполагающее переход на электронный формат процедур;
2) снижение издержек всех участников контрактной системы - и заказчиков, и поставщиков. Предполагается введение единого портала поставщиков в рамках Единой информационной системы, введенной с 1 января 2016 г., единой аккредитации на всех электронных площадках, что существенно сократит и временные, и финансовые ресурсы участников. Введение единого каталога товаров, работ, услуг позволит создать систему, при которой каждый товар (работа, услуга) будет представлен в виде точного описания по разным позициям. К каждой карточке, описывающей товар, должен быть прикреплен соответствующий комплекс нормативно-правовых актов, который регулирует его закупку: если в отношении товара распространяется запрет на допуск этого товара, будут обозначены сведения о том, что нельзя закупать иностранный аналогичный товар; если в отношении товара имеется определенный режим, например, если данный товар включен в аукционный перечень, то будет записано, что нельзя закупать иными способами закупки, кроме аукциона. Такой инструмент как каталог товаров, работ, услуг будет существенным подспорьем для добросовестных заказчиков, поскольку будет содержать базу данных, как и что покупать, акты о нормировании, определяющие в каком объеме и какого качества продукцию необходимо закупать;
3) сокращение коррупционных рисков возможно посредством механизма публичности информации о субподрядчиках при выполнении работ. На сегодняшний день существует практика перепродажи контрактов, когда победитель торгов перепродает контракт субподрядчикам. В условиях нестабильной экономической ситуации необходимо введение разумных сроков исполнения контрактов, ограничение сроков взаиморасчетов по контрактам; совершенствование механизма заключения долгосрочных контрактов с локализацией производства.
Список литературы
1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от
24
вестник Российского университета кооперации. 2016. № 1(23)
05.04.2013 г. № 44-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14, ст. 1652.
2. Борисова Е.В. Роль государственных закупок в формировании инновационной экономики России // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2015. № 2. С. 11-15.
3. Борисова Е.Р. Методологические основания контрактной системы закупки продукции для государственных и муниципальных нужд // Вест-
ник Российского университета кооперации. 2015. № 4 (22). С. 20-25.
4. Индекс расточительности ОНФ. Закупка кресел. URL: http://onf.ru/2016/01/20/indeks-ras-tochitelnosti-onf-zakupka-kresel.
5. Контрактная система. Департамент развития контрактной системы Министерства экономического развития РФ. URL: http://economy.gov. ru/minec/about/structure/depfks.
БОРИСОВА Елена Рафаиловна - кандидат экономических наук, доктор философских наук, профессор кафедры финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: elrafborisova@mail. com
BORISOVA, Elena Rafailovna - Candidate of Economic Sciences, Doctor of Philosophical Sciences, Professor of the Department of Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 330.101
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Т.В. Бутырнова
Исследуются проблемы современной экономики и дается обоснование учета факторов, формирующих «новую экономику», необходимость трансформации ряда положений экономической науки в новую экономическую теорию, объясняющую развитие современной экономической системы.
Ключевые слова: «новая экономика»; новая экономическая теория; экономический кризис; экономический рост; мировой рынок; глобализация мировой экономики; экономика России.
T.V. Butyrnova. ACTUAL PROBLEMS OF MODERN ECONOMY IN THE CONTEXT OF THE NEW ECONOMICS
The article examines the problems of modern economy and aims to study accounting factors shaping the «new economy», the need for transformation of certain principles of the economic science in a new economic theory to explain the development of the modern economic system is proved.
Keywords: «new economy»; a new economic theory; economic crisis; economic growth; the global market; the globalization of the world economy; the economy of Russia.
В современных условиях, когда мировая экономика не успевает выйти из одного экономического кризиса и снова погружается в рецессию, все настоятельнее возникает потребность в новых научных подходах к определению такой ситуации. Экономическая наука, по сути, не смогла спрогнозировать и предотвратить финансово-экономический кризис 2007-2009 гг. Как отмечает Э. Давар, глубокий кризис экономической науки является одной из главных причин современного финансово-экономического кризиса [3].
Сегодня мы имеем резкое снижение цены на нефть, которое, по мнению экспертов, будет
продолжительным [4]. Также высока степень колебания обменного курса валют на мировом рынке. Продолжающаяся нестабильность мировой банковской системы и высокие уровни задолженности не позволяют экономике в настоящее время увеличивать расходы всех субъектов рынка (государств, корпораций и домохозяйств), а следовательно, ограничивают экономический рост. Наблюдается также замедление роста потенциального объема производства, что в сочетании со старением населения тормозит увеличение совокупной производительности. Происходящее сокращение инвестиций в мировом масштабе привело к