формационных и коммуникационных технологиях ^ инновационная продукция.
Одним из заметных трендов в развитии инновационных процессов, проявляющихся уже далеко не только на национальном, но и на глобальном уровне, стало усиление роли процесса, характеризующего формирование инновационной среды в экономической системе. Ощутимая концентрация инновационной деятельности в отдельных регионах, территориальных кластерах и иных локальных «полюсах развития» объясняется не в последнюю очередь размещением здесь инновационного бизнеса и центров производства знаний, наличием необходимых человеческих ресурсов, качеством инфраструктуры и т.п.
Инновационную среду следует определять как совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных элементов, способствующих и стимулирующих процессы достижения целей инновационного развития в стратегически ориентированной экономической системе.
С целью решения вопросов национальной безопасности выстраивание стратегии развития российской экономики должно сопровождаться переводом экономики на новый технологический уклад, который в том числе
включает создание реального инновационного сектора во всех отраслях экономики; грамотное формирование научной инфраструктуры; выстраивание системы взаимосвязи кластеров образования, науки и бизнеса, продвижение на рынок услуг интеллектуальной и наукоемкой продукции; венчурное финансирование; на основе использования научно-технического и кадрового потенциала определение «точек роста» экономики, обладающих мультипликативным эффектом.
Список литературы
1. Глазьев С.Ю. К стратегии социальной справедливости и развития. URL: http://www.glazev.ru (дата обращения: 25.09.2015).
2. Основные экономические и социальные показатели РФ. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 19.10.2015).
3. Потребительские ожидания в России в III квартале 2015 года. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 19.10.2015).
4. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации 21 века. М.: Экономика, 2004. 439 с.
5. World Economic Forum. URL: http://reports. weforum.org global competitiveness report 20152016 (дата обращения: 20.10.2015).
БОРИСОВА Екатерина Валерьевна - аспирант. Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Россия. Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]
BORISOVA, Ekaterina Valeryevna - Graduate Student. St. Petersburg State University of Economics. Russia. Saint Petersburg. E-mail: [email protected]
УДК 338.1
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ ЗАКУПКИ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Е.Р. Борисова
Рассмотрены теоретико-методологические основания контрактной системы закупки продукции для государственных и муниципальных нужд. Выделены ключевые характеристики контрактной системы, ее элементы, принципы построения. Дана классификация основных элементов контрактной системы, определена ее роль в развитии российской экономики. Предложены направления развития контрактной системы закупки продукции для государственных и муниципальных нужд.
Ключевые слова: методологические основания; элементы контрактной системы; участники; принципы контрактной экономики; факторы развития.
E.R. Borisova. METHODOLOGICAL BASIS OF THE CONTRACT SYSTEM OF PROCUREMENT OF GOODS FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS
Theoretical and methodological basis of the contract system of procurement of products for state and municipal needs are considered. Key features of the contract system, its elements and principles are
revealed. The classification of the main elements of the contract system is given and the role of the contract system in the development of the Russian economy is defined. The directions for the development of the contract system of procurement of products for state and municipal needs are suggested.
Keywords: methodological basis; elements of the contract system; the participants; the principles of contractual economy; factors of the development.
Контрактная система закупки продукции для государственных нужд является базовым институтом государственного регулирования экономики страны. Государство является крупнейшим заказчиком, с одной стороны, и потребителем продукции всех отраслей экономики, с другой стороны, что позволяет превратить государственный спрос в инструмент регулирования экономикой для достижения стратегических целей развития страны.
Государственные и муниципальные закупки как деятельность, в которую вовлечены разные субъекты, имеющие разнонаправленные интересы, отражают качество отношений общества, государства и бизнеса. В связи с этим разработка методологических оснований контрактной системы закупки продукции для государственных и муниципальных нужд представляется нам чрезвычайно важной для теоретического обоснования стратегии развития Российской Федерации на предстоящие годы.
Переход на контрактную систему государственных закупок осуществлен в 2014 г на основе Федерального закона от 05.04.2013 г № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ-44) [1].
Если рассматривать методологические основания контрактной системы, то в категориальном аппарате необходимо выделить ее дефиницию, функции и принципы.
Ключевыми характеристиками контрактной системы в ФЗ-44 выделены: участники контрактной системы, их действия в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг, которые должны приводить к удовлетворению государственных и муниципальных нужд. Таким образом, основными элементами контрактной системы являются: 1) ее участники; 2) действия участников; 3) единая информационная система. Цель контрактной системы может быть обозначена как удовлетворение потребностей государства и муниципальных образований.
В качестве участников контрактной системы рассматриваются:
- Министерство экономического развития РФ как федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, например Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики;
- иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок (к таковым на федеральном уровне относятся Федеральная антимонопольная служба РФ, Росфиннад-зор РФ, Счетная палата РФ);
- две государственные корпорации: «Рос-атом» и «Роскосмос»;
- заказчики всех трех уровней власти (федерального, уровня субъектов РФ и муниципального);
- поставщики, подрядчики, исполнители, потенциально имеющие возможность выполнить государственные и муниципальные контракты;
- уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, на которых возложены полномочия по определению поставщиков для нескольких заказчиков при проведении централизованных закупок;
- специализированные организации, которым заказчики передают часть своих функций по определению поставщика на выполнение контракта;
- операторы электронных площадок, которые были выбраны по результатам отбора в 2010 г.: Единая электронная торговая площадка, Система электронных торгов Республики Татарстан, Автоматизированная система торгов Сбербанк-АСТ, Электронная торговая площадка ММВБ, Электронная торговая площадка РТС-тендер.
Приведенных участников контрактной системы условно можно разделить на три группы: 1) заказчики, 2) поставщики, 3) институты, опосредующие деятельность заказчиков и поставщиков.
К первой группе относятся государственные заказчики, муниципальные заказчики, иные заказчики.
Государственные заказчики - осуществляющие закупки государственные органы власти,
вышеназванные государственные корпорации, органы управления государственными внебюджетными фондами (Пенсионным фондом РФ, Фондом обязательного медицинского страхования РФ, Фондом социального страхования РФ), государственные казенные учреждения. Ключевыми характеристиками субъекта «государственный заказчик» выступают следующие: а) действующий от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации; б) в соответствии с бюджетным законодательством принимающий на себя бюджетные обязательства; в) осуществляющий закупки.
Муниципальные заказчики - осуществляющие закупки муниципальные органы власти, муниципальные казенные учреждения. Ключевыми характеристиками субъекта «муниципальный заказчик» выступают следующие: а) действующий от имени муниципального образования; б) в соответствии с бюджетным законодательством принимающий на себя бюджетные обязательства; в) осуществляющий закупки.
К иным заказчикам относятся: 1) бюджетные учреждения, которые осуществляют закупки за счет бюджетных субсидий; 2) автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие капитальные вложения в объекты государственной или муниципальной собственности; 3) юридические лица, получающие бюджетные инвестиции при реализации инвестиционных
проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства.
Вторую группу участников контрактной системы составляют поставщики - любые юридические или физические лица, удовлетворяющие требованиям законодательства и обладающие соответствующими финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами, способные выполнить государственный или муниципальный контракт.
В третью группу участников контрактной системы входят разнообразные субъекты, в той или иной мере регулирующие отношения, возникающие между заказчиками, с одной стороны, и поставщиками, с другой стороны, в процессе планирования, определения поставщика и исполнения контракта. К таким опосредующим данные отношения институтам относятся: регулирующие, контролирующие органы, операторы электронных площадок, уполномоченные органы (учреждения), специализированные организации.
Взаимодействие всех трех групп участников контрактной системы осуществляется в рамках Единой информационной системы. Место и роль Единой информационной системы в рамках контрактной системы в сфере закупок определяется тем, что в рамках ее информационного наполнения, представленного на рисунке, осуществляется формирование, обработка,
Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере закупок
Библиотека
типовых контрактов, типовых условий контрактов
Информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, работ, услуг
Информация о нормировании закупок
Информация о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг. Ценовые запросы заказчиков Перечень международных финансовых организаций
Планы закупок, планы графики. Информация о реализации планов закупок и планов-графиков Результаты мониторинга, аудита, контроля в сфере закупок
Информация об определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), об исполнении контрактов, отчеты заказчиков
Каталог товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд
Иная информация и документы
Реестр недобросовестных поставщиков
Реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов
Реестр банковских гарантий
Реестр контрактов, заключенных заказчиками
Информация, предусмотренная Федеральным законом № 223-ФЗ
Информационное наполнение Единой информационной системы закупки продукции для государственных и муниципальных нужд
хранение и предоставление всевозможных данных всем участникам контрактной системы; осуществляется автоматический контроль информации о закупках; обеспечивается юридически значимый электронный оборот; подаются заявки поставщиков в форме электронного документа, осуществляется вскрытие таких заявок в установленное время.
Следующим методологическим основанием контрактной системы выступают принципы ее функционирования. Задача контрактной системы государственных и муниципальных закупок заключается в обеспечении заказчиков (государственных, муниципальных, иных) необходимыми товарами, работами и услугами при наиболее эффективном расходовании бюджетных средств. Данная задача может быть решена, только если контрактная система организована на определенных принципах.
В ФЗ-44 впервые в законодательстве о госзакупках обозначены принципы контрактной системы: открытости и прозрачности, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы, ответственности за результативность и эффективности осуществления закупок.
Принцип открытости и прозрачности информации о контрактной системе является одним из ключевых и выражается в повышении уровня информационной открытости и усилении общественного контроля. Но необходимо отметить, что качество и доступность информации, как совокупность организационных и технических решений, которые обеспечивают для всех заинтересованных сторон возможность своевременно получать информацию, использовать ее на всех этапах процесса закупки продукции для государственных и муниципальных нужд, для участников контрактной системы стоит остро и на сегодняшний день.
На наш взгляд, можно определить следующие направления развития принципа транспарентности контрактной системы:
- формулирование государственной политики в области структуризации информационных ресурсов в сфере контрактной системы;
- создание возможности интегрировать телекоммуникационную систему РФ с Единой информационной системой государственных и муниципальных закупок;
- совершенствование электронного документооборота между всеми участниками контрактной системы;
- развитие современных технологий информационного обеспечения государственных и муниципальных закупок.
Принцип обеспечения конкуренции предусматривает создание равных условий для конкуренции между участниками закупки -поставщиками (подрядчиками) за право заключить контракт. При этом конкуренция должна быть основана на соблюдении ценовой и неценовой конкуренции (по другим неценовым характеристикам) между участниками закупки - поставщиками в целях выявления лучших предложений.
Принцип профессионализма заказчика предусматривает, что лица, выполняющие те или иные функции на всех этапах контрактной системы (планирования, нормирования, обоснования, определения поставщика, заключения с ним контракта, исполнения контракта), являются профессионалами, т.е. обладают всей полнотой знаний, умений и навыков для достижения цели контрактной системы - удовлетворение государственных и муниципальных нужд.
Принцип стимулирования инноваций предполагает построение инновационной экономики [2]. Заказчики при формировании планов закупок и тем более в процессе определения поставщика, с которым заключается контракт, должны исходить из того, что выбор победителя определяется закупкой инновационной и высокотехнологической продукции. Таким образом, государство использует такой рычаг экономического регулирования, как увеличение спроса на инновационную продукцию. Развитие инновационной экономики предполагает увеличение числа предприятий, осуществляющих инновации, с нынешних 9,7% общего числа организаций до среднеевропейского уровня - около 40%. При этом надо иметь в виду, что большинство организаций и предприятий инновационной сферы относятся к малому и среднему бизнесу. В условиях экономической стагнации особую актуальность приобретают вопросы, связанные с переориентацией структуры российской экономики с сырьевой направленности на инновационную экономику [3]. В связи с этим принцип стимулирования инноваций становится все более определяющим.
Принцип единства контрактной системы предопределяет ее организационное построение: 1) определен единый орган, регулирующий контрактную систему, - Министерство экономического развития РФ, в рамках которого создан Департамент развития контрактной системы, осуществляющий методическое и организационное сопровождение контрактной системы; 2) обозначена единая цель осуществления закупок продукции заказчиками - удовлетворение государственных и муниципаль-
24
вестник Российского университета кооперации. 2015. №4(22)
ных нужд; 3) контрактная система базируется на единых принципах, рассмотренных выше; 4) инструментом сопровождения всех процедур закупки продукции является Единая информационная система; 5) мониторинг, контроль и аудит государственных и муниципальных закупок осуществляются по единым правилам и процедурам.
Принцип ответственности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупки условно можно разделить на два принципа: ответственности и эффективности. Принцип ответственности предполагает, что должностные лица, лица, осуществляющие функции работников контрактной службы, контрактные управляющие, члены комиссий несут все виды ответственности (дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную) за выполняемые ими действия (бездействие), связанные с закупкой продукции для государственных и муниципальных нужд, причем впервые в законодательстве о контрактной системе установлена персональная ответственность этих лиц. С точки зрения принципа эффективности осуществления закупки предполагается достижение максимального результата всех процедур закупки продукции, начиная со стадии планирования, проведения процедур определения поставщика до завершения исполнения заключенного контракта, при наименьших затратах всех заинтересованных участников контрактной системы. Реализация этого принципа обеспечивает экономию бюджетных средств за счет достижения заданных результатов контрактной системы при минимизации затрат, либо возможно достижение при заданных ресурсах более высокого результата. Инструментом принципа эффективности является нормирование затрат
на обеспечение функций органов власти всех уровней, которое предполагается ввести в полном объеме в 2016 г.
Таким образом, контрактная система закупки продукции для государственных и муниципальных нужд представляет собой многомерное понятие, охватывающее широкий круг участников, их действия, которые должны вести к достижению определяющей цели - удовлетворение потребностей государства и муниципальных образований. Грамотно выстроенная политика осуществления закупок продукции для государственных и муниципальных нужд должна быть обоснована сущностными характеристиками всех элементов контрактной системы, должны быть грамотно выстроены взаимосвязи между этими элементами, что предполагает определение методологических оснований контрактной системы закупки продукции для государственных и муниципальных нужд.
Список литературы
1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14, ст. 1652.
2. Борисова Е.В. Роль государственных закупок в формировании инновационной экономики России // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2015. № 2. С. 11-15.
3. Борисова Е.Р. Основные проблемы развития современной российской экономики // Вестник Российского университета кооперации. 2015. № 3 (21). С. 16-18.
4. Овчинников Н.Ф. Принципы теоретизации знания. М.: Ин-т философии РАН, 1996. 216 с.
5. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Шк. культ. полит., 1995. 800 с.
БОРИСОВА Елена Рафаиловна - кандидат экономических наук, доктор философских наук, профессор кафедры финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
BORISOVA, Elena Rafailovna - Candidate of Economic Sciences, Doctor of Philosophical Sciences, Professor of the Department of Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]