Научная статья на тему 'Развитие законодательства о государственных закупках: теоретико-методологический аспект'

Развитие законодательства о государственных закупках: теоретико-методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
495
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие законодательства / государственные закупки / прокьюремент / контрактная система / принципы прокьюремента / гармонизация / протекционизм. / development of legislation / state procurements / procurement / contract system / procrea- tion principles / harmonization / protectionism.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Елена Рафаиловна

В работе раскрывается содержание и роль государственных закупок как фактора экономической политики государства. В качестве исследуемой цели ставится изучение тенденций развития законодательства о государственных закупках в теоретико-методологическом аспекте: изучение сущности, принципов и тенденций развития публичных закупок. В процессе исследования использовались различные методы: диалектический, аналитический, контент-анализ законодательно-нормативных актов. Практическая значимость исследования заключается в авторском подходе к обобщению принципов прокьюремента, предложенных международными нормативно-правовыми актами; выявлены основные тенденции развития национальных законодательств о государственных закупках: протекционизм, с одной стороны, гармонизация и унификация – с другой. Раскрыта сущность прокьюремента как совокупности способов, процедур, инструментов, используемых в закупочном цикле в целях наибольшего удовлетворения потребностей заинтересованных сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF GOVERNMENT PROCUREMENT LEGISLATION: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS

The paper reveals the content and role of public procurement as a factor in the state economic policy. The goal of the research is the study of trends in the development of legislation on public procurement in the theoretical and methodological aspects: the study of the nature, principles and trends in the development of public procurement. In the process of research, various methods were used: dialectical, analytical, content analysis of legislative and regulatory acts. The practical significance of the study lies in the approach proposed by the author to the generalization of the principles of procurement proposed by international regulatory acts; the trends оf the development of national public procurement legislation are revealed: protectionism versus harmonization and unification. The author’s approach is proposed to the disclosure of the essence of procurement as a set of methods, procedures, tools used in the procurement cycle, in order to best meet the needs of stakeholders.

Текст научной работы на тему «Развитие законодательства о государственных закупках: теоретико-методологический аспект»

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2018. № 4(34)

4

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 341.1

РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Е.Р. Борисова

В работе раскрывается содержание и роль государственных закупок как фактора экономической политики государства. В качестве исследуемой цели ставится изучение тенденций развития законодательства о государственных закупках в теоретико-методологическом аспекте: изучение сущности, принципов и тенденций развития публичных закупок. В процессе исследования использовались различные методы: диалектический, аналитический, контент-анализ законодательно-нормативных актов. Практическая значимость исследования заключается в авторском подходе к обобщению принципов прокьюремента, предложенных международными нормативно-правовыми актами; выявлены основные тенденции развития национальных законодательств о государственных закупках: протекционизм, с одной стороны, гармонизация и унификация - с другой. Раскрыта сущность прокьюремента как совокупности способов, процедур, инструментов, используемых в закупочном цикле в целях наибольшего удовлетворения потребностей заинтересованных сторон.

Ключевые слова: развитие законодательства; государственные закупки; прокьюремент; контрактная система; принципы прокьюремента; гармонизация; протекционизм.

E.R. Borisova. DEVELOPMENT OF GOVERNMENT PROCUREMENT LEGISLATION: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS

The paper reveals the content and role of public procurement as a factor in the state economic policy. The goal of the research is the study of trends in the development of legislation on public procurement in the theoretical and methodological aspects: the study of the nature, principles and trends in the development of public procurement. In the process of research, various methods were used: dialectical, analytical, content analysis of legislative and regulatory acts. The practical significance of the study lies in the approach proposed by the author to the generalization of the principles of procurement proposed by international regulatory acts; the trends оf the development of national public procurement legislation are revealed: protectionism versus harmonization and unification. The author's approach is proposed to the disclosure of the essence of procurement as a set of methods, procedures, tools used in the procurement cycle, in order to best meet the needs of stakeholders.

Keywords: development of legislation; state procurements; procurement; contract system; procreation principles; harmonization; protectionism.

В современных условиях усиливается необходимость исследования сущности складывающихся тенденций развития международного законодательства в сфере государственных закупок, как в теоретическом, так и практическом отношении. Институты гражданского общества непосредственно участвуют в развитии теории и практика права, принимают непо-

средственное участие в разработке и принятии нормативно-правовых актов, регулирующих сферу публичных, правительственных, государственных закупок, называемую прокьюре-ментом [2; 3].

Под прокьюрементом (англ. ргосигетеП:) мы понимаем совокупность способов, процедур, инструментов, используемых в закупоч-

ном цикле в целях наибольшего удовлетворения потребностей заинтересованных сторон.

Формирование системы, регулирующей правоотношения в сфере публичных, в том числе государственных, закупок, активизировалось во второй половине XX в. Общепринятые нормы, правила и принципы публичных закупок сформулированы в национальных законодательствах отдельных стран и зафиксированы в международных документах.

Государственные закупки не попадали в область регулирования ГАТТ (1947 г.), при этом их роль в международной торговле приобретала все большее значение. В 1979 г. в рамках Токийского раунда многосторонних торговых переговоров было принято Соглашение по правительственным закупкам, которое легло в основу Соглашения о государственных закупках Всемирной торговой организации, принятого в рамках Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров в 1994 г. В этот же период Комиссия ООН по праву международной торговли ЮНСИТРАЛ принимает в 1994 г. Типовой закон «О закупках товаров (работ), услуг», который в новой редакции 2011 г. называется Типовым законом «О публичных закупках». Новую редакцию в 2011 г. приобрело также «Руководство Всемирного банка по закупкам товаров, работ и неконсультационных услуг заемщиками Всемирного банка по займам МБРР и кредитам и грантам МАР» [1; 5; 6].

Современные системы законодательства о публичных закупках, как правило, базируются на таких принципах прокьюремента, как:

- открытость и прозрачность процедур закупок, предусматривающие создание механизма получения общедоступной информации для всех участников системы закупок;

- ответственность участников и их подотчетность, предусматривающие соблюдение установленных правил и процедур закупок, при нарушении которых участники закупок несут ответственность, в том числе персональную, при этом контролирующие органы должны иметь доступ ко всем закупочным документам;

- конкурентность процедур закупок, заключающаяся в создании механизма состязательности при выборе поставщика, с которым заключается контракт, что позволяет снизить цену контракта, однако конкуренция не должна абсолютизироваться как принцип, поскольку к процедурам определения поставщика должны допускаться только те участники, которые удовлетворяют установленным заказчиком требованиям в части добросовестности, квалификации, надежности;

- справедливое и равное отношение ко всем

участникам закупки, предусматривающее установление единых правил проведения закупочных процедур для всех поставщиков, не допускающих изменения правил в ходе определения победителя и исполнения контракта, а также установления незаконных дискриминационных условий в отношении какого-либо поставщика или группы поставщиков. Однако в соответствии с законодательством могут быть установлены преференции в отношении определенных поставщиков, как правило, носящих социально-экономический характер (например, в российском законодательстве о закупках к таким группам поставщиков относятся экономические субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные и некоммерческие учреждения, организации инвалидов, предприятия и учреждения уголовно-исправительной системы наказаний). Если проанализировать тенденции развития международного законодательства, то можно отметить усиление ключевой задачи правового регулирования соотношения протекционистских мер, защиты отечественных производителей и мер интеграции, расширения международных рынков публичных закупок товаров, работ, услуг, снятия ограничительных инструментов, осуществления доступа потенциальных поставщиков независимо от места нахождения и происхождения капитала, формы собственности;

- эффективность закупочных процедур, под которой понимается достижение более высоких результатов при использовании заданных ресурсов, или для достижения заданного результата необходимо уменьшить количество используемых ресурсов для всех участников закупок - и для заказчиков, и для поставщиков;

- обоснованность закупки, т.е. заказчик должен приобретать только те товары, работы, услуги, которые ему действительно необходимы для выполнения его функций, позволяющие наилучшим способом удовлетворять государственные потребности, при этом не должна приобретаться продукция с излишними потребительскими свойствами, что никак не соответствует удовлетворению государственных нужд.

Следует отметить, что современные системы законодательства многих государств о публичных закупках основаны на указанных принципах. При этом в национальные законы о публичных закупках включаются и особые принципы, например в российском законодательстве о государственных закупках включены такие принципы, как профессионализм заказчика, единство контрактной системы, приоритетность приобретения инновационной и высокотехнологичной продукции.

6

вестник Российского университета кооперации. 2018. № 4(34)

Контрактная система закупок продукции для государственных нужд, регулируемая Федеральным законом «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», сформировала полноценную систему взаимосвязанных этапов закупочного цикла, представленного на рисунке [4].

Этапы закупочного цикла в контрактной системе государственных закупок

Совершенствование российского законодательства в сфере контрактной системы государственных закупок происходит на фоне двух противоречивых тенденций: с одной стороны, в условиях усиления геополитической напряженности в российское национальное законодательство вводятся инструменты протекционного характера, с другой стороны, интеграция национального законодательства в сфере государственных закупок происходит на фоне формирования соответствующих международных стандартов прокьюремента. Инструменты, направленные на создание защитного режима государственных закупок и их открытого доступа для интеграции в международный рынок

товаров, работ, услуг, представлены в таблице.

Для достижения наибольшего удовлетворения потребностей заинтересованных сторон должны быть решены три основные задачи: планирование потребностей заказчика под заданные ресурсы; проведение метода закупки, позволяющего определить поставщика, с которым заключается контракт, и эффективное использование ресурсов при поставке товаров, работ, услуг, позволяющее удовлетворить нужды заказчика.

Интеграция национальных систем предусматривает эффективное взаимодействие, гармонизацию и унификацию национальных законодательных систем. С учетом особенностей государственной экономической политики на уровне национальных законодательств принимаются нормативно-правовые акты, уточняющие и расширяющие базовые положения принятых международных документов в области государственных закупок, отражающих специфику той или иной системы закупок.

Таким образом, различия в национальных законодательствах ряда стран обусловлены проводимой государственной экономической политикой. Существенное значение имеет специфика системы управления, степень централизации экономики. Поскольку государственные закупки во всех странах являются важным инструментарием экономической политики, то правовое регулирование этой сферы нуждается в дальнейшем совершенствовании. Международным сообществом разработан эффективный механизм регулирования публичных, в том числе государственных, закупок, призванный гармонизировать национальные законодательства.

Список литературы

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от

Меры протекционизма и интеграции в государственных закупках

Протекционизм Интеграция международных рынков государственных закупок

Запреты на участие в государственных закупках иностранным компаниям Гармонизация и унификация законодательства

Ценовые преференции отечественным товаропроизводителям Стандартные и единые процедуры закупок

Требования создания рабочих мест и использования местной рабочей силы Прозрачность системы регулирования и осуществления закупок

Инвестиционные требования Антикоррупционный механизм

Преференции отдельным группам производителей (например предприятиям и организациям, относящимся к субъектам малого предпринимательства, организациям инвалидов и т.п.) Электронные процедуры закупок

Приоритет закупки национальной инновационной продукции Общественный контроль всех участников закупок

05.04.2013 г. № 44-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14, ст. 1652.

2. Борисова Е.В. Роль государственных закупок в формировании инновационной экономики России // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2015. № 2. С. 11-15.

3. Борисова Е.Р. Контрактная система государственных закупок как инструмент развития российской экономики // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 1 (23). С. 21-24.

4. Руководство Всемирного банка по закупкам товаров, работ и неконсультационных услуг заемщиками Всемирного банка по займам МБРР и кредитам и грантам МАР. URL: https:// siteresources.worldbank.org.

5. Соглашение по правительственным закупкам ВТО. URL: https://www.wto.org/english.

6. Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О публичных закупках». URL: http://www.uncitral.org/pdf.

References

1. O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov,

rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvenny'kh i municipaFnykh nuzhd: feder. zakon ot 05.04.2013 g. № 44-FZ // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 2013. № 14, st. 1652.

2. Borisova E.V. Rol gosudarstvenny'kh zakupok v formirovanii innovatsionnoj ekonomiki Rossii [The role of public procurement in the formation of the innovative economy of Russia] // Intellekt. Innovatsii. Investitsii. 2015. № 2. S. 11-15.

3. Borisova E.R. Kontraktnaya sistema gosudarstvennykh zakupok kak instrument razvitiya rossijskoj ekonomiki // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2016. № 1 (23). S. 21-24.

4. Rukovodstvo Vsemirnogo banka po zakupkam tovarov, rabot i nekonsultatsionnykh uslug zaemshchikami Vsemirnogo Banka po zajmam MBRR i kreditam i grantam MAR. URL: https:// siteresources.worldbank.org.

5. Soglashenie po pravitel'stvenny'm zakupkam VTO. URL: https://www.wto.org/english.

6. Tipovoj zakon YuNSITRAL «O publichnykh zakupkakh». URL: http://www.uncitral.org/pdf.

БОРИСОВА Елена Рафаиловна - доктор философских наук, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: elrafborisova@mail. ru.

BORISOVA, Elena Rafailovna - Doctor of Philosophy, Candidate of Science (Economics), Associate Professor, Professor of the Department of Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: elrafborisova@mail. ru.

УДК 338.26

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ОПОРНЫХ ЗОН РАЗВИТИЯ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.М. Воротников, Д.Д. Максимова, Б.А. Тарасов

Арктика для России является одним из приоритетных направлений развития страны. В августе 2017 г. было утверждено новое издание российской государственной программы по социально-экономическому развитию Арктики. В настоящее время это основной документ, касающийся развития арктических территорий России. Основная идея этого документа и будущего закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» заключается в создании опорных зон развития -комплексных проектов социально-экономического развития арктических территорий. Основой запланированных в госпрограмме проектов станут так называемые минерально-сырьевые центры, связанные транспортной инфраструктурой федерального и регионального значения. В центре развития Арктической зоны РФ располагается Северный морской путь, который будет магистралью, объединяющей российскую Арктику. Согласно государственной программе одним из основных инструментов развития Арктической зоны РФ станет государственно-частное партнерство. В статье рассмотрены основные планы территориального развития в Арктике и возможные механизмы государственно-частного партнерства, которые могут быть применены в этом регионе.

Ключевые слова: Арктика; Север; Арктическая зона Российской Федерации; Россия; опорные зоны развития; государственно-частное партнерство; Северный морской путь; социально-экономическое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.