Научная статья на тему 'Отличительные особенности организации государственных закупок с применением биржевых торгов в Республике Беларусь'

Отличительные особенности организации государственных закупок с применением биржевых торгов в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
903
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАКУПКА / ТОВАРНАЯ БИРЖА / БИРЖЕВОЙ ТОВАР / ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛОЩАДКА / ТОРГИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОЦЕДУРА / ПРОКЬЮРЕМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Верниковская Оксана Васильевна

Исследованы методологические основы организации государственных закупок на биржевых торгах. Проведению государственных закупок способствуют принципы прокьюремента: развитие добросовестной конкуренции, публичность, гласность, прозрачность закупок. Изучен мировой опыт развития государственных закупок, в том числе на биржевых торгах. Учитывая мировые тенденции развития электронной торговли, Беларусь активно подключается к этому процессу и максимально приближает проведение государственных закупок в электронном формате на основе свободной конкуренции. Рассмотрена роль открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» в проведении государственных закупок на электронной торговой площадке. Проанализирована национальная система правовых законодательных актов, регулирующих государственные закупки на биржевых торгах, выявлены особенности ее применения. Изучен механизм регулирования государственных закупок на электронных торговых площадках товарной биржи, выявлены проблемы его реализации, отражены современные подходы к его совершенствованию. Определена необходимость дальнейшей унификации национального законодательства в области государственных закупок в рамках ЕАЭС. В перспективе для более полной реализации принципов прокьюремента целесообразно осуществлять публикацию общего цикла закупочного процесса от долгосрочного плана закупок до информации об исполнении заключенного договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTINCTIVE FEATURES OF THE ORGANIZATION OF GOVERNMENT PROCUREMENT WITH APPLICATION OF THE EXCHANGE AUCTION IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Methodological bases of the organization of government procurement at the exchange auction are investigated. Carrying out government procurement is promoted by the principles of procurement: development of fair competition, publicity, publicity, transparency of purchases. International experience of development of government procurement, including at the exchange auction is studied. Considering global trends in development of electronic trading, Belarus is actively connected to this process and as much as possible brings closer carrying out government procurement in an electronic format on the basis of free competition. The role of "Belarusian Universal Commodity Exchange" open joint stock company in carrying out government procurement on electronic trading platform is considered. The national system of the legal acts regulating government procurement at the exchange auction is analysed, features of its application are revealed. The mechanism of regulation of government procurement on electronic trading platforms of commodity exchange is studied, problems of his realization are revealed, modern approaches to his improvement are reflected. Need of further standardization of the national legislation in the field of government procurement within Eurasian Economic Union is defined. In the long term for fuller realization of the principles of procurement it is expedient to carry out the publication of the general cycle of purchasing process from the long-term plan of purchases to information on performance of the signed contract.

Текст научной работы на тему «Отличительные особенности организации государственных закупок с применением биржевых торгов в Республике Беларусь»

УДК 351.824.5(476)

О. В. Верниковская

Белорусский государственный экономический университет

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК С ПРИМЕНЕНИЕМ БИРЖЕВЫХ ТОРГОВ

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Исследованы методологические основы организации государственных закупок на биржевых торгах. Проведению государственных закупок способствуют принципы прокьюремента: развитие добросовестной конкуренции, публичность, гласность, прозрачность закупок. Изучен мировой опыт развития государственных закупок, в том числе на биржевых торгах. Учитывая мировые тенденции развития электронной торговли, Беларусь активно подключается к этому процессу и максимально приближает проведение государственных закупок в электронном формате на основе свободной конкуренции.

Рассмотрена роль открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» в проведении государственных закупок на электронной торговой площадке. Проанализирована национальная система правовых законодательных актов, регулирующих государственные закупки на биржевых торгах, выявлены особенности ее применения. Изучен механизм регулирования государственных закупок на электронных торговых площадках товарной биржи, выявлены проблемы его реализации, отражены современные подходы к его совершенствованию.

Определена необходимость дальнейшей унификации национального законодательства в области государственных закупок в рамках ЕАЭС. В перспективе для более полной реализации принципов прокьюремента целесообразно осуществлять публикацию общего цикла закупочного процесса - от долгосрочного плана закупок до информации об исполнении заключенного договора.

Ключевые слова: государственная закупка, товарная биржа, биржевой товар, электронная площадка, торги, регулирование, процедура, прокьюремент.

O. V. Vernikovskaya

Belarusian State Economic University

DISTINCTIVE FEATURES OF THE ORGANIZATION OF GOVERNMENT PROCUREMENT WITH APPLICATION OF THE EXCHANGE AUCTION IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Methodological bases of the organization of government procurement at the exchange auction are investigated. Carrying out government procurement is promoted by the principles of procurement: development of fair competition, publicity, publicity, transparency of purchases. International experience of development of government procurement, including at the exchange auction is studied. Considering global trends in development of electronic trading, Belarus is actively connected to this process and as much as possible brings closer carrying out government procurement in an electronic format on the basis of free competition.

The role of "Belarusian Universal Commodity Exchange" open joint stock company in carrying out government procurement on electronic trading platform is considered. The national system of the legal acts regulating government procurement at the exchange auction is analysed, features of its application are revealed. The mechanism of regulation of government procurement on electronic trading platforms of commodity exchange is studied, problems of his realization are revealed, modern approaches to his improvement are reflected.

Need of further standardization of the national legislation in the field of government procurement within Eurasian Economic Union is defined. In the long term for fuller realization of the principles of procurement it is expedient to carry out the publication of the general cycle of purchasing process - from the long-term plan of purchases to information on performance of the signed contract.

Key words: government procurement, commodity exchange, exchange goods, electronic platform, auction, regulation, procedure, procurement.

Введение. Национальным законодательством в сфере регулирования государственных закупок среди прочих процедур впервые введена процедура закупки на биржевых торгах.

Биржевые торги как самостоятельный инструмент закупочной деятельности нашли место во всех системах закупки (непосредственно госзакупки, закупки в строительстве, за счет собст-

венных средств), за исключением госзакупок в сфере информатизации. За период функционирования ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» зарекомендовала себя как общепризнанный институт, деятельность которого регулируется Законом Республики Беларусь от 5 января 2009 г. № 10-З «О товарных биржах» и иными актами законодательства. С вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров, работ, услуг» (далее - Закон) и других законодательных документов биржевые торги при осуществлении госзакупок проводятся также в соответствии с отдельными положениями нового законодательства и имеют отличительные особенности в организации проведения процедуры.

Основная часть. Закупки, производимые правительствами и правительственными организациями, составляют во многих странах с рыночной экономикой значительную долю валового продукта (в среднем 15-30%), а в государствах с переходной экономикой их доля может достигать 50% [1]. Столь значительные объемы госзакупок позволяют рассматривать задачу обеспечения их эффективности в качестве первостепенной. Мировой опыт показывает, что основным способом решения этой задачи является организация госзакупок на основе свободной конкуренции.

Основные цели формирования системы госзакупок - наиболее полное удовлетворение общественных потребностей при минимальных затратах общественных средств, препятствие коррупции. Параллельно государство может решать и ряд других вопросов, например, о поддержке отечественных товаропроизводителей или некоторых их категорий.

Государственная закупка - приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств [2].

Основными принципами осуществления государственных закупок являются:

- эффективное расходование денежных средств;

- гласность и прозрачность процесса государственных закупок;

- возможность участия в государственных закупках юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей;

- развитие добросовестной конкуренции;

- обеспечение справедливого и беспристрастного отношения к потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям);

- оказание поддержки отечественным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в той

мере, в которой это не противоречит международным договорам Республики Беларусь;

- предотвращение коррупции в области государственных закупок.

Все эти принципы корреспондируются с принципами прокьюремента - совокупности практических методов и приемов, позволяющих максимально обеспечить интересы покупателя в товарах, работах и услугах при проведении закупочной кампании.

Государственное регулирование в области государственных закупок осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, уполномоченный государственный орган по государственным закупкам, иные государственные органы и другие государственные организации в пределах их компетенции.

Основными субъектами (участниками) системы госзакупок являются:

- заказчик, формирующий и размещающий госзаказ на поставку продукции, заключающий контракты и получающий продукцию;

- организатор, привлеченный заказчиком для осуществления части своих функций по организации и проведению процедуры государственной закупки;

- эксперты, привлекаемые в ходе организации и проведения процедуры государственной закупки для консультаций и (или) получения заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;

- лица, принимающие участие в процедуре государственной закупки в качестве потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя).

За период развития системы госзакупок значительно изменился действующий процесс размещения заказов. Изменения коснулись как возможных способов размещения заказов, так и процедур их размещения этими способами. В новом законодательстве исключен такой способ размещения заказа, как оформление конкурентного листа, и введены новые: электронный аукцион, биржевые торги.

Действующим законодательством Республики Беларусь о государственных закупках регламентировано применение следующих процедур: открытый конкурс; закрытый конкурс; электронный аукцион; процедура запроса ценовых предложений; процедура закупки из одного источника; биржевые торги. Последние в структуре применяемых процедур государственных закупок занимают 0,2-0,3% от общего количества сделок.

Рассмотрим более подробно вопрос государственных закупок посредством биржевых торгов, их особенности организации на электронной торговой площадке ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» (далее - биржа).

Товарная биржа представляет собой организацию с правами юридического лица, формирующую оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и определенное время по установленным ею правилам. Для биржи характерны регулярность торговли в строго определенном месте, унификация основных требований к качеству товара, условиям и срокам поставки, ведение торговли на основе встречных предложений покупателей и продавцов, заключение сделок с поставкой товара как со склада, так и в будущем. Несмотря на то, что сделки на биржах нередко имеют спекулятивный характер, установленные цены на товары достаточно объективно отражают их мировой уровень и часто служат основанием для установления цен во внебиржевой торговле. Большое значение биржи состоит в том, что она облегчает торговлю, так как здесь спрос и предложение стремятся уравновесить друг друга с наименьшими затратами труда и капитала.

Учитывая мировые тенденции развития электронной торговли, Беларусь активно подключается к этому процессу и максимально приближает проведение государственных закупок сугубо в электронном формате. Важную роль в этих процессах играет ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», которая в соответствии с решениями Правительства Республики Беларусь выполняет функции оператора электронной торговой площадки (ЭТИ) по проведению государственных закупок в электронном формате. В подтверждение этого выбора отметим, что услугами биржи пользуются почти 15 тыс. организаций, из которых более 3 тыс. нерезиденты из 56 стран мира. Она позволяет осуществлять эффективную закупочную и сбытовую деятельность как на территории нашей страны, так и за ее пределами.

В переводе процедур закупок на электронный формат специалисты биржи отмечают исключительно одни плюсы: сокращение затрат на переезды, подготовку пакетов документов в бумажном виде, их пересылку, ознакомление с ними; минимизация коррупционной составляющей, поскольку информация об участниках не распространяется от заинтересованных субъектов друг к другу; размещение информации о проведении торгов на едином сайте (www.icetrade.by) и сайте биржи (www.butb.by), что обеспечивает свободный доступ к информации всех участников процесса закупок. Однако скептики перевода госзакупок в электронный вариант указывают на то, что возможно проявление коррупции. Ими допускается, что договор может быть заключен не с победите-

лем, а с любым другим поставщиком. Специалисты товарной биржи этот риск исключают по той причине, что в открытом доступе публикуется заключенный договор, в котором указаны все подробности сделки. На официальном интернет-сайте госзакупок публикуется информация о заключенном договоре с указанием его суммы и количества товара. Таким образом, о проведенной процедуре закупки доступна практически любая информация: от объявления о закупке, ее проведении (включая решения комиссии заказчика на различных этапах с обязательным указанием причин, по которым тот либо иной участник не был допущен к торгам либо не выбран победителем) до публикации информации о заключенном договоре и сообщении о результате процедуры закупки [3].

Закон определяет биржевые торги как одну из конкурентных процедур госзакупок. Они осуществляются в отношении биржевых товаров - любые вещи, определяемые родовыми признаками, не изъятые из оборота, а также имущественные права, которые допущены товарной биржей к биржевой торговле в соответствии с законодательством [4]. При этом, согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь, вещами, определяемыми родовыми признаками, признаются вещи, обладающие признаками, присущими всем вещам того же рода, и определяющиеся числом, весом, мерой. Вещи, определяемые родовыми признаками, являются заменимыми. К биржевой торговле не допускаются товары, в отношении которых законодательством установлены фиксированные цены (тарифы), а также имущественные права на объекты интеллектуальной собственности. К наиболее типичным товарам, отвечающим рассмотренным выше признакам, относятся ме-талло- и лесопродукция, стройматериалы и т. п. Перечень биржевых товаров определен товарной биржей, а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778, включающим также работы и услуги (например, черные и цветные металлы и изделия из них, уголь, кокс, лесоматериалы, сельхозпродукция) [5]. Перечень товаров, допущенных к биржевой торговле, насчитывает более 3000 товарных позиций. Такой подход существовал и ранее в виде централизованной системы закупок отдельных групп товаров (металлопродукция, уголь, кокс и др.), закрепленной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2004 г. № 714 «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах». Отличием нынешней системы является то, что действующее законодательство о государственных закупках не предусматривает внебиржевых схем закупок указанных това-

ров [6]. Из перечня товаров, государственные закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», исключены позиции по закупке топлива древесного, масла, молока и сыров. При этом данный перечень дополнен позициями в части услуг по заготовке древесины [7]. Критерием отнесения закупаемых товаров (работ, услуг) в утвержденный перечень является код Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности». Разъяснения по применению ОКРБ в части отнесения предмета закупки к коду ОКРБ осуществляются научно-производственным республиканским унитарным предприятием «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации» [8]. Кроме определения предмета государственной закупки важным фактором выбора вида процедуры является ориентировочная стоимость годовой потребности в предмете государственной закупки, которая для биржевых торгов составляет от 1000 базовых величин и более.

Необходимо отметить, что организация государственных закупок на биржевых торгах регулируется законодательством о товарных биржах и с учетом отдельных положений Закона в отношении:

- составления годового плана государственных закупок и его размещения на официальном сайте (часть третья п. 1 и п. 2 ст. 18 Закона № 419-З);

- отдельных требований к составлению договора о государственной закупке и размещения сведений о его заключении на официальном сайте (часть вторая п. 1, п. 2, 3, 5 и 6 ст. 25 Закона № 419-З);

- составления справки о процедуре государственной закупки (ст. 29 Закона № 419-З);

- ведения дела о процедуре государственной закупки (ст. 30 Закона № 419-З);

- защиты прав и законных интересов лиц при проведении процедур государственных закупок и ответственности за нарушение законодательства о государственных закупках (ст. 52-58 Закона № 419-З).

Общий порядок организации биржевой торговли на товарных биржах закрепляет постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 1039 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О товарных биржах"», утвердившее Типовые правила биржевой торговли на товарных биржах. Товарные биржи в соответствии с указанными Типовыми правилами и иными актами законодательства утверждают собственные правила биржевой торговли [9].

Созданная биржей электронная информационная система позволяет участникам бирже -вой торговли в режиме реального времени с использованием удаленного доступа и электронной цифровой подписи обмениваться информацией и совершать биржевые сделки.

На ЭТП действует система электронного документооборота, поэтому одним из обязательных условий является использование электронной цифровой подписи (ЭЦП). Документы и иные сведения направляются в форме документов, подписанных ЭЦП лица, имеющего право действовать от имени соответствующего участника, заказчика (организатора).

В соответствии с подписанным 29 мая 2014 г. Договором о Евразийском экономическом союзе [10] в целях обеспечения национального режима между Республикой Беларусь и Российской Федерацией российским поставщикам (подрядчикам, исполнителям) предоставлена возможность участвовать в государственных закупках Республики Беларусь с использованием ключей ЭЦП, полученных в авторизованных российских удостоверяющих центрах. Участие иных нерезидентов Республики Беларусь возможно после получения ими ключей ЭЦП в Удостоверяющем центре «БУТБ» (www.ecp.by) в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Совместная работа Республики Беларусь и Российской Федерации по созданию так называемого национального режима - взаимного допуска поставщиков на рынки госзакупок -дала соответствующие результаты: по данным на конец 2015 г., на электронной торговой площадке биржи по госзакупкам были аккредитованы 372 компании-нерезидента, или 3% от всех аккредитованных организаций. В количественном отношении лидирует Россия -158 компаний, которая находится на 5-м месте по количеству поданных предложений (в первой тройке - Великобритания, Эстония и Латвия) и на 10-м по общей сумме заключенных договоров (первые три места занимают те же страны). Наибольший интерес российские компании проявляют к закупкам изделий медицинского назначения. Другие страны ЕАЭС представлены только одной компанией из Армении. Из Казахстана и Кыргызстана на ЭТП биржи не аккредитована ни одна организация. Полагаем, что в сложившейся ситуации определяющую роль сыграла логистическая составляющая -экономически неоправданные затраты на доставку. Вместе с тем сейчас ведется активная работа по обеспечению взаимного признания электронной цифровой подписи с Республикой Казахстан. К слову, механизм законодательного регулирования биржевых госзакупок в этой

стране во многом схож с соответствующим законодательством Республики Беларусь [11]. Начинается такая работа и с Республикой Армения. Действия правительств стран ЕАЭС нацелены на активизацию процессов взаимного участия в государственных закупках. Несмотря на то, что на электронной торговой площадке биржи по объемам заключенных договоров лидируют европейские компании, у партнеров Беларуси по ЕАЭС для диверсификации рынков за счет участия в белорусских госзакупках имеются все возможности [3].

Биржевые торги являются строго регламентированным процессом и регулируются локальными нормативными правовыми актами самой товарной биржи, обязательными для соблюдения всеми участниками биржевой торговли. В частности, Регламенты биржевых торгов по секциям биржи детально регламентируют весь процесс осуществления биржевой торговли с момента аккредитации участника биржевых торгов на товарной бирже и подачи им заявки на участие в биржевых торгах до момента окончания исполнения обязательств по биржевой сделке.

Торги на ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» проходят по четырем секциям: секция металлопродукции, секция лесопро-дукции, секция сельхозпродукции, секция промышленных и потребительских товаров. В каждой секции торги осуществляются в соответствии с Перечнем товаров, допущенных к биржевой торговле. Торги на бирже производятся по двум направлениям: на внутренний и внешний рынки. В свою очередь внешний рынок подразделяется на экспорт (товары страны происхождения Республики Беларусь) и импорт (товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь). Торги проводятся в строгом соответствии с Правилами биржевой торговли и Регламентами биржевых торгов по каждой из приведенных выше четырех секций. Торги продукцией проходят согласно расписанию торгов по группам товаров, выставляемых на торгах секций, ознакомиться с которыми можно в приблизительной номенклатуре товаров, размещенной на сайте товарной биржи.

Схема осуществления госзакупок на товарной бирже предусматривает ряд этапов. Для получения права на участие в биржевых торгах субъекту хозяйствования необходимо пройти аккредитацию на бирже (в качестве посетителя) либо заключить договор с биржевым брокером, поручив последнему совершение на биржевых торгах сделок в своих интересах. Данная процедура заканчивается заключением между товарной биржей и заявителем договора на биржевое обслуживание. При аккредитации бир-

жей выдаются каждому участнику биржевой торговли уникальные параметры доступа в торговую систему, которые идентифицируют данного участника при входе в торговую систему и совершении операций в ходе биржевых торгов.

Для участия в биржевых торгах продавцу или покупателю необходимо в сроки и в порядке, установленные Регламентом биржевых торгов по соответствующей секции, подать на биржу заявку соответственно на продажу или покупку биржевого товара. Сроки подачи заявок также различаются в зависимости от вида товара и направленности заявок (на продажу или на покупку). Для заявок на продажу они варьируются в промежутке от 1 до 5 рабочих дней до даты проведения биржевых торгов, для заявок на покупку - от 2 до 20 рабочих дней до даты проведения биржевых торгов. Для большинства регулярно торгуемых биржевых товаров средний срок подачи заявок как на продажу, так и на покупку составляет 2 рабочих дня до даты проведения биржевых торгов.

Заявки на продажу и покупку включаются в торговую систему анонимно - без указания информации о подавших их участниках. Все поступившие заявки публикуются в открытом доступе на сайте биржи. Таким образом, прозрачность используемой биржей системы заключения биржевых сделок обеспечивается посредством предварительной (до начала торгов) открытой публикации на сайте биржи информации о размещенных участниками заявках, в которых указываются все необходимые условия приобретения товара (стартовая цена, объем партии, условия оплаты, поставки и др.).

Биржевые торги проводятся преимущественно в электронной форме в информационной торговой системе биржи с автоматизированных рабочих мест, находящихся в торговых залах биржи, в том числе ее областных филиалов. При необходимости участники биржевой торговли вправе участвовать в торгах, не выходя из собственного офиса, - через Интернет с удаленным доступом, получив на сайте биржи программное обеспечение для участия в торгах. В последнее время большинство сделок совершается удаленно.

Торги на электронных торговых площадках товарной биржи проводятся в белорусских рублях с целью недопущения ограничения прав резидентов Республики Беларусь, для которых официальной денежной единицей является белорусский рубль [8].

Посетитель торгов (биржевой брокер), чья заявка на покупку включена в торговую систему, может принять участие в соответствующей торговой сессии (расписание проведения размещается на сайте биржи). Алгоритмы тор-

говой сессии также зависят от особенностей биржевых товаров, являющихся предметом биржевых торгов. Торговая сессия состоит из нескольких периодов.

В ходе предторгового периода, или периода открытия, трейдеры участников биржевой торговли с использованием электронной цифровой подписи или специальных параметров доступа регистрируются в торговой системе, могут корректировать отдельные параметры своих заявок, а также знакомиться с включенными в торговую систему заявками на продажу.

В период торгов трейдеры покупателей могут заключать биржевые сделки - приобретать биржевой товар. При несогласии с условиями заявки на продажу трейдер покупателя вправе подать продавцу встречную (альтернативную) заявку - предложение скорректировать некоторые условия заявки на продажу биржевого товара (например, его количество, цену, условия поставки и (или) оплаты).

При осуществлении трейдером в ходе торговой сессии действий по заключению биржевой сделки торговая система фиксирует факт заключения сделки, после чего контрагенты обязаны оформить ее путем подписания и регистрации биржевого договора в виде электронного документа в интерфейсе персонального раздела участника биржевой торговли. При этом электронный документ приравнивается к документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно, и имеет одинаковую с ним юридическую силу. Оригинал электронного документа существует только в электронном виде (часть первая ст. 19, часть первая ст. 22 Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»).

Для формирования биржевого договора может использоваться как рекомендуемая биржей, так и произвольная форма. Участник биржевых торгов обязан подписать биржевой договор электронной цифровой подписью не позднее трех рабочих дней со дня проведения торговой сессии.

В соответствии с п. 3 ст. 403 ГК, ст. 19 Закона Республики Беларусь от 5 января 2009 г. № 10-З «О товарных биржах» и Правилами биржевой торговли в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» биржевая сделка считается заключенной с момента регистрации товарной биржей. Подписанный биржевой договор регистрируется биржей в течение рабочего дня, следующего за днем подписания его последней из сторон, при условии подлинности подписей и соответствия договора сути зафиксированной в ходе торгов биржевой сделки.

На этапе исполнения биржевых договоров у участников биржевой торговли могут возникать вопросы, требующие решения компетентного органа. В таких случаях можно обращаться в арбитражную комиссию биржи за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Арбитражная комиссия - это постоянно действующий арбитражный орган, уполномоченный рассматривать споры, связанные с биржевыми сделками, заключенными на биржевых торгах биржи. При этом в биржевом договоре должна быть соответствующая арбитражная оговорка.

Правовой основой для деятельности арбитражной комиссии, кроме Закона Республики Беларусь от 5 января 2009 г. № 10-З «О товарных биржах», являются Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь и Конвенция Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.

Арбитражная комиссия не рассматривает споров, стороной которых являются биржа или ее работники [6].

Заключение. Современная экономика предъявляет достаточно жесткие требования к деятельности субъектов хозяйствования. В бизнесе, как и в жизни, выживает сильнейший, которым, как правило, является тот, кто способен осуществлять необходимые хозяйственные операции быстро, с минимальными затратами и максимальным экономическим эффектом. Все вышеперечисленное является актуальным и при проведении закупок. При осуществлении государственных закупок к изложенным выше требованиям добавляется конкурентность и прозрачность совершаемых операций. Именно поэтому в последнее время все большее число субъектов хозяйствования проявляют интерес к биржевому механизму закупок, в значительной степени отвечающему вышеперечисленным требованиям.

В рамках совместного сотрудничества страны-участницы Евразийского экономического союза идут по пути унификации порядка осуществления государственных закупок, в том числе биржевых, стараясь, тем не менее, сохранить и некоторые национальные особенности данного порядка, положительно зарекомендовавшие себя на практике. Решая отмеченные проблемы, государства в практике законотворчества реализуют основные принципы госзакупок - развитие добросовестной конкуренции, публичности, гласности, прозрачности закупок.

В перспективе для более полной реализации принципов прокьюремента целесообразно осу-

ществлять публикацию общего цикла закупочного процесса - от долгосрочного плана закупок до информации об исполнении заключенного договора. В частности, необходимо создавать систему, которая предполагала бы открытое размещение большего объема информации: от планирования госзакупок на несколько лет

вперед до публикации самого договора, а также детализированной документации об его исполнении с приведением цен, объемов и т. д. Именно это и является целью, к которой должно стремиться белорусское законодательство в сфере госзакупок на пути к единому рынку государственных закупок.

Литература

1. Верниковская О. В. Логистика государственных закупок: современные подходы к ее регулированию // Управление социально-экономическими системами: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Вологда, 2-3 февраля 2017 г.: в 2 т. / М-во образования и науки РФ; Вологод. гос. ун-т. Вологда, 2017. Т. 2. С. 234-237.

2. О государственных закупках товаров (работ, услуг): Закон Респ. Беларусь, 13 июля 2012 г., № 419-З [Электронный ресурс]. Минск, 2013. URL: http://www.pravo.by/document/?guid=38718p0=411200419 (дата обращения: 10.01.2013).

3. Пустав^ В. Как проходят электронные госзакупки в Беларуси? // Звязда [Электронный ресурс]. 2016. URL: http://www.pustavit@zviazda.by (дата обращения: 30.09.2017).

4. О товарных биржах: Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2009 г., № 10-З [Электронный ресурс]. Минск, 2009. URL: http://www.butb.by (дата обращения: 30.09.2017).

5. О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 22 авг. 2012 г., № 778 [Электронный ресурс]. Минск, 2013. URL: https//normativka.by/lib/dokument500169575 (дата обращения: 30.09.2017).

6. Тарасов Н. Б. Биржевые торги в системе закупок Республики Беларусь // Промышленно-торговое право. 2016. № 1. С. 52-54.

7. Госзакупки в Беларуси: уточнен ряд процедур [Электронный ресурс]. 2016. URL: http://www.belrynok.by/ru/page/news/2437 (дата обращения: 16.08.2016).

8. Порядок проведения процедур государственных закупок в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. 2016. URL: https//www.gb.by/prjamaja-linija/gosudarstvennoe-regulirovanie/poryadok-provedeniya-protsedur-gosudarst (дата обращения: 16.08.2016).

9. Правила биржевой торговли: постановление Правления ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», 22 нояб. 2005 г., № 3: с изм. и доп. по сост. на 5 мая 2017 г. [Электронный ресурс]. Минск, 2005. URL: http://www.butb.by (дата обращения: 30.09.2017).

10. О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе: Закон Респ. Беларусь, 9 окт. 2014 г. [Электронный ресурс]. Минск, 2014. URL: https//yandex.by/yandse-aradsearch? did=2186618 8text (дата обращения: 10.01.2017).

11. Задорожный И. Биржевые госзакупки в Республике Беларусь и странах Таможенного союза [Электронный ресурс]. 2016. URL: http://www.profmedia.by/pub/bnp/art/49067 (дата обращения: 01.10.2017).

References

1. Vernikovskaya O. V. [Logistika of government procurement: modern approaches to her regulation]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. "Upravleniye sotsial'no-ekonomi-cheskimi sistemami" [Materials of the International Scientific and Practical Conference "Management of social and economic systems"]: in 2 vol. Vologda, 2017, vol. 2, pp. 234-237 (In Russian).

2. O gosudarstvennykh zakupkakh tovarov (rabot, uslug): Zakon Resp. Belarus, 13 iyulya 2012 g., N419-Z [About government procurement of goods (works, services): Law of Republic Belarus, July 13, 2012, no. 419-Z]. Minsk, 2013. Available at: http//www.pravo.by/?guid=38718p0=411200419 (accessed 30.09.2017).

3. Pustavit V. How do there take place electronic state procurements in Belarus? Zvyazda [Zviazda], 2016. Available at: http://www.pustavit@zviazda.by (accessed 30.09.2017).

4. O tovarnykh birzhakh: Zakon Resp. Belarus, 5 yanvarya, N 10-Z [About commodity exchanges: Law of Republic Belarus, 5 January, 2009, no. 10-Z]. Minsk, 2009. Available at: http://www.butb.by (accessed 30.09.2017).

5. O nekotorykh merakh po realizatsii Zakona Resp. Belarus' "O gosudarstvennykh zakupkakh tovarov (rabot, uslug)": postanovleniye Soveta Ministrov Resp. Belarus, 22 avg. 2012 g., N 778 [About some measures for implementation of the Law of Republic of Belarus "About government procurement of goods

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(works, services)": resolution of Council of ministers of Republic Belarus, 22 Aug. 2012, no. 778]. Minsk, 2013. Available at: https//normativka.by/lib/dokument500169575 (accessed 30.09.2017).

6. Tarasov N. B. The exchange auction in the system of purchases of Republic of Belarus. Promyshlenno-torgovoye pravo [Industrial commercial law], 2016, no. 1, pp. 52-54 (In Russian).

7. Goszakupki v Belarusi: utochnen ryadprotsedur [State procurements in Belarus: a row procedures is specified], 2016. Available at: http://www.belrynok.by/ru/page/news/2437 (accessed 16.08.2016).

8. Poryadok provedeniya protsedur gosudarstvennykh zakupok v Respublike Belarus' [An order of holding procedures of government procurement in Republic of Belarus]. 2016. Available at: https://www.gb.by/prjamaja-linija/gosudarstvennoe-regulirovanie/poryadok-provedeniya-protsedur-gosudarst (accessed 16.08.2016).

9. Pravila birzhevoy torgovli: postanovleniye Pravleniya OAO "Belorusskaya universal'naya tovarnaya birzha", 22 noyab. 2005 g., N 3: s izm. i dop. po sost. na 5 maya 2017 g. [Rules of exchange trade: Resolution of Board of JSC Belarusian Universal Commodity Exchange, 22 nov. 2005, no. 3: with amendment and additional on date for May 5, 2017]. Minsk, 2005. Available at: http://www.butb.by (accessed 30.09.2017).

10. O ratifikatsii Dogovora o Evrasiyskom ekonomicheskom soyuze: Zakon Resp. Belarus, 9 okt. 2014 g. [About ratification of the Contract on the Eurasian Economic Union: Law of Republic Belarus, 9 Oct. 2014]. Minsk, 2014. Available at: https//yandex.by/yandse-aradsearch?did=21866188text (accessed 01.10.2017).

11. Zadorozhnyy I. Birzhevyye goszakupki v Respublike Belarus' i stranakh Tamozhennogo soyuza [Exchange state procurements in Republic of Belarus and the countries of the Customs union]. 2016. Available at: http://www.profmedia.by/pub/bnp/art/49067 (accessed 01.10.2017).

Информация об авторе

Верниковская Оксана Васильевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры логистики и ценовой политики. Белорусский государственный экономический университет (220070, г. Минск, пр-т. Партизанский, 26, Республика Беларусь). E-mail: red_ok@tut.by

Information about the author

Vernikovskaya Oksana Vasil'yevna - PhD (Economics), Associate Professor, Assistant Professor, the Department of logistics and price policy. Belarusian State Economic University (26, Partizanskiy Ave., Minsk, 220070, Republic of Belarus). E-mail: red_ok@tut.by

Поступила 03.10.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.