ЛИТЕРАТУРА
1. Кабушкин, Н. И. Менеджмент туризма: учебник / Н. И. Кабушкин. — Минск : Новое знание, 2004. — 408 с.
2. Лученок, С. А. Агротуризм: мировой опыт и развитие в Республике Беларусь / С. А. Лученок. — Минск: БГЭУ, 2008. — 198 с.
3. Информационный портал БУСЕЛ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.busel.org/texts/ cat3ai/ id5rwzyey. html. — Дата доступа: 10.01.14.
4. Менеджмент туризма. Туризм и отраслевые системы : учебник. — М. : Финансы и статистика. — 2001. - 272 с.
5. Министерство спорта и туризма. Беларусь туристическая [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mst. by/ru/ tourists-belarus. — Дата доступа 10.01.14.
6. О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь. Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006г № 272 [Электронный ресурс]. - 2012 . - Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=1/7647.htm- Дата доступа: 15.01.2014.
7. Статистический сборник: Туризм и туристичесские ресурсы Республики Беларусь, 2012 г. / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск, 2012. - 130 с.
8. Machattie, K. Delivering customer value through marketing / К. Machattie. — London : BPP Learning Media Ltd, 2009. - P. 4.
9. Kaczmarek, J. Produkt turystyczny albo jak organizowac poznawanie swiata : Podr^cznik. / J. Kaczmarek, A. Stasiak, B. Wlodarczyk. — Lodz : Uniwersytet Lodzki, 2002. — P. 14
10. Количество агроэкотуристов в Минской области за 2010-2012 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belta.by/ru/all_news/regions_627042.html. - Дата доступа: 15.01.2014.
УДК 338.5:339.172(476)
В. С. ОБУХОВИЧ, Г. В. ГУРИКОВА
СИСТЕМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ТОВАРНОМ БИРЖЕВОМ РЫНКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
(Поступила в редакцию 26.03.14)
В статье приведен анализ механизма ценообразования на товарной бирже в Республике Беларусь, специфика его нормативного регулирования, а также особенности его практического применения в деятельности ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа». Сделан вывод о необходимости структурных изменений в системе государственной поддержки товарной биржи. Практическая реализация полученных результатов и выводов позволит повысить уровень экономической эффективности сельскохозяйственных предприятий и создаст условия для продвижения товаров на рынке.
The article presents analysis of the mechanism of price formation at the commodity exchange in the Republic of Belarus, the specific character of its normative regulation, as well as peculiarities of its practical application in the activity of 'Bela-rusian universal commodity exchange '. We have made a conclusion about the necessity of structural changes in the system of state support of commodity exchange. Practical realization of obtained results and conclusions will help to increase the level of economic efficiency of agricultural enterprises and to create conditions for goods promotion at the market.
Введение
Цена является важнейшим индикатором состоятельности и устойчивости экономики. Ценообразование, как никакой другой инструмент, самым непосредственным образом влияет на эффективность хозяйственного и экономического механизмов. Поэтому ценообразование и цены - основные рычаги регулирования темпов социально-экономического развития [4].
В настоящее время ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» (далее БУТБ) - активный помощник государства в формировании организованного оптового товарного рынка, действенный инструмент стимулирования прозрачных экономических отношений, создания конкурентной среды и свободного ценообразования. Поэтому одна из главных задач любой биржи (и БУТБ в частности) -создать здоровую конкуренцию и определить диапазон справедливых цен на товары собственного производства и товары, импортируемые в страну [1].
Цены, формируемые на товарных биржах, наиболее полно отражают их рыночную сущность. Они являются прозрачными (открытыми), регулярно публикуются в средствах массовой информации. Поэтому они могут с полным основанием служить ориентиром для заключения сделок организациями во внебиржевой торговле.
Анализ источников
Общие вопросы ценообразования на биржевых торгах в достаточной степени регламентированы законодательством Республики Беларусь. Основным нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы ценообразования на биржевых торгах являются: Директива Президента Республики Беларусь
№ 4, в соответствии с которой были поставлены основные задачи в сфере ценообразования; Закон Республики Беларусь «О товарных биржах» и Правила биржевой торговли на товарных биржах, которые определяют механизм ценообразования на товарной бирже, позволяют управлять процессами регулирования и контроля за ценообразованием. Кроме того, теоретическим и методологическим аспектам создания и функционирования эффективной системы ценообразования на биржевом рынке посвящены работы многих ученых, среди них: О. И. Дегтярева, В. А. Галанов, А. И. Басов, И. А. Салимжанов, Г. Я. Резго и другие.
Методы исследования
В процессе исследования применялись: абстрактно-логический анализ, контекстуальный анализ, статистический, монографический, аналитический.
Основная часть
Реализация сельскохозяйственных товаров на товарной бирже производится по ценам, устанавливаемым по соглашению между участниками биржевой сделки, т. е. фактически свободно, если иное не предусмотрено законодательными актами. Поэтому исключения из установленного порядка биржевого ценообразования и, как следствие - ограничения механизма свободного формирования цены на биржевых торгах, могут быть установлены только законами Республики Беларусь.
Свободные цены формируются под воздействием стоимости производства и сбыта, спроса и предложения, объективно устанавливаемые на рынке в условиях конкуренции. Это исторически исходная базовая форма ценообразования, учитывающая законы рыночной экономики. Передовой зарубежный и уже имеющийся отечественный опыт свидетельствует, что наиболее объективный уровень цен на все виды сельскохозяйственной продукции определяется на рынке в результате действия законов спроса и предложения. Данные законы проявляют свои действия на товарной бирже [6].
Ценообразование на биржевых торгах носит свободный характер. В то же время законодательством предусмотрена возможность применения некоторых контрольных и регулирующих механизмов, например установления товарной биржей уровней цен товаров на биржевых торгах, а также применения инструмента ограничения уровня цен - ценового коридора. Порядок принятия мер, направленных на недопущение манипулирования ценами, а также порядок установления и применения ценового коридора определяются товарной биржей самостоятельно в соответствии с законодательством путем принятия соответствующих локальных нормативных правовых актов.
В настоящее время законодательные ограничения ценообразования на биржевых торгах сведены к минимуму. Указом Президента Республики Беларусь № 72 от 25 февраля 2011 г. «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» определен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями) в соответствии с законодательством.
В зависимости от направленности сделок, заключаемых на биржевых торгах (экспорт, импорт, сделки на внутреннем рынке), соответствующим государственным органам (организациям) предоставлено право устанавливать своими решениями цены (как фиксированные, так и предельные) на некоторые товары, относящиеся к биржевым (табл. 1).
Таблица 1. Перечень государственных органов (организаций), устанавливающих цены (тарифы) на некоторые товары, относящиеся к биржевым
Государственные органы (организации), осуществляющие регулирование цен Товары, которые могут быть отнесены к биржевым
Министерство архитектуры и строительства строительные материалы, изделия, конструкции, используемые при строительстве объектов
Министерство промышленности лом и отходы черных и цветных металлов
Министерство сельского хозяйства и продовольствия сельскохозяйственная продукция, закупаемая для государственных нужд
Министерство экономики товары юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь; социально значимые товары по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь
Белорусский государственный концерн по нефти и химии нефтепродукты, за исключением нефтепродуктов, реализуемых ЗАО «Белорусская нефтяная компания» по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь
Облисполкомы и Минский горисполком товары юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках - в случае не включения товаров в иные разделы настоящего перечня
В течение 2013 г. в условиях либерализации условий экономической деятельности система нормативных правовых актов, регулирующих вопросы ценообразования, подверглась существенному реформированию, в результате чего механизм ценообразования на товары в Республике Беларусь был значительно упрощен. Это явилось результатом признания утратившим силу постановления Министерства экономики № 52 от 5 марта 2008 г., которым были отменены предельные минимальные цены на отдельные виды экспортируемых товаров, производимых в Республике Беларусь. Кроме того, утратило силу и Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1091 от 10.07.1998 г., где содержался примерный перечень видов производимых в Республике Беларусь товаров, экспортируемых субъектами хозяйствования, независимо от форм собственности (включая товары для товарообменных операций). После предпринятых государством мер по либерализации условий ценообразования произошло «выравнивание» соответствующих механизмов на биржевом и внебиржевом товарных рынках [5].
Однако в результате этого биржевая торговля утратила одну из предусмотренных законодательством преференций, наличие которой стимулировало реализацию определенных групп товаров на экспорт на биржевых торгах. В сложившейся ситуации необходимо пересмотреть законодательство и предусмотреть структурные изменения государственной поддержки товарной биржи. Несмотря на некоторые ограничения, которые могут быть установлены в отношении цены, механизм биржевых торгов в БУТБ предоставляет широкие возможности как продавцам, так и покупателям для влияния на процесс ценообразования при совершении биржевых сделок. По своему содержанию биржевые торги подразделяются на следующие виды: с сохранением цены заявки; на повышение цены; на понижение цены; другие виды биржевых торгов. В ходе одной сессии могут сочетаться несколько их видов, но чаще всего торги проводятся на повышение и (или) на понижение цены товара исходя из направленности сделок, заключаемых на биржевых торгах [3].
Концентрируя спрос и предложение, товарные биржи выявляют реальные рыночные цены на товар. Достигается это путем котировки цен: на каждой бирже регистрируются сложившиеся в течение биржевого дня средние цены, служащие для предпринимателя ориентиром при заключении сделок как на бирже, так и за ее пределами [2]. На основании биржевых котировок можно рассчитать ценовой коридор для каждого товара, что также будет показывать тенденции изменения цены. Ценовой коридор показывает уровень минимальной и максимальной цены на биржевой товар и устанавливается биржей с учетом спроса и предложения на биржевые товары.
Биржевые котировки носят в первую очередь справочный характер. Однако в установленных законодательством случаях их применение субъектами хозяйствования при формировании цен на товары может носить и обязательный характер. Котировка может осуществляться как отдельно по каждому виду биржевого товара, так и по группам биржевых товаров. Биржевые котировки БУТБ отражают средневзвешенные цены на товары, реализованные на торговой площадке данной биржи. На бирже котируются цены только на важнейшие, постоянно выставляемые на биржевые торги, товары. При котировке цен биржа имеет право не учитывать отдельные значения цен продавцов, покупателей и биржевых сделок, совершенных под воздействием случайных ценообразующих факторов, в том числе являющихся следствием манипулирования ценами и не отражающих реальную конъюнктуру рынка [5].
Биржевые котировки рассчитываются по следующей формуле:
X ри х 1, _
j=^^
где у1 - стоимость ¿-го биржевого товара, реализованного за предшествующий очередным
> 1
торгам период, ден. единиц; ^ ^ - количество ¿-го биржевого товара, реализованного за предшест-
]=1
вующий очередным торгам период, физ. единиц.
Биржевые котировки отражают средневзвешенную цену >го биржевого товара, реализованного за предшествующий очередным биржевым торгам период (день, месяц), ден. ед./1 физ. ед. Так, для примера нами сделаны сравнительные расчеты средневзвешенных цен на основные экспортные сельскохозяйственные товары (табл. 2). Это связано с тем, что в рамках секции сельскохозяйственной продукции представлен большой ассортимент товаров и торги по одному виду продукции проводятся не ежедневно, а исходя из спроса и предложения на товар, количества заявок. Благодаря биржевым котировкам участники биржевой торговли получают необходимую информацию о том, что происходит на рынке.
Казеин технический Сухое обезжиренное молоко Сухое цельное молоко Сыр (50% жирности) Кожевенное сырье Свинина Говядина
Январь 7,85 3,98 3,92 5 2,51 2,96 -
Февраль 7,85 4,08 4,31 4,9 2,54 2,88 -
Март 7,80 4,44 4,41 4,86 2,68 2,38 3,51
Апрель 8,88 4,86 4,89 4,89 2,78 2,40 3,58
Май 9,10 4,72 4,88 4,85 2,73 2,57 3,42
Июнь 9,18 4,55 4,77 4,95 - 2,66 3,24
Июль 9,33 4,56 4,99 5,23 - 2,95 3,19
Август 9,82 4,84 5,27 5,39 - 3,10 3,43
Сентябрь 9,95 5 5,78 - - - 3,55
Октябрь 9,86 4,99 5,77 6,05 - - 3,56
Ноябрь 9,76 5,08 5,65 6,24 - - -
Декабрь - 5,27 5,78 6,36 - - -
Исходя из полученной информации участники биржевых торгов выбирают стратегию для торгов. Первоначально биржевые котировки выполняли лишь информационную функцию. В настоящее время, отражая направление движения биржевых котировок - вверх или вниз, они показывают тенденции, которые принимает биржевой рынок, и скорость развития цен. Накопление определенных данных о состоянии товарного рынка позволяет использовать их в качестве прогноза.
В 2011 г. наиболее активно казеин приобретался во II и III кварталах. Это обусловлено растущим спросом на данный товар. В связи с наметившейся тенденцией прошлого года производители увеличили объем производства казеина, однако рост предложения на технический казеин уже в I квартале вызвал снижение цен. В июле ситуация изменилась, неблагоприятные погодные условия привели к снижению объемов производства, которое обусловило рост цен. В 2013 г. спрос на технический казеин укрепился, что определило отсутствие резких изменений цены. Проанализировав ситуацию на экспортном рынке казеина, можно отметить, что для него характерно снижение цены в IV квартале относительно предыдущего квартала, что происходит ежегодно. Данная ситуация обусловлена традиционным снижением спроса на данный товар, особенно в декабре. Колебание цены во многом зависит от объема товара, выставленного на продажу, спроса и ситуации на мировом рынке.
Основными покупателями технического казеина являются компании из Германии, Польши, Литвы, Латвии и России. Лидерами по объему закупок традиционно являются Olam International Ltd, Kazeina Polska Sp. z. o.o. и Agrocomplex Sp. z. o.o. Так как секция сельхозпродукции в большей степени ориентирована на экспорт, то чтобы наиболее точно прогнозировать ситуацию на биржевом рынке, необходимо учитывать тенденции спроса и предложения на мировом рынке. Для повышения качественных параметров белорусского продовольствия, закрепляя сформировавшееся доверие зарубежных потребителей к национальным продовольственным брендам, необходимо пересмотреть ценовую стратегию и активно проводить агрессивную политику завоевания внешних рынков [8].
Заключение
Являясь специфической формой осуществления торговли, биржевая торговля обладает рядом присущих только ей особенностей в сфере ценообразования. Механизм ценообразования на биржевом рынке строится на следующих основных принципах: ценообразование носит свободный характер; законодательством предусмотрена возможность установления товарной биржей ценового коридора и принятия мер, направленных на недопущение манипулирования ценами; товарным биржам предоставлено право самостоятельного применения иных, не предусмотренных законодательством, регулирующих и контрольных механизмов.
До недавнего времени механизмы ценообразования на биржевом и внебиржевом сегментах товарного рынка существенно отличались между собой. Однако проведенная правовая либерализация в сфере ценообразования позволила в значительной степени уравнять данные механизмы, сгладив существенные различия между ними. Таким образом, ограничения в отношении формируемой на бирже цены сведены к минимуму, а процесс ценообразования стал носить более свободный характер. Отмена ограничений способствует тому, что участники биржевой торговли смогут самостоятельно устанавливать цены и реализовывать больше продукции и сырья. Что в свою очередь привлечет на биржу большое количество новых участников и позволит выровнять и сбалансировать торговые режимы в сфере агропродовольственной продукции со странами Единого экономического пространства, прежде всего с Россией как основным покупателем сельскохозяйственной продукции.
БУТБ предоставляет оптимальные условия ценообразования и является современным, удобным и надежным механизмом сбыта и приобретения товаров субъектами хозяйствования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова, И. Белорусская универсальная товарная биржа: «Мы созданы государством в целях совершенствования механизма торговли» / И. Александрова // Гомельские ведомости [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.butb.by/index.php?page=121. - Дата доступа: 01.04.2014.
2. Беседина, В. М. Ценообразование: учеб. пособ. / В. М. Беседина, Е. Е. Волкова.- М., 2006.- 141 с.
3. Войтов, Д. Закупки на площадках ОАО «Белорусской универсальной товарной бирже» / Д. Войтов // Тендер.-
2013.- № 38(667).- С. 16-19.
4. Гусаков, В. Система ценообразования и ценового регулирования АПК: анализ проблем и механизм совершенствования / В. Гусаков // Аграрная экономика.- 2012.- № 1.- С. 2-24.
5. Задорожный, И. Особенности ценообразования на товарных биржах / И. Задорожный // Главный экономист.-
2014.- № 1(67).- С. 29-38.
6. Сидорова, Е. Направления совершенствования системы формирования цен на продукцию ЛПК и АПК / Е. Сидорова // Аграрная экономика.- 2013.- № 7.- С. 40-48.
7. Ценообразование: учебник / И. К. Салимжанов [и др.]; под ред. И. К. Салимжанова.- М.: КНОРУС, 2008.- 304 с.
8. Шпак, А. Ценообразование в АПК: требование научно обоснованного и взвешенного подхода / А. Шпак // Аграрная экономика.- 2012.- № 7.- С. 10-14.
УДК 339.137.23:338.436.33
В. М. ЖУДРО
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОЙ КОНКУРЕНТНОЙ ЦЕНОВОЙ СРЕДЫ В АПК
(Поступила в редакцию 28.03.14)
В статье на основе изучения современной научной литературы и эмпирических исследований выявлены методические слабые стороны оценки эффективной конкурентной ценовой среды в АПК и обоснована необходимость комплексного применения гипотез эффективного (идеального) рынка (Effective Market Hypothesis, EMH) и фрактального рынка (Fractal Market Hypothesis, FMH). Доказана правомерность комплексного использования фактических линеаризируемых данных системы экономических показателей и непараметрической статистики для определения ценовых трендов развития бизнес-процессов в условиях роста факторов неопределенности внешней среды.
The article shows, on the basis of examination of modern scientific literature and empirical research, methodically weak sides of the estimation of efficient competitive price environment in agro-industrial complex and bases the necessity of complex application of Effective Market Hypothesis and Fractal Market Hypothesis. We have proven the relevancy of complex use of actual linearized data about the system of economic indicators and non-parametric statistics for the determination of price trends in the development of business processes in conditions of growing instability of external environment.
Введение
В условиях эффективной конкурентной ценовой среды процессы взаимодействия предложения и спроса цены на агропродовольственные товары по своему происхождению должны быть случайными событиями. Так как ни один товаропроизводитель сельскохозяйственной продукции не располагает рыночной властью оказывать на цены искажающее воздействие. Они должны формироваться на взаимовыгодной основе, принимать равновесное (оптимальное) значение и создавать организациям АПК потенциальные рыночные возможности разрабатывать маркетинговые стратегии устойчивого и конкурентоспособного развития своей экономики и применять эффективные инструменты по их реализации. Однако в реальной практике ученые, эксперты, специалисты АПК отмечают наличие монопольного положения со стороны предприятий третьей сферы АПК по отношению к сельскохозяйственным организациям.
Изложенное выше свидетельствует об ограниченности применения традиционных методов исследования цен на сельскохозяйственную продукцию и предполагает экономическое обоснование индикатора эффективной конкурентной ценовой среды на основе признания неоднородности их рыночного происхождения и разработки новых методов анализа рыночного поведения организаций АПК в целях обеспечения устойчивого развития агробизнеса.
Анализ источников
Теоретическими основами исследования послужили работы как отечественных, так и зарубежных экономистов в научных журналах, материалы конференций, электронные ресурсы, статистические данные [2, 4, 9, 10].