Научная статья на тему 'Тенденции развития конкурсной торговли на рынке угля'

Тенденции развития конкурсной торговли на рынке угля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
365
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ УГЛЕМ / СПОТОВЫЕ ПОСТАВКИ УГЛЯ / КОНКУРСНАЯ ТОРГОВЛЯ УГЛЕМ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев Ю. Н.

Организованные отраслевые рынки на определенном этапе развития формируют инфраструктуру, позволяющую наиболее эффективно осуществлять сделки по купле-продаже продукции, работ, услуг. К основным субъектам такой инфраструктуры относятся биржи, электронные торговые площадки и иные институты, осуществляющие функции организации конкурсной торговли. Рассмотрены вопросы, связанные с осуществлением мировой торговли углем на конкурентных принципах. Выделен ряд направлений реализации продукции ТЭК, в частности угля, с использованием инструментов конкурсной торговли. Представлена схема организации закупок посредством электронных торговых площадок. Приведены данные об объемах торговли углем на электронных торговых площадках РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития конкурсной торговли на рынке угля»

УДК 339.172

Ю.Н.ВАСИЛЬЕВ, канд. экон. наук, доцент, [email protected] Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург

Yu.N.VASILYUEV, PhD in ec., associate professor, yur_vas@mail. ru National Mineral Resources University (Mining University), Saint Petersburg

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНКУРСНОЙ ТОРГОВЛИ

НА РЫНКЕ УГЛЯ

Организованные отраслевые рынки на определенном этапе развития формируют инфраструктуру, позволяющую наиболее эффективно осуществлять сделки по купле-продаже продукции, работ, услуг. К основным субъектам такой инфраструктуры относятся биржи, электронные торговые площадки и иные институты, осуществляющие функции организации конкурсной торговли.

Рассмотрены вопросы, связанные с осуществлением мировой торговли углем на конкурентных принципах. Выделен ряд направлений реализации продукции ТЭК, в частности угля, с использованием инструментов конкурсной торговли. Представлена схема организации закупок посредством электронных торговых площадок. Приведены данные об объемах торговли углем на электронных торговых площадках РФ.

Ключевые слова: мировая торговля углем, спотовые поставки угля, конкурсная торговля углем, электронная торговая площадка.

THE TENDENCIES OF COMPETITIVE TRADE DEVELOPMENT

ON THE COAL MARKET

On the different stages of development organized sectorial markets form some infrastructure allowing to make such transactions as production, work and service sale and purchasing more efficient. Stock exchange companies, electronic trading facilities and some other institutes, performing functions of competitive trade arrangement, are the main subjects of this infrastructure.

The issues connected with the world coal trade practice on the base of the competitive principals are considered in the paper. Some ways of selling fuel and energy complex production are emphasized. Coal sale with policy tool of competitive trade implementation is one of them. The scheme of arranging purchasing with the help of electronic trading facilities is presented. The data of coal trade volume on the Russian electronic trade facilities are given.

Key words: world coal trade, spot coal deliveries, competitive coal trade, electronic trading facility.

Известно, что одним из принципиально новых ориентиров государственной энергетической политики является формирование в отраслях топливно-энергетического комплекса организованной и открытой системы торговли энергоресурсами. Основной целью государственной энергетической политики на долгосрочную перспективу должно стать формирование международных правовых,

экономических, финансовых, торговых стандартов и систем[4, с.27].

Годовой объем торговли каменным углем в мире составляет около 15 % объема его мирового производства. Тенденциями мировой торговли углем являются постоянный рост объемов торговли энергетическими углями, стабилизация объемов торговли коксующимися углями в течение длительно-

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Годы

Рис. 1. Динамика объемов международной торговли углем 1 - общий по всем видам углей; 2, 3 и 4 соответственно каменный энергетический, коксующийся и бурый

го времени и их увеличение в связи с развитием черной металлургии в развивающихся странах (рис.1) [3, с.36].

Международная торговля углем осуществляется в рамках долгосрочных контрактов и по спотовым поставкам, причем большая часть в рамках долгосрочных контрактов. Понятие спотовых контрактов охватывает в международной торговле углем практически все сделки, которые не предусматривают долгосрочных отношений. Спотовый контракт заключается на поставку одной партии товара, части или серии партий и может быть использован как мелкими поставщиками и покупателями, не строящими постоянных отношений, так и контрагентами, находящимися в долгосрочных отношениях.

В последние годы растет применение угольных спотовых контрактов, что обусловлено стремлением покупателей к гибкости в поставках в условиях неопределенности спроса, а также увеличением числа новых игроков на международном рынке торговли углем вследствие роста спроса на уголь со стороны электростанций в развивающихся и развитых странах. К спотовым контрактам относят и контракты, заключаемые по итогам проведения конкурсных процедур (торгов).

Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных

160

и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ устанавливает, что торгами являются исключительно конкурс и аукцион, в том числе в электронной форме. Под процедурами, которые проводятся без проведения торгов, понимается запрос ценовых котировок, закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах. Необходимо отметить, что закупка на товарных биржах отнесена к процедурам, производимым без проведения торгов. По нашему мнению, это не означает неконкурентности при реализации продукции на товарных биржах и такое выделение произведено в законе по причине проведения закупки не путем организации заказчиком специальной конкурсной процедуры, а путем покупки товара на специализированном оптовом рынке (бирже).

Существует ряд направлений реализации продукции ТЭК, и в частности угля, с использованием инструментов конкурсной торговли [2]: поставки для государственных и муниципальных нужд, для нужд естественных монополий, биржевые торги, поставки в государственный резерв, Северный завоз, обеспечение бесплатным (пайковым) углем.

Не вызывает сомнений актуальность внедрения конкурсных закупок угля в сферу топливообеспечения. Исследователями отмечается, что за счет внедрения конкурсных

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.205

Рис.2. Порядок обмена информацией при проведении электронного аукциона

закупок угля возможно широкое развитие альтернативных вариантов углеобеспечения в целях привлечения альтернативных по-ставщиков[1, с.100].

Организация конкурсной торговли углем путем организации открытых аукционов в электронной форме позволяет в значительной мере повысить эффективность топливоснабжения за счет оптимизации (минимизации) цены приобретаемого топлива. Кроме того, на этапах подачи документов для участия в аукционе, проводимом теплоэлектростанцией (ТЭС), угольная компания автоматически принимает все заявленные условия поставки, отражая интересы энерге-

тической компании. В дальнейшем эти условия поставки формируют положения соответствующего договора на поставку угольного топлива, что является дополнительной мерой по предотвращению со стороны ТЭС дискриминационных действий угольных компаний-поставщиков [1, с. 101].

При проведении аукциона в электронной форме посредником при осуществлении документооборота является электронная площадка, осуществляющая координационные функции, а также функции, близкие к регулирующим (рис.2).

Выделяют факторы, ограничивающие практическую ценность проведения аукцио-

Таблица 1

Мировые электронные площадки по купле-продаже угля

Торговая площадка Тип Характеристика

Global Coal ЭТП Наиболее успешная из подобных площадок. Основная цель - предоставление услуг по электронной торговле углем в режиме реального времени. Обслуживает Атлантический и Азиатско-Тихоокеанский регионы

Imixing.com Электронная биржа Обращение как угольных контрактов, так и контрактов на горное оборудование. Продажу угля на бирже осуществляют более 60 компаний

Arcoenergy.com Сайт Первый В2В-сайт, созданный для торговли углем. Функции мониторинга транспортировки купленного угля в любой точке мира

Kennecottdirect. com Сайт Обслуживание жилищно-коммунального хозяйства. Акцент электронной торговли на незначительных объемах продаж нереализованного угля

Oz-coal.com Сайт Предмет продажи - австралийский уголь. Основная функция предоставление покупателям информации о свободных объемах угля, а также угля, имеющего нестандартные качественные характеристики. Функции подбора и транспортировки угля, включая финансирование и страхование

Таблица 2

Объемы торгов углем для государственных нужд на некоторых российских электронных площадках

Организация Объем продаж угля, тыс. руб.

2011 9 мес. 2012 г.

ЗАО «Сбербанк-АСТ» 29471,7 285712,3

ОАО «Единая электронная торговая площадка» 91573,3 66060,2

РТС-тендер 78008,8 25241,1

Агентство по государственному заказу Республики Татарстан - 3209,9

ЗАО «ММВБ-Информационные технологии» 5500 -

Данные подсчитаны по материалам официальных сайтов.

нов на поставку угля для ТЭС России. К таким факторам относят следующие [1, с.101]:

• высокий уровень концентрации практически всех угольных рынков ТЭС, обусловленный низкой степенью взаимозаменяемости углей на конкретном котельном оборудовании и существующей структурой собственности угольных активов;

• различная территориальная удаленность угольных компаний от конкретной ТЭС и, следовательно, широкий диапазон варьирования транспортной составляющей в структуре цены франко - склад ТЭС;

• отсутствие на ТЭС технических возможностей по углесмешению.

Как субъекты рынка, осуществляющие посреднические функции при конкурсной торговле, на рынке угля также стали развиваться электронные торговые площадки (ЭТП), внебиржевые рынки производных финансовых инструментов и фьючерсных бирж. В основу ЭТП положена идея биржевой электронной торговли. В настоящее вре-

мя в мире функционирует ряд специализированных торговых площадок и Web-сайтов, осуществляющих электронную торговлю углем (табл.1).

В России в настоящее время функционирует более пятидесяти ЭТП, разделяемые на группы: федеральные, регионов России, муниципальных образований, коммерческие торгово-закупочные системы, системы электронных аукционов, ЭТП по реализации имущества. По нашим данным, в России отсутствуют специализированные площадки по продаже угля. Среди российских ЭТП особое место занимают пять федеральных торговых площадок, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 26.10.2009 г. № 428 в качестве площадок для проведения электронных аукционов государственными и муниципальными заказчиками.

Закупки угля для государственных нужд осуществляются в обязательном порядке на одной из указанных площадок (табл.2).

Электронные площадки, специализирующиеся на торговле углем, в настоящее время осуществляют следующие типы операций:

• обеспечение среды для торговли в реальном времени стандартизованными угольными контрактами;

• обеспечение среды для трансакций в случаях, когда качественная спецификация или условия поставки угля выходят за рамки стандартизованных контрактов;

• содействие производителям в процессе проведения конкурсной торговли;

• предложение информационной базы и других ресурсов по угольной отрасли.

В настоящее время развитие электронной торговли углем ограничивают следующие факторы[1, с.103]:

• неоднородность угля как товара;

• индивидуальные требования потребителей угля, обусловленные различием технологий его использования;

• отсутствие типового договора на поставку угля, обусловленное различием стратегий маркетинга и способов доставки угля потребителям.

Тем не менее преимущества электронной торговли углем неоспоримы [1, с.104]:

• оптимизация поставок угля (минимизация цены угля);

• быстрое осуществление торговых операций;

• улучшение организации информационных потоков;

• повышение эффективности интеграции закупочной деятельности с другими сферами управления.

Нужно отметить также, что в соответствии с Долгосрочной программой развития угольной промышленности России на период до 2030 г., организация биржевой торговли угольным топливом в РФ, наряду со стимулированием практики заключения долгосрочных контрактов на поставку угля и угольной продукции, является средством развития внутреннего рынка угольной продукции и укрепления позиций России на мировом рынке угля.

Во исполнение положений Долгосрочной программы Правительством РФ в августе 2012 г. утверждено распоряжение, вклю-

чающее уголь в перечень биржевых товаров, в отношении которых внебиржевые сделки, в том числе долгосрочные договоры поставки, подлежат обязательной регистрации товарной биржей. В связи с этим все производители угля, объемы реализации которых за 2011 г. составляют более 1 млн т угля, обязаны регистрировать все внебиржевые сделки с углем, который допущен к торгам российскими товарными биржами.

Развитый спотовый биржевой рынок позволит в будущем выделить марки угля, торговля которыми имеет наибольшую ликвидность, и организовать торговлю фьючерсными контрактами. Срочный рынок (рынок деривативов) даст возможность участникам прогнозировать цену угля на будущее, хеджировать свои риски и гарантирует выполнение обязательств контрагентами.

Выводы

В настоящее время торговля углем развивается как в части поставок по долгосрочным контрактам, так и в сфере спотовых поставок. Одним из способов заключения спо-тового контракта является проведение конкурсных процедур, в частности аукционов. Конкурсная торговля углем в последние годы развивается путем электронизации процедур и появления таких субъектов рынка, как электронные торговые площадки. Реализация продукции через ЭТП имеет определенные преимущества перед другими способами купли-продажи угля. На мировом рынке успешно функционирует ряд площадок, специализирующихся на торговле углем, в то время как в РФ через ЭТП уголь продается в основном для государственных нужд. В настоящее время также успешно осуществляется процесс организации биржевой торговли углем в РФ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешинский Р.Е. Новые энергетические компании на угольных рынках России. М., 2007, 243 с.

2. Васильев Ю.Н. Использование инструментов прокьюремента при реализации продукции топливно-энергетического комплекса. СПб, 2012. 148 с.

3. Уголь в экономике России / Под общ. ред. Г.Л.Краснянского. М., 2010. 383 с.

4. Череповицын А.Е. Концептуальные подходы к разработке инновационно-ориентированной стратегии развития нефтегазового комплекса. СПб, 2008. 198 с.

REFERENCES

1. Aleshinsky R.E. New energetical companies on Rssian coal markets. Moscow, 2007. 243 p.

2. Vasilyev Y.N. Using of procurement instruments for fuel-energetics complex products sales. Saint Petersburg, 2012. 148 p.

3. Coal in Russian economy / Ed. G.L.Krasnianskii. Moscow, 2010. 383 p.

4. Cherepovitsyn A.E. The conceptual approaches of working out innovative-focused strategy of oil and gas complex development. Saint Petersburg, 2008. 198 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.