Научная статья на тему 'Оценка инновационного потенциала видов экономической деятельности карачаевско-черкесской Республики и детерминанты формирования регионального инновационного центра'

Оценка инновационного потенциала видов экономической деятельности карачаевско-черкесской Республики и детерминанты формирования регионального инновационного центра Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИИ / ПОТЕНЦИАЛ / ИНФРАСТРУКТУРА / СИСТЕМА / МОДЕЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / ПРОИЗВОДСТВО / ВНЕДРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Битлев А.А.

В статье рассматривается методика оценки инновационного потенциала различных видов экономической деятельности Карачаево-Черкесской Республики в целях выявления наиболее рациональных организационных форм взаимодействия региональной власти и инновационных формирований. Предлагается прототип такой структуры региональный инновационный центр. Обозначаются его цели и задачи, сектора экономики и направления инновационной деятельности, которые подпадают под деятельность такого центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка инновационного потенциала видов экономической деятельности карачаевско-черкесской Республики и детерминанты формирования регионального инновационного центра»

УДК 330.341.1

оценка инновационного потенциала

видов экономической деятельности карачаево-черкесской республики и детерминанты формирования

регионального инновационного центра

А. А. -А. БИТЛЕВ,

соискатель кафедры экономики производства E-mail: kancerovr@mail. ru северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия

В статье рассматривается методика оценки инновационного потенциала различных видов экономической деятельности Карачаево-Черкесской Республики в целях выявления наиболее рациональных организационных форм взаимодействия региональной власти и инновационных формирований. Предлагается прототип такой структуры — региональный инновационный центр. Обозначаются его цели и задачи, сектора экономики и направления инновационной деятельности, которые подпадают под деятельность такого центра.

Ключевые слова: экономика, вид экономической деятельности, инновации, потенциал, инфраструктура, система, модель, управление инновациями, производство, внедрение.

Два года назад при создании Северо-Кавказского федерального округа Президент России Д. А. Медведев особо отметил, что имеющиеся социально-политические проблемы Северного Кавказа — такие как безработица, преступность на экономической почве, клановость, взяточничество — не решить только правоохранительными средствами. Необходима прежде всего экономическая модернизация [11]. Обладая обширной территорией, колоссальными природными богатствами, научным, научно-техническим и производственным потенциалом, можно и нужно поднять экономику СевероКавказского региона на достойный уровень. Вопрос

в том, что необходимо по-хозяйски распорядиться имеющимся потенциалом, вписать Северный Кавказ в рамки инновационной экономики. В дальнейшем Президент России неоднократно возвращался к проблемам инновационного развития региона, как, например, во время совещания в Ростове-на-Дону с представителями средств массовой информации Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, прошедшего 21 ноября 2011 г. [5].

Об этом свидетельствует разработка федеральной целевой программы по развитию Северного Кавказа до 2025 года [12]. С 2012 г. она должна заменить три предыдущие ключевые ФЦП: «Юг России», программы по развитию Чечни и Ингушетии. Согласно проекту новой ФЦП, обнародованному на сайте Минрегиона России, на ее исполнение должно быть выделено 5,5 трлн руб. (первоначально намечалась сумма в 3,9 трлн руб.), в том числе из федерального бюджета 2,7 трлн руб, из бюджета субъектов РФ — 195,2 млрд руб, из внебюджетных источников — 1,09 трлн руб. Причем в начале суммарный годовой объем расходов по СКФО составит 64,6 млрд руб., а при завершении программы в 2015 г. — 427,8 млрд руб.

Однако выделенные средства — это еще не инновации в действии, ведь много хороших идей было загублено ненадлежащим исполнением. Действительно, согласно данным Счетной палаты РФ за

2010 г. [7], налицо факт проблемной и не реальной к взысканию дебиторской задолженности (возможна потеря бюджетных средств) в сумме 664,6 млн руб., в том числе в Республике Дагестан — 405,2 млн руб., в Карачаево-Черкесской Республике — 196,6 млн руб., в Ставропольском крае — 62,2 млн руб. Если давать оценку по СКФО в целом, то почти треть бюджетных средств была потрачена с теми или иными нарушениями [9]. А могло ли быть иначе, если органы внешнего финансового контроля в большинстве городских округов (в том числе в республиканских, краевых, областных центрах) просто отсутствовали? Очевидно, тот факт, что такие органы сейчас повсеместно создаются, будет активным фактором улучшения инвестиционного климата и инновационного развития региона. Работать по-другому станет теперь невыгодно.

В ноябре 2011 г. председатель Счетной палаты РФ С. В. Степашин провел в Ставрополе совещание по вопросам обеспечения контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, выделяемых субъектам СКФО. Он особо обратил внимание участников совещания на то, что для перехода на инновационный социально ориентированный путь развития необходимо сформировать эффективный и действенный институт местного самоуправления, а вместе с ним и институт органов внешнего финансового контроля на муниципальном уровне. Потенциал региона чрезвычайно серьезный, и не только в сфере АПК, но и в промышленности, торгово-экономической сфере, причем для успешной реализации этого потенциала пришло время менять налоговую политику [6, 7].

Проблема инновационного развития регионов Российской Федерации во многом связана с адекватной оценкой инновационного потенциала региона. Анализируя имеющиеся в настоящее время методические подходы [1—4, 9, 12, 13], по мнению автора, следует считать наиболее адекватной оценку инновационного потенциала региона по трем направлениям.

Во-первых, количественный аспект оценки инновационного потенциала региона представляет собой анализ состояния и динамику показателей, которые характеризуют такие составляющие инновационного потенциала, как кадровый потенциал, материально-техническое состояние инновационной деятельности, финансовый аспект потенциала региона и ряд других аспектов, которые относятся к внутренней среде инновационного потенциала.

Методика анализа количественной составляющей инновационного потенциала региона заключается в детальном подходе к оценке показателей, которые характеризуют состояние и перспективы таких элементов, как кадровый потенциал экономики региона, уровень развития предпринимательской деятельности, финансово-экономическая сфера, состояние и перспективы научно-технической сферы экономики региона.

Во-вторых, факторы косвенного влияния на состояние и перспективы использования инновационного потенциала региона включают внешние по отношению к экономике региона факторы. К ним относятся такие элементы, как состояние рыночной экономики в регионе, наличие и перспективы развития рынка инновационных продуктов, состояние и перспективы финансовой поддержки инновационной деятельности со стороны федеральных и региональных органов власти. Оценку косвенных факторов состояния инновационного потенциала экономики региона целесообразно осуществить путем анализа влияния факторов внешней среды. Поэтому в данном случае правомерно использование методики SWOT-анализа, которая позволяет выявить внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие инновационного потенциала, а также рассмотреть их с системной точки зрения по отношению к видам экономической деятельности (ВЭД) в регионе. В качестве критериев оценки в данном случае можно использовать финансовые результаты деятельности тех или иных ВЭД, а также их инновационный потенциал (рис. 1).

В-третьих, качественная составляющая оценки инновационного потенциала региона предназначена для анализа таких характеристик инновационного потенциала, которые нельзя определить количественно. Например, степень соответствия направления развития инновационного потенциала общей программе экономического развития региона, влияние программ инновационного развития на достижение целей социально-экономического развития региона, состояние и влияние инновационной инфраструктуры на достижение долгосрочных социальных целей развития региона.

Оценка инновационного потенциала Карачаево-Черкесской Республики по вышеназванным составляющим представлена в таблице.

Также оправданно, по мнению ряда российских экспертов, использование методики Бостонской консалтинговой группы (Boston Consulting

Рис. 1. Схема оценки инновационного потенциала региона

Оценка потенциала основных видов экономической деятельности Карачаево-Черкесской Республики

Оценка потенциала

№ Вид экономической деятельности развития

п/п Балл оценки Уровень

1 Туристско-рекреационный комплекс 8 Высокий

2 Сельское хозяйство 6 Высокий

3 Пищевая и перерабатывающая промышленность 6 Высокий

4 Машиностроение —3 Низкий

5 Химическая промышленность 2 Низкий

6 Лесная и деревообрабатывающая промышленность 7 Высокий

7 Легкая промышленность 3 Низкий

8 Образование 3 Низкий

9 Здравоохранение 1 Низкий

10 Культура 9 Высокий

Общая оценка потенциала развития ВЭД... 4 Средний

Group — BCG) [15], которая позволяет достаточно наглядно представить состояние и перспективы любой компании с помощью матрицы «рост/доля». В свое время бостонская матрица стала символом эры стратегического планирования, благодаря ее использованию выросло целое поколение креативных руководителей. Гипотеза, положенная в основу матрицы, заключается в том, что компании с большей рыночной долей в быстрорастущих отраслях более прибыльны. Таким образом, указанная матрица характеризует относительную привлекательность компании в пределах вида экономической деятельности по двум параметрам: относительной

рыночной доле и темпу развития вида экономической деятельности [15]. Каждая компания, работающая в определенном виде экономической деятельности, размещается в одном из четырех квадрантов (рис. 2).

Из рис. 2 видно, что компании, являющиеся привлекательными для развития, покупки или вложения капитала, находятся в верхнем правом квадранте, или квадранте «звезд» (значительная рыночная доля и стремительный рост). От этих компаний можно ждать процветания, ведь они уже играют доминирующую роль на рынке с высоким темпом роста. И наоборот, компании, которые нужно продать или закрыть, расположены в нижнем левом квадранте, или квадранте «собак» (малая рыночная доля и низкие темпы роста). Это слабые и относительно небольшие компании, существующие на стагнирующих рынках.

В нижнем правом квадранте находятся компании — «дойные коровы», руково -дить которыми (из-за низких темпов роста и значительной рыночной доли) нужно так, чтобы максимально использовать их потенциал («выдаивать» из них как можно большую прибыль). Сегодня такие компании стоят дорого. И, наконец, компании в верхнем левом квадранте — неслучайно они обозначены знаком вопроса, ведь их будущее является неопределенным из-за своей незначительной относительной рыночной доли. Где гарантия, что они станут привлекательными через какое-то время (даже притом, что действуют на стремительно развивающемся рынке)? Небольшой размер доли рынка может стать причиной уязвимости таких компаний.

Неслучайно о бостонской матрице вспомнили именно сегодня. Так, в условиях Карачаево-Черкесии

Высокий

Темп развития отрасли

Низкий

Малая Большая

доля рынка

Источник: [16].

Рис. 2. Бостонская матрица «рост/доля»

применение матрицы является крайне актуальным. С точки зрения бизнеса матрица обладает характеристиками любой хорошей модели — она проста, доступна и полезна. К тому же матрица универсальна, ее можно использовать при сегментации рынков или при обсуждении проблем жизненного цикла конкретного товара, наблюдая за его перемещением из квадранта «знак вопроса» к «звездам», затем к «дойным коровам» и, в конце концов, к квадранту «собак» (при устаревании товара).

Но не следует забывать, что у бостонской матрицы есть и некоторые слабые стороны. Оценивать эффективность компании по двум параметрам легко, но потенциально опасно, если это единственные показатели. Панацеи от всех бед никто еще не придумал. Будучи продуктом своего времени, матрица предлагала слишком упрощенный взгляд на мир, где значение имеют только рост и прибыльность. В настоящее время, как известно, необходим переход на инновационный социально ориентированный тип развития.

Оценка инновационного потенциала экономики региона позволяет выявить наиболее рациональные направления формирования инновационной инфраструктуры региона. Это дает возможность не только развивать инновационную деятельность в экономике региона, но и позволяет положительно влиять на инновационный потенциал, а через него и на экономическое развитие региона.

Инновационная политика региона заключается в создании условий для развития инновационного

предпринимательства в наиболее перспективных направлениях, характерных для экономики региона, создании инновационной инфраструктуры для реализации инновационных программ в рамках региона, достижения необходимого уровня квалификации работников инновационной сферы.

Формируемая в соответствии с инновационным потенциалом инновационная политика экономического развития должна включать следующие основные положения:

1) выявление наиболее перспективных направлений развития региона в инновационном отношении, их сопряжение со всеми программами экономического и социального развития субъекта Федерации;

2) разработка программы формирования инновационной инфраструктуры региона, связанной с общей стратегией инновационного развития и региональными программами социально-экономического развития;

3) создание комплексной программы инновационного развития региона, включающей весь спектр ВЭД;

4) создание или коррекция программы социально-экономического развития региона с учетом программ инновационного развития, а также состояния и перспектив развития инновационной инфраструктуры региона;

5) формулирование наиболее приоритетных направлений инновационной деятельности в рамках экономики региона в целях создания условий разработки и коммерциализации результатов научных исследований в этих направлениях;

6) обеспечение процесса инновационного развития финансовыми, материально-техническими, организационными, административными и другими ресурсами в зависимости от наличного инновационного потенциала;

7) вовлечение экономики региона в реализацию федеральных программ инновационного развития.

Приоритеты развития региональной экономики определяются при выработке инновационной политики региона. Эти приоритеты в дальнейшем выступают основой формирования приоритетных направлений деятельности инновационных образований. При выработке приоритетных направлений инновационного развития региона важным является сочетание инновационной и инвестиционной деятельности, которые, будучи направленными в

единое русло, способствуют более рациональному использованию финансовых ресурсов региона и финансированию как инновационных, так и инвестиционных проектов, которые помогают достигать одних и тех же целей развития региональной экономики.

Такое взаимодействие инновационной и инвестиционной деятельности наиболее перспективно в рамках инновационной стратегии регионального развития. Разработка такой стратегии позволяет достичь суммы целей и решить наиболее приоритетные задачи, которые возникают на различных уровнях управления экономической деятельностью. Например, подобная стратегия, естественно учитывая цели, стоящие на уровне региональной экономики, включает также и цели отдельных экономических субъектов, т. е. цели, характерные для микроэкономики [11, 12, 13]. Формирование региональных инновационных стратегий осуществляется в зависимости от инновационного потенциала региона, от долгосрочных целей регионального развития. С точки зрения формирования такой стратегии Карачаево-Черкесская Республика, как и большинство регионов Северо-Кавказского федерального округа, должна использовать мобилизационную стратегию. Именно она позволит использовать в полном объеме имеющийся в регионе потенциал инновационного развития.

Однако создание стратегии инновационного развития должно сопровождаться реальным комплексом стимулирующих воздействий со стороны региональных и федеральных органов власти, ведь только в этом случае инновационное предпринимательство может получить реальную поддержку, а разработанная стратегия реализована в достаточно определенные сроки.

Под системой стимулирования инновационного развития, по мнению автора, следует понимать четыре направления поддержки, а именно: финансовая, организационная, материальная и информационная поддержка реализации инновационной стратегии.

Инновационные стратегии развития региональной экономики реализуются в виде программ инновационного развития, которые могут иметь различные характеристики. В зависимости от этого выделяются следующие типы инновационных программ [2, 12, 13]:

• программа взаимодействия учреждений образования и науки с промышленными компаниями,

которое осуществляется путем формирования специальных научно-промышленных проектов. В таких проектах участвуют как учреждения науки и образования, так и промышленные фирмы на заранее оговоренных условиях. Как только проект реализуется, взаимодействие по данному направлению прекращается;

• создание особых управленческих структур, которые функционируют в соответствии с программой инновационного развития региона. Целью структуры является не только реализация программы или стратегии, но и осуществление организационных функций по взаимодействию инновационных структур, представленных в регионе;

• обширные программы по содействию инновационному предпринимательству преследуют цель создания благоприятных условий для финансирования всех этапов инновационного процесса;

• целевые программы и гранты на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по ВЭД региона;

• целевые программы по развитию отдельных видов инфраструктурных образований или инновационных центров;

• программы трансфера технологий в различных ВЭД, которые также могут реализовываться в нескольких регионах, расположенных приблизительно в одинаковых условиях и характеризующихся приблизительно одинаковой специализацией.

Вместе с тем практическая реализация каких бы то ни было программ по инновационному развитию экономики региона возможна только в особой, соответствующей этим программам среде, которую принято называть инфраструктурой инновационного предпринимательства. Создание и развитие такой инфраструктуры позволяет эффективно использовать все интеллектуальные, сырьевые, производственные, трудовые и финансово-материальные ресурсы, которые есть в регионе, а также улучшить в конечном итоге социально-экономическое положение региона (рис. 3).

Таким образом, реализация стратегии мобилизации ресурсов региона для инновационного развития может найти свое отражение в комплексной программе развития инновационного предпринимательства и инновационной инфраструктуры. Такая программа должна предусматривать системную

Организационное обеспечение Нормативно-правовое Экономическое стимулирование

\ /

Инновационный

потенциал.

Интеллектуальный

потенциал.

Информационный

потенциал

/ \

ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Новая технология, рабочие места, новые современные производства, развитие налоговой базы за счет появления новых налогоплательщиков, развитие деловой активности, рост экономического и социального развития региона

Привлечение региональных властей

Привлечение инвесторов

Привлечение потенциальных производителей

Региональная инфраструктура

Рис. 3. Схема функционирования региональной структуры инновационного предпринимательства

поддержку инновационного бизнеса в наиболее важных направлениях.

В условиях Карачаево-Черкесской Республики наиболее актуальными направлениями поддержки инновационного предпринимательства являются финансирование инновационного развития деятельности инновационных фирм и их информационное обеспечение. Решение этих проблем возможно путем создания регионального центра инновационного развития, который сумел бы представить в своей структуре как интересы науки, так и интересы производства в целях успешного их взаимодействия и реализации в дальнейшем.

Создание такого инновационного центра позволит решить следующие проблемы:

1) всесторонне проанализировать инновационный потенциал региона и дать ему комплексную оценку;

2) сформировать наиболее адекватные инновационные программы по развитию ВЭД региона;

3) осуществлять координацию и взаимодействие научно-исследовательских учреждений и промышленных предприятий в рамках единой стратегии инновационного развития региона;

4) осуществлять широкомасштабную консультационную поддержку управленческих решений, принимаемых региональными органами власти по проблемам экономического развития.

Создание регионального центра инновационного развития позволит резко активизировать инновационную активность, задать конкретные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

направления научных исследований региональным научно-исследовательским организациям, будет способствовать более активной коммерциализации инновационных разработок, что позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, направляемые на инновационную деятельность.

В структуре такого центра должно быть значительное количество отделов, которые курировали бы разные направления инновационной деятельности.

Одним из таких подразделений должен быть инновационно-аналитический отдел, который будет способствовать более качественному информационному обеспечению субъектов инновационной деятельности, а также позволит взаимодействовать научно-исследовательским организациям региона с аналогичными организациями в масштабе нашей страны и за рубежом.

Функционально региональный центр инновационного развития является координирующим и управляющим органом, который осуществляет такие функции управления инновационным процессом, как планирование инновационной деятельности, координацию функционирования различных структур, вовлеченных в инновационную деятельность, контроль за функционированием инновационных структур в части реализации приоритетных направлений развития региональной экономики.

Создание регионального центра инновационного развития позволит наилучшим образом реализовать функции управления инновационным предпринимательством на региональном уровне. Деятельность центра должна реализовываться в нескольких взаимосвязанных и взаимообусловленных направлениях:

• во-первых, создание и функционирование региональной комплексной программы по стимулированию инновационной деятельности за счет стимулирования как самих инновационных предприятий, так и научно-исследовательских учреждений, их активное вовлечение в региональный инновационный процесс. Методы стимулирования достаточно разнообразны

и включают следующие элементы: прямое материально-техническое стимулирование, поддержка инновационных структур за счет частичного или полного освобождения их от уплаты региональных налогов, обеспечение кадровой поддержки инновационного образования за счет вовлечения в инновационный процесс научно-исследовательских учреждений и учреждений высшего профессионального образования;

• во-вторых, непосредственная финансовая поддержка инновационных структур за счет бюджетных средств региона, финансирование по определенным программам и проектам, а также за счет внебюджетных средств. Также региональный центр инновационного развития при тесном сотрудничестве с правительством субъекта СКФО может стать инициатором создания целевых инновационных фондов, привлекать целевые кредиты коммерческих банков на условиях частичного или полного возмещения процентных выплат за счет средств регионального бюджета. Для этого необходимо создание в регионе специализированных венчурных фондов, имеющих целью финансирование инновационных программ. Венчурные фонды можно формировать зачет привлечения средств различных инвесторов при условии обеспечения льготного налогообложения средств, направляемых на инновационное развитие;

• в-третьих, прямое финансирование региональных инновационных программ, которые имеют значение для экономики всего региона или важное социальное значение для отдельных территорий или региональных ВЭД. Региональный центр инновационного развития может выступить с законодательной инициативой по введению особых условий льготного налогообложения банковских кредитов, используемых в инновационных проектах. Также возможно предоставление дотаций к процентным ставкам банковских кредитов, направляемых на кредитование инновационных проектов;

• в-четвертых, одним из важнейших инструментов стимулирования инновационной деятельности является ускоренная амортизация. Применение этого инструмента, как правило, приводит к уменьшению размера налогооблагаемой прибыли. Однако в случае с иннова-

ционным образованием такой мерой удается увеличить возможности инновационной структуры к использованию собственных средств на научные исследования и разработки. С другой стороны, ускоренная амортизация позволяет проводить более быстрое обновление основных фондов. Это особенно важно для таких инновационных структур, как центры коллективного доступа.

Важным элементом формирования комплексной программы стимулирования инновационной деятельности является и своевременное финансирование инновационных проектов в зависимости от этапа разработки и тщательный контроль за расходованием выделяемых средств. Это даст возможность более рационально распоряжаться финансовыми ресурсами в отношении инновационных структур.

Список литературы

1. Аджикова А. С. Стратегии развития традиционных видов хозяйственной деятельности в Карачаево-Черкесии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 11. С. 38—43.

2. АмосенокЭ. П., БажановВ. А. Методические подходы к анализу и оценке инновационного потенциала регионов // Регион: Экономика и Социология. 2008. № 4. С. 186—202.

3. Амосенок Э. П., Бажанов В. А. Интегральная оценка инновационного потенциала регионов России // Регион: Экономика и Социология. 2006. № 2. С. 134—145.

4. БаклановаЮ. О. Управление инновационным потенциалом в регионах России // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 19. С. 94—98.

5. Встреча Президента России Д. А. Медведева с журналистами Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, г. Ростов-на-Дону, 21.11.2011. URL: М1р://президент. рф/transcripts/13609.

6. Дмитриева М. Развитие Кавказа — приоритетный проект // Финансовый контроль. 2012. № 1. С. 36—39.

7. Дианова А. Форпост России на Кавказе станет самодостаточным // Финансовый контроль. 2012. № 1. С. 68—72.

8. Комплексная оценка эффективности сбалансированности использования государственных ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО):

аналитический доклад // Счетная палата Российской Федерации. URL: http://www. ach. gov. ru/ru.

9. Матвеева Л. Г. Оценка и прогнозирование развития инновационного потенциала в регионе: методология, инструментарий // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2006. Т. 59. № 4. С. 92—99.

10. Счетная палата РФ: процесс позитивных преобразований на территории СКФО идет крайне медленно // ИА «ФК-Новости». URL: http://www. fcinfo. ru/themes/basic/materials-document. asp?fold er=3760&matID=271910.

11. Указ Президента РФ от 19.01.2010 № 82 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2010. № 10. 21.01.2010. URL: http://kremlin. ru.

12. Френкель А. А., Сергиенко Я. В., Райская Н. Н., Лобзова А. Ф. и др. Инвестиционный потенциал инновационной активности в регионах России // Экономическая наука современной России. 2006. № 2. С. 49—61.

13. Хрусталёв Е. Ю., Боташова А. С. Роль экологического туризма в развитии экономики региона (на примере Карачаево-Черкесской Республики) // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 28. С. 31—38.

14. Хрусталёв Е. Ю., Боташова А. С. Стратегия развития дотационного региона (на примере Карачаево-Черкесской Республики) // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 34. С. 9—18.

15. Федеральные целевые программы России: официальный сайт // Минэкономразвития России. Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений. URL: http://fcp. economy. gov. ru/cgi-bin/cis/fcp. cgi/Fcp/Title.

16. URL: http://www. bcg. com.

17. URL: http://b-matrica. narod. ru/boston-matrica.

WWW.SMB-EXPO.RU

В рамках недели российского предпринимательства

Организатор

I ВСЕРОССИИСКИИ

ВЫСТАВОЧНЫЙ I ЦЕНТР

дни

МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА РОССИИ - 2012

15-18 мая Москва, ВВЦ, павильон 57

■ Федеральная выставка-ярмарка продукции лучших предприятий малого и среднего бизнеса

■ Экспозиция «Оборудование и услуги для предпринимательства»

■ Конкурсная программа: смотр «Лучший регион (субъект) Российской Федерации», конкурсы «Лучший инновационный проект», «Лучшая продукция, оборудование и услуги»

■ Презентационная сессия программ финансирования: консультации по «кредитному портфелю» для МСП от ведущих банков

■ Презентационная сессия СтартАп - проектов готовых к получению инвестиций

■ Биржа Деловых Контактов - коммуникационная площадка для поиска партнерских контактов, создание новых каналов сбыта

■ «Школа бизнеса МАП» консультации по актуальным вопросам предпринимательской деятельности

Контакты: тел./факс (495) 981-92-52, E-mail: granat@Vvcentre.ru

Патронаж

Деловой партнер

ПРВДГГМ! ИМАШ11Й

Стратегический партнер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.