Научная статья на тему 'Оценка инновационного потенциала предприятия в гостиничном бизнесе'

Оценка инновационного потенциала предприятия в гостиничном бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ушаков P.H.

Немногие предприятия России имеют сильный инновационный потенциал, но еще меньше могут эффективно его использовать. Проблема связана с отсутствием комплексных исследований, методологических разработок и концептуальных подходов к оценке инновационного потенциала и эффективности его использования, особенно в гостиничном бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE POTENTIAL OF THE ENTERPRISE IN HOTEL BUSINESS AND TECHNIQUE OF ITS ESTIMATION

Few enterprises of Russia have strong innovative potential, but can use it effectively even less. The problem is connected with absence of complex researches, methodological workings out and conceptual approaches to an estimation of innovative potential and efficiency of its use, especially in hotel business

Текст научной работы на тему «Оценка инновационного потенциала предприятия в гостиничном бизнесе»

сложности, необходимо планировать не только сам процесс освоения инноваций, но и внимательно отслеживать его ход и результаты.

Библиографический список:

1. www.finsb.ru

2. www.fin-online.ru

Контактнаяинформация: e-mail: nvsorokina@bk.ru тел.: +7(903)133-47-03

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ

INNOVATIVE POTENTIAL OF THE ENTERPRISE IN HOTEL BUSINESS AND TECHNIQUE OF ITS ESTIMATION

P.H. УШАКОВ канд. экон. наук, доцент кафедры «Менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства», институт туризма и гостеприимства (филиал) ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

R.N. USHAKOV Ph. D., Associate Professor,Management in tourism and a hotel economy department Institute of tourism and hospitality, RGUT&S

Аннотация

Немногие предприятия России имеют сильный инновационный потенциал, но еще меньше могут эффективно его использовать. Проблема связана с отсутствием комплексных исследований, методологических разработок и концептуальных подходов к оценке инновационного потенциала и эффективности его использования, особенно в гостиничном бизнесе. Abstract

Few enterprises of Russia have strong innovative potential, but can use it effectively even less. The problem is connected with absence of complex researches, methodological workings out and conceptual approaches to an estimation of innovative potential and efficiency of its use, especially in hotel business

Ключевые слова: инновационный потенциал, оценка инновационного потенциала, гостиничный бизнес, система показателей Keywords: Innovative potential, estimation of innovative potential, hotel business, system of indicators

Сложность определения инновационного потенциала обусловлена различным пониманием данного термина учеными и отсутствием комплексных методических исследований в этой области.

Инновационный потенциал можно трактовать как способность системы к трансформации фактического порядка в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей (субъекта-новатора, потребителя, рынка и т.п.). При этом эффективное использование инновационного потенциала делает возможным переход от скрытой возможности к явной реальности, то есть из одного состояния в другое (а именно, от традиционного к новому). Следовательно, инновационный потенциал - это своего рода характеристика способности системы к изменению, улучшению, прогрессу [1].

Ряд исследователей считают, что инновационный потенциал предприятия, научно-технической организации - это совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей обеспечить восприятие и реализацию новшеств, т.е. получение инноваций, образующих единую систему появления и развития в ней идей и обеспечивающих конкурентоспособность конечной продукции или услуг в соответствии с целью и стратегией предприятия. В то же время это "мера готовности" предприятия осуществлять стратегию, ориентированную на внедрение новых продуктов. Вместе с тем, инновационный потенциал включает, наряду с технологическим прогрессом институциональные формы, сопряженные с механизмами научно-технического развития, инновационную культуру общества, восприимчивость его к нововведениям [2, 3, 4, 5].

Таким образом, существуют различные понятия инновационного потенциала. Приведенные определения не раскрывают всей его сущности, а

рассматривают лишь некоторые составные части. В связи с этим разнятся подходы к определению структуры инновационного потенциала.

Оценка инновационного потенциала предприятия является важным аспектом инновационной деятельности, так как не только позволяет определить эффективность вложений в инновации, но и получить так необходимые в период модернизации экономики конкурентные преимущества. Однако, несмотря на ряд исследований в области оценки инновационного потенциала, полностью предлагаемые показатели и методики оценки инновационного потенциала не отражают все многообразие данного направления исследований, но позволяют значительно продвинуться в данном направлении и несколько систематизировать полученные результаты для их дальнейшего применения в гостиничной индустрии.

Различные международные организации разрабатывают собственные системы показателей, отражающих уровень инновационного потенциала страны (региона). В качестве таких примеров можно привести следующие системы показателей:

1. Индекс научно-технического потенциала (Всемирный экономический форум) как составляющая интегрального показателя оценки уровня конкурентоспособности страны.

2. Система показателей оценки инновационной деятельности Комиссии европейских сообществ (КЕС), используемая для сравнительного анализа оценки развития инновационной деятельности в странах Европейского Союза (ЕС), а также сопоставление их с показателями США и Японии.

Оценка инновационной деятельности по предложенной методике позволяет сопоставить успехи различных стран и определить области, которые требуют дополнительных усилий со стороны частных организаций и государства. Вместе с тем предложенные параметры не охватывают таких

показателей, как инвестиции в человеческий капитал, возможности и качество образовательных систем, приобретение нового оборудования (новых технологий) и т.д.

3. Ежегодно публикуемые Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показатели, характеризующие уровень и динамику развития инновационной экономики по развитым и отдельным развивающимся странам, которая не была представлена в предыдущем исследовании.

В системе индикаторов ОЭСР представлены следующие показатели:

• удельный вес высокотехнологичного сектора экономики в продукции обрабатывающей промышленности и услугах;

• инновационная активность;

• объем инвестиций в сектор знаний (общественный и частный), включая расходы на высшее образование, НИОКР, а также в разработку программного обеспечения;

• разработка и выпуск информационного и коммуникационного оборудования, программного продукта и услуг;

• численность занятых в сфере науки и высоких технологий и др.

Представленные системы показателей направлены преимущественно

на оценку инновационного потенциала развитых стран. В связи с этим они не учитывают ряда факторов, характерных для развивающихся рынков. Последние накладывают ограничения на стимулирование инновационной деятельности (например, уровень развитости инновационного законодательства, приоритеты государственных властей по вопросам инновационного развития и др.) [6].

Представленные методики по оценке инновационного потенциала в целом могут быть применены в гостиничном бизнесе. Так можно использовать систему индикаторов ОЭСР, в которой представлены следующие показатели:

• удельный вес высокотехнологичного сектора экономики в гостиничных услугах;

• инновационная активность, т.е. заинтересованность в новых технологиях и услугах и их разработке;

• объем инвестиций в сектор знаний (общественный и частный), включая расходы на высшее образование, НИОКР, а также в разработку программного обеспечения в сфере гостиничного хозяйства;

• разработка и выпуск информационного и коммуникационного оборудования, программного продукта и услуг с акцентом на улучшения качества обслуживания и повышения уровня безопасности в области гостиничных услуг;

• численность занятых в сфере науки и высоких технологий, как один из важнейших показателей инновационного потенциала гостиничного бизнеса, т.е. наличие и уровень профессионализма как отдельных экспертов и специалистов, так и специализированных организаций и институтов по развитию этого направления бизнеса.

• другие показатели, такие как, например, вклад иностранных инвестиций в инновационную деятельность в области гостиничного хозяйства.

Однако это далеко не полный перечень применения методики оценки инновационного потенциала на предприятиях гостиничного бизнеса. Работа в данном направлении только начата и требует более детального анализа для разработки комплексной методики оценки инновационного потенциала, как отдельного взятого предприятия, так и всей области туризма и гостиничного хозяйства.

Библиографический список:

1. Кравченко С., Кладченко И. Исследование сущности инновационного потенциала // http://masters.donntu.edu.ua.

2. Лисин Б., Фридпянов Б. Инновационный потенциал как фактор развития (Межгосударственное социально-экономическое исследование) // http://masters.donntu.edu.ua.

3. Трифилова А.А. Использование инновационного подхода в стратегическом управлении предприятием: Автореф. дисс. ... к.э.н.: 08.00.05 / А.А.Трифилова; Нижегордский гос. архитектурно-строит. университет. - Н. Новгород, 2000. - 23 с.

4. Гунин В.Н., Баранчеев В.П., Устинов В.А., Лялина С.Ю. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров "Управление развитием организации». Модуль 7. - М.: Юнити, 1999. - 328 с.

5. Гусаков М. Формирование потенциала инновационного развития // Экономист. - 1999. - № 2. - С. 3-38.

6. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития : монография / В.Г. Матвейкин, С.И. Дворецкий, Л.В. Минько, В.П. Таров, Л.Н. Чайникова, О.И. Летунова. - М. : «Издательство Машиностроение-1», 2007.

Контактная информация: e-mail: ushakov_roman_n@mail.ru Тел.: +7(916)813-86-07

ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ

THE PROSPECT'S OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF DOMESTIC INDUSTRIAL ENTERPRISES IN CONDITION MODERNIZATION.

ИА ФИРСОВА д.э.н. доцент кафедры «Маркетинг» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва

0.В. ТОЛМАЧЕВА к.э.н. доцент кафедры «Менеджмент» Тольяттинский филиал ГОУ ВПО «Московский государственный университет пищевых производств», г. Тольятти

1.A. FIRSOVA professor of «Marketing» Departament

O.V TOLMACHOVA. associate professor of «Management» Department

Аннотация

Рассматриваются проактивные стратегии развития современных промышленных предприятий, основанные на инновациях, как важнейший фактор обеспечения конкурентных преимуществ и как необходимое условие модернизации экономики. Предлагается осуществлять инноватизацию производства и управлениями предприятиями посредством постоянных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.