ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК В ЭКОНОМИКЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ)
Д. В. СОРОКИН, Е. Н. НОВИКОВА
В статье рассмотрены задачи развития гостиничных предприятий, пути их решения на инновационной основе, проблемы внедрения инноваций и использования интеллектуального потенциала в отрасли.
Ключевые слова: инновационное развитие, инновационные разработки, гостиничные предприятия, интеллектуальный потенциал, активизация инновационной деятельности.
Важными задачами, которые необходимо решить на пути инновационного развития российских гостиничных предприятий являются:
1) экономические:
- финансовая поддержка со стороны государства;
- привлечение инвестиций для реализации инновационных проектов;
- снижение риска инновационных проектов;
- создание конкурентной среды для гостиничных предприятий, внедряющих инновации;
- повышение эффективности расходов гостиничных предприятий различной категории на инновационное развитие;
2) организационные:
- повышение инновационной активности гостиничных предприятий;
- мотивация руководителей гостиничных предприятий на внедрение инноваций;
- подготовка квалифицированных кадров для гостиничных предприятий, способных ориентироваться в инновационных технологиях, применяемых на передовых гостиничных предприятиях;
- разработка эффективных инновационных проектов для гостиничных предприятий Ставропольского края;
- обеспечение информацией о новых технологиях, используемых в деятельности гостиничных предприятий;
- создание возможности объединения с другими гостиничными предприятиями в целях расширения возможностей реализации инновационных проектов.
На пути решения поставленных задач стоит ряд проблем, создающих барьеры для осуществ-
ления инновационной деятельности гостиничных предприятий. Обобщив практику деятельности гостиничных предприятий Ставропольского края, нами были обозначены проблемные моменты, и разработаны направления их устранения.
Так, специфика деятельности гостиничных предприятий не позволяет применить общие методы и способы инновационного развития, применимые для промышленно-производственных предприятий, так как оказание государственной финансовой поддержки осуществляется в основном производственным, добывающим и наукоемким отраслям экономики края. Гостиничные предприятия рассчитывать на полноценное получение господдержки не могут, исключение составляют санаторно-курортные учреждения региона КМВ, попадающего в программу развития этой курортной зоны. Рассчитывать на снижение налогового бремени гостиничным предприятиям также не приходится, исключение составляют социальные гостиницы. Поддержка инновационного развития в виде государственных программ поддержки инноваций гостиничных предприятий, особенно не попадающих в зоны инвестиционного внимания властей, такие как Сочи, КМВ и т. д., сводится к нулю, что позволяет говорить о необходимости изыскания других направлений активизации инновационной деятельности гостиничных предприятий. Идеи создания технопарков и бизнес-инкубаторов в Ставропольском крае малопригодны для гостиничных предприятий, однако результаты научных разработок, осуществляемых на базе таких бизнес-инкубаторов и технопарков могут быть использованы в деятельности гостиниц.
Анализ предпринимаемых в Ставропольском крае мер по содействию инновационному разви-
тию предприятии также имеет промышленно -производственную направленность. Так, анализ направлении, разрабатываемых Инновационнотехнологическим бизнес-центром Ставропольского края, свидетельствует об отсутствии такого направления инновационных исследовании, как социально-культурныи сервис, туризм.
Таким образом, дальнейшее развитие и внедрение в отдельных отраслях инновационных проектов может оказать косвенное влияние на расширение спектра внедрения технологических инноваций на гостиничные предприятия края. В процентном соотношении, возможности применения на гостиничном предприятии каждого из направлении представим в гистограмме на рисунке 1.
50
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0
сника ноги и ия; 1£ а> сс ы та І 8
ф 8_ см Н 2 1 1 їсч * 5 Э Л |_
ф ы £ р £ - ^ п - о г -0 ^ 3 £ ^ Ь т о С л о л I £
§ ю і я. X ф I о. х =г о о: ? х -0 1 1)5
I Ф -0^ ГІ о IЬ £ тг , =£ с?-'. І і 1# |! 1 ^ О- Г- ю. !>ф (т-5 ^ та
1_ о то . . о о 1-І Ф о- =■= ^ ь = 52 Ї | 1 & ¡1 н 1-, ¿1 і з О ф =1-х со та->_ Ф З- і=
ї І ШФ Ог- ^ та_. сот: о. . <*> ¿р 1-ф ^ = ф Й5 яЬ Ф л —.о і .ос; =№ I Ш(л та* о ю >< гіь О ш о3 о <з Е . “ -0
сч соЬ . СО 1— ф 1 1 8Я ■ О 5С0 ° 1 Я XI 1 о. | 5 0)1 1 1а С°§-=Г Ф I о си | н 1 т 2 | та И 2 сс X о & О™ ^ О о £ о з і ао
12 оо о. ф л 0 і і— 1 О о 1 л 1 ы І| с§ II ¡8 ІІ Н о -8- ■5 Ш 0 1 X ф Ш 5*0 і Шо ?, 2 !> ц ІФ І =1 л О _0 >ф
^1 А0 1 =1 1 та р 1= 1 ^ о_ю 'л ,т д£ ЇІ І1! о Мед Без< ¡8 т "Л°
□ Общие направления
□ Пригодные для применения на гостиничных предприятиях
Рис. 1. Инновационные разработки, результаты которых возможно применить на гостиничных предприятиях Ставропольского края
Инновационные разработки в области энергетики позволят на гостиничных предприятиях экономить средства на оплату электроэнергии, а также расходы на электротехнические приборы. Производственные технологии могут быть применены при реконструкции здании гостиниц, ремонтных работах. Инновационные технологии приборостроения могут применяться для обеспечения качества связи, инновационные информационные технологии позволят совершенствовать работу финансового отдела гостиничного предприятия, сохранность информации, инновации в направлении «новые материалы» позволят повысить качество техническои обработки номерного
фонда, инновационные разработки в области защиты окружающей среды позволят создать бла-гоприятныи микроклимат в номерном фонде гостиничного предприятия, повысить качество предоставляемых услуг.
Все вышеперечисленные направления относятся к технологическим инновациям. У данной категории инноваций есть особенность, которая не позволяет гарантировать эксклюзивность применяемой инновации, так как возможность перенять инновацию конкурентами по бизнесу очень велика. Так, инновационные технологии уборки помещений, являющиеся инновацией гостиничного предприятия «Азимут отель Ставрополь», час-
тично или полностью были переняты различными гостиничными предприятиями города Ставрополя. Так, применяемые для уборки помещений гостиницы «Азимут отель Ставрополь» пылесосы с баками различной емкости для сухой и влажной уборки, отличаются большой мощностью, удобной конструкцией и низким уровнем шума, надежны, созданы для многочасовой работы, имеют систему защиты двигателей от перегрузок, что обеспечивает высокое качество чистки любых видов ковровых и твердых покрытий. Пылесосы усовершенствованы системой фильтрации с синтетическим фильтром-мешком в дополнительной комплектации, который благоприятно воздействует на состояние воздуха в помещении и увеличивает производительность аппарата. В поломоечных машинах, применяемых на ГК «Азимут отель Ставрополь» реализуются самые передовые инновационные разработки, призванные увеличить экономический эффект от их использования, создать максимально комфортные и безопасные условия для работы обслуживающего персонала. Особого внимания заслуживают уникальные системы, используемые в различных модификациях поломоечных машин с целью минимизирования расхода воды и химических чистящих средств и повышения экологической безопасности: ES -система рециркуляции воды, обеспечивающая очистку грязной воды и ее повторное использование в процессе уборки; FaST [Foam activated Scrubbing Technology] - система, обеспечивающая очистку пола с помощью саморазрушающейся пены [значительно уменьшает расход воды и затраты на моющие средства]; ЕСНО - система ионизации воды, позволяющая использовать высокие очищающие свойства активированной воды вместо применения химических моющих средств. Применение более дорогостоящих инноваций позволяет гостиничному предприятию предложить на рынок гостиничных услуг города Ставрополя такие услуги и такое качество обслуживания, которые будут создавать отличительные особенности именно данного гостиничного предприятия. Однако большинству гостиничных предприятий города Ставрополя и края такие дорогостоящие инновационные проекты недоступны. Для расширения возможностей гостиничных предприятий требуется внедрение организационно-управленческих инновационных проектов. В качестве примера можно привести ГК «Азимут Отель Ставрополь», образовавшийся в результате ребрендинга бывшего «Евроотеля». В рамках ребрендинга было изменено оформление общественных зон и номеров, проведено обучение, повы-
шающее квалификацию сотрудников. Инвестиции в ребрендинг «Азимут Отель Ставрополь» составили 3 млн руб., а общий объем затрат на реконструкцию превысил 200 млн руб. Перевод отеля под бренд «Азимут» производился постепенно, он ни на день не закрывался на реконструкцию. В результате вхождения в гостиничную цепь «Azimut», появилась возможность внедрения сразу нескольких инновационных проектов в технологию обслуживания, оборудование гостиничных номеров, АСУ, управления персоналом. Несмотря на то, что до этого у ставропольских отелей не было опыта работы с гостиничными операторами, перевод отеля под единые стандарты управляющей компании прошел достаточно мягко. По словам генерального директора «Азимут Отель Ставрополь» Екатерины Володиной, только за первые полгода работы управляющей компании Azimut Hotels Company загрузка отеля в Ставрополе выросла на 46 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого кризисного года. Ключевой показатель доходности [RevPar] за период с апреля по август увеличился на 45 %, при этом средняя стоимость номера [ADR] осталась на том же уровне. Ребрендинг отеля вписывается в долгосрочную стратегию управляющей компании по расширению сети в регионах. Только за прошедший год к сети присоединились 4 отеля. В настоящее время сеть «Азимут» включает 12 отелей в 11 городах России и 18 отелей в 14 городах Австрии и Германии. Александр Гендельсман также сообщил, что в планах компании дальнейшее расширение на территории Ставропольского края, в частности, планируется работа на территории Кавказских Минеральных Вод [6].
Пока что в городе Ставрополе и крае пример вхождения в крупную гостиничную цепь гостиничного предприятия «Евроотель» является единственным, но следует отметить, что интерес к подобным проектам на Кавминводах проявили руководители всемирно известной гостиничной сети Hilton, а также отельного холдинга Africa Israel Hotels [2]. В случае появления подобных гостиничных предприятий у ГК «Азимут отель Ставрополь» могут появиться серьезные конкуренты.
Еще одним фактором инновационной активности в Ставропольском крае, оказывающим влияние на работу гостиничных предприятий края, является внедрение инноваций в другие отрасли экономики - транспорт, науку, образование и т. д., стимулирование развития делового туризма или бизнес-туризма в крае. Только за последние несколько месяцев поток этой категории туристов вырос на 35-40 %. В прошлом году Став-
рополье посетили 960 тыс. чел., из них иностранных туристов - 107 тыс. На сегодняшний день туризм и рекреация формируют заметную часть валового регионального продукта. Совокупный объем доходов от рекреационной деятельности в 2009 г. составил 14,7 млрд руб., в 2010 г. -16,3 млрд руб., в 2011 г. - 18 млрд руб. Увеличению туристского потока на Ставрополье способствовало завершение строительства в прошлом году новой взлетно-посадочной полосы и реконструкции аэровокзального комплекса международного аэропорта Минеральные Воды, благодаря чему он может принимать все типы отечественных и зарубежных воздушных судов. Сегодня авиакомпании России, Казахстана, Азербайджана, Армении и Узбекистана выполняют авиарейсы по 12 международным и 22 российским направлениям. В рамках подготовки к летнему сезону прорабатывается вопрос организации чартерных рейсов из аэропортов Ставрополь и Минеральные Воды с российскими и международными туроператорами и авиаперевозчиками. Реализация действующих в крае механизмов государственной поддержки позволила 14 организациям получить из краевого бюджета в общей сложности 290 млн руб. на реализацию инвестиционных проектов туристской направленности. Позиционированию Ставропольского края как территории, благоприятной для туризма, и повышению его привлекательности способствуют межрегиональные форумы «Туристское Ставрополье» и «Кавказская здравница», международный форум «Инвестиции в человека», фестиваль кулинарного искусства «Южное гостеприимство», международный фестиваль воздухоплавания «Кавказские Минеральные Воды - жемчужина России» и другие [4].
Таким образом, на инновационное развитие гостиничных предприятий Ставропольского края оказывает влияние ряд факторов прямого и косвенного воздействия.
Факторы, как прямого, так и косвенного воздействия на инновационную активность гостиничного предприятия, имеют примерно одинаковые средства. Так, при прямом воздействии непосредственно происходит мотивирование руководящего состава на внедрение инноваций (возможность укрепить позиции на рынке гостиничных услуг края, сформировать позитивный имидж, улучшить работу гостиницы и т. д.), для осуществления инновационных проектов требуются финансирование, которое может производиться со стороны государства и местных властей посредством предоставле-
ния грантов, кредитов и ссуд на льготных условиях, снижения налоговых ставок и т. д.
Развитие информационных технологий значительно изменило конкурентную среду, поставив на первое место в конкурентной борьбе информационный ресурс. Важнейшим информационным ресурсом являются знания. Другие информационные ресурсы - имидж, репутация, система взаимодействия как в коллективе, так и между партнерами, клиентами и т. д. посредством обмена знаниями занимают ведущее место среди конкурентных преимуществ предприятия [1].
В свете вышесказанного особую актуальность приобретает управление «интеллектуальным капиталом», включающим не только научный персонал и интеллектуальную собственность, но и сумму знаний всех работников предприятия, обеспечивающих его конкурентоспособность [5].
Некоторые современные исследования рассматривают конкурентоспособность гостиничных предприятий как процесс управления информационными ресурсами предприятия посредством «ключевых компетенций». В мировой практике хозяйствования, современным источником конкурентных преимуществ становятся управленческие инновации, которые способны придать структуре управления гибкость, возможность многоцелевого использования производственных мощностей, повысить качество обслуживания, ускорить процессы производства и реализации продукции при одновременном сокращении затрат на эти этапы жизненного цикла продукции, улучшить условия труда, стимулировать сотрудников предприятия и обеспечить их инновационную активность [3].
При всем своеобразии профессионально значимых качеств в различных видах профессиональной деятельности можно, однако, назвать ряд личностных качеств, выступающих для инновационной деятельности как профессионально значимые практически. Это профессиональная самооценка, являющаяся важным компонентом профессионального самосознания, ответственность и несколько более специфическая эмоциональная устойчивость.
Общие профессиональные качества управленцев, необходимые для активной инновационной деятельности, можно объединить в группы: коммуникативные, креативные, ценностно-смысловые, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Профессиональные качества специалистов гостиничного сервиса
Общие Содержание качеств
Коммуникативность - умение и способность работать с людьми, получать и анализировать информацию из общения, - выдержка; - вежливость; - организаторские способности (умение убеждать, уверенность, активность, склонность к лидерству); - эмоциональная устойчивость
Творческий подход к работе - стремление к нововведениям в процессе деятельности; - умение применить в конкретных условиях на конкретном предприятии данные из разных областей; - способность к быстрому восприятию информации и ее обработке; - способность планировать и оценивать объективно эффективность тех или иных мероприятий; - способность реализовывать свои идеи; - инициативность; - умение действовать в предлагаемых обстоятельствах
Группы ценностей - активность, упорство, усидчивость, - ответственность, добросовестность, работоспособность, дисциплинированность, исполнительность, увлеченность и удовлетворенность собственной деятельностью); - стремление к постоянному развитию и обновлению; - возможность занимать лидирующие позиции
Из приведенного в таблице 1 перечня видно, что все профессиональные качества работников сферы сервиса можно объединить в три группы, которые позволят выделить обобщающий показатель развития профессиональных качеств специалиста по группам. Внедрение в компонент инновационного развития предприятий Ставропольского края мотивационных факторов посредством проведения специализированных тренингов, организации мероприятий по обмену опытом, организация обучения персонала будут способство-
вать активизации инновационной деятельности гостиничных предприятий. Раскрывая внутренние механизмы инновационной активности, особенно следует выделить персонал предприятия.
Формировать инновационную компетентность руководителей гостиничных предприятий следует посредством наделения ответственных за внедрение инноваций в регионе учреждений дополнительными функциями, графически представленными на рисунке 2.
Рис. 2. Способы повышения инновационной компетенции руководителей гостиничных предприятий
На гостиничных предприятиях в структуре управления следует предусмотреть должность специалиста, наделенного соответствующими профессиональными качествами, который будет отвечать за нововведения, предлагать руководителю гостиничного предприятия инновационные проекты, следить за ходом их реализации и оценивать эффективность. Нами предлагается предусмотреть в штате сотрудников гостиничных предприятий человека, которые будет взаимодействовать с внешней средой, анализировать рынок инноваций, вступать во взаимодействие с органами власти в целях получения информации о возможностях господдержки инновационных проектов, и также будет связую-
35
30
2008 2009
□ Гостиничные
щим звеном с руководителем предприятия и коллективом (рис. 2). Введение ответственного за инновационную деятельность будет способствовать повышению инновационной компетенции руководителя предприятия.
Еще одним барьером на пути активизации инновационной деятельности гостиничных предприятий Ставрополя следует отметить низкую информативность гостиничных предприятий о производимых выставках и конкурсах, на которых представлены инновации. В результате количество мероприятий, на которых принимали участие гостиничные предприятия края, увеличилось незначительно (рис. 3).
2010 2011 2012
Ставропольского края
Рис. 3. Количество гостиничных предприятий, принявших участие в мероприятиях
Следует отметить, что информация на официальных сайтах Инновационно-технологического бизнес центра устаревшая, на сайте Министерства экономического развития нет специальных подборок для предприятий социально-культурного сервиса.
Исходя из чего, представляется необходимым акцентировать внимание этих структур на разработке комплекса мер по стимулированию руководителей региональных гостиничных предприятий к развитию внутренней и внешней инновационной подсистемы организаций. При этом акцент должен делаться не только на предоставление ссуд, обеспечение промышленной безопасности на предприятиях, сохранение окружающей среды, но и на реализацию долгосрочных инновационных проектов, взаимодействие бизнеса с различными общественными организациями, развитие инфраструктуры.
Механизм активизации инновационной деятельности отечественного гостиничного бизнеса будет включать ряд компонентов.
Предлагаемый механизм представляет собой пошаговую реализацию функций, включающих
планирование, организацию, мотивацию и контроль по активизации инновационной деятельности гостиниц, а также выбор и использование необходимых технологий, методов и способ стимулирования инновационной деятельности предприятий, использование которых будет основано на соблюдении определенных требований и процедур. В соответствии с представленным механизмом, можно предложить комплекс мер по активизации инновационного поведения отечественных предприятий на региональном и муниципальном уровнях, базирующихся на использовании правовых, информационно-образовательных, организационных и экономических методов.
Правовые методы в настоящее время используются активно, но реализуются с большим трудом. Поэтому разработку правовых актов целесообразно осуществлять органам власти совместно с представителями гостиничных предприятий.
Экономические методы дают возможность сформировать реальные материальные стимулы роста социальных инвестиций российского гостиничного бизнеса, в их числе: гранты, бонусы, преференции, предоставление кредитов и ссуд,
обеспечение загрузки номерного фонда за счет размещения деловых партнеров из других регионов, активные меры налогового стимулирования. Необходимо расширять опыт проведения ярмарок инновационных проектов, проводимых в некоторых регионах России. Например, в Кисловодске, ежегодно проводится ярмарка Workshop «МИР БЕЗ ГРАНИЦ».
Информационно-образовательные методы позволяют осуществлять широкую пропаганду идей и положительной практики инновационной деятельности гостиничных предприятий, формировать систему общественного признания и поощрения инновационно-активных компетентных руководителей гостиниц, используя социальные рейтинги, конкурсы, номинации, призы, звания, а также региональные и муниципальные награды. Это возможно реализовать посредством проведения конференций, круглых столов, общественных дискуссий, Интернет-консультаций, создания регионального банка отраслевых инноваций. При этом необходимо расширять практику предоставления крупными гостиничными предприятиями услуг, соответствующих международным стандартам ISO.
Организационные методы предусматривают создание специальных структурных подразделений на гостиничных предприятиях, вступающих во взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований и являющихся связующим звеном между предприятиями и органами власти в целях активизации инновационной деятельности гостиничного предприятия. Также целесообразно применять такие организационные методы, как вхождение в крупные гостиничные цепи по примеру ГК «Азимут отель Ставрополь», брендинг, бенчмаркетинг и т. д. Целесообразно расширять практику создания специальных совместных партнерских организаций, которые будут функционировать с целью инновационного развития территорий на основе взаимодействия муниципалитетов, бизнеса и общественности. Такие трехсторонние коалиции позволяют эффективно решать проблемы местного уровня. Более того, реализация трехсторонних соглашений будет формировать устойчивые партнерские связи и выстраивать коммуникационные сети, составляющие фундамент дальнейшего сотрудничества. Развитие взаимоотно-
шений государства, бизнеса и общества в рамках концепции инновационного предпринимательства даст новый импульс к формированию институтов инновационного бизнеса в России. Ориентация на комплексное решение проблем инновационной активности предприятий в регионе, сетевой принцип распространения, способность к активной интеграции в существующие проекты сделают инновационное предпринимательство мощным источником инициатив. Таким образом, реализация предлагаемого механизма активизации инновационной деятельности предприятий позволит повысить эффективность инвестиций.
Литература
1. Калюжнов Н. В. Корпоративная культура как фактор повышения конкурентоспособности организации: автореф. дис... канд. экон. наук. Иркутск, 2007.
2. Каражеляскова Е. Наступает время делового туризма // Ставропольский бизнес. 2010. 31 марта.
3. Мыслякова Ю. Г. Организация внедрения управленческих инноваций на промышленном предприятии: автореф. дис... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2007.
4. Николаев В. Стратегия развития инвестиционной и инновационной деятельности, туризма в Ставропольском крае: итоги реализации в 2011 году // Ставропольская правда. 2012. 15 фев.
5. Тейлор К. Интеллектуальный капитал // Computerworld. 2001. № 13.
6. Янкевич Е. Ребрединг на пользу // Ставропольский бизнес. 2010. 18 окт.
* * *
PROBLEMS OF INTRODUCTION OF INNOVATIVE DEVELOPMENT IN ECONOMY OF THE STAVROPOL REGION (ON THE EXAMPLE OF THE HOTEL ENTERPRISES)
D. V. Sorokin, Ye. N. Novikova
Problems of development of the hotel enterprises, ways of their decision on an innovative basis, problems of introduction of innovations and use of intellectual potential in branch are considered.
Key words: innovative development, innovative working-out, hotel enterprises, intellectual potential, activization of innovative activity.