Научная статья на тему 'Управление инновационной активностью в индустрии гостеприимства'

Управление инновационной активностью в индустрии гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
846
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / СФЕРА УСЛУГ / SERVICES / ТУРИЗМ / TOURISM / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / HOSPITALITY INDUSTRY / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / HOTEL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агаева Надежда Юрьевна, Веретенников Антон Николаевич

Понятие «инноваций» и «инновационная активность» все больше и больше входит во все сферы жизни современного общества. Под инновациями понимается новейшие изобретения, разработки, IT-технологии, технологии управления, которые выводят различные сферы на совершенно новый уровень, как по части деятельности предприятий, так и по качеству оказываемых услуг. В частности, если рассматривать сферу услуг, или ее отдельные составляющие индустрия гостеприимства, туризм и прочие, можно сказать, что функционирование, по крайней мере, рентабельное, невозможно без внедрения инновационных технологий. На основании оценки инновационно-инфраструктурного состояния гостиничных предприятий делается вывод о их внутренней экономической готовности к освоению инновационных технологий, или внедрение технологий улучшающих технологий. Необходимо отметить, что инновационная активность, в России крайне мала, и среди других государств, она занимает далеко не лидирующие позиции, хотя потенциал крайне велик. В связи с чем, возникает необходимость в рассмотрении вопроса управления инновационной активностью предприятий сферы услуг, как один из факторов конкурентоспособности. Причем важное значение имеет комплексный анализ инновационного развития сферы услуг в зависимости от инновационного развития и активности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE HOSPITALITY INDUSTRY

The notion of "innovation" and "innovation activity" is increasingly entering all spheres of life of modern society. Innovation is understood as the latest inventions, developments, IT technologies, management technologies, which bring different spheres to a completely new level, both in terms of the activities of enterprises and the quality of the services provided. In particular, if we consider the sphere of services, or its separate components, the hospitality industry, tourism and others, it can be said that functioning, at least profitable, is impossible without the introduction of innovative technologies. Based on the assessment of the innovation-infrastructure state of hotel enterprises, a conclusion is made about their internal economic readiness for the development of innovative technologies, or the introduction of technologies for improving technologies. It should be noted that innovative activity in Russia is extremely small, and among other countries, it occupies far not the leading position, although the potential is extremely high. In this connection, there is a need to consider the issue of managing innovative activity of service enterprises as one of the factors of competitiveness. Moreover, a comprehensive analysis of innovative development of the service sector, depending on the innovative development and activity of the state, is of great importance.

Текст научной работы на тему «Управление инновационной активностью в индустрии гостеприимства»

экономические науки

Агаева Надежда Юрьевна, Веретенников Антон Николаевич УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТЬЮ ...

УДК 338.46:728.5:001.895

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТЬЮ В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

© 2017

Агаева Надежда Юрьевна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Туризм и гостиничное дело» Веретенников Антон Николаевич, кандидат технических наук, доцент кафедры

«Туризм и гостиничное дело» Воронежский государственный университет инженерных технологий (396036, Россия, Воронеж, пр-т Революции, 19, e-mail: [email protected])

Аннотация. Понятие «инноваций» и «инновационная активность» все больше и больше входит во все сферы жизни современного общества. Под инновациями понимается новейшие изобретения, разработки, IT-технологии, технологии управления, которые выводят различные сферы на совершенно новый уровень, как по части деятельности предприятий, так и по качеству оказываемых услуг. В частности, если рассматривать сферу услуг, или ее отдельные составляющие индустрия гостеприимства, туризм и прочие, можно сказать, что функционирование, по крайней мере, рентабельное, невозможно без внедрения инновационных технологий. На основании оценки инновационно-инфраструктурного состояния гостиничных предприятий делается вывод о их внутренней экономической готовности к освоению инновационных технологий, или внедрение технологий улучшающих технологий. Необходимо отметить, что инновационная активность, в России крайне мала, и среди других государств, она занимает далеко не лидирующие позиции, хотя потенциал крайне велик. В связи с чем, возникает необходимость в рассмотрении вопроса управления инновационной активностью предприятий сферы услуг, как один из факторов конкурентоспособности. Причем важное значение имеет комплексный анализ инновационного развития сферы услуг в зависимости от инновационного развития и активности государства.

Ключевые слова: управление, инновации, инновационная активность, инновационная деятельность, сфера услуг, туризм, индустрия гостеприимства, гостиничный бизнес.

MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE HOSPITALITY INDUSTRY

© 2017

Agaeva Nadezhda Yurievna, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department "Tourism and Hospitality" Veretennikov Anton Nikolaevich, candidate of technical sciences, associate professor of the department "Tourism and hotel business" Voronezh State University of Engineering Technologies (396036, Russia, Voronezh, Prospect of the Revolution, 19, [email protected])

Abstract. The notion of «innovation» and «innovation activity» is increasingly entering all spheres of life of modern society. Innovation is understood as the latest inventions, developments, IT technologies, management technologies, which bring different spheres to a completely new level, both in terms of the activities of enterprises and the quality of the services provided. In particular, if we consider the sphere of services, or its separate components, the hospitality industry, tourism and others, it can be said that functioning, at least profitable, is impossible without the introduction of innovative technologies. Based on the assessment of the innovation-infrastructure state of hotel enterprises, a conclusion is made about their internal economic readiness for the development of innovative technologies, or the introduction of technologies for improving technologies. It should be noted that innovative activity in Russia is extremely small, and among other countries, it occupies far not the leading position, although the potential is extremely high. In this connection, there is a need to consider the issue of managing innovative activity of service enterprises as one of the factors of competitiveness. Moreover, a comprehensive analysis of innovative development of the service sector, depending on the innovative development and activity of the state, is of great importance.

Keywords: management, innovation, innovative activity, innovative activity, services, tourism, hospitality industry, hotel business.

Понятие «индустрия гостеприимства» пришло не так давно. Причем трактуется оно в практиках зарубежной и отечественной литературы по-разному. В современном мире очень тесно связаны между собой понятия «турин-дустрия» и «индустрия гостеприимства». Индустрии гостеприимства отведена отдельная роль в экономике. Индустрия гостеприимства образ собирательный. С одной стороны, это форма предпринимательства, в которой основной функцией является прием, размещение и обслуживание гостей. С другой стороны, индустрия гостеприимства трактуется как сектор, только уже не экономики, а индустрии туризма, где основной функцией помимо питания и размещения, является обеспечение туристов развлекательной программой. Отсюда следует вывод, что одно понятие неразрывно связано с другим.

В индустрии туризма функционируют разные предприятия туризма. Одни из которых, направлены только на предоставление туруслуг, а другие позиционируют туризм, как направление деятельности коммерческого характера. Первые имеют название предприятий, предоставляющих первичные услуги, а вторые - предприятия вторичных услуг, так как они получают прибыль не только за счет туристской деятельности. Причем, стоит отметить тот факт, что основой существования туризма являются предприятия первичных услуг, а вторые слу-

жат для удовлетворения частичной потребности спроса в области туризма, так как область туризма для них является источником дохода, потому что их услуги востребованы не только у туристов [1].

Сфера услуг динамично и интенсивно развивающийся сектор экономики. Доходы от туристской отрасли составляют порядка 10 % ВВП. Количество выездов на мировом уровне возрастает на 5 - 6 % ежегодно. Всемирная туристская организация (UNWTO) дает весьма перспективные прогнозы, которые свидетельствуют о том, что сама туристская сфера и уровень занятости в ней будут расти и к 2020 г. годовой доход от данной сферы, как экономического сектора в индустрии гостеприимства составит порядка 2 трлн. долларов. Еще совсем недавно на долю РФ приходилось около 1,5 % мирового туристского потока. Потенциал России крайне велик, так как она имеет различные богатые природно-рекреационные ресурсы, уникальные архитектурные, художественные и исторические памятники, которые на данный момент используются не полностью и по оценкам (UNWTO) к 2020 году ее часть в выездном составит около 2 %, а во въездном - порядка 3 %. Гостиничному бизнесу и развитию гостиничной индустрии в целом в настоящее время уделяется огромное внимание, на всех уровнях [2].

Следует отметить и другой факт, что и первые, и

Agaeva Nadezhda Yurievna, Veretennikov Anton Nikolaevich MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY ...

economic sceinces

вторые предприятия могут одновременно относится к обоим категориям. Так гостиницы и туристские организации оказывают исключительно первичные услуги, предприятия питания при них — это также предприятия первичных услуг, но подобные организации имеющие самостоятельный характер уже не относятся к туристским, так как выполняют вторичную функцию.

Формированием, продвижением и реализацией туристского продукта занимаются туроператоры и тура-генты, которые в свою очередь являются частью индустрии туризма.

Функции туроператора заключаются в следующем:

- разработка туристских маршрутов;

- организации рекламы;

- ценовая политика;

- продажа туров;

- продажа путевок.

Функциональная направленность турагентов заключается в приобретении туров у туроператоров, которые выпускают данные туры и их реализация потребителям. Следовательно, основными функциями турагентов являются: 1) предоставление информации по туру; 2) реализация туристских услуг. Исходя из вышесказанного, среди предприятий индустрии туризма можно выделить следующие:

- предприятия индустрии туризма сферы первичных услуг;

- предприятия индустрии туризма сферы вторичных услуг;

- посредники (туристские организации, турагенты), как связующее звено между индустрией туризма и потребителями услуг.

С точки зрения статистики в России невозможно выделить сферу деятельности, отведенную исключительно индустрии гостеприимства. Как отмечалось выше, индустрию гостеприимства невозможно рассматривать как отдельную нишу, не учитывая ее связь с другими объектами индустрии туризма. Естественно, здравницы и пансионаты относятся к санаторно-курортным заведениям, а предприятия питания - к общественному питанию, но при условии, что они находятся в рамках одного комплекса, направленного на предоставление услуг спортивно-оздоровительного или иного назначения, то они уже относятся к индустрии гостеприимства.

Исходя из современных реалий, можно сказать, что индустрия гостеприимства комплекс межотраслевого характера, а включает она в себя сферу туризма и здравоохранения. Причем, основываясь на статистических данных, основа индустрии гостеприимства - это туризм, так как основной функцией является услуга размещения.

На основании постановления правительства РФ «... одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни граждан Российской Федерации, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в Российской Федерации» [3]. В России основной спрос на гостиницы формируют деловые люди: средства размещения, предназначенные для этой категории клиентов, приняли более 65% всех гостей отечественных гостиниц. Соответственно лидирующие позиции займут города с большим экономическим потенциалом. Вполне возможно, что развитие экономики повлечет за собой развитие гостиниц делового класса. Рассматривая различные города можно сравнить их по гостиничному потенциалу (рисунок 1).

Основываясь на данных, приведенных на рисунке можно сделать вывод о том, что гостиничный потенциал крайне неравномерен, если в таких городах, как Воронеж, Ростов-на-Дону, Красноярск он имеет перспективы развития, то, например, в Казани практически насыщен. Города Владивосток, Калининград и

Новороссийск занимают лидирующие позиции.

На состояние экономики и перспектив гостиничного строительства влияет и географический фактор, так как именно по нему можно проследить развитие связей между регионами. Также важными моментами являются такие параметры как, загрузка, средняя цена за номер, которые характеризуют деятельность предприятий индустрии гостеприимства. Именно эти показатели помогают инвесторам определить вероятность возврата инвестиций, и, как следствие инвестиционной привлекательности региона. Причем, стоит отметить тот факт, что большинство гостиничных предприятий представлено старыми застройками периода СССР. Развитие рыночной экономики способствовало такой тенденции, как увеличение числа гостиничных предприятий в регионах.

Рисунок 1 - Сравнение гостиничного потенциала региональных центров РФ

Если анализировать эту ситуацию, то можно выделить следующие аспекты:

- количество гостиниц, появившееся за последние 3-5 лет вместимостью не менее 100 номеров;

- количество гостиничных предприятий класса 4-5 *;

- формы управления гостиничными предприятиями и перспективы развития инновационных форм управления.

При проведении исследований, которые направлены на изучение организаций гостиничного бизнеса, стоит много задач, одной из основных является разработка механизмов управления ее инновационным развитием. Механизм, построенный на принципах рациональности, призван обеспечить правильное взаимодействие элементов системы.

Инновационное развитие гостиничного рынка находится в прямой зависимости от инновационного развития и активности государства. Несмотря на то, что количество отечественных эффективных предприятий индустрии гостеприимства увеличилось, назвать ее инновационной нельзя. Данный этап развития для России характеризуется, как инновационно-пассивный. Доля инновационной продукции в совокупном объеме промышленного производства в России составляет только 0,4 %. Например, в Финляндии этот показатель равен -16 %, в Германии - 12 %. И только 5-7 % российских предприятий занимаются инновациями, в то время как доля таких предприятий в США и Японии составляет 75

- 80 %. По объему экспорта высокотехнологичной продукции Россия уступает Южной Корее в 14 раз, а США

- в 42 раза. В некоторых государствах гостиничный бизнес, обеспечивающий функционирование туристского сектора экономики, превратился в ведущую индустрию, обеспечивая прирост ВВП и занятость доли населения [4]. Документом, регламентирующим и направляющим инновационное развитие России, является Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. В данной стратегии определены цели, приоритеты и инструменты государственной ин-

18

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 4(21)

экономические науки

Агаева Надежда Юрьевна, Веретенников Антон Николаевич УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТЬЮ ...

новационной политики. Вместе с тем в ней отражены долгосрочные ориентиры развития субъектов инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования секторов науки [5]. Мировая практика показывает, что инновационные направления в гостиничном бизнесе «не прижились», причем не только из-за отсутствия финансовой возможности внедрения, но еще и потому, что персонал гостиничных предприятий не заинтересован в их использовании, не рассматривая их как многослойную систему новшеств социального, экономического, технического и организационного характера.

Можно выделить наиболее значимые преграды внедрения инноваций в индустрии гостеприимства:

- малая конкурентная борьба на развивающемся рынке гостиничных услуг;

- отсутствие финансовой возможности внедрения;

- отсутствие заинтересованности персонала в их использовании;

- отсутствие понимания руководства, что посредством применения инновационных технологий, организация может получить больше выгоды.

При реализации инновационной деятельности в гостиничных предприятиях, а также ее развитии и регулировании имеется острая необходимость в поддержке государства.

Исходя из этого, изучение организаций гостиничного бизнеса в РФ является очень актуальным, особенно рассматривая с точки зрения управления их инновационной активностью.

Современные реалии свидетельствуют о том, что гостиничный бизнес имеет низкую инновационную активность, и, соответственно, характеризуется низкими темпами роста и развития. И, в тоже время, на рынке гостиничных услуг имеет место большой спрос на услуги высокого качества, в связи с чем потребители вынуждены удовлетворять его за рубежом.

Число официально зарегистрированных средств размещения в России за последние 15 лет увеличилось более чем в два раза. Основной вклад внесли гостиницы - более чем втрое. В два с лишним раза вырос и номерной фонд российских отелей. Прежде всего, обращает на себя внимание ускоряющийся рост числа российских средств размещения с 2010-го года. Однако, стоит иметь в виду, что речь идет далеко не только об открытии новых гостиниц, в значительной мере - это иллюстрация выхода (или принудительного вывода) средств размещения из "тени".

Рисунок 2 - Число средств размещения по годам

Особенно это заметно на примере 2015 года, по итогам которого число средств размещения, зафиксированных Росстатом увеличилось почти на треть (+29,2%) или на 4,5 тысячи.

Основной прирост за последние 15 лет пришелся на гостиницы (+54%), тогда как объем специализированных средств размещения (санаторно-курортные организации; дома отдыха; базы отдыха; кемпинги; туристские базы; общественные средства транспорта, используемые

как средства размещения (туристские поезда, круизные суда, яхты); наземный и водный транспорт, переоборудованный под средства размещения для ночлега) с 2000 по 2013 падал, заметный рост отмечен только в 2015 году (+26,7% к 2014 году).

Зарегистрированный Росстатом номерной фонд российских средств размещения за минувшие 15 лет вырос на 63%: с 472 тыс. до 771 тыс. номеров. Примечательное, что до 2011 года номерной фонд специализированных средств размещения превышал гостиничный. Судя по всему, речь идет о номерном фонде санаториев, домов и баз отдыха, действующем еще со времен СССР.

До 2014 года этот сегмент номерного фонда практически не менялся, прирост (на 12,7%) зафиксирован лишь в 2015 году, что связано скорее с реконструкцией старых объектов, чем с запуском новых.

Напротив, номерной фонд гостиниц и других аналогичных средств размещения (мотели, пансионаты) с 2000 года постоянно прирастал, за 15 лет увеличившись почти в 2,5 раза [6]. Гостиничный бизнес - это фундамент индустрии туризма, так как на нее приходится порядка 70 % работников отрасли. Доля услуг платного характера постоянно возрастает, в связи с чем возникает потребность в улучшении качества обслуживании. Причем, инновационный подход в индустрии гостеприимства - это не только 1Т технологии, новые услуги, но и управление качеством, персоналом и прочее.

Следующий момент основывается на потребности людей в отдыхе, в желании быть на природе, отдохнуть на свежем воздух. В связи с чем, растет необходимость в развитии и продвижении экотуризма, спортивных баз, лечебно-оздоровительных организаций, направленных на восстановление психологического и физического состояния людей [7].

Безусловно, учитывая предстоящий Чемпионат Мира по футболу в 2018 году, а также активную, жесткую конкуренцию в туризме, Россия старается придерживаться всех новейших тенденций в мире. В связи со стабильным увеличением выставочных площадей также растет и число различных интернациональных мероприятий, которые проводятся в крупнейших туристических городах страны - Москве, Санкт-Петербурге и Сочи. Востребованными для конгресс-туризма становятся такие региональные центры России, как Нижний Новгород, Ростов, Уфа, Челябинск, Казань, Екатеринбург и многие другие города. Так, в столице РФ, Москве согласно официальным данным, действует порядка 200 отелей и гостиниц. Исходя из вышесказанного можно привести следующую статистику: конференц-возможностями обладает 75 % двухзвездочных отелей и 87 % трехзвездочных. Практически каждый четырех-пятизвездочный отель предлагает соответствующие услуги для бизнес-туристов. На сегодняшний день наши отели считаются не только местом для приема и размещения участников конгресса, но и располагают всем необходимым для их проведения: большими (до 1600 человек) и малыми конференц-залами, комнатами для переговоров; возможностью арендовать высокотехнологическое оборудование, в том числе для синхронного перевода [8].

Развитию, инновационного характера, в гостиничной индустрии, препятствуют многие факторы, но среди них можно выделить наиболее значимые - это экономические и производственные. Наибольшим негативным воздействием обладают факторы экономические, в частности отсутствие своих финансовых возможностей. Сказываются также недостаточная финансовая поддержка от правительства, большая стоимость нововведений, малый платежеспособный спрос на новые услуги, повышенный экономический риск и длительные сроки окупаемости новшеств [9].

Что же касается производственных факторов, то тут следует выделить факт износа основных средств производства, и, как следствие необходимость замены оборудования на зарубежные аналоги. Данный факт связан

Agaeva Nadezhda Yurievna, Veretennikov Anton Nikolaevich economic

MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY ... sceinces

с очень большими рисками, а именно невозможностью адаптации под национальный формат, и высокая стоимость [10].

Процесс инновационного развития будет проходить более интенсивно только в том случае, когда появится не только необходимость, но и желание вкладывать в новейшие разработки. Более того, нужно научиться получать от инновационных внедрений реальный и видимый доход, как подтверждение правильности принятого решения в отношении обновления продукта.

Стоит отметить, что современные реалии показывают развитие гостиничного бизнеса, а проходить оно будет посредством внедрения все большего количества инновационных решений. Безусловно, не без влияния технического прогресса и широкого использования знаний.

В заключении хотелось бы отметить, что основа всех проблем РФ, связанных с гостиничным бизнесом состоит в том, что у нашей страны очень незрелая политика и экономика. У государства, несмотря на активную пропаганду, отсутствует интерес к инновациям как к важному элементу развития страны. По-прежнему наблюдается высокий уровень коррупции (проект «Сколково»), недостаток актуальности в законодательной базе в сфере инноваций, бюрократия. Российская Федерация занимает последнее место по показателю «инновационная активность» среди европейских стран. Необходимо брать пример со скандинавских стран (Норвегия, Дания, Финляндия), где за несколько лет смогли создать все условия для активного развития инновационной деятельности во всех отраслях, и побудить более сильный интерес к инновациям, которые в свою очередь ответят положительным результатом, включающим в себя увеличение потока въездного и внутреннего туризма, развитие современных гостиничных предприятий и квалифицированного, универсального персонала [7].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Доброжанская, Елена Борисовна. Управление инновационной деятельностью в сфере гостеприимства : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Доброжанская Елена Борисовна;.- Санкт-Петербург, 2011.- 151 с.

2. Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. — М.: Министерство образования и науки РФ, 2006. — Сб.

3. Постановление правительства Российской федерации от 2 августа 2011 г. n 644 о федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011 - 2018 годы».

4. Попов Л. А., Козлов Д. А, Романюк А. В. Прогнозирование рынка индустрии гостеприимства и туризма в России в современных условиях: монография. // Издательский центр Onebook/ - 2016. - С 221.

5. Стратегия инновационного Российской Федерации на период до 2020 года. — М.: Министерство образования и науки РФ, 2006. — Сб.

6. Росстат: Гостиничная индустрия России за 15 лет. Число номеров на гостиницу, иностранцы, ночевки и бизнес-туризм. Открытые данные в обработке Hotelier. PRO.

7. Гареев Р.Р. Инновационный потенциал российского гостиничного бизнеса/ Международный научный журнал "Молодой ученый 2017. № 2 (136) С. 382-384

8. Белавина Я. А., Ильюшенок А. С. Организация и управление гостиничными предприятиями в преддверии Чемпионата Мира по футболу 2018 // Вестник молодых ученых самарского государственного экономического университета. — 2016.— № 1(33).— С. 18-21.

9. Гареев Р. Р. Инновационные методы стимулирования спроса в индустрии туризма // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Перспективы модернизации современной науки». — 2015.— С. 48-51.

10. Милорадов К. А. Информационные технологии в подготовке кадров для индустрии гостеприимства и 20

туризма // Сборник статей международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы индустрии гостеприимства и туризма» (Уфа). — 2016.— С. 126-129.

Статья поступила в редакцию 14.10.2017 Статья принята к публикации 24.12.2017

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 4(21)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.