Научная статья на тему 'Инновационный потенциал и его место в развитии ресурсного потенциала гостиничного предприятия'

Инновационный потенциал и его место в развитии ресурсного потенциала гостиничного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГОСТИНИЧНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ушаков Р.Н

В настоящее время, в связи с развитием информационных техноло-гий, ростом значимости систем безопасности и появлением альтернатив-ных источников энергии, место инновационного потенциала в гостинич-ном бизнесе, а именно развитии ресурсного потенциала гостиничного предприятия, становится все более значимым. Однако компоненты инно-вационного потенциала требуют более тщательного изучения для их по-следующего активного использования в гостиничном бизнесе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE POTENTIAL AND ITS PLACE IN THE DEVELOPMENT OF THE RESOURCE POTENTIAL OF THE HOTEL BUSINESS

At the present time, in connection with the technologies development, the importance of safety systems and the emergence of alternative energy sources increasing, a place of innovation potential in the hospitality industry, namely the development of the resource potential of the hospitality business, becomes in-creasingly important. However, the components of the innovation capacity requires more careful study for their subsequent active use in the hospitality industry.

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал и его место в развитии ресурсного потенциала гостиничного предприятия»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЕГО МЕСТО В РАЗВИТИИ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

INNOVATIVE POTENTIAL AND ITS PLACE IN THE DEVELOPMENT OF THE RESOURCE POTENTIAL

OF THE HOTEL BUSINESS

Р.Н. УШАКОВ, канд. экон. наук, доцент

Институт туризма и гостеприимства (РГУТиС)

R.N. USHAKOV, Cand. of econ. sci., Ass. professor

Institute of tourism and hospitality (RGUT&S)

Аннотация

В настоящее время, в связи с развитием информационных технологий, ростом значимости систем безопасности и появлением альтернативных источников энергии, место инновационного потенциала в гостиничном бизнесе, а именно развитии ресурсного потенциала гостиничного предприятия, становится все более значимым. Однако компоненты инновационного потенциала требуют более тщательного изучения для их последующего активного использования в гостиничном бизнесе.

Abstract

At the present time, in connection with the technologies development, the importance of safety systems and the emergence of alternative energy sources increasing, a place of innovation potential in the hospitality industry, namely the development of the resource potential of the hospitality business, becomes increasingly important. However, the components of the innovation capacity requires more careful study for their subsequent active use in the hospitality industry.

Ключевые слова: инновационный потенциал, гостиничное предприятие.

Keywords: innovation potential, the hotel enterprise.

Прежде чем обратиться к инновационному потенциалу гостиничного предприятия и его месту в развитии гостиничного потенциала, следует

вкратце рассмотреть само понятие инновационного потенциала. По одному из самых перспективных с точки зрения автора определений под инновационным потенциалом понимается количество экономических ресурсов, которые в каждый конкретный момент общество может использовать для своего развития. Эти ресурсы распределяются между тремя основными секторами (сегментами, направлениями) макросистемы: научно-техническим, образовательным, инвестиционным. В результате этого распределения формируются: научно-технический потенциал (сегмент или комплекс), образовательный потенциал (сегмент или комплекс), инвестиционный потенциал (сегмент или комплекс) [1].

Определяя место инновационного потенциала в развитии ресурсного потенциала гостиничного предприятия, можно выделить следующие моменты.

Распределение инноваций на продуктовые, технологические и организационно-управленческие не имеет четких границ, что обусловлено рядом отличий сферы услуг от сферы материального производства, основными из которых являются комплементарность (взаимодополняемость) гостиничной услуги, а также распределение во времени и пространстве актов ее продажи, производства и потребления. Рассмотрение инновационного потенциала гостиничного предприятия может быть сделано с акцентом на усиление роли организационно-управленческих инноваций, с целью повышения их удельного веса в результатах деятельности гостиничных предприятий.

Также предложен механизм управления эффективностью в гостиничном бизнесе посредством организационно-управленческих инноваций. Исходной предпосылкой механизма управления эффективностью является преобразование потенциала системы управления гостиничным бизнесом (факторы воздействия) в инновационные продукты (объект воздействия) посредством использования соответствующих методов управления (инновационные методы), направленных на повышение эффективности гостиничного бизнеса (результат) [2].

Настоящий процесс имеет циклический характер. Так, результат инновационной деятельности приводит к росту эффективности гостиничного предприятия, где полученный эффект является ресурсом:

1) изменяющим гостиничный и туристский потенциалы, формирующие гостиничный продукт;

2) влияющим непосредственно на изменение свойств самого гостиничного продукта.

В методе инновационного адресного управления эффективностью гостиничного бизнеса выделены следующие принципы:

- принцип инновационности инфраструктуры;

- принцип информационного обеспечения бизнес-процессов;

- принцип безопасности обслуживания в гостинице;

- принцип практико-ориентированного образования. Установлено, что в мировой практике гостиничная инновационная инфраструктура тесно взаимосвязана с кадровым обеспечением, где используются два сценария взаимодействия: наличие собственной тренинго-вой базы и взаимодействие гостиничных школ с отелями. В России гостиничная инновационная инфраструктура только начинает развиваться и для эффективного ее использования в сфере подготовки и повышения квалификации кадров для гостиничного бизнеса необходимо принципиально изменить подход к обучению, ориентированному в настоящее время преимущественно на теоретическую подготовку. В качестве первого шага к взаимодействию между вузами и гостиничными предприятиями в области инноваций при проведении контрольных работ со студентами, обучающимися в профильном вузе предложен подход к оценке инновационного потенциала предприятий гостиничного бизнеса. Оценить этот потенциал можно экспертным методом по пятибалльной шкале.

Для оценки инновационного потенциала предприятий гостиничного бизнеса предоставляемые ими продукты/услуги и технологии группируются по блокам с соответствующими компонентами по каждому блоку, например:

ПРОДУКТОВЫЙ БЛОК (оценка качества, рентабельности, объема продаж, состояния ресурсного обеспечения, исполнения, производства, реализации, обслуживания потребителей и т.п.)

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК (компоненты функционального блока - стадии жизненного цикла товаров/услуг) РЕСУРСНЫЙ БЛОК ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ БЛОК

ИТОГО ПО БЛОКАМ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА [3]. Также возможен и другой вариант подсчета эффективности инновационного потенциала гостиницы. Если в отеле с годовым доходом 500 млн рублей, 10% прибыли генерируют электронные каналы продаж, то 50 млн рублей - текущая инновационная мощность этого нововведения. А через 3 года уже 30% прибыли будет поступать в гостиницу благодаря электронным продажам - т.е. инновационный потенциал этого нововведения - 150 млн рублей. Инвестиционный бюджет, вложения, которые могут быть сделаны в развитие такого вида продаж, должны составлять от 1 до 10% инновационного потенциала.

Выявлено, что одним из основополагающих принципов в конкурентной борьбе должен быть таковым, что инновационный процесс базируется на стратегии развития гостиничного предприятия. Если инновационная политика не интегрирована в стратегические планы гостиницы, то результат не будет достигнут.

Инновационный процесс может включать в себя следующие этапы:

- инновационное определение потенциала гостиницы;

- обязательную постановку целей и задач внедрения инноваций;

- генерирование, анализ и отбор идей;

- создание на базе лучших идей инновационных концепций;

- запуск процесс внедрения инноваций;

- интеграция их в корпоративную культуру гостиницы, чтобы все сотрудники могли понять и принять эти изменения [4].

В процессе выявления места инноваций в развитии ресурсного потенциала гостиничного предприятия, установлено, что внедрение инноваций в гостинице должно преследовать определенные цели, иначе их внедрение будет достаточно проблематичным. Инновации ради инноваций как дань моде очень редки. Такой целью может быть:

- экономия финансовых средств, и здесь в качестве примера, который имеет непосредственное отношение к понятию ресурсный потенциал, является создание эко-отелей. При установке в гостинице инновационных технологий, преследуются несколько целей - сбережение времени, денег, энергии. Неудивительно, что путь к инновационным технологиям в отеле лежит через сбережение природной энергии.

- усиление безопасности в гостинице. В некоторых гостиницах используются IR (Инфракрасные) системы. Благодаря IR опции, все замки отеля могут соединяться с центральным компьютером через IR-интерфейс, что позволяет персоналу отеля контролировать все замки, а также управлять всей системой EMI в гостевых номерах прямо с центральной станции отеля в режиме онлайн.

Второй вариант обеспечения безопасности и контроля в гостинице -это контроль доступа в номер в режиме онлайн, где специальная диспетчерская программа, установленная в отеле, позволяет управлять автоматикой из одного центра. Таким образом, поддерживается микроклимат в номерах и осуществляется диспетчеризация инженерного оборудования. Системы безопасности многофункциональны и могут включать самые разные элементы защиты - от системы охранно-периметральной сигнализации до компьютерных системы сбора и обработки информации.

К процессным инновациям в гостиничном бизнесе можно отнести разработанную для интеграции с «Fidelio» систему КОДОС-Отель, которая интегрируется с любой системой управления гостиничным комплексом и работает следующим образом: при регистрации гостя в гостиничной системе информация о нем автоматически вносится в базу данных. При этом выдаваемая гостю электронная карта доступа автоматически программируется администратором (поднесением к USB-считывателю, подключенному к компьютеру) и разрешает проход в номер проживания или другие помещения на указываемый срок. Огромный плюс такой системы в том, что она полностью исключает возможность «левых» заселений.

- маркетинговые коммуникации с гостями с помощью системы интерактивного телевидения, как, например, в отеле «Метрополь», с помощью которой гость может получить разностороннюю информацию о гостинице прямо в номере.

Выделены препятствия к внедрению инновационных технологий. К таковым можно отнести цена самой инновационной разработки, необходимость адаптации к ней, а также то, что все внимание руководителей сосредоточенно на получении прибыли с текущей деятельности предприятия [5]. Поэтому сложность задачи заключается в том, чтобы доказать собственнику о доходности инновационных решений. К сожалению, далеко не все имеют понимание ситуации, когда кризис ставит жесткие условия -либо принимаются новые правила, либо гостиница остается в проигрыше.

Библиографический список

1. Жиц Г.И. Инновационный потенциал. Саратов: Саратовский. гос. техн. ун-т, 1999.

2. Гомилевская Г.А. Организационно-управленческие инновации в повышении эффективности гостиничного бизнеса (на примере Приморского края). Автореф. ... дисс. к.э.н. Владивосток, 2010.

3. www.mgus.ru/files/electronic_journal/number7/19.doc.

4. http ://hotelline.ru/guest_article.php?news_cid=537&news_id=1154.

5. http://pioglobal.ru/biznes/innovacii-v-gostinichnom-biznese.html.

Контактная информация

ushakov_roman_n@mail .ru

+7 916 813 8607

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.