Научная статья на тему 'Сравнительная оценка гостиничного сектора «Три звезды» Санкт-Петербурга и Москвы'

Сравнительная оценка гостиничного сектора «Три звезды» Санкт-Петербурга и Москвы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1392
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЦЫ / ГОСТИНИЧНЫЙ СЕКТОР "ТРИ ЗВЕЗДЫ" / ПОКАЗАТЕЛИ / МОДЕЛЬ РАСЧЕТА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якимович Г. Б.

В статье представлен анализ гостиничного сектора уровня «три звезды» Москвы и Санкт-Петербурга в целях определения потенциала данного сегмента экономики. Проведено сравнение основных показателей, характеризующих гостиничный бизнес этой категории в обоих городах, с учетом их динамики. С помощью математической модели, разработанной для оценки инновационного потенциала, рассчитан потенциал составной части гостиничной индустрии Санкт-Петербурга сектора «три звезды». Результаты расчетов позволяют выбрать оптимальную стратегию развития данной сферы гостиничного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная оценка гостиничного сектора «Три звезды» Санкт-Петербурга и Москвы»

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

24 (261) - 2014

УДК 338.48 (075)

сравнительная оценка гостиничного сектора «три звезды» санкт-петербурга и москвы

Г. Б. ЯКИМОВИЧ,

кандидат технических наук,

доцент кафедры рекреации и туризма

E-mail: [email protected]

Санкт-Петербургский

государственный университет экономики

В статье представлен анализ гостиничного сектора уровня «три звезды» Москвы и Санкт-Петербурга в целях определения потенциала данного сегмента экономики. Проведено сравнение основных показателей, характеризующих гостиничный бизнес этой категории в обоих городах, с учетом их динамики. С помощью математической модели, разработанной для оценки инновационного потенциала, рассчитан потенциал составной части гостиничной индустрии Санкт-Петербурга - сектора ««три звезды». Результаты расчетов позволяют выбрать оптимальную стратегию развития данной сферы гостиничного бизнеса.

Ключевые слова: гостиницы, гостиничный сектор «три звезды», показатели, модель расчета, инновационный потенциал

По результатам исследования компании STR Global, Российская Федерация заняла 2-е место в рейтинге европейских стран с самым большим новым гостиничным номерным фондом, который вводится в эксплуатацию в 2013-2014 гг. Эта статистика учитывает только качественный номерной фонд, открываемый под международными брендами. С показателем 11 017 номеров Россия уступила только Великобритании (12 210 номеров) [16].

С другой стороны, на сегодняшний день Россия занимает только 8-е место в мире по доходам от туризма. Наша страна на 4-м месте в мире по количеству природных туристических ресурсов мирового значения и на 5-м - по туристическому потенциалу. При этом имеющийся туристический

потенциал в настоящее время используется не в полной мере, поскольку поток иностранных туристов составляет только 1% от общего объема мирового туристического потока. Гораздо хуже выглядят показатели по уровню привлекательности туризма (63-е место) и по приоритету сектора туризма для государства (102-е место). Эти данные были озвучены на последнем Всемирном экономическом форуме в Давосе [17].

С учетом вышесказанного выбор стратегии развития одного из самых доходных сегментов экономики становится одной из актуальнейших задач. Два самых крупных российских туристических центра - Москва и Санкт-Петербург - стремительно развивают свой туристический потенциал, основой которого является гостиничный бизнес. Сравнительный анализ гостиничного бизнеса, в частности одного из его секторов - гостиниц уровня «3 звезды», в обеих столицах поможет решению этой задачи.

По итогам 2012 г. Санкт-Петербург принял 6 млн туристов, из них 3,1 млн - гости из-за рубежа. За один день пребывания в городе каждый иностранец тратит в среднем около 100 долл., и получается, что ежегодно в Санкт-Петербург ввозится около 1,5 млрд долл. (и это, не учитывая числа туристов из других регионов России). Только от иностранного туризма на каждого жителя Санкт-Петербурга приходится по 330 долл. ежегодно [6]. В 2013 г. туристический поток в город на Неве составил 6,5 млн чел. [19]. Как правило, в первом полугодии в Санкт-Петербурге традиционно проходит ряд

крупных международных мероприятии, конгрессов и саммитов, что существенно влияет на заполняе-мость всех средств размещения [9].

ТекущиИ уровень обеспеченности туристов в Санкт-Петербурге гостиницами, а также потенциал роста туристического потока (по прогнозу, в среднем на 9% с 2012 по 2015 г) позволяют рассматривать гостиничный рынок города как достаточно перспективный [8, 9, 11, 12]. Среднегодовая загрузка петербургских отелей всех категорий составляет около 40%, а для отелей, управляемых международными операторами, - до 75%. Максимальный уровень загрузки (95-100%) характерен для «высокого» сезона, который продолжается с мая по август, а в осенние и зимние месяцы заполняемость некоторых отелей падает до 25-30% [10]. В это время отели делают ставку на развитие делового туризма.

В структуре номерного фонда Санкт-Петербурга доля отелей категории «4 звезды» составляет более половины от общего объема качественного предложения (52%) , доля гостиниц категории «3 звезды» составляет 34%, причем с 2007 по 2013 г. динамика доли гостиниц этого уровня отрицательная. К концу 2013 г. общий номерной фонд гостиниц в целом по городу составит 16,5 тыс. номеров. Заполняемость гостиниц во II кв. 2013 г. незначительно выросла по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. и составила для гостиниц категории «3 звезды» 77-80%, для гостиниц категории «4 звезды» и «5 звезд» - 72-75%. Таким образом,

25 000

20 000

15 000

10 000 -

5 000

2009

2010

2011

2012

Рис. 1. Динамика средней стоимости номера в гостиницах Санкт-Петербурга в 2009-2013 гг., руб./сут.: 1 - категория «3 звезды»; 2 - категория «4 звезды»; 3 - категория «5 звезд»

динамика по количеству номеров в секторе «3 звезды» отрицательная, динамика стоимости номера в этой категории - положительная, а заполняемость в данном секторе выше, чем во всех других категориях. Динамика средней стоимости номеров в гостиницах всех трех категорий в Санкт-Петербурге в 2007-2013 гг. представлена на рис. 1.

Высокий уровень цен на проживание в гостиницах не позволяет увеличивать потоки туристов за счет людей со средним уровнем доходов. Учитывая, что стоимость проживания в петербургских отелях одна из самых высоких в Европе, наличие достаточного количества малобюджетных отелей весьма важно для увеличения туристического потока.

Главная проблема гостиничного рынка в Петербурге - высокая сезонность, хотя для гостиниц уровня сервиса «2-3 звезды» она не так заметна, поскольку небогатые туристы предпочитают путешествовать в период межсезонья, когда цены снижены. Главная проблема развития гостиничной индустрии Санкт-Петербурга - это завышенные цены в гостиницах категории «3-4 звезды» по сравнению с их европейскими аналогами. Особенно остро вопрос о резком повышении цен стоит в период проведения важных мероприятий. Этот фактор является отпугивающим для огромного числа туристов, выбирающих для размещения гостиницы именно этих категорий. С другой стороны, в городе имеется огромное количество небольших гостиниц, значительная часть которых - независимые предприятия, однако им достаточно трудно конкурировать с мировыми сетевыми отелями, пользующимися уже готовыми и эффективными решениями.

В Москве в середине 2013 г. доля отелей категории «3 звезды» в структуре номерного фонда составляла 35%, гостиницы категории «4 звезды» занимали 39%, а гостиницы категории «5 звезд» - 26% от всего качественного номерного фонда. С учетом всех объектов, которые было намечено ввести в действие, к концу 2013 г. общий качественный номерной фонд гостиниц в целом по столице составил около 23 тыс. номеров. Гостиниц категории «3 звезды» в этом списке нет, их количество в Москве остается неизменным с 2012 г. [13].

Согласно данным Комитета по туризму и гостиничному хозяйству г. Москвы, в течение первого полугодия 2013

2013

Таблица 1

Сравнительные показатели рынка гостиничной недвижимости Москвы и Санкт-Петербурга в 2013 г.

Категория гостиницы

Показатель «5 звезд» «4 звезды» «3 звезды»

Москва Санкт- Москва Санкт- Москва Санкт-

Петербург Петербург Петербург

Количество номеров 5 781 2 190 8 379 8 160 7 389 7 100

Средний уровень загрузки, % 62,5 55,5 68 58 62 64,5

Средняя стоимость аренды 16 254 14 489 10 990 6 707 5 645 4 009

номера ADR, руб./сут.

г. столицу посетили 2,7 млн зарубежных туристов, что на 10,4% выше результата аналогичного периода предыдущего года. По оценкам специалистов, рост зарубежного туристического потока в 2013 г. в Москву составил около 4% [14].

По состоянию на июль 2013г. предложение гостиничных номеров в столице составило 31 тыс. единиц, среди которых 11,2 тыс. - в гостиницах, функционирующих под международными брендами. Активная экспансия зарубежных гостиничных сетей на российском рынке позволяет говорить об увеличении в среднесрочной перспективе доли гостиниц под их управлением.

В результате присвоения в прошлом году нескольким крупным московским гостиницам категории «4 звезды» (ранее они имели статус 3-звездоч-ных), а также открытия гостиницы «Novotel Москва Сити» по состоянию на июль 2013 г. на отели категории «3 звезды» и «4 звезды» приходятся практически равные доли, тогда как ранее по объему предложения явно доминировали 3-звездочные гостиницы. В Москве, как в любом крупном финансово-деловом центре, преобладает бизнес-туризм (65% в общем объеме спроса на размещение в столичных гостиницах). При этом в городе проводятся различные мероприятия, направленные на привлечение в столицу туристов, путешествующих с культурно-познавательными целями. На долю пяти международных операторов в столице приходится более 80% всего номерного фонда гостиниц, функционирующих под зарубежными брендами [18]. В табл. 1 приведены основные показатели рынков гостиничной недвижимости Москвы и Санкт-Петербурга [4, 7].

Из данных, приведенных в табл. 1, обращает на себя внимание то, что в категориях «4 звезды» и «5 звезд» средний уровень загрузки в Санкт-Петербурге ниже, чем в Москве, поскольку на загрузке отелей высокой категории в северной столице больше сказывается сезонность. По гостиницам в

интересующей нас категории «3 звезды» загрузка в Санкт-Петербурге выше, чем в Москве, а цены ниже. В отличие от города на Неве, где динамика по ценам на 3-звездочные гостиницы положительная, в Москве они снизились на 5% по итогам II кв. 2013 г., в то время как на гостиницы уровня «4 звезды» наблюдается незначительное, но повышение цены (1%.) [7]. Более подробно характеристики гостиничного бизнеса обоих городов (и гостиниц уровня «3 звезды» в частности) приведены в табл. 2 [5].

Таблица 2

Сравнение различных показателей гостиничной индустрии Москвы и Санкт-Петербурга в 2013 г.

Город

Показатель Москва Санкт-

Петербург

Численность населения, млн 11,6 5,1

чел.

Общее количество гостиниц 475 563/697*

Количество гостиниц категории 107 116

«3 звезды»

Общее количество гостинич- 23 000 15 740/19 000*

ных номеров

Количество номеров в гостини- 7 389 7 100

цах категории «3 звезды»

Средняя стоимость размещения 5 645 4 090

ADR в гостиницах категории «3

звезды», руб./сут.

Обеспеченность номерами, 2 4

мест/1 000 чел. населения

Обеспеченность номерами в 0,64 1,39

гостиницах категории «3 звез-

ды», мест/1 000 чел. населения

Заполняемость Q номерами 64,5 68

в гостиницах категории «3

звезды», %

Выручка номерного фонда на 3641 2781

один номер RevPar номерами

в гостиницах категории «3

звезды», руб.

* С учетом гостиниц категории «2 звезды».

Анализируя данные, приведенные в табл. 1 и 2, можно сказать, что, несмотря на то, что обеспеченность (в расчете на душу населения) гостиничными номерами уровня «3 звезды» в Санкт-Петербурге выше, чем в Москве, она все равно недостаточна с точки зрения мировых показателей. Кроме того, в северной столице показатели заполняемости этого сектора гостиничного бизнеса выше, чем в Москве, и имеют положительную динамику роста, так же, как и по ADR.

Эксперты ожидают, что прирост бюджетных гостиниц в 2014 г. превысит 10%. Максимальный спрос наблюдается на качественные гостиницы уровня «3 звезды». Кроме того, увеличение потока туристов молодого возраста стимулирует рост сегмента дешевых отелей и лоукостеров * в Москве. По прогнозам экспертов, в 2014 г. в Москве будет введено в эксплуатацию около 250 таких объектов. Что касается цен, то они будут снижаться с увеличением числа туристов - их количество в 2014 г., предположительно, вырастет на 12% [2].

Очевидно, что для Санкт-Петербурга вопрос нехватки гостиничных номеров в гостиницах уровня «3 звезды» стоит острее, чем в Москве. Этот факт находит подтверждение и в ряде материалов последнего «Петербургского гостиничного форума», который проходил в рамках деловой программы крупнейшей в Петербурге и Северо-Западном регионе туристической выставки Inwetex CIS Travel Market - 2013.

Итоги 2013 г. показали, что гостиничный бизнес продолжает сохранять высокую привлекательность для инвесторов, которые рассматривают его как один из самых прибыльных. Согласно данным московского комитета по туризму и гостиничному хозяйству, объем инвестиций в строительство гостиниц в 2014 г. составит порядка 300 млн долл. По словам председателя ведомства Георгия Мохова, в 2012 г. инвесторы вложили порядка 90 млн долл. в строительство отелей и гостиниц, в следующем году эта сумма увеличилась почти в 1,5 раза, и ожидается, что инвестиции в этот рынок продолжат расти, достигнув объема в 300-330 млн долл. [5].

Судя по числу обращений в комитет по инвестициям Санкт-Петербурга со стороны российских и зарубежных инвесторов, в настоящее время наблюдается повышенный интерес к открытию гос-

* Лоукостер (в гостиничном бизнесе) - низкобюджетная гостиница, предлагающая аренду номеров по сравнительно низким ценам в обмен на отказ клиента от ряда традиционных услуг (завтраки, ежедневная уборка номера и др.).

тиниц в Петербурге. Это свидетельствует о том, что отельный рынок, как в высоком, так и в бюджетном сегментах, еще не насыщен. При этом многие аналитики отмечают, что пока еще сохраняется нехватка гостиниц уровня «2-3 звезды» и номеров эконом-класса, а также наблюдается дефицит инвесторов, готовых взяться за реновацию гостиниц, построенных в 1960-70-е гг., которых в Санкт-Петербурге достаточно много [3]. При этом сохраняется интерес инвесторов к вложению средств в престижные, имиджевые проекты в сегменте «4-5 звезд», параллельно наблюдается и рост интереса к отелям эконом-класса. Как отметил Блейк Андерсон-Бунтз, генеральный директор компании Hospitality Management, основной потребитель услуг отелей в российских регионах -это командированный с бюджетом на проживание от 1 до 2,5 тыс. руб. в сутки, и сегодня эти люди чаще всего проживают в съемных квартирах и хостелах по причине отсутствия достаточного количества отелей бюджетного уровня. В ближайшие годы можно прогнозировать в бюджетном секторе рост, опережающий другие сегменты гостиничного рынка.

К преимуществам инвестирования в бюджетные отели можно отнести низкие затраты на строительство, определенную гибкость в выборе помещения для отеля, малые эксплуатационные расходы, минимальные издержки на продвижение и продажу продукта, высокую востребованность услуг бюджетных отелей в кризисные периоды. Более того, бюджетный отель загружается намного быстрее отеля высокого уровня, что имеет особое значение, когда инвестор реализует гостиничный проект впервые. Опыт показывает, что реализовать уровень сервиса, ожидаемый потребителем, в гостинице бюджетного класса проще [20].

Комитетом по инвестиционным проектам разрабатывается Концепция развития гостиничной инфраструктуры в Санкт-Петербурге. Основным направлением данной стратегии является ориентация на недорогие отели. В сложившейся на рынке гостиничных услуг Санкт-Петербурга ситуации представляется достаточно интересным и важным попытаться оценить потенциал гостиничного сектора Санкт-Петербурга уровня «3 звезды».

Под инновационным потенциалом (ИП) отдельного предприятия обычно подразумевают его ресурсы, которые можно использовать для инновационных процессов: материальные, организационные и технические, финансовые, кадровые, информационные. Подход к оценке инновационного потенциала

туристической индустрии Санкт-Петербурга, на взгляд автора, необходимо производить с использованием операционной модели, для которой требуется формирование динамических показателей.

В работе [21] была предложена модель оценки инновационного потенциала гостиничной индустрии Санкт-Петербурга. В основу модели положена анализ-структура совокупного регионального экономического процесса (^-процесса) [1]. На первом этапе исследования формализуется динамический критерий, причем отражением этого критерия является сам критериальный порядок движения показателей, отобранных для характеристики регионального экономического пространства. Критериальный порядок представляет собой ранговый ряд, в котором показатели, включенные в список, упорядочены в соответствии с принятым критерием. Группы критериев характеризуют основные показатели деятельности гостиничного бизнеса,

вспомогательные, жизнеобеспечивающие, а также противодействующие работе гостиничного бизнеса. В таблице 3 приведены группы критериев для оценки гостиничной индустрии Санкт-Петербурга.

Оценка близости фактического и нормативного порядков производится с помощью коэффициентов ранговой корреляции Спирмена (по отклонениям) и Кенделла (по инверсиям), рассчитанные по следующим формулам:

Коткл — 1

6!Y

i—1

N (N2 -1)

4! 5

Кинв — 1-- i

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N (N -1)

(1)

(2)

где Y - квадрат отклонений; S - инверсия; N - количество критериев.

Таблица 3

Показатели, характеризующие развитие гостиничной индустрии Санкт-Петербурга

Показатель Год Нормативный

2009 2010 2011 2012 ранг

Группа показателей основных экономических процессов

Поток туристов, тыс. чел. 4 800 5 100 5 500 6 100 1

Заполняемость (Occupancy) - усредненный показатель 50,5 55,1 56,5 58,0 2

по высокому и низкому сезонам, %

RevPAR для низкого сезона, тыс. руб. 1 298 1 042 1 284 1 260 3

Количество номеров 6 500 6 750 4

Группа показателей вспомогательным экономических процессов

Транспортная доступность (пассажиропотоки по всем 1 935 1 944 1 918 1 950 5

видам городского транспорта), млн чел.

Число посетителей театров, млн чел. 2,7 2,7 2,9 3,1 6

Число посетителей музеев, млн чел. 16,8 17,7 19,1 20,2 7

Объем услуг связи, млн руб. 94,2 101,7 107,6 109,4 8

Группа показателей жизнеобеспечения

Число пассажиров автобусного транспорта междугород- 4 474 4 380 4 704 4 985 9

него сообщения, автомобильного, железнодорожного,

внутреннего водного, воздушного, морского транспорта,

тыс. чел.

Число врачей, тыс. чел. 40,2 41,5 43,2 43,4 10

Оборот общественного питания, млн руб. 39,5 45,9 50,6 54,3 11

Количество образовательных учреждений, ед./кол-во 776/356 765/362 745/375 740/390 12

студентов, тыс. чел.

Число защищенных кандидатских диссертаций 2 485 1 884 2 245 2 353 13

Группа показателей, препятствующих развитию

Величина прожиточного минимума, руб./мес. 5 184 5 605 6 128 6 892 14

Число зарегистрированных преступлений, ед. 77 146 64 370 59 318 56 892 15

Численность безработных, тыс. чел. 28,6 16,8 13,4 22,0 16

Уровень заболеваемости, чел./ на 10 000 чел. населения 916 856 850 849 17

Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, тыс. т 50,5 56,6 61,2 60,9 18

Загрязнение сточных вод, млн м3 1 105 1 288 1 402 1 450 19

Число дорожно-транспортных происшествий 7 931 7 532 8 625 8 713 20

Таблица 4

Показатели, характеризующие развитие гостиничной индустрии Санкт-Петербурга (для гостиниц категории «3 звезды»)

Показатель Год Нормативный ранг

2009 2010 2011 2012

Поток туристов, тыс. чел. 4 800 5 100 5 500 6 500 1

Заполняемость (Occupancy) - усредненный показатель по высокому и низкому сезонам, % 50,5 55,4 56,5 68,0 2

RevPAR, тыс. руб. 1 298 1 042 1 284 2 781 3

Количество номеров 6 500 6 800 7 000 7 100 4

Представляется интересным с помощью разработанной в работе [21] модели оценить вклад отдельных категорий гостиниц. К сожалению, достаточно полной статистики по различным категориям гостиниц нет, однако имеются данные по выбранным коэффициентам основного блока показателей, использованных в разработанной модели, отдельно по уровню «3 звезды» гостиниц Санкт-Петербурга [22].

Используя методику, упомянутую выше, применим к ней подход, используемый в факторном анализе: изменим показатели, характеризующие деятельность гостиниц данной категории (запол-няемость, RevPAR и объем номерного фонда), приведенные в табл. 3. Все остальные значения показателей, используемых в модели для гостиничной индустрии города в целом, остаются без изменения. Таким образом, в расчетах используются показатели, приведенные в табл. 4.

Показатель Я, характеризующий степень приближения фактической структуры всех показателей

системы к критериальной (эталонной) структуре, основан на двух коэффициентах ранговой корреляции для выбранного периода времени и рассчитывается по формуле [21]:

(1 + Коткл) • (1 + Кинв)

R =

(3)

Рис 2. Графическая интерпретация ИП гостиничной индустрии Санкт-Петербурга: Я1 - для всех категорий гостиниц; Я2 - для гостиниц категории «3 звезды»

Результирующая оценка показывает, насколько характер изменений в структуре связей системы отвечает выбранному критерию оценки. Диапазон изменения этого показателя изменяется от 0 до 1. На рис. 2. приведена графическая интерпретация ИП гостиничной индустрии Санкт-Петербурга, рассчитанного по формулам (1)-(3).

Площадь участка, ограниченного Яэт в исследуемом интервале времени, отражает ситуацию, когда потенциал гостиничной индустрии используется полностью. Площадь участка, под расчетной ломаной линией в данном интервале времени отражает реальную картину использования потенциала гостиничного бизнеса. Разница площадей Яэт и Я2, соответственно, будет оценивать величину инновационного потенциала гостиничного бизнеса уровня «3 звезды».

Проблемой развития гостиничного бизнеса Санкт-Петербурга является нехватка номеров в 2- и 3-звездочных гостиницах. Туристический поток в город растет достаточно динамично. Так, в 2013 г общий туристический поток вырос на 8%, при этом количество иностранных гостей увеличилось на 13%. Ожидается увеличение потока и в 2014 г, в частности и за счет иностранных туристов [15]. По статистике, Санкт-Петербург занимает 8-е место среди городов мира по посещаемости туристами, однако пока в разы отстает от других крупных городов

Европы по обеспечению гостиничными номерами. На сегодняшний день этот показатель в городе равен 6,0 на 1 000 жителей (а по гостиницам категории «3 звезды» - 1,4) номерам, в то время как среднеевропейский уровень - 12-14 гостиничных номеров.

Из приведенных выше расчетов видно, что потенциал развития гостиничного бизнеса в Санкт-Петербурге далеко не исчерпан. По мнению Дэвида Дженкинса, руководителя департамента гостиничного бизнеса Jones Lang LaSalle, гостиничный рынок в северной столице восстановился после кризиса, особенно воодушевляет рост средних тарифов в целом по городу [4]. Говоря о показателях 2013 г., можно также отметить рост загрузки и тарифов. При этом наблюдается значительная разница в цифрах: RevPAR отелей в Москве более чем на 40% опережает петербургские значения.

В заключение следует сказать, что наличие достаточного количества малобюджетных отелей крайне важно для увеличения туристического потока. Одним из очевидных путей развития туризма в России является дальнейшее развитие отечественных сетей гостиниц уровня «2-3 звезды», и приведенные выше результаты расчетов ИП данного сектора гостиничной сферы Санкт-Петербурга подтверждают эти выводы.

Список литературы

1. Бияков О.А. Экономическое пространство региона: процессный подход: монография. Кемерово: Изд-во КузГТУ, 2004, 244 с.

2. Бюджетных гостиниц в Москве станет на 10% больше. URL: http://hotelexecutive.ru/publ. php?numn=5399.

3. Гостиницы все больше привлекают инвесторов. URL: http://hotelexecutive.ru/publ. php?numn=5250.

4. Гостиничный рынок Москвы. Итоги 2013 года и прогноз на 2014 год. URL: http://kommerstate. m/news/5527/gostmichnyjj-rynok-moskvy-itogi-2013-goda-i-prognoz-na-2014-god.

5. Изменение стоимости размещения в период 2011-2013 гг. URL: http://arendator.ru/files/Image/5-02-2013/4.png.

6. Итоги гостиничного и туристического бизнеса 2012 года. URL: http://prohotel.ru/reviews-204788/0.

7. Краткий обзор рынка гостиничной недвижимости Москвы. URL: http://kommerstate.

m/analyics/3262/kratkijj-obzor-rynka-gostinichnojj-nedvizhimosti--moskvy.

8. Краткий обзор рынка гостиничной недвижимости Санкт-Петербурга за 1-й кв. 2013 г. URL: http:// gvasawyer.ru/ImgResearch/StPetersburgHotel1Q2. pdf.

9. Краткий обзор рынка гостиничной недвижимости Санкт-Петербурга за 2-й кв. 2013 г. URL: http:// gvasawyer.ru/ImgResearch/StPetersburgHotel2Q2.pdf.

10. Краткий обзор рынка гостиничной недвижимости. URL: http://www.gvasawyer.ru/ImgResearch/ hotel_spb_2_11.pdf.

11. Обзор рынка гостиничной недвижимости Москвы за 1-й кв. 2013 г. URL: http://gvasawyer. ru/ImgResearch/MoscowHotel1Q2013Rus.pdf.

12. Обзор рынка гостиничной недвижимости Москвы за 2-й кв. 2013 г. URL: http://gvasawyer. ru/ImgResearch/MoscowHotel2Q2013Rus.pdf.

13. Обзор рынка гостиничной недвижимости Москвы. II квартал 2013 г. URL: http://1rre.ru/upload/ iblock/5f5/analitics-realty-hotel-31-07-2013-69466.

14. Обзор рынка гостиничной недвижимости, I полугодие 2013 года. URL: http://smao.ru/ru/tp/ analytics/article_6553.html.

15. Обзор рынка недвижимости 2012 г. URL: http : //colliers. spb. ru/image s/analitika/pdf/St%20Pete_ Hotel%20market_1H%202012_RUS.pdf.

16. Россия расширяет качественный номерной фонд. URL: http://hotelexecutive.ru/article. php?numn=9017.

17. Россияне выбирают отдых на море. URL: http://hotelexecutive.ru/hotanons.php?izd=3&year=2 013&book=10.

18. Рынок гостиничной недвижимости. Москва. I полугодие 2013 года. URL: http://smao.ru/files/ analitika7kf_msk_report_hotels_2013_h1_rus.pdf.

19. Санкт-Петербург. Обзор рынка гостиничной недвижимости за 2013 год. URL: http://arendator. ru/articles/2/art/69482.

20. Якимович Г.Б. Гостиничный сектор уровня «3 звезды» в Санкт-Петербурге // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 34. С. 58-64.

21. Якимович Г.Б., Пантюхова Т.С. Подход к оценке инновационного потенциала туристической индустрии региона // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 22. С. 18-28.

22. STR Global. URL: http://str.global.com.

Social sphere

COMPARATIVE EVALUATION OF THREE STARS HOTEL SECTOR IN ST. PETERSBURG AND MOSCOW

Galina B. IAKIMOVICH

Abstract

The article provides an analysis of the 3 stars hotel sector in Moscow and St. Petersburg in order to determine this sector potential. The author provides the comparative analysis of the condition of the main indicators characterizing the hotel business in this category in St. Petersburg and Moscow taking into account their dynamics. The author uses the mathematical model, developed to assess innovation potential of the hotel industry component of St. Petersburg, as a region and calculated the potential part of the 3 stars hotel sector. The paper points out that the results of calculations enable to opt for the best strategy for development of this sector of the hospitality business.

Keywords: hotels, 3 stars hospitality sector, indicators, calculation model, innovation potential

References

1. Biiakov O.A. Ekonomicheskoe prostranstvo regiona: protsessnyipodkhod: monografiia [Economic space of a region: a process approach: a monograph]. Kemerovo KuzSTU Publ., 2004, 244 p.

2. Biudzhetnykh gostinits v Moskve stanet na 10% bol'she [Number of budget hotels in Moscow will increase at 10%]. Available at: http://hotelexecutive. ru/publ.php?numn=5399. (In Russ.)

3. Gostinitsy vse bol'she privlekaiut investorov [Hotels attract more and more investors]. Available at: http://hotelexecutive.ru/publ.php?numn=5250. (In Russ.)

4. Gostinichnyi rynok Moskvy. Itogi 2013 goda i prognoz na 2014 god [The hotel market in Moscow. Results for 2013 and forecast for 2014]. Available at: http: //kommerstate.ru/news/5 527/gostinichnyjj -rynok-moskvy-itogi-2013-goda-i-prognoz-na-2014-god. (In Russ.)

5. Izmenenie stoimosti razmeshcheniia v period 2011-2013 gg. [Changes in the cost of accommodation for the period of 2011-2013]. Available at: http://aren-dator.ru/files/Image/5-02-2013/4.png. (In Russ.)

6. Itogi gostinichnogo i turisticheskogo biznesa 2012 goda [Results of hospitality and tourism indus-

try in 2012]. Available at: http://prohotel.ru/reviews-204788/0. (In Russ.)

7. Kratkii obzor rynka gostinichnoi nedvizhimosti Moskvy [Short profile of hotel real estate market of Moscow]. Available at: http://kommerstate.ru/analyt-ics/3262/kratkijj-obzor-rynka-gostinichnojj-nedvizhi-mosti--moskvy. (In Russ.)

8. Kratkii obzor rynka gostinichnoi nedvizhimosti Sankt-Peterburga za 1 kv. 2013 g. [Short profile of the hotel real estate market of St. Petersburg for the first quarter of 2013]. Available at: http://gvasawyer.ru/Im-gResearch/StPetersburgHotel1Q2.pdf. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Kratkii obzor rynka gostinichnoi nedvizhimosti Sankt-Peterburga za 2 kv. 2013 g. [Short profile of the hotel real estate market of St. Petersburg for the second quarter of 2013]. Available at: http://gvasawyer.ru/Im-gResearch/StPetersburgHotel2Q2.pdf. (In Russ.)

10. Kratkii obzor rynka gostinichnoi nedvizhimosti [Short profile of the hotel real estate market]. Available at: http://www.gvasawyer.ru/ImgResearch/hotel_spb_ 2_11.pdf. (In Russ.)

11. Obzor rynka gostinichnoi nedvizhimosti Moskvy za 1 kv. 2013 g. [Review of the hotel real estate market in Moscow, Q1. 2013]. Available at: http://gva-sawyer.ru/ImgResearch/MoscowHotel1Q2013Rus.pdf. (In Russ.)

12. Obzor rynka gostinichnoi nedvizhimosti Moskvy za 2 kv. 2013 g. [Review of the hotel real estate market in Moscow, Q2. 2013]. Available at: http://gvasawyer.ru/Im-gResearch/MoscowHotel2Q2013Rus.pdf. (In Russ.)

13. Obzor rynka gostinichnoi nedvizhimosti Moskvy. II kvartal 2013 g. [Review of the hotel real estate market of Moscow. Second quarter of 2013]. Available at: http://1rre.ru/upload/iblock/5f5/analitics-realty-hotel-31-07-2013-69466. (In Russ.)

14. Obzor rynka gostinichnoi nedvizhimosti, I polugodie 2013 goda [Review of the hotel real estate market, the first half of 2013]. Available at: http://smao. ru/ru/tp/analytics/article_6553.html. (In Russ.)

15. Obzor rynka nedvizhimosti 2012 g. [Review of the real estate market in 2012]. Available at: http:// colliers.spb.ru/images/analitika/pdf/St%20Pete_ Hotel%20market_1H%202012_RUS.pdf. (In Russ.)

16. Rossiia rasshiriaet kachestvennyi nomernoi fond [Russia expands the qualitative hotel room capacity]. Available at: http://hotelexecutive.ru/article. php?numn=9017. (In Russ.)

17. Rossiiane vybiraiut otdykh na more [Russians choose vacation at the sea]. Available at: http://hotelex-ecutive.ru/hotanons .php?izd=3 &year=2013&book= 10. (In Russ.)

18. Rynok gostinichnoi nedvizhimosti. Moskva. I polugodie 2013 goda [ The hotel real estate market. Moscow. The first half of 2013]. Available at: http:// smao.ru/files/analitika/kf_msk_report_hotels_2013_ h1_rus.pdf. (In Russ.)

19. Sankt-Petersburg. Obzor rynka gostinichnoi nedvizhimosti za 2013 god [St. Petersburg. Overview of the hotel real estate market in 2013]. Available at: http://arendator.ru/articles/2/art/69482. (In Russ.)

20. Iakimovich G.B. Gostinichnyi sektor urovnia "3 zvezdy" v Sankt-Peterburge [Hospitality sector of

3 stars level in St. Petersburg]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'- National interests: priorities and security, 2010, no. 34, pp. 58-64.

21. Iakimovich G.B., Pantiukhova T.S. Podkhod k otsenke innovatsionnogo potentsiala turisticheskoi industrii regiona [Approach to assessing the tourism industry innovation potential in a region]. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 22, pp. 18-28.

22. STR Global. Available at: http://str.global. com.

Galina B. IAKIMOVICH

St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.