Научная статья на тему 'ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оценка знаний / контроль знаний / студент / электронное обучение / университет / личный кабинет студента / педагог / knowledge assessment / knowledge control / student / e-learning / university / student’s personal account / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М Э. Эльмурзаева, И Ю. Килаев, Р С. Зарипова

В статье раскрывается сущность электронного обучения и характерные особенности применения педагогических приемов в случае рассмотрения электронного обучения как метода. Определяется целесообразность обеспечения единого государственного контроля над качеством знаний студентов в системе электронного обучения. Расширяется понимание единой проверочной системы до необходимости внедрения единых критериев оценки и контроля искомых знаний студентов. Рассматриваются преимущества электронного обучения для педагога в аспекте вариативности методов и приемов обучения. Раскрываются существующие инструменты рассматриваемого способа обучения, обеспечивающие оценку и контроль знаний студентов в рамках образовательного процесса. Определяется необходимость объединения проверочных мероприятий различных вузов в единую систему, позволяющую повысить качество электронного обучения в рамках идентичных профилей подготовки на примере университетов Чеченской Республики и Республики Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М Э. Эльмурзаева, И Ю. Килаев, Р С. Зарипова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT AND CONTROL OF STUDENTS’ KNOWLEDGE IN THE E-LEARNING SYSTEM

The article reveals the essence of e-learning and the characteristic features of the use of pedagogical techniques in the case of considering e-learning as a method. The expediency of ensuring unified state control over the quality of students’ knowledge in the e-learning system is determined. The understanding of the unified verification system is expanding to the need to introduce uniform criteria for evaluating and controlling the desired knowledge of students. The advantages of e-learning for a teacher in terms of the variability of teaching methods and techniques are considered. The existing tools of the considered method of teaching are revealed, providing assessment and control of students’ knowledge within the educational process. The necessity of combining the verification activities of various universities into a single system is determined, which allows improving the quality of e-learning within the framework of identical training profiles on the example of universities of the Chechen Republic and the Republic of Tatarstan.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

11. Cvetkov A.V. Nejropedagogika dlya uchitelej: kak obuchat'po zakonam raboty mozga. Moskva: Izdatel'stvo «Sport i kul'tura - 2000», 2000.

12. Churilo N.V. Nejropedagogika kak osnova 'effektivnogo obrazovatel'nogo processa. 'ElektonnyjnauchnyjzhurnalKurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019; № 2 (22).

13. Blakemore S.-J. Wie wir lernen. Was die Hirnforschung darüber weiß. München: Deutsche Verlags-Anstalt, 2006.

14. Jensen E.P., McConchie L. Brain-Based Learning: Teaching the Way Students Really Learn. Special'noe obrazovanie. 2021; № 4.

Статья поступила в редакцию 05.12.23

УДК 378

Elmurzaeva M.E., senior teacher, Department of Programming and Info-communication Technologies, A.A. Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: madina7777@list.ru

Kilaev I.Yu., senior teacher, Department of Special Psychology and Preschool Defectology, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: isavuso@mail.ru

Zaripova R.S., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Digital Systems and Models Department, Kazan State Power Engineering University

(Kazan, Russia), E-mail: zarim@rambler.ru

ASSESSMENT AND CONTROL OF STUDENTS' KNOWLEDGE IN THE E-LEARNING SYSTEM. The article reveals the essence of e-learning and the characteristic features of the use of pedagogical techniques in the case of considering e-learning as a method. The expediency of ensuring unified state control over the quality of students' knowledge in the e-learning system is determined. The understanding of the unified verification system is expanding to the need to introduce uniform criteria for evaluating and controlling the desired knowledge of students. The advantages of e-learning for a teacher in terms of the variability of teaching methods and techniques are considered. The existing tools of the considered method of teaching are revealed, providing assessment and control of students' knowledge within the educational process. The necessity of combining the verification activities of various universities into a single system is determined, which allows improving the quality of e-learning within the framework of identical training profiles on the example of universities of the Chechen Republic and the Republic of Tatarstan.

Key words: knowledge assessment, knowledge control, student, e-learning, university, student's personal account, teacher

М.Э. Эльмурзаева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: madina7777@list.ru

И.Ю. Килаев, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: isavuso@mail.ru

Р.С. Зарипова, канд. техн. наук, доц., ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет», г. Казань, E-mail: zarim@rambler.ru

ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье раскрывается сущность электронного обучения и характерные особенности применения педагогических приемов в случае рассмотрения электронного обучения как метода. Определяется целесообразность обеспечения единого государственного контроля над качеством знаний студентов в системе электронного обучения. Расширяется понимание единой проверочной системы до необходимости внедрения единых критериев оценки и контроля искомых знаний студентов. Рассматриваются преимущества электронного обучения для педагога в аспекте вариативности методов и приемов обучения. Раскрываются существующие инструменты рассматриваемого способа обучения, обеспечивающие оценку и контроль знаний студентов в рамках образовательного процесса. Определяется необходимость объединения проверочных мероприятий различных вузов в единую систему, позволяющую повысить качество электронного обучения в рамках идентичных профилей подготовки на примере университетов Чеченской Республики и Республики Татарстан.

Ключевые слова: оценка знаний, контроль знаний, студент, электронное обучение, университет, личный кабинет студента, педагог

Актуальность настоящего исследования вызвана активной цифровизаци-ей образования, которая предоставляет возможность пройти обучение в любом учебном заведении Российской Федерации (РФ), но в то же время создает предпосылки к реформированию образовательного процесса как системы. Некоторые инструменты электронного обучения успешно внедрены на платформу образовательного и научно-исследовательского характера, в частности открытые лекции и учебные материалы дополнительного характера. Особенностью реформирования нынешней системы образования выступает внедрение систем и процессов, отвечающих за обеспечение качества образования [1; 2; 3; 5-9].

Данным аспектом системы образования обеспокоены все больше педагогов, так как электронное обучение затрагивает все формы и профили обучения.

Учёный Бедрин В.С. указывает на вероятность потери уникальности российского образования в случае отсутствия необходимого подхода к обеспечению его качества и защиты интеллектуальной составляющей [2, c. 235].

Педагог Назарчук Ю.И. рассматривает способы сохранения и закрепления качества образования в фокусе построения результативных моделей образовательного характера, которые представляется возможным актуализировать в электронном образовательном процессе [7, c. 28].

Автор Клейносова Н.П. отмечает целесообразность объединения компе-тентностного подхода педагогов к обеспечению качества электронного обучения в российском образовании [5, c. 169].

Целью настоящего исследования является определение степени готовности российских учебных заведений к реализации оценочно-контрольной системы электронного обучения. Соответственно, в качестве задач выступают следующие:

- раскрыть сущность электронного обучения как педагогического приема;

- определить границы понятийного аппарата электронного обучения;

- выявить имеющиеся ресурсы для обеспечения оценки и контроля знаний студентов в электронном обучении;

- определить степень готовности российских вузов к адаптации оценочно-контрольных ресурсов для обеспечения знаний студентов в электронном обучении.

В качестве метода для достижения поставленной цели и обозначенных задач было выбрано изучение обновленной теоретической базы в отношении

электронного обучения. Кроме того, в качестве метода был применен анализ существующих ресурсов оценки и контроля знаний студентов, которые могут обеспечить качество российского образования в рамках электронного обучения.

Научная новизна настоящей статьи состоит в том, что оцениваются перспективы внедрения инструментов оценки и контроля знаний студентов университетов из разных субъектов РФ, которые впоследствии могут стать источником для научных разработок и внедрения обозначенных разработок в ИТ-систему РФ, позволяющую обеспечивать качество обучения как направления национальной безопасности в сфере образования.

Теоретическая значимость состоит в изучении электронного обучения как педагогического приема, обладающего расширенными перспективами для методических и прикладных разработок в отношении обеспечения оценки и контроля знаний студентов вне зависимости от профиля обучения.

Практическая значимость заключается в том, что впервые создаются предпосылки для создания информационной системы в рамках электронного обучения между университетами разных субъектов РФ. Данная информационная система обладает расширенным потенциалом для реализации оценочно-контрольных мероприятий, которые позволят не только управлять знаниями студентов, но и адаптировать итоги образования к ожиданиям государственной политики от подготовки специалистов.

Электронное обучение как педагогический прием предполагает непосредственную коммуникацию между педагогом и студентом, которая во многом построена на выбранном педагогом методе обучения. При этом характерной особенностью электронного обучения в отличие от классических форм обучения, осуществляющихся в аудитории, выступает более предметное содержание учебного материала, которое во многом носит не только познавательный характер, но и предполагает непосредственное практическое применение.

Некоторые исследователи относят электронное обучение не к способу обеспечения образовательного процесса, а к отдельному виду методов обучения. Их точка зрения объясняется тем, что электронное обучение представляет собой отдельную образовательную единицу в виде онлайн-сессии или онлайн-занятия, которые выстраиваются в цепь других образовательных мероприятий. Таким образом, совокупность обозначенных образовательных мероприятий позволяет достигать конкретизированных учебных задач. Однако данная точка зрения мо-

жет указывать лишь на частичный характер электронного обучения как метода обучения. В действительности обеспечение образовательного процесса посредством технических устройств и современных технологий состоит из уникального применения различных педагогических приемов, которые для двух идентичных профилей и форм обучения в двух университетах могут не совпадать [1, с. 12].

Данный аспект прослеживается ввиду того, что федеральные государственные стандарты указывают лишь перечень компетенций и направления образовательного процесса, однако выбор способа подачи информации и объема знаний остается за педагогом. Для государственной системы образования представляется важным обеспечить студентов необходимым объемом базового характера профессиональных знаний, тем не менее каждый педагог может включить в образовательную программу полезную информацию как дополнительный компонент.

Многие педагоги, преследуя цель наибольшей качественной подготовки студентов, проявляют добровольную инициативу при обеспечении образовательного процесса актуальной и подчас уникальной учебной информацией. Обозначенный подход изначально указывает на факт, при котором содержательная часть электронного обучения в двух вузах по одному профилю обучения будет существенно различаться. Данный аспект не снижает качество образования российских студентов в системе электронного обучения, однако вынуждает внедрять инструменты для сопоставления результативности содержания образования и знаний студентов.

В настоящее время оценочно-контрольные мероприятия, выявляющие знания студентов, также носят индивидуальный характер в каждом университете, что потенциально создает эффект разрозненности между учебными заведениями, которые интеллектуально обеспечивают квалифицированные кадры для нужд различных направлений национальной экономики. Каждый университет вправе разрабатывать собственные проверочные мероприятия, нацеленные на обеспечение качества знаний студентов [3, с. 348]. Однако процесс цифровиза-ции подразумевает унификацию системы образования, а значит, система контроля и оценки знаний должна строиться во всех университетах по идентичным критериям.

Обозначенные критерии должны обеспечивать полноту и достаточность получаемых студентами знаний, хотя содержательная часть электронного обучения может оставаться на усмотрение педагогов. Значительной сущностью рассматриваемой системы оценки и контроля знаний студентов выступает траектория управления через данную систему методами обучения, которые педагоги применяют в своей профессиональной деятельности. В свою очередь, аналитическая составляющая оценки и контроля знаний способствует эффективному подбору приемов педагога, которые корректируются вслед за конкретизацией методов обучения.

Электронное обучение в отличие от его классических форм позволяет корректировать педагогическую деятельность в режиме реального времени, в то время как классическая форма обучения предполагает ожидание периода времени, спустя которое педагог может оценить текущую образовательную ситуацию и принять соответствующие меры. Электронное обучение обеспечивает интенсивную вариативность при подборе любых элементов обучения, начиная с педагогического приема и завершая содержательной частью учебного материала. Следует учитывать, что обозначенная вариативность может быть обеспечена лишь при условии налаженной системы оценочно-проверочной составляющей обучения [6, с. 43].

Одним из недостатков электронного обучения является отсутствие возможности получения обратной связи от студента посредством его эмоций и поведенческой реакции на лекции или семинарском занятии. Несмотря на то, что различные электронные платформы предусматривают экспрессивную часть и дополнительную функцию ввиду поднятия руки, педагог не может оценить степень усвоения распространяемых им знаний в данный момент времени из-за удаленности студентов. Соответственно, оценка и контроль знаний необходимы не только в целях повышения качества обучения, но и в целях обеспечения искомой коммуникации между педагогом и студентами [9, с. 72].

Среди инструментов, обеспечивающих качество электронного обучения, выступают электронные журналы, личные кабинеты студентов, СМС-информи-рование, различные образовательные мобильные приложения, а также дополнительные информационные подсистемы. Электронные журналы в большинстве университетов внедряются как результат индивидуальной ИТ-разработки по заказу университета, так и отраслевой программный продукт, предложенный ИТ-компаниями для образовательного сектора. Личные кабинеты студентов зачастую размещены на сайте учебного заведения и предполагают доведение до сведения данного студента различной полезной информации, в том числе расписания, практические задания, итоги письменных и иных работ, удаленный доступ к учебным занятиям. СМС-информирование нацелено на своевременное оповещение студентов и преподавателей о предстоящих образовательных мероприятиях с функцией обеспечения доступа к данным мероприятиям в виде прямой ссылки [8, с. 253].

Упомянутые мобильные приложения образовательного характера в действительности заменяют любое техническое устройство, пригодное для элек-

тронного обучения, что создает для студентов возможность принимать участие в учебном процессе и выполнять различные проверочные работы. Внедрение подсистем выполняют функцию добавочного компонента к электронным журналам и личным кабинетам студентов, однако указанные подсистемы контролируют методическую работу педагогов, обеспечение студентов необходимыми элементами электронного обучения, а также предполагают аналитические модули для оценки качества электронного обучения.

Обозначенные аспекты электронного обучения относятся преимущественно к одному университету, хотя в действительности на базе одного профиля обучения должны объединять все вузы с идентичным направлением подготовки. Разрозненность информации оценочно-контрольного характера означает, что государство может не обладать существенной информацией относительно тенденций развития российского образования посредством электронного обучения. Некоторая часть электронного обучения подразумевает бюджетное финансирование, а плановые показатели выпуска специалистов сопряжены с потребностью российского рынка труда в искомых специалистах. Таким образом, возникает необходимость унифицирования оценочно-контрольных мероприятий между различными университетами в целях обеспечения государственной кадровой политики.

Унификация оценки и контроля знаний подразумевает создание единой информационной системы между различными университетами, к которой присоединены личные кабинеты студентов с отображаемой в них информацией о результатах прохождения различных проверочных испытаний. Данный аспект особенно важен для приведения в единую образовательную систему электронного обучения всех профилей и университетов, так как цифровизация образования в настоящее время сопряжена с цифровизацией национальной экономики.

В последние годы растет спрос на электронное обучение, так как студенты стали в большей степени интересоваться не только профилем обучения, но и содержанием образовательной программы. Находясь в одном субъекте, абитуриент зачастую склонен присоединиться к образовательному процессу в университете, расположенном в другом субъекте РФ. Официальная статистика Росстата показывает, что ежегодно в рамках данного принципа спрос на электронное обучение увеличивается на 12%. Таким образом, в ближайшие годы сформируется ситуация, при которой электронное обучение может стать наиболее предпочтительной формой получения образования студентами.

Обозначенная тенденция на фоне увеличения спроса на электронную форму обучения способствует необходимости и целесообразности внедрения рассматриваемой информационной системы, объединяющей оценочно-контрольные мероприятия различных университетов по заданным критериям. В качестве критериев могут быть элементы оценивания уровня знаний студентов, временные компоненты выполнения ими практических заданий, встроенные алгоритмы для выявления степени полноты ответов студентов в рамках одного проверочного мероприятия. Таким образом, педагог может предусмотреть любые тематические проверочные мероприятия, однако технические возможности единой информационной системы будут трансформировать все результаты студентов с учетом единой балльной и процентной системы соотношения качества знаний и ожиданий в отношении искомого уровня компетенции студентов.

Для того чтобы рассматриваемая система полноценно функционировала на государственном уровне, необходимо выполнение двух условий, а именно -решение Министерства науки и высшего образования РФ (Минобрнауки РФ) и апробация в рамках пилотной программы на базе университетов, функционирующих в различных субъектах РФ. При этом решение Минобрнауки РФ может быть разработано лишь после успешной апробации рассматриваемой пилотной программы. Апробация в соответствии с отраслевым законодательством может быть осуществлена различными вузами на основе заключенного партнерского соглашения.

В настоящее время необходимые ресурсы для апробации единой информационной системы оценочно-контрольных мероприятий имеются в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (ФГБОУ ВО «ЧГУ имени А.А. Кадырова») [10], Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «ЧГПУ») [11] и Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Казанский государственный энергетический университет» (ФГБОУ ВО «КГЭУ») [4].

Обозначенные вузы осуществляют подготовку в рамках некоторых идентичных направлений обучения. При этом обозначенные направления обучения соответствуют единым стандартам образовательного характера.

Рассматриваемые предпосылки создают потенциальную возможность для формирования единой для трех университетов системы, в рамках которой осуществляется общая образовательная процедура оценивания и контроля знаний студентов. Изначально данные об успеваемости студентов будут загружаться в систему из личных кабинетов студентов и носить закрытый характер, так как доступ предполагается лишь для сотрудников трех университетов. Работа педагога в единой системе позволит прослеживать динамику успеваемости, корректиро-

вать методику обучения и приемы на фоне складывающейся образовательной ситуации.

Уникальным компонентом рассматриваемой системы выступают не только единые критерии оценки и контроля качества электронного обучения, но и результаты аналитики успеваемости всех трех университетов на основе встроенных алгоритмов. Таким образом, педагог который выявил проблему успеваемости в отношении отдельного аспекта, может получить возможность ориентироваться на методические решения педагогов других участвующих в системе университетов в отношении обозначенной проблемы.

Функциональность единой системы может предусматривать возможность осуществления коммуникации между педагогом и студентом на предмет определения путей повышения качества знаний студента. Предполагаемая коммуникация может осуществляться на основе сопряженности единой системы и личных кабинетов студента с встроенными функциями определения проблемных участков проверочных работ и рекомендациями справочного характера, которые позволят студенту улучшить качество знаний и более качественно подготовиться к контрольным и экзаменационным мероприятиям.

Данная система нацелена на экономию усилий педагогического сообщества при обмене опытом, которая стандартно осуществляется на различных публичных мероприятиях. Каждый педагог, участвующий в системе вуза, ориентируется на результаты других педагогов данной системы и получает в режиме реального времени содержательные итоги работы своих коллег на предмет причин успешности осуществления педагогической деятельности. В частности, система может показать, что педагог у которого более выражены положительные результаты электронного обучения, чаще взаимодействует со студентами или использует определенные виды проверочных работ.

Апробация единой системы для поддержания качества знаний студентов в системе электронного обучения позволит совершенствовать информативно-познавательную, рефлексивную и коммуникативную компетенции студентов. При этом совершенствование обозначенных компетенций осуществляется в рамках электронного обучения как естественный процесс, позволяющий по итогам проверочных мероприятий педагогам и студентам отмечать динамику качества знаний в наглядной форме. Таким образом, на примере имеющихся ресурсов и пред-

Библиографический список

посылок к взаимодействию между ФГБОУ ВО «ЧГУ им. А.А. Кадырова», ФГБОУ ВО «ЧГПУ» и ФГБОУ ВО «КГЭУ» становится наглядным, что в РФ необходима единая система оценки знаний и контроля за процессом электронного обучения, так как данный инструмент отвечает потребностям цифровизации образования и российского рынка труда. Апробация единой системы позволит выявить степень реализуемости в настоящих условиях при активном росте спроса на электронное обучение. Кроме того, рассматриваемая апробация способствует совершенствованию искомых механизмов и процессов единой системы и приведет к созданию условий в сфере образования, при которых возможно распространение доступа к единой системе для других университетов на основе Приказа Минобрнауки РФ. Целесообразность в факте возникновения данной системы не подлежит сомнению, так как цифровизация образования нацелена на поддержание качества обучения квалифицированных специалистов.

Особенно это осознавалось во время пандемии, когда только вузы, имеющие высокий уровень цифровизации, смогли быстро и наименее болезненно перейти на дистанционный формат обучения [12].

Заявленное качество можно обеспечить лишь путем оценки и контроля знаний студентов, которые в настоящее время образуются в виде данных, с которыми необходимо осуществлять работу при помощи облачных технологий.

При этом крайне важно в учреждениях профессионального образования иметь тьюторов, которые помогают обучаемым и преподавателям лучше ориентироваться и использовать максимально эффективно возможности цифровой образовательной среды [13; 14].

Таким образом, спрос на электронное обучение ежегодно растет, что означает необходимость обеспечения механизма государственного управления качеством знаний, распространяемых посредством современных технологий. Не вызывает сомнений целесообразность осуществления контроля и оценки обозначенных знаний, однако остается открытым вопрос унифицирования проверочных мероприятий в рамках цифровизации образования. Апробация единой информационной системы на базе трех университетов из разных субъектов РФ позволит создать предпосылки для государственного управления подготовки кадрового потенциала в целях обеспечения различных отраслей функционирования государства.

1. Амиров А.Р Об объективности контроля знаний в условиях электронного обучения. Современное состояние и перспективы развития современной науки и образования. 2021; № 4: 11-15.

2. Бедрин В.С. Проблемы электронного обучения. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 234-236.

3. Дюндин А.В., Савченкова Н.Н. Организация текущего и промежуточного контроля знаний студентов в дистанционном обучении. Системы компьютерной математики и их приложения. 2021; № 22: 346-351.

4. Казанский государственный энергетический университет. Available at: https://kgeu.ru/?ysclid=lpehaa5guw524437298

5. Клейносова Н.П. Комплексная профессиональная подготовка преподавателей в области электронного обучения. Гуманитарные и социальные науки. 2023; № 1: 166-170.

6. Мухидова О.Н. Электронное обучение в высшем образовании. Вестник магистратуры. 2020; № 1-5 (100): 43-44.

7. Назарчук Ю.И. Электронное обучение: к вопросу об эффективности. Norwegian Journal of Development of the International Science. 2021; № 69-2: 26-32.

8. Татаринов К.А., Труфанова С.В. Электронное обучение как технология ускорения учебного процесса. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020; Т. 9, № 4 (33): 253-256.

9. Толстобров А.П. Электронное обучение в университете: состояние и проблемы. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2019; № 4: 71-75.

10. Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова. Available at: https://www.chesu.ru/?ysclid=lpeh7lxgab224297908/

11. Чеченский государственный педагогический университет. Available at: https://chspu.ru/

12. Gadzaova L.P., Goverdovskaya E.V., Tatarintseva E.A., Kapieva K.R., Dzhagaeva T.E. Organization of the educational process in the university during the pandemic. Propositos y Representaciones. 2021; Т. 9, № S1: 1375.

13. Сорокопуд Ю.В., Стрелковских А.А., Базаева Ф.У. Реализация тьюторской деятельности преподавателя в условиях СПО. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 334-336.

14. Алборова С.З., Смыслова Г.А., Сорокопуд Ю.В. Опыт реализации дистанционных технологий в образовательной практике современного вуза. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 120-123.

References

1. Amirov A.R. Ob ob'ektivnosti kontrolya znanij v usloviyah 'elektronnogo obucheniya. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2021; № 4: 11-15.

2. Bedrin V.S. Problemy 'elektronnogo obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 234-236.

3. Dyundin A.V., Savchenkova N.N. Organizaciya tekuschego i promezhutochnogo kontrolya znanij studentov v distancionnom obuchenii. Sistemy komp'yuternoj matematiki i ih prilozheniya. 2021; № 22: 346-351.

4. Kazanskij gosudarstvennyj 'energeticheskij universitet. Available at: https://kgeu.ru/?ysclid=lpehaa5guw524437298

5. Klejnosova N.P. Kompleksnaya professional'naya podgotovka prepodavatelej v oblasti 'elektronnogo obucheniya. Gumanitarnye isocial'nye nauki. 2023; № 1: 166-170.

6. Muhidova O.N. 'Elektronnoe obuchenie v vysshem obrazovanii. Vestnikmagistratury. 2020; № 1-5 (100): 43-44.

7. Nazarchuk Yu.I. 'Elektronnoe obuchenie: k voprosu ob 'effektivnosti. Norwegian Journal of Development of the International Science. 2021; № 69-2: 26-32.

8. Tatarinov K.A., Trufanova S.V. 'Elektronnoe obuchenie kak tehnologiya uskoreniya uchebnogo processa. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2020; T. 9, № 4 (33): 253-256.

9. Tolstobrov A.P. 'Elektronnoe obuchenie v universitete: sostoyanie i problemy. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya. 2019; № 4: 71-75.

10. Chechenskij gosudarstvennyj universitet im. A.A. Kadyrova. Available at: https://www.chesu.ru/?ysclid=lpeh7lxgab224297908/

11. Chechenskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. Available at: https://chspu.ru/

12. Gadzaova L.P., Goverdovskaya E.V., Tatarintseva E.A., Kapieva K.R., Dzhagaeva T.E. Organization of the educational process in the university during the pandemic. Propositos y Representaciones. 2021; T. 9, № S1: 1375.

13. Sorokopud Yu.V., Strelkovskih A.A., Bazaeva F.U. Realizaciya t'yutorskoj deyatel'nosti prepodavatelya v usloviyah SPO. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 334-336.

14. Alborova S.Z., Smyslova G.A., Sorokopud Yu.V. Opyt realizacii distancionnyh tehnologij v obrazovatel'noj praktike sovremennogo vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 120-123.

Статья поступила в редакцию 05.12.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.