Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ПРИМЕНЕНИЮ НЕЙРОДИДАКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ'

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ПРИМЕНЕНИЮ НЕЙРОДИДАКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нейродидактика / нейродидактический подход / педагогика / нейропсихология / обучение / эффективное обучение / трудности обучения / мозг / neurodidactics / neurodidactic approach / pedagogy / neuropsychology / education / effective learning / brain

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.Г. Емец, Н.В. Соловьева, Ю.В. Сорокопуд

В статье рассматриваются основные и самые важные принципы нейродидактического подхода в педагогике. Раскрываются понятия нейродидактики и нейродидактического подхода. Предлагаются практические методы работы для педагогов, которые можно использовать в реальной педагогической практике. Приводится обоснование применения данного подхода, так как результатами является не только положительная динамика в учебных достижениях, но и стимулирование интереса к самому процессу обучения и возникновения учебной мотивации. Сделан вывод о целесообразности применения нейродидактического подхода в работе с детьми, имеющими трудности в обучении, а также необходимости внедрения этого подхода в систему обучения в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л.Г. Емец, Н.В. Соловьева, Ю.В. Сорокопуд

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF TEACHERS FOR THE APPLICATION OF THE NEURODIDACTIC APPROACH WHEN WORKING WITH CHILDREN WITH LEARNING DIFFICULTIES

The article discusses the main and most important principles of the neurodidactic approach in pedagogy, reveals the concepts of neurodidactics and its approach and offers the practical methods of work for teachers that can be used in real pedagogical practice. The article also gives the rationale for using this approach, since the results are not only positive dynamics in educational achievements, but also stimulation of interest in learning process itself and the emergence of learning motivation. The conclusion is made about the expediency of using a neurodidactic approach in working with children who have learning difficulties and the necessity to introduce this approach into the learning system as a whole. Applying a neurodidactic approach can help to effectively overcome the various difficulties that children face in the learning process. With this approach, teachers can avoid information overload and build learning on the basis of a gradual increase in the complexity of the material, taking into account the peculiarities of students’ brain activity.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ПРИМЕНЕНИЮ НЕЙРОДИДАКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ»

7. Сорокопуд Ю.В., Соловьева С.Н., Коценко В.Н. Педагогические возможности музеев и общественных объединений в процессе формирования патриотической направленности студенческой молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 41-43.

8. Сорокопуд Ю.В., Марайкова Д.Е., Соловьева С.Н., Дубовицкий И.Н. Организация воспитательной работы в процессе досуговой деятельности детей и молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 263-265.

References

1. Asmolov A.G. Sistemno-deyatel'nostnyj podhod k razrabotke standartov novogo pokoleniya. Pedagogika. 2009; № 4: 18-22.

2. Gorelik B.F. Formirovanie grazhdanskojpoziciilichnosti. Vologda: Knizhnoe nasledie, 2011.

3. Demkov M.I. Istoriya russkojpedagogiki. Moskva: Pedagogika, 2019.

4. Lihachev B.T. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie segodnya. Pedagogika. 2021; № 5: 52-59.

5. Sledzevskij I.V. Osnovnye napravleniya grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya detej i molodezhi v rossijskom obrazovatel'nom prostranstve. Vneshkol'nik. 2007; № 4: 25-28.

6. Sycheva T.B. Grazhdanstvennost kakpsihologicheskij fenomen. Magnitogorsk: MGTU, 2005.

7. Sorokopud Yu.V., Solov'eva S.N., Kocenko V.N. Pedagogicheskie vozmozhnosti muzeev i obschestvennyh ob'edinenij v processe formirovaniya patrioticheskoj napravlennosti studencheskoj molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 41-43.

8. Sorokopud Yu.V., Marajkova D.E., Solov'eva S.N., Dubovickij I.N. Organizaciya vospitatel'noj raboty v processe dosugovoj deyatel'nosti detej i molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 263-265.

Статья поступила в редакцию 05.12.23

УДК 378

Emets L.G., postgraduate, Moscow University for Industry and Finance "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: emetsl@mai.ru

Solovyova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Elektroizolyator, Russia), E-mail: emetsl@mai.ru

Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theory and Methodology of Educational Activity, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia); Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: emetsl@mai.ru

PREPARATION OF TEACHERS FOR THE APPLICATION OF THE NEURODIDACTIC APPROACH WHEN WORKING WITH CHILDREN WITH LEARNING DIFFICULTIES. The article discusses the main and most important principles of the neurodidactic approach in pedagogy, reveals the concepts of neurodidactics and its approach and offers the practical methods of work for teachers that can be used in real pedagogical practice. The article also gives the rationale for using this approach, since the results are not only positive dynamics in educational achievements, but also stimulation of interest in learning process itself and the emergence of learning motivation. The conclusion is made about the expediency of using a neurodidactic approach in working with children who have learning difficulties and the necessity to introduce this approach into the learning system as a whole. Applying a neurodidactic approach can help to effectively overcome the various difficulties that children face in the learning process. With this approach, teachers can avoid information overload and build learning on the basis of a gradual increase in the complexity of the material, taking into account the peculiarities of students' brain activity.

Key words: neurodidactics, neurodidactic approach, pedagogy, neuropsychology, education, effective learning, brain

Л.Г. Емец, аспирант, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, E-mail: emetsl@mai.ru

Н.В. Соловьева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: emetsl@mai.ru

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва,

проф. ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: emetsl@mai.ru

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ПРИМЕНЕНИЮ НЕИРОДИДАКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ

В статье рассматриваются основные и самые важные принципы нейродидактического подхода в педагогике. Раскрываются понятия нейродидакти-ки и нейродидактического подхода. Предлагаются практические методы работы для педагогов, которые можно использовать в реальной педагогической практике. Приводится обоснование применения данного подхода, так как результатами является не только положительная динамика в учебных достижениях, но и стимулирование интереса к самому процессу обучения и возникновения учебной мотивации. Сделан вывод о целесообразности применения нейродидактического подхода в работе с детьми, имеющими трудности в обучении, а также необходимости внедрения этого подхода в систему обучения в целом.

Ключевые слова: нейродидактика, нейродидактический подход, педагогика, нейропсихология, обучение, эффективное обучение, трудности обучения, мозг

В современном мире, где новые технологии проникают во все сферы нашей жизни, традиционные подходы к обучению детей, испытывающих трудности, могут оказаться неэффективными. Однако с развитием нейронауки и пониманием работы человеческого мозга появился новый подход к обучению - нейродидактика [1-15]. Нейродидактика - это научное направление, которое исследует взаимосвязь между принципами работы мозга и образовательной деятельностью. В данной статье мы рассмотрим необходимость использования нейроди-дактического подхода при работе с детьми, имеющими трудности в обучении, так как именно этот подход представляется нам наиболее эффективным в таких случаях. Эта статья адресована всем практикующим педагогам. Она поможет им узнать основные принципы нейродидактического подхода и позволит начать применять его в своей деятельности для достижения максимальной эффективности в работе с детьми, имеющими различные трудности в обучении, там, где традиционные подходы «не работают» или являются малопродуктивными.

В то же время, как показывает практика, современные учителя ещё не в должной мере владеют методикой реализации нейродидактического подхода, многие педагоги при личной беседе говорили о том, что они практически не имеют знаний о данном подходе и о возможности применять его в практике преподавания.

В этой связи возникает проблема, связанная с возможностью подготовки педагогов к реализации нейродидактического подхода в обучении школьников в условиях повышения квалификации.

Цель исследования: освещение основного содержания нейродидактиче-ского подхода, которое предлагается использовать для подготовки педагогов в условиях повышения квалификации.

Поставленной цели соответствуют следующие задачи:

- рассмотреть сущность нейродидактического подхода;

- показать возможности его применения на практике.

При подготовке статьи авторами были использованы такие методы исследования, как рефлексия собственного педагогического опыта и изучение трудов педагогов-исследователей и практиков.

Научная новизна заключается в обогащении методологии и технологии профессионального образования в вопросах, касающихся подготовки педагогов к реализации нейродидактического подхода при работе со школьниками.

Теоретическая значимость исследования заключается в освещении материала, который может быть предложен педагогам на курсах повышения квалификации, о сущности нейродидактического подхода и возможностях его применения.

Практическая значимость исследования заключается в определении контента курсов повышения квалификации педагогов по вопросам применения ней-родидактического подхода в педагогике при работе с детьми, имеющими трудности в обучении.

Нейродидактический подход - это методика обучения, основанная на исследованиях мозговой активности и учете индивидуальных особенностей каждого ученика, в том числе детей с особыми образовательными потребностями [4]. Особые потребности имеют ученики, чьи социальные, физические или эмоциональные особенности требуют специального внимания. Обучение таких детей, в свою очередь, требует дополнительных ресурсов, к которым, в частности, относятся различные методы обучения, в том числе вспомогательные и коррекцион-ные. Нейродидактика опирается на исследования деятельности мозга и предлагает методики, которые повышают эффективность и продуктивность обучения. Именно этот подход обращает наше внимание на то, как важен учет индивидуальных факторов обучения, прежде всего зависящих от уникальных «настроек» работы мозга. Как следствие применения этого подхода - формируется правильная мотивация к обучению, что является наиважнейшей предпосылкой для комфортного и успешного обучения ребёнка.

Для того чтобы организовать работу педагогов в условиях повышения квалификации по вопросам применения нейродидактического подхода в педагогике при работе с детьми, имеющими трудности в обучении, нами был отобран контент, подпадающий под основные принципы нейродидактического подхода. Представим его содержание в данной статье.

Основные принципы нейродидактического подхода, которыми следует руководствоваться в педагогической практике, следующие:

- учет индивидуальных особенностей деятельности мозга;

- активное включение ученика в процесс обучения.

- индивидуализация обучения;

- междисциплинарный подход.

Учет индивидуальных особенностей деятельности мозга. Каждый человек обладает индивидуальными особенностями деятельности мозга. Переработка информации в мозге каждого человека происходит по-разному, поэтому в повседневной педагогической практике все дети также учатся по-разному. Изучение этих различий и применение методик, соответствующих нуждам каждого ребенка, являются важной задачей педагога.

У некоторых детей процессы восприятия, обработки, запоминания и использования информации проходят быстро и эффективно, в то время как у других эти процессы могут быть замедленными или иметь специфические особенности.

Чтобы успешно учитывать индивидуальные особенности мозга каждого ребенка, педагогу необходимо знать их и применять методики, которые наиболее соответствуют когнитивным потребностям каждого ребенка. Например, для детей с быстрыми темпами восприятия и обработки информации может быть полезно использование активных методов обучения, таких как игровые ситуации, ролевые игры или использование мультимедийных материалов. Для детей с замедленными процессами намного эффективнее может быть индивидуальное обучение с пошаговым объяснением каждого шага.

Одновременно необходимо учитывать, что у каждого ребенка есть индивидуальные предпочтения в овладении знаниями. Некоторые дети лучше воспринимают информацию через картинки, диаграммы или рисунки. Для этих детей эффективным подходом будет использование визуализации и наглядных материалов. Другие дети предпочитают слушать объяснения или записывать важные моменты. Для них будет полезно использование аудиозаписей или групповых дискуссий.

Также стоит учитывать, что дети обладают различными способностями к концентрации внимания. Некоторые могут быстро уставать при длительной работе с одним видом задания или информацией. В таких случаях можно использовать интерактивные методы обучения, которые предлагают разнообразные задания и активное взаимодействие с учебным материалом, чтобы поддерживать максимальный интерес и вовлеченность каждого ребенка.

Важно отметить, что учет индивидуальных особенностей мозга и применение соответствующих методик не означают индивидуальное обучение каждого ребенка. В педагогической практике часто применяются различные групповые формы работы, в которых педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка и старается создать условия, которые будут наиболее эффективными для всех.

Таким образом, учет индивидуальных особенностей мозга в педагогической практике позволяет применять методики, которые наиболее соответствуют когнитивным потребностям каждого ребенка. Это способствует более эффективному и продуктивному процессу обучения, а также улучшает результативность образовательного процесса в целом.

Активное включение ученика в процесс обучения. В этом случае дети активно участвуют в процессе обучения, они не просто слушают лекцию или читают учебник, но и применяют разнообразные сенсорные и двигательные навыки для полного восприятия учебного материала.

Когда ученик активно включается в учебный процесс, он может использовать все свои чувства, такие как зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, чтобы понимать и запоминать информацию. Например, он может использовать зрение,

чтобы читать текст или рисунок, а слух - чтобы слушать объяснения учителя. Он также может использовать осязание для изучения материала через тактильные задания или эксперименты, обоняние - для запоминания запахов, связанных с определенной темой, и вкус - для ассоциирования определенных вкусов с определенными понятиями.

Помимо сенсорных навыков, ученик также применяет свои двигательные навыки для активного участия в уроке. Например, он может использовать руки для решения задач математических операций или конструирования объектов, ноги - для активной физической активности во время урока физической культуры или поддерживать активную позу и движение тела, чтобы оставаться бодрым и сосредоточенным во время обучения.

Развитие сенсорных и двигательных навыков является важной частью активного включения ученика. Когда ученик принимает участие в различных упражнениях, играх и практических заданиях, его сенсорные ощущения и двигательные навыки становятся более развитыми. Например, сенсорный опыт может включать в себя использование различных материалов, таких как песок, глина или вода, что помогает развить тактильные и зрительные навыки. Двигательные навыки, такие как координация движений или баланс, также могут быть улучшены через активное выполнение физических упражнений или участие в спортивных играх.

Все эти сенсорные и двигательные навыки помогают ученику воспринимать, обрабатывать и запоминать информацию на более глубоком уровне. Когда ученик активно участвует в процессе обучения, он становится более заинтересованным и мотивированным в своем обучении и получает более полное и глубокое понимание учебного материала.

Для поддержания активного включения ученика учителя могут использовать разнообразные методы обучения, такие как групповая работа, дискуссии, практические задания, игры и эксперименты. Эти методы помогают ученикам применять свои сенсорные и двигательные навыки и делают обучение интересным и увлекательным.

Кроме того, важно создать подходящую обстановку в классе, которая способствует активному включению ученика. Учителя могут предоставить разнообразные учебные материалы, использовать технологии, организовывать работу в малых группах и давать возможность ученикам самостоятельно исследовать и открывать новые знания.

Активное включение ученика в процесс обучения имеет огромное значение и является одним из ключевых компонентов успешного обучения. Когда ученик активно участвует в учебной деятельности, он имеет возможность полностью раскрыть свой потенциал и достичь глубокого понимания учебного материала.

Кроме того, активное включение ученика помогает развить сосредоточенность и интерес к учебе. Когда ученик активно участвует в уроке, его внимание часто направлено на учебный материал, что способствует лучшему усвоению информации. Ученик также чувствует большую мотивацию к учебе, поскольку он становится частью процесса и видит, как его усилия приводят к конкретным результатам. В итоге ученик получает удовлетворение от обучения и может развить долгосрочный интерес к обучению в принципе.

Более глубокое понимание учебного материала является также результатом активного включения ученика. Когда ученик применяет полученные знания на практике, задает вопросы, проводит исследования или решает задачи, он глубже погружается в учебную тему и может уловить ее суть. Такой подход также помогает ученикам связывать новые знания с уже имеющимися, что способствует их более глубокому запоминанию и применению в реальной жизни.

Таким образом, активное включение ученика играет важную роль в процессе обучения, способствуя раскрытию потенциала ученика, развитию его сенсорных и двигательных навыков, повышению сосредоточенности и интереса к учебе, а также более глубокому пониманию учебного материала. Обучение, основанное на активном включении, позволяет ученикам стать активными участниками своего образования и развивать навыки, которые будут полезны им в будущем.

Индивидуализация обучения. Учитель адаптирует методики и материалы обучения под индивидуальные потребности каждого ученика. Это может включать изменение темпа обучения, использование различных моделей и визуальных ресурсов, а также предоставление дополнительной поддержки детям с особыми потребностями.

В рамках индивидуализации обучения учитель может изменять темп обучения в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ученика. Некоторые дети могут быстро усваивать материал и нуждаться в дополнительных вызовах и более продвинутых заданиях, в то время как другие могут требовать больше времени и поддержки, чтобы правильно понять пройденный материал. Учитель должен уметь гибко реагировать на эти потребности, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно и получал максимальную пользу от учебного процесса.

Учитель может предоставить разнообразные типы материалов и ресурсов, чтобы каждый ученик мог выбрать и использовать наиболее подходящие ему. можно включать такие методики, как разделение учебного материала на более мелкие и понятные части, использование визуальных и звуковых материалов для облегчения усвоения информации, а также использование различных поощрительных стратегий для стимулирования мотивации.

Для детей с особыми потребностями учитель предоставляет дополнительную поддержку и адаптирует материалы, чтобы они соответствовали их спец-

ифическим потребностям. Это может включать использование специальных образовательных программ, дифференцированных заданий, дополнительного времени или индивидуальных консультаций. Учитель также может работать в тесном сотрудничестве с родителями и специалистами, чтобы разработать планы индивидуального образования и обеспечить все необходимые ресурсы для полноценного развития этих детей.

Индивидуализация обучения способствует эффективному усвоению материала и повышению мотивации каждого ученика. Она помогает учащимся лучше понять и применять изученные знания в повседневной жизни, развивать свои индивидуальные способности и интересы, а также раскрыть свой потенциал в обучении и личностном развитии.

Междисциплинарный подход. Педагог применяет методики из разных областей, таких как нейропсихология, педагогика, психология, физиология, для оптимальной поддержки обучения и развития детей.

Один из ключевых элементов этого подхода - это использование знаний из области нейропсихологии. Научные исследования в этой области позволяют понять, как мозг функционирует в процессе обучения, а также выяснить, какие методы и приемы эффективны в преподавании. Педагоги, применяющие междисциплинарный подход, могут использовать знания о том, какие области мозга активируются при разных типах задач, чтобы адаптировать свои уроки и предоставить оптимальное наполнение для обучения.

Кроме того, педагоги могут использовать знания из области психологии для понимания психологических аспектов обучения и развития детей. Изучение психологии помогает выяснить, какие факторы могут влиять на мотивацию, внимание, интерес и усвоение знаний учащихся. Психологические методики также могут применяться для поддержки и развития психологического благополучия учащихся, что, в свою очередь, способствует повышению качества обучения.

Физиология - еще одна важная область, к которой могут обратиться педагоги. Знания о физиологии учащихся помогут педагогам адаптировать обучение в соответствии с уровнем физической готовности и возрастными особенностями детей. Например, учитывая факторы физического развития, педагоги могут предоставить определенные физические упражнения, чтобы улучшить концентрацию и активность учащихся.

Конечно же, междисциплинарный подход также включает в себя применение знаний из педагогики. Педагогические методики и подходы могут помочь оптимизировать учебный процесс и индивидуализировать его под потребности каждого учащегося. Например, педагоги могут использовать различные учебные стратегии и методы, чтобы сделать уроки более интересными и доступными. Они также могут использовать исследования в области эффективного обучения для определения наиболее эффективных методов и подходов к обучению и развитию детей.

Библиографический список

Междисциплинарный подход в педагогике подразумевает использование множества научных дисциплин для создания оптимального климата для обучения и развития детей. Этот подход помогает педагогам индивидуализировать обучение, адаптировать его к потребностям каждого ребенка и наиболее эффективным образом использовать современные научные исследования и методики.

Итак, мы видим, что применение нейродидактического подхода в работе с детьми, имеющими трудности в обучении, может помочь улучшить их учебные достижения и повысить мотивацию к обучению. Этот подход позволяет более эффективно адаптировать процессы обучения и создать положительную и включающую образовательную среду для каждого ребенка.

Нейродидактический подход в инклюзивном обучении детей основан на использовании знаний о функционировании мозга и его особенностях для создания оптимальных условий обучения. Он учитывает индивидуальные потребности и специфику каждого ученика, включая детей с различными особенностями развития.

Одной из основных целей нейродидактического подхода является повышение эффективности обучения и улучшение учебных достижений учащихся с разными потребностями. Для этого используются методы, основанные на исследованиях о том, каким образом мозг осуществляет обработку информации и усваивает новые знания.

Ключевым элементом нейродидактического подхода является создание условий для активного и глубокого обучения, которое способствует формированию устойчивых памятных следов. Отличительной чертой этого подхода является использование множества сенсорных каналов, что помогает усилить восприятие и запоминание информации.

Таким образом, нейродидактический подход также стремится создать оптимальную среду для обучения, которая обеспечивает безопасность, уверенность и комфорт учащихся. Это особенно важно для детей с особыми потребностями, так как они могут испытывать трудности в обучении и иметь низкую мотивацию. Создание подходящей образовательной среды помогает учащимся ощутить успех и повышает их мотивацию к обучению.

Применение нейродидактического подхода может помочь эффективно преодолеть различные трудности, с которыми сталкиваются дети в процессе обучения. С помощью этого подхода учителя могут избегать перегрузки информацией и строить обучение на основе постепенного усложнения материала, учитывая особенности мозговой деятельности учащихся.

Безусловно, для детей, имеющих трудности в обучении, преимущества применения нейродидактического подхода, который обеспечивает не только улучшение учебных достижений, но и стимулирование интереса к обучению, бесспорны. Следующим этапом в педагогике должно стать обязательное внедрение данного подхода в систему обучения.

1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций. А.Р. Лурия и психология XXI века: доклады II Международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.Р Лурия. Москва, 2003.

2. Клемантович И.П., Леванова Е.А., Степанов В.Г. Нейропедагогика: новая отрасль научных знаний. Педагогика и психология образования. 2016; № 2: 8-17

3. Костромина С.Н. Нейронаука, психология и образование: проблемы и перспективы междисциплинарных исследований. Психологический журнал. 2015; Т. 36, № 4: 61-70.

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. Москва, 2005.

5. Костромина С.Н. Введение в нейродидактику: учебное пособие. Санкт-Петербург, 2019.

6. Лурия А.Р, Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. Москва, 1997.

7. Матвеева Е.Е. Нейродидактика - новое слово в организации учебного процесса. Практика преподавания иностранных языков на факультете международных отношений БГУ: электронный сборник. Минск, 2012; Выпуск 2: 93-95.

8. Морнов К.А. Нейропедагогика: основные положения, цель и задачи. Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2019; Т. 1: 56-58.

9. Москвин В.А., Москвина Н.В. Нейропедагогика как прикладное направление педагогики и дифференциальной психологии. Вестник Оренбургского государственного университета. 2001; № 4.

10. Расулов Ж.С. Эффекты обучения на основе нейропедагогики. International Scientific Review of the Problems of Philisophy, Psychology and Pedagogy: Collection of scientific articles (V International correspondence scientific specialized conference. Boston: Problems of science, 2018: 30-33.

11. Цветков А.В. Нейропедагогика для учителей: как обучать по законам работы мозга. Москва: Издательство «Спорт и культура - 2000», 2000.

12. Чурило Н.В. Нейропедагогика как основа эффективного образовательного процесса. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019; № 2 (22).

13. Blakemore S.-J. Wie wir lernen. Was die Hirnforschung darüber weiß. München: Deutsche Verlags-Anstalt, 2006.

14. Jensen E.P., McConchie L. Brain-Based Learning: Teaching the Way Students Really Learn. Специальное образование. 2021; № 4.

References

1. Ahutina T.V., Pylaeva N.M. Metodologiya nejropsihologicheskogo soprovozhdeniya detej s neravnomernost'yu razvitiya psihicheskih funkcij. A.R. Luriya i psihologiya XXI veka: doklady II Mezhdunarodnoj konferencii, posvyaschennoj 100-letiyu so dnya rozhdeniya A.R. Luriya. Moskva, 2003.

2. Klemantovich I.P., Levanova E.A., Stepanov V.G. Nejropedagogika: novaya otrasl' nauchnyh znanij. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2016; № 2: 8-17

3. Kostromina S.N. Nejronauka, psihologiya i obrazovanie: problemy i perspektivy mezhdisciplinarnyh issledovanij. Psihologicheskijzhurnal. 2015; T. 36, № 4: 61-70.

4. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskij slovar': dlya studentov vysshih i srednih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kostromina S.N. Vvedenie v nejrodidakiiku: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg, 2019.

6. Luriya A.R., Cvetkova L.S. Nejropsihologiya iproblemy obucheniya v obscheobrazovatel'nojshkole. Moskva, 1997.

7. Matveeva E.E. Nejrodidaktika - novoe slovo v organizacii uchebnogo processa. Praktika prepodavaniya inostrannyh yazykov na fakultete mezhdunarodnyh otnoshenij BGU: elektronnyj sbornik. Minsk, 2012; Vypusk 2: 93-95.

8. Mornov K.A. Nejropedagogika: osnovnye polozheniya, cel' i zadachi. Trudy Bratskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2019; T. 1: 56-58.

9. Moskvin V.A., Moskvina N.V. Nejropedagogika kak prikladnoe napravlenie pedagogiki i differencial^ psihologii. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2001; № 4.

10. Rasulov Zh.S. 'Effekty obucheniya na osnove nejropedagogiki. International Scientific Review of the Problems of Philisophy, Psychology and Pedagogy: Collection of scientific articles (V International correspondence scientific specialized conference. Boston: Problems of science, 2018: 30-33.

11. Cvetkov A.V. Nejropedagogika dlya uchitelej: kak obuchat'po zakonam raboty mozga. Moskva: Izdatel'stvo «Sport i kul'tura - 2000», 2000.

12. Churilo N.V. Nejropedagogika kak osnova 'effektivnogo obrazovatel'nogo processa. 'Elektonnyj nauchnyjzhurnalKurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019; № 2 (22).

13. Blakemore S.-J. Wie wir lernen. Was die Hirnforschung darüber weiß. München: Deutsche Verlags-Anstalt, 2006.

14. Jensen E.P., McConchie L. Brain-Based Learning: Teaching the Way Students Really Learn. Special'noe obrazovanie. 2021; № 4.

Статья поступила в редакцию 05.12.23

УДК 378

Elmurzaeva M.E., senior teacher, Department of Programming and Info-communication Technologies, A.A. Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: madina7777@list.ru

Kilaev I.Yu., senior teacher, Department of Special Psychology and Preschool Defectology, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: isavuso@mail.ru

Zaripova R.S., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Digital Systems and Models Department, Kazan State Power Engineering University

(Kazan, Russia), E-mail: zarim@rambler.ru

ASSESSMENT AND CONTROL OF STUDENTS' KNOWLEDGE IN THE E-LEARNING SYSTEM. The article reveals the essence of e-learning and the characteristic features of the use of pedagogical techniques in the case of considering e-learning as a method. The expediency of ensuring unified state control over the quality of students' knowledge in the e-learning system is determined. The understanding of the unified verification system is expanding to the need to introduce uniform criteria for evaluating and controlling the desired knowledge of students. The advantages of e-learning for a teacher in terms of the variability of teaching methods and techniques are considered. The existing tools of the considered method of teaching are revealed, providing assessment and control of students' knowledge within the educational process. The necessity of combining the verification activities of various universities into a single system is determined, which allows improving the quality of e-learning within the framework of identical training profiles on the example of universities of the Chechen Republic and the Republic of Tatarstan.

Key words: knowledge assessment, knowledge control, student, e-learning, university, student's personal account, teacher

М.Э. Эльмурзаева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: madina7777@list.ru

И.Ю. Килаев, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: isavuso@mail.ru

Р.С. Зарипова, канд. техн. наук, доц., ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет», г. Казань, E-mail: zarim@rambler.ru

ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье раскрывается сущность электронного обучения и характерные особенности применения педагогических приемов в случае рассмотрения электронного обучения как метода. Определяется целесообразность обеспечения единого государственного контроля над качеством знаний студентов в системе электронного обучения. Расширяется понимание единой проверочной системы до необходимости внедрения единых критериев оценки и контроля искомых знаний студентов. Рассматриваются преимущества электронного обучения для педагога в аспекте вариативности методов и приемов обучения. Раскрываются существующие инструменты рассматриваемого способа обучения, обеспечивающие оценку и контроль знаний студентов в рамках образовательного процесса. Определяется необходимость объединения проверочных мероприятий различных вузов в единую систему, позволяющую повысить качество электронного обучения в рамках идентичных профилей подготовки на примере университетов Чеченской Республики и Республики Татарстан.

Ключевые слова: оценка знаний, контроль знаний, студент, электронное обучение, университет, личный кабинет студента, педагог

Актуальность настоящего исследования вызвана активной цифровизаци-ей образования, которая предоставляет возможность пройти обучение в любом учебном заведении Российской Федерации (РФ), но в то же время создает предпосылки к реформированию образовательного процесса как системы. Некоторые инструменты электронного обучения успешно внедрены на платформу образовательного и научно-исследовательского характера, в частности открытые лекции и учебные материалы дополнительного характера. Особенностью реформирования нынешней системы образования выступает внедрение систем и процессов, отвечающих за обеспечение качества образования [1; 2; 3; 5-9].

Данным аспектом системы образования обеспокоены все больше педагогов, так как электронное обучение затрагивает все формы и профили обучения.

Учёный Бедрин В.С. указывает на вероятность потери уникальности российского образования в случае отсутствия необходимого подхода к обеспечению его качества и защиты интеллектуальной составляющей [2, с. 235].

Педагог Назарчук Ю.И. рассматривает способы сохранения и закрепления качества образования в фокусе построения результативных моделей образовательного характера, которые представляется возможным актуализировать в электронном образовательном процессе [7, с. 28].

Автор Клейносова Н.П. отмечает целесообразность объединения компе-тентностного подхода педагогов к обеспечению качества электронного обучения в российском образовании [5, с. 169].

Целью настоящего исследования является определение степени готовности российских учебных заведений к реализации оценочно-контрольной системы электронного обучения. Соответственно, в качестве задач выступают следующие:

- раскрыть сущность электронного обучения как педагогического приема;

- определить границы понятийного аппарата электронного обучения;

- выявить имеющиеся ресурсы для обеспечения оценки и контроля знаний студентов в электронном обучении;

- определить степень готовности российских вузов к адаптации оценочно-контрольных ресурсов для обеспечения знаний студентов в электронном обучении.

В качестве метода для достижения поставленной цели и обозначенных задач было выбрано изучение обновленной теоретической базы в отношении

электронного обучения. Кроме того, в качестве метода был применен анализ существующих ресурсов оценки и контроля знаний студентов, которые могут обеспечить качество российского образования в рамках электронного обучения.

Научная новизна настоящей статьи состоит в том, что оцениваются перспективы внедрения инструментов оценки и контроля знаний студентов университетов из разных субъектов РФ, которые впоследствии могут стать источником для научных разработок и внедрения обозначенных разработок в ИТ-систему РФ, позволяющую обеспечивать качество обучения как направления национальной безопасности в сфере образования.

Теоретическая значимость состоит в изучении электронного обучения как педагогического приема, обладающего расширенными перспективами для методических и прикладных разработок в отношении обеспечения оценки и контроля знаний студентов вне зависимости от профиля обучения.

Практическая значимость заключается в том, что впервые создаются предпосылки для создания информационной системы в рамках электронного обучения между университетами разных субъектов РФ. Данная информационная система обладает расширенным потенциалом для реализации оценочно-контрольных мероприятий, которые позволят не только управлять знаниями студентов, но и адаптировать итоги образования к ожиданиям государственной политики от подготовки специалистов.

Электронное обучение как педагогический прием предполагает непосредственную коммуникацию между педагогом и студентом, которая во многом построена на выбранном педагогом методе обучения. При этом характерной особенностью электронного обучения в отличие от классических форм обучения, осуществляющихся в аудитории, выступает более предметное содержание учебного материала, которое во многом носит не только познавательный характер, но и предполагает непосредственное практическое применение.

Некоторые исследователи относят электронное обучение не к способу обеспечения образовательного процесса, а к отдельному виду методов обучения. Их точка зрения объясняется тем, что электронное обучение представляет собой отдельную образовательную единицу в виде онлайн-сессии или онлайн-занятия, которые выстраиваются в цепь других образовательных мероприятий. Таким образом, совокупность обозначенных образовательных мероприятий позволяет достигать конкретизированных учебных задач. Однако данная точка зрения мо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.