Научная статья на тему 'АКТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ'

АКТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданская позиция / социальная реальность / современная школа / civic position / social reality / modern school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Саркисян

В современных реалиях сложной экономической и внешнеполитической обстановки, активного развития в сети Интернет пропагандистского движения, направленного против интересов государства в целом и ее граждан в частности, важнейшую роль играет гражданско-патриотическое образование подрастающего поколения. От патриотизма будущего поколения зависит целостность и процветание страны. На практике все чаще проявляются разногласия между образовательными стандартами и методами работы учителей в общеобразовательных школах и потребностями общества в гражданах-патриотах, способных решать самые сложные и неординарные задачи в условиях жесткого информационного давления извне. Очевидно, что в обществе и в среде профессионалов сформировалось мнение о необходимости трансформации образовательных стандартов. В статье делаются выводы о том, что при воспитании гражданина и патриота необходимо учитывать исторический опыт, однако полностью, без фильтрации и предварительного анализа применять так называемую «советскую систему» не стоит. Важно развивать потенциал педагогических кадров. Эффективно внедряться будут только те идеи, которые подтверждены обществом, имеют практическую значимость и историческую ценность. Целесообразно использовать все доступные компоненты образовательного процесса, которые поспособствуют становлению личности, гражданина и патриота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVE CITIZENSHIP OF HIGH SCHOOL STUDENTS: PEDAGOGICAL AND SOCIAL REALITY

In the modern realities of a difficult economic and foreign policy situation, the active development of a propaganda movement on the Internet directed against the interests of the state in general and its citizens in particular, the civic and patriotic education of the younger generation plays an important role. The integrity and prosperity of the country depends on the patriotism of the future generation. In practice, disagreements between educational standards and methods of work of teachers in secondary schools and the needs of society for patriotic citizens who are able to solve the most difficult and extraordinary tasks in conditions of severe information pressure from the outside are increasingly manifested. It is obvious that an opinion has been formed in society and among professionals about the need to transform educational standards. The article concludes that when educating a citizen and a patriot, it is necessary to take into account historical experience, but it is not necessary to apply the so-called “Soviet system” completely, without filtering and preliminary analysis. It is important to develop the potential of teachers. Only those ideas that are confirmed by society, have practical significance and historical value will be effectively implemented. It is advisable to use all available components of the educational process that will contribute to the formation of a personality, a citizen and a patriot.

Текст научной работы на тему «АКТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ»

16. Рахимов З.Т., Шоназаров З.У Нновационная деятельность будущих преподавателей и факторы её формирования. Вестник науки. 2021; № 1 (34): 14-18.

17. Познанская С.Г., Кутищев С.А., Резанова И.А. Формирование готовности будущих инженеров-строителей к инновационной деятельности. Перспективы Науки и Образования. 2018; № 2 (32): 75-79.

18. Алборова С.З., Смыслова ГА., Сорокопуд Ю.В. Опыт реализации дистанционных технологий в образовательной практике современного вуза. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 120-123.

References

1. Gadzaova L.P. Garantirovannoe gosudarstvennoe obrazovanie i proektirovanie programm vuzovskogo obucheniya, pozvolyayuschih opredelyat' bazovye i special'nye professional'nye kompetencii. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2014; № 2: 107-112.

2. Gadzaova L.P. Formirovanie mezhkul'turnoj kompetentnosti i professional'noj ustojchivosti novogo pokoleniya studentov vuza. Vladikavkaz: Severo-Osetinskij gosudarstvennyj universitet im. K.L. Hetagurova, 2015.

3. Rostovceva P.P. Yazykovaya obrazovatel'naya politika v 'ekonomicheskih vuzah. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2014; № 3 (55): 143-145.

4. Dimova E.V. Pokolenie digital natives: opyt obucheniya pedagogov aktual'nym napravleniyam raboty po formirovaniyu u detej doshkol'nogo vozrasta navykov bezopasnogo povedeniya v informacionnom prostranstve. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 17-19.

5. Borzova T.A. Motivaciya studentov k obucheniyu v sovremennom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 5 (102): 11-13.

6. Blinov V.I., Dulinov M.V., Esenina E.Yu., Sergeev I.S. Proekt didakticheskoj koncepcii cifrovogo professional'nogo obrazovaniya i obucheniya. Moskva: Pero, 2019.

7. Arishina 'E.S., Lesher O.V. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda tehnicheskogo vuza kak resurs razvitiya aksiologicheskogo potenciala studentov. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021; № 4 (232): 71-78.

8. Mel'nikova A.Ya., Kirillova I.K., Vaganova O.I. Opyt organizacii testirovaniya na platforme Moodle. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020; № 3 (226): 99-105.

9. Vaganova O.I., Gladkov A.V., Konovalova E.Yu., Voronina I.R. Cifrovye tehnologii v obrazovatel'nom processe. Baltijskijgumanitarnyjzhurnal. 2020; T. 9; № 2 (31): 53-56.

10. Uvarov A.Yu., Gejbl 'E., Dvoreckaya I.V. Trudnostiiperspektivy cifrovoj transformad!obrazovaniya. Moskva: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly 'ekonomiki, 2019.

11. Smirnova O.G., Procukovich E.A. Opyt ispol'zovaniya obrazovatel'noj platformy Moodle v vuze. The scientific heritage. 2020; № 51: 46-47.

12. Yadgarova L.D., 'Ergasheva S.B. Trebovaniya k testovym zadaniyam v 'elektronnyh uchebnikah. Problemy nauki. 2020; № 8 (56): 35-36.

13. Vazinge O.S. Potencial setevoj kommunikacii v sociokul'turnom vospitanii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 16-18.

14. Burenkova N.V., Danilova T.V., Tonkih A.P. Innovacionnyj podhod k formirovaniyu modeli sovremennogo uchitelya Rossijskoj shkoly. Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. 2020; № 4 (40): 29-36.

15. Tonkih A.P., Pryadeho A.A. Ispol'zovanie informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v processe podgotovki buduschego uchitelya nachal'nyh klassov. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2019; № 3: 221-224.

16. Rahimov Z.T., Shonazarov Z.U. Nnovacionnaya deyatel'nost' buduschih prepodavatelej i faktory ee formirovaniya. Vestnik nauki. 2021; № 1 (34): 14-18.

17. Poznanskaya S.G., Kutischev S.A., Rezanova I.A. Formirovanie gotovnosti buduschih inzhenerov-stroitelej k innovacionnoj deyatel'nosti. Perspektivy Nauki i Obrazovaniya. 2018; № 2 (32): 75-79.

18. Alborova S.Z., Smyslova G.A., Sorokopud Yu.V. Opyt realizacii distancionnyh tehnologij v obrazovatel'noj praktike sovremennogo vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 120-123.

Статья поступила в редакцию 03.11.23

УДК 378

Sarkisyan A.A., postgraduate, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: natalya-gor2008@yandex.com

ACTIVE CITIZENSHIP OF HIGH SCHOOL STUDENTS: PEDAGOGICAL AND SOCIAL REALITY. In the modern realities of a difficult economic and foreign policy situation, the active development of a propaganda movement on the Internet directed against the interests of the state in general and its citizens in particular, the civic and patriotic education of the younger generation plays an important role. The integrity and prosperity of the country depends on the patriotism of the future generation. In practice, disagreements between educational standards and methods of work of teachers in secondary schools and the needs of society for patriotic citizens who are able to solve the most difficult and extraordinary tasks in conditions of severe information pressure from the outside are increasingly manifested. It is obvious that an opinion has been formed in society and among professionals about the need to transform educational standards. The article concludes that when educating a citizen and a patriot, it is necessary to take into account historical experience, but it is not necessary to apply the so-called "Soviet system" completely, without filtering and preliminary analysis. It is important to develop the potential of teachers. Only those ideas that are confirmed by society, have practical significance and historical value will be effectively implemented. It is advisable to use all available components of the educational process that will contribute to the formation of a personality, a citizen and a patriot.

Key word: civic position, social reality, modern school

А.А. Саркисян, аспирант, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: natalya-gor2008@yandex.com

АКТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

В современных реалиях сложной экономической и внешнеполитической обстановки, активного развития в сети Интернет пропагандистского движения, направленного против интересов государства в целом и ее граждан в частности, важнейшую роль играет гражданско-патриотическое образование подрастающего поколения. От патриотизма будущего поколения зависит целостность и процветание страны. На практике все чаще проявляются разногласия между образовательными стандартами и методами работы учителей в общеобразовательных школах и потребностями общества в гражданах-патриотах, способных решать самые сложные и неординарные задачи в условиях жесткого информационного давления извне. Очевидно, что в обществе и в среде профессионалов сформировалось мнение о необходимости трансформации образовательных стандартов. В статье делаются выводы о том, что при воспитании гражданина и патриота необходимо учитывать исторический опыт, однако полностью, без фильтрации и предварительного анализа применять так называемую «советскую систему» не стоит. Важно развивать потенциал педагогических кадров. Эффективно внедряться будут только те идеи, которые подтверждены обществом, имеют практическую значимость и историческую ценность. Целесообразно использовать все доступные компоненты образовательного процесса, которые поспособствуют становлению личности, гражданина и патриота.

Ключевые слова: гражданская позиция, социальная реальность, современная школа

Рост значения гражданского общества в Российской Федерации, сформировавшиеся обстоятельства в геополитике создают заказ образовательной отрасли на развитие и становление социально ориентированного поколения граждан. В перечне наиболее важных задач общеобразовательной организации принципиальное значение получило образование и воспитание гражданина. В данном ракурсе получает большое значение всестороннее теоретическое переосмысление вопроса гражданского становления подрастающего поколения, планомерная, выверенная и продуманная работа по установлению и воплощению в жизнь условий для его гражданского становления.

Суть гражданского формирования в школьной среде и семье определяет деятельность педагогов, воспитателей и родителей по воспитанию патриота, развитию культуры общения между людьми, в том числе разных наций, культуры права, воспитанию ненасильственных принципов сосуществования.

Цель данной статьи - теоретическое осмысление принципов развития гражданско-патриотическое образования подрастающего поколения.

Основные задачи статьи видятся в следующем: проанализировать вопросы гражданско-патриотического воспитания с точки зрения педагогической, социальной и психологической проблемы.

Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, синтез, моделирование, систематизация и классификация.

Научная новизна статьи заключается в том, что результаты исследования обогащают научное представление о сущности понятия «гражданская позиция», раскрывают ее содержание и пути формирования.

Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о роли общеобразовательной школы в развитии гражданского воспитания обучающихся старших классов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на совершенствование процесса гражданского образования и воспитания обучающихся старших классов.

Любое государство, и Российская Федерация в этом отношении исключением не является, хочет видеть своих граждан патриотами страны. В данном ракурсе уклон в сторону гражданско-патриотического воспитания в образовательных организациях можно считать объективной необходимостью, связанной с внешними угрозами и агрессивным поведением многих государств и военно-политических объединений.

При этом необходимо четко понимать, что базовым, основополагающим условием, позволяющим эффективно воспитывать гражданина и патриота, является системность и регулярность. Отсюда напрашивается простой и понятный вывод: необходимо создать такие условия в образовании, чтобы ни у учителей, ни у обучающихся старших классов даже потенциальных возможностей не было уклониться от привития гражданской позиции, основанной на любви к Родине и уважении к государству. А для этого необходимо сформировать соответствующие педагогические условия [1].

Для получения действительно качественного результата в образовательном процессе с точки зрения воспитательной работы по патриотическому направлению необходимо учитывать положительный и отрицательный опыт прошлых поколений. Как уже отмечалось, в нашей стране он достаточно богатый. Важно грамотно определить перспективность переноса существовавших ранее методик гражданского воспитания в современные реалии, а также принципы адаптации под обучающихся старших классов общеобразовательных организаций.

В утрированном формате воспитание гражданина должно строиться на единых принципах, вне зависимости от эпохи и социально-политического строя. Однако на практике понятие «гражданственности» в целом и «гражданина» в частности постоянно менялось. Для российской педагогики имеет смысл выделить следующие основные этапы развития гражданско-патриотического воспитания:

1. Конец XIX века - первое десятилетие XX века. Это время, когда люди верили в справедливость, всеобщее братство. На этой основе и предлагали строить педагогику Лавров П.Л. и Соловьев В.С. Предлагалось воспринимать все общество в качестве единого исполнителя. Подобные идеи выдвигал Н.Ф. Федоров. Вся педагогическая мысль в этом направлении сводилась к мнению о том, что каждый человек обязан быть двигателем общества, своего государства, Отечества, нести за окружающих людей ответственность в частности и за процветание Родины в целом. Вынашивались методики формирования развитого во всех отношениях человека, способного принимать самостоятельные решения во благо Российской империи.

2. Революция 1917-го года и последующая гражданская война, вплоть до 1928 года. Здесь ситуация кардинально изменилась. Раскололось общество, брат пошел войной на брата. Естественно, в таких политических и социальных условиях говорить в школе о каком-то единстве и всеобщем равноправии не приходилось, несмотря на то, что «общее равноправие» было одним из базовых лозунгов пришедших к власти «красных». Но даже такой подход в большей степени ориентировался на объединение пролетариев всех стран, а не отдельных классов в России. В основу «гражданственности» положили принципы безоговорочной и в какой-то степени слепой веры в «прекрасное будущее под чутким руководством Коммунистической партии». Важно, что на этом этапе перед педагогами была поставлена достаточно сложная задача по подготовке из числа всех молодых людей, особенно старших, выпускных классов, потенциальных руководителей. «Кухарка, управляющая государством» - это был не миф, а вполне реальные задачи для педагогики, пусть и утопического по своей сути характера. Проблема заключалась в том, что после революции ощущалась огромнейшая нехватка педагогических кадров.

3. Эпоха «сталинизма» (1928-1953). С точки зрения педагогики этот период знаменателен деятельностью А.С. Макаренко. Собственно говоря, только в его трудах сохранилось само понятие «гражданственности». В остальной же профильной литературе принято было говорить о «коммунистическом воспита-

Библиографический список

нии», которое и поглотило гражданско-патриотическое воспитание. Тем не менее деятельность Макаренко А.С. оказала существенное влияние на педагогическую мысль и деятельность учителей в общеобразовательных школах не только в эпоху «культа личности», но и в наши дни. Педагог-практик во главу существующих приоритетов ставил следующие направления развития личности для воспитания настоящего гражданина: коллективизм, наличие базовых управленческих навыков, общественную и политическую активность и, безусловно, определенную степень образованности. Имеет смысл отметить: именно с этого момента стало принято считать, что настоящий гражданин обязан быть всесторонне развитым человеком, стала формироваться «советская школа».

4. 1953 - конец 1980-х. Этот этап в полной мере можно назвать консервативным, размеренным. Оттепель, потом застой - все это повлияло и на развитие педагогического мастерства. Часто учителя делали акцент на предметной работе, не уделяя должного внимания развитию личности и гражданина в целом. Однако нельзя сказать, что в это время гражданские качества не воспитывались в молодом поколении. Наоборот, на первые роли вышли пионерские и комсомольские организации. Именно они взяли на себя задачи по воспитанию Гражданина и Человека. Не забываем также про ДОСААФ, внесшего посильную лепту в патриотическое воспитание [3].

5. С конца 1980-х годов до начала 2000-х начался развал не только страны, но и педагогики как направления профессиональной деятельности. Многие талантливые учителя ушли из профессии. В это смутное время было непонятно, в каком направлении развивать ребенка. С одной стороны, никуда не делись ценности старшего поколения, с другой - пришел новый, западный мир, навязывающий свое понимание окружающего мира и, главное, свои образовательные стандарты, которые открыто конфликтуют с «советской школой». В общем, это время смело можно считать потерянным для гражданско-патриотического воспитания. И те идеи гражданина-собственника, человека-единоличника, которые продвигались в эпоху перестройки, переносить в современные реалии однозначно нельзя.

6. Современный этап характеризуется новым подъемом гражданско-па-триотического воспитания, акцентирующего внимание на традиционных ценностях, уважении к старшему поколению, сохранении исторических и культурных ценностей России [4].

В наше время, в соответствии с Национальной доктриной образовательного развития в России, включающей периодический интервал до 2025 года, целевая направленность гражданского развития формулируется как воспитание «граждан в рамках права, демократии, подготовленных для социальной интеграции при развитии гражданского общества, относящихся с уважением к правовым свободам других людей, характеризующихся высокими нравственными характеристиками и демонстрирующих терпимость ко всем религиям и национальностям, относящихся с уважением к языкам, традиционным ценностям и культурам иных народностей».

Сегодня базовой целью гражданского развития считается формирование состояния гражданина у молодых людей. Именно к достижению данной цели необходимо стремиться, создавая качественные педагогические условия для граж-данско-патриотического воспитания школьников старших классов.

Непростые социальные, экономические и политические реалии не только в Российской Федерации, но и по всему миру вынуждают образование в целом и педагогов общеобразовательных организаций, работающих в старших классах, в частности принимать самые активные действия по изменению ситуации в плане гражданско-патриотического воспитания подростков.

На сегодняшний день у нас в стране сформированы базовые педагогические условия для развития личности и гражданина детей, подростков, учащейся молодёжи [7; 8]. Однако в обязательном порядке необходимы определенные корректирующие действия.

Более детальный перечень должен быть согласован при широком профессиональном обсуждении. Тем не менее основополагающие аспекты уже можно назвать сейчас:

1. При воспитании гражданина и патриота необходимо учитывать исторический опыт, однако полностью, без фильтрации и предварительного анализа применять так называемую «советскую систему» не стоит.

2. Важно развивать потенциал педагогических кадров.

3. Эффективно внедряться будут только те идеи, которые подтверждены обществом, имеют практическую значимость и историческую ценность.

4. Целесообразно использовать все доступные компоненты образовательного процесса, которые поспособствуют становлению личности, гражданина и патриота.

1. Асмолов А.Г Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. Педагогика. 2009; № 4: 18-22.

2. Горелик Б.Ф. Формирование гражданской позиции личности. Вологда: Книжное наследие, 2011.

3. Демков М.И. История русской педагогики. Москва: Педагогика, 2019.

4. Лихачев Б.Т. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня. Педагогика. 2021; № 5: 52-59.

5. Следзевский И.В. Основные направления гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи в российском образовательном пространстве. Внешкольник. 2007; № 4: 25-28.

6. Сычёва Т.Б. Гражданственность как психологический феномен. Магнитогорск: МГТУ, 2005.

7. Сорокопуд Ю.В., Соловьева С.Н., Коценко В.Н. Педагогические возможности музеев и общественных объединений в процессе формирования патриотической направленности студенческой молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 41-43.

8. Сорокопуд Ю.В., Марайкова Д.Е., Соловьева С.Н., Дубовицкий И.Н. Организация воспитательной работы в процессе досуговой деятельности детей и молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 263-265.

References

1. Asmolov A.G. Sistemno-deyatel'nostnyj podhod k razrabotke standartov novogo pokoleniya. Pedagogika. 2009; № 4: 18-22.

2. Gorelik B.F. Formirovanie grazhdanskojpoziciilichnosti. Vologda: Knizhnoe nasledie, 2011.

3. Demkov M.I. Istoriya russkojpedagogiki. Moskva: Pedagogika, 2019.

4. Lihachev B.T. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie segodnya. Pedagogika. 2021; № 5: 52-59.

5. Sledzevskij I.V. Osnovnye napravleniya grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya detej i molodezhi v rossijskom obrazovatel'nom prostranstve. Vneshkol'nik. 2007; № 4: 25-28.

6. Sycheva T.B. Grazhdanstvennost kakpsihologicheskij fenomen. Magnitogorsk: MGTU, 2005.

7. Sorokopud Yu.V., Solov'eva S.N., Kocenko V.N. Pedagogicheskie vozmozhnosti muzeev i obschestvennyh ob'edinenij v processe formirovaniya patrioticheskoj napravlennosti studencheskoj molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 41-43.

8. Sorokopud Yu.V., Marajkova D.E., Solov'eva S.N., Dubovickij I.N. Organizaciya vospitatel'noj raboty v processe dosugovoj deyatel'nosti detej i molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 263-265.

Статья поступила в редакцию 05.12.23

УДК 378

Emets L.G., postgraduate, Moscow University for Industry and Finance "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: emetsl@mai.ru

Solovyova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Elektroizolyator, Russia), E-mail: emetsl@mai.ru

Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theory and Methodology of Educational Activity, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia); Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: emetsl@mai.ru

PREPARATION OF TEACHERS FOR THE APPLICATION OF THE NEURODIDACTIC APPROACH WHEN WORKING WITH CHILDREN WITH LEARNING DIFFICULTIES. The article discusses the main and most important principles of the neurodidactic approach in pedagogy, reveals the concepts of neurodidactics and its approach and offers the practical methods of work for teachers that can be used in real pedagogical practice. The article also gives the rationale for using this approach, since the results are not only positive dynamics in educational achievements, but also stimulation of interest in learning process itself and the emergence of learning motivation. The conclusion is made about the expediency of using a neurodidactic approach in working with children who have learning difficulties and the necessity to introduce this approach into the learning system as a whole. Applying a neurodidactic approach can help to effectively overcome the various difficulties that children face in the learning process. With this approach, teachers can avoid information overload and build learning on the basis of a gradual increase in the complexity of the material, taking into account the peculiarities of students' brain activity.

Key words: neurodidactics, neurodidactic approach, pedagogy, neuropsychology, education, effective learning, brain

Л.Г. Емец, аспирант, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, E-mail: emetsl@mai.ru

Н.В. Соловьева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: emetsl@mai.ru

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва,

проф. ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: emetsl@mai.ru

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ПРИМЕНЕНИЮ НЕИРОДИДАКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ

В статье рассматриваются основные и самые важные принципы нейродидактического подхода в педагогике. Раскрываются понятия нейродидакти-ки и нейродидактического подхода. Предлагаются практические методы работы для педагогов, которые можно использовать в реальной педагогической практике. Приводится обоснование применения данного подхода, так как результатами является не только положительная динамика в учебных достижениях, но и стимулирование интереса к самому процессу обучения и возникновения учебной мотивации. Сделан вывод о целесообразности применения нейродидактического подхода в работе с детьми, имеющими трудности в обучении, а также необходимости внедрения этого подхода в систему обучения в целом.

Ключевые слова: нейродидактика, нейродидактический подход, педагогика, нейропсихология, обучение, эффективное обучение, трудности обучения, мозг

В современном мире, где новые технологии проникают во все сферы нашей жизни, традиционные подходы к обучению детей, испытывающих трудности, могут оказаться неэффективными. Однако с развитием нейронауки и пониманием работы человеческого мозга появился новый подход к обучению - нейродидактика [1-15]. Нейродидактика - это научное направление, которое исследует взаимосвязь между принципами работы мозга и образовательной деятельностью. В данной статье мы рассмотрим необходимость использования нейроди-дактического подхода при работе с детьми, имеющими трудности в обучении, так как именно этот подход представляется нам наиболее эффективным в таких случаях. Эта статья адресована всем практикующим педагогам. Она поможет им узнать основные принципы нейродидактического подхода и позволит начать применять его в своей деятельности для достижения максимальной эффективности в работе с детьми, имеющими различные трудности в обучении, там, где традиционные подходы «не работают» или являются малопродуктивными.

В то же время, как показывает практика, современные учителя ещё не в должной мере владеют методикой реализации нейродидактического подхода, многие педагоги при личной беседе говорили о том, что они практически не имеют знаний о данном подходе и о возможности применять его в практике преподавания.

В этой связи возникает проблема, связанная с возможностью подготовки педагогов к реализации нейродидактического подхода в обучении школьников в условиях повышения квалификации.

Цель исследования: освещение основного содержания нейродидактиче-ского подхода, которое предлагается использовать для подготовки педагогов в условиях повышения квалификации.

Поставленной цели соответствуют следующие задачи:

- рассмотреть сущность нейродидактического подхода;

- показать возможности его применения на практике.

При подготовке статьи авторами были использованы такие методы исследования, как рефлексия собственного педагогического опыта и изучение трудов педагогов-исследователей и практиков.

Научная новизна заключается в обогащении методологии и технологии профессионального образования в вопросах, касающихся подготовки педагогов к реализации нейродидактического подхода при работе со школьниками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теоретическая значимость исследования заключается в освещении материала, который может быть предложен педагогам на курсах повышения квалификации, о сущности нейродидактического подхода и возможностях его применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.