Библиографический список
1. Дзидзоева С.М., Дзидзоева С.М., Красношлык З.П. Я узнаю о Великой Отечественной войне (70-летию Победы в ВОВ посвящается). Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2015.
2. Дзидзоева С.М., Красношлык З.П. Технологический ориентир этнокультурного образования дошкольников в условиях РСО-Алания. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 31-333.
3. Киргуева Ф.Х., Гизоев С.Э. Подготовка будущего учителя к формированию патриотического воспитания обучающихся. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 289-291.
4. Киргуева Ф.Х., Дзидзоева С.М. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в поликультурной среде как научно-педагогическая проблема. Ульяновск, 2020.
5. О некоторых вопросах патриотического и духовно-нравственного воспитания в республике Северная Осетия-Алания: законопроект. Официальный сайт Парламента республики Северная Осетия-Алания. Available at: http://www.parliament-osetia.ru/index.php/main/bills/art/328
6. Путин В.В. Есть основополагающие принципы существования самого государства, и один из этих принципов - уважение к своей истории и воспитание патриотизма. Высшее образование сегодня. 2013; № 1: 3-4.
7. Толстой Л.Н. О народном образовании. Полное собрание сочинений. Педагогические статьи 1860-1863. Москва, 1936; Т. 8: 4-25.
8. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. Москва: Просвещение, 1968.
9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/
10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/400807193/
References
1. Dzidzoeva S.M., Dzidzoeva S.M., Krasnoshlyk Z.P. Ya uznayuo Velikoj Otechestvennojvojne (70-letiyuPobedy v VOVposvyaschaetsya). Vladikavkaz: Izdatel'stvo SOGPI, 2015.
2. Dzidzoeva S.M., Krasnoshlyk Z.P. Tehnologicheskij orientir 'etnokul'turnogo obrazovaniya doshkol'nikov v usloviyah RSO-Alaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 31-333.
3. Kirgueva F.H., Gizoev S.'E. Podgotovka buduschego uchitelya k formirovaniyu patrioticheskogo vospitaniya obuchayuschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 289-291.
4. Kirgueva F.H., Dzidzoeva S.M. Duhovno-nravstvennoe vospitanie mladshih shkol'nikov v polikul'turnoj srede kak nauchno-pedagogicheskaya problema. Ul'yanovsk, 2020.
5. O nekotoryh voprosah patrioticheskogo i duhovno-nravstvennogo vospitaniya v respublike Severnaya Osetiya-Alaniya: zakonoproekt. Oficial'nyj sajt Parlamenta respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya. Available at: http://www.parliament-osetia.ru/index.php/main/bills/art/328
6. Putin V.V. Est' osnovopolagayuschie principy suschestvovaniya samogo gosudarstva, i odin iz 'etih principov - uvazhenie k svoej istorii i vospitanie patriotizma. Vysshee obrazovanie segodnya. 2013; № 1: 3-4.
7. Tolstoj L.N. O narodnom obrazovanii. Polnoe sobranie sochinenij. Pedagogicheskie stat'i 1860-1863. Moskva, 1936; T. 8: 4-25.
8. Ushinskij K.D. Izbrannyepedagogicheskieproizvedeniya. Moskva: Prosveschenie, 1968.
9. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya: Prikaz ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/
10. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obschego obrazovaniya. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya: Prikaz Ministerstva prosvescheniya RF ot 31 maya 2021 g. № 286. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/
Статья поступила в редакцию 06.12.22
УДК 378.147
Dudaev G.S.-Kh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Management, Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
TRUSTING ATTITUDE TO CITIZENS AS A PRINCIPLE AND ATTRIBUTE OF AN EFFECTIVELY DEVELOPING SYSTEM OF STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION. On this article's pages the state and municipal authorities of the Russian Federation trusting attitude to citizens is considered as one of the attributes that ensure the relevant system effective development. Before starting the main subject study, the importance of establishing trusting relationships between management structures on the one hand and society on the other at its present development stage is proved. The role and place of trust in a number of consolidating principles that ensure the modern society's unity are considered. Its essence and structure are investigated. Trust has psychological, political, social and economic traits. Conclusions are drawn about this complex phenomenon's importance in establishing relations between state and municipal authorities, on the one hand, and citizens of the Russian Federation, on the other.
Key words: public administration bodies, municipal administration bodies, trust, trust relations, civil society.
Г.С.-Х. Дудаев, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный,
E-mail: [email protected]
ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ГРАЖДАНАМ КАК ПРИНЦИП И АТРИБУТ ЭФФЕКТИВНО РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
На страницах настоящей статьи доверительное отношение органов государственного и муниципального управления Российской Федерации к гражданам рассматривается в качестве одного из атрибутов, обеспечивающих эффективное развитие соответствующей системы. Перед началом изучения основного предмета доказывается важность установления доверительных отношений между управленческими структурами, с одной стороны, и обществом, с другой, на современном этапе развития последнего. Далее рассматриваются роль и место доверия в ряду консолидирующих начал, обеспечивающих единство современного общества. Исследуются его суть и структура. На этом основании делаются выводы о важности данного комплексного феномена при установлении отношений между органами государственного и муниципального управления, с одной стороны, гражданами РФ, с другой.
Ключевые слова: органы государственного управления, органы муниципального управление, доверие, доверительные отношения, гражданское общество.
В последнее время фиксируется существенное возрастание важности установления в обществе доверительных отношений как одного из необходимых условий его дальнейшего поступательного развития [1-16]. В этой связи проблема формирования доверительного отношения к гражданам со стороны отечественной системы государственного и муниципального управления закономерно превращается в одну из ключевых в смысле обеспечения прогресса политической и социально-экономической сторон жизни РФ [4; 6; 7; 9; 13].
Данная тенденция во многом может быть объяснена тем фактом, что в условиях демократизации российского общества, характерной для трёх последних десятилетий, служащие структур государственного и муниципального управления становятся объектом пристального внимания со стороны общественности и СМИ. Соответственно, их доверительное отношение к гражданам в ходе осуществления профессиональной деятельности в определённой степени обусловливает стабильность социума, его готовность к дальнейшей модернизации
[4; 7; 8; 10; 13]. Кроме того, достаточно высокий уровень развития доверия между государственными служащими, с одной стороны, и населением, с другой, с высокой вероятностью будет способствовать стабилизации социально-политической ситуации в нашей стране.
В связи с вышесказанным целью исследования является рассмотрение феномена доверительного отношения к гражданам как принципа и атрибута развивающейся системы государственного и муниципального управления в Российской Федерации.
Задачи исследования: на основании анализа результатов изучения нормативной литературы и эмпирических исследований охарактеризовать проблему феномена доверительного отношения к гражданам; рассмотреть феномен доверия органов государственного и муниципального управления к гражданам РФ.
Научная новизна заключается в том, что всесторонне рассмотрена специфика феномена доверительного отношения к гражданам.
Теоретическая значимость заключается в освещении общих теоретических подходов к изучению феномена доверия по отношению к органам государственного и муниципального управления к гражданам РФ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем рассмотрены структурные элементы феномена доверия.
Человеческое общество, в том числе на территории РФ, представляет собой систему многоуровневого доверия [1-4; 11]. Действительно, если бы между гражданским обществом и управленческими структурами не был достигнут определенный уровень доверия, то они, скорее всего, не смогли бы эффективно взаимодействовать. Таким образом, доверие является одним из важнейших факторов социальной жизни. Ему присуще не только психологическое содержание субъективного характера, но и политическое, социальное, экономическое [4; 5; 6; 10].
В число основных структурных элементов столь сложного феномена входят субъект и объект доверия; отношение доверия; деятельностное содержание доверия; функциональный орган доверия; факторы доверия (средовые, субъектные, объектные); ситуация доверия; социально-психологический механизм доверия; характеристики доверия как отношения, в том числе системы государственного и муниципального управления к гражданам; характеристики доверия как функционального органа; содержание доверия (коммуникативное, перцептивное, интерактивное); социально-психологические функции доверия [1; 11].
Данный феномен при его изучении следует понимать в двух смыслах (табл. 1).
Таблица 1
Смыслы термина «доверия»
В целом доверие представляет собой направленное социально-психологическое отношение, направленное от субъекта доверия к его объекту. Подобное его представление формирует наиболее общую модель. Последняя лишена каких-либо качественных характеристик, присущих рассматриваемому феномену.
Субъектами доверия могут быть личность; большая или малая группа лиц; общество в целом [5; 6; 7; 12].
В нашем случае субъектом доверия выступают граждане Российской Федерации. Объектом же - служащие органов государственного и муниципального управления.
На современном этапе разработки соответствующей проблематики в структуре доверия мы можем выделить две стороны: доверие субъекта к объекту; объектное отношение. В свою очередь, объектное отношение может быть охарактеризовано как негативное; нейтральное; позитивное.
По своей направленности оно может быть рассеянно-направленным (адресовано всем); лично-направленным (адресовано субъекту доверия) [5; 7; 11].
Если субъект проявляет в соответствии с объектным отношением в целом эквивалентное отношение, то такое отношение и является доверием. Существенное отклонение в сторону непропорционального доверия указывает на отношение доверчивости, в сторону недоверия - недоверчивости. Для доверия,
Библиографический список
в отличие от веры или уверенности, характер объектного отношения является одной из существенных характеристик [2; 3; 13; 14]. При этом доверие представляет собой вторичное, встречное и эквивалентное отношение, которое формируется на основе объектного отношения. Данная его черта одновременно является формальной и операциональной дефиницией доверия как социального отношения [1, с. 117].
Доверию присущ имплицитно предсказывающий характер в отношении поведения объекта. Таким образом, оно детерминирует взаимодействие между органами государственного и муниципального управления, с одной стороны, гражданами РФ - с другой. Важной чертой доверия, в том числе органов государственного и муниципального управления к гражданам РФ, отличающей его от других отношений, является факт формирования большей части отношений как результатов опосредования потребностно-мотивационной сферы теми или иными конкретными потребностями, мотивами, целями. Другими словами, большинство отношений, устанавливаемых в пространстве современного российского социума, имеют в своём основании специфическую потребность, цель и т. п. Например, деловые отношения базируются на необходимости решать определенные профессиональные задачи, а властные - на сохранении структуры организации [12, с. 267].
Как видим, доверию не присущи специфическая потребность, мотив или цель. Оно формируется как неспецифическое отношение, сопровождающее ряд иных отношений, которые, в свою очередь, имеют цели, мотивы и потребности. Такая его черта проявляется в ситуациях принятия решения, оценки результатов чьей-либо деятельности или условий безопасности. Указанная черта является признаком доверия как метаотношения [1; 4; 9; 10]. Основными особенностями метаотношения и доверия как метаотношения являются следующие: обобщение и сокращение других отношений; отсутствие специфической потребности; фоновый характер для иных отношений; наличие потенциала предвидения; детерминация других отношений [2; 7].
Таким образом, доверие формируется как обобщение опыта взаимодействия. Однако с момента, когда оно сформировано, доверие как метаотношение начинает играть роль детерминирующего фактора поведения других отношений, складывающихся между системой государственного и муниципального управления, с одной стороны, и гражданами, с другой [9; 10; 12; 14]. По причине невозможности проведения подробного и достаточного сбора необходимых данных и их анализа в каждом случае принятия решения отношение доверия между управленческими структурами и обществом выходит на первый план, тем самым обусловливая конкретные решения [1; 10].
Завершая исследование, мы с определённой долей уверенности можем утверждать, что сегодня проблема формирования доверительного отношения к гражданам со стороны отечественной системы государственного и муниципального управления является одной из ключевых в смысле обеспечения дальнейшего эффективного развития политической и социально-экономической сторон жизни нашей страны. Доверию присущи психологическое, политическое, социальное и экономическое черты. В число его структурных элементов входят субъект и объект доверия; отношение доверия; деятельностное содержание доверия; функциональный орган доверия; факторы доверия (средовые, субъектные, объектные); ситуация доверия; социально-психологический механизм доверия; характеристики доверия как отношения, в том числе системы государственного и муниципального управления к гражданам; характеристики доверия как функционального органа; содержание доверия (коммуникативное, перцептивное, интерактивное); социально-психологические функции доверия. Немаловажной чертой доверия, в том числе органов государственного и муниципального управления к гражданам РФ, отличающей его от других отношений, является факт формирования большей части отношений как результатов опосредования потребностно-мотивационной сферы теми или иными конкретными потребностями, мотивами, целями. Доверие развивается как обобщение опыта взаимодействия. При этом с момента, когда оно сформировано, оно как метаотношение начинает играть роль детерминирующего фактора поведения других отношений, складывающихся между системой государственного и муниципального управления, с одной стороны, и гражданами, с другой. В силу невозможности проведения подробного и достаточного сбора необходимых данных и их анализа в каждом случае принятия решения отношение доверия между управленческими структурами и обществом выходит на первый план, тем самым обусловливая конкретные решения.
Смысл Трактовка
Узкий Собственно доверие
Широкий Весь спектр отношений доверие - недоверие, разные степени доверия и недоверия [1, с. 115]
1. Антоненко И.В. Психология личности: генезис доверия. Ярославский педагогический вестник. 2019; № 1: 112-121.
2. Зборовский ГЕ. Доверие в вузе как фактор преодоления образовательной неуспешности студенчества. Вестник Института социологии. 2019; № 4: 126-149.
3. Зборовский ГЕ. Доверие к высшему образованию: социологические подходы к исследованию проблемы. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2018; № 3: 21-35.
4. Ильичева Л.Е. Доверие как мост над пропастью неуверенности между властью и обществом. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021; № 2: 162-185.
5. Дудаев Г.С. Психолого-педагогические особенности формирования у будущих бакалавров государственного и муниципального управления культуры доверительного отношения к гражданам в процессе вузовского образования. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 3 (94): 117-119.
6. Дудаев ГС.Х. Специфика преподавания профессиональных дисциплин у будущих бакалавров государственного и муниципального управления. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 161-163.
7. Кучмезов РА. Категория «доверительные отношения» как философская и психолого-педагогическая проблема. Кант. 2019; № 1: 70-73.
8. Кучмезов РА. Структура способности сотрудников полиции устанавливать доверительные отношения с населением разных категорий. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 311-312.
9. Лапидус РН. Институты гражданского общества как правовая категория. Вестник Московского университета МВД России. 2018; № 2: 170-175.
10. Мазилов В.А. Психология внутреннего мира профессионала. Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: сборник статей IX Международной научно-практической интернет-конференции. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017: 62-69.
11. Почебут Л.Г. Психология доверия в организации. Психологический журнал. 2017; № 6: 65-76.
12. Сафонов B.C. О психологии доверительного общения. Проблема общения в психологии. Москва, 2017: 264-272.
13. Ширяев В.А. Управленческие технологии формирования доверия населения к органам исполнительной власти: социологический анализ. Социология. 2018; № 4: 172-177.
14. Юревич А.В. Методология количественной оценки психологического состояния современного российского общества. Методология и история психологии. 2018; Выпуск 1: 155-173.
15. Сулумов С.Х., Дудаев ГС.Х. Анализ ресурсного потенциала региона (на примере Чеченской Республики). ФГУ Science. 2015; № 1 (5): 81-84.
16. Дудаев Г.С.-Х. Процесс разработки и принятия управленческих решений. ФГУ Science. 2016; № 2 (8): 60-62.
References
1. Antonenko I.V. Psihologiya lichnosti: genezis doveriya. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2019; № 1: 112-121.
2. Zborovskij G.E. Doverie v vuze kak faktor preodoleniya obrazovatel'noj neuspeshnosti studenchestva. VestnikInstituta sociologii. 2019; № 4: 126-149.
3. Zborovskij G.E. Doverie k vysshemu obrazovaniyu: sociologicheskie podhody k issledovaniyu problemy. VestnikPermskogo nacional'nogo issledovatel'skogopolitehnicheskogo universiteta. Social'no-'ekonomicheskie nauki. 2018; № 3: 21-35.
4. Il'icheva L.E. Doverie kak most nad propast'yu neuverennosti mezhdu vlast'yu i obschestvom. Monitoring obschestvennogo mneniya: 'ekonomicheskie i social'nye peremeny. 2021; № 2: 162-185.
5. Dudaev G.S. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti formirovaniya u buduschih bakalavrov gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya kul'tury doveritel'nogo otnosheniya k grazhdanam v processe vuzovskogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 117-119.
6. Dudaev G.S.H. Specifika prepodavaniya professional'nyh disciplin u buduschih bakalavrov gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 161-163.
7. Kuchmezov R.A. Kategoriya «doveritel'nye otnosheniya» kak filosofskaya i psihologo-pedagogicheskaya problema. Kant. 2019; № 1: 70-73.
8. Kuchmezov R.A. Struktura sposobnosti sotrudnikov policii ustanavlivat' doveritel'nye otnosheniya s naseleniem raznyh kategorij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 311-312.
9. Lapidus R.N. Instituty grazhdanskogo obschestva kak pravovaya kategoriya. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2018; № 2: 170-175.
10. Mazilov V.A. Psihologiya vnutrennego mira professionala. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v usloviyah modernizacii: sbornik statej IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj internet-konferencii. Yaroslavl': RIO YaGPU, 2017: 62-69.
11. Pochebut L.G. Psihologiya doveriya v organizacii. Psihologicheskij zhurnal. 2017; № 6: 65-76.
12. Safonov B.C. O psihologii doveritel'nogo obscheniya. Problema obscheniya v psihologii. Moskva, 2017: 264-272.
13. Shiryaev V.A. Upravlencheskie tehnologii formirovaniya doveriya naseleniya k organam ispolnitel'noj vlasti: sociologicheskij analiz. Sociologiya. 2018; № 4: 172-177.
14. Yurevich A.V. Metodologiya kolichestvennoj ocenki psihologicheskogo sostoyaniya sovremennogo rossijskogo obschestva. Metodologiya i istoriya psihologii. 2018; Vypusk 1: 155-173.
15. Sulumov S.H., Dudaev G.S.H. Analiz resursnogo potenciala regiona (na primere Chechenskoj Respubliki). FGU Science. 2015; № 1 (5): 81-84.
16. Dudaev G.S.-H. Process razrabotki i prinyatiya upravlencheskih reshenij. FGU Science. 2016; № 2 (8): 60-62.
Статья поступила в редакцию 07.12.22
УДК 378
Emets L.G., postgraduate, Moscow University for Industry and Finance "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
MOTIVATION OF TEACHERS AS AN IMPORTANT FACTOR FOR THE INTRODUCTION OF A NEURODIDACTIC APPROACH TO TEACHING. The article discusses concepts of neuropedagogy, neurodidactics and the place of neurodidactics in the system of sciences. The author indicates the necessity of professional development of teachers in the field of application of the neurodidactic approach in education. The article considers a concept of motivation as a necessary component for the introduction of innovative approaches in the professional activities of teachers. The author highlights the leading motives, which contribute to the independent activity of teachers to improve the level of qualification and apply new methods and approaches in their work. The article concludes that the professional motive and the motive of self-actualization are the leading ones for the introduction of the neurodidactic approach. In this regard, it is necessary to create conditions for increasing the motivation of teachers to master this promising direction in pedagogy.
Key words: neurodidactics, neuropedagogy, neurodidactic approach, motivation, pedagogical motivation, teacher's professional activity, pedagogical activity, teachers' self-actualization.
Л.Г. Емец, аспирант, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, E-mail: [email protected]
МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГОВ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ НЕЙРОДИДАКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИЕ
В статье раскрываются понятия нейропедагогики и нейродидактики. Рассматривается место нейродидактики в системе наук. Автор указывает на необходимость повышения квалификации педагогов в области применения нейродидактического подхода в образовании. В статье также раскрывается понятие мотивации как необходимого компонента для внедрения инновационных подходов в профессиональную деятельность педагогов. Автором выделяются ведущие мотивы, способствующие самостоятельной деятельности педагогов по повышению уровня квалификации и применению новых методов и подходов в своей работе. В статье делается вывод о том, что профессиональный мотив и мотив самоактуализации являются ведущими для внедрения нейродидактического подхода. В этой связи необходимо создавать условия для повышения мотивации у педагогов для освоения данного перспективного направления в педагогике.
Ключевые слова: нейродидактика, нейропедагогика, нейродидактический подход, мотивация, педагогическая мотивация, профессиональная деятельность педагога, педагогическая деятельность, самоактуализация педагогов.
Нейродидактика является интегративной дисциплиной, находящейся на стыке психологии, педагогики и нейронаук. Она объединяет теоретическую и практическую информацию о работе мозга и психики в ситуации обучения. Конечно, целью нейродидактики является не только и не столько обобщение материала, сколько его переработка и дальнейшее внедрение в практическую плоскость для максимальной эффективности процесса обучения. Герхард Прайс, предложивший термин «нейропедагогика», подчеркивал междисциплинарный характер этой науки [1-15]. На рис. 1 наглядно показано место нейродидактики в системе наук.
Неудивительно, что знания о функциональной работе мозга в процессе усвоения и переработки новой информации, психофизиологических основах таких высших психических функциях, как мышление, восприятие, память, внимание обеспечивают максимальную эффективность обучения. Нейропедагогика и нейродидактика являются научно-прикладными отраслями нейрообразования. Из него логически следует цель статьи: получить знание об экспериментальной апробации нейродидактических технологий.
Задачи статьи:
1) конкретизировать ключевые категории исследования;