8. Кучмезов РА. Структура способности сотрудников полиции устанавливать доверительные отношения с населением разных категорий. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 311-312.
9. Лапидус РН. Институты гражданского общества как правовая категория. Вестник Московского университета МВД России. 2018; № 2: 170-175.
10. Мазилов В.А. Психология внутреннего мира профессионала. Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: сборник статей IX Международной научно-практической интернет-конференции. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017: 62-69.
11. Почебут Л.Г. Психология доверия в организации. Психологический журнал. 2017; № 6: 65-76.
12. Сафонов B.C. О психологии доверительного общения. Проблема общения в психологии. Москва, 2017: 264-272.
13. Ширяев В.А. Управленческие технологии формирования доверия населения к органам исполнительной власти: социологический анализ. Социология. 2018; № 4: 172-177.
14. Юревич А.В. Методология количественной оценки психологического состояния современного российского общества. Методология и история психологии. 2018; Выпуск 1: 155-173.
15. Сулумов С.Х., Дудаев ГС.Х. Анализ ресурсного потенциала региона (на примере Чеченской Республики). ФГУ Science. 2015; № 1 (5): 81-84.
16. Дудаев Г.С.-Х. Процесс разработки и принятия управленческих решений. ФГУ Science. 2016; № 2 (8): 60-62.
References
1. Antonenko I.V. Psihologiya lichnosti: genezis doveriya. Yaroslavskijpedagogicheskijvestnik. 2019; № 1: 112-121.
2. Zborovskij G.E. Doverie v vuze kak faktor preodoleniya obrazovatel'noj neuspeshnosti studenchestva. VestnikInstituta sociologii. 2019; № 4: 126-149.
3. Zborovskij G.E. Doverie k vysshemu obrazovaniyu: sociologicheskie podhody k issledovaniyu problemy. VestnikPermskogo nacional'nogo issledovatel'skogopolitehnicheskogo universiteta. Social'no-'ekonomicheskie nauki. 2018; № 3: 21-35.
4. Il'icheva L.E. Doverie kak most nad propast'yu neuverennosti mezhdu vlast'yu i obschestvom. Monitoring obschestvennogo mneniya: 'ekonomicheskie i social'nye peremeny. 2021; № 2: 162-185.
5. Dudaev G.S. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti formirovaniya u buduschih bakalavrov gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya kul'tury doveritel'nogo otnosheniya k grazhdanam v processe vuzovskogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 117-119.
6. Dudaev G.S.H. Specifika prepodavaniya professional'nyh disciplin u buduschih bakalavrov gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 161-163.
7. Kuchmezov R.A. Kategoriya «doveritel'nye otnosheniya» kak filosofskaya i psihologo-pedagogicheskaya problema. Kant. 2019; № 1: 70-73.
8. Kuchmezov R.A. Struktura sposobnosti sotrudnikov policii ustanavlivat' doveritel'nye otnosheniya s naseleniem raznyh kategorij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 311-312.
9. Lapidus R.N. Instituty grazhdanskogo obschestva kak pravovaya kategoriya. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2018; № 2: 170-175.
10. Mazilov V.A. Psihologiya vnutrennego mira professionala. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v usloviyah modernizacii: sbornik statej IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj internet-konferencii. Yaroslavl': RIO YaGPU, 2017: 62-69.
11. Pochebut L.G. Psihologiya doveriya v organizacii. Psihologicheskij zhurnal. 2017; № 6: 65-76.
12. Safonov B.C. O psihologii doveritel'nogo obscheniya. Problema obscheniya v psihologii. Moskva, 2017: 264-272.
13. Shiryaev V.A. Upravlencheskie tehnologii formirovaniya doveriya naseleniya k organam ispolnitel'noj vlasti: sociologicheskij analiz. Sociologiya. 2018; № 4: 172-177.
14. Yurevich A.V. Metodologiya kolichestvennoj ocenki psihologicheskogo sostoyaniya sovremennogo rossijskogo obschestva. Metodologiya i istoriya psihologii. 2018; Vypusk 1: 155-173.
15. Sulumov S.H., Dudaev G.S.H. Analiz resursnogo potenciala regiona (na primere Chechenskoj Respubliki). FGU Science. 2015; № 1 (5): 81-84.
16. Dudaev G.S.-H. Process razrabotki i prinyatiya upravlencheskih reshenij. FGU Science. 2016; № 2 (8): 60-62.
Статья поступила в редакцию 07.12.22
УДК 378
Emets L.G., postgraduate, Moscow University for Industry and Finance "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
MOTIVATION OF TEACHERS AS AN IMPORTANT FACTOR FOR THE INTRODUCTION OF A NEURODIDACTIC APPROACH TO TEACHING. The article discusses concepts of neuropedagogy, neurodidactics and the place of neurodidactics in the system of sciences. The author indicates the necessity of professional development of teachers in the field of application of the neurodidactic approach in education. The article considers a concept of motivation as a necessary component for the introduction of innovative approaches in the professional activities of teachers. The author highlights the leading motives, which contribute to the independent activity of teachers to improve the level of qualification and apply new methods and approaches in their work. The article concludes that the professional motive and the motive of self-actualization are the leading ones for the introduction of the neurodidactic approach. In this regard, it is necessary to create conditions for increasing the motivation of teachers to master this promising direction in pedagogy.
Key words: neurodidactics, neuropedagogy, neurodidactic approach, motivation, pedagogical motivation, teacher's professional activity, pedagogical activity, teachers' self-actualization.
Л.Г. Емец, аспирант, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, E-mail: [email protected]
МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГОВ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ НЕЙРОДИДАКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИЕ
В статье раскрываются понятия нейропедагогики и нейродидактики. Рассматривается место нейродидактики в системе наук. Автор указывает на необходимость повышения квалификации педагогов в области применения нейродидактического подхода в образовании. В статье также раскрывается понятие мотивации как необходимого компонента для внедрения инновационных подходов в профессиональную деятельность педагогов. Автором выделяются ведущие мотивы, способствующие самостоятельной деятельности педагогов по повышению уровня квалификации и применению новых методов и подходов в своей работе. В статье делается вывод о том, что профессиональный мотив и мотив самоактуализации являются ведущими для внедрения нейродидактического подхода. В этой связи необходимо создавать условия для повышения мотивации у педагогов для освоения данного перспективного направления в педагогике.
Ключевые слова: нейродидактика, нейропедагогика, нейродидактический подход, мотивация, педагогическая мотивация, профессиональная деятельность педагога, педагогическая деятельность, самоактуализация педагогов.
Нейродидактика является интегративной дисциплиной, находящейся на стыке психологии, педагогики и нейронаук. Она объединяет теоретическую и практическую информацию о работе мозга и психики в ситуации обучения. Конечно, целью нейродидактики является не только и не столько обобщение материала, сколько его переработка и дальнейшее внедрение в практическую плоскость для максимальной эффективности процесса обучения. Герхард Прайс, предложивший термин «нейропедагогика», подчеркивал междисциплинарный характер этой науки [1-15]. На рис. 1 наглядно показано место нейродидактики в системе наук.
Неудивительно, что знания о функциональной работе мозга в процессе усвоения и переработки новой информации, психофизиологических основах таких высших психических функциях, как мышление, восприятие, память, внимание обеспечивают максимальную эффективность обучения. Нейропедагогика и нейродидактика являются научно-прикладными отраслями нейрообразования. Из него логически следует цель статьи: получить знание об экспериментальной апробации нейродидактических технологий.
Задачи статьи:
1) конкретизировать ключевые категории исследования;
РиС.1.МУСТ0НКК|К0ДИДаМИИИВ СИСТеМП наук
2) раскрыть феноменологию эксперимента в нейропедагогике;
3) оиксатоэосперкментотьниумеиодик- в кейуопндсгогике .
Методы исследования включили обобщение научных данных об экспери-мккте в н^о^е^уруэьь^.
Научная новизна статьи состоит в расширении границ педагогического зтьниеоб ткэтерсменттниеНропеупвокике.Внервые проведмно иселеднвакйе данного феномена по комплексным параметрам нейрофизиологии, психологии иендаиигиои.
Теоретическая значимость статьи заключается в разработке теоретических мссикток экэпересен тж1н-огоует7еокне0иопедагог и оеникм тткиолокиям.
Практическая значимость определяется возможностью корректного использования экспериментального метода к нейропедагогическим технологиям.
Даже небольшой обзор достижений нейроисследований в области образования позволяет сделать вывод о том, что их результаты могут использоваться в учебном процессе. Для их внедрения и апробации требуется совместная работа нейрофизиологов, педагогов, психологов. Такой междисциплинарный подход позволяет сделать эффективнее каждый этап обучения.
В данный момент активизация нейродидактического подхода получает распространение в разных областях педагогики. Значительный прикладной смысл и применение нейродидактика приобрела сегодня в изучении иностранных языков. Но мы настаиваем, что данный подход нужно внедрять в процесс образования в самом широком смысле. Актуальность внедрения нейродидактического подхода раскрывается в одноименной статье: «...одной из главных задач современного образования является всестороннее развитие ребенка: его когниций, свойств личности, социальных компетенций с использованием максимально эффективных и здоровьесберегающих методов и технологий обучения, учитывающих индивидуальные особенности каждого обучающегося. Данная задача может быть успешно решена с использованием нейропсихологических знаний, нейропедаго-гики, с применением нейродидактических методов в обучении. Очевидно, что у основной массы современных педагогов недостаточно квалификации для того чтобы до конца понимать и действовать в рамках изменившейся парадигмы обучения. Поэтому актуальность внедрения нейродидактического подхода в виде новых стандартов обучения педагогов на данный момент не вызывает сомнения...» [5].
Применение нейродидактического подхода в образовании в данный момент не является необходимым компонентом для осуществления педагогической деятельности. Следовательно, надо найти предпосылки для самостоятельного повышения преподавателями уровня их квалификации.
Таким образом, в своей статье мы не можем обойти вопрос мотивации педагогических работников.
Л.И. Божович указывает, что термин «мотивация» произошёл от понятия «мотив». «В качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства, переживания, - словом, всё то, в чём нашла воплощение потребность» [2].
Абрахам Маслоу считал, что неудовлетворенная потребность активизирует деятельности и побуждает к совершению действий.
Таким образом, можно сделать вывод, что основой мотивов являются потребности личности. Мотив же выражает потребность и придает смысл поведению, в результате которого потребность находит удовлетворение. В зависимости от источника побуждения мотивацию традиционно разделяют на внешнюю и внутреннюю.
Выделяя профессиональные мотивы педагогов, исследователи обычно называют следующие: общие профессиональные мотивы; мотивы личностной самореализации, материальные стимулы; мотивы, связанные с самоутверждением, и др. Очевидно, что вопрос внедрения нейродидактического подхода лежит в двух плоскостях. Одна из них - это внешнее стимулирование педагогов. Тут могут быть варианты, предложенные самой системой образования (что видится нам на данном этапе невыполнимым, так как система слишком ригидна для столь быстрого разворота в сторону меняющейся парадигмы) либо предложения от администраций учебных заведений, которые были бы заинтересованы в квалифицированных кадрах, эффективно решающих педагогические задачи. Но «спускаемые» или навязанные извне рекомендации, к сожалению, не могут служить опорой для формирования внутренней позиции. Исследователи отмечают, что вккоияя мотивация, к которой можно отнести материальное вознаграждение, присвоение квалификационной категории, ослабление контроля и требований, веыет кинижению эффективности профессиональной деятельности в целом [14].
Второй плоскостью, в которой лежит решение о внедрении подхода, явля-етсиметииа ционная сфера самих педагогов. И именно эта сфера нам представляется в данный момент наиболее перспективной. Успешность педагогической мтяетлипести во многом будет обусловлена мотивационной готовностью к решению актуальных педагогических задач. То, насколько педагог готов воспринимать новеьшие методы и подходы, играет решающую роль в данной деятельности. Педагог здесь должен рассматриваться как субъект, приобретающий личный внутренний смысл профессиональной деятельности. Более того, мы будем опираться на то, что педагоги - люди с повышенным уровнем самосознания в силу их профессионального выбора. Какие же мотивы могли бы быть использованы при внедрении любого инновационного подхода и в частности нейродидактического? (табл. 1).
Безусловно, рассматривая мотив престижа педагога, мы не можем не отметить его положительного влияния на осуществление профессиональной деятельности. Педагог желающий получить высокую оценку окружающих, способен для этого вводить инновационные методики или их компоненты. Чем выше у педагога осознание педагогических способностей, тем более значительный успех необходим для личного самоутверждения. Существует и негативная сторона такой мотивации. Педагог при этом выбирает не наиболее эффективные методы работы, приводящие к долгому и устойчивому результату, а методы, приносящие быструю положительную отдачу. В таком случае иногда происходит подмена эффективности эффектностью. Также педагог при оценивании своей деятельности выделяет только положительные моменты реализации, но при этом совершенно игнорируются важные моменты, приводящие к неудачам [6].
Для профессиональной мотивации характерным является направление инновационной деятельности учителя на учеников. В ходе каждого занятия педагог ищет возможность реализовать эффективные технологии обучения. При этом реализуются личностно ориентированный и индивидуальный подходы в обучении детей. Преподаватель видит зону ближайшего развития своих учеников и стремится достичь её, внедряя, в том числе, новые подходы в образовании.
Таблица 1
Название мотива Причины использования новых методов Особенности профессиональной деятельности
Мотив престижа (самоутверждения). Положительная оценка окружающих Педагог вводит в свою деятельность инновационный подход, так как получает удовлетворение от положительной оценки своего труда окружающими Смысл труда педагога - получение положительной оценки окружающих. Уровень усвоения знаний, познавательная деятельность ученика и ее качество - средство достижения этой цели
Профессиональный мотив Инновации вводятся с целью обеспечения оптимального результата педагогической деятельности Педагоги проявляют креативность, настойчивость и последовательность. Стремятся сами найти или разработать новые эффективные подходы и методы в своей деятельности. Ученики получают стабильные положительные результаты
Мотив личностной самореализации и самоактуализации Инновации принимаются как средство личностной самореализации в профессиональной деятельности Педагоги предпочитают творческие способы и формы организации педагогической деятельности, открывающие возможности личного саморазвития.
Мотивы внедрения инновационных подходов в образовательную практику
Рассмотрим мотивы личностной самореализации. Самоактуализация в педагогике является одним из главных мотивационных факторов, и известный американский психолог А. Маслоу, упоминавшийся выше, поставил самоактуализацию на вершину пирамиды потребностей и дал ей следующее определение: «Человек должен быть тем, кем он может быть». Несмотря на то, что потребность в самоактуализации есть у каждого человека, далеко не всегда она проявляется в профессиональной деятельности. Тем не менее мы будем опираться на то, что профессиональное самоопределение ставит педагога как минимум на уровень потенциально самореализующегося человека. Следовательно, и уровень осознанности преподавателей по умолчанию должен быть выше, чем у представителей многих других профессий. Руководствуясь мотивом самоактуализации, педагог каждый урок рассматривает как повод к реализации себя как профессиональной личности [15]. Такой подход всегда реализуется с учетом интересов ребенка, результат каждого урока осмысливается, модифицируется, в него привносится что-то новое. Педагог выбирает самый эффективный метод подачи информации с учетом своих способностей и поставленных педагогических задач. При этом он постоянно повышает возможность своей самореализации и поэтому охотно внедряет новые технологии в процесс педагогической деятельности. Такую профессиональную деятельность отличает потребность в создании нового видения различных форм педагогической действительности и постоянный поиск себя в этом новом.
Библиографический список
Таким образом, профессиональный мотив и мотив самоактуализации являются, на наш взгляд, ведущими для внедрения нейродидактического подхода. Педагоги, имеющие один из этих видов мотивации, определенно ищут новые формы, методы и направления в педагогике. Поэтому нейродидактика может являться одним из средств реализации удовлетворения потребностей этих преподавателей при создании соответствующих условий.
Остается открытым два вопроса. Первый из них - о выявлении педагогов, имеющих эти два ведущих вида мотивации. Какой диагностический материал применять, чтобы понимать, что перед нами преподаватель, принципиально готовый внедрять новые подходы в обучении. И как избежать стагнации у этой категории. Второй - педагоги с иными ведущими видами мотивации. Можно ли вообще, и если можно, то каким образом, сформировать качественно новые для этих специалистов виды мотиваций. Это сложный вопрос, учитывая, что в основе формирования определенного вида мотивации лежат мотивы и потребности, которые присущи каждому конкретному человеку. Известно, что возникновение мотива (импульса, побуждающего к действию) происходит через удовлетворение каких-либо потребностей. Также немаловажную роль в формировании мотиваци-онного механизма будут играть уровень притязаний и ожидания специалистов. Все это оставляет для нас необходимость дополнения исследований и предложения практических моделей формирования профессиональной мотивации и мотивации в самореализации в образовательном процессе.
1. Арутюнян В.Э. Особенности мотивации профессионального развития педагога в системе повышения квалификации. Available at: https://www.dissercat.com/content/ osobennosti-motivatsii-professionalnogo-razvitiya-pedagoga-v-sisteme-povysheniya-kvalifikats
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. Москва: Издательство Института практической психологии; Воронеж: НПО «Модэк», 1995.
3. Вершловский С.Г Педагог эпохи перемен, или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя. Москва: Сентябрь, 2002.
4. Гулая Т.М., Романова С.А. Нейродидактика и ее использование в преподавании иностранных языков. Филологические науки. Вопросы теории и практики: в 3 ч. Тамбов: Грамота, 2017; Ч. 1, № 10 (76): 196-198.
5. Емец Л.Г Актуальность внедрения нейродидактического подхода в образовательный процесс. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 6 (91).
6. Захарова Л.Н. Психологическая подготовка педагога. Нижний Новгород, 1993.
7. Карпенко М.П., Давыдов Д.Г., Чмыхова Е.В. и др. Нейродидактика: монография. Москва: Издатеельство СГУ, 2019.
8. Клемантович И.П., Леванова Е.А., Степанов В.Г Нейропедагогика: новая отрасль научных знаний. Вестник Московского педагогического государственного университета. 2021; № 3: 8-17.
9. Костромина С.Н. Введение в нейродидактику: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2019.
10. Мальсагова М.Х. Предпосылки нейродидактического парадигмального сдвига в теории обучения. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81).
11. Матвеева Е.Е. Нейродидактика - новое слово в организации учебного процесса. Практика преподавания иностранных языков на факультете международных отношений. Минск: БГУ, 2012; Выпуск 2: 93-95.
12. Москвин В.А., Москвина Н.В. Нейропедагогика как прикладное направление педагогики и дифференциальной психологии. Вестник Оренбургского государственного университета. 2001; № 4.
13. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. Москва: Издательство Магистр, 1997.
14. Чурило Н.В. Нейропедагогика как основа эффективного образовательного процесса. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019; № 2 (22).
15. Айсувакова Т.П. Психологические условия развития рефлексивных умений студента - будущего учителя. Диссертация ... кандидата психологических наук. Самара, 2008.
References
1. Аrutyunyan V.'E. Osobennosti motivacii professional'nogo razvitiya pedagoga v sisteme povysheniya kvalifikacii. Available at: https://www.dissercat.com/content/osobennosti-motivatsii-professionalnogo-razvitiya-pedagoga-v-sisteme-povysheniya-kvalifikats
2. Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti: izbrannyepsihologicheskie trudy. Moskva: Izdatel'stvo Institute prakticheskoj psihologii; Voronezh: NPO «Mod'ek», 1995.
3. Vershlovskij S.G. Pedagog 'epohi peremen, ili kak reshayutsya segodnya problemy professional'noj deyatel'nosti uchitelya. Moskva: Sentyabr', 2002.
4. Gulaya T.M., Romanova S.A. Nejrodidaktika i ee ispol'zovanie v prepodavanii inostrannyh yazykov. Filologicheskie nauki. Voprosy teoriiiprakiiki: v 3 ch. Tambov: Gramota, 2017; Ch. 1, № 10 (76): 196-198.
5. Emec L.G. Aktual'nost' vnedreniya nejrodidakticheskogo podhoda v obrazovatel'nyj process. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 6 (91).
6. Zaharova L.N. Psihologicheskaya podgotovka pedagoga. Nizhnij Novgorod, 1993.
7. Karpenko M.P., Davydov D.G., Chmyhova E.V. i dr. Nejrodidaktika: monografiya. Moskva: Izdateel'stvo SGU, 2019.
8. Klemantovich I.P., Levanova E.A., Stepanov V.G. Nejropedagogika: novaya otrasl' nauchnyh znanij. Vestnik Moskovskogo pedagogicheskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021; № 3: 8-17.
9. Kostromina S.N. Vvedenie v nejrodidaktiku: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 2019.
10. Mal'sagova M.H. Predposylki nejrodidakticheskogo paradigmal'nogo sdviga v teorii obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81).
11. Matveeva E.E. Nejrodidaktika - novoe slovo v organizacii uchebnogo processa. Praktika prepodavaniya inostrannyh yazykov na fakultete mezhdunarodnyh otnoshenij. Minsk: BGU, 2012; Vypusk 2: 93-95.
12. Moskvin V.A., Moskvina N.V. Nejropedagogika kak prikladnoe napravlenie pedagogiki i differencial'noj psihologii. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2001; № 4.
13. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogika: innovacionnaya deyatel'nost'. Moskva: Izdatel'stvo Magistr, 1997.
14. Churilo N.V. Nejropedagogika kak osnova 'effektivnogo obrazovatel'nogo processa. 'ElektronnyjnauchnyjzhurnalKurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019; № 2 (22).
15. Ajsuvakova T.P. Psihologicheskie usloviya razvitiya refleksivnyh umenijstudenta - buduschego uchitelya. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Samara, 2008.
Статья поступила в редакцию 22.11.22
УДК 371
Erina I.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Sevastopol State University (Sevastopol, Russia), E-mail: [email protected] Melnik O.V., postgraduate, Department of Theory, History of Pedagogy and Educatonal Practice, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: [email protected]
ON THE QUESTION OF PROFESSION OF A TEACHER IN MODERN SOCIETY. The article considers profession of a teacher as the main one in teaching generations. A retrospective and modern analysis of the importance of the teacher's profession in working with the younger generation is presented. An attempt has been made to answer a number of questions concerning the role of the teacher and what he should be. The professional competencies and qualities of a teacher working in sanatorium institutions are revealed on the example of a children's tuberculosis sanatorium. The teacher plays an important role in the life of students, he