Рассмотрим мотивы личностной самореализации. Самоактуализация в педагогике является одним из главных мотивационных факторов, и известный американский психолог А. Маслоу, упоминавшийся выше, поставил самоактуализацию на вершину пирамиды потребностей и дал ей следующее определение: «Человек должен быть тем, кем он может быть». Несмотря на то, что потребность в самоактуализации есть у каждого человека, далеко не всегда она проявляется в профессиональной деятельности. Тем не менее мы будем опираться на то, что профессиональное самоопределение ставит педагога как минимум на уровень потенциально самореализующегося человека. Следовательно, и уровень осознанности преподавателей по умолчанию должен быть выше, чем у представителей многих других профессий. Руководствуясь мотивом самоактуализации, педагог каждый урок рассматривает как повод к реализации себя как профессиональной личности [15]. Такой подход всегда реализуется с учетом интересов ребенка, результат каждого урока осмысливается, модифицируется, в него привносится что-то новое. Педагог выбирает самый эффективный метод подачи информации с учетом своих способностей и поставленных педагогических задач. При этом он постоянно повышает возможность своей самореализации и поэтому охотно внедряет новые технологии в процесс педагогической деятельности. Такую профессиональную деятельность отличает потребность в создании нового видения различных форм педагогической действительности и постоянный поиск себя в этом новом.
Библиографический список
Таким образом, профессиональный мотив и мотив самоактуализации являются, на наш взгляд, ведущими для внедрения нейродидактического подхода. Педагоги, имеющие один из этих видов мотивации, определенно ищут новые формы, методы и направления в педагогике. Поэтому нейродидактика может являться одним из средств реализации удовлетворения потребностей этих преподавателей при создании соответствующих условий.
Остается открытым два вопроса. Первый из них - о выявлении педагогов, имеющих эти два ведущих вида мотивации. Какой диагностический материал применять, чтобы понимать, что перед нами преподаватель, принципиально готовый внедрять новые подходы в обучении. И как избежать стагнации у этой категории. Второй - педагоги с иными ведущими видами мотивации. Можно ли вообще, и если можно, то каким образом, сформировать качественно новые для этих специалистов виды мотиваций. Это сложный вопрос, учитывая, что в основе формирования определенного вида мотивации лежат мотивы и потребности, которые присущи каждому конкретному человеку. Известно, что возникновение мотива (импульса, побуждающего к действию) происходит через удовлетворение каких-либо потребностей. Также немаловажную роль в формировании мотиваци-онного механизма будут играть уровень притязаний и ожидания специалистов. Все это оставляет для нас необходимость дополнения исследований и предложения практических моделей формирования профессиональной мотивации и мотивации в самореализации в образовательном процессе.
1. Арутюнян В.Э. Особенности мотивации профессионального развития педагога в системе повышения квалификации. Available at: https://www.dissercat.com/content/ osobennosti-motivatsii-professionalnogo-razvitiya-pedagoga-v-sisteme-povysheniya-kvalifikats
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. Москва: Издательство Института практической психологии; Воронеж: НПО «Модэк», 1995.
3. Вершловский С.Г Педагог эпохи перемен, или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя. Москва: Сентябрь, 2002.
4. Гулая Т.М., Романова С.А. Нейродидактика и ее использование в преподавании иностранных языков. Филологические науки. Вопросы теории и практики: в 3 ч. Тамбов: Грамота, 2017; Ч. 1, № 10 (76): 196-198.
5. Емец Л.Г Актуальность внедрения нейродидактического подхода в образовательный процесс. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 6 (91).
6. Захарова Л.Н. Психологическая подготовка педагога. Нижний Новгород, 1993.
7. Карпенко М.П., Давыдов Д.Г., Чмыхова Е.В. и др. Нейродидактика: монография. Москва: Издатеельство СГУ, 2019.
8. Клемантович И.П., Леванова Е.А., Степанов В.Г Нейропедагогика: новая отрасль научных знаний. Вестник Московского педагогического государственного университета. 2021; № 3: 8-17.
9. Костромина С.Н. Введение в нейродидактику: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2019.
10. Мальсагова М.Х. Предпосылки нейродидактического парадигмального сдвига в теории обучения. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81).
11. Матвеева Е.Е. Нейродидактика - новое слово в организации учебного процесса. Практика преподавания иностранных языков на факультете международных отношений. Минск: БГУ, 2012; Выпуск 2: 93-95.
12. Москвин В.А., Москвина Н.В. Нейропедагогика как прикладное направление педагогики и дифференциальной психологии. Вестник Оренбургского государственного университета. 2001; № 4.
13. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. Москва: Издательство Магистр, 1997.
14. Чурило Н.В. Нейропедагогика как основа эффективного образовательного процесса. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019; № 2 (22).
15. Айсувакова Т.П. Психологические условия развития рефлексивных умений студента - будущего учителя. Диссертация ... кандидата психологических наук. Самара, 2008.
References
1. Аrutyunyan V.'E. Osobennosti motivacii professional'nogo razvitiya pedagoga v sisteme povysheniya kvalifikacii. Available at: https://www.dissercat.com/content/osobennosti-motivatsii-professionalnogo-razvitiya-pedagoga-v-sisteme-povysheniya-kvalifikats
2. Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti: izbrannyepsihologicheskie trudy. Moskva: Izdatel'stvo Institute prakticheskoj psihologii; Voronezh: NPO «Mod'ek», 1995.
3. Vershlovskij S.G. Pedagog 'epohi peremen, ili kak reshayutsya segodnya problemy professional'noj deyatel'nosti uchitelya. Moskva: Sentyabr', 2002.
4. Gulaya T.M., Romanova S.A. Nejrodidaktika i ee ispol'zovanie v prepodavanii inostrannyh yazykov. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii iprakíiki: v 3 ch. Tambov: Gramota, 2017; Ch. 1, № 10 (76): 196-198.
5. Emec L.G. Aktual'nost' vnedreniya nejrodidakticheskogo podhoda v obrazovatel'nyj process. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 6 (91).
6. Zaharova L.N. Psihologicheskaya podgotovka pedagoga. Nizhnij Novgorod, 1993.
7. Karpenko M.P., Davydov D.G., Chmyhova E.V. i dr. Nejrodidaktika: monografiya. Moskva: Izdateel'stvo SGU, 2019.
8. Klemantovich I.P., Levanova E.A., Stepanov V.G. Nejropedagogika: novaya otrasl' nauchnyh znanij. Vestnik Moskovskogo pedagogicheskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021; № 3: 8-17.
9. Kostromina S.N. Vvedenie v nejrodidaktiku: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 2019.
10. Mal'sagova M.H. Predposylki nejrodidakticheskogo paradigmal'nogo sdviga v teorii obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81).
11. Matveeva E.E. Nejrodidaktika - novoe slovo v organizacii uchebnogo processa. Praktika prepodavaniya inostrannyh yazykov na fakultete mezhdunarodnyh otnoshenij. Minsk: BGU, 2012; Vypusk 2: 93-95.
12. Moskvin V.A., Moskvina N.V. Nejropedagogika kak prikladnoe napravlenie pedagogiki i differencial'noj psihologii. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2001; № 4.
13. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogika: innovacionnaya deyatel'nost'. Moskva: Izdatel'stvo Magistr, 1997.
14. Churilo N.V. Nejropedagogika kak osnova 'effektivnogo obrazovatel'nogo processa. 'ElektronnyjnauchnyjzhurnalKurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019; № 2 (22).
15. Ajsuvakova T.P. Psihologicheskie usloviya razvitiya refleksivnyh umenijstudenta - buduschego uchitelya. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Samara, 2008.
Статья поступила в редакцию 22.11.22
УДК 371
Erina I.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Sevastopol State University (Sevastopol, Russia), E-mail: [email protected] Melnik O.V., postgraduate, Department of Theory, History of Pedagogy and Educatonal Practice, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: [email protected]
ON THE QUESTION OF PROFESSION OF A TEACHER IN MODERN SOCIETY. The article considers profession of a teacher as the main one in teaching generations. A retrospective and modern analysis of the importance of the teacher's profession in working with the younger generation is presented. An attempt has been made to answer a number of questions concerning the role of the teacher and what he should be. The professional competencies and qualities of a teacher working in sanatorium institutions are revealed on the example of a children's tuberculosis sanatorium. The teacher plays an important role in the life of students, he
must know the physiological, psychological characteristics of children, adolescents, the possibilities of their development, the disclosure of potential at different age stages. A teacher in a changing world is a person who prepares the future. The article highlights the main task of a modern teacher. The concept of a teacher of a new formation is given. The technologies of the teacher's work are analyzed. An attempt is made to determine skills used by a modern teacher that will help him to be in demand, as well as the duties of a teacher.
Key words: teacher, education, technology, "igropedagogue", student, role.
И.А. Ерина, канд. психол. наук, доц., Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, E-mail: [email protected]
О.В. Мельник, аспирант, Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
В статье рассматривается профессия педагога как основная в обучении поколений. Представлен ретроспективный и современный анализ значимости профессии педагога в работе с подрастающим поколением. Предпринята попытка ответить на ряд вопросов, касающихся роли педагога, а также того, каким он должен быть. Выявлены профессиональные компетенции и качества педагога, работающего в санаторных учреждениях на примере детского противотуберкулезного санатория. Педагог играет важную роль в жизни обучающихся, он должен знать физиологические, психологические особенности детей, подростков, возможности их развития, раскрытия потенциала на разных возрастных этапах. Педагог в меняющемся мире - это человек, который готовит будущее. В статье выделена основная задача современного педагога. Дано понятие учителю новой формации. Проанализированы технологии работы педагога. Предпринята попытка определить используемые современным педагогом навыки, которые помогут ему быть востребованным, а также обязанности педагога.
Ключевые слова: педагог, образование, технологии, «игропедагог», ученик, роль.
Профессию педагога часто называют вечной, ведь это одна из самых древнейших и наиважнейших профессий. Происходящие изменения в мире, обществе, влияют на роль педагога в современном образовательном пространстве.
Ретроспективный анализ причин появления данной профессии выявил необходимость передачи знаний и накопленного опыта последующим поколениям, подготовки их к жизни и труду С развитием общества, культуры, появлением письменности, зарождением наук возникла необходимость в появлении школ. В античном мире педагоги были рабами, в Средние века значительную роль играла церковь, а педагог был не только транслятором знаний, но и направляющим на «путь добродетели». В связи с этими требования к личности и профессиональности педагога возросли. В Средневековье на Руси начали возникать школы, учителей уважали, о чем свидетельствует пословица: «Почитай учителя как родителя». В 17-19 вв. профессия педагога стала массовой, были сформулированы общие требования к его профессиональной подготовке [1-8].
Цель работы: изучить роль профессии педагога в современном обществе.
Научная новизна статьи определяется выявлением профессиональных качеств педагога, работающего в санаторных учреждениях на примере детского противотуберкулезного санатория.
Теоретическая значимость статьи обозначена в ретроспективном и современном анализе значимости профессии педагога в работе с подрастающим поколением.
Практическая значимость: содержание представленного теоретического анализа роли педагога в обществе и педагога, работающего в школе на территории санатория в процессе формирования его основополагающих профессиональных компетенций.
Послереволюционный период характеризовался обучением всех слоев населения, отношения между учеником и учителем были строго вертикальные, построенные на идее контроля, а главным источником знаний был учитель [2]. Место учителя в учебно-воспитательном процессе велико, он осуществляет цели и задачи воспитания, создает общественную, трудовую, активную учебно-познавательную, нравственную, спортивно-оздоровительную, художественно-эстетическую деятельность учеников, нацеленную на их всестороннее развитие и формирование разнообразных их качеств. Итак, какова же роль педагога в современном обществе? Каким должен быть современный педагог?
Сложно и однозначно ответить на данный вопрос сегодня, так как педагог -это одна из самых трудных профессий. Требования, предъявляемые к тем, кто выбрал профессию педагога, довольно обширные и значимые, он должен быть сегодня конкурентоспособным на рынке труда, ответственным, грамотным, свободно владеющим теоретико-методическим инструментарием профессии, осведомленным в различных научных областях, связанных с его деятельностью, готовым к постоянному профессиональному развитию, способным к плодотворной работе на уровне мировых стандартов. Этот человек должен уметь создавать определенные условия, чтобы развивать творческие способности обучающихся, желание получать знания, учить их самостоятельности, умению задавать вопросы в процессе изучения материала, повышать мотивацию учеников к обучению, поощрять их индивидуальные особенности и достижения. Кроме этого, изменения в процессе развития современного российского общества приводят к тому, что роль педагога также меняется. Так, в современном мире основное и важнейшее умение, которым он должен обладать, - это организовать учебную среду как управленец (менеджер).
В современном образовании популярность приобретает компетентност-ный подход во взаимодействии с обучающими [2]. Монолог, который был присущ урокам раньше, сейчас заменил диалог Четкие рамки предметного знания размылись, ценностью выступает не точность воспроизведения материала урока, а возможность применения и осмысления полученной информации обучающими.
Основным фактором, повлекшим за собой такие изменения, является быстротечность времени. В активно идущий процесс глобализации стало сложно, а иногда и невозможно предугадать, что будет актуально завтра.
Пресвитерианский священник, философ и педагог Д. Хиббен говорил о том, что «образование - это умение правильно действовать в любых житейских ситуациях» [6, с. 43]. Для педагога на данный момент важно быть гибким, быстрообуча-емым, способным изменяться в своей профессии, уметь привить эти способности своим ученикам. Ситуация, в которой оказались все педагоги в 2020 году, показала, что старая школа педагогики окончательно изжила себя. Новый формат обучения, построенный на цифровизации, полностью поглотил все учебные процессы.
Образование - это не только формирование знаний, умений и навыков, но, прежде всего, воспитание, развитие личности, ее социализация. Жизнь человека XXI века ставит перед образованием новые задачи, направленные на раскрытие потенциала личности, способной реализовать себя в любых социально-экономических условиях [6].
Сегодня учителя должны рассматривать каждого ученика как самостоятельную личность. При составлении и корректировке образовательных программ, проведении занятий, оценке знаний, внеучебного взаимодействия с детьми необходимо учитывать индивидуальные особенности возраста, характера и состояния здоровья обучающихся. В то же время нельзя забывать и о специфике целого поколения современных школьников.
Эпоха информатизации создала у детей поверхностное понимание сущности предметов и явлений. Хороший учитель должен научить своих учеников глубже вникать в учебный материал и окружающую действительность, расширять свой кругозор [2].
В настоящее время, когда вся информация есть в свободном доступе всегда под рукой в сети Интернет, ученик не так высоко ценит свои знания. В современном мире знания приобретают ценность только тогда, когда их можно как-то применить, извлечь из них выгоду, и самомышление современного поколения изменилось, стало клиповым: сидеть и «зубрить» учебнику очень трудно, проще воспринимается информация короткими фрагментами в виде понятной схемы, видео, картинки и т. д.
Тогда, может быть, стоит задуматься об окончании эры «педагог - человек»? Не проще людей заменить роботами? Нет! Педагоги выполняют важнейшие функции, неподвластные роботам. В процессе очного взаимодействия педагога с обучающимся происходит психологическая поддержка и учет психологических особенностей учеников, увлечение и мотивация, обратная связь с учениками, формирование их духовного мира. Человек - это основной ресурс. Как сказал Адольф Дистервег «... самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель» [1].
Современная система образования на сегодня пронизывает все учреждения, в которые попадают дети. Это дошкольные, общеобразовательные учреждения, центры дополнительного образования, вузы. Сегодня открываются школы на территориях санаториев, санаториев-профилакториев, где дети кроме лечения проходят обучение по школьным программам. Это еще одна проблема современной системы образования, которая является важной и актуальной. Создание школ на этих территориях поможет детям не отстать от программы и сверстников, вернуться в свою школу и продолжить обучение. Следовательно, современное общество нуждается в учителе, обладающем творческими идеями, он должен быть заинтересован в разработке и внедрении различных интерактивных занятий, различных форм работы с детьми, а также способным удовлетворить любознательность современных учащихся, научить их познавать окружающий мир и формировать их как личностей, обладающих определенными современными навыками и умениями. В этих школах педагог играет важную роль в формировании
своих подопечных. Он должен быть примером нескончаемого энтузиазма, развивать способности и умения детей, желание получать все новые знания, а для этого он сам должен овладевать передовыми технологиями и компетенциями.
Роли педагога меняются, и будут меняться, но одна роль останется неизменной - проводник в мир знаний. Наш мир не стабилен, он находится в постоянном развитии, увеличивается доступ к большему количеству различной информации. Как следствие, меняется и роль учителя, теперь он не может просто преподносить информацию, он должен заинтересовывать ребенка, мотивировать его на самостоятельный поиск знаний и принятие решений.
Учитель новой формации - это творческая личность, компетентный специалист, который не должен останавливаться на достигнутом, обязан постоянно совершенствовать свои профессиональные качества, занимается самообразованием и стремится узнать о современных тенденциях в образовании. Учитель, который постоянно работает над повышением своей квалификации и творчески подходит к учебному процессу, всегда готов к инновациям. Учитель - это тот, кто учит, тот, кто поощряет человека в человеке. По мнению Ф. Мориака, это должно стать неотъемлемой частью педагогической программы новой формации. Джон Кеннеди считал, что прогресс нации полностью зависит от прогресса в образовании и инноваций учителей [7].
Особое внимание следует уделить формированию педагогического мастерства. Педагог новой образовательной системы должен уметь подбирать и развивать образовательный процесс путем проектирования образовательных маршрутов для обучающихся и умело организовывать процесс системной деятельности знаний, обеспечивающий формирование жизненных компетенций обучающихся. Современный педагог должен уметь проводить педагогическую диагностику личностного развития каждого ученика и устанавливать динамику его интересов, использовать в своей работе различные технологии.
Информационная база современных образовательных технологий обеспечивает высокую грамотность и исследовательскую способность педагогов.
Одними из основных технологий деятельности педагога новой формации являются личностные, информационные и проектные технологии. Учитель может использовать эти технологии, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Процесс обучения в «новой школе» должен строиться на основе сотрудничества педагогов и учащихся, направленного на развитие проектных и исследовательских умений. Каждое время ставит перед учителем все новые задачи, главный лозунг которых - «быть наравне с веком». На этом этапе важнейшей задачей педагога является мотивация обучающихся к поиску необходимых знаний. С переходом к новому информационному обществу растут требования к профессиональному уровню педагога.
Традиционная школа постепенно уходит в прошлое, и набирает обороты новый исторический тип школы - «Школа развития». Поэтому сегодня все чаще учителя обращаются к проектной образовательной технологии, которая предусматривает открытие новых знаний самостоятельно. В технологии проектирования организовывается «открытие» знаний учениками, чтобы добиться лучшего усвоения не того, что ученики подготовили и усвоили, а того, что они открыли и выразили по-своему. Современный учитель должен находиться в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный вопрос о том, «чему учить школьников, так как они у нас разные» [2]. Например, профессиональная подготовка будущего учителя в Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Детский противотуберкулезный санаторий «Алупка»» для детей, имеющих данное заболевание, направлена на овладение всем спектром профессиональных компетенций общекультурного, личностного самосовершенствования, познавательно-творческого, информационного плана [8].
Библиографический список
В связи с вышесказанным педагог должен уметь:
- ориентироваться в мире информации, помогать ученикам выбирать наиболее достоверные источники для обучения и поиска информации, выделять из огромного потока информации нужный материал и превращать его в личностные знания для ученика;
- быть модератором педагогической деятельности. Уметь поддерживать связь между учениками и их родителями, найти к каждому подход;
- правильно организовывать обучение и строить занятия, быть эффективным руководителем в процессе всей учебной деятельности;
- быть лидером, который сможет реально оценивать свои возможности, целесообразно использовать время, своевременно решать учебные и организационные задачи и нести ответственность. Только тогда учитель сможет увлечь своей харизмой, обучить учеников так, чтобы они смогли раскрыть свой внутренний потенциал и сформировать свой характер.
Также современное общество установило новые задачи: с изменением роли у учителей появляется совершенно новый ряд профессиональных задач и обязанностей. Тем не менее самые ключевые из них уже давно знакомы учителям, а именно:
- помогать ученику находить слабые стороны, при этом не забывая о своих преимуществах;
- обучать новому;
- транслировать о неизвестном;
- создавать условия, которые позволят ученикам раскрывать свой потенциал;
- педагогу нужно будет совершенствовать свою деятельность, разрабатывать образовательные маршруты, преподносить образовательный процесс в виде игры, делая его более интересным и понятным для учеников.
В соответствии с «Атласом новых профессий» учителей в нашем понимании в скором времени не будет. На смену придет «игропедагог». «Игропедагог» -это учитель, который не только будет стоять у доски или проверять выполненные задания, но и разрабатывать игровые программы и образовательные маршруты, делая образовательный процесс более увлекательным [3].
Предмет деятельности учителя тоже изменился: доминирующую роль в его работе стал играть процесс планирования. Главная задача педагога - следить за планируемыми результатами, чтобы они были измеряемы и прозрачны.
Еще одним актуальным видом деятельности для учителя является проектирование. Например, чтобы спроектировать любое учебное занятие, учителю нужно выполнить три этапа: определить планируемые образовательные результаты, продумать учебные задачи, проблемные ситуации, в которые он окунется вместе со школьниками, и, конечно же, подобрать средства обучения. В роли средств обучения могут выступать любые ресурсы: мел и доска, цифровая лаборатория, проектор, кормушка за окном, или сайт научной организации [4]. В конечном итоге, у всех педагогов есть еще одна задача для собственного роста - это использование цифровых технологий, являющихся реалиями современного образования, которые необходимо принимать в расчет, но не как замену педагога, а как инструмент и помощь для получения качественного образования.
Таким образом, в современном меняющемся мире профессия учителя остаётся главной, ничем не заменимой профессией, нацеленной на качественное обучение и воспитание подрастающего поколения. Роль педагога в современном мире очень велика. Эта профессия благородна, а также трудна и требует от человека неустанной работы, постоянного творчества, стремления к знаниям, безграничной верности к своему делу, огромной душевной щедрости и главное -любви к детям.
1. Сидоров С.В. Афоризмы. Сайт педагога-исследователя. Available at: http://si-sv.com/board/a_disterveg/9-1-0-20
2. Гребенкина Л.К., Жокина Н.А., Еремкина О.В. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. Рязань, 2009.
3. Кадимов РГ Роль учителя в современном обществе. Международный журнал экспериментального образования. 2012; №12-1: 86-88.
4. Киселев Г.М., Бочкова РВ. Информационные технологии в педагогическом образовании: учебник. Москва: Дашков и К, 2021.
5. Подерягин В.С. Какой учитель нужен школе? Воспитание и развитие растущего человека: итоги прошлого и проблемы настоящего: материалы Всероссийской конференции. Белгород, 2015.
6. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Москва: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2014; Т. 2.
7. Шумская О.А., Придворева И.Г Каким должен быть современный учитель? Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы V Международной науной конференции. Краснодар: Новация, 2018: 43-45.
8. Temirgalinova A., Karabulatova I.S., Amiridou S., Erina I.A. Case-Method in the Formation of Communicative Ethnopedagogical Competence of a Foreign Language Teacher: based on the Material of Russia, Greece, and Kazakhstan. European Journal of Contemporary Education. 2021; Т. 10, № 4: 1013-1026.
References
1. Sidorov S.V. Aforizmy. Sajt pedagoga-issledovatelya. Available at: http://si-sv.com/board/a_disterveg/9-1-0-20
2. Grebenkina L.K., Zhokina N.A., Eremkina O.V. Vvedenie vpedagogicheskuyu deyatel'nost': uchebnoe posobie. Ryazan', 2009.
3. Kadimov R.G. Rol' uchitelya v sovremennom obschestve. Mezhdunarodnyjzhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2012; №12-1: 86-88.
4. Kiselev G.M., Bochkova R.V. Informacionnye tehnologii v pedagogicheskom obrazovanii: uchebnik. Moskva: Dashkov i K, 2021.
5. Poderyagin V.S. Kakoj uchitel' nuzhen shkole? Vospitanie i razvitie rastuschego cheloveka: itogi proshlogo i problemy nastoyaschego: materialy Vserossijskoj konferencii. Belgorod, 2015.
6. Rossijskaya pedagogicheskaya 'enciklopediya: v 2 t. Moskva: Nauchnoe izdatel'stvo «Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya», 2014; T. 2.
7. Shumskaya O.A., Pridvoreva I.G. Kakim dolzhen byt' sovremennyj uchitel'? Obrazovanie: proshloe, nastoyaschee ibuduschee: materialy V Mezhdunarodnoj naunoj konferencii. Krasnodar: Novaciya, 2018: 43-45.
8. Temirgalinova A., Karabulatova I.S., Amiridou S., Erina I.A. Case-Method in the Formation of Communicative Ethnopedagogical Competence of a Foreign Language Teacher: based on the Material of Russia, Greece, and Kazakhstan. European Journal of Contemporary Education. 2021; T. 10, № 4: 1013-1026.
Статья поступила в редакцию 04.12.22