Научная статья на тему 'ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 6–10 ЛЕТ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ'

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 6–10 ЛЕТ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / военно-патриотическое воспитание / формы и методы патриотического воспитания / этнокультурная среда / дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста / patriotism / military-patriotic education / forms and methods of patriotic education / ethno-cultural environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.М. Дзидзоева, Ф.Х. Киргуева

В статье рассматриваются проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Теоретический анализ проблемы подводит авторов к мнению о том, что военно-патриотическое воспитание детей является одной из составных направлений воспитания в целом, в том числе патриотического. В статье приводятся разные формы и методы патриотического воспитания детей 6–10 лет. Уже в этом возрасте дети способны понимать, что значит любить свой народ, ощущать себя его частью, гордиться его историей, чувствовать ответственность за будущее своей страны. Важно на этом этапе правильно организовать патриотическую воспитательную деятельность, спланировать мероприятия, учитывая не только культурно-исторические традиции своей страны, но и того региона, где проживают обучающиеся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF CHILDREN 6-10 YEARS OLD IN IN AN ETHNO-CULTURAL ENVIRONMENT

The article deals with problems of patriotic education of children of senior preschool and primary school age. The theoretical analysis of the problem leads the authors to an opinion that military-patriotic education of children is one of the constituent directions of patriotic education. The article presents various forms and methods of patriotic education of children 6-10 years old. Already at this age, children are able to understand what it means to love their people, to feel part of it, to be proud of its history, to feel responsible for the future of their country. It is important at this stage to properly organize patriotic educational activities, plan events, taking into account not only the cultural and historical traditions of their country, but also the region where the students live. The authors conclude that the system of educating children in the spirit of patriotic education among the Ossetian people is rooted in the distant past and is a complex conglomerate of customs, traditions and public institutions.

Текст научной работы на тему «ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 6–10 ЛЕТ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ»

УДК 37

Dzidzoeva S.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Pedagogical Education, North Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov

(Vladikavkaz, Russia), E-mail: sofia62@mail.ru

Kirgueva F.Kh., Professor, Department of Pedagogical Education, North Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia);

Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: kusu@yandex.ru

MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF CHILDREN 6-10 YEARS OLD IN IN AN ETHNO-CULTURAL ENVIRONMENT. The article deals with problems of patriotic education of children of senior preschool and primary school age. The theoretical analysis of the problem leads the authors to an opinion that military-patriotic education of children is one of the constituent directions of patriotic education. The article presents various forms and methods of patriotic education of children 6-10 years old. Already at this age, children are able to understand what it means to love their people, to feel part of it, to be proud of its history, to feel responsible for the future of their country. It is important at this stage to properly organize patriotic educational activities, plan events, taking into account not only the cultural and historical traditions of their country, but also the region where the students live. The authors conclude that the system of educating children in the spirit of patriotic education among the Ossetian people is rooted in the distant past and is a complex conglomerate of customs, traditions and public institutions.

Key words: patriotism, military-patriotic education, forms and methods of patriotic education, ethno-cultural environment.

С.М. Дзидзоева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ,

E-mail: sofia62@mail.ru

Ф.Х. Киргуева, проф., ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ,

проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: kusu@yandex.ru

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 6-10 ЛЕТ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

В статье рассматриваются проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Теоретический анализ проблемы подводит авторов к мнению о том, что военно-патриотическое воспитание детей является одной из составных направлений воспитания в целом, в том числе патриотического. В статье приводятся разные формы и методы патриотического воспитания детей 6-10 лет Уже в этом возрасте дети способны понимать, что значит любить свой народ, ощущать себя его частью, гордиться его историей, чувствовать ответственность за будущее своей страны. Важно на этом этапе правильно организовать патриотическую воспитательную деятельность, спланировать мероприятия, учитывая не только культурно-исторические традиции своей страны, но и того региона, где проживают обучающиеся.

Ключевые слова: патриотизм, военно-патриотическое воспитание, формы и методы патриотического воспитания, этнокультурная среда, дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Актуальность проблемы исследования определяется радикальными изменениями, которые произошли в духовной жизни нашего общества и, как следствие, в содержании, формах и методах патриотического воспитания детей и подростков. В современном общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине. В данных условиях ставится острый вопрос в совершенствовании системы воспитательной работы по патриотическому направлению образовательной организации, так как усиливаются миграционные процессы, которые разжигают конфликт среди различных культур, традиций и народностей, меняется существующая система ценностей, нарушается нравственность в историческом развитии страны. Возникает необходимость разработки и реализации научно обоснованной общенациональной стратегии совершенствования нормативно-правовой базы патриотического воспитания в этнокультурной образовательной среде, характерной для северокавказских республик [1-9].

Цель данной статьи заключается в обосновании эффективности системы военно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе знакомства с героями ВОВ в этнокультурной среде.

Основные задачи статьи можно определить следующим образом:

- уточнить содержательные характеристики основных понятий исследования;

- на основе современных подходов расширить представление о содержании и специфике военно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя теоретические аспекты (анализ проблемы гражданско-патриотического воспитания в философской, социологической, психологической и педагогической литературе с использованием принципа межнаучного синтеза) и эмпирические аспекты (беседа, педагогическое наблюдение).

Научная новизна статьи определяется выявлением возможностей использования системы военно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе знакомства с героями ВОВ в этнокультурной среде.

Теоретическая значимость статьи отражается в расширении знаний о формах и видах формирования военно-патриотических чувств детей 6-10 лет.

Практическая значимость представлена методами военно-патриотического воспитания детей 6-10 лет, которые могут быть использованы педагогами дошкольного образования и учителями начальной школы.

Сущность и содержание патриотического воспитания определяется в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», которая направлена на формирование у молодого российского поколения важнейших характеристик гражданина - любовь к Оте-

честву, гражданская зрелость, стремление к сохранению и преумножению культурных и исторических ценностей, верность традициям. По мнению президента Российской Федерации В.В. Путина, «для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете» [6].

Этнокультурный подход, направленный на патриотическое воспитание детей 6-10 лет в процессе ознакомления с героями ВОВ Осетии на практике, педагогами и родителями недостаточно оценивается. Стремление найти пути решения данной проблемы и определило актуальность нашего исследования. Этнокультурные основы формирования патриотического духа, роль педагогической культуры в усвоении дошкольниками и младшими школьниками общечеловеческих и конкретно-исторических ценностей, которые средствами народной педагогики способны повысить их познавательный интерес к культуре родного края, исследованы в научных трудах С.А. Дудниковой, С.М. Дзидзоевой, Ф.Х. Киргуевой, З.П. Красношлык, С.Я. Плахтий, Н.А. Платохиной, Р.М. Чумичевой и др.

Анализ данных образовательных практик ДОО и начальной школы РСО-А-лания показал, что патриотизм является одним из нравственных качеств личности, состоящий из когнитивного компонента, подразумевающего овладение объёмом знаний о своей Родине, культуре и традициях семьи, народа, природе родного края [1; 2]; эмоционального компонента, включающего в себя переживание личностью положительного эмоционального отношения к постигаемым знаниям, окружающему миру; любовь к родной семье, посёлку, краю, стране, гордость за трудовые и боевые успехи народа; уважение к историческому прошлому своей Родины; восхищение народным творчеством, природой родного края; проявление интереса к этим сведениям, потребность расширить свой кругозор [2;4]; деятельного компонента, заключающегося в реализации эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, таких как проявление заботы о близких, оказание помощи окружающим людям, бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческой деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств [3; 4].

Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста, развивать у них чувство национальной гордости, уважения к другим народам, долга перед родиной, приучать их всегда ставить общие интересы выше личных [7; 8].

В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного и начального образования выделяется основная цель патриотического воспитания: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих возрасту видов деятельности [9; 10].

Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно. Первые чувства - это любовь и уважение к дому, школе, родной улице,

городу, уважение к защитникам Отечества, гордость за их мужество. Великая Отечественная война для наших детей - далекая история. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети имели представления о военных событиях страны, малой Родины. Мы рассматриваем военно-патриотическое воспитание как одно из направлений патриотического воспитания в целом, направленное на формирование моральных и нравственных качеств в сознании детей, представлений о принадлежности к истории, традициям, культуре, героическим достижениям страны, малой Родины.

Отметим, что работа по данному направлению осложнена тем, что на этапе детства в связи с возрастными особенностями детям трудно представить, понять и осознать военные события в истории России, малой родины - Осетии. В нашем исследовании под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на приобщение к истокам этнокультуры родного края.

Республика Северная Осетия-Алания имеет богатое историческое прошлое, традиции, которые должны стать основополагающими в организации военно-патриотической работы с подрастающим поколением. Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста необходимо дать сведения о том, что видное место среди важнейших битв Великой Отечественной войны занимает героическая битва за Кавказ. Она длилась с 25 июля 1942 года по 9 октября 1943 года. Враг потерпел сокрушительное поражение в кровопролитных боях под Владикавказом, на побережье Черного моря и на перевалах Главного Кавказского хребта.

Одним из составляющих военно-патриотического воспитания является воспитание чувства гордости за свое Отечество. Это чувство можно воспитывать через краеведческую работу Знание настоящего и прошлого рождает чувство патриотизма. В доступной беседе детей можно ознакомить с тем, что в октябре -ноябре 1942 г в ожесточенных боях на земле Северной Осетии, под Владикавказом, Моздоком, у Эльхотовских ворот были разгромлены хваленые группировки танковых и моторизованных соединений гитлеровцев. И от стен Владикавказа началось победное наступление советских войск. Великий подвиг защитников Владикавказа получил достойную оценку - Указом Президента Российской Федерации 8 октября 2007 г городу Владикавказу - одному из первых в стране -присвоено почетное звание «Город воинской славы». Детям в соответствии с возрастом даются представления о том, что беззаветную преданность Родине, пламенный патриотизм, воинское мастерство, верность долгу и присяге проявили сыны Осетии в годы Великой Отечественной войны. В рядах защитников Отечества находились около 100 тысяч уроженцев Северной Осетии. За мужество и отвагу более 60 тысяч наших земляков были награждены орденами и медалями, 79 человек стали Героями Советского Союза, 13 - полными кавалерами ордена Славы, несколько десятков были удостоены высокого звания генералов Красной Армии [5].

Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется систематически и последовательно, согласно комплексно-тематическому планированию на учебный год. В нем могут быть отражены такие мероприятия, как:

- «Их именами названы улицы г. Владикавказа».

- «Осетины-герои ВОВ».

- Проект «Их именами славится Осетия».

- «Ими гордится земля Осетии».

- Проект «День защитников Отечества».

- Проект «День Победы».

- Проект «Бессмертный полк» и т. д.

В процессе знакомства с героями ВОВ Осетии дети получают информацию о подвигах осетинских солдат, послушать в аудиозаписи осетинские героические песни. Стихи о Великой Отечественной Войне являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи осетинских поэтов Хазби Калоева, Тотырбе-ка Джатиева, Дабе Мамсурова, Гиго Цагараева о Родине, подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе, являются высокохудожественным средством воспитания.

Рассказы о Великой Отечественной войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Дети сопереживают героям ВОВ, волнуются, впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападений на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей. Очень важно познакомить обучающихся с подвигами детей Осетии в годы Великой Отечественной войны. Рассказать о том, что в дни, когда враг приближался к границам Северной Осетии, ребята вместе с взрослыми рыли и устанавливали противотанковые средства, строили дороги, следили за светомаскировкой, помогали колхозникам в прополке и уборке урожая. С 1941 по 1945 годы пионеры дали в госпиталях более 600 концертов, собрали и сдали в аптеку 45 тонн лекарственного сырья. В один из мрачных дней осады города Оржоникидзе невидимыми тропами с отцом пробирался к партизанам ученик 6-го класса СОШ № 28 Марк Маряев. 13-летний Хазби Черджиев из Кадгоронской школы четыре раза перебирался через линию фронта и доставлял сведения для Советской Армии. Пионер Казбек Фидаров попадает к разведчикам и сообщает ценные сведения

о расположении вражеских войск. Хизир Гулуев из с. Чикола учился на курсах комбайнёра. Тем первым военным летом работал штурвальным на комбайне, убирал хлеб.

Патриотическое воспитание детей начинается в детском саду. В начальной школе продолжается формирование любви к Родине и Отчизне. Уже в младших классах дети способны понимать, что значит любить свой народ, ощущать себя его частью, гордиться его историей, чувствовать ответственность за будущее своей страны.

Особенно эффективным является знакомство с заслугами детей, их ровесников. Детям будет интересен рассказ о мальчике Леве Сивкове. В 1942 году, когда опасность нависла над городом Орджоникидзе, подросток Лев Сивков получил боевое задание, нужны были сведения о расположении противника. На шоссе близ селения Дзаурикау остановились машины с фашистами. Среди них откуда-то появился оборванный грязный мальчик, который им что-то рассказывал, показывая в сторону от дороги. С трудом поняли фашисты, что недалеко лежит раненый советский командир. Два немца пошли за мальчиком. Так Лёва привёл двух «языков» в расположение нашей засады. Лев Сивков - ученик школы № 5 - прошёл боевой путь от стен Орджоникидзе до австрийских Альп, принял военную присягу в 12 лет.

Еще один пример мужества детей - братья Ханафи и Омарби Гасановы. Всего 13 лет было мальчику из Чиколы - Ханафи Гасанову, а его младшему брату Омару - 12, когда в их родное село ворвались фашисты. Грабители начали издеваться над сельчанами. Не выдержали юные патриоты и решили поднять ребят на борьбу с врагом. Ханафи и Омарби подговорили нескольких ребят прийти к реке Урух. Кучка пионеров затем выросла в целую группу, которая на месте своих сборов у бурного Уруха дала клятву мстить захватчиков. Разлетались в клочья вражеские линии связи, взрывались на минах дороги под ногами вражеских солдат, в лес, в партизанский отряд стали поступать записки, содержащие разведывательные данные. Очередное решение группы - заминировать дорогу Чикола-Сурх-Дигора. Это было поручено братьям Гасановым. И Ханафи, и Омарби отлично справились с заданием - взлетела в воздух штабная машина гитлеровцев с офицерами. В один из дней Ханафи видел, как заместитель коменданта глумился над глухим, беспомощным стариком. И Ханафи убил фашиста из винтовки, а сам убежал к партизанам. И ни за что бы его не нашли, если бы гитлеровцы не схватили младшего брата - Омарби и мать Дзафи. Узнав об этом, Ханафи сам явился в немецкую комендатуру. Он надеялся, что захватчики освободят брата и мать, если он признается им. Но не таковы были гитлеровские палачи. Они увезли в закрытой машине всех троих. В степи среди ночи мать выбросили из машины, а отважных пионеров расстреляли в лесу за селом Старый Лескен. Ребят посмертно наградили орденами Отечественной войны первой и второй степени.

В основном патриотическое воспитание проводится на внеклассных занятиях. Цель таких занятий - окунуть детей в историю, культуру их народа, формирование у них таких качеств, как любовь к Родине, милосердие, толерантность.

В честь Победы в Великой Отечественной войне Георгий Кандишвили сделал стойку на руках на шпиле немецкой кирхи (ныне здание филармонии) спилил крест и повесил красный флаг

Нужно рассказать детям, что каждый ныне живущий считает своим высшим долгом сохранить нетленной память, собрать по крупицам её историю и передать потомкам. Народ Северной Осетии свято чтит имена тех, кто освобождал её территорию от гитлеровских оккупантов, павших и живых, в жестоких боях, отстоявших честь и независимость нашего Отечества. Свидетельство тому - воздвигнутые памятники воинам-землякам, героически погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. На мемориальных досках, монументах защитникам Эльхотовских ворот, Суарского, Алагирского, Куртатинского и Дигорского ущелий, в многочисленных памятниках павшим в боях за освобождение Северной Осетии от гитлеровских оккупантов запечатлен немеркнущий в веках подвиг воинов многонациональной Красной Армии. Самые первые памятники в Северной Осетии, посвященные Великой Отечественной войне, установлены в 1946 году. Сегодня монументов, памятников, обелисков и братских могил в Осетии более 260. Новые монументы, бережное отношение к ним - это свидетельство памяти людей о погибших, об их подвигах.

Использование такого многообразия мероприятий способствует закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, даёт возможность почувствовать детям их причастность к истории и современной жизни города и края.

Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря целенаправленной работе по ознакомлению детей 6-10 лет с героями ВОВ Осетии становится возможным сформировать основы патриотического воспитания детей. Система их воспитания в духе патриотического воспитания у осетинского народа уходит своими корнями к далекому прошлому и представляет собой сложный конгломерат обычаев, традиций и общественных институтов. Отметим, что главным индикатором в военно-патриотическом воспитании старших дошкольников и младших школьников служит именно проявленный ими интерес к военной теме.

Библиографический список

1. Дзидзоева С.М., Дзидзоева С.М., Красношлык З.П. Я узнаю о Великой Отечественной войне (70-летию Победы в ВОВ посвящается). Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2015.

2. Дзидзоева С.М., Красношлык З.П. Технологический ориентир этнокультурного образования дошкольников в условиях РСО-Алания. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 31-333.

3. Киргуева Ф.Х., Гизоев С.Э. Подготовка будущего учителя к формированию патриотического воспитания обучающихся. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 289-291.

4. Киргуева Ф.Х., Дзидзоева С.М. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в поликультурной среде как научно-педагогическая проблема. Ульяновск, 2020.

5. О некоторых вопросах патриотического и духовно-нравственного воспитания в республике Северная Осетия-Алания: законопроект. Официальный сайт Парламента республики Северная Осетия-Алания. Available at: http://www.parliament-osetia.ru/index.php/main/bills/art/328

6. Путин В.В. Есть основополагающие принципы существования самого государства, и один из этих принципов - уважение к своей истории и воспитание патриотизма. Высшее образование сегодня. 2013; № 1: 3-4.

7. Толстой Л.Н. О народном образовании. Полное собрание сочинений. Педагогические статьи 1860-1863. Москва, 1936; Т. 8: 4-25.

8. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. Москва: Просвещение, 1968.

9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/

10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/400807193/

References

1. Dzidzoeva S.M., Dzidzoeva S.M., Krasnoshlyk Z.P. Ya uznayuo Velikoj Otechestvennojvojne (70-letiyuPobedy v VOVposvyaschaetsya). Vladikavkaz: Izdatel'stvo SOGPI, 2015.

2. Dzidzoeva S.M., Krasnoshlyk Z.P. Tehnologicheskij orientir 'etnokul'turnogo obrazovaniya doshkol'nikov v usloviyah RSO-Alaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 31-333.

3. Kirgueva F.H., Gizoev S.'E. Podgotovka buduschego uchitelya k formirovaniyu patrioticheskogo vospitaniya obuchayuschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 289-291.

4. Kirgueva F.H., Dzidzoeva S.M. Duhovno-nravstvennoe vospitanie mladshih shkol'nikov v polikul'turnoj srede kak nauchno-pedagogicheskaya problema. Ul'yanovsk, 2020.

5. O nekotoryh voprosah patrioticheskogo i duhovno-nravstvennogo vospitaniya v respublike Severnaya Osetiya-Alaniya: zakonoproekt. Oficial'nyj sajt Parlamenta respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya. Available at: http://www.parliament-osetia.ru/index.php/main/bills/art/328

6. Putin V.V. Est' osnovopolagayuschie principy suschestvovaniya samogo gosudarstva, i odin iz 'etih principov - uvazhenie k svoej istorii i vospitanie patriotizma. Vysshee obrazovanie segodnya. 2013; № 1: 3-4.

7. Tolstoj L.N. O narodnom obrazovanii. Polnoe sobranie sochinenij. Pedagogicheskie stat'i 1860-1863. Moskva, 1936; T. 8: 4-25.

8. Ushinskij K.D. Izbrannyepedagogicheskieproizvedeniya. Moskva: Prosveschenie, 1968.

9. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya: Prikaz ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/

10. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obschego obrazovaniya. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya: Prikaz Ministerstva prosvescheniya RF ot 31 maya 2021 g. № 286. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/

Статья поступила в редакцию 06.12.22

УДК 378.147

Dudaev G.S.-Kh, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Management, Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: ataginec88@mail.ru

TRUSTING ATTITUDE TO CITIZENS AS A PRINCIPLE AND ATTRIBUTE OF AN EFFECTIVELY DEVELOPING SYSTEM OF STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION. On this article's pages the state and municipal authorities of the Russian Federation trusting attitude to citizens is considered as one of the attributes that ensure the relevant system effective development. Before starting the main subject study, the importance of establishing trusting relationships between management structures on the one hand and society on the other at its present development stage is proved. The role and place of trust in a number of consolidating principles that ensure the modern society's unity are considered. Its essence and structure are investigated. Trust has psychological, political, social and economic traits. Conclusions are drawn about this complex phenomenon's importance in establishing relations between state and municipal authorities, on the one hand, and citizens of the Russian Federation, on the other.

Key words: public administration bodies, municipal administration bodies, trust, trust relations, civil society.

Г.С.-Х. Дудаев, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный,

E-mail: ataginec88@mail.ru

ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ГРАЖДАНАМ КАК ПРИНЦИП И АТРИБУТ ЭФФЕКТИВНО РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На страницах настоящей статьи доверительное отношение органов государственного и муниципального управления Российской Федерации к гражданам рассматривается в качестве одного из атрибутов, обеспечивающих эффективное развитие соответствующей системы. Перед началом изучения основного предмета доказывается важность установления доверительных отношений между управленческими структурами, с одной стороны, и обществом, с другой, на современном этапе развития последнего. Далее рассматриваются роль и место доверия в ряду консолидирующих начал, обеспечивающих единство современного общества. Исследуются его суть и структура. На этом основании делаются выводы о важности данного комплексного феномена при установлении отношений между органами государственного и муниципального управления, с одной стороны, гражданами РФ, с другой.

Ключевые слова: органы государственного управления, органы муниципального управление, доверие, доверительные отношения, гражданское общество.

В последнее время фиксируется существенное возрастание важности установления в обществе доверительных отношений как одного из необходимых условий его дальнейшего поступательного развития [1-16]. В этой связи проблема формирования доверительного отношения к гражданам со стороны отечественной системы государственного и муниципального управления закономерно превращается в одну из ключевых в смысле обеспечения прогресса политической и социально-экономической сторон жизни РФ [4; 6; 7; 9; 13].

Данная тенденция во многом может быть объяснена тем фактом, что в условиях демократизации российского общества, характерной для трёх последних десятилетий, служащие структур государственного и муниципального управления становятся объектом пристального внимания со стороны общественности и СМИ. Соответственно, их доверительное отношение к гражданам в ходе осуществления профессиональной деятельности в определённой степени обусловливает стабильность социума, его готовность к дальнейшей модернизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.