Научная статья на тему 'ОЦЕНКА И АНАЛИЗ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ'

ОЦЕНКА И АНАЛИЗ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
284
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уровень жизни / среднедушевые денежные доходы / медианный доход / социальная поддержка / стимулирующие выплаты. / standard of living / average per capita monetary income / median income / social support / incentive payments.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сангаджиева Джиргл Викторовна

На сегодняшний день весь мир продолжает бороться с новой коронавирусной инфекцией. Пандемия и связанное с ней замедление экономики оказали огромное влияние на доходы населения. В статье приведен анализ распределения доходов населения в Республике Калмыкия на основе предварительных данных Росстата РФ. Дана предварительная оценка принятых правительством антикризисных мер в 2020 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сангаджиева Джиргл Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POPULATION STANDARD OF LIVING ASSESSMENT AND ANALYSIS IN THE REPUBLIC OF KALMYKIA

Today, the whole world continues to struggle with coronavirus infection. The pandemic and the associated economic slowdown have had a huge impact on the income of the population. The article provides an analysis of the distribution of incomes of the population in the Republic of Kalmykia based on preliminary data from the Federal State Statistics Service of the Russian Federation. A preliminary assessment of the anti-crisis measures taken by the government in 2020 is given.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА И АНАЛИЗ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

DOl: 10.24412/ 2071 -7830-2021 -142-04-12 САНГАДЖИЕВА Д. В.

ОЦЕНКА И АНАЛИЗ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ

КАЛМЫКИЯ

ПНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территории, г. Элиста, Россия,

sangdvumaH. ги

Аннотация. На сегодняшний день весь мир продолжает бороться с новой коронавирусной инфекцией. Пандемия и связанное с ней замедление экономики оказали огромное влияние на доходы населения.

В статье приведен анализ распределения доходов населения в Республике Калмыкия на основе предварительных данных Росстата РФ. Дана предварительная оценка принятых правительством антикризисных мер в 2020 году.

Ключевые слова: уровень жизни, среднедушевые денежные доходы, медианный доход, социальная поддержка, стимулирующие выплаты.

Уровень жизни населения - одна из важнейших социальных категорий, которая имеет первостепенное значение для анализа социально-экономического состояния современного общества.

Проводимая политика Российской Федерации, как социального государства, также направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, что отмечено в Ст.7 Конституции РФ В комментариях к данной статье даны разъяснения категории «достойная жизнь» — это публичная категория, характеризующая уровень и качество жизни в конкретном государстве [1]. Данной цели посвящены все национальные проекты и национальные цели развития в России.

Динамика социально-экономического развития Республики Калмыкия и России в целом остается неудовлетворительной, в связи с чем проблема повышения уровня жизни населения признана руководством страны первоочередной. Данные тенденции усугубились распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 и объявлением пандемии в 2020 году.

Так, согласно данным Федеральной службы государственной статистики по РК в 2020 году среднедушевые денежные доходы населения составили 19759,4 руб. в месяц (в 2019 г.

- 18507,5 руб.). Реальные располагаемые денежные доходы при этом выросли на 2,1 % от суммы, полученной в 2019 году. Положительная динамика средних значений показателей денежных доходов в Республике Калмыкия отражена в табл. 1.

Рост доходов, прежде всего, связан с устойчивыми темпами роста заработной платы. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2020 году составила 31999,3 руб. и относительно уровня предыдущего года увеличилась на 11,8 %. Самый высокий уровень оплаты труда отмечен в следующих отраслях: страхование и финансы - 58250,5 руб., государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение - 42608,8 руб., в области здравоохранения и социальных услуг - 38675,2 руб., добыча полезных ископаемых - 36747,0 руб., транспортировка и хранение - 36494,6 руб., обеспечение газом, электроэнергией и паром, кондиционирование воздуха - 35161,8 руб. [2]

Но если рассматривать уровень среднемесячной заработной платы в сравнении с предыдущим годом, то отмечаются виды деятельности, где рост составил 20 % и более. К таким относятся:

Таблица 1.

Динамика показателей уровня жизни населения в Республике Калмыкия

2015 2016 2017 2018 2019 2020

Среднемесячная 20108.5 21318.4 22918.6 26048.8 28617.4 31999.3

номинальная

начисленная заработная

плата работников

предприятии и

организаций, руб.

Среднедушевые 15276.2 15695.6 16261.3 17081.9 18507.5 19759.4

денежные доходы в

месяц, руб.

Среднедушевые 10967.8 11248.8 11792.1 12923.6 13864.4 13949.7

денежные расходы в

месяц, руб.

Среднедушевые 8694.4 9054.6 9687.6 10610.6 11295.8 11317.9

потребительские

расходы в месяц, руб.

Средний размер 10306.2 10585.5 11336.7 11971.0 12610.6 13269.4

назначенных пенсий в

месяц, руб.

Величина прожиточного 8546.0 8422.0 8669.0 9056.0 9888.0 10400

минимума на душу

населения в среднем за

месяц, руб.

Реальная начисленная 90.2 99.5 103.2 110.6 102.3 102.3

заработная плата, в

процентах к

предыдущему году

Реальные денежные 101.4 96.0 98.8 101.3 102.6 102.1

доходы, в процентах к

предыдущему году

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия [7]

- деятельность в области здравоохранения и социальных услуг - увеличение на 46,5 % (с 26399,4 руб. до 38675,2 руб. за 2019-2020 гг. соответственно),

- водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений - 28,49 %,

- торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - 21,57

%.

При этом по некоторым видам деятельности, наоборот, наблюдалось снижение средних заработных плат. Например, в сфере добычи полезных ископаемых, несмотря на то, что сохранились высокие зарплаты, по сравнению с 2019 годом, наблюдается снижение на 19,86 %. Также здесь можно отметить такие сферы как - строительство (-6,21 %) и деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (-8,9 %).

Данные изменения были закономерны. Например, рост среднемесячных доходов медицинских работников в 2020 году был обусловлен установлением выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку

медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция и лицам из групп риска заражения COVID-19 согласно Постановлению Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 415 [3]. И далее в течение года согласно постановлениям Правительства РФ № 484 от 12.04.2020 г., № 1006-р от 13.04.2020 г., № 1312 от 29.08.2020 г., № 1525 от 23.09.2020, № 1762 от 30.10.2020 г. данные выплаты продлевали. Также действуют республиканские меры по поддержке медицинских работников - Постановление Республики Калмыкия № 81 от 7.04.2020 г. «Об установлении денежной выплаты медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» [5].

В деятельности гостиниц и предприятий общественного питания снижение заработных плат было вызвано объявлением ограничительных мер и локдауна весной 2020 года. И по сей день в Республике Калмыкия действуют ограничительные меры.

Представленные выше тенденции в доходах организаций подтверждаются изменениями и в составе потребительских расходов населения республики. Расходы при этом практически не изменились по сравнению с предыдущим годом, разница составила 0,2 %.

Судя по имеющимся данным, увеличились расходы на продукты питания, алкогольные напитки, табачные изделия, здравоохранение (табл.2). Несмотря на то, что в прошлом году вводились ограничительные меры, увеличились расходы и на транспорт более чем в 2 раза.

Таблица 2.

Состав потребительских расходов домашних хозяйств, за 2019 г. и 2020 гг._

2019 2020 Изменение, в%

Потребительские расходы - всего 11608.2 13476.4 116,09

продукты питания 4205.5 5072.6 120,62

алкогольные напитки, табачные изделия 258.7 326.6 126,25

одежда и обувь 1421.3 1203.4 84,67

жилищно-коммунальные услуги, топливо 1005.0 1030.1 102,5

предметы домашнего обихода, бытовая техника, уход за домом 1166.3 1167.6 100,11

здравоохранение 359.7 457.3 127,13

транспорт 1175.3 2531.1 215,36

связь 543.9 574.8 105,68

организация отдыха и культурных мероприятий 432.0 268.2 62,08

образование 15.1 13.4 88,74

гостиницы, кафе и рестораны 117.3 62.4 53,2

другие товары и услуги 908.1 768.9 84,67

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия [2]

И наоборот, снизились расходы на приобретение одежды и обуви, образование, прочие товары и услуги. Почти вдвое уменьшились расходы на организацию отдыха и культурных мероприятий, а так же гостиницы, кафе и рестораны в целом за год.

За счет снижения денежных расходов населения, увеличились сбережения с 25,1 % в 2019 г. до 29,4 % в 2020 г. в общей структуре расходов и сбережений.

Основными источниками денежных доходов населения Калмыкии традиционно являются оплата труда наемных работников организаций и социальные выплаты, удельный вес которых составляет 55,7 и 29,7 соответственно за 2020 год от общих денежных доходов.

С 2015 года наблюдается снижение социально-экономической дифференциации разных социальных групп населения с 11,2 до 9,1 раза к 2020 году. Можно предположить, что это положительная тенденция повышения уровня жизни населения. Однако, если рассмотреть распределение общего объема доходов населения по 20%-ным группам, ранжированным по мере возрастания денежных доходов, мы видим, что доля 5-й группы (с наибольшими доходами) населения за последние годы снизилась. Одновременно повысились доли 1-й (с наименьшими доходами) и 2-й групп (табл. 3). Отсюда следует, что сокращение дифференциации доходов населения не всегда констатирует улучшение уровня жизни, необходимо также рассматривать в разрезе доли распределения доходов по уровням.

Таблица 3.

2015 2016 2017 2018 2019 2020

Денежные 100 100 100 100 100 100

доходы - всего, в

том числе по 20-

ти процентным

группам

населения

первая (с 6.5 6.6 7.0 7 1 7.2 7.2

наименьшими

доходами)

вторая 11.3 11.5 11.9 11.9 12.0 12.1

третья 16.1 16.2 16.5 16.6 16.7 16.7

четвертая 23.0 23.0 23.1 23.1 23.1 23.1

пятая (с 43.1 42.7 41.5 41.3 41.0 40.9

наибольшими

доходами)

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия [7]

Более показательным является медианный доход, который с 2021 года включен в расчет прожиточного минимума и МРОТ в Российской Федерации [8]. Необходимо отметить, что медианный доход — это показатель дохода, который получает одинаковое количество работников (50 % выше и 50 % ниже среднего уровня). В России за 2020 год медианный среднедушевой доход составил 27 036,4 руб. Это означает, что половина населения получает доход выше данного уровня, а остальная половина ниже

По Республике Калмыкия медианный доход за соответствующий период составил 16 411,9 руб. в месяц.

Если сравнить со средними значениями денежных доходов населения, то картина неоднозначная (рис. 1). При том, что средние зарплаты составляют более 30 тыс.руб., половина населения получают доход в 2 раза ниже данного значения. Также медианный доход оказался ниже и среднедушевых доходов на 16,9 %. Данный показатель более реально характеризует уровень жизни населения в Калмыкии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Соотношение показателей доходов к среднему уровню в 2020 году по

Республике Калмыкия [2]

Согласно имеющимся статистическим данным Росстата по Калмыкии, среднедушевые доходы населения распределяют по определенной шкале, представленной на рисунке 2. Здесь же выделена группа населения с доходами от 15 до 25 тыс.руб. в месяц на члена семьи, в которую попадает 31,4 % населения.

* свыше 25000,0

■ 15000,1-25000,0 и 10000.1-15000,0 $ 8000,1-10000,0 г> 6000,1-8000,0

= 4000,1-6000,0

■ 2000,1-4000,0

■ до 2000,0

2018

2019

2020

Рис. 2. Распределение населения по размеру среднедушевого денежного дохода, в

процентах к итогу

Кроме этого, доходное неравенство является одним из факторов сохранения значительного числа людей, относящихся к категории бедных. Официальные расчеты масштабов бедности в России основаны на абсолютном подходе, который предусматривает оценку бедных как тех, кто имеет денежные доходы ниже прожиточного минимума (ПМ). В свою очередь прожиточный минимум определяется как стоимостная оценка минимально необходимого набора продуктов питания, товаров и услуг, необходимых для жизни.

Необходимо отметить, что величина прожиточного минимума рассчитывается как по стране в целом, так и в каждом регионе отдельно за каждый квартал и в целом за год. Также данный показатель рассчитывается и для каждой социально-демографической группы населения отдельно: трудоспособного населения, пенсионеров и детей. Как было сказано выше, согласно Федеральному закону № 134-ФЭ от 24.10.1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в редакции от 29.12.2020 № 473-ФЗ изменился расчет прожиточного минимума в Российской Федерации. Согласно поправкам, величина прожиточного минимума на душу населения в целом по стране будет соотноситься с величиной медианного среднедушевого дохода за предыдущий год в размере 44,2 % начиная с 2021 года [8]. В Республике Калмыкия и остальных субъектах Российской Федерации величина прожиточного минимума будет рассчитываться с учетом коэффициента региональной дифференциации. В данном законе также определен переходный период поэтапного доведения величин прожиточного минимума на душу населения согласно новой методике расчета.

В целом по России в 2020 году количество людей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составило - 17,8 млн. чел.

Согласно данным, доля бедного населения в Калмыкии снизилась с 29,5 % по итогам 2015 г. до 22,7 % по итогам 2020 г. (рис. 3) что нельзя не отнести к положительным тенденциям. На конец 2020 года прожиточный минимум по республике составил 10 400 руб.

90

75

60

,¿¡2.4

67.2

64.7 64

-Всего, тыс. человек

45

В % от общей численности населения

30

29.5

23.6 23.6 23.5

22.7

15

2015 2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 3. Динамика численности и доли населения с доходами ниже ПМ, 2015 - 2020 гг.

Однако, относительно стоимости прожиточного минимума в РФ, количество бедных в Калмыкии будет больше. Динамика стоимости прожиточного минимума в России и республике отражена в табл.4

Представленные данные говорят о положительном эффекте проводимой социально-экономической политики в Калмыкии. Также те меры социальной поддержки со стороны руководства государства и республики, которые были приняты в течение 2020 - 2021 гг. необходимо продолжить для стабилизации ситуации и обеспечить долгосрочные структурные изменения в экономике для повышения уровня жизни населения с учетом новой реальности.

Таблица 4.

Динамика стоимости прожиточного минимума в РФ и Республике Калмыкия (в

2015 2016 2017 2018 2019 2020

Российская Федерация [6] 9701 9828 10088 10286,5 10889,75 11311,5

Республика Калмыкия [8] 8546 8422 8669 9056 9888 10400

При проведении комплекса мер по улучшению качества жизни руководству республики необходимо учитывать возможность попадания в «ловушку бедности». Данная ситуация характеризуется двумя формами:

- высокие размеры социальных выплат приводят к иждивенческим настроениям в обществе, снижают стимулы к работе и, как следствие, препятствует экономическому росту;

- низкий уровень социальных гарантий приводит к росту численности бедного населения.

Последняя форма нежелательна, так как может формировать «образ жизни в бедности»,

когда человек свыкается с бедностью. Тем самым снижается круг потребностей и объемы потребления, что отрицательно скажется и на экономике региона.

Так, например, почти 1/3 денежных доходов в Калмыкии составляют социальные выплаты (табл. 5). Ясно, что снизить их объем нежелательно, так как сразу уменьшатся доходы населения. Данная ситуация приведет к росту количества людей получающих доход ниже прожиточного минимума, что приведёт к снижению уровня жизни населения в целом.

Таблица 5.

2019 2020

Денежные доходы - всего 100 100

доходы от предпринимательской деятельности 11.5 9.5

оплата труда 54.6 55.7

социальные выплаты 28.1 29.7

доходы от собственности 1.2 1.1

прочие денежные поступления 4.6 4.0

При этом необходимо соблюсти баланс с социальной поддержкой государства, чтобы не подорвать стимулы к работе и трудоустройству у населения.

В сфере трудоустройства от общего количества экономически активных жителей республики 12,9 тыс. чел. составили безработные. По итогам года на учете в системе службы

занятости было из них 8 459 чел. что в 3,6 раза больше чем за 2019 год. Данная ситуация была вызвана скорее ростом пособий по безработице в пандемию и упрощение правил регистрации граждан в качестве безработных согласно Постановлению Правительства РФ № 460 от 08.04.2020 г. «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» [4].

Рис. 4. Количество безработных в Республике Калмыкия в 2019 г., 2020 г.

Неоднозначным был уровень безработицы в течение года. Кризисный пик безработицы пришелся на август - сентябрь 2020 года, после окончания локдауна, режима нерабочих дней (рис. 5).

Рис. 5. Динамика безработных за 2020 год по Калмыкии

Учитывая тот факт, что среднедушевые доходы в Калмыкии не снизились в 2020 году (в условиях пандемии и как следствие сложной экономической ситуации), можно сделать вывод, что именно государственная поддержка смягчила рост бедности не только в Республике, но и в целом в стране. Среди мер по ликвидации последствий пандемии можно назвать веерные выплаты семьям с детьми, выплаты безработным, безвозмездная финансовая помощь в виде субсидий малому и среднему бизнесу, выплаты сотрудникам соцучреждений и др.

Следует отметить, что базовой стратегией снижения уровня бедности в Калмыкии является повышение размера минимальных государственных социальных гарантий. Однако данные цели не должны сводиться исключительно к борьбе с бедностью. Необходимо проводить и активную социальную политику, направленную на создание новых рабочих

мест, развитие потенциала трудоспособного населения, развитие семейного и частного предпринимательства, развитие личных подсобных хозяйств и т.д.

Сегодня мы можем судить только о предварительных данных эффективности проводимой социально-экономической политики государства, осложненной пандемией. Основные итоги будут подведены позже, при наличии доступной информации по основным показателям за 2021 год.

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 15.03.2021).

2. Краткий статистический сборник Калмыкия в цифрах 2021 г [Электронный ресурс] URL: https://astrastat.gks.ru/folder/41218 (дата обращения 22.05.2021 ).

3. Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 415 (ред. от 29.05.2020) "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ai/document/cons_doc_LAW_349315/ (дата обращения 10.04.2021).

4. Постановление Правительства РФ № 460 от 08.04.2020 г. «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349939/ (дата обращения 10.04.2021).

5. Постановление Республики Калмыкия № 81 от 7.04.2020 г. «Об установлении денежной выплаты медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» [Электронный ресурс]. URL: https://base.uarant.ai/73863882/ (дата обращения 15.04.2021 ).

6. Справка о величине прожиточного минимума [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.rn/3921257/ (дата обращения 20.04.2021).

7. Статистический ежегодник Республики Калмыкия - 2015-2019гг. [Электронный ресурс]. URL: https://astrastat.gks.ru/folder/41218 (дата обращения 25.04.2021).

8. Федеральный закон № 134-Ф3 от 24.10.1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16565/ (дата обращения 20.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.