Е Л Ь С Т
i гратота
ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)
Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
2023. Том 8. Выпуск 2. С. 198-204 | 2023. Volume 8. Issue 2. P. 198-204
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru
RU
Оценка готовности к профессиональному саморазвитию у обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»
Галкина В. А.
Аннотация. Цель исследования - обосновать необходимость формирования готовности к профессиональному саморазвитию у обучающихся по программам бакалавриата по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. В статье проанализировано содержание программ бакалавриата по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование и требований при получении квалификационной категории педагогических работников (высшая, первая) с целью определения универсальных компетенций и общепрофессиональных компетенций, необходимых для профессионального самосовершенствования студентов; оценена готовность студентов - будущих педагогов-дефектологов Московского городского педагогического университета и Московского государственного областного педагогического университета к дальнейшему профессиональному саморазвитию. Научная новизна заключается в сопоставлении компетенций, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, и критериев для присуждения квалификационной категории педагогических работников. Результаты исследования: выявлен уровень готовности студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», к профессиональному саморазвитию, сформулирован ряд особенностей формирования профессиональных компетенций у студентов 3-4 курсов по соответствующему направлению подготовки.
EN
Assessment of Readiness for Professional Self-Development of Students in the Direction of "Special (Defectological) Education"
Galkina V. A.
Abstract. The aim of the study is to substantiate the need to form readiness for professional self-development among students in Bachelor Degree Program in the direction 44.03.03 Special (Defectological) Education. The article analyses the content of Bachelor Degree programs in the direction 44.03.03 Special (Defectological) Education and the requirements for obtaining the qualification category of teachers (highest, first) in order to determine the universal competencies and general professional competencies necessary for the professional self-improvement of students; the readiness of students - future teachers-defectologists of Moscow City University and Moscow Region State Pedagogical University for further professional self-development was assessed. The scientific novelty lies in the comparison of the competencies provided by the Federal State Educational Standard in the direction of training 44.03.03 Special (Defectological) Education and the criteria for awarding the qualification category of pedagogical workers. The results of the study are the following: the level of readiness of students studying in the direction of "Special (Defectological) Education" for professional self-development was revealed; a number of features of professional competencies formation among third-year and fourth-year students in the corresponding area of training were formulated.
Введение
В настоящее время вопросу готовности к профессиональному саморазвитию уделяется большое внимание. В первую очередь это связано с быстро меняющимися условиями рынка труда, высоким темпом развития общества, сменой некоторых мировоззренческих ориентиров и пр. Особую значимость данная проблема приобретает в аспекте современных тенденций в области образования, поскольку одна из важных задач педагога -формирование системы знаний, умений и навыков, а также ценностей у подрастающего поколения (Голубе-ва, 2022; Митина, 2023; Хуторской, 2021). Следовательно, если выпускник университета не готов профессионально
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20230017
© 2023 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https;//creativecommons.orq/licenses/by/4.0/
совершенствоваться, то его знания не будут достаточно актуальными уже через несколько лет. Кроме того, сегодня большое значение имеет непрерывное образование в течение всей жизни, это позволяет специалисту оставаться конкурентоспособным и востребованным, а на первый план выходят такие личностные качества, как инициативность, активность, творческое мышление и умение находить выход из нестандартных ситуаций.
Проблема профессионального самосовершенствования в области специального (дефектологического) образования напрямую связана с контингентом детей, которых будут обучать наши выпускники. В настоящее время наблюдается склонность к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и усложнению их нарушений. Например, обучающихся с классической легкой умственной отсталостью все реже можно встретить в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Все чаще данный диагноз осложняется либо соматическими заболеваниями, либо другими серьезными нарушениями, например, расстройством аутистического спектра (Галкина, 2019; Дмитриев, 2017; Яковлева, Яковлев, 2021). Это требует от педагога владения актуальными технологиями, методами и приемами работы, а также умения адаптироваться к изменяющимся условиям. Здесь в первую очередь важна хорошая профессиональная база.
Поскольку состав обучающихся школ неоднороден и постоянно усложняется, то выпускнику необходимо не только пользоваться сформированными за годы обучения профессиональными компетенциями, но и уделять большое внимание самосовершенствованию. Однако овладение профессиональными компетенциями иногда осложняется неготовностью студентов работать с обучающимися с ОВЗ (не знают, как взаимодействовать с такими детьми, боятся их и т. д.) (Богданова, Гусейнова, Назарова и др., 2019; Алмазова, Костен-кова, Яхнина, 2014). В таком случае задача профессорско-преподавательского состава - оказать помощь в преодолении указанных сложностей и подготовить студента к профессиональной деятельности.
При работе с современными студентами мы часто сталкиваемся с проблемой обесценивания качества формируемых компетенций. Часть студентов формально подходят к этому вопросу и не стремятся усовершенствовать собственные умения и навыки, для них важны внешние, формальные показатели - диплом, удостоверение о повышении квалификации. При этом качество сформированных компетенций, сами знания уходят на второй план (это выявило наше исследование, результаты которого представлены далее).
Нужно сказать, что федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 22.02.2018 № 123. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS% 20V0%203++/Bak/440303_B_3_20032018.pdf) предусматривает формирование разных компетенций, в том числе универсальных, которые в совокупности обеспечивают студента всеми необходимыми знаниями и умениями. Так, среди универсальных компетенций указана следующая: УК-6 - способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни. Владение данной компетенцией позволит решить ряд описанных выше сложностей, связанных с самосовершенствованием в профессии.
Задачи исследования:
- проанализировать содержание программ бакалавриата по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование и требований при получении квалификационной категории педагогических работников (высшая, первая), чтобы определить универсальные компетенции и общепрофессиональные компетенции, которые необходимо развивать у студентов для их профессионального самосовершенствования;
- оценить готовность студентов - будущих педагогов-дефектологов Московского государственного областного педагогического университета (МГОПУ) и Московского городского педагогического университета (МГПУ) к дальнейшему профессиональному саморазвитию.
Теоретическая база исследования представлена работами по проблемам формирования компетенций с точки зрения общей педагогики и отражена в трудах В. А. Адольфа (2013), А. В. Хуторского (2021), Л. М. Мити-ной (2023), Т. В. Темирова, А. А. Ласкина (2023), М. П. Чошанова (1997), А. К. Марковой (1995), Е. В. Голубе-вой (2022), Дж. Равена (1999); с точки зрения специального (дефектологического) образования - в трудах И. М. Яковлевой, С. В. Яковлева (2021), А. А. Дмитриева (2017), Н. М. Назаровой и коллег (Богданова, Гусейнова, Назарова и др., 2019), А. А. Алмазовой, Ю. А. Костенковой, Е. З. Яхниной (2014).
Материалы и методы: в данной статье представлены данные практического исследования, проходившего в период с сентября по октябрь 2022 года, в рамках исследования был проведен анонимный опрос обучающихся 3-4 курсов, проанализированы учебные планы.
Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования могут быть использованы в работе профессорско-преподавательского состава, при организации научной деятельности студентов, педагогической практики и воспитательной работы в вузе.
Основная часть
Содержание программ бакалавриата по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование и требований при получении квалификационной категории педагогических работников
В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к непрерывному образованию в течение всей жизни, самосовершенствованию во всех сферах, в том числе в профессиональной сфере. Проблему готовности к постоянному профессиональному самосовершенствованию целесообразно решать на этапе обучения в университете
на основе компетентностного подхода в образовании, поскольку данный подход в большей степени нацелен на конечный образовательный результат. Считается, что «компетенция» - более практико-ориентированное понятие, нежели «знания», «умения» и «навыки» (Равен, 1999; Темиров, Ласкин, 2023; Чошанов, 1997).
Существует ряд универсальных компетенций, которыми должен обладать человек вне зависимости от профессиональной деятельности. Например, самосовершенствование в течение всей жизни (Адольф, 2013; Маркова, 1995). Поэтому, учитывая современные тенденции, содержание программ подготовки бакалавров по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование было пересмотрено и актуальный федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по данному направлению основан на компетентностном подходе в образовании.
ФГОС ВО (бакалавриат) содержит требования к результатам освоения образовательной программы по направлению 44.03.03. Данные требования проявляются в формировании у студентов следующих компетенций: универсальных (УК) и общепрофессиональных (ОПК). К универсальным компетенциям относятся: разработка и реализация проектов, критическое мышление, командная работа, коммуникативные навыки, готовность к профессиональному саморазвитию и т. д. К общепрофессиональным компетенциям - знание нормативно-правовой базы и профессиональной этики; умение организовывать совместную работу обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС, осуществлять духовно-нравственное воспитание, контролировать образовательные результаты обучающихся, навык разработки и использования педагогических технологий, владение научными основами педагогической деятельности и др.
В соответствии с современными требованиями к педагогам, каждые пять лет необходимо либо подтверждать имеющуюся квалификационную категорию, либо можно получить более высокую, следовательно, необходимо поддерживать и совершенствовать свой профессиональный уровень. Для того чтобы понимать, какие именно профессиональные навыки необходимо будет совершенствовать, мы представим таблицу, где отражено, по каким критериями рассматривается вопрос о присуждении квалификационной категории (Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность: Приказ Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70562982/), и сравним их с компетенциями, которые должны быть сформированы у студентов направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование в процессе обучения. Данные представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Сопоставление компетенций, предусмотренных ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, и критериев для присуждения квалификационной категории педагогических работников
Критерии для получения пед. категории Компетенции, предусмотренные ФГОС ВО (УК, ОПК)
Результат освоения детьми образовательных программ УК-6 (способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни) ОПК-5 (способность осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении)
Качество знаний обучающихся УК-6 (способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни) ОПК-5 (способность осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении) ОПК-6 (способность использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности)
Динамика образовательных результатов УК-6 (способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни) ОПК-5 (способность осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении)
Участие детей в олимпиадах различного уровня УК-6 (способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни) ОПК-3 (способность организовывать совместную и индивидуальную работу обучающихся)
Участие детей во внеурочных мероприятиях УК-6 (способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни) ОПК-4 (способность осуществлять духовно-нравственное воспитание детей)
Проектная деятельность детей УК-6 (способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни) ОПК-3 (способность организовывать совместную и индивидуальную работу обучающихся)
Выступления педагога на научных мероприятиях (конференции, круглые столы) УК-6 (способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни)
Руководство/участие в методических объединениях УК-6 (способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни)
Наличие у педагога грамот, сертификатов об участии в профессиональных мероприятиях, развитие в профессиональной области (повышение квалификации, магистратура и т. д.) УК-6 (способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни) ОПК-8 (способность осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний)
Таким образом, мы видим, что ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование обеспечивает формирование всех необходимых компетенций для дальнейшей успешной работы выпускников вуза. И в первую очередь для соответствия всем предъявленным критериям для получения высшей профессиональной педагогической категории нужно постоянно профессионально самосовершенствоваться. Отметим, что для профессионального роста очень важно постоянное совершенствование своих компетенций. Это напрямую вытекает из требований к присвоению квалификационных категорий педагогических работников. Даже если педагог не планирует повысить категорию, то в любом случае необходимо подтверждать имеющуюся категорию, следовательно, педагог должен быть активным в профессии. Также следует отметить, что учебные планы программ бакалавриата по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование предусматривают наличие дисциплин, направленных на развитие у студентов профессиональных компетенций и готовности к самосовершенствованию. В ходе исследования были проанализированы учебные планы двух университетов (МГОПУ и МГПУ), где предусмотрены такие дисциплины, как «Ключевые компетенции педагога-дефектолога» - МГОПУ, «Профессионально-личностный и карьерный рост специального педагога» - МГПУ. На них отводится 2 зачетные единицы. В МГОПУ данные дисциплины реализуются на 4 курсе, в МГПУ они предусмотрены на 1 курсе для студентов после колледжа.
Исходя из изложенного, у студента, обучающегося по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, уже на этапе обучения в вузе должно сформироваться четкое желание работать с обучающимися с ОВЗ. Это должно стать осознанным выбором, который впоследствии приведет к успешному овладению и дальнейшему совершенствованию профессиональных компетенций.
Оценка готовности студентов - будущих педагогов-дефектологов МГПУ и МГОПУ к дальнейшему профессиональному саморазвитию
В исследовании по выявлению готовности студентов к дальнейшему профессиональному саморазвитию приняло участие 80 студентов очной формы обучения 3 и 4 курсов из МГПУ и МГОПУ, обучающихся по специальности 44.03.03. Исследование проводилось в период с сентября по октябрь 2022 года посредством анонимного анкетирования студентов. В анкете были такие вопросы, как: уровень образования, желание получить второе образование, прохождение курсов повышения квалификации и их частотность, желание участвовать в профессиональных конкурсах, участие в научных мероприятиях, перспектива своей профессиональной деятельности, формы получения дополнительного образования / самообразования. Данная анкета была разработана нами на основе требования ФГОС по направлению 44.03.03 и критериев для присвоения квалификационных категорий педагогических работников пп. 36-37 (Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность: Приказ Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70562982/).
Данная анкета, кроме указанного, позволяет понять, насколько осознанно студенты подошли к выбору своей профессии и понимают ли значимость сформированности профессиональных компетенций. Например, участвуя в профессиональных конкурсах, педагог оценивает имеющиеся у него достижения, знакомится с опытом коллег. Желание получать образование говорит о стремлении к профессиональному росту в выбранной области. Кроме того, с помощью разработанной анкеты можно сделать выводы об эффективности работы профессорско-преподавательского состава в части формирования готовности студентов к профессиональному саморазвитию. Поскольку анкета предназначена для старших курсов, то за время обучения у студентов должно было сформироваться четкое представление о будущей профессии и своем месте в ней.
Рассмотрим результаты, полученные в ходе анкетирования.
Уровень образования участников эксперимента
Неоконченное высшее Среднее профессиональное Высшее
Диаграмма 1
Как видно из Диаграммы 1, большинство опрошенных имеют среднее профессиональное образование (педагогическое) и неоконченное высшее, следовательно, участники опроса должны быть достаточно замотиви-рованы к получению профессии и осознанно подходить к вопросу формирования профессиональных компетенций и дальнейшему их самосовершенствованию. Все, кто имеет среднее профессиональное образование, работает по специальности, так же как и участники с высшим образованием, среди студентов с неоконченным высшим более 80% подрабатывают по профессии или являются трудоустроенными на полную ставку.
80% 60% 40% 20% 0%
Желание получить второе образование/пройти переподготовку
75%
Да
8%
Уже получаю
17%
Нет
Диаграмма 2
Согласно данным Диаграммы 2, большинство опрошенных хотели бы иметь второе образование по смежной специальности, часть опрошенных (8%) уже находится в процессе получения второй специальности. Однако не все хотят продолжать свое образование, среди причин были названы: усталость от обучения, желание работать и нехватка времени. Полученные результаты говорят о том, что за время обучения преподавателям удалось сформировать у большинства студентов понимание важности постоянного профессионального роста. Достаточно большой процент (17%) не видит целесообразности в повышении квалификации, при этом если курсы будут носить формальный характер, то они готовы их пройти, чтобы предоставить удостоверение о повышении квалификации на работе, поскольку его необходимо обновлять каждые 3 года.
80% 60% 40% 20% 0%
Частотность прохождения курсов ПК
61%
Регулярно (1 раз в год или чаще)
24%
1 раз в 2 года
15%
0%
1 раз в 3 года или реже Не нужно проходить
Диаграмма 3
Данные Диаграммы 3 показывают, что большинство опрошенных считают необходимым регулярно проходить курсы повышения квалификации (ПК) и совершенствовать свои профессиональные навыки. Среди них есть студенты, которые считают необходимым ежемесячно повышать квалификацию (2 человека). В качестве форм получения образования на курсах ПК студенты указывали следующие: дистанционно (онлайн или курс в записи), чаще выбирают различные проектные сессии, курсы в форме деловых игр и пр.
Участие в конкурсах профессионального мастерства
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
54%
35%
Участвую и хочу еще
Не участвую
11%
Не планирую участвовать
Диаграмма 4
Как видно из Диаграммы 4, большинство опрошенных ни разу не участвовали в профессиональных конкурсах, однако они рассматривают возможность попробовать свои силы. Есть студенты, которые не проявляют интерес к подобным мероприятиям, причину нежелания не указали. Среди тех, кто хотя бы один раз принял участие в конкурсе (например, WorЫskШs), все стремятся повторить такой опыт в конкурсах профессионального мастерства. Нужно сказать, что в современном мире существует много возможностей для участия в профессиональных конкурсах - это и «Педагогический дебют», входящий в состав конкурса «Учитель года», и олимпиада «Я - профессионал», и большое количество конкурсов внутри учреждений (школы).
Участие в научных мероприятиях
Участвую Не участвую
Диаграмма 5
Данные Диаграммы 5 указывают на то, что большинство опрошенных не принимают участие в научных мероприятиях (круглый стол, конференция и т. д). В качестве причин называются неуверенность в собственных силах, отсутствие времени из-за работы, незаинтересованность в научных мероприятиях. Данный показатель является значимым в плане формирования у студентов готовности к самосовершенствованию, поскольку публикация научных материалов, выступление на конференциях и круглых столах позволяют узнавать новые научные данные и получать практические данные, что положительно влияет на профессиональные знания.
Перспектива профессиональной деятельности
100% 80% 60% 40% 20% 0%
89%
2%
Планирую работать учителем-дефектологом
Планирую сменить специальность
3%
Затрудняюсь ответить
6%
Планирую занять руководящий пост
Диаграмма 6
По данным Диаграммы 6 ясно, что большинство студентов собираются работать по полученной специальности, следовательно, их выбор профессии является осознанным. Отсюда можно предположить, что они готовы к профессиональному самосовершенствованию. Часть студентов планирует занять руководящий пост в области образования - 6%, значит, у этих студентов готовность не только к совершенствованию собственных профессиональных компетенций, но и помощи другим развита на хорошем уровне. Несколько студентов затруднились с ответом или хотят сменить сферу профессиональной деятельности, это говорит об их неготовности профессионально совершенствоваться как специалист в области работы с детьми с ОВЗ.
Таким образом, полученные в ходе анкетирования данные говорят о том, что в большинстве случаев студенты готовы к дальнейшему самосовершенствованию по профессии, что крайне важно при работе с обучающимися с ОВЗ. Это значит, что за годы обучения преподаватели смогли развить у студентов такие составляющие профессиональной компетентности, как осознанность выбора профессии и понимание значимости сформированности профессиональных компетенций; стремление к профессиональному росту.
Заключение
По результатам анализа ФГОС (бакалавриат) по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование и требований при получении квалификационной категории педагогических работников были определены универсальные и общепрофессиональные компетенции, которые необходимо сформировать у студентов с целью подготовки к профессиональному самосовершенствованию (например, управление собственным временем, способность оценивать работы детей, способность к обучению в течение всей жизни и др.).
В результате проведенного анкетирования была оценена готовность студентов к дальнейшему профессиональному саморазвитию. Нужно сказать, что в большинстве случаев студенты готовы к профессиональному росту, они осознанно подходят к будущей профессии и понимают необходимость регулярно актуализировать и совершенствовать свои знания. Однако встречались студенты, обнаружившие неготовность работать над собой в профессиональном плане, что, по их мнению, связано с ошибочным выбором профессии, отсутствием времени.
Перспективы дальнейшего исследования. В дальнейшем целесообразно проанализировать работу про-фессорско-педагогического состава, выявить, какими способами они формируют профессиональные компетенции студентов, обучающихся по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, и разработать новые современные формы и методы работы в данной области.
Источники | References
1. Адольф В. А. Становление профессиональной компетентности педагога // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5.
2. Алмазова А. А., Костенкова Ю. А., Яхнина Е. З. Совершенствование компетентностной модели бакалавра по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования. 2014. № 1.
3. Богданова Т. Г., Гусейнова А. М., Назарова Н. М., Приходько О. Г., Ушакова Е. В., Яковлева И. М. Педагогика инклюзивного образования / под ред. Н. М. Назаровой. М.: ИНФРА-М, 2019.
4. Галкина В. А. Курс лекций для дисциплин «Общеметодические аспекты обучения в специальных коррек-ционных школах», «Специальная педагогика» по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Олигофренопедагогика, дошкольная дефектология». М.: Изд-во Московского государственного областного университета, 2019.
5. Голубева Е. В. Профессиональная готовность студентов, ориентированных на саморазвитие // Сознание. 2022. Т. 24. № 7.
6. Дмитриев А. А. Профориентационная работа с будущими дефектологами // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2017. № 6.
7. Маркова А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. № 6.
8. Митина Л. М. Профессионально-личностное развитие педагога: диагностика, технологии, программы: уч. пособие для вузов. Изд-е 2-е. М.: Юрайт, 2023.
9. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы // Школьные технологии. 1999. № 1-2.
10. Темиров Т. В., Ласкин А. А. Преодоление пассивности, инертности и «учебного выгорания» у учащихся и студентов в учебно-познавательной деятельности // Humanity Space International Almanac. 2023. Vol. 12. No. 1.
11. Хуторской А. В. Современная дидактика: учебник для вузов. Изд-е 3-е, перераб. и доп. М.: Юрайт, 2021.
12. Чошанов М. П. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. 1997. № 2.
13. Яковлева И. М., Яковлев С. В. Подготовка педагогических кадров к инклюзивному образованию школьников с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. 2021. № 2.
Информация об авторах | Author information
RU
EN
Галкина Вера Александровна1, к. пед. н. 1 Московский городской педагогический университет
Galkina Vera Alexandrovna1, PhD
1 Moscow City University
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 07.01.2023; опубликовано (published): 28.02.2023.
Ключевые слова (keywords): профессиональное саморазвитие; универсальные компетенции; общепрофессиональные компетенции; специальное (дефектологическое) образование; профессиональный рост; молодые специалисты; professional self-development; universal competencies; general professional competences; special (defectological) education; professional growth; recent graduates.