Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В КАЧЕСТВЕ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В КАЧЕСТВЕ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ВОСПИТАТЕЛЬ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / БАКАЛАВРИАТ / КОМПЕТЕНЦИИ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костикова Дина Алексеевна, Лукьянченко Ирина Васильевна

В статье раскрывается организация работы по проведению производственной педагогической практики обучающихся, осуществляющих профессиональную подготовку по специальности 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование в качестве воспитателя в дошкольных образовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья; представлены основные требования к содержанию и оформлению документации практиканта; оценка сформированности компетенций, составленных в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, в результате прохождения практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костикова Дина Алексеевна, Лукьянченко Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INDUSTRIAL PEDAGOGICAL PRACTICE AS A TEACHER IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION FOR CHILDREN WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES

The article reveals the organization of work on conducting industrial pedagogical practice for students carrying out vocational training in the specialty 44.03.03 Special (defectological) education as a teacher in preschool educational organizations for children with disabilities; the main requirements for the content and design of the trainee's documentation are presented; assessment of the formation of competencies in practice, compiled in accordance with the Federal State Educational Standard of Higher Education.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В КАЧЕСТВЕ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Костикова Дина Алексеевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); кандидат педагогических наук, доцент Лукьянченко Ирина Васильевна Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В КАЧЕСТВЕ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье раскрывается организация работы по проведению производственной педагогической практики обучающихся, осуществляющих профессиональную подготовку по специальности 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование в качестве воспитателя в дошкольных образовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья; представлены основные требования к содержанию и оформлению документации практиканта; оценка сформированности компетенций, составленных в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, в результате прохождения практики.

Ключевые слова: производственная практика, педагогическая практика, воспитатель, дошкольная образовательная организация, дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся, бакалавриат, компетенции, балльно-рейтинговая система оценивания.

Annоtation. The article reveals the organization of work on conducting industrial pedagogical practice for students carrying out vocational training in the specialty 44.03.03 Special (defectological) education as a teacher in preschool educational organizations for children with disabilities; the main requirements for the content and design of the trainee's documentation are presented; assessment of the formation of competencies in practice, compiled in accordance with the Federal State Educational Standard of Higher Education.

Key words: industrial practice, teaching practice, educator, preschool educational organization, children with disabilities, students, bachelor's degree, competencies, point-rating system of assessment.

Введение. На современном этапе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее - ФГОС ВО) Специального (дефектологического) образования производственные практики являются неотъемлемым и важным компонентом в системе профессиональной подготовки будущих педагогов-дефектологов [2]. Особое внимание при этом отводится педагогической практике в дошкольном образовании (далее - ДО), поскольку число детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), постоянно увеличивается.

Выпускник факультета психологии и педагогики, обучающийся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (уровень бакалавриата), может работать с детьми с разными видами нарушений (зрения, слуха, речи, интеллекта и др.).

Согласно основным международным документам (Декларации прав ребенка (1959), Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.), Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.) и др.), каждому ребёнку гарантировано право на образование, воспитание и развитие в соответствии с его индивидуальными возможностями. Положения этих документов распространяются на всех детей, в том числе и с ОВЗ.

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения становится приоритетной национальной проблемой, в решении которой задействованы медицинские работники, психологи, педагоги. Важную роль в этом процессе играет дошкольное образование. Изменение содержания ДО, появление разнообразных педагогических технологий в работе с детьми привело к необходимости пересмотра структуры и содержания педагогической практики.

Изложение основного материала статьи. Практика - обязательный раздел основной профессиональной образовательной программы (далее - ОПОП), вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся.

В процессе реализации ОПОП по специальности 44.03.03 (Специальное (дефектологическое) образование предусмотрено прохождение производственной практики, обеспечивающей работу в качестве воспитателя и педагога-дефектолога дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) для детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку эффективность коррекционно-образовательной и воспитательной работы определяется преемственностью в работе воспитателя и педагога-дефектолога. Устранение недостатков в развитии, пробелов в знаниях, развитие психических процессов и когнитивных способностей ребенка, воспитание гармоничной личности невозможно без единства, согласованности всей системы образования [1, 3].

Целью педагогической практики в качестве воспитателя является выявление специфических особенностей педагогического процесса и деятельности воспитателя в ДОО для детей с ОВЗ. Данная практика является по виду -производственной, по типу - педагогической.

Задачи практики:

1. овладение способами организации собственной профессиональной деятельности в качестве воспитателя;

2. формирование умения анализировать профессиональную деятельность и функциональные обязанности воспитателя в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;

3. формирование умения анализировать образовательные программы, по которым работает образовательная организация, планирование работы воспитателя и предметно-развивающей среды в группах для детей с ОВЗ;

4. формирование умений анализировать совместную и индивидуальную учебно-воспитательную деятельность; применять воспитателем психолого-педагогические технологии в своей профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания детей с ОВЗ;

5. формирование готовности к осуществлению педагогической деятельности в качестве воспитателя через разработку и реализацию конспектов непосредственно-образовательной деятельности, режимных моментов и игр с учетом специфики детей с ОВЗ;

6. закрепление умения анализировать взаимодействие воспитателя с участниками образовательных отношений (педагогом-дефектологом, родителями, законными представителями);

7. формирование готовности к осуществлению духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ.

Производственная педагогическая практика в соответствии с ФГОС ВО проводится непрерывно, в сроки,

предусмотренные календарным планом, и составляет 360 часов (10 зачетных единиц).

В процессе прохождения практики обучающиеся осваивают компетенции (УК-3, УК-4, УК-5, УК-7, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8), в результате которых у них формируются следующие умения и навыки:

1. Организация деловой коммуникации на государственном и иностранном языках в соответствии с требованиями к ее реализации.

2. Предложение способов преодоления коммуникативных барьеров при межкультурном взаимодействии.

3. Соблюдение и пропаганда нормы здорового образа жизни в различных жизненных ситуациях и в профессиональной деятельности; практический опыт занятий физической культурой.

4. Планирование и реализация образовательного процесса в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности.

5. Разработка отдельных компонентов основных и дополнительных образовательных программ (в том числе с использованием ИКТ).

6. Организация совместной и индивидуальной деятельности детей, в том числе с особыми образовательными потребностями, с использованием разнообразных методов, средств, форм и технологий.

7. Включение в профессиональную деятельность психолого-педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями.

8. Анализ особенностей взаимодействия участников образовательных отношений, выявление возможных проблемных ситуаций.

9. Обоснование разработки и реализации воспитательно-образовательной деятельности с учетом научных знаний на основе специальных научных знаний в медицине и биологии.

Перед началом практики руководитель от организации (вуза) проводит для практикантов установочную конференцию: объясняет требования к оформлению отчета, ориентирует по срокам прохождения практики и предоставления отчета, выдает рабочий график (план), включающий индивидуальные задания и содержание учебной работы. Ниже приведен фрагмент учебной работы и содержание заданий при освоении компетенции ОПК-1 (Табл. 1).

Таблица 1

Виды учебной работы и содержание заданий

Код и название компетенции

Формирующие задания, содержание работы

Учебная работа

Контакт./самостоятельная работа (час.)

Результат выполнения задания

Формы текущего и промежуточного контроля

ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в

соответствии с

нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами

профессиональной этики.

1. Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность воспитателя в группах с детьми с ОВЗ.

2. Анализ функциональных обязанностей воспитателя в группах детей с ОВЗ.

3. Анализ образовательных программ, по которым работает образовательная организация.

4. Анализ предметно-развивающей среды группы для детей с ОВЗ.

1,20/30,5

1. Таблица «Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность воспитателя в группах с детьми с ОВЗ».

2. Таблица «Функциональные обязанности воспитателя в ДОО».

3. Таблица «Образовательные программы, по которым работает образовательная организация».

4. Таблица «Предметно-развивающая среда группы для детей с ОВЗ».

ПР

ПР

ПР

ПР

Обучающиеся должны выполнить восемнадцать индивидуальных заданий, в том числе разработать циклограмму практики в ДОО, проанализировать нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность воспитателя в группах с детьми с ОВЗ; функциональные обязанности воспитателя; образовательные программы, по которым работает ДОО, предметно-развивающую среду и планирование работы воспитателя в группах для детей с ОВЗ.

Содержание практики предполагает посещение и протоколирование непосредственно-образовательной деятельности воспитателя и сокурсников с детьми с ОВЗ по образовательным областям с последующим анализом; разработку конспектов непосредственно-образовательной деятельности, режимных моментов и игр, а также реализацию и самоанализ занятий.

Обучающиеся должны разработать план воспитательно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ в летний период, конспект праздника (развлечения) и составить картотеку игр. Большое внимание уделяется изучению взаимодействия воспитателя и педагога-дефектолога, воспитателя и родителей детей с ОВЗ, для которых разрабатываются и проводятся консультации.

Все предлагаемые задания направлены на воплощение теоретической подготовки, выработку основных профессиональных умений и навыков, формирование педагогического сознания и развитие аналитических способностей.

По итогам практики обучающиеся предоставляют отчет о проделанной работе с результатами выполнения заданий (письменные работы). Отчет включает следующие компоненты: титульный лист, рабочий график (план), оценку результатов и организацию прохождения практики, выполнение индивидуальных заданий и их самооценку.

Данный отчет оформляется на листах формата А4, скрепляется скоросшивателем. Содержание излагается грамотно,

четко и логически последовательно. Работа выполняется на компьютере с соблюдением полей: левое - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм. Шрифт - Times New Roman, кегль - 12, межстрочный интервал - 1,5 в таблицах шрифт - Times New Roman, кегль - 11, межстрочный интервал - 1. Все страницы нумеруются.

Руководитель практики от профильной организации (воспитатель) в отзыве о работе обучающегося отмечает качество выполнения заданий через отметку «соответствует», «частично соответствует» или «не соответствует»; указывает достигнуты, частично достигнуты или не достигнуты планируемые результаты и выставляет рекомендуемую оценку, которую своей подписью и печатью заверяет заведующий ДОО.

Для выставления итоговой оценки используется балльно-рейтинговая система оценивания на основе сформированности необходимых компетенций и с учетом отзыва руководителя от профильной организации. Для положительной оценки руководителя практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, практиканту необходимо выполнить в срок все установленные виды учебной работы и предоставить их результаты.

По текущему и промежуточному формам контроля разработаны оценочные средства структуры и содержания письменных работ. Так, например, оценочными средствами составления плана-конспекта консультации для родителей являются: указание темы и адресата; научно-обоснованное и доступное изложение материала; наличие списка литературы и использованных источников.

Каждое задание оценивается руководителем практики от вуза по шкалам в баллах, указанных от минимума до максимума. Например, при оценивании выполнения задания «Функциональные обязанности воспитателя в ДОО» он имеет право выставить от 2 баллов (частичное соответствие требованию) до 4 (полное соответствие).

На основе оценки результатов выполнения заданий выводится суммарная оценка по освоению практикантом компетенции в баллах также от минимума до максимума. Рассмотрим на примере освоения компетенции ОПК-4 (способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся в учебной и внеучебной деятельности). Для того чтобы овладеть данной компетенцией, обучающийся должен разработать план воспитательно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ в летний период, конспект праздника/развлечения и составить картотеку игр. Суммарно за 3 задания он может получить по балльно-рейтинговой системе оценки сформированности данной компетенции от 6 до 12 баллов.

В отчете по практике предусмотрена самооценка результатов прохождения практики, сформированности компетенций по следующим уровням: пороговый (уровень знаний), повышенный (уровень умений), продвинутый (уровень владения). Кроме этого, в листе самооценки отмечается степень реализации обучающимся задач практики (реализовано полностью, реализовано частично, не реализовано).

После проверки отчетной документации проводится итоговая конференция с защитой обучающимися групповых тематических отчетов, обсуждением результатов и выставлением дифференцированной оценки комиссией, в состав которой входят руководитель практики от кафедры, руководитель практики от вуза, специалист от профильной организации (работодатель).

Практиканты предоставляют следующие документы: рабочий график (план) практики; отчет о прохождении практики; оценку результатов руководителя практики от ДОО.

На доклад обучающегося по результатам практики отводится 5-7 минут. В своем выступлении он должен представить результаты выполнения задач и индивидуальных заданий практики (основная часть отчета), использованные при выполнении теоретические положения, практическое приложение разработок. Обязательно наличие презентации, сопровождающей выступление и отражающей основные положения доклада. После докладов организуется обсуждение.

В процессе защиты отчета обучающемуся могут задаваться вопросы как практического, так и теоретического характера для выявления полноты сформированности у него компетенций.

Итоги защиты работ оформляются протоколом и заносятся в ведомость и зачетную книжку обучающегося. Протокол комиссии, отчет о прохождении практики, рабочий график (план) практики, оценка результатов хранятся на кафедре.

Для выставления зачета с оценкой набранные за выполнение заданий баллы переводятся в оценку и буквенный эквивалент. Оценка «отлично» выставляется за сумму баллов от 86 до 100; оценка «хорошо» - 66-85 баллов; оценка «удовлетворительно» - 51-65 баллов; оценка «неудовлетворительно» - 0-50 баллов. За несвоевременное предоставление отчета обучающемуся может быть назначено до 10 «штрафных» баллов. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по практике или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии неуважительных причин признаются академической задолженностью.

Выводы. Такая организация производственной педагогической практики позволяет обучающимся овладеть способами организации собственной профессиональной деятельности в качестве воспитателя; научит анализировать образовательные программы, планировать работу и предметно-развивающую среду в группах для детей с ОВЗ; разрабатывать и реализовывать конспекты непосредственно-образовательной деятельности, режимных моментов и игр с учетом специфики детей с ОВЗ; закрепит умения анализировать взаимодействие воспитателя с участниками образовательных отношений (педагогом-дефектологом, родителями, законными представителями); сформирует готовность к осуществлению духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ, к работе с родителями (законными представителями).

Сформированные компетенции обеспечивают переход обучающихся к педагогической практике в качестве педагога-дефектолога.

Литература:

1. Гонина, О.О. Практика в дошкольных образовательных организациях: учебно-методическое пособие / О.О. Гонина. - Москва: КНОРУС, 2019. - 206 с. - (Бакалавриат).

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. N 123 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование» (с изменениями и дополнениями) Редакция с изменениями № 1456 от 26.11.2020. - URL: https://fgosvo.ш/uploadШes/FGOS%20VO%203++/Bak/440303_B_3_15062021.pdf(дата обращения: 14.02.2022).

3. Производственная практика в дошкольных образовательных организациях: учебно-методическое пособие / Т.В. Гребенщикова, Г.И. Чертенкова, Ю.А. Лаптева, Н.П. Гребенщикова, Р.С. Зырянова; под общ. Ред. Т.В. Гребенщиковой, Г.И. Чертенковой. - Кемеровская обл., Осинники: Изд. ИП Бакланов Г.В., 2021. - 268 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.