ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СИСТЕМ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Э.И. Тагирова, младший научный сотрудник
Институт социально-экономических исследований - обособленное структурное подразделение Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (Россия, г. Уфа)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-11-3-103-105
Данное исследование выполнено в рамках государственного задания Уфимского федерального исследовательского центра РАН № 075-01134-23-00 на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 годов
Аннотация. Санкционная политика ряда стран в отношении России побудила ускорить темп развития во всех видах деятельности для решения проблем импортозамеще-ния. Рассматривалось функционирование территориальных систем на примере Республике Башкортостан. Приведена статистика индекса промышленного производства, а также данные по функционированию территориальных систем (ТОСЭР и ОЭЗ), которая подтвердила эффективность данных инструментов регионального развития.
Ключевые слова: санкции, импортозамещение, инструмент регионального развития, территории опережающего социально-экономического развития, особые экономические зоны, Республика Башкортостан.
Мировой геополитический кризис и санкционная политика ряда стран в отношении России стимулирует поиск решения проблемы производства импортозамещающей продукции. Одним из таких решений выступает создание территорий с особым экономическим статусом, к которым относятся особые экономические зоны, территории опережающего социально-экономического развития и др. В данных зонах применяются специальные условия для открытия новых производств, создания новых рабочих мест.
В России изначально такие зоны стали возникать как инструмент развития Дальневосточного федерального округа, чтобы решить демографический вопрос (сокращение местного населения) и проблему моногородов, так как данные зоны должны стимулировать инвесторов и предпринимателей на открытие новых производств, создавая новые рабочие места и вложению средств в развитие территорий.
Рассмотрим функционирование одной из динамично развивающейся территорией Российской Федерации - Республику Башкортостан, которая по итогам 2022 года
заняла 4 место в Национальном рейтинге по состоянию инвестиционного климата в регионах страны.
На сегодняшний день экономика Республики Башкортостан представляет собой структуру, в которой преобладают такие виды деятельности как добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства (производство пищевых продуктов и одежды, химическая промышленность). Принятые экономические санкции затрагивают наибольшим образом вышеуказанные виды деятельности.
Несмотря на это, экономика Республики Башкортостан продолжает показывать положительную динамику роста. Так, к примеру, согласно данным статистики Башкортостана индекс промышленного производства за январь-декабрь 2022 года к аналогичному периоду прошлого года составил 102,7%, что опережает среднероссийский уровень; индекс промышленного производства в целом по Российской Федерации - 99,4%, по Приволжскому Федеральному Округу - 101,9%. Объем отгруженной промышленной продукции за этот же период составил 2189,7 млрд. рублей,
что на 1,3% больше чем за аналогичный период 2021 года [1].
Обрабатывающие виды деятельности Республики Башкортостан демонстрируют незначительный рост за 2022 год на 1,0%. В связи с уходом с рынка иностранных производителей, возросла потребность в производстве отечественных аналоговых товаров, поэтому можно отметить наращивание объемов выпуска продукции с начала года в производстве электрического оборудования (167,7% к январю-декабрю 2021 г.), лекарственных средств (133,5%), производство прочих транспортных средств (128,55%), машин и оборудования (117,5%) [2]. Такой рост связан с мерами государственной поддержки, который был оперативно принят с целью снижения негативного влияния санкционных мер на экономику республики, её стабильного функционирования и развития. Рост объемов производства, несомненно, связан с мерами государственной поддержки, который был оперативно принят с целью снижения негативного влияния санкцион-ных мер на экономику республики, её стабильного функционирования и развития [3].
На территории Республики Башкортостан действует ОЭЗ ППТ «Алга», на текущий момент времени продолжают в ней функционировать 12 предприятий, также, дополнительно 5 инвесторов желают стать резидентами в данной зоне. Данная особая экономическая зона является первой по динамике своего развития по результатам VI Национального рейтинга инвестиционной привлекательности особых экономических зон России. Рассмотрим некоторые значимые проекты
На территории ОЭЗ работают два предприятия, которые шьют перчатки и спецодежду. Это крепкие производства с серьёзными контрактами. Есть ещё один резидент - ZASPORT, который шьёт спортивную экипировку для олимпийской сборной России.
Новые сервисы начнут использоваться в Башкирии сразу после установления ЭПР. Срок действия эксперимента - три года. Для комплексного решения всех задач бу-
дет реализован проект по созданию интеллектуальной платформы «Флай Дрон». В него войдут системные модули для регистрации, хранения и обработки данных обо всех субъектах ЭПР и выполняемых ими операциях. Такая интеллектуальная платформа позволит объединить всех участников процесса эксплуатации беспилотников на пути от планирования сервисов до приемки результатов заказчиком, а также обеспечить автоматизированный контроль за их выполнением на всех этапах бизнес-процесса. Использование дронов-беспилотников для доставки грузов позволит обслуживать удаленные и труднодоступные территории, а также обеспечит оперативную связь с ними независимо от наличия наземных путей сообщения. Сейчас доставка грузов на такие территории осуществляется либо сезонно, либо пилотируемыми воздушными судами, не обеспечивающими оперативность применения и экономически неоправданными для перевозки грузов.
Что касается института ТОСЭР Башкирии, то эффективность института ТОСЭР составила в целом 109,1% в 2021-2022 г. Функционирование территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) оказало позитивное влияние на сокращение уровня безработицы в них. Так, например, в Белебее этот показатель за 5 лет снизился более чем в 2 раза, а на остальных территориях удалось переломить негативный тренд. В целом, перспективы развития особых экономических зон в России можно признать обнадеживающими. По итогам 2022 года в ТОСЭР республики фиксируется миграционный прирост населения. В этом плане показательна динамика Кумертау, где этот показатель вырос с -420 человек в 2016 году до положительного значения в 2021 году (+105 человек), а по итогам 2022 года составил +391 человек [4].
Исходя из выше сказанного, можно отметить, что инструмент регионального развития (создание территорий с особым экономическим статусом) является эффективным для решения проблем моногородов и стагнирующих территорий.
Библиографический список
1. Оперативные данные. Итоги промышленного производства // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://02.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/IPP-12-2023.pdf (дата обращения 12.11.2023).
2. Официальный сайт Министерства промышленности, энергетики и инноваций Республики Башкортостан. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://industry.bashkortostan.ru// (дата обращения: 13.11.2023).
3. Тагирова Э.И. Анализ проблем и социально-экономической эффективности трансформации точек роста в депрессивных территориях Республики Башкортостан // Фундаментальные исследования. - 2021. - № 9. - С. 59-64.
4. Половян А.В., Лепа Р.Н., Гриневская С.Н. Стратегирование развития отраслей обрабатывающей промышленности // Вестник Института экономических исследований. -2023. - № 2 (30). - С. 78-88.
ASSESSMENT OF THE FUNCTIONING OF TERRITORIAL SYSTEMS ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
E.I. Tagirova, Junior Researcher
Institute of Socio-Economic Research - a separate structural division of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences (Russia, Ufa)
Abstract. The sanctions policy of a number of countries against Russia prompted to accelerate the pace of development in all types of activities to solve the problems of import substitution. The functioning of territorial systems was considered on the example of the Republic of Bashkortostan. The statistics of the industrial production index, as well as data on the functioning of territorial systems (TOCER and SEZ), which confirmed the effectiveness of these instruments of regional development, are presented.
Keywords: sanctions, import substitution, instrument of regional development, territories of advanced socio-economic development, special economic zones, Republic of Bashkortostan.