Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
628
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Beneficium
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / МОНОГОРОД / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ТОСЭР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитин Г.В., Сергеева Т.Л.

В статье рассмотрен вопрос эффективности применения одного из инструментов территориального развития. Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) - способ поддержания местных и привлечения новых компаний в отдельные российские регионы, повышения активности их бизнес-среды. Исследование имеет актуальность в связи с наличием восьмидесяти девяти действующих ТОСЭР на территории Российской Федерации. При этом у многих должностных лиц и известных экономистов возникает вопрос о целесообразности создания таких территорий. Вопрос неэффективности функционирования ТОСЭР на постоянной основе поднимается органами исполнительной власти, однако при этом в настоящее время критерии неэффективности или низкой результативности этих территорий законодательством не установлены. В статье обозначен ряд проблем института ТОСЭР, в частности, низкая заполняемость ТОСЭР связана с отсутствием коммунальной инфраструктуры на территориях, имеющих данный статус, а также с низкой предпринимательской активностью в соответствующем регионе. Кроме того, ограничения по разрешенным видам деятельности резидентов ТОСЭР также не способствуют привлечению инвесторов. Несмотря на сложности, многие компании, выбирая между возможностью размещения производства в крупных городских агломерациях или моногородах, зачастую выбирают последние благодаря меньшей сумме налогов и страховых взносов на работников. При этом в целом ситуация с функционированием института ТОСЭР остается недоработанной. В статье представлены предложения по улучшению работы различных уровней государственной власти, курирующих деятельность ТОСЭР. Для ускорения развития ТОСЭР государству следует сконцентрировать внимание не на количестве успешных ТОСЭР, а на качестве новых и работе отстающих территорий. Усиленное внимание к зонам, требующим развития, и корректировка механизмов управления ТОСЭР позволит выйти данному институту на более высокий уровень развития и составить конкуренцию особым экономическим зонам (ОЭЗ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF FUNCTIONING OF TERRITORIES OF ADVANCED SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT IN RUSSIA

The article discusses the issue of the effectiveness of the use of one of the territorial development tools. Territories of Advanced Social and Economic Development (TASED) are a way to support local and attract new companies to certain Russian regions, to increase the activity of their business environment. The study is relevant due to the presence of eighty-nine operating TASED on the territory of the Russian Federation. At the same time, many officials and well-known economists have a question about the advisability of creating such territories. The issue of ineffectiveness of the TASED functioning is constantly raised by the executive authorities, however, at present, the criteria for inefficiency or low efficiency of these territories are not established by legislation. The article identifies a number of problems of the TASED institute, in particular, the low occupancy rate of the TASED is associated with the lack of communal infrastructure in the territories with this status, as well as with low entrepreneurial activity in the corresponding region. In addition, restrictions on the permitted types of activities of the TASED residents also do not help to attract investors. Despite the difficulties, many companies, choosing between the possibility of locating production in large urban agglomerations or single-industry towns, often choose the latter due to the lower amount of taxes and insurance premiums for employees. At the same time, in general, the situation with the functioning of the TASED institute remains unfinished. The article presents proposals for improving the work of various government levels overseeing the TASED activities. To accelerate the TASED development, the state should focus not on the number of successful TASED, but on the quality of new and the work of lagging territories. Increased attention to areas requiring development and adjustment of management mechanisms for TASED will allow this institution to reach a higher level of development and compete with special economic zones (SEZ).

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ»

DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2021.3(40).21-26 УДК 332.1(470) JEL R11, R38, R58

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Г.В. Никитин, Агентство развития Новгородской области, Великий Новгород, Россия; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия

Т.Л. Сергеева, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос эффективности применения одного из инструментов территориального развития. Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) - способ поддержания местных и привлечения новых компаний в отдельные российские регионы, повышения активности их бизнес-среды. Исследование имеет актуальность в связи с наличием восьмидесяти девяти действующих ТОСЭР на территории Российской Федерации. При этом у многих должностных лиц и известных экономистов возникает вопрос о целесообразности создания таких территорий. Вопрос неэффективности функционирования ТОСЭР на постоянной основе поднимается органами исполнительной власти, однако при этом в настоящее время критерии неэффективности или низкой результативности этих территорий законодательством не установлены. В статье обозначен ряд проблем института ТОСЭР, в частности, низкая заполняемость ТОСЭР связана с отсутствием коммунальной инфраструктуры на территориях, имеющих данный статус, а также с низкой предпринимательской активностью в соответствующем регионе. Кроме того, ограничения по разрешенным видам деятельности резидентов ТОСЭР также не способствуют привлечению инвесторов. Несмотря на сложности, многие компании, выбирая между возможностью размещения производства в крупных городских агломерациях или моногородах, зачастую выбирают последние благодаря меньшей сумме налогов и страховых взносов на работников. При этом в целом ситуация с функционированием института ТОСЭР остается недоработанной. В статье представлены предложения по улучшению работы различных уровней государственной власти, курирующих деятельность ТОСЭР. Для ускорения развития ТОСЭР государству следует сконцентрировать внимание не на количестве успешных ТОСЭР, а на качестве новых и работе отстающих территорий. Усиленное внимание к зонам, требующим развития, и корректировка механизмов управления ТОСЭР позволит выйти данному институту на более высокий уровень развития и составить конкуренцию особым экономическим зонам (ОЭЗ).

Ключевые слова: инвестиции, моногород, налоговые льготы, территория опережающего социально-экономического развития, ТОСЭР

Для цитирования: Никитин Г.В., Сергеева Т.Л. Проблемы и перспективы функционирования территорий опережающего социально-экономического развития России // ВЕЫЕРЮиМ. 2021. № 3(40). С. 21-26. Р01: 10.34680/ВЕМЕР1СШМ.2021.3(40).21-26

ORIGINAL PAPER

PROBLEMS AND PROSPECTS OF FUNCTIONING OF TERRITORIES OF ADVANCED SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT IN RUSSIA

G.V. Nikitin, Novgorod Region Development Agency, Veliky Novgorod, Russia; Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russia

T.L. Sergeeva, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russia

Abstract. The article discusses the issue of the effectiveness of the use of one of the territorial development tools. Territories of Advanced Social and Economic Development (TASED) are a way to support local and attract new companies to certain Russian regions, to increase the activity of their business environment. The study is relevant due to the presence of eighty-nine operating TASED on the territory of the Russian Federation. At the same time, many officials and well-known economists have a question about the advisability of creating such territories. The issue of ineffectiveness of the TASED functioning is constantly raised by the executive authorities, however, at present, the criteria for inefficiency or low efficiency of these territories are not established by legislation. The article identifies a number of problems of the TASED institute, in particular, the low occupancy rate of the TASED is associated with the lack of communal infrastructure in the territories with this

status, as well as with low entrepreneurial activity in the corresponding region. In addition, restrictions on the permitted types of activities of the TASED residents also do not help to attract investors. Despite the difficulties, many companies, choosing between the possibility of locating production in large urban agglomerations or single-industry towns, often choose the latter due to the lower amount of taxes and insurance premiums for employees. At the same time, in general, the situation with the functioning of the TASED institute remains unfinished. The article presents proposals for improving the work of various government levels overseeing the TASED activities. To accelerate the TASED development, the state should focus not on the number of successful TASED, but on the quality of new and the work of lagging territories. Increased attention to areas requiring development and adjustment of management mechanisms for TASED will allow this institution to reach a higher level of development and compete with special economic zones (SEZ). Keywords: investments, single-industry town, tax benefits, territory of advanced socio-economic development, TASED

For citation: Nikitin G.V., and Sergeeva T.L. Problems and Prospects of Functioning of Territories of Advanced SocioEconomic Development in Russia // BENEFICIUM. 2021. Vol. 3(40). Pp. 21-26. (In Russ.). DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2021.3(40).21-26

С целью повышения уровня предпринимательской активности на территории нашей страны Правительство Российской Федерации использует различные инструменты для поддержания местных и привлечения новых компаний в регионы. В настоящее время одним из актуальных способов повышения активности бизнес-среды является применение инструментов территориального развития, основными из которых являются: особые экономические зоны (ОЭЗ), промышленные кластеры, индустриальные парки, технопарки, наукограды, а также территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), создание которых возможно исключительно на территориях монопрофильных муниципальных образований.

ТОСЭР выступает в роли усовершенствованного инструмента ОЭЗ, предполагающего создание более привлекательных условий для инвесторов и комфортных условий для трудовой деятельности населения [1].

По мнению Е.Б. Шулепова, К.А. Задумкина, А.А. Щербаковой, введение режима ТОСЭР - один из элементов модернизированной системы управления развитием сельских территорий в России, позволяющий добиться их устойчивого развития [2].

Несмотря на относительно небольшой срок существования ТОСЭР, многие экономисты изучают региональный опыт их формирования, возникающие проблемы, а также оценивают эффективность деятельности данных территорий и открывающиеся перспективы. Здесь можно отметить работы Д.Ю. Файкова, Н.В. Кашиной, Г.Р. Баймурзиной, О.П. Ивановой, Р.Г. Сафиуллина, Е.С. Конищева, Н.И. Шалаевой и др. [3-9].

Деятельность ТОСЭР регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее - Закон о ТОСЭР) [10]. Срок существования ТОСЭР составляет семьдесят лет и может быть продлен по решению Правительства

Российской Федерации. Резидентами ТОСЭР могут быть коммерческие организации, которые осуществляют определенную постановлением о создании ТОСЭР деятельность, имеющие регистрацию на территории моногорода, не являющиеся градообразующей организацией моногорода или ее дочерней организацией.

По состоянию на 15 марта 2021 г. в России зарегистрировано 89 ТОСЭР в моногородах, в результате функционирования которых зарегистрировано 922 резидента, создано более 40 тыс. рабочих мест, привлечено более 100 млрд. рублей инвестиций, выручка резидентов составляет 244 млрд. рублей [11].

При получении статуса резидента ТОСЭР компании могут рассчитывать на существенное снижение ставок (налоговая ставка может меняться в зависимости от налогового законодательства субъекта Российской Федерации) по налогам на прибыль, имущество, земельному налогу, а также на снижение до 7.6% общего размера необходимых к оплате страховых взносов и ускоренную процедуру возврата налога на добавленную стоимость (пониженные налоговые ставки могут быть применены при условии, что доход от деятельности, которую осуществляет резидент, составляет не менее 90% всех доходов).

Также для предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории монопрофильных муниципальных образований, есть возможность получения субсидии на строительство инфраструктуры (95% от итоговой стоимости в соответствии с проектно-сметной документацией), а также льготного займа (от 5 млн. до 1000 млн. рублей под ставку 0.5% годовых) за счет средств НКО «Фонд развития моногородов».

Все вышеизложенные меры поддержки являются отличным инструментом для потенциальных инвесторов, которые готовы реализовывать проекты на территории ТОСЭР, и позволяют существенно сократить суммы средств, необходимых к уплате государству. Кроме того, возможность использования пониженной ставки по страховым

взносам является уникальной именно в ТОСЭР, ведь даже резиденты особых экономических зон не могут рассчитывать на данную меру поддержки.

Вопрос неэффективности ТОСЭР на постоянной основе поднимается органами исполнительной власти. Так, по мнению Счетной палаты, Закон о ТОСЭР принимался без расчетов будущих расходов и экономического эффекта, в связи с чем в настоящее время данные территории не всегда являются эффективными. При этом в настоящее время критерии неэффективности или низкой результативности ТОСЭР в Законе о ТОСЭР не устанавливаются.

Так, в соответствии с Законом о ТОСЭР, данная территория может быть признана неэффективной и подлежит упразднению только при условии, если по истечении трех лет с даты принятия решения о ее создании не заключено ни одного соглашения об осуществлении деятельности на такой территории или все ранее заключенные соглашения расторгнуты [10].

В то же время Министерством экономического развития Российской Федерации (далее Минэкономразвития РФ) разработан проект Закона о внесении изменений в Закон о ТОСЭР, в соответствии с которым прекращение существования данной территории возможно при оценке эффективности ее функционирования. Также в соответствии с данным нормативным актом, в случае прекращения существования ТОСЭР по данному основанию, юридические лица, включенные в реестр резидентов, сохраняют статус резидента и пользуются всеми льготами до прекращения действия соглашения об осуществлении деятельности. В настоящее время осуществляется формирование окончательного варианта текста проекта нормативного правового акта.

При формировании пакета документов о создании ТОСЭР органы исполнительной власти предоставляют в своей заявке информацию о потенциальных резидентах. В соответствии с этими данными при предоставлении статуса ТОСЭР заключается соглашение о создании ТОСЭР между Минэкономразвития РФ, высшими должностными лицами субъекта Российской Федерации и муниципального образования (на территориях которых создается ТОСЭР). Данным соглашением устанавливаются значения показателей эффективности функционирования ТОСЭР. Проект Закона о внесении изменений в Закон о ТОСЭР разработан для усиления контроля за деятельностью ТОСЭР и способен внести существенные ограничения в работу ТОСЭР, признаваемых неэффективными на основе заключенных соглашений.

К сожалению, ожидаемые региональными органами исполнительной власти результаты по заполнению ТОСЭР не всегда соответствуют реальности. Так, например, в соответствии с реестром резидентов, публикуемым на сайте Минэконо-

мразвития РФ, наиболее отстающими являются следующие ТОСЭР: «Емва» - 2 резидента (Республика Коми), «Галич» - 2 резидента (Костромская область), «Селенгинск» - 2 резидента (Республика Бурятия), «Решетиха» - 2 резидента (Нижегородская область), «Онега» - 2 резидента (Архангельская область), «Михайловка» - 1 резидент (Волгоградская область), «Горный» - 1 резидент (Новосибирская область) [12].

Очевидно, что данные ТОСЭР не выполняют требования, установленные в соответствии с соглашениями, заключенными с Минэкономразвития о создании ТОСЭР, ведь необходимость присвоения территориям данного статуса с целью предоставить налоговые льготы одной-двум компаниям была бы признана нецелесообразной.

Одной из главных причин низкой заполняемо-сти ТОСЭР является отсутствие коммунальной инфраструктуры на территориях, имеющих данный статус. Действительно, как в целом по регионам, так и на данных территориях имеются сложности с подключением к сетям ресурсоснабжающих организаций, в том числе к сетям газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения / водоотве-дения и др. При определении технических условий на подключения к вышеназванной инфраструктуре организации либо не могут совсем присоединиться на необходимую мощность, либо стоимость подключения составляет десятки и сотни миллионов рублей. В связи с чем реализация инвестиционного проекта на территориях с развитой коммунальной инфраструктурой становится более выгодна, чем налоговые преференции, предоставляемые резидентам ТОСЭР. В данных обстоятельствах потенциальные резиденты могут выбирать в качестве места для реализации проектов особые экономические зоны, в которых государство берет на себя строительство объектов коммунальной инфраструктуры, или площадки, не имеющие какого-либо преференциального статуса, и где данная проблема отсутствует. Также зачастую компании могут вовсе отказаться от идеи реализации инвестиционного проекта.

При этом ТОСЭР, где имеется необходимая коммунальная инфраструктура (или стоимость подключения к ней не требует значительных затрат для инициаторов проектов), имеют значительную наполняемость новыми компаниями. Так, лидерами по числу резидентов являются следующие ТОСЭР: «Тольятти» - 80 резидентов (Самарская область), «Димитровград» - 46 резидентов (Ульяновская область), «Новокузнецк» - 43 резидента (Кемеровская область), «Губкин» - 41 резидент (Белгородская область), «Набережные Челны» - 40 резидентов (Республика Татарстан) [12].

Второй основной причиной небольшого количества резидентов в отстающих ТОСЭР является низкая предпринимательская активность в соответствующем регионе. На территориях, которые являются лидерами по числу резидентов, проис-

ходит, так называемый, синергетический эффект, при котором темп развития экономики значительно превосходит скорость развития региона, где находятся слабо развитые ТОСЭР. Также значительную роль играет наличие якорного предприятия в регионе, при котором возникают небольшие вспомогательные производства, которые могут быть новыми резидентами ТОСЭР.

Ключевыми резидентами ТОСЭР могут стать и участники внутрирегиональных промышленных кластеров на территории моногородов, причем создание кластерной структуры обеспечит синергетический эффект от преимуществ ТОСЭР и кластерного подхода [6, 13, 14].

Также усугубляют ситуацию с потенциальными инвесторами ограничения по разрешенным видам деятельности резидентов (отсутствуют в особых экономических зонах), устанавливаемым постановлениями о создании ТОСЭР. Изначально было задумано, что каждая ТОСЭР будет иметь свои не связанные с деятельностью градообразующих компаний специализации, которые будут представлены в определенном ограниченном количестве. Но позже стало понятно, что не всегда потенциальные резиденты могут разместить свои производства в ТОСЭР из-за данных условных ограничений, установленных Постановлением о создании ТОСЭР. После чего у регионов появилась возможность подачи заявки на расширение перечня разрешенных видов экономической деятельности. В данную заявку можно включить все ОКВЭД, кроме деятельности, связанной с градообразующей компанией ТОСЭР и направлений, связанных с естественными монополиями, торговлей, арендой и пр. При этом в заявке на расширение списка ОКВЭД необходимо обоснование их добавления, что подразумевает под собой увеличение ключевых показателей эффективности в части количества резидентов, объема инвестиций и количества рабочих мест, устанавливаемых соглашением о создании ТОСЭР. Новые показатели, устанавливаемые дополнительным соглашением, становятся недостижимыми для отстающих ТОСЭР, где и без того существуют проблемы с инвесторами.

Существование института ТОСЭР, безусловно, сказывается положительно на инвестиционной привлекательности регионов. Многие компании, выбирая между возможностью размещения производства в крупных городских агломерациях или моногородах, зачастую выбирают последние благодаря меньшей сумме налогов и страховых взносов на работников. При этом в целом ситуация с функционированием института ТОСЭР остается недоработанной, в связи с чем необходимо предпринять ряд шагов для помощи отстающим ТОСЭР или для их ликвидации.

1) Необходимо принять на законодательном уровне более определенный порядок оценки эффективности ТОСЭР, в соответствии с которым

появится возможность оказывать поддержку или лишать статуса ТОСЭР территории с низкой за-полняемостью.

2) Следует разработать механизм, в соответствии с которым отстающие по заполняемости ТОСЭР регионы получат возможность получения финансирования Фонда развития моногородов на строительство инфраструктуры для резидентов. Данная мера поддержки при грамотном подходе может помочь обеспечить сразу несколько резидентов необходимой коммунальной инфраструктурой.

3) Необходимо увеличить возможный срок использования льготных страховых взносов с трех до пяти лет, чтобы ТОСЭР, получившие статус, смогли успеть развиться и построить необходимую коммунальную инфраструктуру для потенциальных резидентов.

4) Необходимо без заявительной формы максимально расширить список видов разрешенной деятельности резидентов ТОСЭР для всех созданных зон, чтобы устранить данное необоснованное ограничение. Эта мера также пойдет на пользу и потенциальным инвесторам, ведь они будут выбирать ТОСЭР для размещения производства, исходя не из разрешенных ОКВЭД, а руководствуясь экономическими и логистическими факторами.

5) Следует создавать при региональных органах исполнительной власти управляющие компании в виде государственных бюджетных учреждений. Данное решение позволит уменьшить бюрократическую неопределенность при выполнении работ, связанных с деятельностью ТОСЭР, разгрузить органы местного самоуправления и органы исполнительной власти субъектов, а также позволит потенциальным инвесторам работать со специалистами управляющих компаний в режиме «одного окна».

Институт ТОСЭР в Российской Федерации в настоящее время уже достаточно сформирован и несет в себе неоспоримую выгоду как для государства на его федеральном, региональном и местном уровне, так и для частного бизнеса. Налоговые льготы, предоставляемые резидентам, и другие преференции ТОСЭР подталкивают предпринимателей на открытие новых производств, в то же время строительство новых предприятий подталкивает органы власти на развитие территорий. Использование государством данного инструмента территориального развития в дальнейшем будет способствовать экономическому росту регионов, что позволит привлечь новых инвесторов и создать рабочие места. В то же время для ускорения развития ТОСЭР государству следует сконцентрировать внимание не на количестве успешных ТОСЭР, а на качестве новых и работе отстающих территорий. Усиленное внимание к зонам, требующим развития, и корректировка механизмов управления ТОСЭР позволит

выйти данному институту на более высокий уровень развития и составить конкуренцию особым

экономическим зонам.

Библиография

[1] Шаров С.В. Региональный опыт формирования территорий опережающего развития // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: экономика и управление. 2020. № 16. С. 102-104.

[2] Шулепов Е.Б., Задумкин К.А., Щербакова А.А. О подходах к построению новой системы государственного управления развитием сельских территорий Российской Федерации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Том 13. № 4. С. 136-153. DOI: 10.15838/esc.2020.4.70.8

[3] Файков Д.Ю. Территории опережающего социально-экономического развития в моногородах: первые обобщения // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: политические, социологические и экономические науки. 2019. Том 4. № 2. С. 253-262. DOI: https://doi.org/10.21306/2500-3372-2019-4-2-253-262

[4] Кашина Н.В. Территории опережающего развития: новый инструмент привлечения инвестиций на Дальний Восток России // Экономика региона. 2016. Том 12. № 2. С. 569-585. DOI: 10.17059/2016-2-21

[5] Баймурзина Г.Р., Кабашова Е.В. Особенности социального и экономического развития современных моногородов Республики Башкортостан // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Том 13. № 1. С. 106-124. DOI: 10.15838/esc.2020.1.67.6

[6] Иванова О.П. Этапы и принципы создания кластеров на территориях опережающего социально-экономического развития моногородов // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2018. № 1(23). С. 14-27.

[7] Сафиуллин Р.Г., Тагирова Э.И. Проблемы и перспективы развития территорий опережающего социально-экономического развития в Республике Башкортостан // Фундаментальные исследования. 2021. № 6. С. 81-86. DOI: https://doi.org/10.17513/fr.43062

[8] Конищев Е.С., Неткачев К.И. Особенности и риски функционирования территорий опережающего социально-экономического развития в России // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. № 10(2). С. 112-117. DOI: https://doi.org/10.26794/2226-7867-2020-10-2-112-117

[9] Шалаева Н.И. Создание ТОСЭР (территорий опережающего социально-экономического развития) как один из способов привлечения инвестиций в Приморский край // Экономика и предпринимательство. 2018. № 8(97). С. 750-752.

[10] Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 № 473-ФЗ (2014). Кон-сультантПлюс. URL: http://www.consuLtant.ru/document/cons_doc_LAW_1 72962/ (дата обращения 27.06.2021).

[11] Территория опережающего развития (2021). Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/materiaL/directions/regi onaLnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/tor/ ?page= (дата обращения 27.06.2021).

[12] Реестр резидентов ТОСЭР (2021). Министерство экономического развития Российской Федерации. URL:

https://www.economy.gov.ru/material/file/1a66cda6f 282298e11d635b732cfcba1/22092021.pdf (дата обращения 27.06.2021).

[13] Antonov G.D., Ivanova O.P., and Utrobin K.A. Formation of clusters mono towns located in areas of priority socioeconomic development. In Proceedings - The European Proceedings of Social & Behavioral Sciences: materials of III International Scientific Symposium, Tomsk, September 11-16, 2016. Tomsk, National Research Tomsk Polytechnic University, 2017. Pp. 688-698. (На англ.).

[14] Куценко Е.С. Пилотные инновационные территориальные кластеры России: модель устойчивого развития // Форсайт. 2015. Том 9. № 1. С. 32-55. DOI: https://doi.org/10.17323/1995-459X.2015.1.32.55

References

[1] Sharov S.V. Regional experience of formation territories of advanced development // Vestnik obra-zovatel'nogo konsortsiuma Srednerusskiy universitet. Seriya: ekonomika i upravleniye [Bulletin of the educational consortium Central Russian University. Series: Economics and Management]. 2020. Vol. 16. Pp. 102-104. (In Russ.).

[2] Shulepov E.B., Zadumkin K.A., and Shcherbakova A.A. On approaches to constructing a new public administration system of developing of rural territories of the Russian Federation // Economic and Social Changes: facts, trends, forecast. 2020. Vol. 13(4). Pp. 136-153. (In Russ.). DOI: 10.15838/esc.2020.4.70.8

[3] Faikov D.Yu. Territories of advanced socio-economic development in single-industry towns: the first synthesis // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Politicheskie, sotsiologicheskie i ekonomicheskie nauki. 2019. Vol. 4(2). Pp. 253-262. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.21306/2500-3372-2019-4-2-253-262

[4] Kashina N.V. Priority development areas: a new tool for attracting investment in the Far East of Russia // Economy of Region. 2016. Vol. 12(2). Pp. 569-585. (In Russ.). DOI: 10.17059/2016-2-21

[5] Baimurzina G.R., and Kabashova E.V. Features of socio-economic development of modern single-industry towns of the Republic of Bashkortostan // Economic and Social Changes: facts, trends, forecast. 2020. Vol. 13(1). Pp. 106-124. (In Russ.). DOI: 10.15838/esc.2020.1.67.6

[6] Ivanova O.P. Stages and principles of cluster formation within single-industry cities advanced social and economic development zones // Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series economy. 2018. Vol. 1(23). Pp. 14-27. (In Russ.).

[7] Safiullin R.G., and Tagirova E.I. Problems and prospects of development of territories of advanced socio-economic development in the Republic of Bashkortostan // Fundamental Research. 2021. Vol. 6. Pp. 81-86. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.17513/fr.43062

[8] Konischev E.S., and Netkachev K.I. Features and risks of functioning of TOSER in Russia // Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2020. Vol. 10(2). Pp. 112-117. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.26794/2226-7867-2020-10-2-112-117

[9] Shalaeva N.I. Creation of a TOSER (territories of advanced socio-economic development) as one of the

ways to attract investment in the Coastal Region // Journal of Economy and Entrepreneurship. 2018. Vol. 8(97). Pp. 750-752. (In Russ.).

[10] Federal Law "O territoriyakh operezhayushchego sot-sial'no-ekonomicheskogo razvitiya v Rossiyskoy Fed-eratsii" ["On the territories of advanced socioeconomic development in the Russian Federation"] dated December 29, 2014 No. 473-FZ (2014). Consult-antPlus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1 72962/ (accessed on 27.06.2021). (In Russ.).

[11] Territoriya operezhayushchego razvitiya [Advanced development area] (2021). Ministry of Economic Development of the Russian Federation. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regi onal-

noe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/tor/?pag e= (accessed on 27.06.2021). (In Russ.).

[12] Register of TASED residents (2021). Ministry of Economic Development of the Russian Federation. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/1a66cda6f 282298e11d635b732cfcba1/22092021.pdf (accessed on 27.06.2021). (In Russ.).

[13] Antonov G.D., Ivanova O.P., and Utrobin K.A. Formation of clusters mono towns located in areas of priority socioeconomic development. In Proceedings - The European Proceedings of Social & Behavioral Sciences: materials of III International Scientific Symposium, Tomsk, September 11-16, 2016. Tomsk, National Research Tomsk Polytechnic University, 2017. Pp. 688-698.

[14] Kutsenko E.S. Pilot Innovative Territorial Clusters in Russia: A Sustainable Development Model // Foresight. 2015. Vol. 9(1). Pp. 32-55. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.17323/1995-459X.2015.1.32.55

Информация об авторах / About the Authors

Григорий Витальевич Никитин - начальник отдела инфраструктуры поддержки бизнеса, Агентство развития Новгородской области, Великий Новгород, Россия; магистрант, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия / Grigoriy V. Nikitin - Head of Business Support Infrastructure Department, Novgorod Region Development Agency, Veliky Novgorod, Russia; Student in the Master's programme, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russia E-mail: g1v6@mail.ru

Татьяна Леонидовна Сергеева - канд. экон. наук, доцент; доцент, Новгородский государственный университет имени

Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия / Tatyana L. Sergeeva - PhD in Economics, Docent; Associate Professor,

Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russia

E-mail: Tatyana.Sergeeva@novsu.ru

SPIN РИНЦ 5569-0460

ORCID 0000-0001-6818-0405

Дата поступления статьи: 18 июля 2021 Принято решение о публикации: 20 сентября 2021

Received: July 18, 2021 Accepted: September 20, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.