Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ'

РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
349
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / TERRITORIES OF ADVANCED DEVELOPMENT / INVESTMENTS / SPATIAL DEVELOPMENT / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полянин А. В., Проняева Л. И., Подситкова К. И.

П р е д м е т. Социально экономические процессы и факторы, влияющие на эффективность функционирования территорий опережающего развития. Методика оценки эффективности функционирования территорий опережающего развития. Т е м а . Определение тенденций и проблем функционирования территорий опережающего развития и разработка методического инструментария оценки эффективности функционирования территорий опережающего развития. Ц е л и . Характеристика особых преференциальных территорий в РФ, анализ тенденций и проблем их развития, объемов вложенных инвестиционных ресурсов, совершенствование методики оценки эффективности функционирования территорий опережающего развития. М е т о д о л о г и я . Для исследования состояния изученности проблемы оценки эффективности функционирования территорий опережающего развития применялись общенаучные методы, такие как обобщение, синтез и анализ накопленных научных результатов в части создания и функционирования данных территорий в РФ. Для построения авторской методики оценки эффективности ТОСЭР на основе уровневой системы показателей применялась комбинация ресурсно функционального и фасетного метода, сочетание которых позволяет выявлять проблемные места в функционировании ТОСЭР и сделать предложенную систему показателей открытой для продолжения исследований в данной области.Р е з у л ь т а т ы . В статье дана характеристика особым преференциальным территориям в РФ, проведен анализ их развития, показавший ежегодный и активный рост числа ТОСЭР, их резидентов, объемов вложенных инвестиционных ресурсов, числа рабочих мест. Выявлены проблемы в функционировании ТОСЭР. Авторами предложена методика оценки эффективности функционирования ТОСЭР, расположенных на территории монопрофильных муниципальных образований (ММО), которая имеет комплексный характер и учитывает многоаспектные особенности функционирования данных территорий, что позволяет получать информацию для принятия управленческих решений, осуществлять мониторинг деятельности ТОСЭР. О б л а с т ь п р и м е н е н и я . Сфера управления социально экономическим развитием на мезоуровне. В ы в о д ы . Создание преференциальных территорий особенно в проблемных регионах с монопрофильной структурой экономики способствует повышению инвестиционной привлекательности, росту уровню занятости населения, социальной стабильности в регионах. Выявленные проблемы в функционировании территорий опережающего развития связаны с несоблюдением сроков создания и модернизации инфраструктуры, низким уровнем освоения частных инвестиций, недостаточной эффективностью работы по привлечению резидентов, большой долей бюджетных расходов. Своевременному выявлению данных проблем способствует проведение оценки и мониторинга эффективности ТОСЭР. Предложенная авторская методика оценки эффективности ТОСЭР имеет комплексный характер, учитывающий многоаспектные особенности функционирования данных территорий, позволяет своевременно получать обширный объем данных для принятия управленческих решений, осуществлять мониторинг деятельности ТОСЭР на предмет соответствия заявленным целям и финансовой целесообразности осуществления бюджетных расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF METHODOLOGICAL ASPECTS OF ESTIMATION OF EFFICIENCY OF FUNCTIONING OF ADVANCED DEVELOPMENT TERRITORIES

S u b j e ct . Socio economic processes and factors affecting the efficiency of functioning of territories of advanced development. Methodology for assessing the efficiency of functioning of territories of advanced development. Theme . Determination of trends and problems in the functioning of territories of advanced development and development of methodological tools for assessing the efficiency of functioning of territories of advanced development. O b j e c t ive s . Characteristics of special preferential territories in the Russian Federation, analysis of trends and problems of their development, volumes of invested investment resources, improvement of the methodology for assessing the efficiency of functioning of territories of advanced development. M et h o d o lo g y. To study the state of knowledge of the problem of assessing the effectiveness of the functioning of territories of advanced development, general scientific methods were used, such as generalization, synthesis and analysis of the accumulated scientific results in terms of the creation and functioning of these territories in the Russian Federation. A systematic approach was applied to the analysis of the collected material using methods of comparison and generalization. To build the author’s methodology for assessing the effectiveness of PSEDA on the basis of a tiered system of indicators, a combination of the resource - functional and facet method was used, the combination of which allows identifying problem areas in the functioning of the PSEDA, making the necessary management decisions, and also making the indicator system open for continuing research in this area. R e s u lt s . The article provides a characteristic of special preferential territories in the Russian Federation, an analysis of their development, which showed an annual and active growth in the number of TASED, their residents, the amount of investment resources invested, and the number of jobs. The positive results and problems in the functioning of the PSEDA have been identified. The authors proposed a methodology for assessing the effectiveness of PSEDA located on the territory of single industry municipalities (IMO), which has a comprehensive nature, taking into account the multidimensional features of the functioning of these territories, which allows timely information to be received for making managerial decisions, to monitor the activities of PSEDA. A ppl ic at ion a r e a. The sphere of management of socio economic development at the meso level. C on c lu s i on s . The creation of preferential territories, especially in problem regions with a single industry structure of the economy, contributes to an increase in investment attractiveness, an increase in the employment rate of the population, and social stability in the regions. The identified problems in the functioning of the territories of advanced development are associated with non - compliance with the deadlines for the creation and modernization of infrastructure, a low level of development of private investments, insufficient efficiency in attracting residents, a large share of budget expenditures. Timely identification of these problems is facilitated by the assessment and monitoring of the effectiveness of the PSEDA. The proposed author’s methodology for assessing the effectiveness of PSEDA has a complex nature, taking into account the multifaceted features of the functioning of these territories, allows you to timely obtain a vast amount of data for making management decisions, monitor the activities of PSEDA for compliance with the stated goals and financial feasibility of budget expenditures.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ»

19. Mirgorod Е. О. Neodnorodnost of regional economic space: conceptual approaches and technique of identification / E. O. Mirgo-rodskaya, S. A. Sukhinin //Messenger of the

УДК 332.14

Volgograd state university. Series 3: Economy. Ecology. — 2017. — T. 19. No. 3. — Pp. 143—154.

РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ

Коды JEL: R 11, О 14, R 12

Полянин А. В., доктор экономических наук, профессор, декан факультета государственного и муниципального управления и экономики народного хозяйства, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС), г. Орел, Россия

E-mail:polyanin.andrei@yandex.ru

SPIN-код: 2220-5096

Проняева Л. П., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и экономической безопасности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС), г. Орел, Россия

E-mail:pli.dom@mail.ru

SPIN-код: 7393-2652

Подситкова К. И., аспирант кафедры экономики и экономической безопасности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС), г. Орел, Россия

E-mail: ksenya_cherry@mail.ru

SPIN-код: 4872-1955

Аннотация

Предмет. Социально-экономические процессы и факторы, влияющие на эффективность функционирования территорий опережающего развития. Методика оценки эффективности функционирования территорий опережающегоразвития.

Тема. Определение тенденций и проблем функционирования территорий опережающегоразвития и разработка методического инструментария оценки эффективности функционирования территорий опережающегоразвития.

Цели. Характеристика особых преференциальных территорий в РФ, анализ тенденций и проблем их развития, объемов вложенных инвестиционных ресурсов, совершенствование методики оценки эффективности функционирования территорий опережающего развития.

Методология. Для исследования состояния изученности проблемы оценки эффективности функционирования территорий опережающего развития применялись общенаучные методы, такие как обобщение, синтез и анализ накопленных научных результатов в части создания и функционирования данных территорий в РФ. Для построения авторской методики оценки эффективности ТОСЭР на основе уровневой системы показателей применялась комбинация ресурсно-функционального и фасетного метода, сочетание которых позволяет выявлять проблемные места в функционировании ТОСЭР и сделать предложенную систему показателей открытой для продолжения исследований в данной области.

Результаты. В статье дана характеристика особым преференциальным территориям в РФ, проведен анализ их развития, показавший ежегодный и активный рост числа ТОСЭР, их резидентов, объемов вложенных инвестиционных ресурсов, числа рабочих мест. Выявлены проблемы в функционировании ТОСЭР. Авторами предложена методика оценки эффективности функционирования ТОСЭР, расположенных на территории монопрофильных муниципальных образований (ММО), которая имеет комплексный характер и учитывает многоаспектные особенности функционирования данных территорий, что позволяет получать информацию для принятия управленческих решений, осуществлять мониторинг деятельности ТОСЭР.

Область применения. Сфера управления социально-экономическим развитием на мезоуровне.

Выводы. Создание преференциальных территорий особенно в проблемных регионах с монопрофильной структурой экономики способствует повышению инвестиционной привлекательности, росту уровню занятости населения, социальной стабильности в регионах. Выявленные проблемы в функционировании территорий опережающего развития связаны с несоблюдением сроков создания и модернизации инфраструктуры, низким уровнем освоения частных инвестиций, недостаточной эффективностью работы по привлечению резидентов, большой долей бюджетных расходов. Своевременному выявлению данных проблем способствует проведение оценки и мониторинга эффективности ТОСЭР. Предложенная авторская методика оценки эффективности ТОСЭР имеет комплексный характер, учитывающий многоаспектные особенности функционирования данных территорий, позволяет своевременно получать обширный объем данных для принятия управленческих решений, осуществлять мониторинг деятельности ТОСЭР на предмет соответствия заявленным целям и финансовой целесообразности осуществления бюджетных расходов.

Ключевые слова: территории опережающего развития, инвестиции, пространственное развитие, эффективность.

UDC 332.14

DEVELOPMENT OF METHODOLOGICAL ASPECTS OF ESTIMATION OF EFFICIENCY OF FUNCTIONING OF ADVANCED DEVELOPMENT

TERRITORIES

JEL codes: R 11, О 14, R 12

Polyanin A. V., Doctor of Economics, Professor, Dean of the Faculty of State and Municipal Management and Economy of the National Economy, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (Central Russian Institute ofManagement - branch ofRANEPA), Orel, Russia E-mail:polyanin.andrei@yandex.ru SPIN-код: 2220-5096

Pronyaeva L. I., Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Economics and Economic Security, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (Central Russian Institute of Management - a branch of RANEPA), Orel, Russia E-mail:pli.dom@mail.ru SPIN-код: 7393-2652

Podsitkova К. I., Post-Graduate Student, Department ofEconomics and Economic Security, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (Central Russian Institute of Management - branch of RANEPA), Orel, Russia E-mail: ksenya_cherry@mail.ru SPIN code: 4872-1955

Annotation

Subject. Socio-economic processes and factors affecting the efficiency of functioning of territories of advanced development. Methodology for assessing the efficiency of functioning of territories of advanced development.

Theme. Determination of trends and problems in the functioning of territories of advanced development and development of methodological tools for assessing the efficiency of functioning of territories of advanced development.

Objectives. Characteristics of special preferential territories in the Russian Federation, analysis of trends and problems of their development, volumes of invested investment resources, improvement of the methodology for assessing the efficiency of functioning of territories of advanced development.

Methodology. To study the state of knowledge of the problem of assessing the effectiveness of the functioning of territories of advanced development, general scientific methods were used, such as generalization, synthesis and analysis of the accumulated scientific results in terms of the creation and functioning of these territories in the Russian Federation. A systematic approach was applied to the analysis of the collected material using methods of comparison and generalization. To build the author's methodology for assessing the effectiveness ofPSEDA on the basis of a tiered system of indicators, a combination of the resource-functional and facet method was used, the combination of which allows identifying problem areas in the functioning of the PSEDA, making the necessary management decisions, and also making the indicator system open for continuing research in this area.

Results. The article provides a characteristic of special preferential territories in the Russian Federation, an analysis of their development, which showed an annual and active growth in the number of TASED, their residents, the amount of investment resources invested, and the number of jobs. The positive results and problems in the functioning of the PSEDA have been identified. The authors proposed a methodology for assessing the effectiveness ofPSEDA located on the territory of single-industry municipalities (IMO), which has a comprehensive nature, taking into account the multidimensional features of the functioning of these territories, which allows timely information to be received for making managerial decisions, to monitor the activities ofPSEDA.

Application area. The sphere of management of socio-economic development at the meso-level.

Conclusions. The creation of preferential territories, especially in problem regions with a single-industry structure of the economy, contributes to an increase in investment attractiveness, an increase in the employment rate of the population, and social stability in the regions. The identified problems in the functioning of the territories of advanced development are associated with noncompliance with the deadlines for the creation and modernization of infrastructure, a low level of development of private investments, insufficient efficiency in attracting residents, a large share of budget expenditures. Timely identification of these problems is facilitated by the assessment and monitoring of the effectiveness of the PSEDA. The proposed author's methodology for assessing the effectiveness of PSEDA has a complex nature, taking into account the multifaceted features of the functioning of these territories, allows you to timely obtain a vast amount of data for making management decisions, monitor the activities ofPSEDA for compliance with the statedgoals and financial feasibility of budget expenditures.

Key words: territories of advanced development, investments, spatial development, efficiency

Введение

Создание необходимых и благоприятных условий для экономического роста и по -вышения качества жизни населения страны является важной задачей, которая стоит перед современным обществом, одним из путей решения которой является грамотное управление территориальными комплекса-

Б01: 10.22394/1997-4469-2020-51-4-17-28

ми. Важным направлением в управлении социально-экономическим развитием территорий страны является повышение их инвестиционной привлекательности, что способствует дополнительному притоку капитала, экономическому подъему.

Государство с помощью различных инструментов обеспечивает развитие инвести-

ционной деятельности в регионах страны. На законодательном уровне при разработке Концепций (стратегий) социально-экономического развития страны или регионов закрепляются положения в части обеспечения инвестиционной привлекательности территорий, реализуются программы и проекты при проведении региональной инвестиционной, финансовой, налоговой или кредитно-денежной политики.

Одним из самых эффективных в настоящее время инструментов для повышения инвестиционной привлекательности регионов является создание преференциальных территорий: особых экономических зон (ОЭЗ), территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР, ТОР) в моногородах, на Дальнем востоке и других МО страны.

Современные тенденции и проблемы функционирования территорий опережающего развития и совершенствование методики оценки эффективности их функционирования

Выделение особых преференциальных территорий внутри страны с соответствующей производственно-логистической инфраструктурой и предоставление различных налоговых, таможенных и административных льгот для привлечения инвесторов является широко распространенным инструментом. Такие зоны создаются по инициативе органов государственной власти территории и служат для стимулирования социально-экономического развития регионов, поддержки приоритетных отраслей производственной сферы.

По мнению Латкина А. П. и Харченко-вой Е. В. формирование преференциальных территорий внутри страны нацелено на решение задач укрепления производственно-технологического потенциала, внедрения инновационных технологий, поддержки приоритетных для конкретного региона отраслей и производств, повышение ихконкурентоспособности [5].

Создание особых преференциальных территорий связано не только с активным наращиваем внутреннего производственно-технологического потенциала территорий, но и с положительным влиянием на повышение уровня и качества жизни населения [9].

Экономический режим функционирования особых преференциальных территорий создает широкие возможности для привлечения отечественных и иностранных инвестиций на основе проведения институциональных реформ и совершенствования законодательства [7].

Для целей данного исследования приведем определения различных видов особых преференциальных территорий:

— Особая экономическая зона (ОЭЗ) — это территория, имеющая особый юридический статус, выраженный в льготных налоговых или таможенных условиях для работающих в ней предпринимателей (специальные налоговые режимы и свободные таможенные зоны), которая создается для развития высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктуры, разработки и коммерциализации инноваций;

— Зона территориального развития (ЗТР) — это территория субъекта страны, на которой созданы особые условий для привлечения инвесторов (благоприятные условия для ведения бизнеса и меры государственной поддержки) в целях повышения темпов социально-экономического развития;

— Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) — это часть территории субъекта страны, для которой определены особые правовые преференции для предпринимателей с целью привлечения инвестиционных ресурсов для развития производственно-технологического потенциала, диверсификации экономики, экономического роста, улучшения условий и качества жизни граждан.

Преференциальные территории в России появилась сравнительно недавно с принятием в 2005 году Федерального закона № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.06.2005 г. В стране начали формироваться особые экономические зоны, в которых резиденты имели преференции в части налогового и таможенного законодательства. Впоследствии был принят Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 392-ФЭ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В своем ежегодном послании Феде-

ральному собранию 12 декабря 2013 г. президент РФ В. В. Путин заявил о создании специальных экономических зон — «на Дальнем Востоке и в Сибири в виде сети специальных территорий и зон опережающего экономического развития с особыми условиями для создания несырьевых производств, ориентированных, в том числе и на экспорт». В дальнейшем правовое поле таких территорий было сформровано путем вступления в силу с 31 марта 2015 года Федерального закон от 29 декабря 2014 года № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

Таким образом, в стране была сформирована институциональная основа функционирования преференциальных территорий, получивших поддержку как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Оценивая законодательную основу создания преференциальных территорий, следует отметить, что наиболее проработанным является закон, касающийся особых экономических зон, так как накопившийся опыт функционирования данных территорий позволил внести в законодательство множество поправок, позволяющих разрешить все возможные правовые коллизии, возникающие в процессе их существования [2].

В России в настоящее время функционирует 33 особые экономические зоны, которые в свою очередь подразделяются на виды: промышленно-производствен-ные — 15 ОЭЗ, туристско-рекреационные — 10 ОЭЗ, технико-внедренческие — 7 ОЭЗ, портовые — 1 ОЭЗ. В целом за весь период функционирования ОЭЗ с 2005 года по настоящее время на территории зон работают 778 резидентов, которые представлены не только отечественными компаниями, но фирмами с иностранным участием (144 организации из 41 страны). Резидентами было заявлено, что объем вложения инвестиционных средств составит более 1 трлн руб., их которых почти 50 % уже фактически освоены. На территории ОЭВ в целом по стране было создано более 38 тысяч новых рабочих мест. В бюджеты всех уровней поступили около 100 млрд руб. налоговых и таможенных платежей, а также отчислений в социальные внебюджетные фонды.

Основное отличие ТОСЭР от ОЭЗ и других преференциальных территорий состоит в том, что важной задачей в указанных зонах становится создание наиболее льготных условий для предпринимателей, в том числе в части процедур разрешения на строительство, подключения к электросетям, прохождения таможни и др. [6].

При создании ТОСЭР применяется индивидуальный подход, который позволяет учитывать все возможные социальные, экономические, национальные особенности развития конкретных территорий страны. Для этого к учету принимаются геополитические факторы, показатели оценки имеющегося природно-ресурсного потенциала и прогнозирования объемов прироста валового регионального продукта, дополнительных поступлений в бюджеты различных уровней в связи с созданием таких территорий [4].

Создание ТОСЭР ориентировано на монопрофильные муниципальные образования, которые в нашей стране довольно сильно различаются по уровню социально-экономического развития (таблица 1).

Около 30 % монопрофильных муниципальных образований в стране находятся в кризисном положении, причинами которого послужили накопленные нерешенные проблемы в управлении данными территориями.

Почти 47 % монопрофильных муниципальных образований находятся в пограничном состоянии, которое в любой момент может перейти в кризисное. Поэтому создание на данных территориях ТОСЭР является возможным выходом из сложившейся ситуации.

Создание ТОСЭР в стране началось с 2015 года на территории Дальнего Востока (таблица 2).

Динамика создания ТОСЭР в ММО страны показывает, что активное их формирование началось с 2017 года в регионах страны, когда первые созданные преференциальные территории показали положительную динамику развития. По данным Министерства экономического развития РФ на начало 2020 года было создано 111 ТОСЭР в регионах страны. В них зарегистрировано 370 резидентов, создано более 14 тыс. рабочих мест, объемы вложенных инвестиций превысили 24 млрд руб.

Таблица 1

Структурамонопрофилъныхмуниципалъных образований (ММО) в РФ по типу социально-экономического положения (на1 января 2020 года)

Вид преференциальной территории Количество Уд.вес, %

Монопрофильные муниципальные образования (ММО) 319 100,0

Из них

ММО с наиболее сложным социально-экономическим положением 94 29,5

ММО, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения 149 46,7

ММО со стабильной социально-экономической ситуацией 76 23,8

Таблица 2

Динамика создания Территорий опережающего социально-экономического

развития в РФ

Наименование преференциальной территории 2015 2016 2017 2018 2019

ТОСЭР на Дальнем Востоке 10 5 4 - 2

ТОСЭР в монопрофильных муниципальных образованиях (моногородах) и иных МО страны - 11 26 30 23

Итого 10 16 30 30 25

Проекты в рамках ТОСЭР могут получить поддержку Фонда развития моногородов, созданного под патронажем Министерства экономического развития РФ, в виде софинансирования в размере до 40 % от заявленной суммы проекта. Деятельность Фонда развития моногородов направлена в первую очередь на формирование условий для создания новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий в моногородах. В 2019 году Фондом развития моногородов привлечено в муниципальные образования страны

Расходы, связанные с деятельностью Фонда развития моногородов, осуществляются в основном по трем направлениям: со-финасирование проектов по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры в муниципальных образованиях, софи-нансирование проектов по созданию новых

более 34 млрд руб. инвестиций, заключено 25 соглашений с институтами развития, общественными, деловыми и иными организациями, заключено 7 соглашений на сумму 723,1 млн рублей в отношении моногородов по софинансированию мероприятий по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов в моногородах, создано около 6000 рабочих мест.

Результаты деятельности Фонда развития моногородов в динамике представлены в таблице 3.

производств и рабочих мест по проектам, не связанным с деятельностью градообразующих предприятий в моногородах, формирование команд, управляющих проектами развития моногородов и выполнение функций проектного офиса. Динамика расходов показывает постепенное смещение приори-

Таблица 3

Динамикарезулътатов деятельности Фонда развития моногородов, млн руб.

Наименование мероприятия 2015 2016 2017 2018 2019

Софинансирование расходов бюджетов в рамках мероприятий по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры 1 459 2 182 3 137 2 495 1 847

Участие в финансировании инвестиционных проектов - 1 810 1 154 3 165 2 841

Расходы на формирование команд, управляющих проектами развития моногородов, и выполнение функций проектного офиса 22 311 1184 98 104

тетов в деятельности Фонда на финансирование проектов, по новым для моногородов сферам деятельности.

Ориентация на привлечение крупных инвесторов в качестве резидентов ТОСЭР

Примечание: *

Наибольшую активность в формировании ТОСЭР демонстрируют республики Татарстан и Башкортостан, а также Челябинская, Кемеровская и Иркутская области.

При создании ТОСЭР на территории монопрофильных муниципальных образований (ММО) должен соблюдаться ряд требований, которые схематично представлены на рис. 1.

Важным моментом для принятия решения о создании ТОСЭР на территории ММО является наличие у них успешного опыта реализации крупных инвестиционных проектов [1].

объясняет установление в регионах минимальных требований по объемам инвестиции и количеству рабочих мест. Данные требования и количество сформированных ТОСЭР в стране представлены в таблице 4.

Функционирование ТОСЭР должно сопровождаться получением различных видов эффектов для территорий их расположения. Общая эффективность ТОСЭР основывается на совокупности социального, макро-экономического и микро-экономиче-ского эффектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффективность функционирования ТОСЭР подвергается количественной оценке на основе мониторинга социально-экономической ситуации в регионе. Для этого формируется массив показателей, которые описывают исходное положение, процесс и полученные результаты развития ТОСЭР.

Таблица 4

Минимальные требования к резидентам ТОСЭР по объемам инвестиции и количеству рабочих мест врегионах РФ

Область / край / республика Российской Федерации Кол-во ТОСЭР Рабочие места* Объемы инвестиций, млн руб.* Область / край / республика Российской Федерации Кол-во ТОСЭР Рабочие места* Объемы инвестиций, млн руб.*

Татарстан 5 15 10 Забайкалье 1 20 5

Башкортостан 5 12 3 Свердловскаяе 1 20 5

Челябинская 5 8 4 Коми 1 20 5

Кемеровская 4 15 4 Мурманская 1 20 5

Иркутская 4 10 2,5 Ставропольский 1 20 5

Ростовская 3 10 3 Ульяновская 1 20 5

Карелия 3 10 2,5 Хакасия 1 20 5

Ярославская 3 10 2,5 Бурятия 1 20 5

Нижегородская 3 10 3 Вологодская 1 20 5

Оренбургская 2 10 10 Саратовская 1 10 2,5

Самарская 2 15 5 Мордовия 1 10 2,5

Дагестан 2 15 5 Рязанская 1 10 2,5

Пермский 2 15 5 Калужская 1 10 2,5

Курганская 2 15 5 Тамбовская 1 10 2,5

Удмуртия 2 10 2,5 Воронежская 1 10 2,5

Кировская 2 10 2,5 Чувашия 1 10 2,5

Новосибирская 2 10 2,5 Белгородская 1 10 2,5

Тульская 2 10 2,5 Архангельская 1 10 2,5

Ивановская 2 10 2,5 Ленинградская 1 10 2,5

Алтай 2 10 2,5 Смоленская 1 10 2,5

Новгородская 2 10 2,5 Костромская 1 10 2,5

Владимирская 1 10 10 Волгоградская 1 10 2,5

Пензенская 1 10 7,5 Орловская 1 10 2,5

— в среднем на 1 резидента ТОСЭР

Эта информация используется заинтересованными в создании и развитии ТОСЭР субъектами (исполнительными органами

государственной власти территорий) для выработки и принятия необходимых управленческих решений.

С-N

Требования к созданию ТОСЭР на территории ММО

Рис. 1. Требования для создания ТОСЭР на территории ММО

Для формирования информации об эффективности функционирования ТОСЭР могут использоваться различные формализованные процедуры, основанные на теоретических подходах и научно-обоснованных методах.

Для ТОСЭР, за исключение расположенных на территориях ММО, Постановлением Правительства № 1240 от 23.09.2019 года принята методика оценки и мониторинга эффективности.

Методика предусматривает на основе определенного состава данных расчет 4 коэффициентов с установленными по ним минимальным нормативам. На основе этих коэффициентов осуществляется ежегодный мониторинг показателей функционирования ТОСЭР в отношении контроля за вложением инвестиций резидентами зоны, создания ими новых рабочих мест, соотношения между поступлениями в бюджеты всех уровней и их расходами по созданию преференциальных территорий.

Постановлением Правительства № 1240 рекомендует производить оценку эффективности ТОСЭР начиная с 13 года ее функционирования, что однако не мешает органам исполнительной власти регио-

на проводить ее с момента создания зоны и формировать данные нарастающим итогом. Такой подход кажется более рациональным, так как формируется массив данных, который может быть полезным для принятия текущих управленческих решений по развитию ТОСЭР. При этом рекомендуется признавать функционирование ТОСЭР эффективным, если любые 3 показателя методики будут выполняться [10].

Основываясь на исследованиях Яковен-ко Д. А. и др. по выявлению проблем в эффективности ТОСЭР следует отметить, что к основным из них относятся несоблюдение сроков создания и модернизации инфраструктуры, низкий уровень освоения частных инвестиций, не достаточная эффективность работы по привлечению резидентов, большая доля бюджетных расходов. [11]

Положительно оценивая простоту формирования данных и расчета показателей эффективности ТОСЭР в утвержденной Правительством методике, необходимо отметить и ряд ее недостатков. Это, во-первых, недостаточный охват показателями мониторинга всех целей, которые заявляются при создании ТОСЭР (например, инновационная и социальная составляющие)

[8]. Во-вторых, как и обозначено в методике, она не подходит для оценки и мониторинга эффективности ТОСЭР монопрофильных муниципальных образований (ММО). При этом основная идея создания ТОСЭР состоит в том, что они будут привлекать инвестиции и стабилизировать социально-экономическое положение именно в моногородах.

С целью устранения указанных недостатков необходима выработка методики оценки эффективности ТОСЭР, расположенных на территории ММО. Анализ условий функционирования ТОСЭР в моногородах позволил предложить авторский подход к оценке ее эффективности (таблица 5).

Блок показателей Показатель Допустимое значение

1 2 3

Блок 1 Экономическая эффективность Отношение валового внутреннего продукта территории года проведения оценки к валовому внутреннему продукту территории до создания ТОСЭР (по фактическим данным на конец года) Не менее 1

Разница между отношением добавленной стоимости и фактических совокупных расходов бюджетов отчетного и прошлого года (по данным на конец года) более 0

Темп роста объемов добавленной стоимости, созданной резидентами (по данным на конец года) Не менее 1

Блок 2 Инвестиционная эффективность Отношение вложенных частных инвестиций к совокупным расходам бюджетов (по фактическим данным на конец года) Не менее 1

Отношение фактических инвестиций резидентов к недополученным доходам бюджетов всех уровней при создании ТОСЭР Не менее 1,5

Отношение фактических частных инвестиций к планируемым частным инвестициям (по данным на конец года) не менее 0,7

Индекс объема инвестиций в основной капитал резидентов ТОСЭР Показатель оценивается по темпу роста

Блок 3 Инновационное развитие Доля инновационно-активных организаций производящих инновационную продукцию, (применяющих инновационные технологии) в общем числе организаций ТОСЭР Показатель оценивается по темпу роста

Индекс объема инновационной продукции в среднем на одного резидента ТОСЭР Показатель оценивается по темпу роста

Отношение объема отгруженной инновационной продукции резидентами ТОСЭР к общему объему отгруженной инновационной продукции территории (по фактическим данным на конец года) Не менее 0,7

Блок 4 Мультиотраслевое развитие территории Отношение объема отгруженной продукции резидентами ТОСЭР к объему отгруженной продукции градообразующих предприятий (по фактическим данным на конец года) Показатель оценивается по темпу роста

Отношение числа рабочих мест, созданных резидентами ТОСЭР к числу рабочих мест в градообразующих предприятиях (по фактическим данным на конец года) Показатель оценивается по темпу роста

Отношение объемов отчислений в социальные внебюджетные фонды, производимых резидентами ТОСЭР к объему отчислений в социальные внебюджетные фонды градообразующих предприятиях (по фактическим данным на конец года) Показатель оценивается по темпу роста

Таблица 5

Авторская методика оценки и мониторинга эффективности ТОСЭР, расположенных на территории ММО

Окончание табл. 5

1 2 3

Блок 5 Бюджетно-финансовая эффективность Отношение налоговых и таможенных платежи резидентов ТОСЭР к недополученным доходам бюджетов всех уровней при создании ТОСЭР (по фактическим данным на конец года) не менее 0,7

Соотношение фактического и планового объема бюджетного финансирования, выделенного на объекты инфраструктуры территории (по данным на конец года) Не менее 1

Темп роста налоговых и таможенных платежи резидентов ТОСЭР (по данным на конец года) Не менее 1

Блок 6 Социальная эффективность Отношение рабочих мест к расходам федерального бюджета (по фактическим данным на конец года) не менее 0,2 на 1 млн руб.

Отношение фактически созданных рабочих мест к планируемым (по данным на конец года) Не менее 0,7

Отношение средней заработной платы работников резидентов ТОСЭР к средней заработной плате работников градообразующих предприятий (по фактическим данным на конец года) не менее 0,7

Соотношение уровня безработицы года функционирования ТОСЭР и к уровню безработицы года, предшествующего ее созданию (по фактическим данным на конец года) Показатель оценивается по темпу роста

Показатели оценки и мониторинга эффективности ТОСЭР, расположенных на территории ММО, объединены нами в 6 блоков: экономическая, инвестиционная, бюджетно-финансовая и социальная эффективность, инновационное развитие, мультио-траслевое развитие территории. Последний блок показателей имеет очень важное значение, так как одной из основных задач создания ТОСЭР в моногородах является диверсификация бизнес-среды и снижение зависимости от градообразующих производств.

Состав предложенных нами показателей оценки и мониторинга эффективности ТОСЭР моногородов является открытым и при необходимости может быть дополнен органами государственного управления региона в связи со спецификой территории расположения ТОСЭР.

Предложенная нами методика оценки и мониторинга эффективности ТОСЭР, расположенных на территории ММО, обладает комплексным подходом к различным аспектам функционирования данных территорий. Полученные результаты оценки эффективности ТОСЭР могут использоваться для принятия управленческих решений органами исполнительной власти, а также могут подлежать ежегодной публикации в СМИ для повышения откры-

тости и прозрачности результатов развития преференциальных территорий, что будет способствовать привлечению новых резидентов [3].

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что создание преференциальных территорий особенно в проблемных регионах с монопрофильной структурой экономики способствует росту основных показателей социально-экономического развития. Особый режим функционирования ТОСЭР способствует повышению инвестиционной привлекательности территорий, дифференциации экономики, росту уровню занятости населения, социальной стабильности. Проведенный анализ развития особых преференциальных территорий в стране показал ежегодный и активный рост числа ТОСЭР, их резидентов, объемов вложенных инвестиционных ресурсов, числа новых рабочих мест. Бюджетная поддержка особых преференциальных территорий имеет целевой характер и способствует наращиванию их производственно-технологического потенциала, модернизации инфраструктуры.

Небольшой срок функционирования ТОСЭР не позволяет говорить о каких-либо значимых результатах, но дает возможность выявить ряд проблем, сдерживающих

их развитие. Эти проблемы связаны с несоблюдением сроков создания и модернизации инфраструктуры, низким уровнем освоения частных инвестиций, не достаточной эффективностью работы по привлечению резидентов, большой долей бюджетных расходов. Своевременному выявлению данных проблем способствует проведение оценки и мониторинга эффективности ТО-СЭР. Существующая методика оценки эффективности данных территорий требует совершенствования в виду не полного ее соответствия декларируемым целям создания ТОСЭР.

Предложенная авторская методика оценки эффективности ТОСЭР, расположенных на территории ММО, имеет комплексный характер, учитывающий многоаспектные особенности функционирования данных территорий, позволяет своевременного получать обширных объем данных для принятия управленческих решений, осуществлять мониторинг деятельности ТОСЭР на предмет соответствия заявленным целям и финансовой целесообразности осуществления бюджетных расходов.

ЛИТЕРАТУРА

1. ДегтяреваИ.В. Влияние ТОСЭР на социально-экономическую эффективность моногородов Республики Башкортостан / И. В. Дегтярева, О. И. Шалина, М. Ю. Неу-чева, Г. Ф. Токарева II Экономика и управление : научно-практический журнал. — 2019. — №6 (150). —С. 39—45.

2 .ЕмецМ.И. Сравнительный анализ инструментов региональной политики РФ: особые экономические зоны, зоны территориального развития и территории опережающего социально-экономического развития / М. И. Емец, А. С. Пур-гин II Экономика, государство, общество. — 2015. — № 4 (23). — URL: http://ego.uapa.ru/ issue/2015/04/22

3. КакаулинаМ.О. Территории опережающего социально-экономического развития: эффективность функционирования и роль в формировании оптимальной налоговой нагрузки / М.О.Какаулина II Экономика. Налоги. Право. — 2018. — Т. 11. № 4. — С. 78—89.

4. Кулик М. А. Использование инструментов тосэр для привлечения инвестиций

в регионы Дальнего Востока / М. А. Кулик, И. В. Кулик, Т. Г. Мотовиц // Вестник Тихоокеанского государственного университета. — 2018. — №2 (49). — С. 73—82.

5 .ЛаткинА.П. Инновационный подход к оценке эффективности функционирования территорий особого экономического статуса на Дальнем Востоке / А. П. Лат-кин, Е. В. Харченкова II Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2019. — Т. 8. № 1 (26). — С. 381—384.

6. Магомедова П. А. Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) как способ повышения инвестиционной привлекательности регионов РФ / П. А. Магомедова, X. О. Османова, О. И. Дудина II Агропродовольственная политика России. — 2017. — № 4 (64). — С. 52—59.

7. Матыков А. А. Способы повышения эффективности особого экономического режима — специальные административные районы / А. А. Матыков, M. Е. Кривелевич II Пространственная экономика. — 2020. — Т. 16. № 2. — С. 185—202.

8.РизовАД. Развитие ТОСЭР в границах старопромышленных моногородов / А. Д. Ризов II Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. — 2018. — №2, — С. 133—138.

9. Смыслова О. Ю. Территории опережающего социально-экономического развития в России: особенности, тенденции и сдерживающие факторы эффективного развития / О. Ю. Смыслова, П. В. Строев II Вестник Омского университета. Серия: Экономика. — 2019. — Т. 17. № 4. — С. 63—76.

10. Харченкова Е. В. Об оценке эффективности механизмов территорий опережающего развития Дальнего Востока / Е. В. Харченкова, Н. Симутина II Общество и экономика. —2018. — №8. — С. 105—117.

11. ЯковенкоД.А. Функционирование территорий опережающего развития на Дальнем Востоке России / Д. А. Яковен-ко, К. Е. Эков, Д. П. Степанюк II Актуальные научные исследования в современном мире. — 2020. — № 6—3 (62). — С. 305—312.

LITERATURE

1. Degtyareva I. V. Influence of TASED on the socio-economic efficiency of single-indus-

try towns of the Republic of Bashkortostan / I. V. Degtyareva, О. I. Shalina, M. Yu. Neu-cheva, G. F. Tokareva II Economics and Management: scientific and practical journal. — 2019. — No. 6 (150). — FROM. 39—45.

2. Emets M. I. Comparative analysis of the instruments of regional policy of the Russian Federation: special economic zones, zones of territorial development and territories of advanced socio-economic development / M. I. Emets, A. S. Purgin II Economy, state, society. — 2015. — No. 4 (23). — URL: http:// ego.uapa.ru/issue/2015/04/22

3.KakaulinaM. O. Territories of advanced socio-economic development: the efficiency of functioning and the role in the formation of the optimal tax burden / M.O. Kakaulina II Economics. Taxes. Right. — 2018. — T. 11. No. 4. — S. 78—89.

A. Kulik M. A. Use of Toser tools to attract investments to the regions of the Far East / M. A. Kulik, I. V. Kulik, T. G. Motovitz II Bulletin of the Pacific State University. — 2018. — No. 2 (49). — S. 73—82.

5. Latkin A. P. An innovative approach to assessing the efficiency of functioning of territories of special economic status in the Far East / A. P. Latkin, E. V. Kharchenkova II Azimuth of scientific research: economics and management. — 2019. — T. 8. No. 1 (26). — FROM. 381—384.

6. Magomedova P. A. Territory of advanced social and economic development

УДК 332.142

(TASED) as a way to increase the investment attractiveness of regions of the Russian Federation / P. A. Magomedov, H. O. Osmanova, O. I. Dudin // Agri-food policy of Russia. — 2017. — No. 4 (64). — FROM. 52—59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Matykov A. A. Methods for increasing the efficiency of the special economic regime — special administrative regions / A. A. Matykov, M.E. Krivelevich // Spatial Economics. — 2020. — T. 16. No. 2. — S. 185—202.

8. Rizov A. D. Development of TASED within the boundaries of old industrial single-industry towns / A. D. Rizov // Bulletin of the Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic Sciences. — 2018. — No. 2. — P. 133—138.

9. Smyslova O. Yu. Territories of advanced socio-economic development in Russia: features, trends and constraints on effective development / O. Yu. Smyslova, P. V. Stroyev // Bulletin of Omsk University. Series: Economics. — 2019. — T. 17. No. 4. — S. 63—76.

10. Kharchenkova E. V. Evaluation of the effectiveness of the mechanisms of advanced development territories of the Far East / E. V. Kharchenkova, N. Simutina // Society and Economy. — 2018. — No8. — S. 105—117.

11. Yakovenko D. A. Functioning of priority development territories in the Russian Far East / D. A. Yakovenko, K. E. Ekov, D. P. Stepanyuk // Actual scientific research in the modern world. — 2020. — No. 6—3 (62). — S. 305—312.

АПК ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ: ПОТЕНЦИАЛ, ПРОБЛЕМЫ, НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Коды JEL: Q13; Q18; R11

Попов А. Ю., кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и маркетинга в АПК, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, Воронеж, Россия

E-mail: alex7260@yandex.ru SPIN-код: 4529-2905

Королева О. В., доктор экономических наук, профессор кафедры управления и маркетинга в АПК, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, Воронеж, Россия E-mail: vrn-koroleva@yandex.ru SPIN-код: 3337-9819

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.