УДК 330 JEL О11, О16, R11, R58 DOI 10.26425/1816-4277-2022-5-177-185
Функции территорий опережающего социально-экономического развития по привлечению частного капитала в условиях формирования новой модели экономического роста
Степанов Никита Сергеевич
Канд. экон. наук, ст. науч. сотр. Центра институтов социально-экономического развития ORCID: 0000-0002-5136-8580, e-mail: [email protected]
Институт экономики Российской академии наук, г. Москва, Россия
Аннотация
Цель исследования — анализ концепции территорий опережающего социально-экономического развития и их роли в развитии регионов через синергию инструментов привлечения частного капитала и смягчения последствий экономических кризисов. В качестве методов исследования применены такие как систематизация в части анализа сущности особых экономических зон, обобщение концепций, анализирующих функции территорий опережающего развития в России, графический метод представления информации. В результате уточнена сущность особых экономических зон и их роль в экономическом развитии государства; представлен анализ функционирования территорий опережающего развития в России; систематизированы характеристики и статистические данные по функционированию территорий опережающего социально-экономического развития в России. На основе проделанной работы обоснованы недостаточная эффективность таких территорий и выполняемых ими функций; уточнена необходимость активизации основной функции территорий опережающего социально-экономического развития по привлечению частного капитала.
Для цитирования: Степанов Н.С. Функции территорий опережающего социально-экономического развития по привлечению частного капитала в условиях формирования новой модели экономического роста//Вестник университета. 2022. № 5. С. 177—185.
Ключевые слова
Стимулирование развития регионов, проинвестиционный инструмент, создание рабочих мест, инвестиции, государственная поддержка, финансовые стимулы
Благодарности. Статья разработана в рамках темы государственного задания «Формирование научно-технологического контура и институциональной модели ускорения экономического роста в Российской Федерации».
© Степанов Н.С., 2022.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
®
The functions of territories of advanced socio-economic development to attract private capital in the context of the formation of a new model of economic growth
Nikita S. Stepanov
Cand. Sci. (Econ.), Senior Researcher at the Center of Institutions of Social and Economic Development ORCID: 0000-0002-5136-8580, e-mail: [email protected]
Science Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
Abstract
The purpose of this study is to analyze the concept of territories of advanced socio-economic development and their role in the development of regions through the synergy of instruments for attracting private capital and mitigating the consequences of economic crises. The research methods used were systematiza-tion in terms of analyzing the essence of special economic zones, generalization of concepts analyzing the functions of territories of advanced development in Russia, a graphical method of presenting information. To achieve the purpose of the study, the following tasks have been solved: the essence of special economic zones and their role in the economic development of the state has been clarified; an analysis of the functioning of the territories of the advanced in Russia has been presented: the number of residents and jobs, the amount of declared investments are growing annually. The results of the study include: systematiza-tion of characteristics and statistical data on the functioning of territories of advanced socio-economic development in Russia; justification of the insufficient effectiveness of such territories and the functions performed by them; clarification of the need to activate the main function of the territories of advanced socio-economic development to attract private capital.
Keywords
Stimulating the development of regions, investment tool, job creation, investment, government support, financial incentives
Acknowledgements. The article was developed within the framework of the state assignment "Formation of scientific and technological contour and institutional model of economic growth acceleration in the Russian Federation".
For citation: Stepanov N.S. (2022) The functions of territories of advanced socio-economic development to attract private capital in the context of the formation of a new model of economic growth. Vestnik universiteta, no. 5, pp. 177—185.
© Stepanov N.S., 2022.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
ВВЕДЕНИЕ
Особые экономические зоны (далее — ОЭЗ) используются многими странами для развития социально-экономической сферы. Анализ научной литературы показывает наличие правил, характерных для функционирования ОЭЗ [1; 2]. Освобождение от таможенных пошлин, импорт сырья и полуфабрикатов, а также готовой продукции, используемой для производства, предназначенного для экспорта, менее жесткие правовые нормы для компаний, работающих в зонах, чем для предпринимателей на внутреннем рынке, долгосрочные налоговые льготы для зоны предпринимателей и использование финансовых стимулов. Правила, касающиеся ОЭЗ, создают для инвесторов, отвечающих определенным критериям, гораздо более благоприятные условия управления, чем общеприменимое законодательство. С экономической точки зрения зоны являются инструментом государственной интервенционной политики. В данном случае они являются формой косвенной и прямой государственной помощи, используемой для улучшения экономической ситуации в национальном и местном масштабе [3].
Многолетний опыт стран по созданию и функционированию особых экономических зон во многом зависел от целей, ради которых правительства решали создавать такие зоны. Принято выделять шесть наиболее распространенных причин, по которым они были созданы: противодействие чрезмерной безработице и создание рабочих мест, создание климата для привлечения прямых иностранных инвестиций, улучшение внешнеторгового баланса, содействие экспорту, повышение и изменение квалификации работников и налаживание связей между местными и иностранными предпринимателями путем создания, например, совместных венчурных компаний [4; 5]. Среди второстепенных целей создания особых экономических зон называют такие цели, как: создание прироста национального дохода, развитие экономически отсталых регионов, трансферт современных технологий и трансферт знаний [6].
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Определение целей и прогнозирование выгод от создания экономической зоны на той или иной территории тесно связано с уровнем экономического развития страны, использующей этот инструмент. Для развивающихся стран важны макроэкономические цели. На первый план выдвигается развитие наиболее отстающих регионов с целью повышения экономического уровня всей страны. Другие аспекты функционирования зон имеют второстепенное значение. Правительства этих стран при создании СЭЗ в первую очередь преследуют цель ускорения экономического развития страны за счет повышения экономической активности населения и привлечения иностранного капитала. К промежуточным целям относятся: передача современных технологий, повышение технических и технологических навыков сотрудников зоны, внедрение современных методов управления, создание связей между экспортным сектором и внутренней экономикой, расширение доступа на внешние рынки [7].
В высокоразвитых странах цели создания особых экономических зон формулируются более подробно и с привязкой к конкретным региональным или местным проблемам. Примером здесь может служить поддержка развития данных регионов, отдавая предпочтение определенным видам экономической деятельности, осуществляемым в зоне, или предпочтению осуществления экономической деятельности в области передовых технологий. В зависимости от целей создания зон, типа используемых инвестиционных стимулов или территориального охвата такие зоны принимают различные формы в странах и, следовательно, получают разные названия.
В России особые экономические зоны функционировали в начале XXI в., но после нескольких лет развития стало понятно, что такие зоны не выполняют свои функции. С 2014 г. используется термин — «Территории опережающего социально-экономического развития» (далее — ТОСЭР). ТОСЭР представляют собой специфическую форму региональной активизации, но не имеют аналогов в мире [8]. Для того чтобы данные инструменты регионального развития реализовали поставленные перед ними цели, важно идентифицировать выполняемые ими функции и проводить постоянный анализ эффективности их выполнения.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
В литературе и в аналогичных источниках встречается как более узкий, так и более широкий подход к особым экономическим зонам. У таких зон есть правильные условия для притока иностранного капитала, который необходим в России. Они являются проинвестиционным инструментом политики
стимулирования развития региона и поддержки предпринимательства. Государственная помощь, как форма региональной помощи хозяйствующим субъектам ТОСЭР, соответствует законодательству, при этом правила функционирования ТОСЭР нестабильны, они диверсифицированы по регионам в зависимости от многих факторов [9].
В соответствии с определением, содержащимся в Федеральном законе № 473 от 29 декабря 2014 г. «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [12], ТОСЭР представляет собой часть территории субъекта Российской Федерации, выделенную в соответствии с правительственным решением, где хозяйственная деятельность может осуществляться в условиях специального правового режима ведения предпринимательской и прочей хозяйственной деятельности, обеспечивая активизацию привлечения инвестиций, ускорение общественно-экономического развития и, как следствие, повышение уровня жизни населения.
В правовом отношении ТОСЭР представляет собой часть территории государства, на которую не распространяются положения, регулирующие внутреннюю экономическую деятельность. Это специфическая правовая и политическая структура, которая создается точечно на основе принятых правовых норм, создавая более привлекательные условия для развития компаний, чем сложившиеся за пределами зоны. В литературе понятие ТОСЭР рассматривается с разных точек зрения [10—13]. Согласно С.В. Шарову, ТОСЭР определяются как пространственно определенные районы, в которых ведение коммерческой деятельности освобождается от фискальных сборов, таких как таможенные сборы и налоги, и на них могут распространяться другие льготные формальные, юридические и финансовые правила [9].
ТОСЭР могут быть определены как элементы национальной экономики, ограниченные пространством или материалом, в которых при производстве товаров или предоставлении услуг действуют правила, отличные от тех, которые преобладают за пределами зоны. В то же время ТОСЭР предназначены для поддержки конкретных сфер экономической деятельности за счет различных видов стимулов и льгот для субъектов хозяйствования. Если эти стимулы применимы только в строго определенной сфере, ТОСЭР можно считать инструментом политики регионального развития [14].
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ, ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Полагаем, что ТОР следует рассматривать как инструмент государственной политики, используемый для реструктуризации и активизации экономики отдельных регионов страны, особенно там, где использование других инструментов оказалось недостаточным. Действительно, процесс системных преобразований в России привел к тому, что регионы Дальнего Востока значительно уступают в уровне социально-экономического развития центрально-европейским регионам, здесь выше уровень безработицы, ниже уровень рентабельности предприятий. Реализация закона о ТОСЭР должна была предотвратить эти неблагоприятные тенденции. Таким образом, основная идея создания ТОСЭР заключалась в том, чтобы стимулировать экономическое развитие регионов при минимально возможном привлечении средств из государственного бюджета. Кроме того, можно выделить следующие функции ТОСЭР [15]:
- создание рабочих мест в регионах с высокой структурной безработицей;
- трансформация монокультуры промышленности и диверсификация структуры производства в отдельных регионах;
- активизация по отношению к окружающей среде за пределами зоны;
- установление отношений сотрудничества с поставщиками из-за пределов зоны;
- стимулирование роста валового регионального продукта в отдельных регионах;
- поддержка местной инфраструктуры;
- развитие отдельных направлений экономической деятельности;
- разработка новых технических и технологических решений и их использование в народном хозяйстве;
- развитие экспорта;
- повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и предоставляемых услуг;
- развитие существующей промышленной собственности и инфраструктуры;
- управление неиспользуемыми природными ресурсами с соблюдением принципов экологического баланса;
— снижение бюджетных расходов, направляемых на социально-экономическое развитие, в том числе на выплату пособий по безработице для безработных лиц, трудоустроенных в особых экономических зонах.
ТОСЭР созданы для широкого круга отечественных и иностранных предпринимателей. В пределах этих зон поддерживаются все формы экономической деятельности, начиная от исследований и разработок через производство и заканчивая внедрением. Инструменты поддержки здесь, среди прочего, многогранны: сокращение бюрократии в правовых нормах, налоговые льготы и даже полная налоговая свобода. В качестве мер административной поддержки резидентов ТОСЭР можно выделить наличие режима «одного окна», возможность применения процедуры СТЗ и другие меры господдержки.
На текущий момент территории, подпадающие под статус ТОСЭР, располагаются на территории регионов Дальнего Востока и Арктики. Такое распространение соответствует первоначальной идее их создания. Из основного инструмента поддержки регионального развития они превратились в важный инструмент поддержки инвестиций. В таблице 1 представлена характеристика и статистические данные по функционированию ТОСЭР в России.
Таблица 1
Характеристика и статистические данные по функционированию Территорий опережающего социально-экономического развития в России
Наименование территории Резиденты Инвестиции Рабочие места Специализация
Амуро-Хинганская 4 7,64 1 163 Сельское хозяйство; пищевая промышленность; логистика
Белогорск 6 5,44 924 Сельское хозяйство; пищевая промышленность
Большой Камень 24 393,86 17 182 Судостроение; логистика
Бурятия 13 12,6 1 723 Сельское хозяйство; деревопере-работка; туристический кластер
Горный воздух 28 22,14 1 619 Туристический кластер; рекреация
Забайкалье 37 201,80 9 946 Добыча полезных ископаемых; деревопереработка; пищевая промышленность
Якутия 30 12,96 1 800 Сельское хозяйство; логистика; обрабатывающая промышленность
Камчатка 117 177,30 11 648 Туристический кластер; рекреация; логистика; рыболовство; рыбообработка
Комсомольск 23 38,92 4 019 Машиностроение; деревопереработка; металлообработка; пищевая промышленность
Курилы 7 10,96 1 903 Туристический кластер; рыбопереработка
Михайловский 19 83,22 4 313 Сельское хозяйство
Надеждинская 78 61,83 8 157 Логистика; промышленность
Находка 2 861,40 5 925 Химия и нефтехимия
Окончание табл. 1
Наименование территории Резиденты Инвестиции Рабочие места Специализация
Николаевск 8 2,76 1 251 Судоремонт; рыбопереработка; добыча полезных ископаемых
Приамурская 20 10,71 1 323 Логистика; промышленность
Столица Арктики 7 103,60 4 034 Портовая деятельность; логистика; промышленное строительство
Краснокаменск 4 11,16 1 250
Селенгинск - - -
Свободный 10 1 789 4 631 Газопереработка; промышленность
Хабаровск 47 34,94 3 104 Промышленность; логистика; сельское хозяйство
Чукотка 59 606,57 5 813 Добыча полезных ископаемых; услуги для населения
Южная 10 16 1 171 Сельское хозяйство
Южная Якутия 18 111,13 8 861 Добыча полезных ископаемых; горнодобыча
вставлено авторами по материалам источника [16]
Как мы видим, создано 23 ТОСЭР, в которых осуществляют экономическую деятельность 571 предприятие в совершенно различных отраслях экономики, объем заявленных инвестиций достигает уровня 4 575,94 млрд руб., создано 101 760 рабочих мест. На рисунке 1 представлена динамика количества рабочих мест созданных ТОСЭР. 120 000
100 000
80 000
60 000
40 000
20 000
0
2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Годы
Составлено авторами по материалам источника [16]
Рис. 1. Количество рабочих мест созданных на Территориях опережающего социально-экономического развития
Данные показывают ежегодный рост рабочих мест, что благоприятно сказывается на социально-экономическом развитии регионов Дальнего Востока и Арктики. Важной функцией ТОСЭР является диверсификация экономической отраслевой структуры регионов. Из диаграммы (см. рис. 2) видно, что специализация
не диверсифицирована, больше всего ТОСЭР, в которых основными видами деятельности являются логистика и сельское хозяйство по 6 ТОСЭР (11,3%), по 4 ТОСЭР, где будут развиваться пищевая промышленность и туристическая деятельность (7,5%).
Логистика Сельское хозяйство Пищевая промышленность Туристический кластер Промышленность Деревопереработка Добыча полезных ископаемых Рекреация Рыбопереработка Логистика Горнодобыча Добыча полезных ископаемых Обрабатывающая промышленность Промышленное производство Рыболовство Рыбообработка Сельское хозяйство Услуги для населения Газопереработка Машиностроение Металлообработка Портовая деятельность Промышленность Судоремонт Судостроение Химия и нефтехимия
0
10
Доля, %
2 4 6
Ц Количество, ед.
Составлено авторами по материалам источника [16]
Рис. 2. Специализация Территорий опережающего социально-экономического развития
по экономическим видам деятельности
12
з
1
2
3
4
5
б
Можно сделать вывод о потенциале ТОСЭР в диверсификации отраслевой структуры экономики регионов. Для этого важно стимулировать технологические виды деятельности. В первую очередь, ТОСЭР поддерживают предпринимателей через различные виды материального стимулирования. К ним относятся, например, налоговые и таможенные льготы, льготные кредиты, а также финансируемая государством хорошая техническая инфраструктура. В отличие от зон, прямо или косвенно финансово поддерживающих проживающих в них предпринимателей, существуют зоны, в которых инструментом поддержки является система дерегулирования правовых рамок предпринимательской деятельности. В этих зонах предприниматели действуют в менее регулируемых правовых рамках. Эти стимулы включают менее ограничительное договорное право, законодательство о конкуренции, правила планирования, а также положения о трудовом праве и правилах социального обеспечения.
Такая формулировка задач, поставленных перед ТОСЭР, предполагает, что они должны, с одной стороны, быть инструментом реализации промышленной политики в части развития конкретных отраслей, трансферта современных технологий и поддержки проэкспортного производства, а с другой стороны, важный инструмент региональной политики. Инвестиционные затраты инвесторов на территории зон обосновывают необходимость рассматривать ТОСЭР также как важный инструмент для привлечения прямых инвестиций. Причиной ограничения временного горизонта анализа инвестиционных затрат инвесторов на территориях ТОСЭР является отсутствие данных о структуре происхождения капитала и других аспектах инвестиционной активности в ТОСЭР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основой деятельности ТОСЭР являются действующие в них предприятия. От них зависит размер занятости, инвестиционные затраты и конкурентоспособность региона, что выражается в доходах государственного бюджета и бюджетов органов местного самоуправления в виде налогов, поступлений в страховые фонды и пр. В то же время следует отметить, что зоны генерируют затраты: в виде государственной помощи, предоставляемой предпринимателям, затраты на строительство и модернизацию инфраструктуры зон или недополученные налоговые поступления от компаний, управляющих зонами. То есть важно проводить оценку эффективности деятельности ТОСЭР с финансовой точки зрения. Достижение поставленных целей возможно за счет налоговых преференций для предприятий по льготе по налогу на прибыль и освобождению от местных сборов и налогов, находящихся в ведении органов местного самоуправления.
Обобщая, можно сделать вывод, что ТОСЭР выполняют следующие функции в развитии регионов:
- активизация трудовых ресурсов и экономической активности за счет привлечения инвестиций;
- реализация проектов повышения привлекательности территорий за счет более эффективного использования существующих и развития новых объектов технической инфраструктуры;
- разработка и распространение технологических решений;
- постиндустриальная ревитализация земель;
- повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов при заботе об устойчивом развитии;
- внедрение новых методов управления.
Сегодня в России создано множество ТОСЭР на территории Дальнего Востока и Арктики, однако анализ показал, что специализация резидентов ТОСЭР не диверсифицирована. Предлагается разрабатывать специализированные стимулы для развития конкретных отраслей экономики с целью создания благоприятных условий для развития широко понимаемой инновационной деятельности и цифровизации экономики.
Библиографический список
1. Кузякин Ю.П., Кузякин С.В., Реунова Е.С. Территории опережающего социально-экономического развития: становление эффективного механизма развития экономики. Россия и современный мир. 2020;(1):67—80. о^/10.31249/кт/2020.01.04
2. Никитин Г.В., Сергеева Т.Л. Проблемы и перспективы функционирования территорий опережающего социально-экономического развития России. Вепе^Ааит. 2021;(3):21—26.
3. Доржиева В.В., Ильина С.А. Институты развития как инструменты поддержки малого и среднего предпринимательства. Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020;(4):58—72.
4. Трофименкова Е.В. Территории опережающего социально-экономического развития: оценка первых лет реализации. Территория новых возможностей.. 2021;(1):7—18.
5. Цивилева А.Е., Голубев С.С. Мультипликативный экономический и социальный эффект деятельности территорий опережающего социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Уголь. 2021;(11):33—37.
6. Шалаева Н.И. Создание ТОСЭР (территорий опережающего социально-экономического развития) как один из способов привлечения инвестиций в Приморский край. Экономика и предпринимательство. 2018;(8):750—752.
7. Агеев В.С. Территория опережающего социально-экономического развития — источник инвестиционного развития региона (на примере Пензенской области). Региональная экономика иуправление: электронный научный журнал. 2020;(2):20.
8. Российская Федерация. Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 № 473-Ф3. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/ (дата обращения: 25.03.2022).
9. Шаров С.В. Региональный опыт формирования территорий опережающего развития. Вестник образовательного консорциума Среднерусскийуниверситет. Серия: экономика иуправление. 2020;(16):102—104.
10. Ахапкин Н.Ю. Структурные изменения на российском рынке труда (региональный аспект). Вестник Института экономики Российской академии наук. 2019;(6):26-40.
11. Букина И.С., Одинцова А.В., Ореховский П.А. Эффективность регионального распределения человеческого капитала и экономическое развитие. ЭКО. 2019;(12):65-89. https://doi.org/10.30680/EC00131-7652-2019-12-65-89
12. Российская Федерация. Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 № 473-Ф3. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/ (дата обращения: 25.03.2022).
13. Ларченко О.В. Анализ состояния инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития. АНИ: экономика иуправление. 2020;(3):237-239.
14. Доржиева В.В., Ильина С.А. Сценарий реформирования институтов развития: в поисках смысла и новые аспекты регуляторной политики. Экономика, предпринимательство и право. 2021;11(11):2451—2470. https://doi.org/10.18334/ epp.11.11.113770
15. Сафиуллин Р.Г., Тагирова Э.И. Проблемы и перспективы развития территорий опережающего социально-экономического развития в Республике Башкортостан. Фундаментальные исследования. 2021;(6):81—86.
16. Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики. Территории опережающего социально-экономического развития. https:// erdc.ru/about-tor/ (дата обращения: 25.03.2022).
References
1. Kuzyakin Yu.P., Kuzyakin S.V, Reunova E.S. Territories of advanced socio-economic development: the formation of an effective mechanism for the development of the economy. Russia and the contemporary world. 2020;(1):67—80. https://doi. org/10.31249/rsm/2020.01.04
2. Nikitin G.V, Sergeeva T.L. Problems and prospects for the functioning of territories of advanced socio-economic development in Russia. Beneficium. 2021;(3):21—26.
3. Dorzhieva VV, Ilyina S.A. Development institutions as tools to support small and medium-sized businesses. Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2020;(4):58—72.
4. Trofimenkova E.V Territories of advanced socio-economic development: assessment of the first years of implementation. Territory of new opportunities. 2021;(1):7—18
5. Tsivileva A.E., Golubev S.S. Multiplicative economic and social effect of activity of the territories of advanced social and economic development of the Republic of Sakha (Yakutia). Ugol. 2021;(11):33—37.
6. Shalaeva N.I. Creation of TASED (territories of advanced socio-economic development) as one of the ways to attract investment in Primorsky Krai. Economics andEntrepreneurship. 2018;(8):750—752.
7. Ageev VS. Territory of advanced socio-economic development - a source of investment development of the region (on the example of the Penza region). Regional economy and management: electronic scientific journal. 2020;(2):20.
8. Russian Federation. Federal Law No. 473-FZ dated 29 December 2014 "On Territories of Advanced Socio-Economic Development in the Russian Federation". http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/ (accessed 25.03.2022).
9. Sharov S.V Regional experience in the formation of priority development areas. Bulletin of the educational consortium Srednerussky University. Series: economics and management. 2020;(16):102—104.
10. Akhapkin N.Yu. Structural changes in the Russian labor market (regional aspect). Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2019;(6):26-40.
11. Bukina I.S., Odintsova A.V, Orekhovsky P.A. Efficiency of regional distribution of human capital and economic development. ECO. 2019;(12):65—89. https://doi.org/10.30680/EC00131-7652-2019-12-65-89
12. Russian Federation. Federal Law "On Territories of Advanced Socio-economic Development in the Russian Federation" dated 29 December 2014 No. 473-FZ. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962 (accessed 25.03.2022).
13. Larchenko O.V Analysis of the state of the infrastructure of the territories of advanced socio-economic development. ANI: Economics and Management. 2020;(3):237—239.
14. Dorzhieva VV, Ilyina S.A. Scenario for Reforming Development Institutions: In Search of Meaning and New Aspects of Regulatory Policy. Economics, Entrepreneurship and Law. 2021;11(11):2451—2470. https://doi.org/10.18334/epp.11.11.113770
15. Safiullin R.G., Tagirova E.I. Problems and prospects for the development of territories of advanced socio-economic development in the Republic of Bashkortostan. Fundamental Research. 2021;(6):81—86.
16. Corporation for the Development of the Far East and the Arctic. Territories of advanced socio-economic development. https://erdc. ru/about-tor/ (accessed 25.03.2022).