Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
152
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / МОНОГОРОД / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / INFRASTRUCTURE / TERRITORIES OF ADVANCED DEVELOPMENT ZONES / MONOCITY / INDUSTRIAL INFRASTRUCTURE / INVESTMENT IN FIXED ASSETS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ларченко Ольга Викторовна

Новым инструментом для развития территорий с 2015 года стали территории опережающего социально-экономического развития, которые вначале создавались на Дальнем Востоке и Восточной Сибири, а затем и на территории моногородов. Создание таких территорий направлено на привлечение новых резидентов, которые будут осуществлять свои инвестиционные проекты на территории моногорода, и тем самым, способствовать созданию новых рабочих мест, снижению зависимости от градообразующего предприятия, диверсификации экономики, повышению качества жизни населения. Актуальность изучения территорий опережающего социально-экономического развития связана с особенностями их функционирования, важностью для регионального развития. В научной литературе встречается достаточно много определений инфраструктуры, но речь в основном идет об инфраструктуре города, региона. Исследование инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития, создаваемых в моногородах, затруднено в связи с недостаточностью необходимых данных для анализа. Целью исследования является анализ состояния производственной инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития, созданных в моногородах. Объектом исследования является производственная инфраструктура территорий опережающего социально-экономического развития. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: исследование состояния производственной инфраструктуры; выявление проблем, связанных с производственной инфраструктурой; определение возможных мер по управлению производственной инфраструктурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ларченко Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE STATE OF INFRASTRUCTURE OF TERRITORIES OF ADVANCED DEVELOPMENT ZONES

Since 2015, territories of territories of advanced development zones, which were initially created in the Far East and Eastern Siberia, and then in the territory of monocitys, have become a new tool for the development of territories. The creation of such territories involves attracting new residents who will carry out their investment projects in the territory of monocitys, and thereby contribute to the creation of new jobs, reduce dependence on the city-forming enterprise, diversify the economy, and improve the quality of life of the population. The relevance of the study of territories of advanced development zones is associated with the features of their functioning, the importance for regional development. In the scientific literature there are quite a lot of definitions of infrastructure, but we are mainly talking about the infrastructure of the city, region. The study of the infrastructure of territories of advanced development zones created in monocitys is difficult due to the lack of necessary data for analysis. The aim of the study is to analyze the state of the production infrastructure of territories of advanced development zones created in monocitys. The object of the study is the production infrastructure of territories of advanced development zones. The goal involves the following tasks: study of the state of production infrastructure; identification of problems associated with production infrastructure; identification of possible measures for managing industrial infrastructure.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

экономические науки

Ларченко Ольга Викторовна АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ...

УДК 332.12

DOI: 10.26140/anie-2020-0903-0054

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

© 2020

SPIN-код: 6323-3952

AuthorlD: 851863

Ларченко Ольга Викторовна, старший преподаватель кафедры финансов, финансового права, экономики и бухгалтерского учета Петрозаводский государственный университет

(185910, Россия, Петрозаводск, пр. Ленина, 33, e-mail: larchenko@petrsu.ru)

Аннотация. Новым инструментом для развития территорий с 2015 года стали территории опережающего социально-экономического развития, которые вначале создавались на Дальнем Востоке и Восточной Сибири, а затем и на территории моногородов. Создание таких территорий направлено на привлечение новых резидентов, которые будут осуществлять свои инвестиционные проекты на территории моногорода, и тем самым, способствовать созданию новых рабочих мест, снижению зависимости от градообразующего предприятия, диверсификации экономики, повышению качества жизни населения. Актуальность изучения территорий опережающего социально-экономического развития связана с особенностями их функционирования, важностью для регионального развития. В научной литературе встречается достаточно много определений инфраструктуры, но речь в основном идет об инфраструктуре города, региона. Исследование инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития, создаваемых в моногородах, затруднено в связи с недостаточностью необходимых данных для анализа. Целью исследования является анализ состояния производственной инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития, созданных в моногородах. Объектом исследования является производственная инфраструктура территорий опережающего социально-экономического развития. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: исследование состояния производственной инфраструктуры; выявление проблем, связанных с производственной инфраструктурой; определение возможных мер по управлению производственной инфраструктурой.

Ключевые слова. Инфраструктура, территория опережающего социально-экономического развития, моногород, производственная инфраструктура, инвестиции в основной капитал

ANALYSIS OF THE STATE OF INFRASTRUCTURE OF TERRITORIES OF ADVANCED DEVELOPMENT ZONES

© 2020

Larchenko Olga Victorovna, senior lecturer Department of Finance, financial law, Economics and accounting Petrozavodsk State University (185910, Russia, Petrozavodsk, Lenin Ave., 33, e-mail: larchenko@petrsu.ru)

Abstract. Since 2015, territories of territories of advanced development zones, which were initially created in the Far East and Eastern Siberia, and then in the territory of monocitys, have become a new tool for the development of territories. The creation of such territories involves attracting new residents who will carry out their investment projects in the territory of monocitys, and thereby contribute to the creation of new jobs, reduce dependence on the city-forming enterprise, diversify the economy, and improve the quality of life of the population. The relevance of the study of territories of advanced development zones is associated with the features of their functioning, the importance for regional development. In the scientific literature there are quite a lot of definitions of infrastructure, but we are mainly talking about the infrastructure of the city, region. The study of the infrastructure of territories of advanced development zones created in monocitys is difficult due to the lack of necessary data for analysis. The aim of the study is to analyze the state of the production infrastructure of territories of advanced development zones created in monocitys. The object of the study is the production infrastructure of territories of advanced development zones. The goal involves the following tasks: study of the state of production infrastructure; identification of problems associated with production infrastructure; identification of possible measures for managing industrial infrastructure.

Keywords: Infrastructure, territories of advanced development zones, monocity, industrial infrastructure, investment in fixed assets

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Новым инструментом для развития территорий с 2015 года стали территории опережающего социально-экономического развития, которые вначале создавались на Дальнем Востоке и Восточной Сибири, а затем и на территории моногородов [1,2]. Создание таких территорий направлено на привлечение новых резидентов, которые будут осуществлять свои инвестиционные проекты на территории моногорода, и тем самым, способствовать созданию новых рабочих мест, снижению зависимости от градообразующего предприятия, диверсификации экономики, повышению качества жизни населения [3].

Актуальность изучения территорий опережающего социально-экономического развития связана с особенностями их функционирования, важностью для регионального развития. В научной литературе встречается достаточно много определений инфраструктуры [4,5, 6], но речь в основном идет об инфраструктуре города, региона. Исследование инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития,

создаваемых в моногородах, затруднено в связи с недостаточностью необходимых данных для анализа.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью исследования является анализ состояния производственной инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития, созданных в моногородах. Объектом исследования является производственная инфраструктура территорий опережающего социально-экономического развития. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- изучение состояния производственной инфраструктуры;

- выявление проблем, связанных с производственной инфраструктурой;

- определение возможных мер по управлению производственной инфраструктурой.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Для эффективного функционирования территорий опережающего социально-экономического развития и привлечения резидентов необходимо наличие каче-

Larchenko Olga Victorovna ANALYSIS OF THE STATE .

economic sceinces

ственной инфраструктуры, включающей в себя производственную, социальную и институциональную, которые необходимо рассматривать комплексно. Все элементы инфраструктуры взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Прежде всего, для осуществления деятельности резидентов на территории опережающего социально-экономического развития должна быть создана или обновлена производственная инфраструктура. Изучив публикации некоторых авторов [7,8,9,10], посвященных производственной инфраструктуре региона, можно сформулировать такое определение производственной инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития как совокупность отраслей, обслуживающих непосредственно резидентов территорий опережающего социально-экономического развития. К ней относятся: инженерная инфраструктура, земельные участки, транспорт, связь, объекты жилищно-коммунальной инфраструктуры.

В настоящее время в регионах, в которых создаются территории опережающего социально - экономического развития, существуют проблемы с производственной инфраструктурой.

Во-первых, с 2012 года наблюдается снижение наличия основных фондов в целом по Российской Федерации (рисунок 1).

Рисунок 1 - Динамика изменения наличия основных фондов на конец года в Российской Федерации, в % к предыдущему году [составлено автором, 11]

Снижение наблюдается в таких видах экономической деятельности , как, обрабатывающие производства (с 105,8% в 2012 году до 104,7% в 2016), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (с 105,6% в 2012 году до 104,9% в 2016), транспорт и связь (с 105,3% в 2012 году до 103,2% в 2016), образование (с 103,8% в 2012 году до 102,2% в 2016), здравоохранение (с 105,4% в 2012 году до 101,6% в 2016) [11].

Во - вторых, растет степень износа основных фондов (рисунок 2).

49 48 47 46 45 44 43 42 41 40 A

j/ \ ^

p_4 /

У /

/

/

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

♦ Все основные фонды 43,5 45,2 46,3 46,2 45,3 45,3 47,1 47,9 47,7 48,2 49,4 47,7 48,1

свидетельствует о снижении технического потенциала страны, не происходит замена физически и морально устаревших основных фондов. По таким видам экономической деятельности как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, транспорт и связь, здравоохранение степень износа основных фондов составляет более 50%, от 50,8% до 57,5%.

В-третьих, средний возраст машин, оборудования и транспортных средств составляет около 11 лет.

В-четвертых, снижается доля инвестиций, направляемых на реконструкцию и модернизацию, в общем объеме инвестиций в основной капитал: в Российской Федерации с 18,4% в 2009 году до 15,5% в 2018, по Центральному федеральному округу с 21,6% в 2009 году до 16,7% в 2018, по Северо-Западному федеральному округу с 20,0% в 2009 году до 14,8% в 2018, Уральскому федеральному округу с 16,0% в 2009 году до 11,1% в 2018. В Сибирском и Дальневосточном федеральных округах доля таких инвестиций увеличивалась [11] . В регионах, входящих в Северо-Западный федеральный округ, сложилась еще более сложная ситуация с инвестициями, направленными на реконструкцию и модернизацию (таблица 1): значительное снижение доли инвестиций произошло в Республике Карелия (с 27,3% в 2009 году до 18,8% в 2018), Вологодской (с 35,8% в 2009 году до 19,7% в 2018), Ленинградской (с 25,1% в 2009 году до 16,1% в 2018) и Мурманской областях (с 20,3% в 2009 году до 13,0% в 2018). А это, как раз, те регионы, в которых созданы территории опережающего социально-экономического развития: ТОСЭР «Надвоицы», «Кондопога», «Костомукша» в Республике Карелия [13]., ТОСЭР «Череповец» в Вологодской области, ТОСЭР «Пикалево» в Ленинградской области, ТОСЭР «Кировск» в Мурманской области. В этих же регионах наблюдается увеличение удельного веса полностью изношенных основных фондов.

Таблица 1 - Доля инвестиций, направленных на реконструкцию и модернизацию, в общем объеме инвестиций в основной капитал по субъектам Северо-Западного федерального округа [составлено автором, 11, 12]

Регионы СевероЗападного федерального округа 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Республика Карелия 273 35,6 26,0 27,8 25,8 23,4 21,8 21,7 20,2 1S,S

Вологодская область 35,8 30,5 20,5 16,2 29,0 313 27,8 18,1 14,8 19,7

Ленинградская область 25,1 15,7 11,4 11,6 16,6 17,6 18,8 20,6 203 16,1

Мурманская область 203 21,5 15.9 12,1 20,5 18,1 12,9 13,4 13,2 13,0

Рисунок 2 - Степень износа основных фондов в Российской Федерации на конец года, в процентах [составлено автором, 11]

Коэффициент обновления основных фондов в Российской Федерации снижается с 2013 года, а это

Поскольку территории опережающего социально-экономического развития в моногородах создаются в границах муниципального образования, мероприятия по строительству и/или реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов, осуществляются за счет средств регионов, моногородов и Фонда развития моногородов, исполнившего свои обязательства по софинансирова-нию затрат 30 регионов на сумму 10,8 млрд. рублей [14, 15]. Инвестиционные проекты в моногородах, получивших поддержку Фонда развития моногородов, обеспечены объектами инфраструктуры электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, транспортная инфраструктура.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. По итогам проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1) производственная инфраструктура территории опережающего социально-экономического развития представляет собой совокупность отраслей, обслуживающих непосредственно резидентов территорий опережающего социально-экономического развития;

2) производственная инфраструктура на территории моногорода характеризуется высокой степенью износа основных фондов коммунального хозяйства, социальной сферы, жилищного фонда, дорожного хозяйства. Для того, чтобы создать необходимую производственную

238

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 3(32)

экономические науки

Ларченко Ольга Викторовна АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ...

инфраструктуру, необходимы огромные средства, в основном речь идет о федеральных средствах, так как возможности бюджетов субъектов Российской Федерации, а особенно муниципальных бюджетов, ограничены.

3) механизм управления производственной инфраструктурой территорий опережающего социально-экономического развития будет успешным, если в регионе проведена объективная оценка имеющейся производственной инфраструктуры; разработаны принципы управления развитием производственной инфраструктуры в регионе; сформирован портфель проектов перспективного развития производственной инфраструктуры в регионе; определена система результативных параметров перспективного развития производственной инфраструктуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Минакир П. А. Новая восточная политика и экономические реалии — Пространственная экономика, 2015, №2, 7-11

2. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации : федер. закон Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/

3. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: распоряж. Правительства РФ от 13.02.2019N 207-р [Электронный ресурс] /http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_318094/

4. Кузнецова А. И. Инфраструктура: вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. — М. : КомКнига, 2013

5. Кочерга А.И. Социальная инфраструктура: вопросы теории и практики. Киев: Наукова думка, 1982

6. Jochimsen, R. Theorie der infrastruktur /R. Jochimsen. Tubungen. 1966. S.99

7. Тихонов Н.Б. Теоретические аспекты совершенствования управления производственной инфраструктурой в регионе. Вестник ОГУ. 2014. № 8 (169). С. 138-143

8. Саютин В. А. Совершенствование системы управления устойчивым развитием территориально - производственного комплекса. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва. 2012.

9. Шарипов Ф. Ф., Садков А. В. Создание территорий опережающего социально-экономического развития как инструмент привлечения инвестиций в производственную инфраструктуру регионов Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL : https:// cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-territoriy-operezhayuschego-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-kak-instrument-privlecheniya-investitsiy-v

10. Лапаева М.Г., Парусимова Н.И., Бурлакова О.В., Тихонов Н.Б. Организационно-экономический механизм управления развитием производственной инфраструктуры в регионе [Электронный ресурс].

- URL : http://uecs.ru/uecs-72-722014/item/3237-2014-12-17-11-50-26?pop=1&tmpl=component&print=1

11. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — [Москва], cop. 2020. — URL : https://www.gks.ru/folder/10705

12. Карелиястат [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — [Петрозаводск], cop. 2020. — URL : http://krl.gks.ru свободный. — Яз. рус.

13. Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия [Электронный ресурс] / Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия. — Электрон. дан. — [Петрозаводск], cop. 2020. — URL: http://economy. karelia.ru/. — Яз. рус.

14. ДмитриеваЕ.О. Государственная поддержка моногородов РФ в условиях восстановления экономического роста / Е. О. Дмитриева // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» [Электронный ресурс].

— Электрон. дан. — [Россия], 2020. — URL: https://naukovedenie.ru/ PDF/37EVN117.pdf

15. Приоритетная программа «Комплексное развитие моногородов» // Внешэкономбанк [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Россия, 2020. — URL : http://government.ru/projects/selection/657/29913/

16. Доклад Всемирного экономического форума (World Economic Forum, WEF) о глобальной конкурентоспособности 2018 года. [Электронный ресурс]. — URL : http://www3.weforum.org/docs/ GCR2018/05FullReport/TheGlobalCompetitivenessReport2018.pdf

Статья поступила в редакцию 15.05.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.