Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ПОДРОСТКОВ, ОСВАИВАЮЩИХ В СПТУ И ТЕХНИКУМАХ ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА'

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ПОДРОСТКОВ, ОСВАИВАЮЩИХ В СПТУ И ТЕХНИКУМАХ ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.М. Нагорная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ПОДРОСТКОВ, ОСВАИВАЮЩИХ В СПТУ И ТЕХНИКУМАХ ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

и после занятий, к концу 2-го и 3-го годов на протяжении почти всей недели. Это свидетельствует о наличии положительных физиологических сдвигов в отношении ЧСС в течение периода обучения, особенно на 2-м и 3-м годах обучения. Однако следует отметить, что средняя ЧСС до занятий на протяжении почти всего (кроме начала 1-го учебного года) периода 3-летнего обучения превышала среднюю частоту пульса, установленную после занятий. Это свидетельствует об определенном напряжении функционального состояния аппарата кровообращения до начала работы и является результатом повышения реактивности организма на предшествующую учебно-производственную деятельность и недостаточной тренированности сердечнососудистой системы [7, 11].

При оценке средних показателей АДмакс и АДмин на протяжении 3-летнего периода обучения наблюдалось их некоторое повышение. Если в начале 1-го года обучения до занятий АДмакс составляло 103,2±1,1 мм рт. ст., АДмин — 63,9±1,0 мм рт. ст., после занятий соответственно 101,9± 1,3 и 60,0=Ь1,0 мм рт. ст., то в начале 3-го года до занятий 109,1 ±0,8 и 65,8±0,6 мм рт. ст., после занятий 109,6+0,9 и 66,3±0,7 мм рт. ст. (р<0,05). Эти показатели отражают возрастные изменения сердечно-сосудистой системы учащихся. Однако обращает на себя внимание тот факт, что показатели артериального давления в среднем в начале 1-го года обучения понижались, а в конце года повышались; значительное снижение артериального давления наблюдалось в конце 2-го года обучения. Если в начале года до занятий средняя величина АДмакс составляла 108,7±0,8 мм рт. ст., после занятий 108,1± ±1,0 мм рт. ст., АДмин — 64,9±0,6 и 65,4±0,7 мм рт. ст., то в конце года — соответственно АДмаКс 100,2±0,9 и 99,3±0,8 мм рт. ст., АДмин 59,9±0,7 и 59,4±0,7 мм рт. ст. (р С 0,05). Этот факт следует объяснить насыщенностью программы II курса теоретическими общеобразовательными дисциплинами, что совпадает с данными литературы [8]. Средние показатели артериального давления в течение 3-го года обучения менялись незначительно.

Проведенное исследование показало, что изменения АД макс и АДмин на протяжении 3-летнего курса обучения имели волнообразный характер с тенденцией к повышению в конце 1-го и снижению в конце 2-го (частично и 3-го) года обучения. Такие Изменения следует рассматривать как

проявление ухудшения функционального состояния сердечно-сосудистой системы, что, по-видимому, связано с недостаточной адаптацией организма учащихся к новым условиям на 1-м году обучения [3, 4].

Выводы. 1. Гемодинамические показатели у девушек-подростков в процессе освоения ими профессии швеи индивидуального пошива неодинаковы, что обусловлено возрастными изменениями и ухудшением функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

2. У обучающихся в ПТУ девушек-подростков констатированы гипотензивные сдвиги функционального состояния сердечно-сосудистой системы и недостаточная тренированность данной системы организма.

3. Для предупреждения возможных нарушений в состоянии здоровья учащихся необходима рационализация учебно-производственного режима с созданием оптимальных условий обучения.

Литература

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Антонова Л. Т., Сердюковская Г. Н. // Гиг. и сан. — 1983. — № 5. —С. 34—37.

Бизунов В. А., Ратушная А. И., Нагорная А. М. // Там же. — 1982. — № 10.— С. 80—81.

- 1980.—

7.

8.

9.

(% »т чв

10. п..

Воронцов М. П., Михеев В. В. // Там же. № 2. — С. 33—35.

Косилов С. А., Леонова Л. А. Физиологические основы режима труда подростков. — М., 1967. Саркисянц Э. Э., Алимов Г. В., Миннибаев Т. Ш. и др.//Гиг. и сан. — 1979. — № 2. — С. 29—33. Сердюковская Г. Н., Антонова Л. Т. Гигиенические проблемы профессионально-технического обучения подростков. — М., 1981. —С. 119—126. Соломин Ю. Г. // Гиг. труда. — 1969. — № 9. — С. 23. Сухарева Л. М., Самотолкина Н. Г. // Совещание на тему «Влияние условий обучения и воспитания на состояние здоровья и успеваемость учащихся средних профтехучилищ: Материалы — М.; Л., 1978. — С. 46—56. Сухарева Л. М., Самотолкина Н. Г. // Гиг. и сан. — 1982. — № 1. —С. 20—23. Харевич Т. //Там же.— 1984. — Храмцова А. Д. // Там же. — 1980. -

№ 1. № 3.

С. 76 С. 19

77. 21.

Поступила 11.12.84

УДК 613.96:[331.546:63

А. М. Нагорная \

%

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ПОДРОСТКОВ, ОСВАИВАЮЩИХ В СПТУ И ТЕХНИКУМАХ ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИИ СЕЛЬСКОГО

ХОЗЯЙСТВА

Киевский НИИ гигиены труда и профзаболеваний

ж ^ ^ А & | ь в _ - ■ ^ - ш Шк. Г^ * "СИ" ^ | ^^ ^г

При приеме на профессиональное обучение необходимо установление соответствия требований, которые предъявляет профессия, возможностям организма подростков.

Разработанная сотрудниками НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков с определенной долей надежности характеризует возможности каждого индивида. Существующий «Перечень медицинских противопоказаний к обучению и труду подростков в различных отраслях промышленности» дает возможность дифференцированного подхода к допуску подростков к каждой конкретной профессии с учетом характера и степени отклонений в состоянии здоровья. Не менее важной при определении профессиональной пригодности является надежная оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы, которая во многом определяет соответствие требований, предъявляемых профессией, возможностям организма подростков.

Э||.

Изучению основных критериев профессиональной пригодности подростков посвящены многочисленные исследования [2, 8, 10]. В качестве критериев при этом, как правило, рассматриваются физиологические возможности подростков при выполнении необходимых профессиональных обязанностей.

В свою очередь физиологическое обеспечение процесса овладения теоретическими знаниями и практическими навыками возможно при определенном уровне умственной и физической работоспособности. В настоящее время существуют теоретические предпосылки и методические подходы к комплексной оценке работоспособности. Особое место занимают подобного рода разработки в спортивной медицине, где нельзя оценить функциональное, состояние организма при нагрузке без учета тесных функциональных взаимоотношений в деятельности всех систем [1, 4, 12, 18].

Трудность оценки функционального состояния и работоспособности подростков заключается в том, что инди-

Оценка функционального состояния юношей 15—16 лет по показателям А

Классы функционального состояния

Показатель

очень низкое

очень низкое

низкое

ниже среднего

ниже среднего

низкое

15 лет

АДсист исходное АДдиаст исходное АДсист при нагрузке 50 Вт

АДдиаст при нагрузке 50 Вт

АДсист при нагрузке

100 Вт АДдиаст при нагрузке 100 Вт

16 лет

АДсист исходное АДдиаст исходное АДсист при нагрузке 50 Вт

АДдиаст при нагрузке 50 Вт

АДсист при нагрузке 100 Вт

АДдиаст при нагрузке 100 Вт

видуальные показатели имеют широкии диапазон коле- судистои системы, высшей нервной деятельности, мышеч-

баний, частично обусловленный незавершенностью форми- ной работоспособности широко используется оценка по

рования организма. Различия между нормой и переход- сигмальным отклонениям [5, 6, 11, 16]. ными состояниями, компенсаторными реакциями и докли- Учет комплекса физиологических показателей повышает

ническими патологическими проявлениями у подростков надежность оценки функционального состояния [3, 13],

выявляются особенно трудно. тогда как каждый показатель в отдельности может помочь

В многочисленных работах по определению нормати- в выявлении функции, лимитирующей работоспособность, вов отдельных физиологических показателей сердечно-со- Нами предпринята попытка провести оценку функцио-

Таблица 2

Оценка функционального состояния юношей 17—18 лет по показателям АД (в мм рт. ст.)

Классы функционального состояния

очень низкое

ниже среднего

низкое

низкое

17 лет

ААсист исходное АДдиаст исходное АДсист при нагрузке 50 Вт

АДдиаст при нагрузке 50 Вт

АДсист при нагрузке 100 Вт

АДдиаст при нагрузке 100 Вт

45,9—46,9

18 лет

101,4—106,1 48,8—52,8

АДсист исходное АДдиаст исходное АДсист при нагрузке 50 Вт

АДдиаст при нагрузке 50 Вт

АДсист при нагрузке 100 Вт

АДдиаст при нагрузке 100 Вт

Таблица 1

Таблица 3-

Оценка функционального состояния юношей 15—18 лет по показателю ЧСС

Классы функционального состояния

Показатель очень высокое высокое выше среднего среднее ниже среднего низкое очень низкое

15 лет

ЧСС в минуту: исходная

при нагрузке 50 Вт при нагрузке 100 Вт

ЧСС в минуту: исходная

при нагрузке 50 Вт при нагрузке 100 Вт

ЧСС в минуту: исходная

при нагрузке 50 Вт при нагрузке 100 Вт

ЧСС в минуту: исходная

при нагрузке 50 Вт при нагрузке 100 Вт

<64,2 <92,5

110,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<91,5

109,8

68 <91

108

<66,8 <91

<107,9

64,3—71,1 92,6—95

110,8—116

67,1—70,1 91,4—93

109,7—113,5

68,1—70,5 91,1—92,2

108,1 — 110,1

66,9—68,2 91,1—92,2

108—109,8

71,2—74 95,1 — 101,2

116,1 — 122

16 лет

70,2—72,8 93,1—98,7

113,6—133,2

17 лет

70,6—74 92,3—95,7

110,2—116,5

18 лет

68,3—72,2 92,3—95,4

109,9—115,8

74,1—82,9 101,3—118,9

122,1 — 138,2

72,9—84,8 98,8—116,5

133,3—141,4

74,1—83,9 95,8—113,1

116,6—140,6

72,3—83,6 95,5—112

115,9—134,4

83—88,2 119—127,6

138,2—143,1

84,9—91,4 116,6—125,4

141,5—146,4

84—88,4 113,2—127,8

140,7—142

83,7—87,1 112,1 — 118,9

134,5—141

88,3—90,2 127,7—141,2

143,2—176,4

91,5—92,4 125,5—134,3

146,5—168,5

88,5—90,2 127,9—130,5

142,1—160,1

87,2—89 119—127,9

141,1—159,9

90,3 141 ,3

17с,5-

>92,5 134,4

168,6

90,3

1301- 5-

>160,2

89,1 128

160

нального состояния подростков ПТУ и техникумов с учетом отдельных и комплекса показателей состояния сердечно-сосудистой системы.

Исследования проведены с участием подростков 15—18 лет, осваивающих профессии механизаторов, животноводов, полеводов. Подростки выполняли последовательно нагрузки 50 и 100 Вт, поднимаясь на скамейку высотой 33 см для девушек и 40 см для юношей. Число восхождений в минуту зависело от массы тела [7].

На основании результатов исследований были проведены классификация и оценка функционального состояния подростков по отдельным показателям, построенная на использовании метода персентилей. Этот метод дает аналогичные результаты с методом сигмальных отклонений в случае, если распределение изучаемых признаков нормальное. Если распределение изучаемых признаков отличается от нормального, то при выработке нормативов более предпочтительным является метод персентилей [14, 19].

Следует, безусловно, учитывать тот факт, что в какой-то степени метод персентилей характеризует изучаемые признаки изолированно, без связи с остальными. Но этот метод может оказаться достаточно надежным, особенно при массовых обследованиях для характеристики популяции в целом, а также дает возможность с определенной долей вероятности отнести каждого индивида к той или иной группе. Известно, что в подростковом возрасте у юношей и девушек даже разница в один год дает существенные различия в физиологических показателях [9, 15, 17, 20], поэтому данные персентильного распределения изучаемых показателей представлены в зависимости от возраста на примере юношей (табл. 1—3).

При составлении настоящей классификации были выделены 7 классов функционального состояния сердечнососудистой системы по данным частоты сердечных сокращений (ЧСС): среднее (Р25—Р75), выше среднего (Р25—Рю), высокое (Рю—Р5), ниже среднего (Р75—Рэо), низкое (Р90—Р95), очень низкое (Р95 и больше); при оценке систолического и диастолического АД (АДСиСт и

АДдиаст) — среднее (Р25-75), ниже среднего (Р25-ю. Р75-90), низкое (Рю-5, Р90-95), очень низкое (Р95 и больше, Р5 и меньше).

При оценке функционального состояния сердечно-сосудистой системы подростков выявлено, что показатели сердечно-сосудистой системы при нагрузке 50 Вт недостаточно информативны, так как нагрузка 50 Вт для лиц этого возраста недостаточна для выявления функциональных резервов. Наиболее адекватна нагрузка 100 Вт. Это необходимо учитывать при определении профессиональной пригодности подростков на стадии приема на обучение либо при диспансеризации и использовать в таблицах показатели гемодинамики в покое и при нагрузке 100 Вт. Подростки, поступающие на обучение основным профессиям сельского хозяйства, по показателям сердечно-сосудистой системы относящиеся к классам «среднее», «выше среднего», «высокое», могут быть оценены как имеющие высокую работоспособность и без ограничения поступать для обучения в СПТУ и техникумы сельскохозяйственного профиля. *

Учащиеся, относящиеся к классу функционального состояния «ниже среднего», имеют условно ограниченную работоспособность и могут быть приняты на обучение по всем профессиям. Однако для этих подростков необходимо выяснение причин снижения работоспособности и принятие мер по их устранению. Лица с характеристикой физиологического состояния «низкое» и «очень низкое» имеют сниженную работоспособность и могут быть приняты на обучение только по профессиям, труд которых является легким и ненапряженным. Решение о профессиональной пригодности таких подростков должно быть принято после проведения соответствующих лечебно-оздоровительных мероприятий, повышающих функциональные возможности организма.

При пользовании разработанными таблицами исследователь должен помнить о необходимости учитывать состояние других функциональных систем, поскольку можно столкнуться с таким фактом, что показатели функцио-

нального состояния сердечно-сосудистой, нервно-мышечной систем, высшей нервной деятельности относятся к разным классам. В этом случае необходим индивидуальный дифференцированный подход, который поможет принять решение с учетом профессиографических характеристик и лимитирующих функций, необходимых для выполнения работ в избранной профессии. Следует, конечно, учитывать возможность развития и тренируемость отдельных функций, особенно если их слабое развитие не обусловлено какими-либо заболеваниями.

Таким образом, оценка функционального состояния систем организма подростков, проведенная с помощью про-дентильного распределения, может быть использована для решения вопроса о профессиональной пригодности' подростков к работе в сельском хозяйстве. В то же время необходимы дальнейшие поиски критериев для адекватной комплексной оценки состояния организма с учетом возможных колебаний отдельных показателей состояния изучаемых систем.

Литература

1. Абросимова Л. И., Карасик В. Е. // Нов. исслед. по возраст, физиологии.— 1977. — Вып. 2. — С. 114—115.

2. Бесстрашная Н. А., Павлович К. Э., Халдеева Л. Ф. // Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. — М., 1983. —С. 58—66.

3. Бузунов В. А. //Гиг. и сан. — 1985. — № 4.— С. 58—61.

4. Бузунов В. А., Кальниш В. В.// Там же.— 1982.— № 1. —С. 51—54.

5. Калюжная Р. А. Школьная медицина. — М., 1975.

6 Калюжная Р. А. Гипертоническая болезнь у детей и подростков. — Л., 1980.

7. Карпман В. Л., Белоцерковский 3. Б., Гудков И. А. Исследование физиологической работоспособности у спортсменов. — М., 1974.

8. Карцев И.-Д., Халдеева Л. Ф., Павлович К. Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. — М., 1977.

9. Крамаренко И. Б., Круглова И. И. // Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. — М., 1983.— С. 68—71.

10. Левин В. М., Рутенбург Э. С. Профессиональная ориентация и врачебная профессиональная консультация подростков. — Л.: 1977.

11. Леонова Л. А. Повышение эффективности производственного обучения подростков. — М., 1980.

12. Мотылянская Р. Е. // Теор. и практ. физ. культуры.— 1975. — № 5. —С. 35—38.

13. Навакатикян А. О., Бузунов В. А., Майдиков Ю. Л., Кузнецов 77. Л.// Гиг. труда. — 1978. — № 11. — С. 5—9.

14. Сепетлиев Д. А. Статистические методы в научных медицинских исследованиях: Пер. с болг. — М., 1968.— С. 81—85.

15. Сердюковская Г. Н., Жилое 10. Д. Окружающая среда и здоровье подростков. — М., 1977.

16. Студеникин М. Я., Абдулаев А. Р. Гипертонические и гипотонические состояния у детей и подростков. — М.,

1973.

17. Сухарева Л. М., Крамаренко И. Б., Павлович К. Э.// Охрана здоровья детей. — М., 1979. — Вып. 7. — С. 91 — 111.

18. Тихвинский С. Б., Аулик И. Б.// Детская спортивная медицина.—М., 1980.

19. Ширинский В. А., Брускин 3. 3. // Гиг. и сан.— 1979.— № 8. — С. 32—36.

20. Шубочкина Е. И., Молчанова С. С. // Проблема адаптации в гигиене детей и подростков. — М., 1983.— С. 87—94.

Поступила 01.04.87

УДК 371.71:331.361.2:665.65

JI. В. Толмачев

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ ОПЕРАТОРА-ПРИБОРИСТА НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

»9 Д. • » % Т* 4 у'1' <*% •»« • . * 4 •

щ

Омский медицинский институт

1 *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интенсивное развитие нефтехимической промышленности на основе постоянно усложняющейся технологии производства и автоматизации трудовых процессов, опережающие темпы развития этой отрасли народного хозяйства в восточных регионах страны при напряженном балансе трудовых: ресурсов требуют от системы профессионально-технического, образования подготовки высококвалифицированных рабочих кадров широкого профиля.

Учитывая особенности организма подростков и молодых рабочих, большое внимание при решении этой проблемы необходимо уделять гигиенической регламентации и поиску путей интенсификации процесса профессионального обучения, во время которого у учащихся происходит первый контакт с условиями производственной среды нефтехимического предприятия, характеризующейся действием комплекса факторов; ведущим из них является загрязнение воздуха химическими веществами. На высокую чувствительность растущего организма к действию токсичных веществ даже на уровне установленных для взрослых ПДК и при непродолжительном сроке их воздействия указывают многие авторы [4—6].

В связи с этим при осуществлении одной из новых форм профессиональной подготовки — освоении учащимися «совмещенной» профессии по двум смежным специальностям в течение 18 мес — можно предполагать возникновение неблагоприятных сдвигов функционального

состояния и работоспособности изучаемого контингента.

Исследования проводили в группе юношей и дев.ушек 17—18 лет, осваивающих профессию оператора технологических установок с умением выполнять работу прибориста, которая является одной из основных на нефтехимических предприятиях города Омска. Динамическое наблюдение за функциональным состоянием и работоспособностью учащихся с помощью физиологических методов вели на протяжении всего курса обучения. В начале и. конце теоретического курса (2—3-й и 9—10-й месяцы обучения) исследования проводили, в течение рабочей недели до и после занятий. В процессе, производственной практика на базовом предприятии учащихся обследовали трижды: в начале практики (10—11-й месяц), середине (14—15-й месяц) и конце (17—18-й месяц.) при работе в дневную смену непосредственно на рабочем месте перед работой и в конце смены. Физиологическими исследованиями на различных этапах обучения было охвачено 79 человек.

Для определения функционального состояния и работоспособности учащихся использовали комплекс методов,

включавший хронорефлексометрию, корректурную пробу с

таблицами Анфимова в модификации НИИ гигиены детей

и подростков Минздрава СССР, ортоклиностатическую

пробу, функциональную пробу с дозированной нагрузкой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.