Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ ОПЕРАТОРА-ПРИБОРИСТА НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ ОПЕРАТОРА-ПРИБОРИСТА НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ ОПЕРАТОРА-ПРИБОРИСТА НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

нального состояния сердечно-сосудистой, нервно-мышечной систем, высшей нервной деятельности относятся к разным классам. В этом случае необходим индивидуальный дифференцированный подход, который поможет принять решение с учетом профессиографических характеристик и лимитирующих функций, необходимых для выполнения работ в избранной профессии. Следует, конечно, учитывать возможность развития и тренируемость отдельных функций, особенно если их слабое развитие не обусловлено какими-либо заболеваниями.

Таким образом, оценка функционального состояния систем организма подростков, проведенная с помощью про-центильного распределения, может быть использована для решения вопроса о профессиональной пригодности' подростков к работе в сельском хозяйстве. В то же время необходимы дальнейшие поиски критериев для адекватной комплексной оценки состояния организма с учетом возможных колебаний отдельных показателей состояния изучаемых систем.

Литература

1. Абросимова Л. И., Карасик В. Е. // Нов. исслед. по возраст, физиологии.— 1977. — Вып. 2. — С. 114—115.

2. Бесстрашная Н. А., Павлович К. Э., Халдеева Л. Ф. // Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. — М., 1983. —С. 58—66.

3. Бузунов В. А. //Гиг. и сан. — 1985. — № 4.— С. 58—61.

4. Бузунов В. А., Кальниш В. В.// Там же.— 1982.— № 1. —С. 51—54.

5. Калюжная Р. А. Школьная медицина. — М., 1975.

6 Калюжная Р. А. Гипертоническая болезнь у детей и подростков. — Л., 1980.

7. Карпман В. Л., Белоцерковский 3. Б., Гудков И. А. Исследование физиологической работоспособности у спортсменов. — М., 1974.

8. Карцев И.-Д., Халдеева Л. Ф., Павлович К. Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. — М., 1977.

9. Крамаренко И. Б., Круглова И. И. // Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. — М., 1983.— С. 68—71.

10. Левин В. М., Рутенбург Э. С. Профессиональная ориентация и врачебная профессиональная консультация подростков. — Л.: 1977.

11. Леонова Л. А. Повышение эффективности производственного обучения подростков. — М., 1980.

12. Мотылянская Р. Е. // Теор. и практ. физ. культуры.— 1975. — № 5. —С. 35—38.

13. Навакатикян А. О., Бузунов В. А., Майдиков Ю. Л., Кузнецов 77. Л.// Гиг. труда. — 1978. — № 11. — С. 5—9.

14. Сепетлиев Д. А. Статистические методы в научных медицинских исследованиях: Пер. с болг. — М., 1968.— С. 81—85.

15. Сердюковская Г. Н., Жилое 10. Д. Окружающая среда и здоровье подростков. — М., 1977.

16. Студеникин М. Я., Абдулаев А. Р. Гипертонические и гипотонические состояния у детей и подростков. — М.,

1973.

17. Сухарева Л. М., Крамаренко И. Б., Павлович К. Э.// Охрана здоровья детей. — М., 1979. — Вып. 7. — С. 91 — 111.

18. Тихвинский С. Б., Аулик И. Б.// Детская спортивная медицина.—М., 1980.

19. Ширинский В. А., Брускин 3. 3.//Гиг. и сан.— 1979.— № 8. — С. 32—36.

20. Шубочкина Е. И., Молчанова С. С. // Проблема адаптации в гигиене детей и подростков. — М., 1983.— С. 87—94.

Поступила 01.04.87

УДК 371.71:331.361.2:665.65

JI. В. Толмачев

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ ОПЕРАТОРА-ПРИБОРИСТА НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

»9 Д. • » % Т* 4 у'1' • » * 4 •

щ

Омский медицинский институт

1 *

Интенсивное развитие нефтехимической промышленности на основе постоянно усложняющейся технологии производства и автоматизации трудовых процессов, опережающие темпы развития этой отрасли народного хозяйства в восточных регионах страны при напряженном балансе трудовых: ресурсов требуют от системы профессионально-технического, образования подготовки высококвалифицированных рабочих кадров широкого профиля.

Учитывая особенности организма подростков и молодых рабочих, большое внимание при решении этой проблемы необходимо уделять гигиенической регламентации и поиску путей интенсификации процесса профессионального обучения, во время которого у учащихся происходит первый контакт с условиями производственной среды нефтехимического предприятия, характеризующейся действием комплекса факторов; ведущим из них является загрязнение воздуха химическими веществами. На высокую чувствительность растущего организма к действию токсичных веществ даже на уровне установленных для взрослых ПДК и при непродолжительном сроке их воздействия указывают многие авторы [4—6].

В связи с этим при осуществлении одной из новых форм профессиональной подготовки — освоении учащимися «совмещенной» профессии по двум смежным специальностям в течение 18 мес — можно предполагать возникновение неблагоприятных сдвигов функционального

состояния и работоспособности изучаемого контингента.

Исследования проводили в группе юношей и дев.ушек 17—18 лет, осваивающих, профессию оператора технологических установок с умением выполнять работу прибориста, которая является одной из основных на нефтехимических предприятиях города Омска. Динамическое наблюдение за функциональным состоянием и работоспособностью учащихся с помощью физиологических методов вели на протяжении всего курса обучения. В начале и. конце теоретического курса (2—3-й и 9—10-й месяцы обучения) исследования проводили, в течение рабочей недели до и после занятий. В процессе, производственной практика на базовом предприятии учащихся обследовали трижды: в начале практики (10—11-й месяц), середине (14—15-й месяц) и конце (17—18-й месяц.) при работе в дневную смену непосредственно на рабочем месте перед работой и в конце смены. Физиологическими исследованиями на различных этапах обучения было охвачено 79 человек.

Для определения функционального состояния и работоспособности учащихся использовали комплекс методов,

включавший хронорефлексометрию, корректурную пробу с

таблицами Анфимова в модификации НИИ гигиены детей

и подростков Минздрава СССР, ортоклиностатическую

пробу, функциональную пробу с дозированной нагрузкой

Интегральная оценка данных физиологических исследований в различные периоды обучения (Л4±/п)

Время обследования Периоды обучения Экспериментальная группа в период окончания практики (17 — 18-й месяц)

2 — 3-й месяц 9 — 10-й месяц 1 0 — 11 -й месяц 14 — 15-й месяц 1 7 — 18-й месяц

До работы (учебы) Р После работы (учебы) Среднесуточный пока- ] затель Р 0,386+0,009 <0,001 0,361±0,0Ю <0,001 О,37§±0,008 <0,001 0,390+0,010 <0,001 0,368+0,011 <0,001 0,379 ±0,007 <0,001 • 0,417+0,020 <0,1 0,396+0,020 <0,001 0,405+0,014 <0,001 0,400+0,013 <0,001 0,329+0,020 <0,001 0,373+0,012 <0,001 • • • 0,368+0,020 <0,001 0,339+0,021 <0,001 0,353+0,014 <0,001 0,455±0,009 0,468±0,011 0,463±0,009

9

Примечание. Достоверность различий (р) оценивались по отношению к экспериментальной группе.

достоверное повышение концентрации ионов натрия в-, слюне.

В течение производственной практики интегральный показатель значительно снизился. Разница уровня функционального состояния утром и после работы к середине практики достигла статистически значимой величины. Ухудшились все показатели хронорефлексометрии, снизилась концентрация натрия и повысилась концентрация калия в слюне (р<0,05). Увеличились ЧСС и время восстановления АД после нагрузки, снизились максимальное АД до и после нагрузки, систолический объем до нагрузки. Увеличилась реакция пульса на нагрузку и изменение положе-

ния тела при ортоклиностатической пробе (/?С0,05).

Таким образом, начало теоретического обучения, сопровождающееся для большинства учащихся ломкой динамического стереотипа, выработанного в средней школе, освоением сложной учебной программы и изменениями условий быта, характеризуется напряжением адаптационных механизмов, преобладанием процессов торможения в центральной нервной системе и вегетативной лабильностью. Условия теоретического обучения в течение 10—12 мес способствуют улучшению функционального состояния и повышению работоспособности учащихся. В процессе производственной практики при действии факторов производственной среды функциональное состояние вновь ухудшается. Возникающие изменения являются неспецифическими и типичными при действии химических факторов малой интенсивности и характеризуют начальные процессы приспособления организма, напряжение адаптационных ме--ханизмов.

С целью коррекции отклонений функционального состояния учащихся во время практики была предпринята попытка фармакопрофилактики неблагоприятных сдвигов в организме экстрактом элеутерококка [1, 2], защитное действие которого было предварительно испытано на животных.

Экспериментальная группа, состоящая из 20 учащихся, получала спиртовой экстракт элеутерококка в течение 30 дней в период, соответствующий середине практики (14—15-й месяц обучения), т. е. в момент ухудшения функционального состояния, выявленного предыдущими наблюдениями. Доза элеутерококка составляла 5 мл в сутки, каждый из учащихся получил 20—24 дозы препарата.

Обследование экспериментальной группы проводилось, дважды; в конце теоретического обучения (до приема адаптогена) и в период завершения производственной практики (17—18-й месяц) с применением прежнего комплекса физиологических тестов.

Интегральный показатель функционального состояния,, как среднесуточный, так и в периоды до и после работы, был значительно выше, чем на всех остальных этапах исследований (р<.0,001). Интегральная оценка подтверждалась анализом результатов исследований отдельными методами. В сравнении с показателями функционального состояния в тот же период без коррекции все параметры хронорефлексометрии улучшились (/О<0,05);, ответ на.

сердечно-сосудистой системы по Мартине и определение ионов натрия и калия в слюне.

При проведении хронорефлексометрии оценивали время латентных периодов зрительно-моторной реакции на белый и красный свет, слухо-моторной и дифференцировочной реакций. Корректурную пробу испоДьзовали в дифферен-цировочном варианте с учетом качества и количества выполненной работы. Изучаемые параметры кардио- и гемодинамики регистрировали до и после нагрузки. Определяли частоту сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), время восстановления пульса и АД, рассчитывали систолический и минутный объемы крови, реакцию пульса на нагрузку и вегетативный индекс Кердо [3]. Определение ионов натрия и калия осуществляли в цельной слюне при помощи ионоселективных электродов на универсальных мономерах ЭВ-74 и рН-121.

Для обработки полученных данных была использована методика интегральной оценки совокупности показателей, предложенная В. А. Ширинским и 3. 3. Брускиным [7], в основу которой положена точная балльная оценка каждого наблюдаемого признака из взятой совокупности в соответствующем вариационном ряду с нахождением в последующем средней гармонической из них. Для расчета параметров вариационных рядов применяли метод про-цеитилей. Методика позволяет интегрировать данные физиологических исследований и определять максимум или минимум функционального состояния индивидуума или группы на различных этапах обследования. Полученные интегральные показатели были подвергнуты обработке традиционными методами статистики. Результаты исследований представлены в таблице.

При анализе функционального состояния организма учащихся на различных этапах профессиональной подготовили выявлен ряд существенных изменений. На стадии теоретического обучения функциональное состояние и работоспособность учащихся изучаемой группы постепенно улучшались и достигли оптимума к концу этого периода (9—10-й месяц) — началу производственной практики на предприятии (10—11-й месяц), когда работа первый месяц носила ознакомительный характер и проводилась только в первую смену. Увеличился интегральный показатель, снизилось время слухо- и зрительно-моторной реакции, повысилось качество выполнения корректурной пробы после работы (ус<С0,001). Более подвижный характер приобрели процессы изменения кардио- и гемодинамики в ответ на стандартную физическую нагрузку при выполнении пробы Мартине, что может быть связано с увеличением роли симпатических влияний при нагрузке на регуляцию кровообращения, о чем свидетельствуют изменения индекса Кердо. Произошло снижение ЧСС как до, так и после нагрузки, достоверное в отдельные дни исследований. АД учащихся снизилось, причем минимальное давление после нагрузки резко (р<0,001). Значительно увеличился систолический объем крови после нагрузки, а восстановление параметров гемодинамики стало происходить быстрее (р< 0,001). На снижение общего уровня напряжения компенсаторно-приспособительных механизмов указывает и

стандартную физическую нагрузку стал более экономичным: ЧСС, систолический и минутный объемы после нагрузки, реакция пульса на нагрузку в экспериментальной группе были меньше. Со стороны минимального АД не отмечалось склонности к гипотонии, параметры гемодинамики восстанавливались быстрее, при меньшем напряжении симпатических центров регуляции, о чем свидетельствуют данные ионометрии и изменения индекса Кердо. Колебания ЧСС при ортоклиностатической пробе были умеренными (р< 0,01) и не выходили за пределы средних величин.

Выводы. 1. Во время теоретического курса обучения при профессиональной подготовке к работе на предприятиях нефтехимической промышленности происходит адаптация к условиям и режиму обучения, функциональное состояние учащихся улучшается и к началу производственной практики является оптимальным.

2. В процессе производственной практики происходит ухудшение функционального состояния и снижение работоспособности учащихся при действии факторов производственной среды.

3. Фармакопрофилактика сдвигов функционального состояния экстрактом элеутерококка, проведенная в середине производственной практики, служит эффективным методом коррекции действия факторов производственной среды.

Литература

§

1. Далингер О. И. Действие экстракта элеутерококка на сердечно-сосудистую систему и работоспособность здоровых лиц: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Томск, 1972.

2. Елькин А. И. Сравнительное изучение некоторых фармакологических и антитоксических свойств препаратов, полученных из розиолы розовой, элеутерококка, женьшеня и аралии маньчжурской: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1981.

3. Загрядский В. П., Сулимо-Самуйло 3. К. Методы исследования в физиологии труда. — Л., 1976.

4. Кондратьева И. И. // Производственные факторы и чувствительность к ним учащихся и работающих подростков. — М., 1975.— С. 51—80.

5. Саркисянц Э. Э.// Гиг. и сан.— 1980. — № 2. — С. 61 —

63.

6. Сердюковская Г. И., Жилое Ю. Д. Окружающая среда и здоровье подростков.—М., 1977.

7. Ширинский В. А., Брускин 3. 3. // Гиг. и сан.— 1979.— № 8. — С. 32—36.

Поступила 24.12.84

щ

IV у

Ш

УДК 614.777:[628.191 +628.312] :547.596/.599]-074:543.544

М. И. Чурьянова

СОСТОЯНИЕ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ

И ПОДРОСТКОВ

ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Использование достижений, освещенных в информационных источниках, является надежным рычагом ускорения научно-технического прогресса, в частности в здравоохранении. В процессе разработки научно-технических программ в области здравоохранения важное значение приобретает выявление активных «точек роста» медицинской науки и пробелов в ее развитии на основе анализа документальных информационных потоков. Слежение' за мировым информационным потоком позволяет выделять наиболее ценные исследования, требующие обязательного доведения их результатов до потребителя с целью последующей доработки или для быстрейшего внедрения в практику, а также для исключения дублирования вновь планируемых тем.

В этих условиях задачи системы научной медицинской информации состоят не в простом предоставлении информационных услуг, а в активном и творческом участии в самом научно-исследовательском процессе, разработке разнообразнейших краткосрочных и долгосрочных прогнозов и их постоянной коррекции.

В связи с этим среди множества задач, стоящих перед информационной службой, первоочередной является нахождение в общем потоке наиболее важных достижений и новшеств по проблеме, отраженных в самых разнообразных источниках информации, как отечественных, так и зарубежных, опубликованных и неопубликованных.

Из общего массива достижений путем экспертной оценки к наиболее важным мы относим те новшества, которые вносят существенный вклад в решение теоретических и прикладных научных проблем.

Указанная деятельность проводится в институте в качестве плановой научно-исследовательской работы под руководством органа научной информации. В число исполнителей этой работы входит 9 человек; ответственный исполнитель — .руководитель органа информации, патентовед, сотрудник института, ответственный за внедрение, а также квалифицированные научные сотрудники, специализирующиеся в отдельных частных направлениях проблемы. Такой

состав исполнителей должен обеспечить квалифицированный отбор наиболее важных новшеств из общего массива анализируемых мировых достижений.

Примером эффективности этой деятельности является опыт внедрения в научные разработки ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР новшеств, заимствованных из информационных источников. Так, за последние 3 года в институте внедрены способ закаливания детей дошкольного возраста (Киевский институт медицинских проблем физической культуры), повозрастные критерии выделения контингента часто болеющих детей (Горьковский научно-исследовательский педиатрический институт), метод. Шелдона в модификации Хита — Картера при оценке сома-тотипов детей школьного возраста.

Информация о достижениях, отнесенных к числу наиболее важных, отражается в статьях, публикуемых ежегодно в журнале «Гигиена и санитария», а также за отдельные годы в Медицинском реферативном журнале. Эти статьи не являются аналитическим обзором научных исследований по проблеме, они информируют только об отдельных наиболее важных достижениях, отличающихся принципиальной новизной и превосходящих настоящий уровень развития проблемы.

Следует отметить, что в целом советская гигиена детей и подростков развивается значительно успешнее, чем зарубежная, и этим объясняется большее число отечественных работ, чем зарубежных.

Нами было проведено специальное научное исследование, которое состояло в анализе массива периодических изданий, публикующих статьи по гигиене детей и подростков, определении его структуры, выявлении ведущих и наиболее ценных в научном отношении журналов. Основываясь на методах, используемых в информатике, для изучения рассеяния и концентрации публикаций по гигиене детей и подростков в периодических изданиях был взят 5-летний журнальный фонд Главной справочной картотеки по проблеме. Анализ 5-летнего журнального фонда позволил выявить, что публи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.