Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
учреждения начального военного образования / состояние здоровья / гигиеническая оценка / primary military education establishments / health status / hygienic assessment

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — И.В. Ашвиц, В.А. Ширинский

В результате комплексного исследования провели гигиеническую оценку учебного процесса и фактического питания воспитанников кадетского корпуса, выявили особенности функционирования основных систем организма подростков в условиях закрытого учреждения начального военного образования, изучили адаптационные реакции организма кадетов к воздействию комплекса факторов во время обучения, осуществили комплексную гигиеническую оценку здоровья кадетов. Показали, что в условиях закрытой формы обучения отмечается улучшение здоровья кадетов по основным показателям функционального состояния и неспецифической резистентности организма, физического развития. Предложили конкретные рекомендации по коррекции суточных рационов для воспитанников учреждений начального военного образования с целью приведения фактического питания кадетов в соответствие с нормами физиологических потребностей для данной группы учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — И.В. Ашвиц, В.А. Ширинский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ASSESSMENT OF THE HEALTH STATUS OF PUPILS OF PRIMARY MILITARY EDUCATION ESTABLISHMENTS

During a comprehensive study, the investigators have made a hygienic assessment of an academic process and the actual nutrition of military school pupils, revealed the specific features of functioning of the body’s major systems in adolescents at a closed primary military education establishment, studied the body’s adaptive reactions to a combination of factors during study, and hygienically evaluated the pupils ’ health. Their health has been shown to improve at a closed education establishment according to the basic parameters of the body’s functional status and nonspecific resistance, physical development. Specific recommendations are proposed to correct daily diets for pupils of primary military education establishments in order to bring the actual nutrition of cadets in compliance with the standard physiological requirements for this group of pupils.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

гиена и санитария 1/20x0

О И. В. АШВИЦ, В. А. ШИРИНСКИЙ, 2010 УДК 613.956:355.231

И. В. Ашвиц, В. А. Ширинский

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФГУ ВПО Омская государственная медицинская академия

Ашвиц И. В. — канд. мед. наук, зав. каф. военной и экстремальной медицины (т. 8-3812-36-18-55); Ширинский В. А. — д-р мед. наук, проф. каф. медицинской экологии с курсом гигиены питания и радиационной гигиены

В результате комплексного исследования провели гигиеническую оценку учебного процесса и фактического питания воспитанников кадетского корпуса, выявили особенности функционирования основных систем организма подростков в условиях закрытого учреждения начального военного образования, изучили адаптационные реакции организма кадетов к воздействию комплекса факторов во время обучения, осуществили комплексную гигиеническую оценку здоровья кадетов. Показали, что в условиях закрытой формы обучения отмечается улучшение здоровья кадетов по основным показателям функционального состояния и неспецифической резистентности организма, физического развития. Предложили конкретные рекомендации по коррекции суточных рационов для воспитанников учреждений начального военного образования с целью приведения фактического питания кадетов в соответствие с нормами физиологических потребностей для данной группы учащихся.

Ключевые слова: учреждения начального военного образования, состояние здоровья, гигиеническая оценка

/. V. Ashvi/s, V. A. Shirinsky. - HYGIENIC ASSESSMENT OF THE HEALTH STATUS OF PUPILS OF PRIMARY MILITARY EDUCATION ESTABLISHMENTS

During a comprehensive study, the investigators have made a hygienic assessment of an academic process and the actual nutrition 0/ military school pupils, revealed the specific features of functioning of the body's major systems in adolescents at a closed primary military education establishment, studied the body's adaptive reactions to a combination of factors during study, and hygienically evaluated the pupils' health. Their health has been shown to improve at a closed education establishment according to the basic parameters of the body's functional status and nonspecific resistance, physical development. Specific recommendations are proposed to correct daily diets for pupils of primary military education establishments in order to bring the actual nutrition of cadets in compliance with the standard physiological requirements for this group of pupils.

Key words: primary military education establishments, health status, hygienic assessment

Начальное военное образование в системе Министерства обороны Российской Федерации осуществляется в суворовских и нахимовских училищах, кадетских корпусах. Между тем отсутствуют работы по гигиенической оценке здоровья воспитанников такого рода закрытых учреждений, особенностей их адаптации к воздействию комплекса факторов во время обучения. Цель проведенного нами исследования — гигиеническая оценка здоровья воспитанников закрытого учреждения начального военного образования. Для этого провели гигиеническую оценку условий обучения, исследовали показатели функционального состояния и адаптационных реакций организма, провели комплексную оценку здоровья кадетов.

Материалы и методы

Работу проводили в 2004—2007 гг. на базе Омского кадетского корпуса, одного из старейших учебных заведений в системе Министерства обороны России. Отбор кандидатов для поступления в корпус, в том числе медицинское обследование и психофизиологическое тестирование, осуществляются в соответствии с методическими рекомендациями Министерства обороны России [2]. Срок обучения в кадетском корпусе 3 года, начиная с 9-го класса. Общая численность обучающихся — от 600 до 650 человек.

Для элиминирования влияния факторов, не связанных с обучением в корпусе, по результатам анкетирования каждому кадету 1-го года обучения подбирали ко-пии-пары среди кадетов 2-го и 3-го годов обучения. Были сформированы 3 группы по 46 человек в каждой, отличающиеся главным образом по возрасту и времени пребывания в корпусе. В этих группах исследовали функции внешнего дыхания, сердечно-сосудистой системы, проводили ручную динамометрию, изучали адаптационные реакции методом вариационной пульсомет-

рии [1], оценивали физическое развитие, неспецифическую заболеваемость. Рассчитывали интегральные показатели (ИП) сердечно-сосудистой системы и функционального состояния организма в целом |4]. Индивидуальную качественную оценку ИП осуществляли по их положению относительно границ статистической нормы (персентиль-16, персентиль-84). Здоровье комплексно оценивали по методике НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей и подростков РАМН. Методом сплошного наблюдения у всех кадетов исследовали показатели заболеваемости, нервно-психической устойчивости и адаптации их к обучению и службе в Вооруженных Силах.

Особенности планировки кадетского корпуса, расписания и учебной нагрузки, параметров микроклимата, освещенности, шума, питания кадетов гигиенически оценивали в соответствии с действующими нормативными и инструктивными требованиями.

Результаты и обсуждение

Условия обучения в закрытом учебном заведении начального военного образования характеризуются четкой регламентацией распорядка дня, учебных занятий и питания. Инвариантная часть учебного плана кадетского корпуса полностью соответствует Государственному образовательному стандарту. Дополнительные программы включают военную подготовку, обучение навыкам вождения автомобиля, основы общей культуры. Общая учебная нагрузка (38 ч в неделю) превышала нормативную за счет индивидуальных занятий. Расписание занятий кадетов в 9-м и 10-м классах не в полной мере соответствовало особенностям возрастной биоритмологии. В часы наиболее высокой работоспособности проводились уроки наименьшей трудности, а сложные предметы приходились обычно на 1, 5-й и 6-й уроки.

Фактическое питание кадетов по количественному и качественному составу полностью соответствовало нормам пайка для воспитанников суворовских и нахимовских училищ старшего возраста, но тем не менее оказалось не сбалансированным по ряду показателей. В 46 из 133 изученных меню-раскладок обнаружили недостаточное содержание жиров растительного происхождения. В большинстве суточных рационов имело место нарушение оптимального баланса белков, жиров и углеводов за счет избытка белков животного происхождения. Фактическое питание не обеспечивало нормативное поступление в организм кадетов витаминов А, В, и В2. От 23 до 99% изученных рационов содержали недостаточное количество кальция и магния.

Закрытая форма начального военного образования создает благоприятные предпосылки для сохранения и укрепления здоровья. На фоне негативных тенденций в состоянии здоровья учащихся общеобразовательных учреждений [3] у кадетов в процессе обучения в корпусе улучшились показатели функционального состояния организма. Наиболее высокие значения жизненной емкости легких (в процентах к должным величинам) наблюдали у кадетов 11-го класса. Самые низкие значения времени задержки дыхания на вдохе и на выдохе отмечали у кадетов в 9-м классе, причем различия с результатами этих проб у кадетов в 10-м и 11-м классах были статистически достоверными (р < 0,01). Средние значения динамометрии силы правой и левой кистей рук (в процентах к должным) у кадетов в 9-м классе составили 95 ± 1,96 и 94,5 ± 2,0% соответственно, что оказалось достоверно меньше, чем у кадетов в 11-м классе (102,6 ± 1,4 и 103,7 ± 1,4%; р < 0,01).

У кадетов, обучающихся в 9-м классе, частота сердечных сокращений в покое была статистически достоверно больше, чем в 10-м и 11-м классах. После дозированной физической нагрузки средние значения пульса у кадетов в 9-м и 10-м классах были достоверно больше, чем в 11-м классе (р < 0,05). Доля кадетов с низкими значениями ИП функционального состояния сердечно-сосудистой системы составила в 9-м классе 26%, в выпускном классе только 8,7% (р < 0,05).

Уровни воздействия факторов, обусловленных не вполне рациональной организацией учебного процесса и недостаточной сбалансированностью фактического питания, не превышают адаптационные возможности организма воспитанников кадетского корпуса. Исследование вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы не выявило напряжения адаптационных систем подростков в течение учебного дня, а также существенных различий между кадетами 1, 2 и 3-го годов обучения по результатам вариационной пульсометрии.

По данным психофизиологического мониторинга, с момента поступления в корпус до окончания обучения наблюдается четкая тенденция повышения уровней нервно-психической устойчивости (г = 0,93; р < 0,001) и адаптации кадетов к учебе и службе в Вооруженных Силах (г= 0,97; р < 0,001). В начале учебного года низкие значения этих показателей были у 32% кадетов 1-го года обучения, что существенно больше, чем на 2-м и 3-м годах обучения (20 и 18% соответственно; р < 0,001). Весеннее тестирование не выявило позитивных сдвигов у кадетов 1-го года обучения (р > 0,1), в то время как на 3-м году обучения доля кадетов с высоким уровнем адаптации увеличилась с 24 до 50% (р < 0,001).

Объемы кратковременной памяти у кадетов 9-го и

10-го классов составили соответственно 6,4 ± 0,2 и 6,5 ± 0,2 правильно воспроизведенных фигур (р > 0,1) и были существенно меньше, чем в 11-м классе (7,5 ± 0,2; р < 0,001). Точность корректурной пробы у кадетов в

11-м классе составила в среднем 0,983 ± 0,003, в 9-м и 10-м классах — статистически достоверно меньше (0,967±0,007 и 0,954 ± 0,006 соответственно; р < 0,05).

По результатам оценки физического развития, подростки с резко дисгармоничным развитием выявлены не были. Некоторое увеличение доли кадетов с гармоничным физическим развитием по мере обучения в корпусе было несущественным (р > 0,1).

Заболеваемость (впервые выявленная) кадетов в 2006 г. в расчете на 100 тыс. человек соответствующего возраста составила 363 507 случаев и более чем в 3 раза превышала аналогичный показатель для подростков в целом по стране. Следует, однако, иметь в виду систему повседневного контроля здоровья кадетов, делающую регистрацию заболеваемости практически 100-процент-ной. В структуре заболеваемости преобладали болезни органов дыхания (68%). По мере адаптации к условиям обучения снижалась заболеваемость кадетов: с 406 500 случаев на 100 тыс. человек соответствующего населения на 1-м году обучения до 335 500 случаев на 3-м году обучения. На 3-м году обучения доля кадетов с удовлетворительной неспецифической резистентностью организма составила 97,5%, что оказалось статистически достоверно больше, чем на 1-м и 2-м годах обучения (82,6 и 93,4% соответственно; р < 0,05).

При медицинском обследовании не выявили кадетов, страдающих хроническими болезнями. По результатам комплексной оценки, наблюдали статистически достоверную тенденцию улучшения здоровья кадетов за время пребывания в кадетском корпусе. Кадеты с I группой здоровья составили 41,3% в 9-м классе, 67,4% в 10-м классе, 82,6% в 11-м классе (рч_10 < 0,05; < 0,01; р10~ч > 0,1). Соответственно в сравниваемых группах уменьшалась доля кадетов с II группой здоровья. Следует отметить, что в общеобразовательных школах Омской области доля здоровых детей последовательно уменьшается по мере обучения, причем наибольшие темпы регистрируемых потерь здоровья приходятся на возрастную группу учащихся старших классов [3].

Здоровье является одним из основных критериев качества среды обитания, поэтому полученные нами результаты комплексной оценки здоровья кадетов позволяют утверждать, что гигиенические условия обучения в кадетском корпусе являются в целом удовлетворительными и создают благоприятные предпосылки для качественной подготовки будущего офицерского корпуса для Вооруженных Сил Российской Федерации. На наш взгляд, решающим фактором не только сохранения, но и укрепления здоровья кадетов является закрытая форма обучения. Она ограждает подростков от влияния ряда негативных факторов среды обитания, из которых главными являются нерациональное питание, малоподвижный образ жизни, неполноценный отдых, вредные привычки, неудовлетворительные морально-психологические условия в неблагополучных семьях.

Для оптимизации условий обучения кадетов необходимо использовать рекомендации по учету биоритмологических особенностей умственной работоспособности подросткового периода при составлении учебного расписания и пересмотреть нормы фактического питания данной группы учащихся закрытых учреждений начального военного образования с целью приведения их в соответствие с физиологическими потребностями.

Литература

1. Баевский Р. М., Кириллов О. И., Клецкин С. 3. // Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. - М., 1984. — С. 137—140.

2. Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по профессиональному и психологическому отбору кандидатов из числа несовершеннолетних граждан для поступления на учебу в суворовские военные, нахимовские военно-морские, военно-музыкальные училища и кадетские, морские кадет-

гиена и санитария 1/2010

ские, музыкальные кадетские корпуса Министерства обороны РФ / Главное Военно-медицинское управление Министерства обороны РФ. — М., 2002.

3. Новикова И. И. Гигиеническая оценка закономерностей формирования здоровья школьников крупного

промышленного центра: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — Омск, 2006. 4. Ширинский В. А., Брускин 3. 3. // Гиг. и сан. — 1979. - № 8. - С. 32-36.

Поступила 08 07.08

С Ю. Д. КАРПЕНКО. 2010 УДК 613.843-057.875-07

Ю. Д. Карпенко

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА

ГОУ ВПО Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, Чебоксары

Карпенко Ю. Д. — канд. биол. наук, докторант каф. анатомии, физиологии и гигиены детей ГОУ ВПО Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, дир. ГУ НИИ экологии Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (ecology21@list.ru)

Исследовали функциональное состояние организма студентов в межсессионный период и непосредственно перед экзаменом. Установили, что перед экзаменом происходит увеличение значений маркеров активности симпатического отдела и снижение маркеров тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Выявили значительную индивидуальную вариабельность характера реакции в зависимости от индекса массы тела студентов.

Ключевые слова: студенты, функциональное состояние организма, экзаменационный стресс

Yu. D. Karpenko. - FUNCTIONAL STATES IN STUDENTS UNDER EXAMINATION STRESS

Functional states were studied in students in the intersession period and just before exams. It was found that there was an increase in markers of sympathetic activity and a reduction in markers of parasympathetic tone of the autonomic nervous system. A considerable individual variability in the pattern of a reaction was revealed in relation to the body mass index in students.

Key words: students, functional state, examination stress

Важнейшей современной проблемой гигиенической науки является исследование воздействия возрастающей социальной, интеллектуальной и экологической нагрузки на функционирование основных органов и систем у учащихся и студентов. Одним из наиболее эффективных методов оценки и прогнозирования состояния организма является донозологическая диагностика, в основе которой лежит концепция адаптации организма к факторам окружающей среды [8].

Большую роль в формировании и функционировании адаптационных механизмов играют регуляторные системы организма: вегетативная нервная, эндокринная, центральная нервная [4]. При проведении массовых гигиенических исследований предпочтение отдают показателям, которые, являясь чувствительными к изменению качества окружающей среды, интегрируют в себе состояние здоровья, физическое развитие и функциональное состояние отдельных систем и организма в целом [8].

Согласно данным литературы, всем этим требованиям соответствуют показатели функционирования сердечно-сосудистой системы и, в частности, показатели вариабельности сердечного ритма (ВСР). Это объясняется тем, что показатели ВСР отражают, с одной стороны, состояние гуморальных и вегетативных механизмов регуляции в организме человека и, с другой, — степень напряжения регуляторных систем при адаптации организма к воздействию стрессовых факторов различной природы (климатические, антропогенные и социальные) [2, 4, б].

В то же время адаптационные реакции функциональных систем организма всегда индивидуальны, это выражается различной степенью их мобилизации и участия в реакциях организма. В частности, индивидуальные особенности индекса массы тела (ИМТ) оказываются сопряженными с особенностями функционального состояния систем регуляции организма. При этом, по сравнению с обследованными, имеющими ИМТ в пределах физиологической нормы (от 18,5 до 24,9), у лиц с низким

(ниже 18,5) и высоким (от 25 и более) значениями ИМТ повышается риск сердечно-сосудистых заболеваний, нарушения обмена веществ и смерти в трудоспособном возрасте [3, 13, 15].

В связи с вышеизложенным целью настоящего исследования явилось изучение функционального состояния организма студентов и влияния на это состояние социальных стрессовых факторов в форме экзамена и зависимости адаптационных возможностей от ИМТ.

Обследовали 230 студентов III—V курсов ГОУ ВПО ЧГПУ им. И. Я. Яковлева в возрасте 18—25 лет (средний возраст 20,77 ± 0,09 года).

Обследование проводили дважды: в межсессионный период и непосредственно перед экзаменом. Для изучения особенностей регуляции деятельности сердца регистрировали сердечный ритм с помощью программно-аппаратного комплекса ORTO Expert (www.orto.ru). Испытуемый находился в состоянии покоя лежа не менее 5 мин до начала регистрации кардиоинтервалов. Исследование и анализ показателей ВСР проводили в соответствии с рекомендациями Европейской ассоциации кардиологии и Северо-Американской ассоциации электрофизиологии и кардиоритмологии [14]. Исходя из сложившихся в настоящее время теории и практики изучения стрессорных реакций [3—5, 9, 10, 12], исследовали частоту сердечных сокращений (ЧСС) и показатели функционирования вегетативной нервной системы (ВНС), оцененные путем анализа последовательности кардиоинтервалов. При этом использовали статистические (NN50, pNN50, RMSSD, SDNN), геометрические (Mo, АМо, MxDMn) показатели, индекс напряжения регуляторных систем — ИН (стресс-индекс — SI) и показатели частотной области (LF, HF, LF/HF, pLF, pHF). Артериальное давление (АД) оценивали с помощью автоматического тонометра BP ЗВТО-А фирмы "Microlife" с учетом требований Минздравсоцразвития Российской Федерации [7]. Данные статистически обрабатывали с использованием пакета Statistica 6.0 for Windows с при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.