Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ, УЧАЩИХСЯ ПТУ'

НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ, УЧАЩИХСЯ ПТУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ, УЧАЩИХСЯ ПТУ»

Изучение миграции пестицида в системе почва — растение проводили в натурном эксперименте на тест-культурах: моркови, редисе, петрушке, укропе, капусте. В опыте использовали дозы на уровне 0,1, 0,5 и 5 кг/га. Пробы растительности анализировали в периоды появления всходов съема товарной продукции. При анализе полученных данных установлено, что доза препарата 5 кг/га оказывает фитотоксическое действие по отношению к тест-растениям, влияет на сроки всходов культур. Остаточные количества гербицида при этой норме расхода обнаружены в корнях петрушки и капусте на уровне 0,16 и 0,18 мг/кг соответственно. При норме расхода 0,5 кг/га семерон не влиял на сроки и качество всходов культур и не накапливался в них. Концентрация семерона 0,2 мг/кг, соответствующая норме расхода 0,5 кг/га, предложена в качестве под-пороговой по транслокационному показателю вредности.

При изучении миграции семерона в системе почва — воздух была рассчитана максимально возможная концентрация препарата, которая может быть создана в атмосферном воздухе за счет его испарения. Рассчитанная концентрация 0,01 мг/м3 в 3 раза ниже ПДК семерона в атмосферном воздухе (0,03 мг/м3), что свидетельствует о малой летучести препарата и относительно малой опасности загрязнения им атмосферного воздуха. Для уточнения этого положения был проведен лабораторный эксперимент по изучению миграции семерона из почвы в воздух. Опыт ТГроводили при температуре 20, 40 и 60 °С и концентраций гербицида 0,25 и 5 мг на 1 кг почвы.

При анализе полученных данных выявлено, что с повышением температуры миграция семерона из почвы в воздух увеличивается. Однако даже при температуре 60 °С и концентрации 5 мг/кг содержание гербицида в воздухе было на уровне 0,004 мг/м3, что на порядок ииже его ПДК для атмосферного воздуха. Таким образом, в качестве под-пороговой по миграционно-воздушному показателю вредности предложена концентрация 5 мг на 1 кг почвы.

Исследования по изучению миграции семерона в грунтовые воды проводили на лабораторной фильтрующей установке. Колонки были заполнены почвой послойно в соответствии с ее разрезом и глубиной фильтрующего слоя 1 м [1]. С целью устранения пристеночной фильтрации внутренняя поверхность колонок была покрыта слоем эпоксидной смолы с песком. В эксперименте изучали дозы гер-

бицида 0,1, 0,17, 0,85 и 1,75 мг на 1 кг почвы. Исследова-

в® ■ > в

ния проводили до полного исчезновения препарата, что составляло 27 сут. Количество препарата, обнаруживаемого в фильтрате, повышается с увеличением его концентрации в пахотном горизонте. Так, при норме расхода 0,17 мг/кг максимальное количество семерона в фильтрате составило

0.06.мг/л, а при нормах 0,85 и 1,7 мг/кг-—в 3—12 раз выше. Выявлено, что при концентрациях 0,17, 0,85 и 1,7 мг/кг препарат мигрирует в воду в количестве, превышающем его ПДК для воды водоемов (0,01 мг/л) [5],

Концентрацией, гарантирующей безопасный уровень миграции семерона в грунтовые воды, является 0,1 мг . на 1 кг почвы, которая и предложена в качестве подпорого-вой по миграционно-водному показателю вредности.

В результате проведенных исследований установлено, что, согласно гигиенической классификации, семерон относится к умеренно стойким химическим веществам. Его Т99 колеблется от 57 до 87 сут в зависимости от дозы; при сопоставлении подпороговых концентраций препарата выявлено, что лимитирующими показателями являются влияние на почвенный микробиоценоз и миграция в грунтовые воды. В качестве предельно допустимой принята подпоро-говая концентрация по этим двум показателям — 0,1 мг на 1 кг почвы. Этот норматив утвержден Минздравом ^ СССР в качестве официального. Щ.

Литература

1. Гончарук Е. И., Сидоренко Г. И. Гигиеническое нор ми? ; рование химических веществ в почве. — М., 1986.

2. Методические рекомендации по гигиеническому обосно-, ванию ПДК химических веществ в почве. — М., 1982.

3. Методические указания по определению микроколичеств пестицидов в продуктах питания, кормах и внешней среде. — М., 1977. — Вып. 8. — С. 90—93.

4. Методические указания по санитарно-микробиологиче*. скому исследованию почвы. — М., 1981.

5. Список химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками и регуляторов роста растений, разрешенных для применения в сельском хозяйстве на 1982—1985 гг. Ч. 2. —1981.

6. Справочник по пестицидам. — Киев, 1986.

Поступила 04.06.87

УДК 371.711:331.362]:612.13/.17-053.6-055.2

Б. Шимкунене

НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ,

УЧАЩИХСЯ ПТУ

» . • к I " — ^ш» V . | _ # А ^г я!« * #

Вильнюсский университет

Общим звеном адаптационных реакций организма является взаимосвязь функций всех органов и систем, в первую очередь сердечно-сосудистой и нервной [1]. В настоящее время изучению данных систем организма подростков, осваивающих разные профессии, уделяется особое внимание [2, 5, 6, 9, 10].

Исследования некоторых показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы учащихся ПТУ проведены в 1979/80— 1981/82 учебных годах. Работа выполнялась в условиях естественного эксперимента на базе Вильнюсского среднего ПТУ № 33 в 4 группах девушек-подростков в возрасте 15—18 лет, осваивающих профессию швеи индивидуального пошива.

По общепринятым методикам исследовали частоту пульса (ЧСС), артериальное (АДМакс и АДМин) и пульсовое (ПД) давление в процессе учебно-производственной деятельности: в начале и по окончании теоретических и производственных занятий в течение недели в начале и конце года (сентябрь — октябрь, апрель — май).

При оценке ЧСС в течение 3-летнего периода обучения установлена закономерная тенденция к уменьшению данно-. го показателя. Если в начале 1-го года обучения пульс до занятий в среднем 'был 80,4=+: 1,2 в минуту, после заня-г тий — 81,8±1,6 в минуту (разница статистически недосто-> верна), то к концу года средний показатель по сравнению с предыдущим снизился и составил 78,5=1=0,6 и 76,8=1=0,9 в минуту соответственно (/?<0,05). В начале 2-го года обучения средние показатели ЧСС в течение учебного дня практически не менялись (81,8=1= 1,0 в минуту до занятий, 81,1 ±1,5 в минуту после занятий), но к концу года они значительно снизились как в годовой, так и в дневной динамике: 77,8±0,9 и 73,1=!= 1,0 в минуту соответственно (/?< 0,05). На 3-м году обучения в дневной динамике средних показателей пульса статистически достоверные различия отсутствовали, но в годовой динамике осталась тенденция к снижению. Это подтверждает годовая и не-дельная динамика ЧСС; статистически достоверное снижет ние пульса установлено к концу 1-го года обучения дц

и после занятий, к концу 2-го и 3-го годов на протяжении почти всей недели. Это свидетельствует о наличии положительных физиологических сдвигов в отношении ЧСС в течение периода обучения, особенно на 2-м и 3-м годах обучения. Однако следует отметить, что средняя ЧСС до занятий на протяжении почти всего (кроме начала 1-го учебного года) периода 3-летнего обучения превышала среднюю частоту пульса, установленную после занятий. Это свидетельствует об определенном напряжении функционального состояния аппарата кровообращения до начала работы и является результатом повышения реактивности организма на предшествующую учебно-производственную деятельность и недостаточной тренированности сердечнососудистой системы [7, 11].

При оценке средних показателей АДмакс и АДмин на протяжении 3-летнего периода обучения наблюдалось их некоторое повышение. Если в начале 1-го года обучения до занятий АДмакс составляло 103,2±1,1 мм рт. ст., АДмин — 63,9±1,0 мм рт. ст., после занятий соответственно 101,9± 1,3 и 60,0=Ь1,0 мм рт. ст., то в начале 3-го года до занятий 109,1 ±0,8 и 65,8±0,6 мм рт. ст., после занятий 109,6+0,9 и 66,3±0,7 мм рт. ст. (р<0,05). Эти показатели отражают возрастные изменения сердечно-сосудистой системы учащихся. Однако обращает на себя внимание тот факт, что показатели артериального давления в среднем в начале 1-го года обучения понижались, а в конце года повышались; значительное снижение артериального давления наблюдалось в конце 2-го года обучения. Если в начале года до занятий средняя величина АДмакс составляла 108,7±0,8 мм рт. ст., после занятий 108,1± ±1,0 мм рт. ст., АДмин — 64,9±0,6 и 65,4±0,7 мм рт. ст., то в конце года — соответственно АДмаКс 100,2±0,9 и 99,3±0,8 мм рт. ст., АДмин 59,9±0,7 и 59,4±0,7 мм рт. ст. (р С 0,05). Этот факт следует объяснить насыщенностью программы II курса теоретическими общеобразовательными дисциплинами, что совпадает с данными литературы [8]. Средние показатели артериального давления в течение 3-го года обучения менялись незначительно.

Проведенное исследование показало, что изменения АД макс и АДмин на протяжении 3-летнего курса обучения имели волнообразный характер с тенденцией к повышению в конце 1-го и снижению в конце 2-го (частично и 3-го) года обучения. Такие Изменения следует рассматривать как

проявление ухудшения функционального состояния сердечно-сосудистой системы, что, по-видимому, связано с недостаточной адаптацией организма учащихся к новым условиям на 1-м году обучения [3, 4].

Выводы. 1. Гемодинамические показатели у девушек-подростков в процессе освоения ими профессии швеи индивидуального пошива неодинаковы, что обусловлено возрастными изменениями и ухудшением функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

2. У обучающихся в ПТУ девушек-подростков констатированы гипотензивные сдвиги функционального состояния сердечно-сосудистой системы и недостаточная тренированность данной системы организма.

3. Для предупреждения возможных нарушений в состоянии здоровья учащихся необходима рационализация учебно-производственного режима с созданием оптимальных условий обучения.

Литература

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Антонова Л. Т., Сердюковская Г. Н. // Гиг. и сан. — 1983. — № 5. —С. 34—37.

Бизунов В. А., Ратушная А. И., Нагорная А. М. // Там же. — 1982. — № 10.— С. 80—81.

- 1980.—

7.

8.

9.

(% »т чв

10. п..

Воронцов М. П., Михеев В. В. // Там же. № 2. — С. 33—35.

Косилов С. А., Леонова Л. А. Физиологические основы режима труда подростков. — М., 1967. Саркисянц Э. Э., Алимов Г. В., Миннибаев Т. Ш. и др.//Гиг. и сан. — 1979. — № 2. — С. 29—33. Сердюковская Г. Н., Антонова Л. Т. Гигиенические проблемы профессионально-технического обучения подростков. — М., 1981. —С. 119—126. Соломин Ю. Г. // Гиг. труда. — 1969. — № 9. — С. 23. Сухарева Л. М., Самотолкина Н. Г. // Совещание на тему «Влияние условий обучения и воспитания на состояние здоровья и успеваемость учащихся средних профтехучилищ: Материалы — М.; Л., 1978. — С. 46—56. Сухарева Л. М., Самотолкина Н. Г. // Гиг. и сан. — 1982. — № 1. —С. 20—23. Харевич Т. //Там же.— 1984. — Храмцова А. Д. // Там же. — 1980. -

№ 1. № 3.

С. 76 С. 19

77. 21.

Поступила 11.12.84

УДК 613.96:[331.546:63

А. М. Нагорная \

%

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ПОДРОСТКОВ, ОСВАИВАЮЩИХ В СПТУ И ТЕХНИКУМАХ ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИИ СЕЛЬСКОГО

ХОЗЯЙСТВА

Киевский НИИ гигиены труда и профзаболеваний

ж ^ ^ А & | ь в _ - ■ ^ - ш Шк. Г^ * "СИ" ^ | ^^ ^г

При приеме на профессиональное обучение необходимо установление соответствия требований, которые предъявляет профессия, возможностям организма подростков.

Разработанная сотрудниками НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков с определенной долей надежности характеризует возможности каждого индивида. Существующий «Перечень медицинских противопоказаний к обучению и труду подростков в различных отраслях промышленности» дает возможность дифференцированного подхода к допуску подростков к каждой конкретной профессии с учетом характера и степени отклонений в состоянии здоровья. Не менее важной при определении профессиональной пригодности является надежная оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы, которая во многом определяет соответствие требований, предъявляемых профессией, возможностям организма подростков.

Э||.

Изучению основных критериев профессиональной пригодности подростков посвящены многочисленные исследования [2, 8, 10]. В качестве критериев при этом, как правило, рассматриваются физиологические возможности подростков при выполнении необходимых профессиональных обязанностей.

В свою очередь физиологическое обеспечение процесса овладения теоретическими знаниями и практическими навыками возможно при определенном уровне умственной и физической работоспособности. В настоящее время существуют теоретические предпосылки и методические подходы к комплексной оценке работоспособности. Особое место занимают подобного рода разработки в спортивной медицине, где нельзя оценить функциональное, состояние организма при нагрузке без учета тесных функциональных взаимоотношений в деятельности всех систем [1, 4, 12, 18].

Трудность оценки функционального состояния и работоспособности подростков заключается в том, что инди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.