все должно отталкиваться от индивидуальных особенностей, а также применения определённых методов работы по отношению к отдельному обучающемуся. Это позволит личности искреннее и конкретно выражать свои эмоции, ведь главной преградой познания своего потенциала выступает страх отклонения от принятых норм. И отсюда следует, что сфера образовательных услуг напрямую влияет на развитие творческого потенциала личности, так как именно в этой среде подрастающее поколение находится больше всего. Источники:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ. http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Аверина И. С., Шебланова Е. И. Современные лонгитюдные исследования одаренности // Вопросы психологии. 1994. № 6. С.134-139.
3. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 240 с.
4. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. - М. : НМЦ СПО, 1999. -538 с.
5. Воробьева, Д. И. Гармония развития. Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника / - М.: Детство-Пресс, 2014. - 144 с.
6. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей / Т.А. Барышева и др. - Москва: СИНТЕГ, 2015. - 416 с.
7. Кутнякова, Н. П. Воспитываем гениев. Творческие методики развития личности / Н.П. Кутнякова. - М.: Феникс, 2014. - 352 с
8. Рассел, Джесси Индекс развития человеческого потенциала / Джесси Рассел. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 84 с.
Sources:
1. The Federal Law "On Ed^ation in the Russian Federation" dated 29.12.2012 No. 273-FZ. http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Averina IS, Shelbanova EI Modern Longitudinal Studies of Giftedness // Questions of Psy^ology. 1994. № 6.
P.134-139.
3. Berezhnova, L.N. Ethnopedagogy: Textbook for students of institutions of higher professional ed^ation / L.N. Be-
rezhnova, I.L. Nabok, V.I. Staheglov. - Mos^w: IC Academy, 2013. - 240 с.
4. Vishnyakova, S. M. Vocational ed^ation: Vocabulary. Key ^rcepts, terms, current vocabulary / SM Vishnyakova. -
M.: NMC SPO, 1999. -538 p.
5. Vorobyeva, D.I. Harmony of development. Integrated program of intellectual, artistk and CTeative development of
the pres^ooler personality / - Mos^w: Detstvo-Press, 2014. - 144 с.
6. Creative сЫМ: Diagnosis and development of CTeative abilities / Т.А. Barysheva and others - Mos^w: SYNTEG,
2015. - 416 с.
7. Kutnyakova, N.P. We ed^ate geniuses. Creative methods of personality development / N.P. Kutnyakova. - Mos^w:
Phoenix, 2014. - 352 с
8. Russell, Jesse Human Development Index / Jesse Russell. - M .: The book on Demand, 2012. - 84 с.
А.Е. Арутюнова
доцент кафедры государственного и муниципального управления, к.э.н., доцент, Кубанский государственный технологический университет
A.E. Arutyunovа
associate professor Department of State and Municipal Management, Kuban State Technological University (aru-asya@yandex.ru 89184189409)
А.В. Маларева студентка группы 14-ЭБ-ГУ3, Кубанский государственный технологический университет
A. V. Malareva student group 14-EB-GU3 Kuban State Technological University (grigorenko-9696@bk.ru, 89528610028)
ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Аннотация. Государственная политика в сфере образования представляет собой совокупность различных мероприятий, действий, решений и т.д. государственных органов, объединенных общей целью - поступательным развитием российского образования. Актуальность дан-
ной статьи обусловлена тем, что включение в систему мониторинга такого показателя, как удовлетворённость участников образовательного процесса его различными сторонами достаточно ярко характеризует личностно ориентированную направленность деятельности образовательного учреждения.
В статье исследованы основные показатели качества образования. Качество образования представляет собой широкий комплекс условий обучения, которые взяты за основу в процессе анализа и мониторинга образовательных учреждений среднего общего образования Краснодарского края. Основным показателем качества образования, как учителя, так и родители первостепенно считают глубокие знания, умения и навыки учащихся, на втором месте социальная успешность выпускника школы в дальнейшей жизни и только на третьем месте гарантированное поступление в ВУЗ.
Исходя из исследований и сравнительного анализа полученных результатов с трёх сторон сделан вывод, что показатель удовлетворённости всех участников образовательного процесса качеством предоставляемых услуг составляет 84%, участниками учебного процесса высказаны предложения по улучшению условий обучения педагогами следующие:
- благоустроить территорию школ в современном дизайне;
- оснастить все классы интерактивной доской, компьютером с интернетом, принтером цветным, обновить мультимедийные проекторы;
- активнее участвовать в проектах на гранты для обеспечения необходимыми техническими средствами обучения.
Предложения по улучшению условий обучения, поступившие от родителей - это увеличение финансирования на образование и в старших классах раширить профилизацию, использование индивидуальных планов для учащихся 10-11 классов.
В заключении статьи сделаны выводы и рекомендовано для обеспечения педагогов и администрации качественной и своевременной информацией, которая необходима для принятия управленческих решений организовать на регулярной основе обратную связь; определить, насколько рациональны педагогические средства, применяемые в образовательном процессе, насколько дидактические средства (формы, методы обучения, режим учебной работы) адекватны и способствуют достижению образовательного результата.
Annotation. State policy in education represents set of various actions, actions, decisions, etc. of the public authorities united by a common goal - forward development of Russian education.
The relevance of this article is caused by the fact that inclusion in the system of monitoring of such indicator as satisfaction of participants of educational process by his various parties rather brightly characterizes personally focused orientation of activity of educational institution.
In article key indicators of quality of education are investigated. The quality of education represents a wide complex of conditions of training which are taken as a basis in the course of the analysis and monitoring of educational institutions of the secondary general education of Krasnodar Krai. A key indicator of quality of education, both teachers, and parents it is paramount consider profound knowledge, skills of pupils, on the second place social success of the graduate of school in further life and only on the third place the guaranteed entering a higher education institution.
Proceeding from researches and the comparative analysis of the received results from three parties the conclusion is drawn that the indicator of satisfaction of all participants of educational process with quality of the provided services is 84%, participants of educational process have stated suggestions for improvement of conditions of training by teachers the following:
- to arrange well the territory of schools in modern design;
- to equip all classes with an interactive board, the computer with the Internet, the printer color, to update multimedia projectors;
- to participate in projects on grants for ensuring training with necessary technical means more actively.
The suggestions for improvement of conditions of training which have arrived from parents are an increase in financing at education and in high school to rashirit a profiling, use of individual plans for pupils of 10-11 classes.
In the conclusion of article conclusions are drawn and it is recommended for providing teachers and administration with qualitative and timely information which is necessary for adoption of administrative decisions to organize feedback on a regular basis; to define, the pedagogical means applied in
educational process how didactic means (forms, training methods, the study mode) are adequate are how rational and promote achievement of educational result.
Ключевые слова: общеобразовательные учреждения, потенциал, креативность, личность, услуги, мониторинг, удовлетворенность, образовательный процесс.
Key words: general educational institutions, potential, creativity, personality, services, monitoring, satisfaction, educational process.
На сегодняшний день государство уделяет большое внимание качеству образования. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации, развитие общества, укрепление, совершенствование правового государства.
Государственная политика в сфере образования представляет собой совокупность различных мероприятий, действий, решений и т.д. государственных органов, объединенных общей целью - поступательным развитием российского образования.
В РФ установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы): основное общее образование, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование.
Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.
Существуют организации для реализации полномочий в разрезе уровня управления на федеральном уровне (Министерство образования и науки Российской Федерации, Рособрнадзор) на региональном уровне (министерства, департаменты образования), на муниципальном уровне (департаменты, управления, отделы образования муниципальных образований).
Рассмотрим обеспеченность образовательного процесса в Абинском районе, проведя анализ количества школ и их укомплектованность в таблице 1.
Качество образования зависит от условий обучения, обеспеченности учащихся местами соответствия количества школ, в частности укомплектованность классов в среднем составляет 25-30 человек, обеспеченность местами - 100%.
Таблица 1 - Обеспеченность образовательного процесса в Абинском районе, количество школ и их укомплектованность
Наименование общеобразовательного учре- Количество учащихся в ОУ на 2016- Режим работы ОУ (учебные
ждения 2017 г. смены)
МБОУ СОШ № 1 725 2
МБОУ СОШ № 3 911 2
МАОУ СОШ № 4 1321 2
МБОУ СОШ № 5 498 2
МБОУ СОШ № 6 540 1
МБОУ ООШ № 7 50 1
МБОУ СОШ № 9 133 1
МБОУ СОШ № 10 538 2
МБОУ СОШ № 12 327 1
МБОУ ООШ № 14 134 1
МБОУ СОШ № 15 606 2
МБОУ СОШ № 17 834 2
МБОУ СОШ № 18 76 1
МБОУ СОШ № 20 114 1
МБОУ ООШ № 21 54 1
МБОУ ООШ № 23 68 1
МБОУ СОШ № 30 425 2
МБОУ СОШ № 31 181 1
МБОУ СОШ № 32 150 1
МБОУ ООШ № 34 68 1
МБОУ СОШ № 38 1212 2
МБОУ ООШ № 39 60 1
МБОУ СОШ № 42 597 2
МБОУ СОШ № 43 598 2
Администрация района более 80% расходов бюджета направляет на социальную сферу, что приносит свои плоды. Одним из основных направлений развития инфраструктуры системы образования Абинского района является улучшение материально-технической базы муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих территорий. Осуществляются мероприятия по переводу школ на односменный режим работы, в 2017 году введено дополнительно 50 мест в средней школе №38, отремонтирован музей в школе № 32, спортивные залы в школах № 3, 4 города Абинска, выполнено благоустройство дворов школ и детских садов, отремонтированы мастерские школ № 1 и 20. В девятнадцати школах района оборудованы теплицы, в которых ученики совместно с педагогами проводят учебно-опытническую работу.
2017-й год подтвердил высокий профессионализм педагогов Абинского района. Единый государственный экзамен сдавали 340 выпускников, и все они успешно прошли итоговую аттестацию и получили аттестаты, а 82 выпускника получили высокие результаты по экзаменационным предметам - от 85 до 96 баллов. Но помимо учебы важна внеурочная занятость. Дополнительным образованием охвачено более 8 000 учеников. Во всех школах функционируют спортивные клубы, на базе которых работает 97 секций по 18 видам спорта [1].
Положительная динамика показателя удовлетворённости среди учащихся, родителей (законных представителей) по годам будет свидетельствовать о целенаправленной работе педагогического коллектива и администрации образовательного учреждения над развитием и совершенствованием учебно - воспитательного процесса, о своевременной корреляции педагогической деятельности на основе отслеживания её результатов. Об эффективности работы учебного заведения также будет свидетельствовать низкая степень различия между показателями удовлетворённости образовательным процессом учащихся и показателем удовлетворённости педагогов. В этом случае можно говорить об ориентации педагогов как организаторов учебно - воспитательного процесса на мнение обучающихся, о рефлексивной позиции педагогов и нацеленности педагогической деятельности коллектива учебного заведения на удовлетворение образовательных потребностей тех, ради кого она и осуществляется [2].
В соответствии с осознанным стремлением получить достоверные сведения о характере, качестве и результатах работы образовательного учреждения нами было проведено исследование - мониторинг удовлетворённости обучающихся, родителей и педагогов образовательным процессом, жизнедеятельностью учебного заведения. В анкетировании приняли участие 40 учителей Абинского района в возрасте от 25-70 лет.
Метод исследования: социологический метод анкетного опроса.
Были исследованы основные показатели качества образования. Качество образования представляет собой широкий комплекс условий обучения. Для измерения качества образования недостаточно статистических показателей, даже очень подробных и достоверных, необходимы субъективные оценки соответствия этих параметров потребностям людей. По своей природе качество образования - это объективно-субъективная характеристика условий обучения человека, которая зависит от развития потребностей самого человека и его субъективных представлений и оценок своего обучения. Некоторые объективные составляющие качества образования могут быть более актуализированы в сознании человека, другие менее, третьи совсем не актуальны в силу опыта, культурного капитала, ценностных предпочтений.
Субъективные оценки важны уже в силу того, что они могут быть дифференцированы по регионам, социальным и демографическим группам и позволяют составить объёмную картину образовательных потребностей общества. Поэтому качество образования - это комплексная характеристика условий образования населения, которая выражается в объективных показателях и субъективных оценках удовлетворения образовательных потребностей и связана с восприятием людьми своего образовательного статуса в зависимости от культурных особенностей, системы ценностей и социальных стандартов, существующих в обществе [3].
Качество образования оценивалось педагогами по следующим категориям: глубокие знания, умения и навыки учащихся, гарантированное поступление в вуз, социальная успешность выпускника школы в дальнейшей жизни, формирование позитивных личностных качеств учащихся, законопослушного стиля поведения (рисунок 1).
Ответы распределились следующим образом: основным показателем качества является такой показатель как: глубокие знания - 45%, поступление в ВУЗ считают - 12,5%, 30% считают, что это социальная успешность в жизни, формирование позитивных личностных качеств уча-
щихся считают лишь - 12,5% респондентов.
12,50%
и глубокие знания умения - 45 %
м поступление в ВУЗ -12,5 %
мсоциальная успешность в жизни-30 % ы формирование позитивныхличност 12 50% ных качеств-12,5 %
Рисунок 1. Основные показатели качества образования
На основании результатов представления педагогов о своей работе, где было предложено выбрать не более двух ответов, большинство педагогов считают, что это возможность реализовать себя и атмосфера творчества. Экономическая защищенность и добрые отношения с коллегами у педагогов не на первом месте.Одним из следующих вопросов являлось качество условий обучения.
Педагоги и родители должны были проанализировать утверждения, указать позицию как они оценивают качество условий обучения, как полностью удовлетворяющее, в основном удовлетворяющее и не удовлетворяющее, данные приведены в таблице 2.
Таблица 2. - Сводные данные по результатам качества условий обучения
Утверждения Удовлетворен полностью В основном удовлетворяет Не удовлетворяет
Учителя Родители Учителя Родители Учителя Родители
1 2 3 4 5 6 7
Администрация каче- 20% 18% 80% 76% 0% 6%
ственно осуществляет
функции по управлению
Устав, правила внутрен- 30% 32% 50% 56% 20% 12%
него распорядка школы,
принимаются и изменя-
ются с учетом мнения
родителеи и учащихся
Для решения задач обуче- 25% 12% 75% 85% 0% 3%
ния и воспитания школа
удачно сотрудничает с
другими организациями,
другими ОО
Учебная нагрузка равно- 12% 15% 80% 70% 8% 15%
мерно распределена в
течение недели
Родители и учащиеся - 45% 18% 38% 70% 17% 12%
полноправные участники образовательного процес-
са, в т.ч. и процесса
управления школой
Школа имеет имидж пре- 5% 15% 85% 70% 10% 15%
стижной образовательной
организации
По результатам анкетирования нами определено следующее:
- условиями хорошей материально-технической базы в школе удовлетворены полностью лишь 22,9%, в основном удовлетворены 52,7%, не были удовлетворены 14,8%;
- качеством школьной библиотекой удовлетворены полностью 22,9%, в основном удовлетворены 56,7%, не удовлетворяет 14,8%;
- обеспеченностью современными техническими средствами используемыми учителями
на уроках были удовлетворены полностью 29,7%, в основном удовлетворены 62,2%, не удовлетворены 4,5%;
- эстетическим оформлением здания школы удовлетворены полностью 25,6%, в основном удовлетворены 67,5%, не удовлетворены 12,1%;
- пришкольной территорией благоустройства и оснащением всем необходимым удовлетворены полностью были 13,5% опрашиваемых, в основном удовлетворены 67,5% и не удовлетворены 12.1%;
- качеством школьного питания удовлетворены были 8,1% опрашиваемых, в основном удовлетворены большинство 56,7% и не удовлетворены лишь 27,1% опрашиваемых.
Наибольшее количество участников опроса оценили качество образования в общеобразовательных учреждениях (СОШ) хорошим. Оснащенностью современными техническими средствами используемыми учителями на уроках были удовлетворены в основном 62,2% и эстетическим оформлением здания школы в основном удовлетворены 67,5%.
Предложения по улучшению условий обучения, предложенные педагогами следующие:
- благоустроить территорию;
- оснастить классы интерактивной доской, компьютером с интернетом, принтером цветным, обновить мультимедийные проекторы;
- участвовать в проектах на гранты для обеспечения необходимыми техническими средствами обучения.
Предложения по улучшению условий обучения, поступившие от родителей - это увеличить финансирование на образование.
Преподавая в школе, педагоги чувствуют поддержку больше всего среди коллег, так считают 3 8 человек, от администрации чувствуют поддержку только 22 человека и лишь 20 человек чувствуют поддержку от своих учащихся, но были и предложены свои варианты у педагогов -это от родителей, общественности и администрации муниципального образования. Педагогам предлагалось выбирать не более 2-х ответов.
На вопрос, каким Вы видите будущее школы, мнение педагогов распределилось следующим образом по иерархии:
- престижное образовательное учреждение;
- индивидуальные планы для учащихся старших классов;
- полная оснащенность современным техническим оборудованием;
- будущее школы зависит от мотивации учащихся и творческого потенциала учителей, профессионализма и мастерства;
- с высокими достойными зарплатами учителей;
- с правовой защищенностью учителей;
- с прилежными учениками, которые всегда выполняют домашнее задание.
Изучая анкеты учителей и родителей, мы видим, что большая часть учителей и родителей удовлетворены качеством образования и предоставляемыми образовательными услугами в школе. Основным показателем качества образования, как учителя, так и родители первостепенно считают глубокие знания, умения и навыки учащихся, на втором месте социальная успешность выпускника школы в дальнейшей жизни и только на третьем месте гарантированное поступление в ВУЗ (рисунок 2).
социальная успешность выпускника школы в ...
формирование позитивных личностных качеств.
гарантированное поступление в вуз
глубокие знания, умения и навыки учащихся
педагоги I родители
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%
Рисунок 2. Диаграмма основные показатели качества образования педагогов и родителей
В основном учителя и родители единодушно отмечают благоприятную эмоциональную атмосферу в школе, учителя справедливо с учетом возрастных и психологических особенностей детей строят отношения в учебно-воспитательном процессе, ученики не имеют затруднений в общении между друг с другом и учителями, только небольшая часть родителей отметили высокую учебную нагрузку учащихся.
И родители и учителя отмечают, что уровень материально-технической базы школ на достаточно современном уровне, но и считают, что требуется увеличение финансирования на образование, чтобы учебный процесс не отставал в применении современных информационных технологий (рисунок 3).
Исходя из исследований и сравнительного анализа полученных результатов с трёх сторон можно сделать вывод, что показатель удовлетворённости всех участников образовательного процесса качеством предоставляемых услуг составляет 84%.
С целью получение более полных данных по удовлетворенности и определения эффективности деятельности школы необходимо ежегодно расширять круг респондентов, которые принимают участие в мониторинге.
Об эффективности работы школ также будет свидетельствовать низкая степень различий между показателями удовлетворённости образовательным процессом учащихся и показателем удовлетворённости учителей (5 - 10 %). В этом случае можно говорить об ориентации педагогов как организаторов учебно - воспитательного процесса на мнение школьников, о рефлексивной позиции учителей и нацеленности педагогической деятельности коллектива школы на удовлетворение образовательных потребностей тех, ради кого она и осуществляется [4].
80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%
Удовлетворен В основном Не
полностью удовлетворяет удовлетворяет
о Школа имеет хорошую материально-техническую базу (кабинеты, спортивный зал, дополнительные помещения и сооружения, необходимые для образовательного
Рисунок 3. Диаграмма основные показатели удовлетворенности материально-технической базой
школы педагогами и родителями
18,90%
5%
2,70%
Включение в систему мониторинга такого показателя, как удовлетворённость участников образовательного процесса его различными сторонами достаточно ярко характеризует личност-но-ориентированную направленность деятельности образовательной организации.
В соответствии с осознанным стремлением получить достоверные сведения о характере, качестве и результатах работы школы было проведено исследование удовлетворённости учащихся, родителей (законных представителей) и педагогов образовательным процессом, жизнедеятельностью школы.
Исходя из мониторинговых исследований и сравнительного анализа полученных результатов с трёх сторон, мы получили следующие результаты: средний показатель удовлетворённости всех участников равен 3,2 (80%), что свидетельствует о среднем уровне удовлетворённости.
Таким образом, можно заключить, что осознанное управление в учебном заведении возможно только лишь при наличии полной, оперативной и достоверной информации о результатах деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса, степени и характере воздействий объективных факторов среды. Непосредственно внедрение системы педагогического мониторинга во все сферы образовательного пространства дает возможность получить такую информацию о текущем состоянии учебного процесса. В рамках мониторинга проводится выявле-
ние и оценивание проведенных педагогических действий, при этом обеспечивается обратная связь, раскрывающая соответствие фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям. Однако конечные цели не всегда соответствуют планируемым, поэтому задача состоит именно в том, чтобы правильно оценить причины отклонения.
Нами рекомендовано для обеспечения педагогов и администрации качественной и своевременной информацией, которая необходима для принятия управленческих решений организовать на регулярной основе обратную связь; определить, насколько рациональны педагогические средства, применяемые в образовательном процессе, насколько дидактические средства (формы, методы обучения, режим учебной работы) адекватны и способствуют достижению образовательного результата. Источники:
1. Муниципальный вестник. Доклад главы Абинского района П.П. Мироненко на Открытой сессии Совета 22
февраля 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.amv-press.ru>stati/2017...god-udalos-mnogoe-sdelat (Дата обращения 04.03.2018).
2. Зеленцова Е.В. Влияние функций контроля на эффективность управления образовательного учреждения.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bmstu.ru/content/bmstu2msk2011/515159 (Дата обращения 04.03.2018).
3. Шаймарданова Р. Г. Мониторинг как основной механизм оценки качества образования. [Электронный ре-
сурс]. Режим доступа: https://edu.tatar.ru/upload/images/files (Дата обращения 04.03.2018).
4. Образовательный портал инновации в образовании. http: //sinncom.ru/ [Электронный ресурс]. Режим доступа:
(Дата обращения 04.03.2018). Sources:
1. The municipal bulletin. Report of the head of the Abinsk district P.P. Mironenko at the open session of the Council
on February 22, 2017. [Electronic resource]. Access mode: http://www.amv-press.ru> stati / 2017 ... god-udalos-mnogoe-sdelat (Date of circulation on 04/03/2018).
2. Zelentsova E.V. The influence of control functions on the effectiveness of the management of an educational institu-
tion. [Electronic resource]. Access mode: http://www.bmstu.ru/content/bmstu2msk2011/515159 (Date of circulation 04/03/2018).
3. Shaimardanova RG Monitoring as the main mechanism for assessing the quality of education. [Electronic resource].
Access mode: https://edu.tatar.ru/upload/images/files (Date of circulation 04/03/2018).
4. Educational portal of innovation in education. http: //sinncom.ru/ [Electronic resource]. Access mode: (Date of
circulation 04/03/2018).