Научная статья на тему 'Удовлетворенность жизнью и образовательным процессом как предикторы социально-психологической адаптации учителей'

Удовлетворенность жизнью и образовательным процессом как предикторы социально-психологической адаптации учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
791
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / ADAPTATION OF TEACHERS / SATISFACTION WITH LIFE / SATISFACTION WITH EDUCATIONAL PROCESS / SATISFACTION WITH ACTIVITY / PROFESSIONAL ADAPTATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиврикова Надежда Валерьевна, Черникова Елена Геннадьевна, Соколова Надежда Анатольевна

Проблема и цель. Проблема изучения факторов социально-психологической адаптации учителей продиктована ростом требований, предъявляемых к педагогам в условиях обновления системы образования. Одним из мало изученных аспектов данной проблемы выступает влияние удовлетворенности жизнью и профессией на процесс адаптации, поэтому цель представленного исследования выявление зависимости социально-психологической адаптации педагогов от удовлетворенности жизнью и образовательным процессом. Методология. Сбор данных осуществлялся с помощью методик: «Удовлетворенность жизнью» (Н. Н. Мельниковой); «Удовлетворенность участников образовательного процесса его различными сторонами» (М. И. Лукьяновой, Н. В. Калининой); анкета для изучения уровня социально-психологической дезадаптации учителя. Для математической обработки данных использовался множественный регрессионный анализ. Выборку составили 262 учителя общеобразовательных школ г. Челябинска. Результаты. В ходе исследования было установлено, что учителя адаптированы к профессиональной деятельности, удовлетворены жизнью и образовательным процессом. Только 30 % начинающих, а также 20 % опытных учителей демонстрируют выраженные признаки дезадаптации. Различия в социально-психологической адаптации учителей с разным стажем работы были обнаружены по фактору «дистанцирование от профессии». Было определено, что опытные учителя в большей степени, чем начинающие учителя, удовлетворены как отдельными сторонами, так и в целом образовательным процессом в школе. В оценках начинающих учителей наблюдается четкая иерархия в удовлетворенности отдельными сторонами образовательного процесса. Установлена зависимость уровня социально-психологической адаптации учителей от уровня удовлетворенности жизнью. Обнаружена зависимость уровня удовлетворенности жизнью от уровня удовлетворенности отдельными сторонами образовательного процесса. Заключение. По результатам исследования были сделаны выводы о том, что 1) уровень социально-психологической адаптации к профессии учителя зависит от таких факторов удовлетворенности жизнью, как включенность в жизнь, разочарование в жизни и усталость от жизни; 2) уровень удовлетворенности жизнью зависит от таких факторов удовлетворенности образовательным процессом, как удовлетворенность деятельностью и взаимодействием с участниками образовательного процесса.Introduction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сиврикова Надежда Валерьевна, Черникова Елена Геннадьевна, Соколова Надежда Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of studying the factors of teachers’ social and psychological adaptation has grown in importance in the light of recent increased requirements imposed to teachers in the conditions of updating the education system. Despite this, very few studies have investigated the impact of satisfaction with life and profession on teachers’ adaptation. Therefore, the purpose of this study is to identify the relationship between teachers’ social and psychological adaptation and their satisfaction with life and educational process. Materials and Methods. Data collection was carried out by means of the following techniques: Satisfaction with life by N. N. Melnikova; Satisfaction with various aspects of educational process by its participants by M. I. Lukyanova and N. V. Kalinina, and the questionnaire for studying the level of teachers’ social and psychological disadaptation. Mathematical data processing was performed using the multiple regression analysis. The sample consisted of 262 comprehensive school teachers from Chelyabinsk. Results. The research revealed rather high level of satisfaction with life and educational process among the surveyed teachers. Only 30 % of newly-qualified and 20 % of experienced teachers showed the evident signs of disadaptation. Differences in social and psychological adaptation of teachers depending on their work experience have been indicated in the criterion of distancing from the profession. It has been identified that experienced teachers are more satisfied both with the separate aspects and educational process as a whole. The newly-qualified teachers demonstrated more accurate hierarchy in satisfaction with the separate aspects of educational process. They are more satisfied with the organizational component and interaction with other participants of the process. There was a significant correlation between teachers’ level of social and psychological adaptation and the level of their life satisfaction. Moreover, the correlation between the level of life satisfaction and the level of satisfaction with the separate aspects of educational process was observed. Conclusions. The findings of this study suggest the following: 1) the level of teachers’ social and psychological adaptation to the profession depends on such factors of life satisfaction as inclusiveness in life, disappointment in life and fatigue from life; 2) the level of life satisfaction depends on such factors of satisfaction with educational process as satisfaction with activity and interaction with participants of educational process.

Текст научной работы на тему «Удовлетворенность жизнью и образовательным процессом как предикторы социально-психологической адаптации учителей»

2017, том 7, № 6

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

© Н. В. Сиврикова, Е. Г. Черникова, Н. А. Соколова

DOI: 10.15293/2226-3365.1706.06

УДК 373

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

и V/

КАК ПРЕДИКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОИ АДАПТАЦИИ УЧИТЕЛЕМ*

Проблема и цель. Проблема изучения факторов социально-психологической адаптации учителей продиктована ростом требований, предъявляемых к педагогам в условиях обновления системы образования. Одним из мало изученных аспектов данной проблемы выступает влияние удовлетворенности жизнью и профессией на процесс адаптации, поэтому цель представленного исследования - выявление зависимости социально-психологической адаптации педагогов от удовлетворенности жизнью и образовательным процессом.

Методология. Сбор данных осуществлялся с помощью методик: «Удовлетворенность жизнью» (Н. Н. Мельниковой); «Удовлетворенностьучастников образовательного процесса его различными сторонами» (М. И. Лукьяновой, Н. В. Калининой); анкета для изучения уровня социально-психологической дезадаптации учителя. Для математической обработки данных использовался множественный регрессионный анализ. Выборку составили 262 учителя общеобразовательных школ г. Челябинска.

Результаты. В ходе исследования было установлено, что учителя адаптированы к профессиональной деятельности, удовлетворены жизнью и образовательным процессом. Только 30 % начинающих, а также 20 % опытных учителей демонстрируют выраженные признаки дезадаптации. Различия в социально-психологической адаптации учителей с разным стажем работы были обнаружены по фактору «дистанцирование от профессии». Было определено, что

*Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет» по договору на выполнение НИР от 21.06.2017 г. № 16-748 по теме «Социально-психологическая адаптация молодых учителей общеобразовательных школ».

Сиврикова Надежда Валерьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: [email protected]

Черникова Елена Геннадьевна - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: [email protected]

Соколова Надежда Анатольевна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: [email protected]

© 2011-2017 Вестник НГПУ Все права защищены

Н. В. Сиврикова, Е. Г. Черникова, Н. А. Соколова (Челябинск, Россия)

87

Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2017, том 7, № 6 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

опытные учителя в большей степени, чем начинающие учителя, удовлетворены как отдельными сторонами, так и в целом образовательным процессом в школе. В оценках начинающих учителей наблюдается четкая иерархия в удовлетворенности отдельными сторонами образовательного процесса. Установлена зависимость уровня социально-психологической адаптации учителей от уровня удовлетворенности жизнью. Обнаружена зависимость уровня удовлетворенности жизнью от уровня удовлетворенности отдельными сторонами образовательного процесса.

Заключение. По результатам исследования были сделаны выводы о том, что 1) уровень социально-психологической адаптации к профессии учителя зависит от таких факторов удовлетворенности жизнью, как включенность в жизнь, разочарование в жизни и усталость от жизни; 2) уровень удовлетворенности жизнью зависит от таких факторов удовлетворенности образовательным процессом, как удовлетворенность деятельностью и взаимодействием с участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация; адаптация учителей; удовлетворенность жизнью; удовлетворенность образовательным процессом; удовлетворенность деятельностью; профессиональная адаптация; профессиональное развитие.

Введение

Отмечается тенденция к росту общественных ожиданий от системы образования, который приводит к увеличению профессиональной нагрузки на учителей [7; 8]. Это усиливает давление на педагогов, что усложняет процесс их адаптации. Еще большую остроту описанные явления приобретают при анализе адаптации молодых учителей общеобразовательных школ [18; 27; 31].

В современной школе возникает парадокс: с одной стороны, начинающий учитель обязан выполнять тот же объем работ, что и остальные члены педагогического коллектива, а с другой стороны, отсутствие опыта не позволяет выпускникам вузов работать наравне с коллегами [9]. Кроме того, именно на молодых учителей возлагается миссия обновления системы образования. 1 В таких условиях естественный процесс социально-психологической адаптации многократно осложняется.

Вместе с тем от первых шагов в профессии зависит успех дальнейшего карьерного

пути учителя и его профессиональный рост. Опасность процесса адаптации именно в педагогической деятельности заключается в том, что согласно многочисленным исследованиям представители этой профессии склонны использовать стратегии ухода [6], т. е. покидают школу или кардинально меняют вид деятельности в результате нарушения процесса адаптации [11; 26].

При этом Н. М. Хошимова и С. М. Таго-ева отмечают, что в процессе адаптации у молодого педагога возникает удовлетворенность своей работой, что является важным условием дальнейшего профессионального роста [16]. Известно, что 44 % не удовлетворенных первыми шагами в профессии учителей, спустя один-два года хотели бы оставить педагогическую работу, в то время как среди удовлетворенных началом пути таковых всего 14 % [26]. С. В. Дубровина и И. В. Дрейзин отмечают, что субъективная оценка и удовлетворенность жизнью педагогов определяют поведение учи-

1 Tang Y., Yang Z., Si Y. Dilemma analysis and counter-measure study for the role adaptation of college teachers in the initial stage of entry / Ed. by Kim YH. // Peer-reviewed materials digest published following the results

of the International Conference on Social Science, Humanities and Modern Education (SSHME). Book Series: Advances in social science education and humanities research. - 2016. - Vol. 67. - P. 255-258.

© 2011-2017 Вестник НГПУ

Все права защищены

88

Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2017, том 7, № 6 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

теля [4]. Таким образом, именно удовлетворенность жизнью и образовательным процессом могут рассматриваться в качестве предикторов социально-психологической адаптации учителя.

Мы отмечаем недостаточное внимание к вопросам изучения влияния удовлетворенности образовательным процессом на адаптацию учителя. В зарубежных исследованиях не используется термин «удовлетворенность образовательным процессом». Однако отдельные элементы этого явления рассматриваются в исследованиях удовлетворенности трудом в контексте мотивации и эффективности работы учителя [28; 30; 35]. Отечественные исследователи склонны изучать удовлетворенность образовательным процессом в рамках изучения адаптации учащихся (С. В. Щуков-ский [20], А. А. Русанова [13]) или оценки результативности работы школы (М. В. Бадаш-кеев [1], Э. А. Супатаева [15]). Поэтому в своем исследовании мы обратились к анализу удовлетворенности жизнью и образовательным процессом как предикторам социально-психологической адаптации учителей.

Постановка проблемы

Социально-психологическая адаптация молодых учителей в школе - тема, широко обсуждаемая как в отечественной, так и в зарубежной науке. В исследованиях большое внимание уделяется описанию социально-психологического портрета учительства. Как указывают отечественные авторы, с 1993 г. по многим параметрам он остается неизменным [5].

Это по-прежнему женская социально-профессиональная группа (92 %). Преобладающее число женщин в педагогической среде отражает специфику феминизации профессии «педагог», которую отмечают не только отечественные 2, но и зарубежные исследователи [33].

По официальным данным в российских школах работают 136 тысяч молодых педагогов, и их число ежегодно растет3. Каждый четвертый - пятый педагог в России моложе 30 лет, такую же долю составляют учителя пенсионного и предпенсионного возраста [5]. По данным 2015 г. опыт работы учителей в возрасте до 35 лет составил от 0 до 3 лет [34]. Учитывая, что период адаптации составляет от 3 до 5 лет [9; 17; 23], можно сделать вывод, что каждый пятый учитель в школах страны находится на этапе социально-психологической адаптации к профессиональной деятельности.

Согласно эмпирическим данным от 78 до 93 % молодых учителей общеобразовательных школ испытывают затруднения в профессиональной деятельности на этапе социально-профессиональной адаптации [9; 17]. Большинство молодых педагогов (65 %) не удовлетворены своей психологической подготовкой и в первую очередь ее практической составляющей [17]. В первые 3-5 лет работы в школе интерес к профессии резко сокращается почти у половины учителей, а около 10 % - полностью разочаровываются в профессии [34].

О наличии выраженных признаков эмоционального дискомфорта у молодых учителей говорят исследования, проведенные как на

2 Леонова О. В. Особенности социально-профессиональной адаптации молодых педагогов // Актуальные вопросы общественных наук: социология, поли-

тология, философия, история: сборник статей по материалам LVI международной научно-практической конференции. - 2015. - № 12 (52). - С. 17-23.

3 Ивойлова И. Количество молодых учителей в России выросло до 136 тысяч // Русская газета. - URL: http://www.rg.ru/2015/07/14/uchitel-site-anons.html

© 2011-2017 Вестник НГПУ

Все права защищены

89

Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2017, том 7, № 6 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

выборке учителей сельских школ [19], так и среди учителей городских школ [10].

Таким образом, результаты эмпирических исследований показывают, что на этапе вхождения в профессию учителя испытывают трудности, которые проявляются в низком уровне их социально-психологической адаптации и возникновении негативных эмоциональных состояний, поэтому исследователи говорят о необходимости разработки системы профессиональной адаптации молодых учителей в школе [9; 12; 29].

Существенную роль в процессе профессиональной адаптации играет внутренняя субъективная оценка деятельности и жизни в целом. Удовлетворенность жизнью и отдельными ее сторонами рассматривается в теории социально-психологической адаптации как субъективный критерий адаптированности личности4. В исследовании Н. Н. Мельниковой5 было обнаружено, что в результате факторного анализа в общей структуре удовлетворенности жизнью можно выделить четыре фактора: жизненная включенность, разочарование в жизни, усталость от жизни, беспокойство о будущем.

Большая часть жизни взрослого человека связана с его работой, поэтому удовлетворенность жизнью во многом зависит от удовлетворенности трудом. Judge и Kammeyer-Mueller установили, что удовлетворение работой является фундаментальной конструкцией для организаций [25]. Ряд исследователей считают, что она представляет собой самый важный индикатор положения человека в профессиональной деятельности, который тесно связан с мотивацией работы [22; 25; 35].

Среди факторов, которые определяют понятие удовлетворенности трудом учителей, исследователи называют: характер взаимоотношений с администрацией и коллегами, удовлетворенность заработной платой, возможности профессионального развития, условия работы, поведение учеников, школьную политику, признание в обществе, уровень ответственности и связанные с работой стрессоры [33].

В отечественной психологии наряду с термином «удовлетворенность деятельностью» в работе учителя используется понятие «удовлетворенность образовательным процессом». Составляющими элементами этого сложного феномена являются: удовлетворенность деятельностной, организационной, социально-психологической и административной сторонами образовательного процесса6.

По данным большинства исследователей, учителя в российских школах в целом удовлетворены своей профессиональной деятельностью [3; 6] и отмечают средний уровень удовлетворенности качеством жизни [2; 4]. В то же время есть результаты, указывающие на неполную удовлетворенность учителей условиями их работы [2]. При этом неудовлетворенность в среде учителей отмечается только в отношении уровня заработной платы [6].

Сравнительный анализ уровня удовлетворенности работой начинающих и опытных учителей показал, что молодые учителя ниже оценивают удовлетворенность своими достижениями, но выше оценивают условия труда [14]. Установлена зависимость восприятия и оценки учебного процесса от стажа работы учителя [24]. Также было установлено, что с

4 Мельникова Н. Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: учебное пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 57 с.

5 Там же.

6 Лукьянова М. И., Калинина Н. В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: критерии и диагностика. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 208 с.

© 2011-2017 Вестник НГПУ

Все права защищены

90

2017, том 7, № 6 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

опытом учителей связана оценка взаимоотношений в педагогическом коллективе [6].

Нам не удалось встретить исследований, посвященных анализу влияния удовлетворенности жизнью и образовательным процессом на уровень социально-психологической адаптации учителей общеобразовательных школ, поэтому целью нашего исследования стало изучение этого влияния.

Материалы и методы

Нами была выдвинута гипотеза о том, что предикторами социально-психологической адаптации учителей является уровень удовлетворенности жизнью и образовательным процессом. Эмпирические результаты исследования основаны на данных, собранных в 2016 г. в муниципальных общеобразовательных школах г. Челябинска. В общей сложности в исследовании приняли участие 262 учителя из 9 школ. В выборку этого исследования вошли учителя средних и старших классов. Женщины составили 98 % участников исследования; средний возраст опрошенных - 47 лет, средний профессиональный стаж - 20 лет. Всего в исследовании приняли участие 80 начинающих учителей и 182 учителя с опытом работы более пяти лет.

Для сбора эмпирических данных об уровне удовлетворенности жизнью и образовательным процессом использовались: опросник «Удовлетворенность жизнью», разработанный Н. Н. Мельниковой; методика «Удовлетворенность участников образовательного процесса его различными сторонами», разработанная М. И. Лукьяновой, Н. В. Калининой. Уровень социально-психологической дезадаптации учителей в профессиональной деятельности выявлялся с помощью специально разработанной анкеты. Вопросы анкеты были объединены в четыре блока (соответственно

признакам адаптации/дезадаптации): 1) пассивность, усталость; 2) увлеченность профессиональной деятельностью; 3) дистанцирование от работы; 4) негативная оценка влияния работы на другие аспекты жизни. Всего анкета содержала 33 вопроса. Чем ниже итоговое значение по анкете, тем выше степень социально-психологической адаптации к профессии и тем ниже степень социально-психологической дезадаптации.

Для математической обработки резуль-

2

татов исследования использовались: х -критерий Пирсона, ^-критерий Манна-Уитни и множественный регрессионный анализ. Расчеты проводились с помощью пакета статистических программ IBM SPSS Statistics 22.

Результаты исследования

В ходе исследования было установлено, что большинство учителей в школе достаточно адаптированы к своей профессии. Вместе с тем у 30 % начинающих учителей и 20 % опытных учителей отмечаются выраженные признаки социально-психологической дезадаптации в профессиональной сфере.

Различия в социально-психологической адаптации учителей с разным стажем работы были обнаружены по фактору «дистанцирование от профессии» (р < 0,05). Высокие значения по нему отмечаются у 31 % начинающих и 21 % опытных учителей, а низкие - у 26 % опытных и 11 % начинающих учителей. Установленный нами факт, что дистанцирование от профессии (уход) как признак дезадаптации чаще наблюдается у начинающих учителей, представляет интерес в рамках обсуждения факторов текучести педагогических кадров.

Исследователями было установлено, что первые годы профессионального опыта - важнейшие для принятия решения о смене профессии учителя, при этом верхней границей является пятилетний рубеж [22; 26; 32]. По

© 2011-2017 Вестник НГПУ

Все права защищены

91

2017, том 7, № 6 www.vestnik.nspu.ru !ББЫ 2226-3365

мнению психологов, в первые годы своей работы в школе учителя задумываются об альтернативных вариантах карьеры, в этот период им легче принять решение об уходе из нее. Однако К. А. Маслинский и В. А. Иваню-шин, анализируя результаты собственного исследования, приходят к выводу, что отношение к уходу из профессии не зависит от стажа работы [11, с. 22].

Характеристика удовлетворенности жизнью у учителей, полученная в нашем исследовании, совпадает с результатами других авторов [4; 6] и подтверждает тот факт, что абсолютное большинство педагогов удовлетворены своей жизнью. В нашем исследовании значимых различий в уровне удовлетворенности жизнью и в отдельных ее параметрах у учителей с разным стажем работы в школе обнаружить не удалось.

Учителя, принимавшие участие в исследовании, оказались удовлетворены различными сторонами образовательного процесса. Однако сравнение оценок начинающих и опытных учителей позволило установить, что учителя со стажем более пяти лет почти не дифференцируют собственное отношение к отдельным сторонам образовательного процесса, в то время как у начинающих педагогов наблюдается четкая иерархия в удовлетворенности теми или иными его элементами. В большей степени их удовлетворяет организационная составляющая и взаимодействие с другими участниками образовательного процесса. Несколько меньше они довольны своей деятельностью и администрацией школы. В ходе исследования было установлено, что опытные учителя в большей степени, чем начинающие учителя, удовлетворены как отдельными сторонами, так и в целом образовательным процессом в школе (р < 0,0001).

Тот факт, что молодежь склонна к высказыванию более полярных точек зрения, чем

опытные педагоги был зафиксирован и в исследовании Г. З. Ефимовой [6]. Мы объясняем это тем, что у них еще не сформировалась лояльность к образовательному учреждению.

Для выявления зависимости уровня дезадаптации от уровня удовлетворенности жизнью у учителей был применен множественный пошаговый регрессионный анализ. Результаты математических расчетов представлены в таблице 1. Мы получили три надежные регрессионные модели зависимости уровня дезадаптации учителей от степени их удовлетворенности жизнью. Эти модели описывают не менее 65 % изменчивости зависимой переменной, что говорит об их удовлетворительном качестве. Результаты исследования свидетельствуют о том, что уровень социально-психологической дезаптации учителя в профессиональной сфере зависит от степени его усталости от жизни, разочарования в ней и жизненной включенности. При этом уровень адаптации тем выше, чем больше учитель включен в текущие дела, умеет жить настоящим моментом и чем меньше он чувствует разочарование своим положением и ситуацией, чем меньше напряжения он испытывает. Тот факт, что показатели удовлетворенности образовательным процессом не вошли в регрессионную модель социально-психологической адаптации, на наш взгляд, может свидетельствовать о том, что данные переменные играют не прямую, а опосредованную роль в процессе адаптации учителя. В частности, мы предположили, что удовлетворенность образовательным процессом влияет на удовлетворенность жизнью педагогов.

© 2011-2017 Вестник НГПУ

Все права защищены

92

Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2017, том 7, № 6 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Таблица 1

Регрессионные модели, описывающие зависимость уровня социально-психологической дезадаптации от удовлетворенности жизнью и образовательным процессом

Table 1

Regression models describing the dependence of the level of socio-psychological maladjustment on satisfaction with life and the educational process

Независимые переменные и константа Модель 1 Модель 2 Модель 3

Константа 38 4*** 694*** 64,5***

Включенность в жизнь -0,25 _0 4*** -0 4***

Разочарование в жизни 0,181 0,17 0,5***

Усталость от жизни 1 97*** 1 54*** 1,28***

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Беспокойство о будущем 0,185 0,14 0,063

Деятельностная сторона образовательного процесса -0,1 -0,06 -0,04

Организационная сторона образовательного процесса -0,1 -0,072 -0,05

Взаимодействие участников образовательного процесса -0,1 -0,064 -0,03

Административная сторона образовательного процесса -0,1 -0,06 -0,03

Я2 (объяснительный потенциал модели) 0,65 0,68 0,69

Б (контрольная величина модели регрессии) 476,1 274,6 194,8

Р (надежность линейной регрессионной модели зависимости) 0,000001 0,000001 0,000001

Условные обозначения: *** -р < 0,001; ** -p < 0,01 Legend: *** - p < 0,001; ** -p < 0,01

Мы провели еще один множественный установить зависимость степени удовлетво-

пошаговый регрессионный анализ, чтобы ренности жизнью от уровня удовлетворенно-

сти образовательным процессом (табл. 2.).

Таблица 2

Регрессионные модели, описывающие зависимость удовлетворенности жизнью от удовлетворенности образовательным процессом

Table 1

Regression models describing the dependence of life satisfaction on satisfaction with the educational process

Независимые переменные и константа Модель 1 Модель 2

Константа -4,1 -9,508

Деятельностная сторона образовательного процесса 8,778*** 6,37***

Организационная сторона образовательного процесса 0,064 -0,018

Взаимодействие участников образовательного процесса 0,21 3,688**

Административная сторона образовательного процесса 0,08 -0,44

Я2 (объяснительный потенциал модели) 0,196 0,226

F (контрольная величина модели регрессии) 63,5 37,8

Р (надежность линейной регрессионной модели зависимости) 0,000001 0,00001

Условные обозначения: *** -р < 0,001; ** -р < 0,01 Legend: *** - p < 0,001; ** - p < 0,01

© 2011-2017 Вестник НГПУ

Все права защищены

2017, том 7, № 6

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

Нами были получены две надежные регрессионные модели. Однако эти модели описывают незначительный объем изменчивости зависимой переменной (19,6 % - первая и 22,6 % - вторая). Это говорит о том, что удовлетворенность жизнью у педагогов только на 20 % объясняется удовлетворенностью дея-тельностной и социально-психологической стороной образовательного процесса, а на 80 % - другими факторами.

В нашем исследовании подтвердилась гипотеза о том, что удовлетворенность отдельными сторонами образовательного процесса влияет на удовлетворенность жизнью у учителей. Оказалось, что удовлетворенность жизнью зависит от удовлетворенности собственной деятельностью и удовлетворенностью сложившимися взаимоотношениями с учениками, коллегами, администрацией и родителями. В рамках анализа процесса социально-психологической адаптации молодых учителей эти результаты имеют особую значимость, т. к. по данным исследователей уровень удовлетворенности своей деятельностью у начинающих учителей ниже, чем у более опытных коллег [14].

Заключение

Во-первых, мы представили данные об уровне социально-психологической адаптации к профессиональной деятельности и удовлетворенности жизнью учителей общеобразовательных школ г. Челябинска, не представленные ранее. Полученные данные свидетельствуют о том, что учителя достаточно адаптированы к профессиональной деятельности. При этом среди начинающих учителей чаще наблюдаются случаи дистанцирования от профессии.

Во-вторых, было установлено, что уровень социально-психологической дезадаптации учителя зависит от таких факторов удовлетворенности жизнью как включенность в жизнь, разочарование в жизни и усталость от жизни. Это значит, что удовлетворенность жизнью является предиктором уровня социально-психологической адаптации учителей к их профессиональной деятельности.

В-третьих, было установлено, что удовлетворенность жизнью у учителей зависит от удовлетворенности собственной деятельностью и удовлетворенности сложившимися взаимоотношениями с учениками, коллегами, администрацией и родителями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бадашкеев М. В. Анализ мониторинга удовлетворенности образовательным процессом сельской школы // Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории. - 2015. - № 9-10 (38). - С. 45-48.

2. Багнетова Е. А., Литовченко О. Г., Нифонтова О. Л. Оценка качества жизни, психологического и функционального состояния педагогов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6-0. - С. 253.

3. Водинчар Е. А., Завьялова Е. Х. Взаимосвязь личностного потенциала и субъективной успешности профессиональной деятельности учителя // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2015. - № 2 (26). - С. 39-48.

4. Дубровина С. В., Дрейзин И. В. Взаимосвязь внутренних ресурсов личности и удовлетворенности качеством жизни у педагогов // Теория и практика общественного развития. - 2015. -№ 21. - С. 335-337.

© 2011-2017 Вестник НГПУ

Все права защищены

94

2017, том 7, № 6

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

5. Ершова Н. В., Прямикова Е. В., Шапко И. В. Мониторинг социального и профессионального самочувствия педагогов: определение основных показателей // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - 2015. - № 3. - С. 16-26.

6. Ефимова Г. З. Молодой учитель: профессиональная социализация и качество жизни // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2015. - Т. 1, № 3 (3). - С. 102-113.

7. Жегин П. А. Поддержка начинающих учителей: опыт Австралии, новой Зеландии, Ирландии // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 2. - С. 238-245.

8. Зембицкая М. В. Поддержка молодых учителей как приоритет кадровой политики США в сфере школьного образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2014. - № 5-2. - С. 124-128.

9. Котова С. А. Адаптация в должности и освоение профессии учителя // Народное образование. - 2010. - № 8. - С. 121-127.

10. Малышев И. В. Характеристика социально-психологических параметров адаптационной готовности и копинг-стратегий специалистов стрессогенных профессий // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2016. - № 3 (9). - С. 69-71.

11. Маслинский К. А., Иванюшина В. А. Остаться учителем? Факторы, влияющие на отношение к уходу из учительской профессии // Вопросы образования. - 2016. - № 4. - С. 8-30.

12. Пинская М. А., Пономарева А. А., Косарецкий С. Г. Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России // Вопросы образования. - 2016. - № 2. - С. 100-124.

13. Русанова А. А. Удовлетворенность как показатель качества образования в современном вузе (из опыта конкретного социологического исследования) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2011. - № 3. - С. 21.

14. Созиева Ф. Х. Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и удовлетворенности профессиональной деятельностью учителей разного возраста // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. - 2012. - № 3. - С. 81-88.

15. Супатаева Э. А. О реализации мониторинга удовлетворенности учащихся образовательным процессом // Известия Кыргызской академии образования. - 2015. - № 2 (34). - С. 98-104.

16. Хошимова Н. М., Тагоева С. М. Проблемы адаптации начинающих учителей к профессиональной деятельности // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. - 2016. - Т. 48, № 3. - С. 226-229.

17. Черникова Е. Г. Особенности социально-профессиональной адаптации молодых педагогов общеобразовательных школ // Вестник Челябинского государственного университета. -2014. - № 4 (333). - С. 150-153.

18. Шайденко Н. А., Подзолков В. Г., Кипурова С. Н., Сергеев А. Н., Сергеева А. В. Адаптационный потенциал будущего учителя и его проявления на этапе вхождения в профессию. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2013. - 232 с.

19. Штефан А. Н., Фокина Т. А. Организация психологического сопровождения процесса адаптации молодых учителей к работе в сельской школе // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. - 2016. - № 2. - С. 52-56.

20. Щуковский С. В. Удовлетворенность образовательным процессом как показатель адаптации учащихся и результативности работы школы // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. - 2009. - № 10. - С. 1358.

21. Clandinin D. J., Long J., Schaefer L., Downey C. A., Steeves P., Pinnegar E., McKenzie Robblee S., Wnuk Sh. Early career teacher attrition: intentions of teachers beginning // Teaching éducation. - 2015. -Vol. 26, Issue 1. - Р. 1-16. DOI: https://dx.doi.org/10.1080/10476210.2014.996746

© 2011-2017 Вестник НГПУ Все права защищены

95

2017, том 7, № 6

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

22. Dalal R., Baysing M., Brummel B., LeBreton J. The relative importance of employee engagement, other job attitudes, and trait affect as predictors of job performance // Journal of Applied Social Psychology. - 2012. - Vol. 42 (S1). - P. E295-E325. DOI: https://dx.doi.org/10.1111/j.1559-1816.2012.01017.x

23. Fox A. R. C., Wilson E. G. Networking and the development of professionals: Beginning teachers building social capital // Teaching and teacher education. - 2015. - Vol. 47. - P. 93-107. DOI: https://dx.doi.org/10.1016Zj.tate.2014.12.004

24. Han S., Cetin S. C., Matteson S. M. Examining the Pattern of Middle Grade Mathematics Teachers' Performance: A Concurrent Embedded Mixed Methods Study // Eurasiajournal of mathematics science and technology education. - 2016. - Vol. 12, № 3. - P. 387-409. DOI: https://dx.doi.org/10.12973/eurasia.2016.1206a

25. Judge T., Kammeyer-Mueller J. Job attitudes // Annual Review of Psychology. - 2012. -Vol. 63. - P. 341-367. DOI: https://dx.doi.org/10.1146/annurev-psych-120710-100511

26. Lindqvist P., Nordanger U. K., Carlsson R Teacher attrition the first five years - A multifaceted image // Teaching and teacher education. - 2014. - Vol. 40. - P. 94-103. DOI: https://dx.doi.oig/10.1016/j.tate.2014.02.005

27. Moliner Miravet L., Orti Pitarch J. Will I finish the syllabus? Concerns of novice teachers // Revista complutense de educacion. - 2016. - Vol. 27, № 2. - P. 827-844 DOI: https://dx.doi.org/10.5209/rev_RCED.2016.v27.n2.48371

28. Nahid N. A. Teachers: emotional intelligence, job satisfaction, and organizational commitment // Journal of Workplace Learning. - 2012. - Vol. 24, Issue 4. - P. 256-269. DOI: https://dx.doi.org/10.1108/13665621211223379

29. Parker C. A., Bickmore K. Conflict management and dialogue with diverse students: novice teachers' approaches and concerns // Journal of Teaching and Learning. - 2012. - Vol. 8, № 2. -P. 47-64. DOI: https://dx.doi.org/10.22329/JTL.V8I2.3313

30. Saowanee T., Sompon T. School Climate affecting job satisfaction of teachers in Primary Education, Khon Kaen, Thailand // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - Vol. 116. -P. 996-1000. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.334

31. Struyve C., Vanthournout G. More than a mentor the role of social connectedness in early career and experienced teachers' intention to leave // Journal of professional capital and community. -2016. - Vol. 1, Issue 3. - P. 198-218. DOI: https://dx.doi.org/10.1108/JPCC-01-2016-0002

32. Struyven K., Vanthournout G. Teachers' Exit Decisions: An Investigation into the Reasons why Newly Qualified Teachers Fail to Enter the Teaching Profession or Why Those Who Do Enter Do not Continue Teaching // Teaching and Teacher Education. - 2014. - Vol. 43. - P. 37-45. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.tate.2014.06.002

33. Usop A. M., Askandar D. K., Langguyuan-Kadtong M., Usop D. A. Work performance and job satisfaction among teachers // International Journal of Humanities and Social Science. - 2013. - Vol. 3, № 5. - P. 245-252. URL: http://www.ijhssnet.com/journals/Vol_3_No_5_March_2013/25.pdf

34. Vatashchak I. S. Dynamics of professional interest of young teachers as the background of professional development // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. - 2015. - № 11. - P. 2260-2274. DOI: https://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-2015-8-11-2260-2274

35. Viseu J., Neves de Jesus S., Rus C., Canavarro J. M. Teacher motivation, work satisfaction, and positive psychological capital: A literature review // Electronic Journal of Research in Educational Psychology. - 2016. - Vol. 14 (2), № 39. - P. 439-461. DOI: https://dx.doi.org/10.14204/ejrep.39.15102

© 2011-2017 Вестник НГПУ Все права защищены

96

2017, Vol. 7, No. 6 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

DOI: 10.15293/2226-3365.1706.06

Nadezhda Valeryevna Sivrikova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Social Work, Pedagogics and Psychology Department, Southern Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9757-8113 E-mail: [email protected] Elena Gennadyevna Chernikova, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Social Work, Pedagogics and Psychology Department, Southern Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8858-9790 E-mail: [email protected] Nadezhda Anatolyevna Sokolova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Social Work, Pedagogics and Psychology Department, Southern Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2110-8320 E-mail: [email protected]

Teachers' satisfaction with life and educational process as predictors of their social and psychological adaptation

Introduction. The problem ofstudying the factors of teachers ' social and psychological adaptation has grown in importance in the light of recent increased requirements imposed to teachers in the conditions of updating the education system. Despite this, very few studies have investigated the impact of satisfaction with life and profession on teachers ' adaptation. Therefore, the purpose of this study is to identify the relationship between teachers ' social and psychological adaptation and their satisfaction with life and educational process.

Materials and Methods. Data collection was carried out by means of the following techniques: Satisfaction with life by N. N. Melnikova; Satisfaction with various aspects of educational process by its participants by M. I. Lukyanova and N. V. Kalinina, and the questionnaire for studying the level of teachers ' social and psychological disadaptation. Mathematical data processing was performed using the multiple regression analysis. The sample consisted of 262 comprehensive school teachers from Chelyabinsk.

Results. The research revealed rather high level of satisfaction with life and educational process among the surveyed teachers. Only 30 % of newly-qualified and 20 % of experienced teachers showed the evident signs ofdisadaptation. Differences in social and psychological adaptation of teachers depending on their work experience have been indicated in the criterion of distancing from the profession. It has been identified that experienced teachers are more satisfied both with the separate aspects and educational process as a whole. The newly-qualified teachers demonstrated more accurate hierarchy in satisfaction with the separate aspects of educational process. They are more satisfied with the organizational component and interaction with other participants of the process. There was a significant correlation between teachers ' level of social and psychological adaptation and the level of their life satisfaction. Moreover, the correlation

Abstract

© 2011-2017 NSPU Bulletin

All rights reserved

97

2017, Vol. 7, No. 6 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

between the level of life satisfaction and the level of satisfaction with the separate aspects of educational process was observed.

Conclusions. The findings of this study suggest the following: 1) the level of teachers' social and psychological adaptation to the profession depends on such factors of life satisfaction as inclusiveness in life, disappointment in life and fatigue from life; 2) the level of life satisfaction depends on such factors of satisfaction with educational process as satisfaction with activity and interaction with participants of educational process.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Social and psychological adaptation; Adaptation of teachers; Satisfaction with life; Satisfaction with educational process; Satisfaction with activity; Professional adaptation; Professional development. Acknowledgem ents

The reported study was funded by Krasnoyarsk State Pedagogical University, No. 16-748 on "The Socio-psychological adaptation of young teachers in secondary schools.

1. Badashkeev M. V. Analysis of Monitoring of Satisfaction with Educational Process of Rural School. Scientific Discussion: Issues of Sociology, Political Science, Philosophy, History, 2015, no. 9-10, pp. 45-48. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24327633

2. Bagnetova E. A., Litovchenko O. G., Nifontova O. L. Assessment of Quality of Life, Psychological and Functional Status of Teachers. Modern Problems of Science and Education, 2015, no. 6-0, pp. 253. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25389834

3. Vodinchar E. A., Zavyalova E. Kh. Personality's Potential and Subjective Effectiveness of Teacher's Work. Messenger KRAUNTS. Humanitarian Sciences, 2015, no. 2, pp. 39-48. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25376466

4. Dubrovina S. V., Dreizin I. V. Correlation of teachers' internal personal resources and satisfaction with the quality of life. Theory and Practice of Social Development, 2015, no. 21, pp. 335-337. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24876729

5. Ershova N. V., Pryamikova E. V., Shapko I. V. Monitoring of Social and Professional Well-Being of Teachers: The Definition of Basic Indicators. Bulletin of Social and Humanitarian Education and Science, 2015, no. 3, pp. 16-26. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=2667456

6. Efimova G. Z. The Young Teacher: Professional Socialization and Living Standards. Tyumen State University Herald. Social, Economic, and Law Research, 2015, vol. 1, no. 3, pp. 102-113. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25941055

7. Zhegin P. A. Novice teacher support: experience of Australia, New Zealand and Ireland. Pedagogical Education in Russia, 2011, no. 2, pp. 238-245. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 16441692

8. Zembitskaya M. V. Support of young teachers as a priority of the USA personnel policy in the field of school education. Actual Problems of Humanitarian and Natural Sciences, 2014, no. 5-2, pp. 124-128. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21675790

9. Kotova S. A. Adapting and mastering the profession of a teacher. Public Education, 2010, no. 8, pp. 121-127. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15500769

10. Malyshev I. V. Characteristics of socio-psychological parameters of adaptive readiness and coping strategies of specialists in stressful professions. A New Word in Science: Prospects for Development, 2016, no. 3, pp. 69-71. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26508279

© 2011-2017 NSPU Bulletin All rights reserved

Keywords

REFERENCES

98

2017, Vol. 7, No. 6 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

11. Maslinskii K. A., Ivanyushina V. A. To remain a teacher? Factors influencing attitudes toward leaving from the teaching profession. Educational Studies. Moscow, 2016, no. 4, pp. 8-30. (In Russian) DOI: https://dx.doi.org/10.17323/1814-9545-2016-4-8-30

12. Pinskaya M. A., Ponomareva A. A., Kosaretskii S. G. Professional Development and Training for Young Teachers in Russia. Educational Studies. Moscow, 2016, no. 2, pp. 100-124. (In Russian) DOI: 10.17323/1814-9545-2016-2-100-124 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26421715

13. Rusanova A. Satisfaction as an indicator of the quality of education in the modern university (the experience of a particular case study). Society of Russia: Educational Space, Psychological Structures and Social Values, 2011. no. 3. pp. 21 (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16927222

14. Sozieva F. Kh. Relationship of Life Meaning Orientations and Satisfaction of Professional Activities of Teachers of Different Ages. Bulletin of Khetagurov North Ossetian State University. Social Sciences, 2012, no. 3, pp. 81-88. (In Russian) URL: https: //elibrary.ru/item .asp?id=18811417

15. Supataeva E. A. About Implementation of Monitoring of Satisfaction of The Students Educational Process. Bulletin of Kyrgyz Academy of Education, 2015, no. 2, pp. 98-104. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25727182

16. Khoshimova N. M., Tagoeva S. M. Problems of young teachers to professional activity. Scientific Notes Series of Humanities and Social Sciences, 2016, vol. 48, no. 3, pp. 226-229. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27516379

17. Chernikova E. G. Features and Contradictions of Socially-Professional Adaptation of Young Teachers of General Schools. Bulletin of Chelyabinsk State University, 2014, no. 4, pp. 150-153. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21682877

18.Shaidenko N. A., Podzolkov V. G., Kipurova S. N. Adaptation potential of the future teacher and his manifestations at the stage of entering the profession. Monograph. Tula, Tula State Pedagogical University L. N. Tolstoy Publ., 2013, 232 p. (In Russian) URL: https: //elibrary.ru/item .asp?id=24158904

19.Shtefan A. N., Fokina T. A. The organization of psychological support of the process of adaptation of young teachers to work in a rural school. Bulletin of Moscow Humanitarian-Economic Institute, 2016, no. 2, pp. 52-56. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27467412

20.Shchukovsky S. V. Satisfaction with the educational process as an indicator of adaptation of students and school performance. The Emissia. Offline Letters, 2009, no. 10, p. 1358 (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17743952

21. Clandinin D. J., Long J., Schaefer L., Downey C. A., Steeves P., Pinnegar E., McKenzie Robblee S., Wnuk Sh. Early career teacher attrition: intentions of teachers beginning. Teaching Education, 2015, vol. 26, issue 1, pp. 1-16. DOI: https://dx.doi.org/10.1080/10476210.2014.996746

22. Dalal R., Baysing M., Brummel B., LeBreton J. The relative importance of employee engagement, other job attitudes, and trait affect as predictors of job performance. Journal of Applied Social Psychology, 2012, vol. 42 (S1), pp. E295-E325. DOI: https://dx.doi.org/10.1111/j.1559-1816.2012.01017.x

23. Fox A. R. C., Wilson E. G. Networking and the development of professionals: Beginning teachers building social capital. Teaching and Teacher Education, 2015, vol. 47, pp. 93-107. DOI: https://dx.doi.org/10.1016Zj.tate.2014.12.004

24. Han S., Cetin S. C., Matteson S. M. Examining the pattern of middle grade mathematics teachers' performance: a concurrent embedded mixed methods study. Eurasia Journal of Mathematics

© 2011-2017 NSPU Bulletin All rights reserved

99

2017, Vol. 7, No. 6 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Science and Technology Education, 2016, vol. 12, no. 3, pp. 387-409. DOI: https://dx.doi.org/10.12973/eurasia.2016.1206a

25. Judge T., Kammeyer-Mueller J. Job attitudes. Annual Review of Psychology, 2012, vol. 63, pp. 341-367. DOI: https://dx.doi.org/10.1146/annurev-psych-120710-100511

26. Lindqvist P., Nordanger U. K., Carlsson R. Teacher attrition the first five years - A multifaceted image. Teaching and Teacher Education, 2014, vol. 40, pp. 94-103. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.tate.2014.02.005

27. Moliner Miravet L., Orti Pitarch J. Will I finish the syllabus? Concerns of novice teachers. Revista Complutense de Educacion, 2016, vol. 27, no. 2, pp. 827-844 DOI: https://dx.doi.org/10.5209/rev_RCED.2016.v27.n2.48371

28. Nahid N. A. Teachers: emotional intelligence, job satisfaction, and organizational commitment. Journal of Workplace Learning, 2012, vol. 24, issue 4, pp. 256-269. DOI: https://dx.doi.org/10.1108/13665621211223379

29. Parker C. A., Bickmore K. Conflict management and dialogue with diverse students: novice teachers' approaches and concerns. Journal of Teaching and Learning, 2012, vol. 8, no 2, pp. 47-64. DOI: https://dx.doi.org/10.22329/JTL.V8I2.3313

30. Saowanee T., Sompon T. School climate affecting job satisfaction of teachers in Primary Education, Khon Kaen, Thailand. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2014, vol. 116, pp. 996-1000. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.334

31. Struyve C., Vanthournout G. More than a mentor the role of social connectedness in early career and experienced teachers' intention to leave. Journal of Professional Capital and Community, 2016, vol. 1, issue 3, pp. 198-218. DOI: https://dx.doi.org/10.1108/JPCC-01-2016-0002

32. Struyven K., Vanthournout G. Teachers' exit decisions: an investigation into the reasons why newly qualified teachers fail to enter the teaching profession or why those who do enter do not continue teaching. Teaching and Teacher Education, 2014, vol. 43, pp. 37-45. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.tate.2014.06.002

33. Usop A. M., Askandar D. K., Langguyuan-Kadtong M., Usop D. A. Work Performance and Job Satisfaction among Teachers. International Journal of Humanities and Social Science, 2013, vol. 3, no. 5, pp. 245-252. URL: http://www.ijhssnet.com/journals/Vol_3_No_5_March_2013/25.pdf

34. Vatashchak I. S. Dynamics of professional interest of young teachers as the background of professional development. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2015, no. 11, pp. 2260-2274. DOI: https://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-2015-8-11-2260-2274

35. Viseu J., Neves de Jesus S., Rus C., Canavarro J. M. Teacher motivation, work satisfaction, and positive psychological capital: A literature review. Electronic Journal of Research in Educational Psychology, 2016, vol. 14 (2), no. 39, pp. 439-461. DOI: https://dx.doi.org/10.14204/ejrep.39.15102

Submitted: 21 July 2017 Accepted: 03 November 2017 Published: 30 December 2017

© ®

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

© 2011-2017 NSPU Bulletin

All rights reserved

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.