Ф. Е. Ильин, А. М. Мосейкова
Оценка физического развития детей и подростков лицея № 389 Центра экологического образования Кировского района Санкт-Петербурга
В последнее десятилетие резко ухудшилось здоровье детского населения, что объясняют возросшим социальным неблагополучием, падением уровня жизни, недостаточностью полноценного питания в семье и школе и другими факторами. Поэтому изучение закономерностей развития растущего организма вызывает повышенный интерес у исследователей.
Выяснение закономерностей развития ребёнка, специфики функционирования физиологических систем на разных этапах онтогенеза и механизмов - необходимое условие обеспечения нормального физического и психического развития подрастающего поколения.
Здоровье ребенка интегрально отражает влияние условий среды на организм и во многом зависит от условий жизни, особенно на ранних этапах развития. Основными критериями здоровья при этом являются уровень физического развития и функциональное состояние детского организма.
Исследование проводилось с 1 сентября 2009 по 31 декабря 2010 г. на базе лицея № 389 Кировского района Санкт-Петербурга. Было обследовано в зависимости от пола, возраста и класса 288 детей и подростков.
Данное обследование включает три антропометрических (масса тела, длина тела и окружность грудной клетки) и два физиометрических показателя (сила кистей, жизненная емкость легких). В ходе исследования оценивалось морфофункциональное состояние ребёнка.
Измерение тотальных размеров тела проводили по общепринятой антропометрической методике. Определили уровень физического развития (УФР).
Длина тела мальчиков с 1 по 5 классы и в 8 классе имела тенденцию к увеличению, в 6 классе была тенденция к возрастанию длины тела у девочек, в 7 классе эта величина была одинаковая у мальчиков и девочек. Данный показатель у мальчиков 9 и 10 классов был достоверно выше по сравнению с девочками.
Масса тела мальчиков в возрасте 7, 8, 10, 11, 12, 14, 15 и 16 лет имела тенденцию к возрастанию по сравнению с девочками в
188
возрасте 9 и 13 лет, наоборот, данный показатель недостоверно был выше у девочек.
Окружность грудной клетки (ОГК) мальчиков имела тенденцию возрастания в возрасте 8, 9, 10, 14, 15 и 16 лет. В возрасте 7 лет ОГК был одинаков у мальчиков и девочек, а в возрасте 11, 12 и 13 лет данный показатель имел тенденцию к возрастанию у девочек.
Антропометрические показатели (длина, масса, окружность грудной клетки) находятся в пределах физиологической нормы.
Динамометрия кисти левой руки показала достоверно высокие показатели у мальчиков в 8, 10, 11, 13, 14 и 16 лет. Сила кисти левой руки мальчиков в возрасте 7, 9, 12 лет имела тенденцию к возрастанию по сравнению с девочками того же возраста.
Сила кисти правой руки в возрасте 7, 8, 10, 11, 13, 14, 15 и 16 лет, имела тенденцию к увеличению у мальчиков по сравнению с девочками, у которых этот показатель в возрасте 9 и 12 лет был на уровне мальчиков.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) в возрасте 7, 8, 9, 10, 11, 13, 16 лет у мальчиков имела тенденцию к возрастанию по сравнению с девочками того же возраста. В возрасте 12, 14 и 15 лет ЖЕЛ был достоверно выше, чем у девочек этого возраста.
Сравнительный анализ тотальных размеров тела (длина, окружность грудной клетки) у обследованных младших классов выявил закономерно большие величины этих показателей у старшеклассников по сравнению с младшими. Аналогичные изменения характерны и для физиометрических показателей (ЖЕЛ, силы кисти левой и правой рук).
В нашем примере рост обследуемого оказался средним (±0,45), масса тела также - средняя (±0,35), ОГК - средняя (±0,25, ЖЕЛ -средняя (±0,16), сила правой кисти - средняя (±0,36), левой -средняя (±0,17).
Физиометрические показатели (жизненная емкость легких, сила кистей левой и правой) рук соответствуют физиологической норме.
Гипотеза в нашей работе подтвердилась: дети и подростки лицея № 389 ЦЭО Кировского района Санкт-Петербурга, имеющие нормальные антропометрические и физиометрические показатели, обладали хорошим здоровьем.
Антропометрические (длина и масса тела, окружность грудной клетки) и физиометрические показатели (сила кисти левой и правой рук, жизненная емкость легких) детей и подростков лицея № 389 ЦЭО Кировского района Санкт-Петербурга находятся в пределах физиологической нормы.
189
Антропометрические и физиометрические показатели у старшеклассников выше по сравнению с младшими классами.
В нашем опыте по уровню физического развития детей рост обследуемых оказался средним (±0,45), масса тела также - средняя (±0,35), ОГК - средняя (±0,25), ЖЕЛ - средняя (±0,16), сила правой кисти - средняя (±0,36), левой - средняя (±0,17).
Общая оценка физического развития учащихся с 1 по 10 классы лицея № 389 ЦЭО Кировского района Санкт-Петербурга следующая: физическое развитие среднее, гармоничное.
С. А. Костенко, Н. И. Ястребцова
Анализ педагогических факторов, влияющих на эффективность изучения генетики
По мнению многих современных ученых, именно генетика является сердцевиной биологической науки. Знания из генетики позволяют понимать все разнообразие биологических форм на земле: мутационные, эволюционные, селекционные процессы; регуляцию экспрессии генов на уровне организмов; развитие многих патологических процессов и т. п. Генетика как учебная дисциплина в вузе формирует биологическую культуру, способную преодолеть дискретное мышление в области биологических наук (Л.Г. Рытов, 2006).
С точки зрения преподавания и понимания студентами и учениками старших классов, генетика считается одной из самых сложных биологических дисциплин. Трудности вызывают следующие особенности учебного процесса генетики:
• большое количество новых сроков и понятий, которые вводятся практически в каждом из разделов генетики;
• требования к решению задач, их постановка, понимание, экстраполяция;
• абстрактное мышление и пространственное воображение, необходимые для овладения знаниями и навыками;
• необходимость использования статистических методов при решении отдельных задач и понимания теории вероятностных процессов.
Студенты, которые изучают генетику в университете, приходят с разноуровневыми багажами знаний и навыков, что обусловлено наличием как специализированных школ-лицеев с биологическим ук-
190