Научная статья на тему 'Особенности состояния здоровья и физического развития школьников Санкт-Петербурга'

Особенности состояния здоровья и физического развития школьников Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
470
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педиатр
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ГРУППА ЗДОРОВЬЯ / ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ / МЫШЕЧНАЯ СИЛА КИСТИ / ИНДЕКС МАССЫ ТЕЛА / STATE OF HEALTH / GROUP OF HEALTH / VITAL CAPACITY OF LUNGS / MUSCULAR FORCE OF A BRUSH / BMI

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Суслова Галина Анатольевна, Львов Сергей Николаевич, Земляной Дмитрий Алексеевич

В статье приведены результаты исследования состояния здоровья и физического развития учащихся 10 и 11-летнего возраста. Выявлено, что гармоничное физическое развитие имеют 59,9 % школьников. Силовые возможности каждого третьего школьника лежат в пределах значений «ниже среднего». Проанализированы зависимости физиометрических показателей от пола и возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the state of health and physical development of school students of St. Petersburg

In article are given the results of research of a state of health and physical development of school students. It’s revealed that 59.9 % of schoolboy have harmonious physical development. Power opportunities of every third school student lie within values “below an average”. Dependences of physiometric indicators on a sex and age are analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности состояния здоровья и физического развития школьников Санкт-Петербурга»

© Г. А. Суслова, С. Н. Львов, Д.А.Земляной

ГБоУ ВПо «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» минздрава россии

Резюме. В статье приведены результаты исследования состояния здоровья и физического развития учащихся 10 и 11-летнего возраста. Выявлено, что гармоничное физическое развитие имеют 59,9 % школьников. Силовые возможности каждого третьего школьника лежат в пределах значений «ниже среднего». Проанализированы зависимости физиометрических показателей от пола и возраста.

Ключевые слова: состояние здоровья; группа здоровья; жизненная емкость легких; мышечная сила кисти; индекс массы тела.

УДК: 616-053.5

особенности состояния здоровья и физического развития школьников

сАНКТ-ПЕТЕРБУРГА ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в Российской Федерации состояние здоровья детей и подростов характеризуется тенденцией к росту заболеваемости по ряду нозологических форм, значительной распространенностью хронических заболеваний, снижением количества здоровых детей [2, 3, 4, 6, 8, 14]. Одним из интегральных показателей состояния здоровья детей и эффективным способом гигиенической диагностики донозологических состояний является физическое развитие. Переход к предметному обучению на средней ступени школьного образования, когда имеет место интенсификация учебной нагрузки, совпадает с началом пубертатного периода, периода активных изменений в различных органах и системах детей [1, 15, 17, 19]. В связи с этим изучение показателей физического развития школьников является актуальным.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучить состояние здоровья школьников 10 и 11-летнего возраста и оценить показатели физического развития в зависимости от пола и возраста.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Подготовка и проведение исследования проводились в соответствии с установленной нормативной документацией [11, 12]. В основу исследования положены данные скрининга школьников 10 и 11-летнего возраста, обучающихся в четвертых и пятых классах школ Невского района и Калининского районов Санкт-Петербурга. В соответствии с правилами возрастной группировки, учитывая, что возрастной интервал для детей старше 7 лет составляет 1 год, возраст определяли следующим образом: п ± 0,6, где п — возраст в годах на момент исследования. 10-летним считался ребенок от 9 лет 6 месяцев 1 дня до 10 лет 5 месяцев 29 дней.

Обязательным условием включения в обследование было добровольное письменное информированное согласие законных представителей школьника.

Для оценки физического развития использовали: 1) соматометриче-ские показатели: длина тела (ДТ), масса тела (МТ), окружность грудной клетки (ОГК), окружность головы (ОГ); 2) физиометрические показатели: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила руки (ДМ) [16]. Обе группы показателей обследованных детей оценивали путем сопоставления с центильной шкалой для данных возрастных групп [2, 5, 9].

Статистическую обработку данных проводили с помощью пакета прикладных программ Statistica 6.1. Результаты представлены в виде медианы, 25 и 75 перцентилей: Ме (Р25-Р75). Анализ достоверности различий между группами осуществляли с использованием методов непараметрической статистики (и-тест Манна-Уитни). За критический уровень значимости было принято значение р < 0,05 [13].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Всего было обследовано 459 детей, учащихся на младшей и средней ступенях школьного образования, из них девочек было 50,5 %, мальчиков — 49,5 % человек. Мальчиков 10 лет было 125 (27,23 %)

Таблица 2

Таблица 1

Гендерные различия в распределении учащихся по группам здоровья: абс (%)

Группа здоровья Мальчики (n = 157) Девочки (n = 173) Всего (n = 330)

I 23 (14,65 %) 14 (8,09 %) 37 (11,21 %)

II 85 (54,14 %) 95 (54,91 %) 180 (54,5 5 %)

III 44 (28,03 %) 62 (35,84 %) 106 (32,12 %)

IV 5 (3,18 %) 2 (1,16 %) 6 (2,12 %)

Наличие отклонении в состоянии здоровья учащихся: абс (%)

Отклонения Мальчики Девочки Мальчики Девочки

10 лет (n = 84) 10 лет (n = 95) 11 лет (n = 73) 11 лет (n = 78)

Состояние опорно-двигательной системы

Нарушение осанки, наличие плоскостопия 9 (10,7 %) 23 (24,2 %) 26 (35,6 %) 24 (30,8 %)

Состояния зрительного аппарата

Снижение зрения 17 (20,2 %) 28 (29,5 %) 21 (28,8 %) 28 (35,9 %)

Группа здоровья

I 13 (15,48 %) 7 (7,37 %) 10 (13,7 %) 7 (8,97 %)

II 50 (59,52 %) 55 (57,89 %) 35 (47,95 %) 40 (51,28 %)

III 19 (22,62 %) 33 (34,74 %) 25 (34,25 %) 29 (37,18 %)

IV 2 (2,38 %) 0 (0 %) 3 (4,11 %) 2 (2,5 6 %)

человек, девочек 10 лет — 125 (27,23 %), мальчиков 11 лет — 102 (22,23 %), девочек 11 лет — 107 (23,31 %) человек.

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Были проанализированы данные, полученные при выкопировке данных из учетной формы №№ 026/у-2000 «Медицинская карта школьника». Сравнительный анализ состояния здоровья учащихся показал, что только 11,21 % детей имеют I группу здоровья, достоверных различий по половому и возрастному принципам деления не установлено (табл. 1).

Наиболее часто у учащихся выявлены изменения со стороны опорно-двигательной системы и зрительного аппарата (табл. 2).

Более чем у трети младшеклассников были выявлены патология глаз и его придаточного аппарата, включая аномалии рефракции, миопию 1-Ш степени, гиперметропию 1-Ш степени и астигматизм. Динамика выявления миопии слабой степени представлена в таблице 3.

Таблица 3

Частота встречаемости миопии слабой степени: абс (%)

Аномалия рефракции 8 лет 9 лет 10 лет 11 лет

Миопия слабой степени 11 (10,1 %) 33 (21,6 %) 42 (26,3 %) 45 (31,7 %)

Анализ распространенности заболеваний глаз в зависимости от половой принадлежности показал статистически значимое увеличение встречаемости патологий у девочек (р = 0,04).

Анализ распространенности миопии показывает, что частота встречаемости данной патологии резко возрастает к 4-5 классу: с 22,2 % до 34,8 % (р < 0,001). При переходе к предметному обучению растет количество детей с миопией средней и высокой степени, а встречаемость функциональных расстройств глаза падает в 4,4 раза: с 10,6 % у детей на I ступени обучения до 2,5 % на второй (р < 0,01).

Полученные результаты согласуются с данными многочисленных исследований [2, 7, 10, 18] и свидетельствуют об интенсивном воздействии учебного процесса на состояние здоровья детей, в связи с чем стоит очевидный вопрос о необходимости рационализации учебного процесса и своевременного определения факторов риска для предотвращения повышения не только количества детей с миопией, но и степени миопии.

АНАЛИЗ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Анализ характера распределения исследуемых антропометрических показателей с помощью статистических параметров (Средняя арифметическая —

Таблица 4

Характеристики распределения антропометрических показателей

Признак Возраст, лет Мальчики Девочки

Me Mo M As E Me Mo M As E

ДТ, см 10 141,0 139,0 141,3 -0,14 0,60 141,0 141,0 140,5 0,13 -0,01

11 146,8 146,0 146,8 0,35 0,03 146,0 - 145,4 -0,13 0,98

МТ, кг 10 35,0 - 36,3 1,61 4,34 34,0 29,0 35,7 1,15 1,36

11 39,0 - 41,2 1,71 5,08 38,0 38,0 38,6 0,82 0,74

ОГК, см 10 67,0 67,0 68,3 0,76 0,98 66,0 69,0 67,4 0,76 0,39

11 70,0 69,0 71,0 1,06 2,63 68,0 65,0 69,6 0,88 0,49

ОГ, см 10 53,5 54,0 53,3 -0,25 0,66 53,0 53,0 5 3,0 2,41 13,84

11 54,0 54,0 53,8 -1,77 12,66 53,0 5 3,0 53,1 0,66 4,01

М, Мода — Мо, Медиана — Ме, коэффициенты асимметрии — As и эксцесса — Е) позволил выявить ряд особенностей (табл. 4).

Так, при анализе соотношений М, Мо и Ме и у мальчиков, и у девочек обеих возрастных групп М ДТ больше значения Мо, причем значения М близки значениям Ме. ДТ характеризуется коэффициентом асимметрии с разным знаком. Коэффициент эксцесса был выше критических значений. Сопоставление М, Мо и Ме показателей МТ и ОГК показало их различия: во всех группах средняя арифметическая МТ и ОГК больше значений Мо и Ме, причем различия значительно более выражены, чем для ДТ. Это указывает на выраженную правостороннюю асимметрию признаков. Также во всех группах выявлены положительные коэффициенты As и Е, их величины существенно превышали критические значения параметров нормального распределения. Для показателей МТ и ОГК выявлен выраженный коэффи-

циент эксцесса, что свидетельствует о достаточной однородности данных. Сходные характеристики МТ и ОГК обусловлены высокой корреляционной связью этих двух показателей. Полученные данные свидетельствуют, что распределение изучаемых показателей отличается от нормального.

Результаты проведенного исследования показали, что гармоничное физическое развитие имели 59,9 % школьников (64,7 % девочек и 55,1 % мальчиков) (рис. 1). У детей с гармоничным развитием определили соматотип. Наиболее частый тип — ме-зосоматический, статистически значимых отличий по половому признаку не выявлено (табл. 5).

Таблица 5

Соматотип школьников Санкт-Петербурга: абс (%)

Пол N набл. Макро-соматотип Мезо-соматотип Микро-соматотип

Мальчики 125 11 (8,8 %) 101 (80,8 %) 13 (10,4 %)

Девочки 150 10 (6,7 %) 119 (79,3 %) 21 (14 %)

70,0%

60,0%-

50,0%

Гарм-е Дисгэрм-е

О Девочки в Мальчики Рис. 1. Гармоничность развития школьников Санкт-Петербурга

Резко Дисгарм-е

Таблица 6

Распределение школьников по показателям физического развития: абс (%)

Показатель измерения Зона Мальчики Девочки

10 лет 11 лет 10 лет 11 лет

ДТ, см очень низкий 2 (1,6%) 0 (0 %) 3 (2,4 %) 2 (1,9%)

низкий 2 (1,6%) 2 (2 %) 9 (7,2 %) 4(3,7%)

ниже среднего 18 (14,4 %) 12 (11,8 %) 19 (15,2 %) 14 (13,1 %)

средний 65 (52 %) 56 (54,9 %) 62 (49,6 %) 68 (63,6 %)

выше среднего 24 (19,2 %) 17 (16,7 %) 21 (16,8 %) 10 (9,3 %)

высокий 9 (7,2 %) 9 (8,8 %) 8 (6,4 %) 6 (5,6%)

очень высокий 5 (4 %) 6 (5,9 %) 3 (2,4 %) 3 (2,8%)

МТ, кг очень низкий 0 (0 %) 1 (1 %) 1 (0,8 %) 0 (0 %)

низкий 8 (6,4 %) 1 (1 %) 5 (4 %) 5 (4,7 %)

ниже среднего 10 (8 %) 8 (7,8 %) 18 (14,4 %) 13 (12,1 %)

средний 5 8 (46,4 %) 40 (39,2 %) 5 2 (41,6 %) 62 (57,9 %)

выше среднего 17 (13,6 %) 19 (18,6 %) 16 (12,8 %) 11 (10,3 %)

высокий 13 (10,4 %) 4 (3,9 %) 15 (12 %) 8 (7,5 %)

очень высокий 19 (15,2 %) (2) 29 (28,4 %) (1, 2) 18 (14,4 %) 8 (7,5 %) (1)

ОГК, см очень низкий 2 (1,7%) 2 (2,3 %) 3 (2,6%) 0 (0 %)

низкий 1 (0,8 %) 6 (7 %) 2 (1,7%) 1 (1 %)

ниже среднего 7(5,9 %) 1 (1,2 %) 7(6,1 %) 7 (7,1 %)

средний 44 (37 %) 33 (38,4 %) 55 (47,8 %) 46 (46,9 %)

выше среднего 19 (16 %) 17 (19,8 %) 15 (13 %) 20 (20,4 %)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

высокий 21 (17,6 %) 10 (11,6 %) 9 (7,8 %) 13 (13,3 %)

очень высокий 25 (21 %) 17 (19,8 %) 24 (20,9 %) (3) 11 (11,2 %) (3)

ОГ, см очень низкий 14 (11,5 %) 7 (8,1 %) 1 (0,8 %) 4 (4,3 %)

низкий 22 (18 %) 7 (8,1 %) 5 (4 %) 10 (10,9 %)

ниже среднего 3 (2,5%) 19 (22,1 %) 42 (33,6 %) 17 (18,5 %)

средний 73 (59,8 %) 47 (54,7 %) 69 (5 5,2 %) 5 8 (63 %)

выше среднего 9 (7,4 %) 0 (0 %) 6 (4,8 %) 2 (2,2%)

высокий 0 (0 %) 3 (3,5 %) 0 (0 %) 0 (0 %)

очень высокий 1 (0,8 %) 3 (3,5 %) 2 (1,6 %) 1 (1,1%)

ИМТ очень низкий 1 (0,8 %) 2 (2 %) 1 (0,8 %) 2 (1,9%)

низкий 4 (3,2 %) 4 (3,9 %) 4 (3,2 %) 3 (2,8%)

ниже среднего 14 (11,2 %) 8 (7,8 %) 11 (8,8 %) 10 (9,3 %)

средний 5 6 (44,8 %) 44 (43,1 %) 51 (40,8 %) 51 (47,7 %)

выше среднего 19 (15,2 %) 13 (12,7 %) 22 (17,6 %) 15 (14 %)

высокий 17 (13,6 %) 16 (15,7 %) 15 (12 %) 15 (14 %)

очень высокий 14 (11,2 %) 15 (14,7 %) 21 (16,8 %) 11 (10,3 %)

Статистически значимые различия: (1) - р < 0,001, (2) - р < 0,05, (3) - р < 0,05.

В тоже время практически каждый третий ребенок имел отклонения физического развития: у 18,1 % девочек и 12,3 % мальчиков отмечался значительный дефицит массы тела, соответственно 11,2 % девочек и 21,1 % мальчиков имели избыточную массу тела (табл. 6).

Установлено статистически значимое увеличение (с 15,2 % до 28,4 %, р < 0,05) численности мальчиков 11 лет с очень высокими значениями массы тела

по сравнению с 10-летними сверстниками; количество девочек с очень высокими значениями массы тела в 11-летнем возрасте оказалось практически в 4 раза меньше, чем сверстников-мальчиков (28,4 % и 7,5 % соответственно, р < 0,001). Также отмечено практически двухкратное снижение численности 11-летних девочек с очень высокими показателями ОГК по сравнению с 10-летними девочками (20,9 % и 11,2 % соответственно, р < 0,05).

Таблица 7

Сравнительная характеристика физического развития, Ме (Р25-Р75)

Показатель Мальчики Девочки

10 лет (n = 125) 11 лет (n = 102) 10 лет (n = 125) 11 лет (n = 107)

ДТ, см 141,0 (137,5-145,5) 146,8 (141,5-151,0) 141,0 (136,0-145,5) 146,0 (142,0-150,0)

МТ, кг 35,0 (31,0-39,8) 39,0 (35,0-47,0) 34,0 (29,0-40,0) 38,0 (34,0-42,0)

ОГК, см 67,0 (64,0-72,0) 70,0 (67,0-74,0) 66,0 (62,0-71,0) 68,0 (65,0-72,5)

ОГ, см 53,5 (52,0-54,0) (2) 54,0 (53,0-55,0) (1) 53,0 (52,0-54,0) 53,0 (52,0-54,0)

Статистически значимые различия в сравнении с девочками-однолетками: (1) - р < 0,01, (2) - р < 0,05

Таблица 8

Характеристики распределения показателей длины тела, массы тела, окружности грудной клетки и окружности головы

Признак Возраст, лет Мальчики Девочки

Me Mo M As E Me Mo M As E

ДМ, кг 10 14,3 10,0 14,7 0,155 -0,816 12,0 10,0 13,2 0,688 0,038

11 18,2 14,0 17,6 0,349 0,202 14,1 20,0 15,0 0,246 -0,5 89

ЖЕЛ, мл 10 1750,0 - 1756,4 0,200 0,246 1600,0 1600,0 1669,7 0,918 1,774

11 2000,0 2000,0 1926,0 -0,079 -0,123 1800,0 - 1802,8 1,017 1,545

Сравнительный анализ антропометрических показателей мальчиков и девочек представлен в таблице 7.

Анализ имеющихся данных позволяет сделать вывод, что в исследуемых возрастных группах мальчики и девочки по антропометрическим показателям практически не отличаются друг от друга, за исключением показателей окружности головы (у мальчиков в обеих возрастных группах значения ОГ превышали таковые у девочек-сверстниц).

Характер распределения полученных данных позволил сделать вывод о том, что физиометрические показатели не подчиняются закону нормального распределения (табл. 8).

Распределение школьников по функциональным показателям: абс (%)

Сравнение функциональных показателей с референтными значениями позволило установить, что силовые возможности каждого третьего школьника лежат в пределах значений «ниже среднего» (табл. 9).

В возрастной группе 10 лет доля мальчиков с мышечной силой ниже средних значений меньше по отношению к девочкам, а со средними значениями — превышает таковую у сверстниц.

Для респираторных показателей характерна обратная картина: среди девочек средние показатели встречались статистически значимо чаще, чем среди их ровесников (47,6 % и 30,9 % соответственно, р < 0,05). У девочек в 11 лет ситуация меняется: жиз-

Таблица 9

Показатели и варианты значений Мальчики Девочки

10 лет 11 лет 10 лет 11 лет

Мышечная сила правой кисти, кг

n = 106 n= 80 n = 104 n = 70

ниже средних 44 (41,5%) (1) 31 (38,8%) 61 (58,7%) 30 (42,9%)

средние 43 (40,6%) (1) 40 (50%) 25 (24%) 26 (37,1%)

выше средних 19 (17,9%) 9 (11,3%) 18 (17,3%) 14 (20%)

Жизненная емкость легких, мл

n = 110 n = 77 n = 103 n = 72

ниже средних 70 (63,6%) (1) 34 (44,2%) (2) 41 (39,8%) 44 (61,1%)

средние 34 (30,9%) (1) 40 (51,9%) (2) 49 (47,6%) 20 (27,8%)

выше средних 6 (5,5%) 3 (3,9%) 13 (12,6%) 8 (11,1%)

Статистически значимые различия в сравнении с девочками-однолетками: (1) - в возрасте 10 лет (р < 0,05); (2) - в возрасте 11 лет (р<0,05)

Таблица 10

Статистические параметры показателей силы сжатия кисти и жизненной емкости легких, Ме (Р25-Р75)

Показатель Мальчики Девочки

10 лет 11 лет 10 лет 11 лет

ДМ, кг 14,3 (10,0-18,0) (1) 18,2 (14,0-20,0) (2) 12 (10,0-15,9) 14,1 (20,0-18,5)

СПМ, см 1750 (1500-2000) (3) 2000 (2000-2100) (4) 1600 (1600-1900) 1800 (1500-2000)

Статистически значимые различия в сравнении с девочками-однолетками: (1) - р < 0,01; (2) - р < 0,01; (3) - р < 0,01; (4) - р < 0,05

ненная емкость легких не соответствует возрастным нормативам у 61,1 % и на 20 % снижается доля детей со средними значениями.

Сравнительный анализ физиометрических показателей по гендерному признаку представлен в таблице 10.

Полученные данные свидетельствуют о наличии признаков полового диморфизма, что сопровождается неодинаковым темпом развития мышечной и дыхательной систем у обоих полов. Например, силовые возможности мальчиков 10 и 11 лет достоверно превышают силовые возможности девочек-сверстниц; показатель жизненной емкости легких также статистически значимо выше у мальчиков обоих возрастов.

выводы

1. Среди школьников в возрастной группе 10-11 лет доля практически здоровых детей не превышает 11,2 %.

2. Гармоничное физическое развитие выявлено у 59,9 % школьников младших классов.

3. Силовые возможности обследованных школьников находятся ниже средних значений в 38,8-58,7 % случаев; при этом установлены статистически значимые отличия в физиометри-ческих показателях: мышечная сила и показатели ЖЕЛ мальчиков статистически значимо превышают таковые у сверстниц.

4. Исходя из полученных данных, улучшение состояния здоровья школьников является одним из главных направлений в деятельности образовательных и лечебных учреждений. В рамках продолжения данного исследования планируется поиск причинно-следственных факторов для формирования здоровьесберегающих подходов с целью улучшения здоровья подрастающего поколения.

литература

1. Ануфриева Е.В. Статистический анализ данных физического развития подростков Свердловской области для составления оценочных таблиц / Т.А. Маслакова, Е. В. Ануфриева, Г М. Насыбуллина // Уральский медицинский журнал. - 2008. - № 5. - С. 79-82.

2. БарановА.А. Особенности состояния здоровья современных школьников / А. А. Баранов, Л. М. Сухарева // Вопросы современной педиатрии. - 2006. -Т. 5. - № 5. - С. 14-19.

3. Баранов А.А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: Руководство для врачей / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. - М.: ГЭОТАР-Медиа. - 2008. -432 с.

4. Баранов А.А. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности / А. А. Баранов, Л. А. Щеплягина, А. Г. Ильин, В. Р. Кучма // Российский педиатрический журнал. - 2005. - № 2. - С. 4-8.

5. Баранов А.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Н.А Скоблина. - М.: НЦЗД РАМН. -2008. - 216 с.

6. Доклад «Аналитические материалы о положении детей в Санкт-Петербурге. 2011 год» // Доступно по URL: http://www.homekid.ru.

7. Иванова И. В. Аномалии рефракции у школьников -распространенность и влияние на качество жизни ребенка / И. В. Иванова, Н. Л. Черная, Т. Н. Нечаева, И. Ф. Шкирева, Е. Б. Сякина // Российский педиатрический журнал. - 2007. - № 6. - С. 17-20.

8. Львов С. Н. Состояние здоровья детей младшего и среднего школьного возраста, проживающих в мегаполисе / Д. А. Земляной, В. В. Хорунжий, Е. С. Крутова, О. С. Львова, А. В. Филиппов // Мат. VI Рос. форума «Здоровье детей: профилактика и терапия социально-значимых заболеваний (14-15.05.2012)». - СПб. - С. 108-109.

9. Методические рекомендации оценки физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье (Утв. гос. ком. сан-эпид. надзора РФ 17 марта 1996 г., № 01-19/31-17).

10. Пичужкина Н. М. Факторы риска формирования миопии у детей / Н. М. Пичужкина, А. В. Коновалова // Материалы X Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. - Москва. - 2007. - Книга 1. - С. 653-655.

11. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 14.03.1995 г. № 60 «Об утверждении инструк-

ции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов» (Приложение «Инструкция по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов»).

12. Распоряжение Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга от 21.09.2006 г. № 387-р «Об усилении взаимодействия детских амбулаторно-поликлинических и образовательных учреждений по укреплению здоровья детей».

13. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. - М.: МедиаСфера. - 2002.

14. Руденко Н.Н. Особенности состояния здоровья школьников Санкт-Петербурга / Н. Н. Руденко, И. Ю. Мельникова // Вопросы практической педиатрии. - 2010. - Т. 5. - № 2. - С. 121-123.

15. Скоблина Н.А. Результаты изучения физического развития московских и киевских школьников / Н.А. Скоблина, А. Г. Платонова // Ппена населених мкць. - Киев. - 2010. - № 56. - С. 282-287.

16. СтавицкаяА.Б. Методика исследования физического развития детей и подростков / А. Б. Ставицкая, Д. И. Арон. - Москва, 1959. - 76 с.

17. Суворова А. В. Показатели физического развития учащихся в школах с различной формой организации учебного процесса // Материалы 3-го все-

российского конгресса с международным участием по школьной и университетской медицине. - М.: Изд. Научного центра здоровья детей РАМН. -2012. - С. 406-408.

18. Черная Н.Л. Распространённость и медико-социальная значимость патологии органа зрения среди учащихся школ разного типа / Н. Л. Черная, И. В. Иванова, Т. Н. Нечаева, И. Ф. Шкирева, Е. Б. Сякина // Детская больница. - 2008. - № 4(34). - С. 19-22.

19. Шамигулов Ф.Б. Оценка состояния здоровья школьников при переходе на предметное обучение / Ф. Б. Шамигулов, С. Г. Ахмерова, В. В. Николаева // Медицинский вестник Башкортостана. - 2009. -№ 4. - С. 7-11.

features of the state of health and

physical development of school students of st. petersburg

Suslova G. A., Lvov S. N., Zemlyanoy D. A.

♦ Resume. In article are given the results of research of a state of health and physical development of school students. It's revealed that 59.9 % of schoolboy have harmonious physical development. Power opportunities of every third school student lie within values "below an average". Dependences of physiometric indicators on a sex and age are analyzed.

♦ Key words: state of health; group of health; vital capacity of lungs; muscular force of a brush; BMI.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ Информация об авторах

Суслова Галина Анатольевна - д. м. н., профессор, заведующая кафедрой реабилитологии ФПК и ПП. ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. E-mail: [email protected].

Львов Сергей Николаевич - к. м. н., профессор кафедры общей гигиены. ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. E-mail: [email protected].

Земляной Дмитрий Алексеевич - асс. кафедры общей гигиены. ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. E-mail: [email protected].

Suslova Galina Anatolyevna - MD, PhD, Professor, Head of Reabili-tology Department of Postgraduate Education Faculty. Saint-Petersburg State Pediatric Medical University. 2, Litovskaya St., St. Petersburg, 194100, Russia. E-mail: [email protected].

Lvov Sergey Nikolayevich - MD, PhD, Professor, Department of General Gygiene. Saint-Petersburg State Pediatric Medical University. 2, Litovskaya St., St. Petersburg, 194100, Russia. E-mail: [email protected].

Zemlyanoy DmitriyAlekseyevich - Assistant Professor, Department of General Gygiene. Saint-Petersburg State Pediatric Medical University. 2, Litovskaya St., St. Petersburg, 194100, Russia. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.