© Г. А. Суслова, С. Н. Львов, Д.А.Земляной
ГБоУ ВПо «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» минздрава россии
Резюме. В статье приведены результаты исследования состояния здоровья и физического развития учащихся 10 и 11-летнего возраста. Выявлено, что гармоничное физическое развитие имеют 59,9 % школьников. Силовые возможности каждого третьего школьника лежат в пределах значений «ниже среднего». Проанализированы зависимости физиометрических показателей от пола и возраста.
Ключевые слова: состояние здоровья; группа здоровья; жизненная емкость легких; мышечная сила кисти; индекс массы тела.
УДК: 616-053.5
особенности состояния здоровья и физического развития школьников
сАНКТ-ПЕТЕРБУРГА ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в Российской Федерации состояние здоровья детей и подростов характеризуется тенденцией к росту заболеваемости по ряду нозологических форм, значительной распространенностью хронических заболеваний, снижением количества здоровых детей [2, 3, 4, 6, 8, 14]. Одним из интегральных показателей состояния здоровья детей и эффективным способом гигиенической диагностики донозологических состояний является физическое развитие. Переход к предметному обучению на средней ступени школьного образования, когда имеет место интенсификация учебной нагрузки, совпадает с началом пубертатного периода, периода активных изменений в различных органах и системах детей [1, 15, 17, 19]. В связи с этим изучение показателей физического развития школьников является актуальным.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучить состояние здоровья школьников 10 и 11-летнего возраста и оценить показатели физического развития в зависимости от пола и возраста.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Подготовка и проведение исследования проводились в соответствии с установленной нормативной документацией [11, 12]. В основу исследования положены данные скрининга школьников 10 и 11-летнего возраста, обучающихся в четвертых и пятых классах школ Невского района и Калининского районов Санкт-Петербурга. В соответствии с правилами возрастной группировки, учитывая, что возрастной интервал для детей старше 7 лет составляет 1 год, возраст определяли следующим образом: п ± 0,6, где п — возраст в годах на момент исследования. 10-летним считался ребенок от 9 лет 6 месяцев 1 дня до 10 лет 5 месяцев 29 дней.
Обязательным условием включения в обследование было добровольное письменное информированное согласие законных представителей школьника.
Для оценки физического развития использовали: 1) соматометриче-ские показатели: длина тела (ДТ), масса тела (МТ), окружность грудной клетки (ОГК), окружность головы (ОГ); 2) физиометрические показатели: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила руки (ДМ) [16]. Обе группы показателей обследованных детей оценивали путем сопоставления с центильной шкалой для данных возрастных групп [2, 5, 9].
Статистическую обработку данных проводили с помощью пакета прикладных программ Statistica 6.1. Результаты представлены в виде медианы, 25 и 75 перцентилей: Ме (Р25-Р75). Анализ достоверности различий между группами осуществляли с использованием методов непараметрической статистики (и-тест Манна-Уитни). За критический уровень значимости было принято значение р < 0,05 [13].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Всего было обследовано 459 детей, учащихся на младшей и средней ступенях школьного образования, из них девочек было 50,5 %, мальчиков — 49,5 % человек. Мальчиков 10 лет было 125 (27,23 %)
Таблица 2
Таблица 1
Гендерные различия в распределении учащихся по группам здоровья: абс (%)
Группа здоровья Мальчики (n = 157) Девочки (n = 173) Всего (n = 330)
I 23 (14,65 %) 14 (8,09 %) 37 (11,21 %)
II 85 (54,14 %) 95 (54,91 %) 180 (54,5 5 %)
III 44 (28,03 %) 62 (35,84 %) 106 (32,12 %)
IV 5 (3,18 %) 2 (1,16 %) 6 (2,12 %)
Наличие отклонении в состоянии здоровья учащихся: абс (%)
Отклонения Мальчики Девочки Мальчики Девочки
10 лет (n = 84) 10 лет (n = 95) 11 лет (n = 73) 11 лет (n = 78)
Состояние опорно-двигательной системы
Нарушение осанки, наличие плоскостопия 9 (10,7 %) 23 (24,2 %) 26 (35,6 %) 24 (30,8 %)
Состояния зрительного аппарата
Снижение зрения 17 (20,2 %) 28 (29,5 %) 21 (28,8 %) 28 (35,9 %)
Группа здоровья
I 13 (15,48 %) 7 (7,37 %) 10 (13,7 %) 7 (8,97 %)
II 50 (59,52 %) 55 (57,89 %) 35 (47,95 %) 40 (51,28 %)
III 19 (22,62 %) 33 (34,74 %) 25 (34,25 %) 29 (37,18 %)
IV 2 (2,38 %) 0 (0 %) 3 (4,11 %) 2 (2,5 6 %)
человек, девочек 10 лет — 125 (27,23 %), мальчиков 11 лет — 102 (22,23 %), девочек 11 лет — 107 (23,31 %) человек.
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Были проанализированы данные, полученные при выкопировке данных из учетной формы №№ 026/у-2000 «Медицинская карта школьника». Сравнительный анализ состояния здоровья учащихся показал, что только 11,21 % детей имеют I группу здоровья, достоверных различий по половому и возрастному принципам деления не установлено (табл. 1).
Наиболее часто у учащихся выявлены изменения со стороны опорно-двигательной системы и зрительного аппарата (табл. 2).
Более чем у трети младшеклассников были выявлены патология глаз и его придаточного аппарата, включая аномалии рефракции, миопию 1-Ш степени, гиперметропию 1-Ш степени и астигматизм. Динамика выявления миопии слабой степени представлена в таблице 3.
Таблица 3
Частота встречаемости миопии слабой степени: абс (%)
Аномалия рефракции 8 лет 9 лет 10 лет 11 лет
Миопия слабой степени 11 (10,1 %) 33 (21,6 %) 42 (26,3 %) 45 (31,7 %)
Анализ распространенности заболеваний глаз в зависимости от половой принадлежности показал статистически значимое увеличение встречаемости патологий у девочек (р = 0,04).
Анализ распространенности миопии показывает, что частота встречаемости данной патологии резко возрастает к 4-5 классу: с 22,2 % до 34,8 % (р < 0,001). При переходе к предметному обучению растет количество детей с миопией средней и высокой степени, а встречаемость функциональных расстройств глаза падает в 4,4 раза: с 10,6 % у детей на I ступени обучения до 2,5 % на второй (р < 0,01).
Полученные результаты согласуются с данными многочисленных исследований [2, 7, 10, 18] и свидетельствуют об интенсивном воздействии учебного процесса на состояние здоровья детей, в связи с чем стоит очевидный вопрос о необходимости рационализации учебного процесса и своевременного определения факторов риска для предотвращения повышения не только количества детей с миопией, но и степени миопии.
АНАЛИЗ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Анализ характера распределения исследуемых антропометрических показателей с помощью статистических параметров (Средняя арифметическая —
Таблица 4
Характеристики распределения антропометрических показателей
Признак Возраст, лет Мальчики Девочки
Me Mo M As E Me Mo M As E
ДТ, см 10 141,0 139,0 141,3 -0,14 0,60 141,0 141,0 140,5 0,13 -0,01
11 146,8 146,0 146,8 0,35 0,03 146,0 - 145,4 -0,13 0,98
МТ, кг 10 35,0 - 36,3 1,61 4,34 34,0 29,0 35,7 1,15 1,36
11 39,0 - 41,2 1,71 5,08 38,0 38,0 38,6 0,82 0,74
ОГК, см 10 67,0 67,0 68,3 0,76 0,98 66,0 69,0 67,4 0,76 0,39
11 70,0 69,0 71,0 1,06 2,63 68,0 65,0 69,6 0,88 0,49
ОГ, см 10 53,5 54,0 53,3 -0,25 0,66 53,0 53,0 5 3,0 2,41 13,84
11 54,0 54,0 53,8 -1,77 12,66 53,0 5 3,0 53,1 0,66 4,01
М, Мода — Мо, Медиана — Ме, коэффициенты асимметрии — As и эксцесса — Е) позволил выявить ряд особенностей (табл. 4).
Так, при анализе соотношений М, Мо и Ме и у мальчиков, и у девочек обеих возрастных групп М ДТ больше значения Мо, причем значения М близки значениям Ме. ДТ характеризуется коэффициентом асимметрии с разным знаком. Коэффициент эксцесса был выше критических значений. Сопоставление М, Мо и Ме показателей МТ и ОГК показало их различия: во всех группах средняя арифметическая МТ и ОГК больше значений Мо и Ме, причем различия значительно более выражены, чем для ДТ. Это указывает на выраженную правостороннюю асимметрию признаков. Также во всех группах выявлены положительные коэффициенты As и Е, их величины существенно превышали критические значения параметров нормального распределения. Для показателей МТ и ОГК выявлен выраженный коэффи-
циент эксцесса, что свидетельствует о достаточной однородности данных. Сходные характеристики МТ и ОГК обусловлены высокой корреляционной связью этих двух показателей. Полученные данные свидетельствуют, что распределение изучаемых показателей отличается от нормального.
Результаты проведенного исследования показали, что гармоничное физическое развитие имели 59,9 % школьников (64,7 % девочек и 55,1 % мальчиков) (рис. 1). У детей с гармоничным развитием определили соматотип. Наиболее частый тип — ме-зосоматический, статистически значимых отличий по половому признаку не выявлено (табл. 5).
Таблица 5
Соматотип школьников Санкт-Петербурга: абс (%)
Пол N набл. Макро-соматотип Мезо-соматотип Микро-соматотип
Мальчики 125 11 (8,8 %) 101 (80,8 %) 13 (10,4 %)
Девочки 150 10 (6,7 %) 119 (79,3 %) 21 (14 %)
70,0%
60,0%-
50,0%
Гарм-е Дисгэрм-е
О Девочки в Мальчики Рис. 1. Гармоничность развития школьников Санкт-Петербурга
Резко Дисгарм-е
Таблица 6
Распределение школьников по показателям физического развития: абс (%)
Показатель измерения Зона Мальчики Девочки
10 лет 11 лет 10 лет 11 лет
ДТ, см очень низкий 2 (1,6%) 0 (0 %) 3 (2,4 %) 2 (1,9%)
низкий 2 (1,6%) 2 (2 %) 9 (7,2 %) 4(3,7%)
ниже среднего 18 (14,4 %) 12 (11,8 %) 19 (15,2 %) 14 (13,1 %)
средний 65 (52 %) 56 (54,9 %) 62 (49,6 %) 68 (63,6 %)
выше среднего 24 (19,2 %) 17 (16,7 %) 21 (16,8 %) 10 (9,3 %)
высокий 9 (7,2 %) 9 (8,8 %) 8 (6,4 %) 6 (5,6%)
очень высокий 5 (4 %) 6 (5,9 %) 3 (2,4 %) 3 (2,8%)
МТ, кг очень низкий 0 (0 %) 1 (1 %) 1 (0,8 %) 0 (0 %)
низкий 8 (6,4 %) 1 (1 %) 5 (4 %) 5 (4,7 %)
ниже среднего 10 (8 %) 8 (7,8 %) 18 (14,4 %) 13 (12,1 %)
средний 5 8 (46,4 %) 40 (39,2 %) 5 2 (41,6 %) 62 (57,9 %)
выше среднего 17 (13,6 %) 19 (18,6 %) 16 (12,8 %) 11 (10,3 %)
высокий 13 (10,4 %) 4 (3,9 %) 15 (12 %) 8 (7,5 %)
очень высокий 19 (15,2 %) (2) 29 (28,4 %) (1, 2) 18 (14,4 %) 8 (7,5 %) (1)
ОГК, см очень низкий 2 (1,7%) 2 (2,3 %) 3 (2,6%) 0 (0 %)
низкий 1 (0,8 %) 6 (7 %) 2 (1,7%) 1 (1 %)
ниже среднего 7(5,9 %) 1 (1,2 %) 7(6,1 %) 7 (7,1 %)
средний 44 (37 %) 33 (38,4 %) 55 (47,8 %) 46 (46,9 %)
выше среднего 19 (16 %) 17 (19,8 %) 15 (13 %) 20 (20,4 %)
высокий 21 (17,6 %) 10 (11,6 %) 9 (7,8 %) 13 (13,3 %)
очень высокий 25 (21 %) 17 (19,8 %) 24 (20,9 %) (3) 11 (11,2 %) (3)
ОГ, см очень низкий 14 (11,5 %) 7 (8,1 %) 1 (0,8 %) 4 (4,3 %)
низкий 22 (18 %) 7 (8,1 %) 5 (4 %) 10 (10,9 %)
ниже среднего 3 (2,5%) 19 (22,1 %) 42 (33,6 %) 17 (18,5 %)
средний 73 (59,8 %) 47 (54,7 %) 69 (5 5,2 %) 5 8 (63 %)
выше среднего 9 (7,4 %) 0 (0 %) 6 (4,8 %) 2 (2,2%)
высокий 0 (0 %) 3 (3,5 %) 0 (0 %) 0 (0 %)
очень высокий 1 (0,8 %) 3 (3,5 %) 2 (1,6 %) 1 (1,1%)
ИМТ очень низкий 1 (0,8 %) 2 (2 %) 1 (0,8 %) 2 (1,9%)
низкий 4 (3,2 %) 4 (3,9 %) 4 (3,2 %) 3 (2,8%)
ниже среднего 14 (11,2 %) 8 (7,8 %) 11 (8,8 %) 10 (9,3 %)
средний 5 6 (44,8 %) 44 (43,1 %) 51 (40,8 %) 51 (47,7 %)
выше среднего 19 (15,2 %) 13 (12,7 %) 22 (17,6 %) 15 (14 %)
высокий 17 (13,6 %) 16 (15,7 %) 15 (12 %) 15 (14 %)
очень высокий 14 (11,2 %) 15 (14,7 %) 21 (16,8 %) 11 (10,3 %)
Статистически значимые различия: (1) - р < 0,001, (2) - р < 0,05, (3) - р < 0,05.
В тоже время практически каждый третий ребенок имел отклонения физического развития: у 18,1 % девочек и 12,3 % мальчиков отмечался значительный дефицит массы тела, соответственно 11,2 % девочек и 21,1 % мальчиков имели избыточную массу тела (табл. 6).
Установлено статистически значимое увеличение (с 15,2 % до 28,4 %, р < 0,05) численности мальчиков 11 лет с очень высокими значениями массы тела
по сравнению с 10-летними сверстниками; количество девочек с очень высокими значениями массы тела в 11-летнем возрасте оказалось практически в 4 раза меньше, чем сверстников-мальчиков (28,4 % и 7,5 % соответственно, р < 0,001). Также отмечено практически двухкратное снижение численности 11-летних девочек с очень высокими показателями ОГК по сравнению с 10-летними девочками (20,9 % и 11,2 % соответственно, р < 0,05).
Таблица 7
Сравнительная характеристика физического развития, Ме (Р25-Р75)
Показатель Мальчики Девочки
10 лет (n = 125) 11 лет (n = 102) 10 лет (n = 125) 11 лет (n = 107)
ДТ, см 141,0 (137,5-145,5) 146,8 (141,5-151,0) 141,0 (136,0-145,5) 146,0 (142,0-150,0)
МТ, кг 35,0 (31,0-39,8) 39,0 (35,0-47,0) 34,0 (29,0-40,0) 38,0 (34,0-42,0)
ОГК, см 67,0 (64,0-72,0) 70,0 (67,0-74,0) 66,0 (62,0-71,0) 68,0 (65,0-72,5)
ОГ, см 53,5 (52,0-54,0) (2) 54,0 (53,0-55,0) (1) 53,0 (52,0-54,0) 53,0 (52,0-54,0)
Статистически значимые различия в сравнении с девочками-однолетками: (1) - р < 0,01, (2) - р < 0,05
Таблица 8
Характеристики распределения показателей длины тела, массы тела, окружности грудной клетки и окружности головы
Признак Возраст, лет Мальчики Девочки
Me Mo M As E Me Mo M As E
ДМ, кг 10 14,3 10,0 14,7 0,155 -0,816 12,0 10,0 13,2 0,688 0,038
11 18,2 14,0 17,6 0,349 0,202 14,1 20,0 15,0 0,246 -0,5 89
ЖЕЛ, мл 10 1750,0 - 1756,4 0,200 0,246 1600,0 1600,0 1669,7 0,918 1,774
11 2000,0 2000,0 1926,0 -0,079 -0,123 1800,0 - 1802,8 1,017 1,545
Сравнительный анализ антропометрических показателей мальчиков и девочек представлен в таблице 7.
Анализ имеющихся данных позволяет сделать вывод, что в исследуемых возрастных группах мальчики и девочки по антропометрическим показателям практически не отличаются друг от друга, за исключением показателей окружности головы (у мальчиков в обеих возрастных группах значения ОГ превышали таковые у девочек-сверстниц).
Характер распределения полученных данных позволил сделать вывод о том, что физиометрические показатели не подчиняются закону нормального распределения (табл. 8).
Распределение школьников по функциональным показателям: абс (%)
Сравнение функциональных показателей с референтными значениями позволило установить, что силовые возможности каждого третьего школьника лежат в пределах значений «ниже среднего» (табл. 9).
В возрастной группе 10 лет доля мальчиков с мышечной силой ниже средних значений меньше по отношению к девочкам, а со средними значениями — превышает таковую у сверстниц.
Для респираторных показателей характерна обратная картина: среди девочек средние показатели встречались статистически значимо чаще, чем среди их ровесников (47,6 % и 30,9 % соответственно, р < 0,05). У девочек в 11 лет ситуация меняется: жиз-
Таблица 9
Показатели и варианты значений Мальчики Девочки
10 лет 11 лет 10 лет 11 лет
Мышечная сила правой кисти, кг
n = 106 n= 80 n = 104 n = 70
ниже средних 44 (41,5%) (1) 31 (38,8%) 61 (58,7%) 30 (42,9%)
средние 43 (40,6%) (1) 40 (50%) 25 (24%) 26 (37,1%)
выше средних 19 (17,9%) 9 (11,3%) 18 (17,3%) 14 (20%)
Жизненная емкость легких, мл
n = 110 n = 77 n = 103 n = 72
ниже средних 70 (63,6%) (1) 34 (44,2%) (2) 41 (39,8%) 44 (61,1%)
средние 34 (30,9%) (1) 40 (51,9%) (2) 49 (47,6%) 20 (27,8%)
выше средних 6 (5,5%) 3 (3,9%) 13 (12,6%) 8 (11,1%)
Статистически значимые различия в сравнении с девочками-однолетками: (1) - в возрасте 10 лет (р < 0,05); (2) - в возрасте 11 лет (р<0,05)
Таблица 10
Статистические параметры показателей силы сжатия кисти и жизненной емкости легких, Ме (Р25-Р75)
Показатель Мальчики Девочки
10 лет 11 лет 10 лет 11 лет
ДМ, кг 14,3 (10,0-18,0) (1) 18,2 (14,0-20,0) (2) 12 (10,0-15,9) 14,1 (20,0-18,5)
СПМ, см 1750 (1500-2000) (3) 2000 (2000-2100) (4) 1600 (1600-1900) 1800 (1500-2000)
Статистически значимые различия в сравнении с девочками-однолетками: (1) - р < 0,01; (2) - р < 0,01; (3) - р < 0,01; (4) - р < 0,05
ненная емкость легких не соответствует возрастным нормативам у 61,1 % и на 20 % снижается доля детей со средними значениями.
Сравнительный анализ физиометрических показателей по гендерному признаку представлен в таблице 10.
Полученные данные свидетельствуют о наличии признаков полового диморфизма, что сопровождается неодинаковым темпом развития мышечной и дыхательной систем у обоих полов. Например, силовые возможности мальчиков 10 и 11 лет достоверно превышают силовые возможности девочек-сверстниц; показатель жизненной емкости легких также статистически значимо выше у мальчиков обоих возрастов.
выводы
1. Среди школьников в возрастной группе 10-11 лет доля практически здоровых детей не превышает 11,2 %.
2. Гармоничное физическое развитие выявлено у 59,9 % школьников младших классов.
3. Силовые возможности обследованных школьников находятся ниже средних значений в 38,8-58,7 % случаев; при этом установлены статистически значимые отличия в физиометри-ческих показателях: мышечная сила и показатели ЖЕЛ мальчиков статистически значимо превышают таковые у сверстниц.
4. Исходя из полученных данных, улучшение состояния здоровья школьников является одним из главных направлений в деятельности образовательных и лечебных учреждений. В рамках продолжения данного исследования планируется поиск причинно-следственных факторов для формирования здоровьесберегающих подходов с целью улучшения здоровья подрастающего поколения.
литература
1. Ануфриева Е.В. Статистический анализ данных физического развития подростков Свердловской области для составления оценочных таблиц / Т.А. Маслакова, Е. В. Ануфриева, Г М. Насыбуллина // Уральский медицинский журнал. - 2008. - № 5. - С. 79-82.
2. БарановА.А. Особенности состояния здоровья современных школьников / А. А. Баранов, Л. М. Сухарева // Вопросы современной педиатрии. - 2006. -Т. 5. - № 5. - С. 14-19.
3. Баранов А.А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: Руководство для врачей / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. - М.: ГЭОТАР-Медиа. - 2008. -432 с.
4. Баранов А.А. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности / А. А. Баранов, Л. А. Щеплягина, А. Г. Ильин, В. Р. Кучма // Российский педиатрический журнал. - 2005. - № 2. - С. 4-8.
5. Баранов А.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Н.А Скоблина. - М.: НЦЗД РАМН. -2008. - 216 с.
6. Доклад «Аналитические материалы о положении детей в Санкт-Петербурге. 2011 год» // Доступно по URL: http://www.homekid.ru.
7. Иванова И. В. Аномалии рефракции у школьников -распространенность и влияние на качество жизни ребенка / И. В. Иванова, Н. Л. Черная, Т. Н. Нечаева, И. Ф. Шкирева, Е. Б. Сякина // Российский педиатрический журнал. - 2007. - № 6. - С. 17-20.
8. Львов С. Н. Состояние здоровья детей младшего и среднего школьного возраста, проживающих в мегаполисе / Д. А. Земляной, В. В. Хорунжий, Е. С. Крутова, О. С. Львова, А. В. Филиппов // Мат. VI Рос. форума «Здоровье детей: профилактика и терапия социально-значимых заболеваний (14-15.05.2012)». - СПб. - С. 108-109.
9. Методические рекомендации оценки физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье (Утв. гос. ком. сан-эпид. надзора РФ 17 марта 1996 г., № 01-19/31-17).
10. Пичужкина Н. М. Факторы риска формирования миопии у детей / Н. М. Пичужкина, А. В. Коновалова // Материалы X Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. - Москва. - 2007. - Книга 1. - С. 653-655.
11. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 14.03.1995 г. № 60 «Об утверждении инструк-
ции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов» (Приложение «Инструкция по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов»).
12. Распоряжение Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга от 21.09.2006 г. № 387-р «Об усилении взаимодействия детских амбулаторно-поликлинических и образовательных учреждений по укреплению здоровья детей».
13. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. - М.: МедиаСфера. - 2002.
14. Руденко Н.Н. Особенности состояния здоровья школьников Санкт-Петербурга / Н. Н. Руденко, И. Ю. Мельникова // Вопросы практической педиатрии. - 2010. - Т. 5. - № 2. - С. 121-123.
15. Скоблина Н.А. Результаты изучения физического развития московских и киевских школьников / Н.А. Скоблина, А. Г. Платонова // Ппена населених мкць. - Киев. - 2010. - № 56. - С. 282-287.
16. СтавицкаяА.Б. Методика исследования физического развития детей и подростков / А. Б. Ставицкая, Д. И. Арон. - Москва, 1959. - 76 с.
17. Суворова А. В. Показатели физического развития учащихся в школах с различной формой организации учебного процесса // Материалы 3-го все-
российского конгресса с международным участием по школьной и университетской медицине. - М.: Изд. Научного центра здоровья детей РАМН. -2012. - С. 406-408.
18. Черная Н.Л. Распространённость и медико-социальная значимость патологии органа зрения среди учащихся школ разного типа / Н. Л. Черная, И. В. Иванова, Т. Н. Нечаева, И. Ф. Шкирева, Е. Б. Сякина // Детская больница. - 2008. - № 4(34). - С. 19-22.
19. Шамигулов Ф.Б. Оценка состояния здоровья школьников при переходе на предметное обучение / Ф. Б. Шамигулов, С. Г. Ахмерова, В. В. Николаева // Медицинский вестник Башкортостана. - 2009. -№ 4. - С. 7-11.
features of the state of health and
physical development of school students of st. petersburg
Suslova G. A., Lvov S. N., Zemlyanoy D. A.
♦ Resume. In article are given the results of research of a state of health and physical development of school students. It's revealed that 59.9 % of schoolboy have harmonious physical development. Power opportunities of every third school student lie within values "below an average". Dependences of physiometric indicators on a sex and age are analyzed.
♦ Key words: state of health; group of health; vital capacity of lungs; muscular force of a brush; BMI.
♦ Информация об авторах
Суслова Галина Анатольевна - д. м. н., профессор, заведующая кафедрой реабилитологии ФПК и ПП. ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. E-mail: [email protected].
Львов Сергей Николаевич - к. м. н., профессор кафедры общей гигиены. ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. E-mail: [email protected].
Земляной Дмитрий Алексеевич - асс. кафедры общей гигиены. ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. E-mail: [email protected].
Suslova Galina Anatolyevna - MD, PhD, Professor, Head of Reabili-tology Department of Postgraduate Education Faculty. Saint-Petersburg State Pediatric Medical University. 2, Litovskaya St., St. Petersburg, 194100, Russia. E-mail: [email protected].
Lvov Sergey Nikolayevich - MD, PhD, Professor, Department of General Gygiene. Saint-Petersburg State Pediatric Medical University. 2, Litovskaya St., St. Petersburg, 194100, Russia. E-mail: [email protected].
Zemlyanoy DmitriyAlekseyevich - Assistant Professor, Department of General Gygiene. Saint-Petersburg State Pediatric Medical University. 2, Litovskaya St., St. Petersburg, 194100, Russia. E-mail: [email protected].